рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Возникновение экспериментального естествознания в ХУ1-ХУП в.в. рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Возникновение экспериментального естествознания в ХУ1-ХУП в.в.

Возникновение экспериментального естествознания в ХУ1-ХУП в.в.

Возникновение экспериментального естествознания в ХУ1-ХУП в.в. № 14

(Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей, И.Ньютон)

 

Историческая справка

Период европейской истории с конца Х1У по начало ХУП века принято называть эпохой Возрождения и подразделять ее на два этапа:


- ранний этап - Италия Х1У – ХУ веков; в основном он характеризуется развитием гуманитарных проблем (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо – Х1У век) и борьбой  против схоластики.

      - поздний этап (ХУ – начало ХУП в.); это время возникновения экспериментального     естествознания, хотя и гуманитарные проблемы продолжают развиваться.

Вцелом для эпохи Возрождения характерно следующее:

- использование античного культурного наследия: его значение столь велико, что вся  эпоха определяется как эпоха Возрождения (Ренессанса); это название подчеркивает возобновление и творческое развитие культуры античности после более чем тысячелетнего забвения;

- значительное уменьшение диктатуры римско-католической церкви: появление лютеранства, кальвинизма;

- возникновение культуры гуманизма: светской культуры, в центре которой стоит ЧЕЛОВЕК, его права, интересы, формирование всесторонне развитой личности;

- существенные сдвиги в сфере производства: развитие горной промышленности, появление доменного металлургического процесса, развитие кораблестроения, военного дела, совершенствование водяных и ветряных двигателей, появление книгопечатания, применение компаса и пороха и т.д.;

- рост интереса к природе и развитие естествознания: природа становится важным объектом не только литературы и изобразительного искусства, но и науки.

        Для становления науки  рассматриваемого периода характерно следующее:

- развитие математики; необходимо было, прежде всего, восстановить математику как теоретическую, строго доказательную дисциплину и поставить ее на службу развивающейся производственной практике. В этом состояло существенное отличие от положения математики в эпоху античности, когда она расценивалась как «чистая наука», часть философии; теперь важно было развивать математику и как теоретическую, и как прикладную дисциплину;

- возникновение экспериментального и математического естествознания; подлинно научное изучение природы и человека возможно лишь на путях их опытного, экспериментального исследования – развивается методология опыта, формируется эксперимент как важнейший метод научного исследования, возникает неизвестное ранее математическое естествознание;

- существенное изменение астрономии; она становится важнейшей прикладной и теоретической дисциплиной, сочетающей как тщательное наблюдение природы, так и ее строжайшее математическое осмысление; это привело, в частности, к появлению более точных астрономических таблиц, нового календаря, гелиоцентрической системы.

- значительное развитие физики, химии, ботаники, биологии, медицины.

        Среди наиболее значительных ученых эпохи Возрождения следует выделить Л. да Винчи, Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея. В этой же теме целесообразно рассмотреть и вклад в науку, сделанный И.Ньютоном в  конце эпохи Возрождения – начале Нового времени.

 

 

 

 

 


ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 – 1519)

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.

 Л. да Винчи -  первый теоретик экспериментально-математического исследования природы. Он отстаивал решающее значение опыта в познании природы. Истина, считал он, достижима через союз ОПЫТА с ТЕОРИЕЙ (наукой). Наиболее полезным методом познания истины считал АНАЛИТИЧЕСКИЙ метод.

        Л.да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Об этом можно судить, исходя из записных книжек и рукописей. Всего сохранилось около 7 тысяч листов.

Искусство и наука, по мнению Леонардо, связаны неразрывно. Отдавая  пальму первенства живописи как наиболее интеллектуального, по его убеждениям, вида творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, истинный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, считая свои заметки и рисунки набросками к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты нашли выражение в его новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Леонардо принадлежат исследования о падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжести пирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках; о законах трения, а также изобретение динамометра, одометра, некоторых кузнечных инструментов, лампы с двойным притоком воздуха.

 Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

 Леонардо был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, высказал догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомические исследования: обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках, изучая функции органов, Леонардо рассматривал организм как образец «природной механики». Особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремился ввести экспериментальный метод  в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе».

        Явив собою, идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи оценивался в последующем как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).

 Из работы Л. да Винчи «ОБ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ НАУКЕ»

 Утверждают, что механическим является то знание, которое порождено опытом, научным знанием - то, которое рождается и завершается в мысли, а полумеханическим — то, которое рождается от науки и завершается в деятельности рук (operatione manuale). Но мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств. И если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности Бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, чего не случается с вещами достоверными. Вот почему мы скажем, что там, где кричат, там истинной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор прекращается навсегда. И если спор возникает снова и снова, то эта наука - лживая и путанная, а не возродившаяся [на новой основе] достоверность. Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числом и мерой. Эти науки с высшей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных. Здесь не будут возражать, что дважды три больше или меньше шести или что в треугольнике углы меньше двух прямых углов. Всякое возражение оказывается здесь разрушенным, будучи приведено к вечному молчанию. И этими науками наслаждаются в мире их почитатели, чего не могут дать обманчивые науки мысленные. <...>

Опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт, с величайшими упреками виня его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешным, и, ожидая от опыта в суетных и вздорных желаниях вещей, которые не в его власти, говорить, что он обманчив! Несправедливо жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его в обманчивых и лживых показаниях. <...>

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и, прежде всего, потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности. <...>

Николай Коперник (1473-1543)

Гениальный польский ученый, заложивший основы научной астрономии.

Н. Коперник учился в Краковском, Болонском и Падуанском университетах, усваивая достижения гуманистической культуры, совершенствуя астрономические познания, в том числе, читая в подлинниках произведения древнегреческих астрономов. Древние теории укрепили Коперника в уже возникших у него сомнениях в правильности теории Птолемея. В результате многолетних тщательных астрономических наблюдений и их математической обработки ученый создал новую гелиоцентрическую систему мира и изложил ее в работе «Об обращении небесных сфер». Основные идеи работы:

1. Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вращается вокруг своей оси.

2. Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

З. Смена дня и ночи, видимое вращение звездного неба  объясняются вращением Земли вокруг своей оси.

4. Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником.

Подвергнув решительной критике ошибочную и путаную систему Птолемея, Коперник математически обосновал гелиоцентрическую систему как единственно правильную. Значение теории Коперника вышло за рамки только астрономии, эта теория оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие математики, естествознания, мировоззрения вцелом.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Итальянский религиозный деятель, философ-пантеист, поэт.

Бруно  родился в городе Ноле в 1543, в 1563 вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительно  непорочного зачатия Девы Марии навлек на себя подозрения в еретичестве, принужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. С этих пор он скитался по Европе: жил в Женеве,  читал публичные лекции в Тулузе, Париже. Его споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж. В 1583 г. он отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет, живя под покровительством французского посланника. Здесь он написал свои главнейшие произведения. Затем он снова путешествует – отправляется в Париж, затем - в Марбург, в Виттенберг, где в 1586 — 88 гг. читает лекции и произносит горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Бруно жил в Праге, Франкфурте-на-Майне, Цюрихе. В 1592 г. возвратился в Италию. Несколько месяцев он спокойно прожил в Венеции и Падуе. Но 22 мая 1592 г. был схвачен инквизицией  в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на площади Кампо деи Фиори, как еретик и нарушитель монашеского обета.

В 1865 Италия воздвигла в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был открыт памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, где инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни.

Основные сочинения Дж. Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме», антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», комедия «Подсвечник», философские сонеты.

        Бруно защищал философские выводы из гелиоцентрической системы Коперника, критикуя учения схоластов о центральном положении земли. Вместе с тем Бруно отказался от воззрений польского астронома, согласно которому Солнце – абсолютный центр Вселенной. Такого центра, считал Бруно, вообще нет. Вселенная не имеет границ, число миров в ней  бесконечно и всюду существует движение. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания, он защищал идею единства и внутренней связи всех вещей. Бруно горячо поддерживал достижения современной ему науки и считал, что истина должна основываться на разуме, быть очевидной и выражать самую суть вещей.

В последних произведениях Бруно переносит свой главный интерес на отношения «бесконечно малых». Он вводит понятие «монада», представляющее собой наименьшую единицу бытия и считает необходимым истолковывать его в трояком смысле:

- в онтологическом: как наименьшее образование, в деятельности которого объединены телесное и духовное;

- в физическом: как атом Демокрита;

- в математическом: как точку.

 

 

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

итальянский ученый, один из основателей экспериментального естествознания.

Галилей происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, получил прекрасное образование, преподавал во многих итальянских университетах, уделял огромное внимание научно-исследовательской работе.

Еще в детские годы Галилей увлекался конструированием механических игрушек, мастерил действующие модели машин, мельниц и кораблей. Как рассказывал впоследствии один из его учеников, Галилей еще в юности отличался редкой наблюдательностью, благодаря которой сделал свое первое важное открытие: наблюдая качания люстры в Пизанском соборе, установил закон изохронности колебаний маятника (независимость периода колебаний от величины отклонения). Умение наблюдать и делать выводы из увиденного отличало Галилея всю жизнь. Еще в молодости он понял, что «явления природы, как бы незначительны, как бы во всех отношениях маловажны ни казались, не должны быть презираемы философом, но все должны быть в одинаковой мере почитаемы. Природа достигает большого малыми средствами, и все ее проявления одинаково удивительны». По существу, это высказывание можно считать декларацией экспериментального подхода Галилея к изучению явлений природы.

В годы детства и юности Галилея практически безраздельно господствовали представления, сформировавшиеся еще во времена античности. Некоторые из них, например, геометрия Евклида и статика Архимеда, сохранили свое значение и в наши дни. Большой багаж накопили и наблюдения астрономов, приведшие к возникновению прогрессивной для своего времени системы мира Птолемея (2 в. н. э.). Однако многие положения античной науки, обретшие со временем статус непререкаемых догм, не выдержали испытания временем и оказались отвергнутыми, когда главным арбитром в науке был признан опыт. В первую очередь, это относится к механике Аристотеля и многим другим его естественнонаучным представлениям. Но именно эти ошибочные положения стали фундаментом официального «идеологического кредо», и требовались не только способности к независимому мышлению, но и просто мужество, чтобы выступить против него. Одним из первых на это отважился Галилео Галилей, всю жизнь боровшийся против схоластики и провозгласивший ОСНОВОЙ ПОЗНАНИЯ – ОПЫТ.

Галилей заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Важнейшим достижением Галилея в динамике было создание принципа относительности, ставшего основой современной теории относительности. Отказавшись от представлений Аристотеля о движении, Галилей пришел к выводу, что движение (имеются в виду только механические процессы) относительно, то есть нельзя говорить о движении, не уточнив, по отношению к какому «телу отсчета» оно происходит. Законы же движения безотносительны, и поэтому, находясь в закрытой кабине (он образно писал «в закрытом помещении под палубой корабля»), нельзя никакими опытами установить, покоится ли эта кабина или же движется равномерно и прямолинейно («без толчков», по выражению Галилея).

        Галилей произвел поистине революционный переворот в космологии, положив начало инструментальной астрономии. Построив телескоп с 32-кратным увеличением, он открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Сам ученый понимал важность сделанных им астрономических открытий. Он описал свои наблюдения в сочинении, вышедшем в 1610 под гордым названием «Звездный вестник».

 Галилей активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут в 1633 году суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле близ Флоренции. В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)

великий английский ученый, завершивший создание классической механики.

        Если изучать биографию Ньютона, не вдаваясь в суть его гениальных открытий, то можно сделать вывод, что в жизни ученого не было ярких событий. Родная деревня Вульстроп, соседний городок Грэнтэм, Кэмбридж и Лондон – вот все места, связанные с его биографией. Ньютон никуда больше не выезжал и, поселившись где-нибудь, жил подолгу и однообразно. Но это только внешний мир ученого, его настоящая жизнь заключалась в мире его идей, его познаний, его стремлений. Ньютон создал механистическую картину мира, в которой, как полагали его современники, заключался универсальный ключ, способный с помощью математики объяснить суть всех явлений и загадок мира. Разочарование пришло потом, когда был открыт микромир, полностью изменивший представление о внешнем мире. Но от этого гениальные открытия Ньютона не померкли, не потеряли своей привлекательности, а просто приобрели границы применимости. Ньютоновская механика дала последующим поколениям ученых модель определенного научного подхода, без которого были бы  невозможны многие открытия.

        Ньютон сформулировал основные законы классической механики, сделал открытия в оптике, астрономии, математике: открыл закон всемирного тяготения, дисперсию света, развил корпускулярную теорию света, разработал (независим от Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисление.

 Обобщив результаты исследований своих предшественников в области механики и свои собственные, Ньютон написал огромный труд «Математические начала натуральной философии», где были проанализированы основные понятия и аксиоматика классической механики. В частности понятия: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения, а именно – закон инерции, закон пропорциональности силы ускорению и закон действия и противодействия. Здесь же был изложен закон всемирного тяготения, исходя из которого Ньютон объяснил движение небесных тел (планет, их спутников, комет) и создал теорию тяготения. Открытие этого закона знаменовало переход от кинематического описания солнечной системы к динамическому объяснению явлений. Этим окончательно была утверждена победа учения Коперника. Ньютон показал, что из закона всемирного тяготения вытекают три закона Кеплера. Он объяснил движение Луны, явление процессии; развил теорию фигуры Земли, отметив, что она должна быть сжата у полюсов; создал теорию приливов и отливов; рассмотрел проблему создания искусственного спутника Земли; установил закон сопротивления и основной закон внутреннего трения в жидкостях и газах; дал формулу скорости распространения волн.

        Ньютон создал теорию абсолютных пространства и времени, которая долгое время господствовала в науке. С таким пониманием пространства и времени связана его теория дальнодействия – мгновенной передачи действия от одного тела к другому на расстоянии, через пустое пространство без помощи материи. Эта теория, как и вся механистическая картина мира Ньютона, господствовали до начала ХХ века. Впервые их ограниченность обнаружили М.Фарадей и Дж. Максвелл, показав неприменимость подобных воззрений к электромагнитным явлениям. Однако специальная теория относительности не отбросила совсем закономерностей, установленных классической механикой Ньютона, а лишь уточнила и дополнила ее для случая движения со скоростями, соизмеримыми со скоростью света в вакууме.

        Велик вклад Ньютона и в оптику. В 1666 году при помощи трехгранной стеклянной призмы он разложил белый свет на семь цветов спектра, открыв явление дисперсии и хроматическую аберрацию. Пытаясь избежать аберрации в телескопах, Ньютон сконструировал телескоп-рефлектор, где вместо линзы использовал вогнутое сферическое пространство. Исследуя интерференцию и дифракцию света,  ученый открыл так называемые «кольца Ньютона», установив закономерности в их размещении, и высказал идею о периодичности светового процесса. Открытия в этой области  изложены в работе «Оптика».

        Научная деятельность Ньютона сыграла исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности, оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом».

Из работы «математические начала натуральной философии (1687 г.)

        Ньютон формулирует четыре методологических правила, которым должно подчиняться научное исследование. Ставится вопрос «как искать», а не «что искать».

1.    Первое методологическое правило обосновывает постулат простоты природы. «Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей…Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений».

2.    Постулат о единообразии природы. «Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами».

3.    Природа проста и единообразна. На основе чувственного опыта можно установить основные свойства тел, такие как твердость, непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с использованием индуктивного метода. Индукция, уверен Ньютон, единственная действенная процедура для формирования научных суждений. Это закреплено в четвертом правиле.

4.    «В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы…»

О законе всемирного тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». То есть, из наблюдаемых фактов невозможно определить сущность сил тяготения. Закон всемирного тяготения выводится индуктивно и вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает отрываться от реальности. Физика Ньютона не доискивается до сути тяготения, а довольствуется тем, что оно существует и объясняет движение, как небесных тел, так и земных объектов. Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы «экспериментальной философии». Гипотеза должна быть обоснована и подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами. Тем более теория. Не опирающееся же на наблюдения и эксперименты размышление не является научным.




 



РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты