|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Вселенная глазами мыслителей ВозрожденияВселенная глазами мыслителей ВозрожденияРЕФЕРАТ. Дисциплина: Философия. Тема: Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский, Дж. Бруно. Выполнил студент заочного отделения Гр. 3-114 / Проверил преподаватель / 20 ноября 2001 г. 2001 г. Содержание: 1. Введение. Развитие естественных наук в эпоху Возрождения. Появление натурфилософии. Стр. 3-4
Стр. 5-14
4.Заключение. Стр. 21 Стр. 22 1. Введение. Развитие естественных наук в эпоху Возрождения. Появление натурфилософии. Эпоха Возрождения, особенно 16 веке, отмечена крупными научными
сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное
в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство,
военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства,
облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения - возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождения приходится на 16 век в Италии и Германии, но многие идеи были выдвинуты уже в 15 веке Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи Возрождения были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из сверхъестественной внешней силы становился силой, имманентной(присущей) природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный (бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого и в учении о "совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, мистическими догадками. Огромный рост естественнонаучного знания в данную эпоху получил своё
продолжение в ряде открытий первостепенной важности. Строительство больших
зданий, прогресс в кораблестроении, изменения в военном деле и науке,
изменения в способах хозяйствования - всё это требовало применения науки к
производству. Развитие науки и в частности математики в Италии и в других
странах Западной Европы в 15-17 веках вызывалось именно этими
потребностями. Так в 15 в. получили всеобщее распространение арабские
цифры, были воскрешены из небытия труды античных математиков - Евклида, Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на развитие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, развитие которой было обусловлено потребностями мореплавания и необходимостью уточнения календаря. А поскольку богословско-схоластическое мировоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, то новые открытия в астрономии разрушали эти мировоззрения. 2. Учения Николая Кузанского. Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs) (1401, Куза
на Мозеле, — 11.8.1464, Тоди, Умбрия), философ, теолог, учёный, церковно-
политический деятель. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления, которое начало складываться на водоразделе средневековья и Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и мира Центральное понятие философии Николая Кузанского - понятие единого. В
своем определении этого понятия Николай Кузанский существенно отходит от Николай Кузанский, напротив, с самого начала заявляет, что "единому
ничто не противоположно". Отсюда совершенно логично вытекает, что "единое
есть всё" - формула, звучащая уже как вполне пантеистическая и предваряющая
пантеизм Джордано Бруно. Точка зрения Николая Кузанского в этом пункте
отличается не только от подхода, характерного для традиционной
средневековой христианской теологии, представители которой не могли бы
согласиться, что единое есть все, потому что принципиально отличали
творение от Творца, - но она радикально отличается также и от учения
неоплатоников, которые тоже - уже по другим основаниям - не отождествляли В этом важнейшем пункте как раз и начинается у Николая Кузанского
пересмотр предпосылок и античного, и средневекового мышления. Из
утверждения, что единое не имеет противоположности, следует большой
важности вывод о том, что единое тождественно бесконечному, абсолютный
минимум - абсолютному максимуму. "Божество есть бесконечное единство", -
говорит Николай Кузанский, отождествляя тем самым то, что пифагорейцы, [pic] (*) Здесь и далее цитаты взяты из «Эволюция понятия науки (формирование
научных программ нового времени XVII - XVIII вв.)»П. П. Гайденко Москва, В пользу отождествления категорий "единое" и "бытие" Николай Кузанский
приводит характерный аргумент: "Слово... единство, - пишет он, - это как бы Единое, таким образом, есть бытие, оно есть все, есть бесконечное, или,
иначе говоря, в нем максимум и минимум совпадают. Чтобы сделать более
наглядным принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума, Совпадение противоположностей - coincidentia oppositorum - оказывается
важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского. Как
справедливо отмечает один из исследователей творчества Николая Кузанского, Место понятия единого у Николая Кузанского теперь занимает понятие
актуальной бесконечности, которое есть, собственно, продукт совмещения
противоположностей - единого и беспредельного. При этом переосмысливаются
некоторые ключевые категории древнегреческой философии. У Платона и Однако в то же время Николай Кузанский чувствует потребность как-то привести в согласие с традицией введенные им понятия. "Перипатетики считали, - пишет он, - что формы в материи существуют лишь возможностно и выводятся из нее действующей причиной. И это правильней, - а именно что формы не только от возможности, но и от действующего... формы существуют в материи неким возможностным образом и выводятся из нее в действительности при участии действующего. Точно так же, говорили они, вселенская совокупность вещей возможностно существует в абсолютной возможности, эта абсолютная возможность беспредельна и бесконечна ввиду лишенности формы и предрасположенности ко всем (формам), как беспредельна возможность вылепливать из воска фигуры льва, зайца или что угодно еще. Причем ее бесконечность противоположна бесконечности Бога, потому что она - от лишенности, а божественная, наоборот, от изобилия, ибо в Боге все актуально есть Он сам; бесконечность материи, таким образом, привативна, бесконечность Бога - негативна". Существенно, однако, что Николай Кузанский отвергает аристотелизм также
и в его средневековом преломлении. Он не согласен, прежде всего, с
имеющимся там противопоставлением двух бесконечностей: бесконечности
материи и бесконечности Бога, из которых первая - абсолютная лишенность, а
вторая - абсолютная полнота. Первый шаг к отождествлению чистой материи и
чистой формы был сделан уже тогда, когда единое (форма форм) и
беспредельное (чистая потенция, материя) были поименованы одинаково -
бесконечностями (хотя и с сохранением различия в атрибутах - негативная и
привативная). Николай Кузанский делает следующий шаг, заявляя, что Рассуждение Николая Кузанского о том, что абсолютная возможность
существует в Боге, подготовлено уже средневековой интерпретацией Богу, согласно Николаю Кузанскому, противоположна не абсолютная
возможность, а возможность определенная. А что же такое эта последняя? В античной философии и науке в качестве меры выступало единое. Без
единицы невозможны никакие мерные отношения, никакая пропорция - эта мысль
нередко встречается у Платона. В качестве меры единое выступает также у Роль меры, какую у греков играло неделимое (единица), у Николая Каким же образом бесконечное может быть мерой, в каком смысле теперь
употребляется это ключевое понятие не только философии, но и науки? Николай Точность новой меры, как видим, не имеет ничего общего с прежним
понятием точности; если для античной математики существенно было найти
критерий, позволяющий сравнивать и различать конечные величины,
устанавливая соотношение между ними, то для математики, как ее понимает Николай Кузанский отлично понимает, что введенный им принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, минимума и максимума - отменяет, если говорить строго, математическую науку, как, впрочем, и вообще все точное знание в том смысле, как его понимала античность и средние века. "Если тебя спросят, - пишет он, - почему у любого треугольника две стороны в сумме больше третьей, или почему у квадрата квадрат диагонали вдвое больше квадрата стороны, или почему квадрат стороны треугольника, противоположной прямому углу, равен сумме квадратов других сторон и так далее, ты ответишь: на путях рассудка это необходимо потому, что иначе получилось бы совпадение противоречивого". Тезис о бесконечном как мере вносит существенные преобразования также и
в астрономию. Поскольку, как отмечает Николай Кузанский в духе античной
науки, "соразмерности между бесконечным и конечным не бывает", а всякое
познание - это (опять-таки в духе античной философии) установление
соразмерности, то строгое (точное) познание чего бы то ни было, кроме Что касается астрономии, то здесь утверждение Николая как раз не является чем-то новым и неожиданным: ни в античности, ни в средние века не утверждали, что астрономия по точности своих вычислений может сравниться с арифметикой. Поскольку астрономия прибегает к измерению и неизбежно имеет дело с измерительными приборами, то ее расчеты принципиально носят приблизительный характер. Поэтому, видимо, ни один астроном не стал бы спорить с утверждением Николая Кузанского, что "в приложении к астрономии вычислительное искусство лишено точности, раз оно исходит из предпосылки, что движением Солнца можно измерить движение всех других планет. Положение неба, будь то какое-либо место, восход или заход созвездий, возвышение полюса и подобные вещи, точно познать тоже невозможно, а поскольку и никакие два места не согласуются в точности по времени и положению, то ясно, что частные суждения на основании звезд далеки от точности". Но, хотя утверждение Николая Кузанского применительно к астрономии не
содержит в себе ничего необычного, тем не менее, предпосылки, на которых
оно построено, представляют собой нечто действительно новое. Ведь Николай Рассуждение Николая Кузанского, помимо всего прочего, интересно и в том
отношении, что оно задним числом выявляет далеко не само собой понятную
связь между философской категорией единого и космологическим представлением
о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Отождествление
единого и беспредельного, проведенное Николаем Кузанским, разрушает и ту
картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Вспомним, что предел, как его понимали античные греки, - это мера. Но у Однако мы знаем, что Николай Кузанский не без оговорок признает
бесконечность мира, - его трактовка этой бесконечности отличается от той,
которая имеет место у Джордано Бруно, Рене Декарта или Исаака Ньютона. Как
следует понимать слова Николая о том, что мир не конечен, но и не
бесконечен в собственном смысле? Дело в том, что Николай Кузанский
различает два вида бесконечного: негативно бесконечное и привативно
бесконечное. "...Только абсолютный максимум негативно бесконечен, только он
есть то, чем может быть во всей потенции. Наоборот, Вселенная, охватывая
все, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она не
имеет предела и тем самым привативно бесконечна". Негативная бесконечность Как разъясняет Николай Кузанский, конечная величина не может стать бесконечной путем постепенного возрастания. Вот такого рода конечностью, могущей возрастать без предела, но никогда не могущей превратиться в актуальную бесконечность, Николай Кузанский считает Вселенную. Она может возрастать без предела, потому что не имеет предела создавшее ее бесконечное всемогущество Бога. Итак, Вселенная потенциально бесконечна, а это значит, что у нее нет ни
центра, ни окружности. Ибо центр и окружность - границы, а бесконечность,
пусть даже и привативная, не может иметь никаких границ. Но из этого
следует вывод, очень важный для дальнейшего развития не только философии,
но и астрономии и физики: "Центр мира не более внутри Земли, чем вне ее". Отсюда следует немаловажный вывод, меняющий очень многое в средневековом мировоззрении: Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел - она не находится в центре мира, не является неподвижной, а значит, объективно нет никакого "верха" и "низа", положение небесных тел относительно и, стало быть, Землю можно считать таким же небесным телом, как Солнце или Луну. "Неверно, будто наша Земля - самая ничтожная и низменная", как это полагали до сих пор. "Земля - благородная звезда, имеющая свои особые и отличные от других звезд свет, тепло и влияние, как и любая звезда тоже отличается от любой другой светом, природой и влиянием". Это высказывание Николая Кузанского противоречит предпосылкам
аристотелевской физики, которая исходит из различия подлунного и надлунного
миров. Он пересматривает как базисные утверждения науки о природе,
господствовавшие на протяжении почти двух тысячелетий, так и вековые
представления о несоизмеримо различном характере "неба" и "земли". Тем
самым Николай Кузанский подготовляет коперниканскую революцию в астрономии. Как видим, задолго до Коперника Николай Кузанский формулирует целый ряд
смелых утверждений, подрывающих основы астрономической теории Птолемея: Понятие центра мира, с точки зрения Николая Кузанского, есть не более
чем субъективное допущение. Объективно центра нет нигде, или, что то же
самое, он находится везде. Центром мы обычно называем, говорит Николай Роль философии Николая Кузанского в становлении научного мышления нового времени до сих пор недостаточно оценена в нашей литературе. А между тем мы видим, как именно Николай Кузанский подготавливает логические и онтологические предпосылки для того переворота в астрономии, который связан с именем Коперника, и того переворота в физике (прежде всего механике), который осуществил Галилей. Влияние Николая Кузанского на научную и философскую мысль 15-17 веков
было достаточно сильным. В первую очередь обычно указывают на Джордано 3. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная. Джордано Бруно (1548-1600) делает шаг вперед по сравнению с Николаем В своих размышлениях о природе итальянский философ исходит из тех
принципов, которые были развиты Николаем Кузанским, а именно - из его
рассмотрения Бога как абсолютной возможности. Не будем забывать, что в
терминологии Аристотеля, унаследованной и большинством средневековых
теологов, возможность - это материя. Определение Бога как абсолютной
возможности чревато, поэтому еретическими выводами о том, что чисто
духовное существо, каким является христианский Бог, так же, впрочем, как и Однако тождество возможности и действительности - это принадлежность
одного Абсолюта; в сфере конечного "ни одна вещь не является всем тем, чем
может быть". Тем не менее, отождествление действительного и возможного в Подобно тому, как античное понятие единого уже у Кузанского, а тем
более у Бруно отождествляется с бесконечным, античное понятие материи,
которая, в отличие от единого и в противоположность ему есть бесконечно-
делимое (беспредельное), теперь в свете учения о совпадении
противоположностей получает характеристику "неделимого". При этом, правда, Итак, согласно Бруно, существует материя, которой свойственны количественные и качественные определенности (т.е. материя телесная) и материя, которой чуждо и то, и другое, но "тем не менее, как первая, так и вторая являются одной и той же материей". Материя как неделимая "совпадает с действительностью" и, следовательно, "не отличается от формы". Отсюда легко сделать и следующий шаг: если материя в своем высшем виде (как материя бестелесная) ничем не отличается от формы, то снимается и другое важное различие, которое признавалось и аристотеликами, и платониками, а именно, что форма активна, а материя пассивна. Форма понималась в античности как начало творческое, которое, внедряясь в материю, создает таким образом все оформленное. Бруно не разделяет этого воззрения по вполне понятным основаниям. Он пишет в этой связи: "...Следует скорее говорить, что она (материя) содержит формы и включает их в себя, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы и субстанции". Это - решительная отмена дуализма духовного и телесного начал,
дуализма, который в разных видах имел место и в философии Платона и И вот все понятия античной науки получили не просто иное, а по существу
противоположное содержание. Согласно Аристотелю, материя стремится к форме
как к высшему началу. Бруно возражает: "Если, как мы сказали, она (материя)
производит формы из своего лона, а, следовательно, имеет их в себе, то, как
можете вы утверждать, что она к ним стремится?" Согласно Аристотелю,
материя - начало всего изменчивого, преходящего, временного, а форма -
начало постоянства, устойчивости, вечности. У Бруно все обстоит наоборот: Новое понимание материи и новое соотношение между материей и формой
свидетельствуют о том, что в 16 веке окончательно сформировалось сознание,
составляющее, так сказать, прямую противоположность античного: если для
древнегреческого философа предел "выше" беспредельного, форма совершеннее
материи, завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, то
для ренессансного сознания беспредельное совершеннее формы, потому что
бесконечное предпочтительно перед имеющим конец, становление и непрерывное
превращение - выше того, что неподвижно. Это - совершенно новый тип
миросозерцания, чуждый античному. И поэтому не следует думать, что если
эпоха Возрождения написала на своем знамени лозунг: "Назад к античности",
то она и в самом деле была возвращением к античным идеалам. Этот лозунг был
только формой самосознания этой эпохи; он лишь свидетельствовал о ее
оппозиции по отношению к христианству церковному и о стремлении к
секуляризации всех форм духовной и социальной жизни. Но это была
секуляризация именно христианского духа, в ней получали своеобразное новое
преломление и трансформацию те начала, которые складывались в сознании
общества на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской
религии. И это не могло не сказаться на специфике культуры и науки эпохи Посмотрим теперь, как изменившееся содержание понятий материи и формы сказалось на космологии Бруно, как оно привело к последовательному пересмотру всей физики Аристотеля. Вот космологический аналог размышлений Бруно о тождестве возможности и
действительности, единого и бесконечного, материи и формы. "Итак, Вселенная
едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность,
едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина
вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не
может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым
бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в
пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться,
ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия,
которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Вселенной, таким образом, приписаны атрибуты божества: пантеизм потому
и рассматривался церковью как опасное для нее учение, что он вел к
устранению трансцендентного Бога, к его имманентизации. К этим выводам не
пришел Кузанский, хотя он и проложил тот путь, по которому до конца пошел Но Вселенная Бруно не имеет ничего общего и с античным пониманием космоса: для грека космос конечен, потому что конечное выше и совершеннее беспредельного; Вселенная Бруно бесконечна, беспредельна, потому что бесконечное для него совершеннее конечного. Как и у Кузанского, у Бруно в бесконечном оказываются тождественными все различия. Он выражает это с большой ясностью: "Если действительность не отличается от возможности, то необходимо следует, что в ней точка, линия, поверхность и тело не отличаются друг от друга; ибо данная линия постольку является поверхностью, поскольку линия, двигаясь, может быть поверхностью; данная поверхность постольку двинута и превратилась в тело, поскольку поверхность может двигаться и поскольку при помощи ее сдвига может образоваться тело... Итак, неделимое не отличается от делимого, простейшее от бесконечного, центр от окружности". Все, как видим, берется в течении, изменении, взаимопревращении; ничто не равно самому себе, а скорее равно своей противоположности. Это и значит, что возможность - становление, движение, превращение, изменение - стала теперь основной категорией мышления. Одним из важнейших гносеологических положений философии Бруно является
положение о приоритете разума над чувством, разумного познания над
чувственным восприятием. В этом пункте он считает себя последователем При этом опять-таки мы видим существенное изменение в понятиях по
сравнению с античной философией: если для Платона чувственное восприятие
способно быть направленным на движущееся и изменчивое, а разум - на
созерцание вечных и неподвижных идей, если, таким образом, восприятию
посредством чувств открывается все то, что связано с беспредельным, т.е. с
материей, а уму - то, что очищено от всего материального, текучего,
изменчивого, - то для Бруно дело обстоит значительно сложнее. С его точки
зрения, чувственное восприятие постигает все конечное - а такова, как мы
уже видели, всякая форма - ведь она ограничивает бесконечную материю. Поскольку Вселенная бесконечна, то теперь должны быть отменены все положения аристотелевской космологии. Прежде всего, Бруно выступает против тезиса Аристотеля, что вне мира нет ничего. "...Я нахожу смешным утверждение, - пишет он, - что вне неба не существует ничего, и что небо существует в себе самом... Пусть даже будет эта поверхность чем угодно, я все же буду постоянно спрашивать: что находится по ту сторону ее? Если мне ответят, что ничего, то я скажу, что там существует пустое и порожнее, не имеющее какой-либо формы и какой-либо внешней границы... И это гораздо более трудно вообразить, чем мыслить Вселенную бесконечной и безмерной. Ибо мы не можем избегнуть пустоты, если будем считать Вселенную конечной". Это - уже воображение человека нового времени, который не в состоянии представить себе конечный космос, не поставив тотчас же вопрос: а что находится там, за его пределами? Конечный космос Аристотеля, который сам уже "нигде" не находится, потому что для него уже нет места - объемлющего его тела, - это то, что труднее всего помыслить и вообразить человеку нового времени. Если даже космос конечен, то за его пределами - бесконечное пустое пространство - так мог бы рассудить человек нового времени. Так же рассуждает и Бруно - мыслитель, стоящий у истоков нашего времени. "Я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо божественное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны". Насколько бесконечное превосходит конечное, настолько же, продолжает
свою мысль Бруно, наполненное превосходит пустое; поэтому, коль скоро мы
принимаем бесконечное пространство, то гораздо правдоподобнее будет
предположить его заполненным бесчисленными мирами, нежели пустым. Аргумент Утверждение, что Вселенная бесконечна, отменяет аристотелевское понятие
абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.д. и вводит новое для физики
того времени понятие относительности всякого места. "...Все те, которые
принимают бесконечную величину тела, не принимают в ней ни центра, ни
края". Земля, по Бруно, является центром не в большей степени, чем какое-
либо другое мировое тело, и то же самое относится ко всем другим телам: Все движения тел являются относительными, и неправильно различать тела на легкие и тяжелые: "...Та же самая вещь может быть названа тяжелой или легкой, если мы будем рассматривать ее стремление и движение с различных центров, подобно тому, как с различных точек зрения та же самая вещь может быть названа высокой или низкой, движущейся вверх или вниз". Как видим, Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами, вытекающими из допущения бесконечности Вселенной. Он разрушает аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым вводя предпосылку относительности всякого движения. Бруно, как мы знаем, не был ни астрономом, ни физиком; он рассуждает
как натурфилософ. Но его рассуждения, хотя и не непосредственно, оказывают
влияние и на развитие науки: подрывая те принципы, на которых стоит
перипатетическая физика и космология, Бруно, так же как и Николай 4. Заключение. Джордано Бруно, чье смелое воззрение разбило хрустальную твердь «Хоры блуждающих звезд, я к вам свой полет направляю, К вам поднимусь, если вы верный укажете путь. Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованье Пусть вдохновляют мой взлет в бездны далеких миров. То, что так долго от нас время скупое скрывало, Я обнаружить хочу в тёмных его тайниках. » Дж. Бруно. «Диалоги» 5. Список литературы. 1. Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 1970г. 2. Джордано Бруно «Диалоги» Москва,1949г. 3. А.Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения» Москва, 1980г. 4. «Краткий курс истории философии» под ред. Ойзермана Москва,1967 г. 5. Б. С. Э. /Большая советская энциклопедия / 6. «Эволюция понятия науки (формирование научных программ нового времени XVII - XVIII вв.)» П. П. Гайденко Москва, 1987.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |