|
|
 |
Вульгарный материализм |
|
 |
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Вульгарный материализм
Вульгарный материализм
Вульгарный материализм
И.А. Медведева, А.А.
Грицанов
Вульгарный
материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход
Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации
начала – середины 19 в. К.Фохта (1817- 1895, автора «Физиологических писем» –
1845–1847); Я.Молешотта (1822–1893, автора «Круговорота жизни»); Л.Бюхнера
(1824–1899, автора работ «Сила и материя», переиздававшейся более 20 раз,
«Природа и дух», «Природа и наука»).
Течение
западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием
впечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохранения
материи и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительной
схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активные
исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были
использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой
трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм,
натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий,
особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы
теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания.
Нельзя
сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация
использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссии
с Вагнером, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени
или моча к почкам», Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере
же последнего – духовном или вещественном – речь не идет. (Вагнер отстаивал
примитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельная
субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место
мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.)
Бюхнер при этом подчеркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не
в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и
мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые,
видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом,
мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность
или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений...
Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого
вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся
высшим плодом и расцветом всяческой земной организации».
По
мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль:
«Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая
деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». В.М. не сложился
в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом,
позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению
духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны,
традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям
работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания
получила продолжение в конце 19–20 вв.
Традиция
была продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж.
Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных
вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой,
– имела продолжение и идея Бюхнера о том, что «... одностороннее подчеркивание
формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи.
Первое ведет к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью,
согласно которой адекватное уразумение вещей ведет «к общему монистическому
миросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была
забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|
|
 |
НОВОСТИ |
 |
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|