|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Характеристика основных школ древнеиндийской философииХарактеристика основных школ древнеиндийской философиисмотреть на рефераты похожие на "Характеристика основных школ древнеиндийской философии" Московский институт экономики, менеджмента и права РЕФЕРАТ по Философии на тему: «Характеристика основных школ древнеиндийской философии» | |Выполнила: | Москва 2001 Содержание: |ВВЕДЕНИЕ |3 | ВВЕДЕНИЕ Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой
цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали
большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего
времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, 1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Источники ведического периода — обширные и многослойные тексты Вед (II- Упанишады являются одним из самых замечательных образцов
литературного, поэтического и философского творчества народов древней Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода), в В аналогичном аспекте в Упанишадах развивается учение об Атмане как
индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. Согласно Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и
психическое начала отождествляются, и они оба, как сверхчувственные начала
всего сущего, отождествляются с человеческим «я». Тем самым, человек в
своих высших духовных проявлениях (тождестве «я» с Атманом и Брахманом)
становится и богом, и космосом: «Кто знает: "Я есмь Брахман", тот
становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он
становится их Атманом»[3]. В Упанишадах видимо уже осознается сам факт
антропоморфности мира (стихийное перенесение на природу свойств человека). 2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую
отрасль знания, специальную науку. Об этом в частности свидетельствует
памятник III в до н.э. «Артхашастра»: «Философия всегда считается
светильником все наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех
установлений»[5]. Автор «Артхашастры» (Каутилья) употребляет для философии
даже специальный термин - «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-
логическое-знание») в отличие от религиозного учения, обозначаемого
понятием «трайи-видья» (знание трех», т.е. – трех ведических текстов – Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие: 1.эпическая поэма Махабхарата (начала создаваться не позднее Х в до н.э., окончательное оформление получила в V в н.э.), состоящая из 13 книг, содержащих около 100 000 стихов, написанных Вьясой. Основа поэмы – песни, баллады, народные предания и сказания о родовых героях. Махабхарата в идейном плане есть попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев (греков – яван, парфян – пахлавов, скифов – шаков) с брахманистской догматикой Вед; 2.поэма «Рамаяна», состоящая из 7 книг, написанная Вальмики. Состав поэмы многослоен: здесь и ведические боги во главе с Индрой, и новые боги, отождествляемые с различными первопредками, и политеистические культы и т.п. 3.Свод законов Ману (1250 г. до н.э.) – этический кодекс, дающий разъяснения по поводу прав и обязанностей различных варн древнеиндийского общества, порядка жертвоприношений, моральных критериев различных действий и т.д. Развитие философии мы рассмотрим более обстоятельно по тексту Драматическая сюжетная завязка «Гиты» (битва пандавов и кауравов)
вынуждает главного героя (Арджуну) не просто руководствоваться естественно
природными склонностями, чувствами и т.п., но искать нравственные
оправдания своих действий в предельных, сверхчувственных глубинах духа. Долгое время Арджуна пребывает в «темной ночи души» (мятущихся,
текучих и неустойчивых ее состояниях — вожделениях, желаниях и т.д.). А
самые ответственные нравственные решения возможны лишь в божественном ее
состоянии, когда решения мотивируются свободой, свободным выбором. Именно
вечный дух, Брахман соответствует глубинной сущности вещей. Для его
достижения требуется не жертвоприношение, а самопожертвование, жертва душою
эмпирической (связанной с многообразием чувственного опыта) как мудрый,
свободный выбор Себя и преодоление собственного эгоизма. Ведь в жертву
безвозмездно и безвозвратно отдается, как кажется, самое дорогое, что есть
у человека — его самолюбие. И при этом не гарантируется никакое воздаяние. Итак, если в Ведах, как правило, речь шла о внешнем ритуальном жертвоприношении (в жертву приносились люди, а затем — животные) как основе нравственного порядка, то в «Гите» — о внутреннем, духовном самопожертвовании, что свидетельствовало о более высокой ступени развития философского мировоззрения. 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому
растянулась на многие века. Поэтому кризис родовой идеологии,
сопровождавший становление новой общественной организации, был исходным
пунктом постоянной творческой реконструкции сакрально-мифологических
элементов родового мировоззрения. В преобразованном виде они выступали
предельными основаниями всей последующей культуры древней Индии[6]. Как мы
отметили, суть кризиса родового общества состояла в том, что единство
природно-родового организма все более опосредовалось «внеприродными
элементами» — активизацией творческой энергии человека в сфере
хозяйственной, технической и интеллектуальной деятельности. Поддерживать и
воспроизводить это исходное «единство» возможно было, лишь постоянно 4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса,
веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не
потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед. 1) Неортодоксальные Система чарвака В индийской философии слово «чарвака» означает материалист. Восприятие раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из
четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании
которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы
воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований
допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека. Поэтому продолжение существования человека в какой-либо форме после
его смерти бездоказательно. Существование бога также является мифом. Бога
нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Мир есть не
божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов. Поэтому основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни, в существовании которой мы только и уверены. Глупо воздерживаться от удовольствий в жизни просто потому, что иногда они случайно смешиваются со страданием. Мы должны стараться извлечь из этой жизни все самое лучшее, как можно больше наслаждаясь ею и избегая, насколько возможно, случайных страданий. Философская система джайнизма Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам. Приверженцы системы джайнизма отвергают точку зрения чарваков, считающих восприятие единственно достоверным источником познания. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. Достоверное знание через посредство выводов мы получаем тогда, когда они подчиняются логическим законам определенности. Свидетельство же является достоверным в том случае, когда оно представляет собой сообщение, исходящее от надежного авторитета. На основе этих трех источников познания система джайнизма строит свое понимание вселенной. Восприятие раскрывает реальность материальных субстанций, состоящих из четырех разных элементов, таких же, какие фигурируют и в системе чарвака. Путем выводов философы джайнской школы приходят к убеждению о наличии пространства (акаша), поскольку материальные субстанции должны где-то существовать, и о наличии времени (кала), поскольку изменения, то есть последовательный ряд состояний субстанции, не могут быть поняты без него. Они убеждены также в том, что существуют причины движения и покоя, ибо без них невозможно объяснить движение и прекращение движения в вещах. Эти причины, называемые «дхарма и адхарма», следует понимать не в их обычном моральном смысле, а в техническом смысле причин движения и покоя. Однако физический мир, состоящий из четырех элементов материи,
пространства, времени, дхармы и адхармы,— это еще не все. Восприятие, а
равно и вывод говорят также о существовании душ во всех живых телах. Значит, душ столько же, сколько и живых тел. Душа, по мнению философов джайнской школы, есть не только у животных, но и у растений, даже у пылинок. Души обладают не одинаковой степенью сознательности. Тем не менее каждая душа в состоянии достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Эти свойства присущи самой природе души. Кармы затрудняют их проявление, подобно тому, как облака заслоняют свет солнца. Кармы, то есть силы страстей и желаний души, притягивают к ней частицы материи, которые проникают в душу, подобно тому, как пылинки пронизывают свет пламени или солнца. Словом, кармы являются причиной того, что душа закрепощается материей. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства. Учение и жизнь достигших освобождения святых (тиртханкаров) доказывают
возможность освобождения и указывают также путь, по которому следует идти к
достижению этой цели. Для освобождения от зависимости необходимы три вещи:
полнейшая вера в учение джайнизма, точное знание этого учения и правильное
поведение. Правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости,
лжи, воровства, чувственности и от привязанности к чувственным объектам. Джайнисты не верят в бога. Место бога у них занимают тиртханкары, которым и принадлежат такие божественные силы, как всеведение и всемогущество. Им поклоняются как своему идеалу. Буддийская система Буддийская система философии выросла из учения Гаутамы Будды, хорошо
известного основателя буддизма. Чувство скорби при виде болезней, старости,
смерти и других несчастий, которым подвержен человек, пробудило сознание Первая истина о наличии страданий имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии. Однако Будда видел, что страдание не просто является чем-то случайным; оно существует повсеместно, во всех формах жизни и во всех видах опыта. Даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания. Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализа причинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире - материального или психического - причинно обусловлено некоторой другой вещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Все вещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определенными условиями. Страдания зависят от рождения в этом мире. Рождение, в свою очередь, вызвано нашим пристрастием (тришна) ко всему земному. Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенных
условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Четвертая истина, - относительно пути, ведущего к прекращению
страдания, - сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Учение Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении к теоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философских дискуссий. Так, в ранней литературе мы находим следующие приписываемые ему теоретические положения: 1. Все вещи обусловлены, нет ничего, что существовало бы само по себе. 2. Все вещи вследствие изменения условий, от которых они зависят, подвержены изменениям; нет ничего постоянного. 3. Поэтому нет никакой души, никакого бога и никакой другой перманентной субстанции. 4. Настоящая жизнь течет непрерывно, порождая по закону кармы другую жизнь, подобно тому, как одно дерево своими семенами порождает другое дерево, которое в свою очередь продолжает жить, тогда как первое засыхает. Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее; таким образом, возник ряд буддийских школ. В индийской философии наиболее известными из них являются следующие четыре школы: Школа мадхьямаков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того
взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним,
на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и
недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем
извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-
либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум
не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в
каком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когда
мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра. Школа вайбхашиков согласна с предыдущей в вопросе о реальности как
внутренних, так и внешних объектов. Однако она придерживается иных взглядов
на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние
объекты воспринимаются непосредственно, а не выводятся из их идей или
представлений, порождаемых нашим умом, потому что исходя из той или иной
идеи было бы невозможно прийти к заключению о существовании внешнего
объекта, если бы внешний объект не был воспринимаем в соответствии с идеей. Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные школы: хинаяну, процветающую в настоящее время на Цейлоне, в Бирме и Сиаме, и махаяну, распространившуюся в Тибете, Китае и Японии. Школы мадхьямиков и йогачаров вошли в школу махаяны, а школы саутрантиков и вайбхашиков относятся к хинаяне. Наиболее важным религиозным вопросом, по которому расходятся обе эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключается в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы махаяны полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа. 2) Ортодоксальные Система ньяйи Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая
философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает
наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в
результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а
через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно
связан с данным объектом. Неизменная связь между объектом и его признаком
называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере,
три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого
мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым
объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда
связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример: Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая корова) похожа на корову. И когда этот человек находит в лесу животное, очень похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения. Шабда (свидетельство или доказательство) есть знание о
невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц. Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга). Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством. Я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит объекты, старается получить или избежать их, наслаждается или страдает от последствий своих поступков. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности (таттва- джняна). Некоторые думают, что освобождение есть состояние счастья. Но это совершенно неверно, так как нет удовольствий без страдания. Таким образом, освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких аргументов. Бог есть первопричина творения, поддержания существования и разрушения мира. Он сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов пространства, времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы индивидуальная душа (джива) могла наслаждаться удовольствием или испытывать страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в другой жизни в иных мирах. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия бога гласит: «Все вещи мира, как, например, горы и моря, солнце и луна, поскольку они состоят из частей, являются следствием. Поэтому они должны иметь своего создателя». Система вайшешики Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя
которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней
конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты
познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она
отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций:
земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют
соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и
звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и
воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля. Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой
субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом
индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог,
считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным
достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Качество есть то, что существует в субстанции и само по себе не имеет
ни собственных качеств, ни активности. Всего имеется двадцать четыре вида
качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, видовое
отличие, соединение, разъединение, отдаленность (паратва), близость Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно только субстанциям. Существует пять видов действий: поднимание, опускание, сжатие, расширение и хождение. Все коровы имеют некую общую природу, согласно которой они и
группируются в один класс, исключаясь из других классов. Это называется Особенность есть основа первичных различий вещей. Обычно мы отличаем одну вещь от другой посредством выделения особенностей, присущих ее частям, и различения других качеств. Но как отличить самые простые и вечные субстанции мира, например два атома земли? По видимому, должно существовать какое-то первичное различие, особенность, присущая каждому из них, иначе их нельзя будет отличать друг от друга, поскольку оба имеют все качества земли. Особенность означает специфичность или индивидуальность вечных сущностей мира Присущность есть постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с его частями; качество или действие — с субстанцией; всеобщее — с особенностями. Ткань, как единое, всегда существует в нитях; качества — такие, как «зеленое», «сладкое», «ароматное», и различного рода движения — пребывают в известной субстанции. Эта перманентная связь между целым и его частями, всеобщим и его частностями, качествами и действиями, и их субстанциями известна как присущность. Небытие означает все отрицательные факты. «Здесь нет змеи», «Эта роза не красная», «Чистая вода не имеет запаха» - все это предложения, выражающие соответственно небытие змеи, красноты и запаха в известных вещах. Все такие случаи небытия подходят под категорию абхавы, имеющую четыре вида: праг-абхава, дхванса-абхава, атьянта-абхава, которые, взятые вместе, называются сансарга-абхава (отсутствие связи между двумя сущностями) и аньйонья-абхава. Первый вид абхавы означает небытие вещи до ее производства, например небытие горшка в глине до того, как его изготовил гончар. Второй вид - небытие вещи после ее разрушения (дхванса), например небытие горшка после того, как его разбили. Третий вид - полное отсутствие связи между двумя вещами, например бесцветность воздуха в прошлом, настоящем и будущем. Последний вид абхавы представляет собой отличие одной вещи от другой. Когда две вещи (скажем, кувшин и ткань) отличаются одна от другой, то это и есть небытие одной вещи как другой. Кувшин - не ткань и ткань - не кувшин. Это обоюдное небытие двух различных вещей называется аньйонья-абхава. Что касается теоретических положений системы вайшешики о боге и освобождении индивидуальной души, то они, в сущности, те же, что и в системе ньяйи. Система санкхьи Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма,
создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух
независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша
есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не
атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я» совершенно отличное от
тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой
вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и
действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи —
стулья, кровати и т. п. - существуют скорее для других, чем для самих себя. Эволюция мира начинается с соединения пуруши с пракрита, что нарушает первоначальное равновесие последней и побуждает ее к действию. Эволюция протекала следующим образом. Из пракрити возник великий зародыш этой огромной вселенной, который и называется поэтому великим (махат). В нем отражено сознание Я, и это делает его как бы сознательным. Махат представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли и называется поэтому также интеллектом (буддхи). Эта творческая мысль должна побуждать развитие мира. Дальнейшая трансформация интеллекта порождает вторичный продукт - ахамкару. Функцией ахамкары является чувство «Я и мое» (абхинава). Из ахамкары, когда в ней превалирует элемент саттва, возникают пять органов познания, пять органов действия и манас, который представляет собой орган познания и деятельности. Когда же доминирует элемент тамас, ахамкара производит пять тончайших элементов (танматра), являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля в том же самом порядке. Таким образом, в системе санкхьи насчитывается двадцать пять начал. Все они, кроме пуруши, содержатся в пракрити, которое является первопричиной, первоисточником всех других физических объектов, включая ум, материю и жизнь. Пракрити является причиной причин всех объектов. Семь начал - махат, аханкара и пять тонких элементов — порождают определенные следствия и в свою очередь сами являются следствиями определенных причин. Одиннадцать чувств и пять физических элементов представляют собой лишь следствия определенных причин, но сами не являются причинами чего-либо, субстанционально отличного от них. Пуруша, или я, не является ни причиной (пракрита), ни следствием (викрити) чего- либо. Хотя Я само по себе свободно и бессмертно, но под сиянием авидьи Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает
всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть
доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир,
так как пракрита является достаточно обоснованной причиной мира как целого. Система йоги Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко
примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику
санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога. В практике йоги имеется восемь ступеней: яма (обуздание), нияма Система йоги называется теистической (шешвара) санкхьей в отличие от
санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической (ниришвара). Система мимансы Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана Джаймини. Ее
первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды - это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия — знание возникает. Когда чувства здоровы, даны объекты и все вспомогательные условия — происходит восприятие. Когда имеются достаточные данные — делается вывод. Когда мы читаем географическую книгу, мы получаем знания об описываемых в ней странах на основе авторитета. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений. Если существует какая-либо причина для сомнения, знание совсем не возникает, так как отсутствует вера. Подобно этому, при чтении вед мы получаем одновременно и знание и веру в то, о чем они говорят. Достоверность ведийского познания так же самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают какие-либо сомнения, то они устраняются аргументами мимансы; после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю. Авторитет вед, таким образом, становится неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять,— правильно. То, что они запрещают,— неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти. Состояние освобождения понималось ранней мимансой как одно из состояний ничем не омраченного небесного блаженства. Однако позднее миманса стала представлять себе освобождение только как нечто отрицательное, как прекращение рождения, а потому и всех страданий. Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью. Душа, находящаяся в теле, обладает различными видами знания. Одна
школа мимансы, основанная Прабхакарой, допускает пять различных источников
познания (прамана): восприятие (пратьякша), вывод (анумана), сравнение Знание посредством постулирования возникает тогда, когда мы допускаем что-нибудь как единственное объяснение явного противоречия. Когда мы видим, например, что данный человек ничего не ест днем, но все же прибавляет в весе, мы допускаем, что он, может быть, ест ночью. Когда нам известно, что данный человек жив, но его нет дома, то посредством постулирования мы узнаем, что он находится где-то вне дома. Другая школа мимансы, основанная Кумарилой Бхатта, допускает еще один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием. Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора»,— это еще не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании получается посредством невосприятия. Мы судим об отсутствии вентилятора не по тому, что другие вещи в комнате нами воспринимаются, а по тому, что вентилятор не воспринят. Школа мимансы верит в реальность существования физического мира на
основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же
время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность
существования души. Но они не признают существования верховной души, бога,
сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с
кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон,
который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-
нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая
потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. Система веданты Веданта — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской
философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней
связывают особенности, характер и направление развития всей индийской
философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Центральная идея Веданты — идея Брахмана. Брахман раскрывается как
безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно
как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они
поддерживаются и в нем растворяются. “Поистине от чего рождаются эти
существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись
распознать, то и есть Брахман”, — сказано в Упанишадах. Нет ничего
подобного ему и ничего отличного от него. Брахман определяется положительно Список использованной литературы: 1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997. – 432 с. -----------------------
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |