|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко)Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко) | |||||
ФИЛОСОФИЯ |
||||||
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ |
РЕНЕСАНС |
НОВОЕ ВРЕМЯ |
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ |
|||
ПАТРИСТИКА Тертулиан (160-230 гг.). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию. «Верю в то, что абсурдно». Триединство: ум, душа и тело. Ориген (185-254 гг.). из Александрии. Сотворение мира – вечно длящийся акт. Прежде этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с богом. Боэций Северин (480-524 гг.). из Рима. Сочинение: «Утешение философией». Бог – личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам. Аврелий Августин (354-430 гг.). из Тагаста (Сев. Африка). Сочинения: «Исповедь», «О Троице», «О граде божьем». Бог является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания. СХОЛАСТИКА Иоанн Эскотт Уршренна (810-877 гг.). из Ирландии. Сочинение «О разделении природы». Бог есть природа. Существуют четыре вида природы:. Гильом Коншский (1070-1121 гг.). из Парижа. Сочинения: «Философия мира», «Дагматикон философии». Нужно полагаться на логику в аргументации при рассмотрении поросов естественно-научного характера. Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.). Пытался рационально обосновать главные догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св. троицы, бессмертие души и др. Иоанн Расцелин (1050-1110 гг.). из Компьена (Франция). Существуют три самостоятельные божественные сущности. «Верю, а потому знаю». Авероэс (Ибн Рудж) (1126-1198 гг.). из Кордовы. Сочинение «Опровержение опровержения» направленное против сочинения Аль Газали «Опровержение философов». Материальный мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы. Альберт Великий (1193-1280 гг.). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225-1274 гг.). из Парижа. Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии…». Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то, что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против «истин веры». Роджер Бэкон (1210-1294 гг.)., англичанин. Истинное только то знание, которое было получено в результате эксперимента. Вильям Оккам. (1285-1349 гг.). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости («бритва Оккама.) |
Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), итальянец. Сочинения: «900 тезиов», «Речь о достоинстве человека», «Апология». Человек – свободный и смелый мастер, который лепит себя словно горшок.Николай Коперник (1473-1543 гг.). итальянец. Обосновал гелеоцентризм. Иоган Кеплер (1571-1630 гг.). немец. Математически обосновал движение планет.
Галилео Галилей (1546-1642 гг.). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много открытий в астрономии. Николай Кузанский (1401-1464 гг.). немец. Сочинение: «Ученое незнание». Познание трудно. Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве. Джордано Бруно (1548-1600 гг.). из Неаполя. Сочинение: «120 тезисов», «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Об энтузиазме». Единое – форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.Никколо Макиавелли (14691527 гг.). Сочинения: «Записки о первых десяти книгах Тита Ливия», «Князь», «История Флоренции». Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить свое государство не может не быть жестоким.Жан Баден (1530-1636 гг.). поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать «Историю Флоренции».Томас Мор (1479-1555 гг.). английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость.Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). итальянский мыслитель, политический деятель, утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение: «Город Солнца». Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая община, где нет частной собственности.МИСТИКА Мастер Экхард (1260-1327 гг.). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене. Сочинение: «Духовные проповеди и рассуждения». За триединым божеством стоит безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного абсолюта в самом себе. Душа – есть порождение богом самого себя и мира. Якоб Беме (1575-1624 гг.). Сочинение: «Аврора – утренняя заря в восхождении». Предполагал самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество мелких частных. Человек – книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если живешь свято – ты бог. |
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). английский эмпирист. Сочинение: «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида». Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные источники для строгой индукции. Рене Декарт (1596-1650 гг.). французский ученый-рационалист. Сочинения: «О методе», «Геометрия». Я мыслю – значит я существую.
Томас Гобс (1588-1679 гг.). английский государственный деятель. Есть два рода опыта: первичное знание, знание об именах вещей. «Право всех на все». ПРОСВЕЩЕНИЕ Джон Локк (1632-1704 гг.). английский философ. Сочинение: «Опыт о человеческом разуме». Сознание – пустая доска. Важен эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ в метафизике. Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Сочинение: «Этика, изложенная способом, используемым в геометрии», «Богословско-политический трактат». Субстанция есть бог, который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля есть разум. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.). Сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Теодицея» и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование субстанции – монада. Лаплас Пьер Симон (1749-1827 гг.). – француз. Природа может быть с помощью законов механики. Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью науки. Человек – существо социальное. Жак Лаветри (1709-1751 гг.). Сочинение: «Человек-машина». Беспорядок в государстве происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью. Дидро Дени (1713-1784 гг.). французcкий философ-материалист. Сочинение: «Философские основания материи и движения». Религия – продукт страха и обмана духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая среда. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную. Общество возникло в результате договора между людьми. Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). французский просветитель. Сочинения: «Философские письма». «Философский словарь», «Метафизический трактат». Религия – продукт невежества и обмана. Идеал есть религия разума. Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Система природы», «Карманное богословие». Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит неисправности в человеческое сознание. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Беркли Джордж (1685-1753 гг.). Сочинение: «Трактат о началах человеческого знания». Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи – суть комплексы наших ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует. Дэвид Юм (1711-1776 гг.). шотландский философ. Сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разума». Разум оперирует лишь содержанием наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя. Иммануил Кант (1724-1804 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идея – представление о цели. Познание имеет опытную природу. Человек – цель. Иоган Готлиб Фихте (1802-1814 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинение: «Основа общего наукоучения». Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие «Я». «Я» заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – «я есть». Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Система трансцендентного идеализма», Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека – продукт взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В деятельности важную роль играет интуиция. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина – совпадение понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа. МАТЕРИАЛИЗМ. Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «О едином, всеобщем, бесконечном разуме». Идеи – есть самостоятельные сущности. Мышление не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог – воля в идеальной форме. Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Капитал», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе». Метод познания – восхождение от абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах. Практика – есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по потребностям. Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы». Труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни. Жизнь и сознание – внутренние моменты трудовой деятельности. ПОЗИТИВИЗМ Огюст Конт (1798-1857 гг.). французский философ-позитивист. Сочинения: «Курс положительной философии». Человечество проходит три стадии. Человечество обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля – великий фетиш. Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества, храмы наук.
Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). английский философ-позитивист. Сочинения: «Основные начала». Эволюция – интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень прогресса во Вселенной связана с человеком. Иеремия Бентам (1848-1932 гг.). английский философ, родоначальник утилитаризма. Сочинения: «Деонтология, или Наука о морали». Руководящий принцип в этике – принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды, удовольствия, счастья, добра. Авенариус Рихард (1843 – 1893 гг.). швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Сочинения: «Критика чистого опыта». Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект принадлежат одной реальности. Следует придерживаться «экономии мышления». Мах Эрнст (1838 – 1916 гг.). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: «Анализ ощущений», «Механика…»… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений. Пуанкаре Жуль Анри (1854-1912 гг.). французский методолог науки. Был предшественником интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах природы. НЕОКАНТИАНСТВО 1.Марбургская школа Коген Герман Косвиг (1842-1918 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Этика чистого чувства». Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно. Реальность – есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает опыт. Предмет познания – понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек есть цель. Наторп Пауль(1854-1924 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Логические основы точных наук». Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического бытия – есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано априорными категориями. Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Познание», «Действительность». Не суть предмета, а отношения между предметами должны изучать науки. Категория – есть научный эксперимент. 2.Баденская школа Виндельбанд Вильгельм (1848-1915 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: «История философии». Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся: номатические, идеографические. Риккерт Генрих (1863-1936 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Введение в трансцендентальную философию», «Система философии». Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных наук. Существует всего 6 сфер ценностей. ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Мир как воля и представление». Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля – есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли. Кьёркигор Сёрен (1813-1855 гг.). датский философ-идеалист. Сочинения: «Страх и трепет», «Философские крохи». Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе. Страх – отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе. Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: «Так говорил Заратустра», «Сумерки богов», «По ту сторону добра и зла», «Эссегомо» и др… Жизнь – слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию. Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия – две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался по поводу идеала человека. |
ПРАГМАТИЗМ
Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). американский философ. Сочинения: «Как сделать идеи ясными», «Определение веры». Истинность – условие практической пригодности. Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания – конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными. Джемс Уильям (1842-1910 гг.). американский философ-идеалист. Сочинения: «Научная основа психологии», «Прагматизм»…Психика – инструмент приспособления к среде. Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все, что выгодно. Джон Дьюи (1859-1952 гг.). американский философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде. Мерило истинности утверждения – его практическая ценность. Ученые должны нести ответственность за свои изобретения. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Бертран Рассел (1872-1970 гг.). английский философ. Сочинения: «Философия логического атомизма». Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции. Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.). австрийский философ. Положил начало Лингвистической философии. Сочинения: «Философские исследования». Предложение в языке – осмысленное выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне мира, т.к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть..
Карнап Рудольф (1891-1970 гг.). американский философ. Сочинения: «Значение и необходимость», «…Введение в философию науки». Философские предложения не имеют смысла. Науки делятся на экспериментальные, неэкспериментальные. Ханс Рейхенбах (1891-1953 гг.). немецкий философ. Есть статьи из сборника «Современная философия науки». Познание причинности событий и фактов есть основная цель науки. ПОСТПОЗИТИВИЗМ Карл Раймунд Поппер (1892-1994 гг.). английский философ. Сочинения: «Логика и рост научного знания». Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение: Гипотеза > Теория > Опровержение Теории. Имре Лакатос (1922-1974 гг.). английский философ. Сочинения: «Доказательство и опровержение». Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в науке, к перевороту. Томас Семюэл Кун (1922 г.). Сочинение: «Структура научных революций». Парадигма – совокупность убеждений, технический средств, исследований, - то, что принято научными сообществами. Пауль Фейерабенд (1924 гг.). американский философ. Сочинения: «Против единственного метода. Защита анархистской теории знаний». Нет чистых фактов для верификации предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории логически несоизмеримы.
|
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |