|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Закон непротиворечияЗакон непротиворечияЗакон непротиворечия Характеристика закона непротиворечия Закон непротиворечия - два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. К противоположным суждениям относятся: - противные (контрарные) суждения А и Е, которые оба могут быть ложными, поэтому не являются отрицающими друг друга и их нельзя обозначить как а и а; - противоречащие (контрадикторные) суждения А и О, Е и I, а также единичные суждения (Это есть S есть P) и (Это S не есть P), которые являются отрицающими, так как если одно из их истинно, то другое обязательно ложно, поэтому их обозначают а и а. Формула закона непротиворечия в двузначной классической логике а а отражает лишь часть содержательного аристотелевского закона непротиворечия, так как она относится только к противоречащим суждениям (а и не а) и не распространяется на противные (контрарные) суждения. Поэтому формула а а неадекватна, не полностью представляет содержательный закон непротиворечия. Следуя традиции, мы сохраняем за формулой а а название «закон непротиворечия», хотя оно значительно шире, чем формула. Если в мышлении (и речи) человека обнаружено формально-логическое противоречие, то такое мышление считается неправильным, а суждение, из которого вытекает противоречие, отрицается и считается ложным. Поэтому в полемике при опровержении мнения оппонента широко используется метод «приведение к абсурду». Диалектические противоречия процесса познания иногда выражаются в форме формально-логических противоречий, например: опровержение гипотезы путем опровержения (фальсификации) следствий, противоречащих опытным фактам или ранее известным законам; выступления докладчика и оппонента; обвинителя и защитника; взгляды людей придерживающихся конкурирующих гипотез; рассуждение врача (или врачей пи консилиуме), получившего клинические анализы, не совместимые с ранее поставленным диагнозом болезни, и т.д. Во всех этих и подобных им ситуациях, фиксируется несовместимость суждения а и не а, например, несовместимость какого-либо суждения а из прежней теории и суждения не а, выражающего мысль о новом полученном опытном факте, т.е. фиксируется мысль, что суждения а и не а не могут быть оба истинными, а поэтому их конъюнкция ложна. Первичным содержанием выступает диалектическое противоречие, объективно возникающее в процессе познания и служащее его движущей силой. Вторичным же является способ фиксации (выражения) диалектического противоречия в виде конъюнкции двух суждений а и не а, т.е. в форме формально-логического противоречия. Здесь на лицо ситуация, когда возникшее диалектическое противоречие в познании до момента его разрешения выражается в форме а и не а, т.е. принимает облик, оболочку, внешнюю форму формально-логического противоречия, по существу же остается диалектическим, требующим своего разрешения в ходе исследования возникшей проблемы. В результате диалектического синтеза и антитезиса получается новое знание, отличающееся и от того, и от другого, а также являющееся их конъюнкцией. Итак, в мышлении диалектическое противоречие до его разрешения иногда принимает форму (структуру) формально-логического противоречия, а обнаружение последнего свидетельствует о том, что необходимы дальнейший анализ и исследование в возникшей в познании ситуации. Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует прогрессу познания. Выполнить задание
Задача №1 Могут ли быть одновременно ложными суждения в каждой из следующих пар? а) Все имена пишутся с большой буквы; Ни одно имя не пишется с большой буквы. б) Я решаю логические задачи, значит, развиваю свой интеллект; Я не решаю логические задачи, значит, не развиваю свой интеллект. Решение: а) Все имена пишутся с большой буквы. - Это общеутвердительное суждение (тип А). Все S есть P. Ни одно имя не пишется с большой буквы. - Это общеотрицательное суждение (тип Е). Ни одно S не есть Р. Согласно закономерностям логического квадрата, А и Е находятся в отношениях противоположности. Следовательно, оба данных суждения могут быть одновременно ложными. б) Я решаю логические задачи, значит, развиваю свой интеллект. - Это сложное суждение вида А В, где А и В общеутвердительные суждения (тип А). Я не решаю логические задачи, значит, не развиваю свой интеллект. - Это сложное суждение вида А В, где А и В общеотрицательные суждения (тип Е). Данные сложные суждения не могут быть одновременно ложными. Задача №2 Какие суждения являются отрицаниями суждений: а) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». (И.А. Крылов) б) «Пень не околица, глупая речь не пословица». Решение: а) Запишем суждение с символической форме: А В. Если в товарищах согласья нет (А), то на лад их дело не пойдет (В). Согласно закону принесения отрицания: (А В) А В. «Неверно, что когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» эквивалентно «В товарищах согласья не было, но на лад их дело пошло». б) Запишем суждение в символической форме: А В. Пень не околица (А), а глупая речь не пословица. Согласно закону принесения отрицания: (А В) А В. «Неверно, что пень не околица, а глупая речь не пословица» эквивалентно «Пень - околица или глупая речь - пословица». Задача №3 Составить символическую запись следующих сложных суждений: а) Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… (А.С. Пушкин) б) «Если ты видишь юного живым, возносящимся на небо, то ради бога, скорей ухвати его за пятку и сдерни на землю». (Из древнерусской философии). Решение: а) Прозрачный лес один чернеет (А), И ель сквозь иней зеленеет (В), И речка подо льдом блестит (С). Символическая запись: А В С. б) «Если ты видишь юного живым возносящимся на небо (А), то ради бога, скорей ухвати его за пятку (В) и сдерни на землю (С)». Символическая запись: А (В С). Задача №4 Записать высказывания, являющиеся отрицанием данных: а) И зимой будет ягода, если заготовить загодя. б) Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, что он азартен. Решение: а) И зимой будет ягода (В), если заготовить загодя (А). Символическая запись: А В. Согласно закону принесения отрицания: (А В) А В. «Неверно, что и зимой будет ягода, если заготовить загодя» эквивалентно «Зимой не было ягоды, хоть и заготовили загодя». б) Он очень любит охоту (А), бридж (В) и бильярд (С), поэтому можно сказать, что он азартен (D). Символическая запись: (А В С) D. Согласно закону принесения отрицания: ((А В С) D) (А В С) D. «Неверно, что если он очень любит охоту, бридж и бильярд, то можно сказать, что он азартен» эквивалентно «Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, но нельзя, сказать, чтобы он был азартен». Задача №5. Сделать логический вывод, если это возможно, путем обращения превращения и противопоставления предикату каждого из следующих суждений: а) Все силлогизмы являются умозаключениями. б) Ни один из тех, кто побывал в Санкт-Петербурге, не мог пройти мимо памятника Петру I. Решение: а) Запишем данное суждение в стандартной форме: Все силлогизмы есть умозаключения - это общеутвердительное суждение (тип А). Обращение: некоторые умозаключения есть силлогизмы (тип I). Превращение: ни один силлогизм не есть не умозаключение (тип Е). Противопоставление предикату: ни одно умозаключение не есть не силлогизм (тип Е). б) Запишем данное суждение в стандартной форме: Ни один человек, побывавший в Санкт-Петербурге (S) не есть человек, прошедший мимо памятника Петру I. (Р) - это общеотрицательное суждение (тип Е). Обращение: ни один человек, прошедший мимо памятника Петру I, не есть человек. Побывавший в Санкт-Петербурге (тип Е). Превращение: Все люди, побывавшие в Санкт-Петербурге, есть люди, не прошедшие мимо памятника Петру I (тип А). Противопоставление предикату: Все люди, прошедшие мимо памятника Петру I, есть люди, не побывавшие в Санкт-Петербурге (тип А). Задание №6. Определить термины, большую и меньшую посылки, заключение; указать фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то, какое именно правило силлогизма нарушено? а) Всякое хищение - умышленное преступление. Кража - тайное хищение имущества. Кража - умышленное преступление. б) Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора - женщины. Некоторые профессора любят красиво одеваться. Решение:
М - Р (тип А) S -М (тип А) S - Р (тип А) Первая фигура силлогизма, модус ААА, правильный. Все правила силлогизма выполняются. Заключение верно. б)
М - Р (тип А) S - М (тип I) S - Р (тип I) Первая фигура силлогизма, модус АII, правильный. Все правила силлогизма выполняются. Заключение верно. Задача №7. Сделать логический вывод и проверить правильность полученных силлогизмов: а) Лишь тот, кто храбр, достоин славы. Некоторые хвастуны не храбры. б) Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся. Решение:
М - Р (тип А) S - М (тип О) S - Р (тип О) Первая фигура силлогизма. Вывод неверен, так, как нарушено, правило первой фигуры: меньшая посылка должна быть утвердительной. б) Запишем данные посылки в стандартной форме: Ни один эгоист не есть человек, нравящийся окружающим. Все обязательные люди есть люди, нравящиеся окружающим.
Р - М (тип Е) S - М (тип А) S - Р (тип Е) Вторая фигура силлогизма, модус ЕАЕ, правильный. Все правила силлогизма выполняются. Вывод сделан, верно. Задача №8. Определить логическую структуру следующих умозаключений. Проверить правильность вывода: а) Ни один ребенок не любит насилия. Я тоже не люблю насилия. Я - ребенок. б) Все участники семинара по криминалистике - следователи. Некоторые участники семинара по криминалистике не работают в прокуратуре. Некоторые следователи не работают в прокуратуре. Решение: а) Запишем данные умозаключения в стандартной форме: Ни один ребенок не есть человек, любящий насилие. Все люди, называющие себя «я», не есть люди, любящие насилия. Все люди, называющие себя «я», есть дети.
Р - М (тип Е) S - М (тип Е) S - Р (тип А) Вывод неверен, так как нарушено первое правило посылок: из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода. б) Запишем данные умозаключения в стандартной форме: Все участники семинара по криминалистике есть следователи. Некоторые участники семинара по криминалистике не есть люди, работающие в прокуратуре.
М - Р (тип А) М - S (тип О) Р - S (тип О) Третья фигура силлогизма. Вывод неверен, так, как нарушено, правило третьей фигуры: меньшая посылка должна быть утвердительной. Задача №9 Установить вид и структуру доказательства: Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемой. Обвиняемый был на месте преступления - в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви. Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража. Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему. Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры. Решение: По виду прямое подтверждение. Тезис: Обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры (Т). Аргументы: 1. Обвиняемый был на месте преступления (А1). В квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража. 2. Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему (А2). Демонстрация: (А1 А2) Т. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |