|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Зигмунд Фрейд: концепция психоанализаЗигмунд Фрейд: концепция психоанализа
[pic] на тему: [pic] [pic] Выполнила: студентка юридического фак-та группы 2 «А» Калина Анна Анатольевна. Проверил: Синицына Т.И. Вологда 2003 г. Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах. Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная
наука, главной её целью стало раскрытие основных элементов человеческой
психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении
работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление
радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность
под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в
небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор, Чехия) в семье
небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий
знаменитый учёный прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но
только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно
острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для
него лучшие условия. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в
знаменитый Венский университет. Особый интерес для него представляли
естественные науки. Фрейд воспитывался на принципах и идеалах точного,
опытного естествознания – физики и биологии. Он не ограничивался описанием
явлений, а искал их причины и законы. Этим идеалам он следовал и тогда,
когда перешёл в область психологии. Он намеревался стать профессиональным
научным работником. Но он стал практикующим врачом-невропатологом, т.к. его
материальное положение сильно ухудшилось. Вместе с таким же врачом И. Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической
практики. Одновременно он является философским учением о человеке,
социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам
идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой
частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его
нужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причиной
распространения психоанализа является почти полное разделение сфер
публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису
идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ
истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. В ”Толковании сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается как
приватная микрология сновидца, а мир представляется как сновидение
народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во
влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда
название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик
повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо,
которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд
использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Он подчёркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в её истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире. Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими учениями знаком. Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой
природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация
человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового... Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счёте и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно был преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод
дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую
дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров,
уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического
аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским
влечениям, а они - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой
всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть
повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде,
неизменно повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и история Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, - это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуального объекта”). Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далека от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений даёт познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы. Библиография: Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |