|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Банковская тайнаБанковская тайнаСодержание Содержание 3 Введение. Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и идеологию их авторов[1]. О.М. Олейник считает, что проблема банковской тайны должна рассматриваться исходя из некоторых общих положений, которые, очевидно, следует оговорить в самом начале и иметь в виду в процессе изложения дальнейших положений. Эти положения состоят в следующем: — понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации, обладающей ограниченным доступом; — этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны; — подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне. Кроме того, необходимо иметь в виду характер складывающихся правоотношений по поводу банковской тайны. Это необходимо для того, чтобы найти адекватные правовые нормы, реализация которых приведет к желаемому состоянию правового регулирования. Эти правоотношения совершенно разного типа. Как весьма удачно подчеркивают американские специалисты по банковскому праву, есть «три вида правоотношений: между банком и клиентом, между клиентом и правительством и между правительством и банком. Эти отношения регулируются совокупностью норм конституции и общего права...»[2]. Содержание банковской тайны. Содержание банковской тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных актов: ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках). Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о банках предоставляет право кредитной организации включать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федеральному закону. Как видим, правовые нормы, определяющие содержание банковской тайны,
не совпадают. Возникает вопрос, какие нормы правомерно применять на
практике? В юридической литературе существуют разные мнения по данной
проблеме. Одни авторы считают, что целесообразно использовать правило о
соотношении общих и специальных правовых норм: поскольку ст. 26 Закона о
банках является специальной, надо следовать требованиям этой статьи[3]. С. Карчевский, Юрисконсульт расчетной палаты ММВБ, считает, что при
несоответствии указанных норм надо руководствоваться Гражданским кодексом. Это утверждение основывается на анализе соотношения норм Гражданского кодекса РФ и Закона о банках, а также следует из природы правоотношений, которые образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковского счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и государственных органов, регламентированными законодательными актами. С одной стороны, банковская тайна защищает интересы клиента и
запрещает, по общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе государства в
лице государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. По рассматриваемой проблеме есть еще некоторые соображения практического плана в пользу законодательного закрепления исчерпывающего перечня сведений, составляющих банковскую тайну, для того, чтобы кредитная организация не имела права дополнительно сама распространять режим банковской тайны на какую-либо информацию. Исходя из положений ГК РФ о том, что обязанность по сохранению банковской тайны лежит на кредитной организации (п. 1 ст. 857) и что установлена ответственность кредитной организации за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (п. 3 ст. 8S7), логичным является отсутствие у кредитной организации интереса в расширении объема этих сведений. С учетом возлагаемой на кредитные организации ответственности за разглашение банковской тайны в практике заключения и исполнения договоров банковского счета могут возникнуть следующие ситуации. Поскольку обязанность хранить банковскую тайну включается в содержание договора банковского счета, правомерно требование клиента о предоставлении ему перечня сведений, составляющих банковскую тайну, или закреплении такого перечня в договоре. Из изложенного следует парадоксальный, но, учитывая норму ст. 26 Закона о банках, вполне убедительный вывод о том, что кредитная организация должна сообщить клиенту (корреспонденту) перечень сведений, составляющих банковскую тайну, чтобы в случае их разглашения возместить по требованию того же клиента (корреспондента) причиненные убытки. Таким образом, законодатель, предоставив право кредитной организации включать иные сведения в состав банковской тайны (ст. 26 Закона о банках), тем самым необоснованно смешивает правовые режимы банковской тайны и коммерческой тайны банка. Это дает некоторым авторам основание считать, что банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны, о чем речь пойдет далее. Какую информацию имеет в виду законодатель, говоря об установлении кредитной организацией сведений, кроме указанных в ст. 857 ПС РФ, можно только предполагать. Так, по мнению О. Сбитневой, иные сведения, составляющие банковскую
тайну, должны относиться к операциям клиента[6]. Но в ст. 857 ГК РФ
установлено, что информация об операциях по счету клиента входит в
содержание банковской тайны. Более того, она является основным ее
элементом. Не случайно известный российский специалист в банковском праве Иную точку зрения имеет О. Олейник, которая считает, что сведения, устанавливаемые кредитной организацией, должны быть соотносимы с ее клиентами: «если даже банк в ходе предоставления, например, кредита получит какие-либо сведения о состоянии здоровья клиента или его семейном положении, эти сведения, а не только операции, произведенные для выдачи кредита, могут быть включены в банковскую тайну»[8]. Л. Ефимова, говоря об иных сведениях, также полагает, что к ним могут относиться любые данные о правовом, семейном и т. п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»: например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны[9]. Вместе с тем указанная в приведенных выше примерах информация не расширяет содержание банковской тайны, установленное ст. 857 ГК РФ, а, напротив, охватывается понятием «сведения о клиенте», которое согласно указанной статье Кодекса наряду с информацией о счете (вкладе) и операциям по счету составляет содержание банковской тайны. Таким образом, содержание банковской тайны, закрепленное ст. 857 ГК Как справедливо отмечает О. Олейник, именно деятельность банка, В этом плане банковская тайна соотносится с иными видами профессиональной тайны, такими, как тайна страхования, нотариальная, налоговая, врачебная и т.п.[11] О соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о соотношении банковской тайны и коммерческой тайны банка. Является ли первая особым случаем второй, либо это самостоятельные правовые институты?[12] При этом преобладает точка зрения, в соответствии с которой банковскую тайну относят к особой, или специфической, разновидности коммерческой тайны. Вместе с тем ряд авторов обоснованно не разделяют такого подхода. С этой позицией стоит согласиться. С. Сарбаш, рассматривая проблему соотношения банковской и коммерческой тайны, приходит к выводу о том, что Сравнительный анализ гражданско-правовых норм, регулирующих режимы
указанных видов конфиденциальной информации, позволяет сделать вывод об
ошибочности определения банковской тайны как вида коммерческой. |Виды |Субъект |Объест информации|Правовое |Субъекты и виды ответственности за | Правовой режим служебной и коммерческой тайны регулируется ст. 139ГК Информация, которая составляет коммерческую тайну, закрепляется предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе кредитными организациями, в локальных нормативных актах, а обязанность ее соблюдения возлагается на работников в трудовых договорах (контрактах) и на контрагентов в гражданско-правовых договорах. Ответственность за нарушение коммерческой тайны может наступить только при ее надлежащем правовом оформлении. Такая ответственность установлена п. 2 ст. 139 ГК РФ. Она заключается
в обязанности возместить причиненные разглашением коммерческой тайны убытки
и возлагается на лиц, незаконными методами получивших такую информацию, на
работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору Напротив, как уже отмечалось, законом закреплен исчерпывающий круг сведений, составляющих банковскую тайну (п. 1 ст. 857 ПС РФ), и установлена ответственность банка за разглашение таких сведений (п. 3 ст. 857 ГК РФ), которая наступает независимо от правового оформления обязанности ее соблюдения. Таким образом, разграничение законодателем режимов банковской и коммерческой тайны вполне логично, ибо каждый из них защищает различный объект информации: режимом банковской тайны охраняется конфиденциальная информация, затрагивающая интересы клиентов банка, тогда как коммерческая тайна, прежде всего, защищает интересы самого банка. В плане соотношения указанных видов конфиденциальной информации точнее
было бы вести речь о банковской и коммерческой тайне как относительно
самостоятельных разновидностях конфиденциальной информации, то есть
документированной информации, доступ к которой ограничивается в
соответствии с законодательством (ст. 2 Федерального закона «Об информации,
информатизации и защите информации»). Банковские правила используют и другую терминологию в определении
режима конфиденциальной информации. Так, Указанием Банка России от 7 июля О предоставлении кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну Согласно п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну,
могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Статья 26 Закона о банках устанавливает, что справки по операциям и
счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной
организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям. Анализ приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие выводы: . во-первых, законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну; . во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления. Другими словами, основанием для получения госорганами сведений, составляющих банковскую тайну, является не общее полномочие госоргана запрашивать у предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну; . в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой госорганами информации. Учитывая изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам. Суды, арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных
организаций сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента- должника и их движении по банковскому счету. Такие требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» предоставляет право судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну.[19] Согласно ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать
налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Предоставление налоговым органам сведений, составляющих банковскую
тайну, неверно сводить только к предоставлению запрашиваемой ими
информации. Следует учитывать, что предоставление определенного объема
такой информации вменено в обязанность банков: например, банки обязаны
сообщать налоговым органам по месту учета налогоплательщиков в пятидневный
срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1 ст. 86 НК). Предоставление
кредитной организацией налоговым органам сведений, составляющих банковскую
тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой урегулирован ст. 102 Статьей 1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок. По Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов налоговой полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11). Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не закреплено. Спорной представляется также правомерность использования органами налоговой полиции полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым указанные органы имеют право при исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов. Вместе с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36 Исходя из функций органов налоговой полиции, которые состоят в
предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании нарушений
законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями, и их полномочий, закрепленных ст. 36 В иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются
органами налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой
п. 3 ст. 36 Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при
выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Таким образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции. Во всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является неправомерным. Перечислим такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций. Во-первых, речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы до возбуждения уголовного дела. Во-вторых, право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). В-третьих, истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут
органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением
таможенных органов и органов налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 В-четвертых, право требовать от руководителей и других должностных лиц
представления необходимых документов, материалов, статистических и иных
сведений имеют прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Предоставление кредитными организациями органам предварительного следствия информации, составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК РСФСР). О преступлениях, направленных на незаконное получение информации. Очевидно, что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую тайну, преследуют корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению прибыли. Признаки противоправности и безвозмездности изъятия таких сведений
вместе с материальными носителями, на которых эта информация содержится,
как факт изъятия сомнению не подлежат. В ситуациях, когда сведения были
лишь скопированы, изъятие тоже имеет место, т.к. предметом данного
преступления является не носитель информации, а информация как таковая. Незаконное копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из фондов собственника части его имущества. Ведь, несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже) тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу, который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками. Проблема состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в виду того, что российское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности посягательства лишь на одну из ее разновидностей – имущество. Разрешение дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в примечании к ст. 158 УК РФ на термин «собственность» законодателем, либо в расширенном толковании имущества правоприменительными органами.[21] Заключение. В законодательстве о банковской тайне, к сожалению, больше вопросов , чем ответов. Например, « кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов». А в чем заключается эта гарантия, каковы ее составляющие, какие условия должны при этом выполняться? [22] Между тем, ни у кого не вызывает сомнений, что институт банковской тайны не маловажен для нормального функционирования экономики. С одной стороны, он является частным случаем коммерческой тайны, когда речь идет об обеспечении тайны об операциях, о счетах и вкладах, что может являться предметом защиты информации в процессе функционирования коммерческой организации. С другой – это одна из граней обеспечения личной тайны гражданина. С третьей – банковская тайна выполняет определенную охранительную функцию, обеспечивая недоступность сведений о финансовом положении юридических лиц и граждан, и тем самым предохраняя их от противоправных намерений и действий. Чем выше уровень защиты данной информации, тем соответственно выше
авторитет кредитной организации и круг ее потенциальных клиентов. Я надеюсь, что исправление ошибок действующего законодательства, а также эффективное правовое регулирование в будущем поможет достичь подобного уровня или как можно ближе к нему приблизиться. Список литературы. 1. О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1999г. 2. А.А Фатьянов. Тайна как социально – правовое явление. Ее виды. // Государство и право. – М., 1998, №6. 3. А.Ю. Викулин. Банковская тайна как объект правового регулирования. // Государство и право. – М., 1998, №7. 4. И. Ахидова. Банковская тайна и аналогия закона.// Хозяйство и право. 1999, №10. 5. Н.Н. Курмашева, Д.Б. Исаев, Н.А. Фатеев, Н.П. Черненький. Навопросы отвечает юридический департамент банка России.// Законодательство. 1999, №4. 6. Д. Гончаров. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1 7. С. Карчевский. Банковская тайна: проблемы правового регулирования. // Хозяйство и право, 2000, №4. 8. П.С. Яни. Правоохранительные органы и предприниматели. – Приложение к журналу «Юридический бюллетень предпринимателя» – М.: АО «Бизнес- школа». 1997г. 9. П. Скобликов. Коммерческая и банковская тайна: проблемы правового регулирования. // Российская юстиция. – М., 1997, №11. 10. А.Ю. Никулин. Проблематика правового регулирования банковской тайны// Деньги и кредит, 1998, №7. 11. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. – М., ВЕК, 1994г. 12. Д. Куршаков. Банковская тайна.// Закон, 1998, №2.
[2] О.М. Олейник. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ, [5] Сарбаш С. В. Указ. соч., с. 146. [6]Гражданское право. Ч. 2. Обязательственное право / Под ред. В. В. [11] С. Карчевский. Банковская тайна: Проблемы правового регулирования. // [17] Вестник Банка России, 1999, № 41. [18] Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к
журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа». [20] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Постатейный
комментарий / Под общ. ред. В. И. Слома. — М.: Изд-во "Статут", 1988, с.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |