|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Денежно-кредитная система и её структураДенежно-кредитная система и её структура«Барановичский Государственный университет» Кафедра экономической теории Денежно-кредитная система и её структура Барановичи, 2010 Содержание Введение Глава 1. Кредитная и банковская системы страны. Виды банков и их функции Глава 2. Кредит. Формы кредита Глава 3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы Заключение Список используемой литературы Введение Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ДКП центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом: центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Современная кредитная система - совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов. Основную часть кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений. Кредитно-банковская система Республике Беларусь начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Эффективная устойчивая работа кредитно-банковской системы Республики Беларусь - необходимое условие нормального функционирования экономики. Особые требования к кредитно-банковской системе предъявляются в период рыночного типа. Опыт Беларуси в теоретическом и практическом освоении рыночной экономики во всей ее сложности и противоречивости показал, что механическое копирование достижение экономической науки развитых стран с традиционной рыночной экономикой не гарантирует успеха. Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости Центрального банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка. Глава 1. Кредитная и банковская системы страны. Виды банков и их функции Движение денег обслуживает кредитная система. Кредитная система— это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Все входящие в нее учреждения можно разделить на три группы: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитные институты. Центральные и коммерческие банки в совокупности образуют банковскую систему страны. Именно она выполняет основное кредитно-финансовое обслуживание хозяйственного оборота. Банк - финансовая организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающие финансовые услуги правительству, фирмам, частным лицам и другим банкам. Особое место в кредитной системе занимает центральный банк (ЦБ), регулирующий деятельность всей денежно-кредитной системы страны. В большинстве стран (Германия, Франция) центральные банки являются государственными учреждениями, в некоторых странах (США, Швейцария) они организованы как акционерные общества. Основными функциями центрального банка являются: § разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); § хранение золотовалютных резервов страны и обязательных резервов коммерческих банков; § ведение финансовых операций правительства; предоставление кредита коммерческим банкам Деятельность центрального банка, равно как и коммерческие банки , отражается в их балансах, которые включают два раздела: активы и пассивы. Важнейший элемент кредитной системы — коммерческие банки, выполняющие до 200 операций. Их основными функциями являются: § прием и хранение депозитов вкладчиков; § выдача средств со счетов и выполнение перечислений; § размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи кредитов, покупки ценных бумаг и т.д. Все крупные коммерческие банки, как правило, являются универсальными, т. е. выполняют все банковские операции для всех клиентов. Существуют и специализированные банки. Они либо обслуживают определенную отрасль, сферу хозяйствования или группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций. К ним относятся инновационные, инвестиционные, ипотечные, учетные и депозитные банки и др. Например, инновационные и инвестиционные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и выдаче долгосрочных кредитов; ипотечные выдают долгосрочные ссуды под залог недвижимого имущества; учетные и депозитные специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций. Среди специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить: кредитные союзы, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные компании, ломбарды, лизинговые фирмы и т. д. Кредитные союзы — это кредитные кооперативы, капитал которых формируется путем оплаты паев, взносов их членов. Свои активы они используют для предоставления потребительских и индивидуальных ссуд (открытие сберегательных счетов) и целевых залоговых кредитов. Инвестиционные компании привлекают средства путем выпуска собственных акций, как правило, небольшого номинала. Собранные средства в основном инвестируются в ценные бумаги корпораций, государства. За счет полученных на них доходов выплачивается дивиденд на собственные акции. Ломбарды специализируются на выдаче потребительского кредита под залог движимого имущества. Лизинговые компании предоставляют в аренду на определенных условиях движимое и недвижимое имущество (дорогостоящие станки, ЭВМ, портовые краны и т. д.). Кредитная система включает также небанковские институты, занимающиеся кредитными операциями: страховые компании, пенсионные фонды. Свои свободные денежные средства они используют в основном для финансирования государства, бизнеса путем покупки долгосрочных облигаций или акций. Акция -ценная бумага, свидетельствующая об внесении определенной доли в акционерный капитал компании и дающая права её владельцу на получение дохода (дивиденда) и участие в управлении акционерным обществом. Облигация – ценная бумага на предъявителя, свидетельствующая внесение определенной денежной суммы и дающая права его владельцу на получение фиксированного дохода в виде % на срок до погашения этой облигации. Глава 2. Кредит. Формы кредита Особое значение имеет кредит, выдаваемый коммерческими банками, так как они обладают способностью путем кредитования создавать новые деньги. В свою очередь кредит содействует укреплению коммерческого расчета посредством обеспечения непрерывности и ускорения кругооборота фондов субъектов хозяйствования, является основой их взаимосвязи и включения в кругооборот и оборот стоимостных фондов общественного хозяйства. Действительно, в условиях хозяйственного обособления оборотов производственных фондов государственных предприятий и экономического обособления рамками собственности предприятий других сфер экономики включение обособленных кругооборотов в общественный кругооборот и их взаимосвязь не могут осуществляться вне кредитных отношений, то есть иначе, чем на условиях платности и возвратности. На хозяйственную деятельность производственных единиц кредит воздействует главным образом через систему отношений коммерческого расчета, влияя на воспроизводственный процесс через кругооборот и оборот фондов предприятий. Необходимо учитывать, что кредит и коммерческий расчет не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Так, коммерческий расчет создает условия для функционирования кредитных отношений, т.е. обособления кругооборота средств предприятий, необходимости возмещения затрат и, следовательно, особого перераспределения денежных фондов на основе возвратности и платности (на кредитной основе). Механизм коммерческого расчета создает условия для возврата ссуд. Операции банков по привлечению денежных средств называются пассивными, а по их размещению — активными. Соответственно балансовый отчет банка состоит из двух разделов: пассивы и активы. Каждый коммерческий банк или другое кредитное учреждение должно иметь установленные законом обязательные резервы. Их размер определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности (наличных денег). Этот процент называется нормой обязательных резервов ( резервной нормой). Сумма денег поступающих в банк на хранение (на счета) называется фактическими резервами банка. Избыточный резерв – это сумма денег, которую банк может выдать в ссуду. Определяется как разность между фактическим резервом и обязательным резервом банка. Для того, чтобы определить, на какую сумму банковская система увеличит предложение денег в экономике (D), необходимо использовать формулу: D= E · m D – максимальное количество денег, которое может создать банковская система. E – размер избыточного резерва m – денежный мультипликатор m = 1 / R , R –норма обязательных резервов, выраженная коэффициентом. При этом следует учитывать два обстоятельства: 1) не все деньги попадают в банк, поэтому на определенную сумму сократятся резервы и соответственно уменьшится общая сумма создаваемых денег; 2) возможны случаи, когда коммерческие банки держат у себя большую долю обязательных резервов, чем того требуют центральные банки. На практике это приводит к уменьшению общей суммы денег, создаваемой банками. Объем средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно-кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно-кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости. Таким образом, кредит выступает важнейшим источником формирования основных и оборотных средств субъектов хозяйствования. В последние годы эта его роль возрастает, так как сокращается удельный вес бюджетных ассигнований па цели развития воспроизводства, занимающих неадекватное требованиям рынка место в структуре расходов государственного бюджета. Однако в условиях высокой инфляции реализация данной роли кредита существенно затруднена из-за ухудшения структуры кредитных сложений, т.е. перелива кредитных ресурсов в сферу обращения и значительного снижения сроков предоставления кредитов. Глава 3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние проблемы и перспективы Основными целями этой политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. В процессе денежно-кредитного регулирования требуется оптимизировать выбор между стимулированием экономического роста и борьбой с инфляцией. Для стимулирования экономического роста проводится кредитная экспансия(дешёвый, доступный кредит, низкие процентные ставки), а для сдерживания инфляции- кредитная рестрикция , общее ограничение денежной массы. Поэтому денежно- кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой. Инструменты денежно-кредитной политики формируются на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса рубля. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2010 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон. Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг). Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции. Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами. Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте. Заключение Таким образом, кредитно денежная политика предоставляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита. Проводит их центральный банк. Основными целями кредитно денежной политики является следующие смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляционных процессов, регулирование темпов экономического роста, обеспечение полной занятости. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются: · операции на открытом рынке; · изменение учетной вставки; · изменение резервной ставки; Операции на открытом рынке представляют покупку или продажу государственных облигации. Одна из причин использования этого инструмента заключается в том, что центральный банк может точно предсказать влияние этих операций на денежную базу. Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом кредитно-денежной политики и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг. В последние годы в Республике Беларусь этот рычаг стал активно использоваться. Одной из традиционных операции центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. Однако данный инструмент кредитно –денежной политики имеет ряд недостатков. Снижение учетной ставки создает лишь благоприятные условия для вливания денег, однако не может доставить коммерческие банки взять кредит у центрального банка и увеличить объем собственных кредитных операций период неблагоприятной экономической конъюнктуры. Центральный банк имеет возможность прямо воздействовать на размер резервов коммерческих банков через изменение резервной нормы. В настоящее время данный инструмент используется достаточно редко. Он активно применяется в Республике Беларусь в середине 90-х гг. в качестве антиинфляционного инструмента, так как увеличение резервной нормы увеличивало обязательные резервы и сокращало убыточные, тем самым уменьшило способность банков создавать новые деньги. В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте так, в 2007г. объём денежной массы увеличился к уровню начала года на 18,3%. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупателей способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Также, в Республике Беларусь производятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешёвый и доступный кредит, низкие процентные ставки; а для сдерживания инфляции – кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы. Таким образом, эффективность кредитно-денежной политики в Республике Беларусь будет зависеть от того насколько гибко денежно кредитное регулирование будет составляться с бюджетной и налоговой политикой. Список используемой литературы 1. Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, Минск,2002. 2. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; под. ред. Г.И. Кравцовой. 2-е изд., перераб и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. – 504 с. 3. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; под. ред. Г.И. Кравцовой. 2-е изд., перераб и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. – 504 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |