рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Федеральный бюджет: перспективы развития рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Федеральный бюджет: перспективы развития

Федеральный бюджет: перспективы развития

Феде6ральное агентство по образованию Кемеровский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра финансов и кредита











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Федеральный бюджет: перспективы развития»







 



Кемерово 2010г.

Содержание


Введение

Глава I. Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятия бюджетной системы и её звенья

1.2                          Федеральный бюджет, его место в финансовой системе

Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов

2.1 Основные параметры федерального бюджета РФ

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ

2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ

Глава III. Перспективы развития федерального бюджета РФ

3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения

3.2 Федеральный бюджет: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач. Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере.

Сейчас, в рамках сложившейся в России экономической ситуации, очень трудно составить сбалансированный бюджет, связано это в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавно прошедшим кризисом.

Предметом исследования данной курсовой работы являются перспективы развития федерального бюджета, а объектом выступает федеральный бюджет.

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

·                   рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;

·                   выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2007-2009 гг.;

·                   дать характеристику доходной и расходной частей федерального бюджета 2007-2009 гг. с последующими анализом и выводами.

федеральный бюджет доход расход


ГЛАВА I Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятие бюджетной системы и её звенья

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

·   федеральный бюджет РФ;

·   бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

·   местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему и систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом - перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.

Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на:

·   осуществление инвестиционной политики,

·   субсидирование предприятий,

·   финансирование конверсии оборонных отраслей.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например - ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их. Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы материального производства, бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.).

Финансирование предприятий и учреждений социально- культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту и др. В сегодняшних условиях рыночных отношений государственный бюджет сохраняет свою важную роль, изменяются только лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств и в связи с этим немного другого принципа регулирования самой экономикой и социальными сферами. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия. И, конечно, очень важно выделить ту роль, которую играет федеральный бюджет Российской Федерации.

1.2 Федеральный бюджет, его место в финансовой системе


Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как:

·                    содержание органов государственного управления,

·                    обеспечение потребностей обороны страны,

·                    финансовая помощь субъектам федерации,

·                    обслуживание государственного долга,

·                    пополнение государственных запасов, резервов и другое.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко можно увидеть на перечне расходов федерального бюджета (См.: таблица 1). В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).


Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2007-2009 гг. (в рублях)

Наименование показателей

2007 год

2008 год

2009 год

1

2

3

4

Доходы

7 210 717 155 000,00

8 663 354 688 962,31

6 445 910 114 942,67

Налоги на прибыль

635 607 721 000,00

707 991 560 223,05

167 664 132 646,94

Налоги и взносы на социальные нужды

389 087 914 000,00

448 846 074 399,95

452 291 521 236,06

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 489 323 722 000,00

1 101 221 841 925,44

1 160 821 764 812,16

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

874 330 630 000,00

1 061 095 140 595,45

792 734 981 010,91

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114 683 779 000,00

1 563 015 464 345,36

899 245 106 850,97

Гос. пошлина, сборы

2 666 016 100,00

30 195 567 514,99

29 141 297 687,83

Задолженность и перерасчёты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2 291 928 000,00

817 107 115,62

783 078 463,05

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364 266 329 000,00

3 340 482 336 219,38

2 309 813 739 070,39

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной или гос. собственности

88 220 179 000,00

112 526 974 784,42

391 347 196 748,11

Платежи при пользовании природными ресурсами

46 551 405 000,00

109 818 322 610,21

57 195 922 516,62

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125 407 074 000,00

107 278 109 338,69

91 187 191 902,38

Доходы от продажи мат. и немат. активов

6 976 103 000,00

22 087 784 618,79

6 539 453 146,50

Административные платежи и сборы

41 226 200 000,00

4 185 669 408,53

4 869 028 485,37

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3 896 794 000,00

6 989 040 413,21

7 349 728 794,12

Прочие неналоговые доходы

2 187 216 000,00

40 305 443 037,34

23 191 504 327,65

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

1 777 348 486,30

5 473 022 389,64

46 139 798 775,61

Безвозмездные поступления

232 724 257 000,00

1 025 230 022,24

4 288 625 252,00

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

482 000 000,00

775 316 900,89

1 306 043 216,00


Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов


2.1 Основные параметры федерального бюджета


Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.

Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (См.: рисунок 1).


Рисунок 1- Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.


За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 6644,4 млрд руб.

o         Расходы — 6570,3 млрд руб.

·                     2009

o         Доходы — 7465,4 млрд руб.

o         Расходы — 7451,2 млрд руб.

·                     2010

o         Доходы — 8090,0 млрд руб.

o         Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

o         Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

·                     2009

o         Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

o         Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

·                     2010

o         Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

o         Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:

·                     2009

o         Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

·                     2010

o         Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

·                     2011

o         Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

·                     2012

o         Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ


Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления (См.: таблица 1).

Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:

1.                Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Процент исполнения составил в 2007 г. 93%

2.                 Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2007 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.

3.                Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается.

4.                Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.

5.                Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Процент исполнения этой группы доходов в 2009 г. составил 93%

6.                Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен

7.                Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов.

Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:

1.                Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений.

2.                Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 57 195 922 516,62. руб. от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы.

3.                Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 125 млрд. руб.

4.                Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% - в 2008 г. и 0,5% - в 2009 г.

5.                Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находилась на постоянном уровне - 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% в 2008 г. до 1% в 2009 г.

6.                Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.

7.                Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2009 г. составила 2,4% (или 23 млрд. руб. в абсолютном значении).

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:

·                    единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета),

·                     налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),

·                    таможенные пошлины (13,9-26,1%),

·                    налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),

·                    налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)

·                    акцизы (2,5-9,6%).


2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ


Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства (См.: таблица 2 и таблица 3):

1.                Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2009 гг. имеет тенденцию к увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансирование государственного аппарата.

2.                Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля – 12-14%. Так, в 2008 году затраты на национальную оборону составили 14% от всего объема расходов (или 1040,9 млрд. руб. в абсолютном значении).

3.                Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2008 г. она составляла 835,6 млрд. руб.), в 2009 г. –1006,3 млрд. руб.), а в 2010 г. ожидается –1062,4млрд. руб.).

4.                Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). В 2009г. по сравнению с 2008 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 5%.

5.                Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2008 г. они составили 2%, а в 2009 г. –1%.

6.                Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой и остается примерно на одном уровне.

7.                Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2008 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 5% или 355 млрд. руб.

8.                Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2008-2009 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 1%.

9.                Здравоохранение и спорт (здравоохранение; спорт и физическая культура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта; другие вопросы в области здравоохранения и спорта). В динамике расходов Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. изменений не наблюдается, доля данной группы затрат – 4%.

10.           Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Приложения 3, расходы на ее проведение с 2008 по 2009 г. сократились на 1%.

11.           Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 2674,6 млрд. руб. (2008 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 1580 млрд. руб. (2008 г.). Динамика 2008-2009 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается.


Таблица 2- Расходы федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (в рублях)


Структура расходов

2008

2009

2010

2010 в сравнении с 2009

2010 в сравнении с 2008

млрд.руб.

доля

Прирост,

млрд.руб

Прирост,

%

Прирост,

с учётом

инфляции

Прирост,

%

Прирост,

с учётом

инфляции

Всего


7570,9

100%

9931,4

100%

9886,9

100%

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Общегосударственные вопросы


839,4

11%


959,3

10%


1186,7

12%



+227,4



+24%



+12%



+41%



+14,7%

Национальная оборона

1040,9

14%

1211,9

12%

1253,2

13%


+41,3


+3%


-6%


+20%


-2,3%

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Нац.безопасность и правоохр. деятельность


835,6

11%


1006,3

10%


1062,4

11%


+56,1


+6%


-4%


+27%


+3,2%

Национальная экономика

1025

14%

1845,7

19%

1347,1

14%


-498,6


-27%


-34%


+31%


+6,7%

ЖКХ


129,5

2%

142,9

1%

137,7

1%


-5,2


-4%


-12%


+6%


-13,7%

Охрана окружающей среды

10,2

0,1%

13,3

0,1%

12,2

0,1%


-1,1


-8%


-17%


+20%


-2,9%

Образование


355

5%

413,1

4%

398,7

4%


-14,4


-3%


-12%


+12%


-8,8%

Культура,

кинематограф,

СМИ


88,9

1%


114,7

1%


108,2

1%


-6,5


-6%


-14%


+22%


-1,2%

Здравоохранение, физ.

культура и спорт

278,2

4%

348,2

4%

332,6

5%


-15,6


-4%


-13%


+20%


-3%

Социальная политика


293,6

4%

331,3

3%

328,7

3%


-2,6


-1%


-10%


+12%


-9,1%

Межбюджетные трансферты, в т. ч:

2674,6

32%

3544,6

36%

3719,3

38%


+174


+5%



-5%


+39%


+12,9%

Трансферты бюджету

пенсионного фондаРФ





1580

21%


1946,1

20%

2530


26%


+584


+30%


+18%







Источник: Минфин РФ

Трансферты бюджету

фонда соц.страхования РФ


98,7

1%


61,6

1%



-37,2



-38%



-43%

Трансферты бюджету

Фед.фонда обязательного мед. страхования РФ


25,5

0,1%


4,7

0,05%



-20,8



-81%



-83%

Таблица 3- Расходы федерального бюджета РФ на 2007г. (в рублях)

Наименование

Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2007 год" *

Исполнено

Процент исполнения

1

2

3

4

Расходы бюджета – всего


6 532 285 724 300,00

5 064 807 055 054,01

77,53

Общегосударственные вопросы


1 109 441 444 300,00

644 975 308 451,84

58,13

Национальная оборона


840 622 736 200,00

650 219 468 730,32

77,34

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность


676 400 338 000,00

550 475 418 280,02

81,38

Национальная экономика


741 059 371 900,00

542 593 609 443,21

73,21


Охрана окружающей среды

8 250 664 900,00

6 541 002 135,46

79,27


Культура, кинематография и средства массовой информации

70 876 072 000,00

56 745 630 420,47

80,06


Здравоохранение и спорт

277 005 721 600,00

144 480 563 887,14

52,15


Социальная политика

283 948 692 100,00

182 648 582 951,36

64,32


Межбюджетные трансферты

1 940 919 654 800,00

1 779 197 897 997,29

91,66


Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")

911 637 687 700,00

1 824 884 880 597,53

200,18


Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот период пришелся на:

·                      межбюджетные трансферты (35-36%),

·                      расходы на национальную оборону,

·                      национальную безопасность и правоохранительную деятельность (10-15%),

·                       расходы на общегосударственные вопросы (10-12%)

·                       национальную экономику (14-19).

Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета. Также предлагаем сравнение структуры расходов по статьям (См.: рисунок 2).


 

2010 г. - плановый период.

Рисунок 2- Структура бюджетов на 2009 и 2010 годы.


Глава III Перспективы развития федерального бюджета РФ


3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения


Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом 2009 года (См.: таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

 Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем диаграмму лидеров изменений среди подстатей расходов (См.: рисунок 3):


Рисунок 3- Изменение расходов бюджета 2010, по сравнению с бюджетом 2009, млрд.руб.


Межбюджетные трансферты


Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ (См.: рисунок 4).


Рисунок 4- Динамика расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы.


Национальная экономика

Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в 2009 году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении (См.: рисунок 5).


Рисунок 5- Динамика расходов на национальную экономику за 2008, 2009 и 2010 годы.


Общегосударственные расходы

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» [13] (+113 млрд) (См.: рисунок 6).


Рисунок 6- Динамика расходов на общегосударственные вопросы за 2008, 2009 и 2010 годы


Общая картина такова: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли.


3.2 Федеральный бюджет: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики


Исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Для смягчения ситуации основной объем расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.

Расходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы на уровне 9,93 трлн. руб., в январе-октябре исполнены на 73,5% от плана. Дефицит федерального бюджета—2009 изначально прогнозировался на уровне 8,3% ВВП, однако с учетом высоких цен на нефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9% ВВП.

В этом году из Резервного фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб. Если считать расходы из Фонда национального благосостояния в виде субординированных кредитов на поддержку банков, то с учетом квазифискальных расходов дефицит бюджета в этом году составит 7,4%. Это - неплохой результат для кризисного года, когда доходы бюджета упали более чем на 25% по сравнению с 2008 г.

Закон о федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу.

Доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2010г. — 6,950трлн. руб., в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195трлн. руб., 3,312 трлн. руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.

Расходы федерального бюджета должны составить: в 2010 г. - 9,887трлн. руб., в 2011 г. - 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. - 9,681 трлн. руб.

Дефицит федерального бюджета ожидается в 2010 г. в размере — 2,937 трлн. руб., или 6,8% ВВП. В 2011 г. он должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в 2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.

На протяжении последних десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.

Учитывая большую непредсказуемость этих доходов, было принято решение о том, чтобы использовать на расходы бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегая остальные для того, чтобы при резком падении цен на нефть бюджет смог бы продолжать оплачивать возникшие обязательства. Дополнительные доходы бюджета концентрировались в государственных фондах, сначала — в Стабилизационном фонде, затем — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Наступивший кризис показал правильность и дальновидность такой бюджетной политики.

Сегодня цена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов, хотя по прогнозам нынешняя цена на нефть может подрасти до 100 дол. за баррель и даже выше. Но маловероятно, что на высоком уровне она останется на длительное время. И для этого имеются веские причины.

Одной из причин снижения цены на нефть может стать низкий спрос, который в 2010-2011 гг. не выйдет, по прогнозам, на докризисный уровень потребления нефти. Нынешняя цена на нефть в основном определяется большим объемом ликвидности на мировых рынках, которая появилась в результате реализации правительствами стран антикризисных мер. Ликвидность будет снижаться по мере того, как мировые банки будут повышать ставки кредитования. Так, в частности, ожидается, что через полгода-год Федеральная резервная система США поднимет ставки. В связи с этим ликвидность уменьшится, и цены на нефть уже не будут такими спекулятивными. Контракты на поставку нефти станут служить в большей степени потреблению, а не инвестированию средств.

Другой серьёзной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое сокращение прироста потребления нефти. В ближайшие десять лет аналитики прогнозируют снижение прироста потребления нефти в мире в целом. Так, если до кризиса потребление нефти прирастало в год на 2%, то в долгосрочной перспективе темп прироста будет не выше 1%. Развитые страны в долгосрочной перспективе будут сокращать прирост потребления нефти и переходить к альтернативным ресурсам.

Еще одним фактором снижения цен на нефть станут новые технологии, которые увеличат извлекаемость углеводородов даже из выработанных месторождений, а также облегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов. Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в ближайшие годы будет снова расти быстрыми темпами.

Остаются и факторы, которые будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция и курс доллара. Но, как ожидается, влияние факторов снижения цены будет превалировать. Поэтому в расчётах доходов бюджета—2010, существенную долю которых составляют поступления от экспорта углеводородов, была принята среднегодовая прогнозная цена на нефть в 58 дол. за баррель, курс рубля к доллару — 33,9 рубля, хотя сейчас и цена на нефть, и курс рубля значительно выше этого прогноза.

Если цена на энергоносители окажется существенно выше расчётной и бюджет получит дополнительные доходы, то они будут использованы для снижения бюджетного дефицита, позволят меньше, чем сегодня запланировано, расходовать существующие резервы. А это очень важно, поскольку на сегодняшний момент в Резервном фонде остаётся 1,8 трлн. руб. Весь этот остаток в следующем году будет полностью направлен на покрытие бюджетного дефицита.

Со следующего года планируется начать использование резервов Фонда национального благосостояния. За 2010 г., по прогнозам, потребуется взять из него 380 млрд. руб. При таких темпах расходования средств этого фонда хватит на 3-4 года, и в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств.

Вот почему необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники для бюджетных поступлений. Дополнительные бюджетные доходы могли бы помочь не так быстро тратить имеющиеся резервы, обеспечить в большей мере финансирование расходов по индексации денежного довольствия военнослужащих, зарплат бюджетников и стипендиального фонда, расширить возможности решения многих неотложных задач социально-экономического развития страны.

Работая в этом направлении, Минфин России проводит операции обмена государственных резервов, продавая золото из Гохрана в международные резервы и одновременно закупая в Гохран алмазы. Достигнутая договорённость предусматривает покупку Гохраном алмазов на 1,5 млрд. дол. в 2009 г. и на такую же сумму — в 2010 г. За счёт диверсификации государственных резервов Гохран в этом году может получить до 44,4 млрд. руб.

Дополнительные бюджетные доходы планируется также получить от приватизации государственного имущества. В России слишком много предприятий находится в государственной собственности, поэтому с 2011 г. активизируется процесс приватизации. Приватизация важных пакетов во многих отраслях будет способствовать развитию конкуренции, улучшению бизнес-среды, привлечению частных инвестиций, которые являются ключевыми в подъёме любой экономики. В посткризисный период стране будут очень нужны инвестиции для роста. Приватизация даст серьёзный толчок новым инвестициям для модернизации в России. Поиски дополнительных бюджетных доходов идут и в других направлениях.

Структура расходов федерального бюджета на следующий год практически не изменилась по сравнению с бюджетом – 2009 за исключением трёх направлений: увеличены объём межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду и ассигнования на обслуживание государственного долга, а также сокращены бюджетные расходы по разделу «Национальная экономика».

Принятый бюджет можно называть социальным. В то время как во многих странах в кризисных условиях зарплаты бюджетникам и льготы сокращают, в России, наоборот, увеличивают. Понятно, что это — необходимая мера для предотвращения нарастания социальной напряжённости.

Принятие решений об изменении пенсионного законодательства, приводящих к существенному увеличению пенсий в 2010 г., о предоставлении отсрочек по введению новых ставок страховых платежей, которые должны были бы стать финансовым ресурсом для новой пенсионной системы, — всё это вызвало необходимость в дополнительном финансовом источнике, которым стал федеральный бюджет. В 2010 г. за счёт федерального бюджета будет осуществлена и валоризация пенсионных прав старшего поколения. Такие решения не могли не повлиять на структуру расходной части федерального бюджета.

Дефицит бюджета—2010 составляет почти половину его доходной части. Большой дефицит бюджета сопряжен с большими заимствованиями. Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60% ВВП считается безопасным. В России принят более жёсткий критерий — не более 30-40% ВВП. Но и по этим меркам нам ещё далеко до угрожающего положения.

На покрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета — 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3% ВВП при сокращении государственных расходов.

В 2009 г. государственный долг составил 10% ВВП, в 2010 г. - 12,7% ВВП, в 2011 г. - 14,6% ВВП и в 2012 г. - 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина — обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы. Эта позиция остаётся неизменной.

Бюджет—2010 в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита израсходовано 2,8 трлн. руб., в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. руб.

Государство сохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства РФ в 2010 г. будет увеличен на 150 млрд. руб. за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.

Основная задача бюджетной политики на ближайшие годы — не увеличивать расходы. Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризиса Правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой, несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год. В результате возникли две проблемы — инфляция и укрепление рубля. Для развития ряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. При послекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблеме избыточной ликвидности в экономике.

Курс рубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка. Он растет вслед за ценами на нефть и благодаря притоку капитала. Российские власти не проводят политику целенаправленного укрепления рубля. ЦБ почти не участвует в интервенциях, интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, т.е. такой, какой и должен быть. Правильнее всего было бы придерживаться свободного курсообразования, но монетарные власти в России в ближайшее время будут иметь возможность управлять курсом рубля. ЦБ России в последнее время на фоне укрепления рубля прибегает к валютным интервенциям.

 Последствия кризиса будут сказываться еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать спрос в экономике государственными методами, при помощи инструментов ЦБ и Правительства сдерживали проявление более глубоких кризисных явлений. Решение проблем, накопленных до кризиса, в разных отраслях происходит по-разному. Так, строительный сектор может не подняться до докризисного уровня, так же как и торговля. Наблюдаются сложности с объемами кредитования. В 2007 г. кредитование росло на 50% в год. Удастся ли вернуться к такому уровню, пока остаётся вопросом. Устранение кризисных последствий идёт медленно.

Основной задачей бюджета РФ в настоящее время является финансирование жестко ограниченного числа направлений, необходимых государству, а не поддержка спроса в ряде отраслей. Позиция Минфина России заключается в том, что стимулирование развития экономики должно происходить за счет создания условий для кредитования реального сектора по низким ставкам. Российское правительство больше не предполагает усиливать поддержку предприятий гражданского сектора. В 2010 году усилия будут сконцентрированы на поддержке оборонного сектора.

Несмотря на изменение тренда в экономике с падения на рост, сохраняются проблемы балансов банков, проблемы в отраслях, а также проблемы с занятостью населения. Эти проблемы ни в мире, ни в России еще не разрешены. Поэтому Россия активно участвует в проведении международной антикризисной политики.

Что нас ожидает в ближайшие год-два? Последние месяцы российская экономика демонстрирует рост. Несмотря на то, что показатели промышленности снижались, общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что падение российской экономики закончилось. Скорее всего, нашей экономике удастся избежать нового спада. В отличие от других стран мы входили в кризис с высокой инфляцией. И по мере её снижения будем снижать ставку, по которой даются кредиты банкам, что должно удешевить и кредиты для населения. Но всё равно ставка рефинансирования останется выше, чем в других странах.

Ешё не ясно, какие предприятия в различных странах найдут свою нишу и отработают кредит, а какие — нет. Пока взятые этими предприятиями кредиты ещё считаются не проблемными. Но уже есть мнение, что объём невозвращённых кредитов в мире вырастет с одного триллиона долларов примерно до трёх. И их тоже придётся списать. А когда начнутся такие списания, встанет вопрос: хватит ли у банков капитала, чтобы самим не оказаться в предбанкротном положении? Учитывая возможность такого развития событий, в федеральном бюджете дополнительно зарезервированы необходимые суммы. Поэтому можно считать стабильность банковской системы в России обеспеченной.

Падение добычи нефти в России в ближайшие десятилетия маловероятно, если начнётся разработка новых месторождений в Восточной Сибири, на шельфе, на Каспии. Более актуальной становится проблема переработки нашей нефти в готовые продукты и для внутреннего потребления, и на экспорт. На сегодняшний день предусмотрено серьёзное стимулирование нефтепереработки. Увеличение объёмов переработки будет происходить ежегодно. Это — один из приоритетов Правительства.

Что касается ситуации с безработицей, то те, кто занят в добывающей промышленности, может быть спокоен за своё рабочее место. Во всех остальных отраслях один-два года ещё будет корректировка в сторону уменьшения занятости. Но какой-то сверхбезработицы у нас не будет. Дело в том, что Россия отличается от всех стран по своему демографическому составу. Случайное совпадение: мы вошли в кризис в момент, когда численность активно работающего населения у нас начала уменьшаться. Поэтому те, кто высвобождается, будут находить новые рабочие места. И буквально через 1-1,5 года у нас снова не будет хватать рабочих рук: инженеров, технологов, руководителей цехов — тех, кто связан с промышленностью. Правительство постарается стимулировать развитие вузов, которые готовят таких специалистов. В случае необходимости будет увеличиваться количество бюджетных мест, хотя их и сейчас немало, но на нужные промышленности специальности меньше идут учиться.

Никто не мог предположить, что кризис будет настолько глубоким. К сожалению, отечественная экономическая наука оказалась неготовой ни оценить эту глубину, ни заметить наступление кризисной ситуации, угрозы, связанной с негативными рисками. Надо всегда исходить из того, что экономика развивается циклически: после взлёта или роста всегда будут падение и депрессия.

Нынешний экономический кризис ещё далёк от завершения, фундаментальные показатели остаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международная торговля падает, плохие долги ещё остаются и в следующем году не исключены банкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика остаётся одной из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как её поднять.


Заключение


В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ бюджетной системы РФ и принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг.; выявлены причины изменений в части его доходов; рассмотрены перспективы развития федерального бюджета.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств – финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Анализ доходов федерального бюджета 2007-2009 гг. показывает, что часть валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему РФ, с каждым годом уменьшается. Это связано как со снижением налоговой нагрузки (отменён ЕСН), так и с кризисом.

В 2007-2009 гг. успешную экономическую политику обеспечивают высокие цены на энергоносители, которые являются главным источником превышения доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны.

Таким образом, в ближайшие годы нужно добиться низкой инфляции и низких ставок кредитов. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизация экономики.


Список использованной литературы


1.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

2.                 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

3.                 Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2003 год» № 176-ФЗ от 24.12.2002 г.;

4.                 Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2004 год» №186-ФЗ от 23.12.2003 г.;

5.                 Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2005 год» № 173-ФЗ от 23.12.2004 г.;

6.                 Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений от 22.12.2005 № 176-ФЗ;

7.                 Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;

8.                 Козырев В.М. Основы современной экономики / В.М.Козырев -

9.                 М.: Финансы и статистика, 2000 - 432с. Ильин С. С. Васильева Т. И.

 Экономика. Справочник студента / С.С.Ильин, Т.И.Васильева - М.: АСТ,

 1999 - 544 с. (345 с.)

10.             Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно?

 /С.Ю.Глазьев - М.: ТЕРРА, 2003 - 304с. (276 с.)

11.            Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.:

 Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 512с.

12. Кудрин А.Л. Бюджет-2010: выполнение социальных обязательств,

 поддержка экономики // Финансы. – 2009. - №12. – С. 3-8.

13.Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой

 устойчивости страны // Финансы. – 2008. - №12. – С. 3-8.

14. [Электронный ресурс] // #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">www.iet.ru.

20. [Электронный ресурс] // #"#">www.fedkaz.ru.

 .ru


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты