|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансовые аспекты экономики рэкетаФинансовые аспекты экономики рэкетаВведение В данной курсовой работе рассматривается роль института нелегальной защиты прав собственности в развитии постсоветской России. Сделана попытка провести комплексный анализ нелегальной правоохранительной деятельности в разных ее аспектах. Дана характеристика функции организованной преступности как теневого правительства, когда именно рэкет-бизнес является ее исходным криминальным промыслом. Экскурс в дореволюционную историю показывает, что элементы феномена “оседлого бандитизма” наблюдались в России еще в XVI—XVII вв. Рассмотрены различные нелегальные и легальные (но не государственные) системы защиты прав собственности в России 1990-х годов, прослеживается их эволюция, сравниваются их достоинства и недостатки. Криминализация российской постсоветской экономики сделала общепринятым утверждение, будто Россия превратилась в “мафиократию”, при которой власть уголовной организованной преступности заменяет и вытесняет официальные государственные структуры, а российская экономика превращается в экономику рэкета. Подобная рэкетизация рассматривается как один из главных барьеров экономического развития. Чтобы разобраться в том, в какой степени “русская мафия” в ходе рыночных реформ брала на себя экономические функции “теневого правительства” и насколько успешно их выполняла, надо сначала выяснить, свойственны ли вообще мафии такие функции. Криминальный рэкет рассматривается как явление, которое имманентно присуще постсоветской российской экономике. Приведено сравнение экономики рэкета России и других постсоциалистических государств, выделяя черты их сходства и различия. 1. Организованная преступность как экономический феномен Изучение организованной преступности как экономического феномена
началось еще в 1960-е годы, когда возникло новое направление
неоинституционализма — экономическая теория преступности, особым разделом
которой стала экономическая теория организованной преступности. 1. Преступное сообщество как теневое правительство Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация. Но деятельность тех преступных организаций, которые считаются
типичными для организованной преступности (мафиозные “семьи” Италии, якудза
в Японии, китайские триады и др.), отнюдь не сводится к нелегальному
предпринимательству. Все эти мафиозные организации существовали еще до
того, как сформировались современные нелегальные рынки (рынок наркотиков, Рэкет — это сбор гангстерами “дани” под угрозой причинения физического и имущественного вреда. Собирая дань, преступная организация обычно гарантирует обложенным “данью” предпринимателям защиту от вымогательств других преступных групп или преступников-одиночек. Чтобы гарантировать стабильную плату, рэкетиры стремятся брать на себя роль верховного арбитра в спорных ситуациях, связанных с имущественными спорами между своими клиентами (долговые обязательства, исполнение контрактных соглашений). Занимаясь рэкетом, преступная организация продает услуги по защите прав собственности — защите от всех криминальных элементов, в том числе и от членов данной организации. Правоохранительные услуги всегда относят к числу общественных благ (public goods), производство которых является монополией государства. Поэтому развитие рэкета следует рассматривать как форму криминального политогенеза, создания теневого эрзац-правительства, конкурирующего с официальным правительством. “…Мафия выполняет функции правительства (исполнение законов и криминальное судопроизводство), — пишет по этому поводу известный американский экономист-криминолог Э. Эндерсон, — в той сфере, где законная судебная система терпит фиаско в осуществлении своих полномочий. Выполнять функции криминального правительства, которое берет на себя организацию “теневого” правосудия, по силу не преступникам- одиночкам и не мелким конкурирующим бандам, а только крупным организациям, действующим долгие годы. Кроме того, возникает необходимость в постоянной координации действий различных преступных организаций с целью предотвращения взаимных столкновений из-за спорных территорий. Для этого создаются специальные “советы директоров”, состоящие из руководителей крупнейших преступных “семей”, на регулярных собраниях которых осуществляется стратегическое планирование криминальной деятельности и урегулирование конфликтов. Начав с монополизации публично-правовых функций, крупные преступные организации быстро переходят к монополизации отдельных видов криминального производства — осуществляют своего рода “национализацию”. В сущности, каждая преступная организация стремится создать вместо гангстерского рыночного хозяйства гангстерскую командную экономику, полностью заменив конкуренцию централизованным распределением. Однако в полной мере это невыполнимо: помимо противодействия со стороны других преступных организаций и правоохранительных органов полной монополизации преступного бизнеса препятствует сама технология криминального производства. Давно уже отмечено, что различные “черные” рынки — рынки запрещенных
товаров и услуг — подвержены организованности и монополизации в разной
степени. Например, наркобизнес контролируется организованной преступностью
в большей степени, чем проституция, а среди наркорынков сильнее
монополизированы рынки героина и кокаина, чем марихуаны и гашиша. В
преступных промыслах, как и в легальных, монополизируются лишь те отрасли,
где объективно существуют монополистические барьеры: эффект масштаба,
возможность захватить редкие сырьевые ресурсы. Поскольку во многих сферах
криминального бизнеса (в том числе и в рэкет-бизнесе) таких барьеров нет,
то сколько-нибудь полная его монополизация заведомо невозможна. Поэтому Таким образом, говорить о мафии как о “государстве в государстве” можно лишь тогда, когда преступная организация занимается правоохранительным бизнесом, либо выступает как монополист на рынке каких- либо товаров и услуг. 2. Экономическая эволюция организованной преступности Для развития организованной преступности необходим устойчивый и
высокий спрос на запрещенные законом или остродефицитные товары и услуги. Таблица 1 Стадии экономической эволюции крупнейших организованных преступных сообществ Неразвитость рыночного хозяйства, отсутствие элементарных условий
безопасности бизнеса допускает широкое развитие “услуг безопасности” По мере того как мафиозное сообщество обогащается и “окультуривается”,
оно проявляет все более глубокий интерес к инфильтрации в легальный бизнес. Таким образом модель экономической эволюции организованных преступных
сообществ выглядит следующим образом: рэкет - контроль над инфраструктурой Из этой схемы четко видно, что называть “государством в государстве” можно, скорее, ранние формы организованной преступности, специализированные прежде всего на рэкет - бизнесе, чем развитые, ориентированные на преобладание иных форм извлечения доходов. Впрочем, в той мере, в какой отдельным преступным организациям удается приблизиться к монополизации подпольного ростовщичества, наркобизнеса и т. д., зрелые формы организованной преступности также приобретают сходство с государственными институтами. 3. Социальная опасность организованной преступности Самый важный аспект в экономической теории организованной преступности Для анализа рэкет - бизнеса целесообразно использовать предложенную
американским экономистом М. Олсоном логическую модель, сравнивающую Таким образом, экономическая теория доказывает, что для общества организованная преступность (монополизация преступных промыслов) предпочтительнее преступности дезорганизованной (конкурентной организации преступных промыслов). Экономисты авторитетно предостерегают против популистских “крестовых походов” на организованную преступность, результатом которых станет не снижение, а увеличение социальных издержек. Таковы основные идеи общей экономической теории мафиозного рэкет - бизнеса. Посмотрим теперь, в какой степени их можно использовать для понимания российских реалий. 2. Причины возникновения экономики рэкета в постсоветской России Американский политолог Стивен Фиш (профессор Калифорнийского
университета, Беркли) в своей статье рассматривает криминальный рэкет как
явление, которое имманентно присуще постсоветской российской экономике. “Российская экономика рэкета – стала результатом слияния пяти факторов. Ни один из них не является уникально присущим лишь России, каждый, как правило, можно обнаружить и в некоторых других странах посткоммунистического и иного мира”. Однако совокупная комбинация этих факторов – явление достаточно необычное. Факторы формирования экономики рэкета: 1. Проклятие достатка. Первая причина возникновения в России экономики рэкета – избыток (supremacy) сырья и продукции добывающих отраслей промышленности. Отчасти это результат наличия крупных месторождений полезных ископаемых (цветных металлов, драгоценных камней, нефти, газа и др.) на территории России. Кроме того, во времена коммунистического режима правительство целенаправленно развивало именно сырьедобывающие отрасли, используя их продукцию для экспорта. Особенно эта деятельность активизировалась в постхрущевский период, когда доходы от добычи и экспорта сырья позволяли игнорировать необходимость модернизации советской экономики. Поскольку в постсоветский период конкурентоспособными на мировом
уровне оставались лишь топливная энергетика, добыча драгоценных металлов и
прочих полезных ископаемых, это стимулировало политические игры вокруг
доступа к доходам от продажи природных ресурсов. Подобная ситуация является
обычной для многих стран, богатых природных ресурсами (Нигерия, Заир, 2. Приватизация государственной политики. Другая причина возникновения
экономики рэкета кроется в своеобразии экономических реформ, проводимых в Российская ваучерная приватизация привела на практике к приобретению контрольных пакетов акций новых фирм представителями заводской администрации, которая ранее только руководила этими предприятиями, но не владела ими. Не случайно в России она стала известна как “номенклатурная приватизация”. После завершения ваучерной приватизации началась вторая фаза приватизации, по принципу “loans-for-shares”, когда правительство стало продавать свои доли акций многих крупнейших фирм (в том числе нефтяных) за ничтожные суммы в управление (clutch) частным банкам. В результате осуществления подобной программы приватизации в частном
секторе постсоветской России стала доминировать олигархия “финансово-
промышленных групп” (ФПГ), состоявших обычно из сети предприятий (часто из
разных отраслей) под контролем банка. К концу 1996 г. эти ФПГ во многом
сильно напоминали довоенные японские “дзайбацу” и послевоенные корейские Специфическая форма олигополизма, когда капиталисты и политики – одни
и те же люди, встречается в некоторых странах третьего мира, где султаны и
их родственники являются не только правителями, но и крупнейшими
собственниками. Однако российский олигополизм, в отличие от режимов Дювалье 3. Примитивный либерализм, или дикая и беззаконная свобода. Третьим
фактором, который содействовал развитию экономики рэкета, было решение
либеральных лидеров начала 1990-х гг. об отказе государства от правового
регулирования бизнеса. Воистину трагично, что либералы (такие, как Е. Пренебрежение проблемой поддержания государственного порядка свойственно не только российским либералам – скорее, это основная черта всех версий классического либерализма со времен Локка и Канта. Однако в современных странах Запада господствует более реалистическое понимание принципов либерализма, допускающее узаконенное применения насилия. В России же государство не склонно брать на себя какую-либо ответственность за пресечение преступлений против личности или нарушение контрактов. Отказ государства от правоохранительных функций привел к стремительному и буйному росту частного рэкета, что не имеет аналогов ни в советские времена, ни во времена генезиса капитализма на Западе. Даже в эпоху “баронов = разбойников” (“robber baron”) в США продолжала действовать комплексная система уголовного и гражданского судопроизводства и защиты прав собственности, чего нет в современной России. “Невидимая рука рынка в постсоветской России держит свой палец на курке “Калашникова”. Такая криминализация всей экономики и коллапс общественного порядка в целом отнюдь не способствуют приходу капитализма. 4. Моральный вакуум. Следующая причина возникновения экономики рэкета кроется в отсутствии (особенно у политической и экономической элиты, а отчасти и у обычных граждан) того, что хотя бы немного напоминало нормы этики в делах, касающихся общественной жизни, – в экономике и политике. Советская мораль основывалась на преданности КПСС. Крах партийного режима разрушил и фундамент общественной морали. В большинстве современных обществ основным источникам этических норм общественной жизни выступают религиозные традиции. Однако в СССР православие и другие религиозные движения целенаправленно искоренялись – вплоть до физического уничтожения священнослужителей или замены их агентами государственной безопасности. Поверхностность и неестественность возрождения православия в постсоветской России показывают, что за десятки лет религиозные традиции (по крайней мере, традиции православия) были основательно уничтожены. Любопытный факт: мигранты из России в Израиль постоянно поражают “коренных” израильтян отсутствием интереса к иудаизму. В других же посткоммунистических странах, где религиозные традиции и организации не были разрушены до такой степени, криминализация общественной и особенно хозяйственной жизни даже не приблизилась к российскому уровню. Национальное сознание россиян также находится в кризисном состоянии. 5. Беспомощность гражданского общества. Пятой причиной экономики рэкета является слабость социальных организаций. Россия переживает описанное еще Э. Дюркгеймом положение, когда новые формы социального общения (associability) развиваются гораздо медленнее, чем под действием экономических изменений исчезают старые формы солидарности. Тотальное огосударствление в СССР блокировало появление автономных
организаций гражданского общества – обычных политических партий и
профсоюзов, благотворительных организаций, торговых союзов. В 1990-е гг.
советские организации в значительной степени распались, а новые только
начинают возникать, причем с большими трудностями – у людей слабо
выработаны навыки самоорганизации. Одним из следствий стало своеобразие
президентских выборов 1996 г., когда избирателю приходилось выбирать между
неприятным и непопулярным действующим президентом и еще менее приглядным
лидером КПРФ – единственной крупной и хорошо организованной партии. Очень трудно оценить, привела ли реализация приватизационных программ
в других постсоциалистических государствах к такому же формированию
олигархии и концентрации благосостояния, как в России. Существуют все же
некоторые очевидные факты. Несомненно, что экономические преобразования в
более реформированных государствах – тех, в которых приватизация и
либерализация развивались очень быстро (Польша, Венгрия, страны Балтии), –
не породили патологий, которые наблюдаются в России. Программы приватизации
в этих странах очень сильно различались, но все они содержали механизмы,
направленные на распространение благосостояния среди значительной части
населения. Ни одна из них не была основана на создании привилегий для
олигархов из многочисленных финансово-промышленных конгломератов. Отказ государства от регулирования экономики имел место, помимо Невозможно точно оценить, существуют или отсутствуют в каком-либо
обществе моральные основы для экономического и политического порядка. Но,
бесспорно, можно сказать, что большинство стран Восточной Европы, Балтии и Наконец, стоит сказать, что большинство стран восточноевропейского и евразийского регионов вошли в посткоммунистический период с очень ослабленными инфраструктурами автономных организаций. Только Польша демонстрирует несомненное наличие сильного гражданского общества. Венгрия и страны бывшей Югославии, вероятно, должны быть отнесены к категории стран, где гражданское общество сохранилось лишь частично. Чешская Республика и страны Балтии – это примеры, которые также не поддаются легкой классификации. Однако про другие постсоциалистические страны следует сказать, что они начали свое посткоммунистическое развитие с очень слабым или вообще несуществующим гражданским обществом. В общем, те факторы, которые способствовали развитию экономики рэкета
в России, не являются особенными или необычными, необычным является лишь
наличие всех пяти в одной стране. По мнению автора статьи, эта уникальность Мимолетнее замечание А. Смита о невидимой руке рынка, которая
оптимально руководит производством, стало одним из краеугольных камней
неоклассического “экономикса”. Однако представление о полной стихийности
формирования и развития рыночных институтов является, скорее, своего рода Даже в Великобритании, чья история считается каноническим образцом капиталистического строя, рынок выступает во многом как результат социального конструирования, на что обратил внимание еще К. Поланьи. Чем позже формируются национальные модели рыночного хозяйства, тем отчетливее в них видны следы рукотворности. Современная американская модель рыночного хозяйства несет на себе явный отпечаток “нового курса” Ф. Рузвельта, германская модель — программ Л. Эрхарда, японская модель — концепций американских администраторов оккупационного периода. Еще заметнее сознательное институциональное строительство в новых индустриальных странах и в постсоциалистических странах, осуществлявших рыночную модернизацию в последнюю треть XX в. Чтобы подчеркнуть качественные различия национальных путей рыночной
модернизации, современные американские экономисты Т. Фрей и А. Шляйфер
предложили выделять три основных типа условий развития бизнеса в переходных
обществах — модель “невидимой руки” (invisible hand), модель Табл. 2 Основные типы условий развития бизнеса в экономиках переходного типа В принципе, даже то, что Т. Фрей и А. Шляйфер называют моделью Таким образом, распространенное среди отечественных либералов По классификации Т. Фрея и А. Шляйфера, постсоветские республики
относятся к модели “грабящей руки”: хотя на словах бюрократы придерживаются
риторики в духе “поддерживающей руки”, в действительности бизнесмены
оказываются во враждебном окружении. Кто и как отщипывает “крошки” от
предпринимательского “пирога”? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным
компаративистских исследований условий развития бизнеса, проводившихся в Таблица 3 Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в Таблица 4 Сравнение условий развития бизнеса в пяти постсоциалистических странах, 1997 г. Согласно социологическим опросам, в “грабеже” российских
предпринимателей первоочередную роль играют государственные чиновники. Однако честный, не вымогающий взяток чиновник в современной России
рискует оказаться музейным экспонатом. Опросы свидетельствуют, что примерно Позиция рэкетира выглядит едва ли не наиболее благопристойно. Когда бизнесмен платит дань представителям организованной преступности, он знает, что идет на сомнительную сделку с заведомыми нарушителями закона, не прикрывающимися служебным удостоверением, а потому здесь не возникает искаженного представления об общественных функциях. Частота столкновений с уголовным рэкетом оказывается примерно такой же, что и частота встреч с чиновниками-вымогателями. Таким образом, в постсоветской России мы видим не одну “грабящую руку”, а целых три: бюрократа, который не помогает бизнесмену, но взимает с него налоги и выматывает административным контролем; взяточника, отказывающегося одобрять деятельность предпринимателя без “бакшиша”; рэкетира, обеспечивающего защиту прав собственности бизнесмена (часто — защиту только от насилия самого рэкетира) в обмен на уплату дани. Первые две социальные роли на практике обычно персонифицируются одним лицом — чиновники налагают на предпринимателей административную узду, чтобы затем иметь возможность ослаблять ее за личное вознаграждение. Такую ситуацию американский советолог Стивен Фиш называет “экономикой рэкета”: вымогательство у предпринимателей, постоянные посягательства на их права собственности становятся нормой действий и нелегальных, и легальных структур. “Экономика рэкета” — это институциональная форма российского бизнеса второй половины 1990-х годов. 3.2. Препятствия для легальной защиты прав собственности Негативный имидж российского бизнеса. Почему же отечественные
предприниматели оказались в столь незавидном положении, когда все
рассматривают их как объект вымогательства, но никто не спешит на помощь? Почему же беды предпринимателя в постсоветской России не считают объектом первостепенных забот? Для любого россиянина ответ не составит особого труда: в бизнесменах видят не трудолюбивых производителей, а нахрапистых и аморальных хищников, грабить которых — не преступление, а своего рода восстановление социальной справедливости (“экспроприация экспроприаторов”). Негативный имидж бизнесменов в глазах основной массы россиян можно, в принципе, принять за аксиому, не требующую доказательств в силу ее постоянного подтверждения повседневным опытом. Таблица 5 Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом Примечания: В рубрику “Неопределенные факторы” сведены те ответы, в которых названы качества предпринимателей, не определяемые однозначно как позитивные или негативные. Таким образом, спустя десятилетие после начала “воспитания” уважения к предпринимательской деятельности во “второй столице” России примерно половина людей считает бизнесменов скорее “проклятыми буржуями”, чем “солью земли русской”. Понятно, что в провинции, где народ живет победнее, и где либеральная ментальность укоренилась гораздо слабее, имидж бизнесменов еще менее привлекателен. Если “бизнес” прочно ассоциируется с “криминалом” и “воровством”, то
вполне понятно, почему никто не торопится протянуть молодому российскому
бизнесу руку помощи. Большинство явно или неявно считает предпринимателей
своего рода “легальными преступниками” и уверено, что относиться к ним надо
именно в соответствии с криминальными “понятиями”, то есть по принципу Криминальность российского бизнеса. В какой степени, однако, оправдан негативный имидж российского бизнеса? Быть может, отечественные предприниматели — “без вины виноватые”? Нет, российских предпринимателей трудно назвать невинными овечками. Представления “простых людей” о предпринимателях как о жуликах, увы, не слишком расходятся с реальным положением дел. Действительно, в 1990-е годы главным генератором криминогенности в Криминальность в поведении российских бизнесменов можно проследить по трем направлениям: отношения с клиентами, отношения с государством, отношения с коллегами по бизнесу. Что касается отношений с клиентами, то здесь на поверхности наиболее
заметен банальный, но массовый их обман. Хрестоматийным примером может
служить история с “МММ”, после которой у десятков тысяч людей ненависть к
бизнесменам стала своего рода условным рефлексом. Если, однако, глубже
рассмотреть главные источники доходов новых “акул бизнеса”, то выяснится,
что само первоначальное накопление капиталов в конце 1980-х — начале 1990-х
годов было основано именно на злоупотреблениях по отношению к рядовым
гражданам. В экономической теории широко используется термин Хотя без негласной санкции правительства радикал-реформаторов массовое
извлечение ренты в принципе было бы невозможным, в отношениях с
правительством бизнес тоже не придерживается честных “правил игры”. Наконец, и в отношениях друг с другом бизнесмены не склонны быть
слишком щепетильными. По данным анкетного опроса российских
предпринимателей, проведенного в 1997 г. под руководством В.В. Радаева, с
нарушениями деловых обязательств сталкиваются 82 % предпринимателей, из них Возникает вопрос: почему в российском бизнесе девиантное (с точки зрения нормального рядового гражданина) поведение выступает скорее правилом, чем исключением? Часто это объясняют тем, что правительство навязало предпринимателям “правила игры”, честно соблюдать которые просто невозможно (очень сильный “налоговый пресс”, слабая законодательная база, низкая эффективность реальной правоохранительной деятельности и т. д.). В таком объяснении есть большая доля истины. Однако тогда остается непонятным, почему отечественные предприниматели и прочие россияне без особого возмущения приняли подобные “правила” и “играют” по ним уже лет десять. Для понимания глубины проблемы зададимся вопросом: в какой степени российская экономическая ментальность в принципе признает и одобряет бизнес как индивидуальное стремление к обогащению? 3.3. Роль экономической культуры в развитии предпринимательства Когда российские “шокотерапевты” начинали реформы, они были твердо
убеждены, что, подобно тому, как вода всюду течет сверху вниз,
реформирование экономики любой страны происходит на основе универсальных
рецептов неоклассического “экономикса”. Неудачи радикальных рыночных реформ
в России стали началом разочарования в универсализме неоклассических
рецептов. В наши дни становится очевидным: методов “лечения” экономики, в
равной степени пригодных и для Америки, и для Японии, и для Новой Гвинеи, к
сожалению, нет. Дело в том, что развитие любой экономической системы Экономическая (хозяйственная) культура есть совокупность стереотипов и
ценностей, влияющих на хозяйственное поведение. Эти стереотипы и ценности
являются общими для крупных социальных общностей (этносов, конфессий). Каковы культурологические основы современного рыночного хозяйства? В. Зомбарт считал “духом” капитализма всякое стремление к получению
денежного богатства. В таком случае предпосылкой развития капитализма, по Напротив, М. Вебер отмечал, что объяснять сущность буржуазного
предпринимательства только лишь “стремлением к денежному богатству”
принципиально недостаточно. Он выделил два качественно различных типа Экономическая история ХХ в., когда к рыночному хозяйству стали
приобщаться страны “третьего мира”, предоставила обильный материал для
сравнения возможностей развития капитализма “по Зомбарту” и “по Веберу”. 3.4. Этическая оценка предпринимательства в российской экономической культуре Когда радикал-реформаторы в 1992 г. закладывали фундамент российской
модели переходной экономики, то за желаемый образец явно или неявно брали
американское хозяйство. Американская либеральная модель рыночного хозяйства
есть наиболее чистое выражение идеологии “протестантской этики” с
характерными для нее фигурой himselfmademan`а (в буквальном переводе — Существует ли в российской экономической культуре благожелательное
отношение к деятельному индивиду, обязанному своей карьерой только самому
себе? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, насколько велика в
российской культуре ценность индивидуализма. Мнение, что русские, в отличие
от западноевропейцев и тем более американцев, ставят коллективистские
ценности намного выше индивидуалистических, встречается настолько часто,
что его можно считать тривиальным. Сравнительные этнокультурологические
исследования в общем подтверждают эту точку зрения. Англо-саксонские страны Существует ли, в российской экономической культуре качественное
разграничение “честного” и “нечестного” бизнеса? И на этот вопрос также
придется дать отрицательный ответ. Дело отнюдь не сводится к тому, что в
советскую эпоху жажда богатства клеймилась как моральное извращение. В принципе современная ситуация в российском бизнесе не так уж сильно отличается от ситуации в той России, “которую мы потеряли”. Специалисты по экономической истории хорошо знают, что отечественные предприниматели дореволюционного периода также не служили образцом морального образа действий. “Рентоискательство” у власть имущих, обман покупателей и продавцов, ложные банкротства были вполне обыденными явлениями, а “честный бизнес” конфессиональных меньшинств (старообрядцы, евреи) — исключением, подтверждающим общее правило. Современное развитие бизнеса происходит, однако, в условиях более низкой правовой защищенности (у “купцов- аршинников” взятки мог вымогать городничий или городовой, но не уголовный рэкетир), потому девиантное поведение предпринимателей проявляется в более явных, откровенных формах, чем в дореволюционный период. 3.5. Криминальность бизнеса как следствие культурологического стереотипа Говорят, будто с падением коммунистического режима исчезли и “Прорабы реформ” были в известном смысле революционерами, стремясь сделать индивидуалистический бизнес вместо третируемой аномалии одобряемой нормой. Но, как это часто бывает у революционеров, они, не замечая того, находились в плену у тех культурных норм, с которыми боролись. Изначально, в полном соответствии с российской традицией, либеральные радикал- реформаторы не видели принципиальной разницы между “честным” и “бесчестным” бизнесом, равно приветствуя любое частное предпринимательство. При отсутствии этики бизнеса и господстве представлений о заведомой аморальности бизнеса это было воспринято (не могло не быть воспринято) как разрешение “делать деньги” любыми средствами. Предпринимательство стало легальным и официально одобряемым, однако
культурологический стереотип, представляющий занятие бизнесом как этическую
аномалию, продолжает действовать. Человек, решившийся стать
предпринимателем, сразу попадает в ситуацию морального вакуума: для
подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно
ассоциируется не столько с “трудолюбием” и “инициативностью”, сколько с Таким образом, главную причину криминальности российского бизнеса и, соответственно, слабости легальной защиты прав бизнесменов мы видим не столько в ошибках правящей элиты, сколько в принципиальной рассогласованности ценностей классического либерализма и российских культурных традиций. Попытка механически привить к российской “почве” западную модель индивидуалистического бизнеса оборачивается тотальной криминализацией экономики. Российская экономическая этика неизбежно провоцирует развитие в процессе рыночных реформ криминального капитализма, который, в свою очередь, закрепляет стереотип аморальности предпринимательства. Образуются порочные круги (рис. 1), обрекающие отечественного предпринимателя на незавидную роль “чужого среди своих”, к которому испытывают сложную смесь чувств зависти и брезгливости, и к которому ни официальные лица, ни рядовые граждане не торопятся прийти на помощь. Рис.1. Порочные круги отчуждения российского бизнеса от общества 3.6. Нелегальная защита прав собственности в советском и постсоветском бизнесе В условиях, когда предприниматель не может рассчитывать на сколько-
нибудь существенную поддержку официальных инстанций в защите своих прав
собственности, ему приходится искать суррогаты государственной системе. Можно выделить три направления “крышестроительства”: использование
покровительства организованной преступности (“бандитские крыши”), создание
частных служб безопасности (коммерческие “крыши”) и, наконец, использование
неформального покровительства официальных правоохранительных органов Исторически и логически первичной формой теневой защиты прав
собственности предпринимателей в России могла быть только “бандитская
крыша”. Как уже указывалось в начале данной главы, предпринимательство в Важным рубежом в экономической истории отечественной организованной преступности стала совместная сходка “воров в законе” и “цеховиков” в 1979 г. в Кисловодске, когда неорганизованные поборы были заменены планомерной выплатой подпольными предпринимателями 10 % от их доходов в обмен на гарантированную безопасность от преступного мира. “Кисловодская конвенция” первоначально действовала только в южных регионах СССР, где подпольное предпринимательство цвело особенно пышно, но затем постепенно стала тем образцом, по которому строились отношения теневых предпринимателей с уголовниками и в других регионах. С тех пор и по сей день основным видом доходов российской
организованной преступности остается рэкет — взимание поборов за
безопасность сначала с нелегальных, а с конца 1980-х годов — и с
большинства легальных предпринимателей. Поскольку новоиспеченные
предприниматели не получали сколько-нибудь существенной правовой поддержки Введенная “кисловодской конвенцией” бандитская “десятина” превратилась
в устойчивый компонент издержек российского предпринимательства: в начале К середине 1990-х годов в России сформировалась настоящая система Отношения предпринимателей и криминальных правоохранителей с самого
начала существенно варьировались в зависимости от масштабов фирм. Мелкие
предприниматели не в силах использовать какие-либо альтернативные механизмы
защиты своих прав, и потому они наиболее беззащитны перед мафиозным Чем крупнее фирмы, тем чаще “бандитская крыша” становится лишь одним
из субститутов, наряду с частными службами безопасности и “милицейскими
крышами”. Для большого бизнеса бандитские авторитеты становятся
обыкновенными наемниками, которых используют для отдельных поручений. Усиливающаяся конкуренция между “коммерческими” и “милицейскими
крышами” неизбежно ведет к тому, что после бурного всплеска первой половины 3.7. Негосударственная полулегальная и легальная защита прав собственности в постсоветском бизнесе Монополия бандитов на охранный бизнес стала давать трещины, когда в начале 1990-х гг. в бизнес пошли уже не отчаянные авантюристы, а бывшие номенклатурщики высоких рангов. “Бандитская крыша” хороша для защиты от мелкой шпаны и от других уголовников, но вряд ли ей по плечу противодействие используемым крупным бизнесом современным методам “грязной” конкуренции, включающим воровство информации, переманивание специалистов, силовое устранение конкурентов руками наемных киллеров и т. д. Поэтому крупный бизнес предъявил спрос на “крыши”, чьи работники имеют не только грубую силу, но и ум, умение использовать специальную аппаратуру, многие особые навыки. Одновременно появилось и предложение нужных кадров: после крупных реорганизаций КГБ/ФСБ, МВД и армии из силовых структур толпами стали уходить многие профессионалы, желающие найти новую работу в соответствии со своей квалификацией, но за “настоящие деньги”. Первые частные охранные агентства сформировались еще в 1991 г. под вывеской сыскных бюро, в 1992 г. частная охранная деятельность была официально узаконена. Таким образом, охрана легальных предпринимателей быстро сама стала одной из отраслей предпринимательской деятельности, дающей занятость десяткам тысяч специалистов. Использование услуг частных охранников — из собственной службы
безопасности или нанятых из агентства имеет ощутимые преимущества в
сравнении с “бандитской крышей”. Во-первых, их услуги обходятся заметно
дешевле: если бандиты за возврат долга берут 50 %, то частные агентства — Можно усомниться в правомерности рассмотрения “коммерческих крыш” как разновидности нелегальной защиты прав собственности. Однако специалисты указывают на сходство методов их работы именно с криминальными силовыми структурами — угрозы распространения компромата на противников, постоянные контакты с бандитами в поисках приемлемого консенсуса. Проверка частных охранных фирм, проведенная МВД во второй половине 1998 г., показала, что каждое пятое из них занималось незаконной деятельностью. Еще более криминализированной может быть работа служб собственной безопасности крупных фирм, поскольку они работают на одного клиента и избавлены от пристального надзора МВД. Официальный статус “коммерческих крыш” все же является сильным ограничителем использования ими откровенно “грязных”, нелегальных методов. Последним словом в силовом предпринимательстве стало исполнение ролей нелегальных защитников прав собственности самими официальными стражами порядка. Конечно, определенная связь бизнеса с работниками МВД и иных органов наблюдалась еще в советские времена, когда теневые предприниматели были вынуждены подкупать стражей порядка, чтобы те глядели на их деятельность сквозь пальцы. Однако к концу 1990-х годов ситуация принципиально меняется: нелегальные услуги работников охраны порядка используют легальные предприниматели, причем речь идет уже не об оплате невмешательства, а о выполнении за плату того, чем эти работники должны были бы и так заниматься по долгу службы. Важную роль в вовлечении официальных служителей закона в коммерческую правоохранительную деятельность сыграли охранные агентства: отставные сотрудники органов сохраняли активные контакты с оставшимися на службе, используя их возможности за дополнительную плату. Соблазненные высокими доходами своих бывших коллег, которые не шли ни в какое сравнение с весьма скудной зарплатой работников милиции и иных органов, официальные стражи порядка постепенно стали по собственной инициативе использовать свое служебное положение для неофициальной правоохранительной деятельности на коммерческих началах. В создавшихся условиях такой выбор, с экономической точки зрения, абсолютно оправдан; немалое количество “чудаков”, занимающихся охраной порядка исключительно за зарплату, своим существованием лишь доказывают, что в России еще далеко не все ведут себя в соответствии с моделью “человека экономического”. “Милицейская (фээсбэшная, руоповская и т. д.) крыша” является, с точки
зрения нуждающихся в защите предпринимателей, наилучшей разновидностью
силового предпринимательства. Как и при использовании услуг охранных
агентств, защита оказывается за более низкую плату и с меньшим риском для
самого бизнесмена. Качество же защиты оказывается еще более высоким:
работающие в органах могут бесплатно использовать служебные базы данных и
спецоборудование, легко маскировать выполнение заказов своих клиентов
ретивым выполнением прямых служебных обязанностей (например, устраивать Законность действий нелегальных защитников бизнеса из числа людей в
мундирах весьма относительна. Не говоря уже о незаконности самого
использования служебного положения в целях личного обогащения, многие
работники органов с избытком используют в этой роли те “милые” традиции
советских времен, которые уже давно заставляют простого обывателя бояться
милиции едва ли не сильнее бандитов, — избиение задержанных, фальсификацию
улик, выбивание признаний побоями и т. д. “Милицейские крыши” могут
использовать силовые методы, пожалуй, даже несколько свободнее “бандитских
крыш”, поскольку официальные лица имеют вполне законное право на применение
насилия, границы которого определены законодательством довольно
расплывчато. В крайних своих проявлениях оказание нелегальных
правоохранительных услуг работниками органов ведет к появлению настоящей Совмещение функций официальных и неофициальных стражей порядка
определенным образом трансформирует отношение работников органов к
преступникам. С одной стороны, рэкетиры начинают рассматриваться как
коммерческие конкуренты, бороться с которыми надо уже не за страх и не за
совесть, а за собственный кошелек. С другой стороны, защитники порядка в
мундирах теряют интерес к качественному уменьшению рискованности бизнеса,
поскольку это вызвало бы снижение спроса на их неофициальные услуги. Таблица 6. Альтернативные механизмы защиты прав собственности предпринимателей в постсоветской России Таким образом, к концу 1990-х гг. в России сложилась Поскольку разные системы защиты прав собственности конкурируют друг с
другом, у предпринимателей появляется определенная возможность выбора той
из них, которая представляется ему наиболее оптимальной. Конечно, говорить
о рынке правоохранительных услуг можно лишь с большими оговорками,
поскольку “обменять” менее эффективную систему на более эффективную, мягко
говоря, очень не просто. Как уже указывалось, отказаться от ставших
обременительными услуг “бандитской крыши” крайне тяжело, а добиться услуг Заключение Конечно, мафиозная защита — лучше, чем полное отсутствие защиты. И все же система преобладания “бандитских крыш” и других не вполне легальных форм является только временным суррогатом нормальной системы защиты прав собственности, которая возможна лишь на основе доминирования государственных силовых структур. В последние годы уже четко обозначился вектор усиления их роли (красноречиво хотя бы то, что сам Президент вышел именно из этих структур), но до превращения государственной юстиции в неоспоримого лидера правоохранительной деятельности пройдет еще немало времени. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |