|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансы в международных экономических отношенияхФинансы в международных экономических отношенияхФинансы в международных экономических отношениях
1. Порядок формирования и использования централизованных валютных фондов и резервов
Централизованные валютные резервы – общий запас активов правительства, выраженных в иностранной валюте, находящихся в управлении Министерства Финансов и средствах ЦБР. Централизованные валютные фонды представлены не выпущенными в обращение ЦБ запасы банкнот и монет, находящиеся в его хранилище. Этот фонд – важный элемент организации и регулирования денежной массы и всего денежного обращения из него осуществляется в установленном порядке оборот денежных знаков и эмиссия. Собственником централизованных валютных резервов выступает государство. От имени государства распоряжаться резервами может ЦБ или Минфин, но непосредственно техническое обслуживание операций по управлению золотовалютными резервами возложено на ЦБ. В настоящее время централизованный валютный резерв России представлены валютными резервами ЦБ и правительства. Источники централизованных валютных резервов: а) валютный резерв Банка России формируется за счет того, что предприятия и организации продают валюту по курсу рубля на момент поступления валютной выручки. Валютный резерв делится на 2 части: 1. стабилизационный фонд, средства которого идут на поддержание курса рубля на внутреннем валютном рынке и создание условий для его конвертируемости; 2. другая часть – продается Минфину и идет на формирование фонда, необходимого для удовлетворения государственных нужд, таких, как: обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга, для оплаты централизованных импортных покупок (медикаментов, продовольствия, ресурсов и т.п.) и т.д. б) валютные резервы Минфина формируются из поступлений из централизованного экспорта, таможенных пошлин в иностранной валюте и сумм, полученных по иностранным кредитам от международных финансовых организаций и иностранных государств, а также внутренним кредитам, из поступлений от продаж за границу добываемого золота. Направления использования валютных резервов: а) покрытие платежного баланса страны – в платежном балансе имеются статьи, отражающие движение валютных резервов. Уравновешивание платежных балансов чаще всего осуществляется через механизм валютной интервенции, основная цель которой – ограничение колебаний обменных курсов валютных единиц. При возникновении дефицита платежного баланса курс национальной валюты понижается, и когда он опускается до определенного уровня, ЦБ начинает продавать иностранную валюту из централизованных резервов в обмен на национальную с целью недопущения дальнейшего обесценивания. Это приводит к сокращению величины валютного запаса. При активном сальдо платежного баланса и росте курса национальной валюты. б) применение валютных резервов, когда государство в лице тех или иных органов само выступает в роли экспортера или импортера товаров и услуг, а также заемщика и заимодавца финансовых средств. На объем централизованных валютных резервов оказывают влияние: - валютные ограничения на физические объёмы фондов; - общий контроль государства за движением капиталов; - объём и степень развития валютного рынка. 2. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий Средства в иностранной валюте, находящиеся на текущем валютном счете предприятия, составляют его валютный фонд. На валютные счета предприятий зачисляются: - экспортная выручка, переведенная из – за границы за товары, работы, услуги; - валюта, приобретенная на внутреннем рынке в соответствии с валютным законодательством; - дивиденды, доходы в иностранной валюте; - валютные клады участников совместных предприятии в уставный капитал. Величина этих конкретных поступлений определяется учредительными документами. Экспортная выручка может быть получена владельцем счета либо непосредственно от покупателя товара, либо от внешнеторговой организации, оказывающей посреднические услуги. Валютная выручка предприятия от экспорта товаров разделяется на три части: 1. используется для формирования валютного резерва ЦБР; 2. подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке; 3. идет на формирование валютного фонда предприятия. Средства, числящиеся на текущем валютном счете предприятия, могут быть по распоряжению клиента: - направлены на оплату импортируемых товаров, оказанных услуг или выполненных работ; - использованы на погашение задолженности по ссудам, полученным в иностранной валюте, на оплату банковских комиссий и почтово – телеграфные расходы, выплату командировочных; - использованы для продажи на внутреннем рынке в соответствии с действующим законодательством. Совместные предприятия могут перечислять средства, числящиеся на текущем валютном счете за границу в виде дивидендов иностранным учреждениям, в виде сумм, изъятых иностранными учредителями из уставного фонда предприятия. В соответствии с действующим законодательством все предприятия независимо от форм собственности обязаны продавать 75% валютной выручки от экспорта товаров через уполномоченные банки на внутреннем рынке РФ. При осуществлении обязательной продажи предприятия могут продать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментом иностранных операции ЦБР – в валютный резерв ЦБР. Средства валютного резерва ЦБР используются для поддержания валютного курса рубля на внутреннем валютном рынке, а также продаются министерству финансов РФ для обслуживания внешнего долга, осуществления безусловных валютных платежей и других подобных государственных расходов. Обязательная продажа производится от всей суммы поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет предприятия. Обязательная продажа валюты производится по поручению предприятий с их транзитных валютных счетов. Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБР, действующему на день поступления средств на валютный счет или кассу предприятия. Инструменты, используемые государством для регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии субсидии и др.). Тарифные методы Таможенная пошлина на импорт – государственный платежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу под контролем таможенного ведомства. При введении таможенного тарифа отечественная цена на товары становится выше мировой. Введение таможенного тарифа отвечает интересам отечественных товаропроизводителей, конкурирующих с импортными товарами. Кроме того, таможенный тариф оказывает влияние на интересы потребителей (они оказываются в проигрыше), а также это не малый источник доходов госбюджета. Введение таможенного тарифа на импорт приводит, в конечном итоге, к перераспределению доходов от потребителей в пользу государства и производителей. Помимо импортных тарифов, государство может ввести экспортный тариф. Введение такого тарифа может быть целесообразно, когда цена на какой либо товар находится под административным контролем государства и сдерживается на уровне, ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Экспортные тарифы используют в основном развивающие страны и страны с переходной экономикой. Экспортный тариф, как и импортный, может быть оптимальным (т.е. максимизирующим благосостояние), если страна – экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Нетарифные методы Квота – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или к вывозу (экспортная квота) за определенный период. Государство довольно часто предпочитает использовать квоты, как средство ограничения импорта: во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен; во-вторых, квотирование – гибкий инструмент политики, т. к. изменение тарифов обычно регламентируется международными соглашениями и национальным законодательством. Негативные моменты использования квот: способствуют развитию монополий в экономике, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным предприятиям определенную долю рынка; распределение квот редко происходит в условиях честной конкуренции, а значит, способствует неэффективным административным решениям и коррупции. 3. Содержание международных финансовых отношений. Понятие международной организации Все формы международного предпринимательства можно объединить понятием «международная организация» – юридическое лицо, осуществляющее международную деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства. По сфере распространения различают следующие виды международных организаций: 1. Мировые международные учреждения. Международный валютный фонд – специализированный орган ООН, создан в 1944 г. Он объединяет более 170 стран. Россия вступила в МВФ в 1992 г.; основными задачами МВФ являются содействие развитию валютно-финансового сотрудничества и международной торговли, поддержка платежных балансов стран-членов МВФ и предоставление им кредитов. Лондонский клуб кредиторов – объединение 600 крупнейших западных банков – кредиторов. Парижский клуб кредиторов – объединяет 19 стран, являющихся главными государствами – кредиторами мира. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – это международная межправительственная организация, действующая на принципах: - обязательное применение в торговле между странами-участницами ГАТТ режима наибольшего благоприятствования; - недискриминация; - взаимные уступки; - снижение таможенных пошлин и нетарифных барьеров, вырабатываемых на основе многосторонних торговых переговоров. Всемирный банк – занимается предоставлением долгосрочных кредитов предприятиям стран – членов МВФ под гарантию правительств данных стран. Структура группы Всемирного банка представлена на рис. 4. Центральным звеном группы Всемирного банка является Международный банк Реконструкции и развития (МБРР) в который входит наибольшее число государств и который имеет самый большой объём операций. МБРР представляет займы только правительствам стран – участниц. Финансируемые МБРР проекты проходят строгий отбор и должны удовлетворять жестким критериям экономической и финансовой рентабельности и гарантировать существенную отдачу для заемщика. Процентная ставка по кредитам МБРР – 6–7% годовых. Международная ассоциация развития, основана 24 сентября 1980 г. Фактически МАР является доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР. МАР предоставляет беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. По формальным критериям это страны со средним доходом на душу населения 1465 дол. или менее. Но на практике кредиты МАР предоставляются лишь странам со средним доходом на душу населения 905 дол. и менее. МАР финансируется за счет взносов стран – доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Формирование ресурсов МАР происходит в виде «пополнений» – соглашений стран – доноров о выделении определенной суммы для финансирования кредитов МАР один раз в три года. Международная финансовая корпорация, создана 24 июля 1956 г. Целью деятельности МФК является содействие экономическому развитию путем укрепления частного сектора и помощи развивающимся странам в создании частного бизнеса. Главная задача МФК – выступать в роли «катализатора», помогая частным инвесторам и финансовым институтам эффективно вкладывать капиталы в развивающихся странах. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций создано в апреле 1988 г. с целью содействия экономическому развитию государств – членов посредством стимулирования иностранных инвестиций. МАГИ предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии их капиталовложений в национальную экономику государств – членов от некоммерческого риска политического характера, в т.ч. экспроприации, войны и гражданских беспорядков. Такой вид гарантий позволяет устранить барьеры, сдерживающие инвестиционные потоки в страны, где наряду с экономическими реформами происходят политические. 2. Международные организации одного государства – это хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии с законодательством данного государства для выполнения определенных видов деятельности. Выделяют внешнеторговые, производственные, финансовые и др. международные организации. Регулирующая роль мировых учреждений в международных финансовых отношениях осуществляется с помощью различных международных правил, конвенций, законов и т.п. значительную роль в данном регулировании играют: Единообразный вексельный закон, принятый рядом стран в 1999 г. (Женевская вексельная конвенция), Унифицированные правила по инкассо (редакция 2008 г., публикация Международной торговой палаты №322), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 2003 г., публикация Международной торговой палаты №400), Международные правила INCONERMS‑2006 и др. Литература 1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009. 2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 3. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. №11. 4. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 – 277. 5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |