|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование налоговой системыФормирование налоговой системыДоклад На тему: «Формирование налоговой системы Древней Руси» №27. Ростов - на - Дону. 2009г. Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на территории современной России после нашествия гуннов в V-VI вв. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования государства во главе с Москвой завершается в 1521 г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России. Первыми государственными образованиями Древней Руси были родовые общины, основывающиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были ещё слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население – общинников – смердов – данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента – дань потреблялась князем и дружиной, а её остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определённые натуральные повинности». В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Изменение порядка взимания дани и оброка было вызвано ещё и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев этот процесс связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших её мужа Игоря за попытку вторичного её сбора. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнять к определённым срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата на защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной. В XII-XIII вв. широкое распространение получил натуральный оброк – разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т.е., срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Оброк как принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян имел двоякое значение. Иногда так называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землёй, различными угодьями, либо заниматься каким – либо промыслом. В этом смысле оброк означал доход казны с принадлежавших ей различных угодий (например, сенных покосов, звериных гонов), а также городских торговых лавок, бань, трактиров и прочих заведений. Кроме того, оброк означал общую подать, которою уплачивали все жители определённой административной единицы взамен других податей и повинностей. В XV-XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным оброком. Его уплачивали государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. После реформы 1861 г. он был заменён выкупными платежами. В XVI в. в русском государстве складывается система кормлений, т.е., предоставление кормленщику права управлять определённой территорией за службу великому князю. Сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тауны) кормленщик назначал своих слуг, действия которых можно было обжаловать великому князю. Сборы приурочивались обычно к сбору урожая. С конца XIV в. сборами оброков и ведением книг записи по этим сборам стали ведать казначеи, дьяки и подъячие. Эти чиновники, будучи первоначально дворцовыми холопами великого князя, содержались за счёт великокняжеской казны. Впоследствии для их содержания были учреждены казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Её размер зависел от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. Дорожная пошлина мыт – взимались за провоз товаров через городские заставы, гостиная – за право иметь склады, вес и мера – за взвешивание товаров, вира представляла собой штраф за убийство, продажа – штраф за прочие преступления. В 1480 г. Иван III, прекратив уплату выхода, фактически приступил к созданию финансовой системы Руси. Главным прямым налогом стали деньги, взимаемые с черносошных и посадских людей. Кроме того, существовали ямские, пищальные налоги (тратившиеся на производство пушек), а также сборы на городовое и засечное дело, т.е. строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. При Иване IV были введены стрелецкая подать на создание регулярной армии и подать для выкупа угнанных в полон ратных людей и мирных жителей. С развитием производительных сил и производственных отношений с расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами на содержание княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т.п.), содержания аппарата управления, поддержания внутреннего порядка, финансировании посольств и т.д. Налоги собирались в несколько формах: · дань; · оброк; · подать; · урок; · дары; · поклоны; · кормы; · поборы. Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определённого предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления. В X в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к перевозу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: · данщики; · мытники; · вирники; · пятенщики. Объектом обложения выступал дом, дым, т.е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало введённое в период упорядочивания обложение по числу членов хозяйства. К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей, различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определённого размера с учётом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включённое в соху, несколько коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян имели натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. Феодальная знать сформируется позднее из числа дружинников и родственников князя. С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, чёткий перечень которых отсутствует. Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси, которая распалась на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое – либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение в доходах дани с побеждённых и добычи от набегов. Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала развёрстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами. Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами». Налоговая система развивалась по трём направлениям: 1. основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; 2. всё большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; 3. формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти. В XV-XVI вв. всё большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглого населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т.д.). Наибольшее значение имели меха. На рубеже XV-XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т.е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно – денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр). Изменение социально – экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и соответственно реорганизации системы доходов и расходов государства. Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога – «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», - первые специальные финансовые учреждения в России. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов – «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдалённые населения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.[1] В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800-1200 четвёртей (400-600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определённое количество крестьянских дворов (обычный расчёт – исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, имели окладной характер, т.е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодической переписи поземельных угодий, которые проводились через 40-50- лет. Таким образом, налоговая система России на протяжении XII-XIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно – денежных отношений, изменением социально – экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась. Список литературы 1. История мировой и русской финансовой науки и политики. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 204-205. 2. История финансовой мысли и политики налогов. В.М. Пушкарёва. Москва. 2003 г. С. 197. 3. Налоги и налогообложение. Под редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ. Г.Б. Поляка. Москва. 2006 г. С. 6-8. 4. Налоги и налогообложение. Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. Москва. 2006 г. С. 62-69. 5. Налоговый менеджмент. Под редакцией доктора экономических наук, профессора, члена корреспондента РАЕН А.Г. Поршнева. Москва. 2003 г. С. 32-37. [1] Ратная повинность означает обязательную (личную) воинскую повинность, но некоторые категории населения могли выплатить повинность деньгами и не служить в армии. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |