|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Функционирование Федерального Казначейства РФФункционирование Федерального Казначейства РФСОДЕРЖАНИЕ 1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 2 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МФ РФ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Контроль и ревизия – важные составляющие управления финансово хозяйственной деятельности предприятия. Рационально и грамотно организованная система контроля предприятия помогает определить правильность ведения учета и отчетности, сохранность материальных ценностей, помогает выявить достоинства и недостатки деятельности предприятия и возможные способы их решения. Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом организации, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обуславливает необходимость в получении качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Контроль и ревизия помогают осуществить данные управленческие функции. Важным условием контроля и ревизии является достоверность и своевременность получаемой информации. В достоверной информации заинтересованы администрация, сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страховщики. Именно это условие помогает правильно принимать решения и, что особенно актуально, принимать и вводить их достаточно быстро, что повышает эффективность управления. Таким образом, контроль и ревизия очень важны для любого предприятия. Целью данной работы является: 1. Рассмотрение контроля и его видов. 2. Изучение функционирования Федерального Казначейства РФ. 1 виды контроля и их классицфикация В условиях функционирования организации при рыночной экономике наиболее приемлем интенсивный путь их развития, сочетающий предприимчивость, практичность с инициативой, дисциплинированностью и ответственностью. При этом особое значение приобретает контроль. Контроль – комплексное изучение деятельности организации и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной информации и бухгалтерской отчетности, состояния объектов контроля. Контроль охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организаций, в основе которой лежат принципы документального и фактического контроля. Составной частью контроля является ревизия. Ревизия предполагает изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции организаций. В процессе ревизии используется один из методов фактического контроля – инвентаризация. Главная цель ревизии – изучение деятельности организации, позволяющее установить фактическое наличие и сохранность денежных средств, товаров, сырья, готовой продукции, основных средств и других материальных ценностей. В ходе ревизии должна быть установлена достоверность информации, содержащейся в первичных и сводных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильность корреспонденции счетов, отражающих хозяйственные операции. Кроме того, лица, осуществляющие ревизию, должны проверить соответствие хозяйственных операций законодательно установленным нормативным актам.[1] Одной из задач ревизии и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. Ревизоры обязаны выявлять зарождающиеся отрицательные тенденции, которые могут повлиять на эффективность хозяйственной деятельности организаций. Следовательно, лица, осуществляющие контроль проверяют[2]: ·Эффективность использования производственных ресурсов; ·Отклонение от плановых (сметных) норм выработки продукции, работ, услуг; ·Соблюдение законности и целенаправленности всех совершенных хозяйственных операций; ·Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, материальных ценностей, основных фондов; ·Правильность ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности; ·Своевременность и правильность ведения расчетных операций (с поставщиками и покупателями, бюджетом, с подотчетными лицами, заказчиками и субподрядчиками, по оплате труда и социальному страхованию и др.); ·Законность и правильность действий должностных лиц при выполнении служебных обязанностей; ·Полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов и повышения эффективности производства; ·Причины образования непроизводственных расходов и потерь, а также устанавливают виновных в этом должностных лиц; ·Выполнение указаний по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущей проверкой и т.д. Задачей контроля является также оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение их эффективности и возможности предупреждения хозяйственных операций, способствующих появлению злоупотреблений и хищений имущества собственников. Проверка должна выявить случаи, когда сверхнормативные потери следует взыскивать с виновных лиц, а также рассмотреть меры, принятые советом директоров (в акционерном обществе), к возмещению ущерба, нанесенного действиями или бездействием должностных лиц. К таким мерам относятся: предъявление гражданского иска, возбуждение уголовного дела, ходатайство об описи имущества виновных и т.п. Ревизия начинается в каждом случае письменным распоряжением руководителя организации, его заместителя или постановлением (распоряжением) председателя ревизионной комиссии. В распоряжении указываются наименование ревизуемой организации, фамилии ревизующих, в том числе руководителя ревизии, период и сроки ревизии. Кроме распоряжений ревизору дается задание, конкретизирующее содержание, объем и порядок ревизии. По организационным формам ревизионный контроль в Российской Федерации подразделяется следующим образом[3]: - вневедомственный; - внутриведомственный; - внутрихозяйственный. Вневедомственный контроль осуществляют государственные органы управления и органы специализированного контроля: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др. Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, главными управлениями и другими объединениями по отношению к подведомственным им организациям, в потребительской кооперации – контрольно-ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов. Внутрихозяйственный контроль осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью организаций администрацией и функциональными отделами управления, а также за финансовой, производственной, хозяйственной деятельностью потребительских обществ, союзов и их предприятий. По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. Предварительный контроль осуществляется с целью недопущения незаконных действий, непроизводительных расходов материальных, трудовых, денежных ресурсов. Производится до начала совершения хозяйственных операций в процессе планирования. Текущий (оперативный) контроль – систематическое наблюдение за совершением хозяйственной деятельности организациями. Основная задача этого контроля – своевременное выявление отклонений фактических показателей деятельности от плановых (сметных, нормативных) с целью принятия мер по устранению отрицательных факторов в работе и закреплению положительного опыта. Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций. Его задача – проверить законность совершенных хозяйственных операций, недостатки в работе, нарушения и злоупотребления, принять меры по улучшению эффективной деятельности организации и системы внутреннего контроля.[4] Путем четкого сочетания всех видов контроля – последующего, предварительного и текущего – достигается наиболее высокая эффективность хозяйственного контроля. По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический. Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила отражение. Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического состояния других объектов проверки. Объектами фактического контроля являются: · Наличные деньги в кассе; · Наличие основных средств; · Товарно-материальные ценности; · Незавершенное производство. Хозяйственный контроль осуществляется в форме экономического анализа, тематической проверки, документальной ревизии. Экономический анализ – способ изучения хозяйственной деятельности организации за определенный период времени путем использования сведений финансового, бухгалтерского, управленческого и статистического учета, а также технико-производственных показателей, нормативов и утвержденных смет, прогнозов и бюджетов. Основной задачей экономического анализа является контроль за выполнением заданий по количественным и качественным показателям, определение экономических результатов работы, наиболее полное выявление и мобилизация всех внутренних производственных резервов для дальнейшего улучшения работы организации. Тематическая проверка – изучение одной или нескольких сторон производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации. Результаты тематической проверки, полученной на основе документального и фактического контроля, обычно оформляются докладной запиской, а при установлении нарушений и злоупотреблений – актом. Документальная ревизия – метод осуществления контрольных действий, состоящий в последовательной проверке с целью установления законности и целесообразности хозяйственных операций и действий должностных лиц, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения сохранности кооперативной собственности, выявления случаев хищения и незаконного расходования средств, а также внутренних резервов для улучшения работы организации. Ревизии республиканских, областных, краевых потребсоюзов, райпотребсоюзов, крупных многоотраслевых потребительских обществ, промышленных и транспортных предприятий и строительных организаций, сельскохозяйственных кооперативов следует проводить, как правило, ревизионной группой комплексно. Ревизии небольших по объему работы организации могут производиться ревизором не комплексно. Комплексными ревизиями считаются такие, которые охватывают широкий круг вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации (торговля, заготовки, производство и т.д.). Комплексные ревизии помимо финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также проверку оперативной работы организаций. Для проведения комплексных ревизий создается ревизионная бригада, возглавляемая назначенным руководителем. В состав бригады кроме ревизора включаются специалисты, хорошо знающие экономику и организацию торговли, заготовок, производства, финансовую работу; бухгалтерский учет и другие участки деятельности (товароведы, инструкторы, экономисты, работники отдела кадров, инженеры-строители и другие специалисты). Необходимо также привлекать участию в ревизии отдельных хозяйств или участков работы членов контрольно-ревизионной или ревизионной комиссии ревизуемой организации. В случае необходимости к ревизии могут быть привлечены и другие компетентные лица – экспертно. Таким образом, контроль играет важную роль для рациональной организации деятельности предприятия. 2 Главное управление федерального казначейства МФ РФ Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.[5] Федеральное Казначейство – представитель исполнительной ветви власти. Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Данная задача охватывает чрезвычайно широкий спектр функций, выполнение которых органами Федерального Казначейства адекватно роли казначейства в сфере бюджетной и налоговой политики, проводимой в стране. Эта роль может быть пассивной, когда Казначейство лишь доводит выделенные главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям в соответствии с законом о федеральном бюджете. А может быть активной, когда Казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами. Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Правительство Российской Федерации должно знать, сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать, сколько и когда оно получит доходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает Федеральное казначейство.[6] Собранная Казначейством информация позволяет Правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Правительство страны может увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами Правительства, в структуре государственной исполнительной власти Федеральное казначейство выполняет роль "кассира" и "главного бухгалтера". Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге - о всех государственных финансовых ресурсах. Зная, когда и какие расходы будут осуществлять бюджетные учреждения, Казначейство, оперативно управляя свободными остатками средств, может вносить предложения по сокращению привлечения краткосрочных источников погашения внутрикассовых разрывов, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на обслуживание государственного долга. Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, Казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы. При такой схеме управления государственными финансами они менее всего будут подвержены влиянию экономических кризисов, так как единый счет Федерального казначейства будет открыт в Центральном банке Российской Федерации. Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время, как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту. Помимо деятельности по финансовому управлению, Казначейство на всех этапах процесса расходования средств осуществляет контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование. Реализуемый Казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения. Каждой стадии процесса исполнения бюджета соответствуют контрольные полномочия органов Федерального казначейства. Можно выделить три основных этапа контроля[7]: 1. Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями, установленными законом о федеральном бюджете. Бюджетные учреждения не должны принимать обязательства по договорам, оплата которых не предусмотрена в законе о федеральном бюджете, и Федеральное казначейство следит за этим. 2. Текущий контроль. Проводится на стадиях финансирования и кассовых расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган Федерального казначейства документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно обязано соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе Федеральное казначейство препятствует оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений. 3. Последующий контроль. Осуществляется силами контрольно - ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены.[8] Бухгалтерский учет операций органов государственного управления является еще одной чрезвычайно важной функцией, выполнения которой возлагается на Федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно обеспечивает представление актуальной картины движения государственных финансовых ресурсов. Роль Казначейства не ограничивается исполнением формальных процедур управления и контроля. Казначейство может выступать в качестве бюджетного аудитора, находящегося внутри органов исполнительной власти. Казначейство способно контролировать эффективность расходования средств в пределах параметров закона о бюджете. В число значимых задач, решаемых Казначейством, входит обеспечение бюджетного и фискального федерализма, реализуемое через распределение регулируемых доходных источников по уровням бюджетной системы в соответствии с установленными нормативами и с учетом налоговых льгот, установленных каждым властным уровнем и предоставленных отсрочек. Участие казначейства в указанных процессах, с одной стороны, ориентировано на то, чтобы максимально точно определить объем ресурсной базы федерального бюджета как в целом, так и по отдельным видам налогов и территориям субъектов Российской Федерации, а с другой стороны, необходимо для того, чтобы исходя из прогнозируемой ресурсной базы определить приоритетные в настоящий момент направления и объемы финансирования федерального бюджета. Одновременно с прогнозом по доходам и расходам бюджета в рамках, установленных бюджетным законом на текущий год, Казначейством определяется и краткосрочный прогноз источников покрытия дефицита федерального бюджета, в основной своей части носящих неинфляционный характер и представляющих из себя государственные заимствования. Наличие на центральном уровне информации о состоянии и движении бюджетных средств на каждом этапе предоставляет Минфину России и главным распорядителям средств федерального бюджета широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и оперативного контроля за состоянием финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств. В отношении исполнения доходной части бюджета в функции Казначейства входит не только зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального Казначейства, но и распределение их по бюджетам различных уровней, а также возврат излишне уплаченных сумм. Таким образом, участием Казначейства в бюджетном процессе применительно к федеральному бюджету достигается[9]: · Обеспечение большей сбалансированности бюджета по доходам и расходам в процессе его исполнения. · Повышение оперативности контроля за процессом перечисления и использования бюджетных средств. · Предоставление федеральным органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета. · Освобождение отраслевых министерств и ведомств от несвойственных им функций, с наделением их возможностью оперативного получения информации о бюджетной обеспеченности подведомственных им единиц, что реально будет обеспечивать проведение ими единой политики развития отрасли · Создание условий для прекращения роста кредиторской задолженности учреждений, состоящих на федеральном бюджете. В конечном счете, роль Казначейства в области прогнозирования исполнения и собственно исполнения федерального бюджета позволяет изменить прежнюю роль федерального бюджета как генератора неплатежей и локомотива инфляции к инструменту эффективного подавления этих негативных факторов и улучшения макроэкономических показателей. Воссозданные в России органы Федерального Казначейства в качестве основной своей задачи имеют исполнение федерального бюджета - основного элемента бюджетной системы страны. С целью успешного ее решения при формировании и развитии казначейских органов особый акцент делается на обеспечение сравнительно небольшой по российским масштабам организации - мощной, отвечающей современным требованиям, единой информационной и телекоммуникационной системой органов Федерального Казначейства. Организационные предпосылки для такого решения были созданы введением в практику казначейского исполнения федерального бюджета ряда процедур, улучшающих процесс исполнения бюджета, позволяющих получать достоверную оперативную и периодичную отчетность о движении бюджетных средств, делающих бюджет открытым для управляющих воздействий в целях совершения маневра бюджетными средствами и достижения, в конечном итоге, оптимального качества исполнения бюджета исходя из имеющейся ресурсной базы. В результате институциональных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений. Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно-технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета. Таким образом, несмотря на проводимые в системе Федерального Казначейства реформы, остается еще достаточно большое количество недостатков, которые требуют решения и совершенствования данной системы на всех уровнях. Это особенно актуально, учитывая роль, которую играет Федеральное Казначейство в регулировании бюджетных отношений. 1. Контроль и ревизия: учебное пособие / Под ред. Овсийчук М.Ф. – М.: КНОРУС, 2005. – 224 с. 2. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: КНОРУС, 2005. – 352 с. 3. Федеральное Казначейство 4. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 24. [2] Контроль и ревизия: учебное пособие / Под ред. Овсийчук М.Ф. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 8. [3] Контроль и ревизия: учебное пособие / Под ред. Овсийчук М.Ф. – М.: КНОРУС, 2005. – 224 с. [4] Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 28. [5] Федеральное казначейство России – этапы развития // http: // www.roscazna.ru. [6] Финансы / Под ред. Ковалева В.В. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 104. [9] Федеральное казначейство России – этапы развития // http: // www.roscazna.ru. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |