|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Государственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страныГосударственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страныГосударственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны Основные функции государства неизменны и присущи всем странам. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие НТП, социально-культурному развитию, повышению экономической мощи страны. Для выполнения этих функций государство должно иметь соответствующие денежные ресурсы. Формирование этих ресурсов осуществляется через финансовые отношения государства с предприятиями, учреждениями, населением. Формы бюджетных отношений определяются в каждом конкретном государстве самостоятельно, исходя из существующих на данном этапе методов ведения хозяйства и задач, стоящих перед государством. Бюджетные отношения получают материальную основу в бюджетном фонде страны, который имеет сложную организационную структуру. Размер бюджетного фонда определяется степенью централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от следующих факторов: - уровня развития экономики; - методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; - решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы любого государства. Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Как инструмент, государственный бюджет можно представить в форме баланса доходов и расходов государства (табл. 1). Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций. По экономической сущности государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Таблица 1 Структура доходов и расходов федерального бюджета (на примере Закона о федеральном бюджете на 2008 и 2009 годы)
Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях: 1. формирование денежных фондов (доходов). В ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства; 2. использование денежных фондов (расходов). Данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств; 3. контроль за формированием и использованием денежных фондов. Для использования бюджета в качестве инструмента распределения и контроля финансовых ресурсов создается бюджетный механизм, посредством которого государство маневрирует поступающими в его распоряжение денежными средствами. Выделяют следующие виды бюджетов: а) по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты; б) по характеру решаемых задач: Минимальный бюджет – расчетный бюджет, задачей которого является покрытие минимально необходимых расходов. Этот бюджет служит базой для формирования межбюджетных отношений: определения сумм бюджетных субсидий, кредитных ресурсов и т.д. Чрезвычайный бюджет – бюджет с особым правовым режимом, используемый при введении чрезвычайного положения в стране. Введение такого бюджета регламентируется законодательством. Консолидированный бюджет – свод бюджетов нижестоящих уровней и рассматриваемого бюджета. Особенность этого бюджета заключается в том, что он рассчитывается по факту исполнения, т.е. законодательно не утверждается, не является правовым актом, а используется лишь для анализа. В системе государственных финансов учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная классификация. Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Состав доходов государственного бюджета Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. В условиях существовавшей до 1991 г. административно - командной системы управления экономикой порядок формирования доходов государственного бюджета характеризовался: · ярко выраженным фискальным характером; · жесткой централизацией и регламентацией; · использованием индивидуальных ставок (особенно платежи из прибыли), которые рассчитывались по отдельным предприятиям, исходя из условий их деятельности. В результате в руках государства аккумулировалась значительная доля финансовых ресурсов, использование которых также распределялось единым центром. В настоящее время (с 2006 г.) система государственных доходов претерпела значительные изменения. В составе бюджетной классификации доходов выделяют следующие группы доходов: 1. налоговые доходы; 2. неналоговые доходы. Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и др. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Основным элементом, характеризующим налоговую систему государства, является налог. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК ст. 8). Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (НК ст. 8). Функции налогов: 1. Распределительная – выражает сущность налогов, как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством налогов, например, осуществляется финансирование предприятий бюджетной сферы. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств: изначально, распределительная функция носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли подфункции: стимулирующая (через предоставление льгот) и воспроизводственная (платежи за пользование природными ресурсами, налоги в дорожный фонд, на производство минерально-сырьевой базы). 2. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) 3. Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. 1. В зависимости от объекта обложения: Прямые налоги – взимаемые непосредственно с дохода и имущества и перечисляемые в бюджет субъектом налогообложения. Косвенные налоги- включенные в цену товара, услуги или тариф. Субъектом налогообложения в данном случае выступает непосредственно покупатель товара. 2. По цели использования: Специальные налоги – используются на конкретные цели, чаще всего обозначенные названием налога. Например, название налога «целевой сбор на нужды муниципальной милиции», отражает направление его использования. Общие налоги – обезличенные налоги, поступающие в бюджет на финансирование разных мероприятий. 3. В зависимости от уровня государственного управления, устанавливающего данный налог различают федеральные, региональные и местные налоги. Классификация налогов по данному признаку в соответствии с Налоговым Кодексом представлена на рис. 1. Налог как экономическая категория характеризуется следующими элементами. 1. Субъект налога (плательщик). Субъектами налогообложения в РФ являются физические и юридические лица, выполняющие обязательства по уплате налога. От понятия субъект налога следует отличать понятие носитель налога – конечный налогоплательщик, несущий на себе фактическое бремя по уплате налога. Носитель и субъект налога не совпадают в случае косвенного налогообложения.
Рис. 1 Система налогов и сборов в РФ 2. Объект налога. Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: - прибыль (доход); - стоимость определенных товаров; - добавленная стоимость продукции, работ, услуг; - имущество юридических и физических лиц; - передача имущества (дарение, наследование); - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты. 3. Источник уплаты налога - средства, за счет и из которых производится удержание налоговых платежей. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства, как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Источник и объект налога могут совпадать (например, при уплате налога на прибыль предприятий), но могут и быть различными (налог на имущество предприятий: объект – среднегодовая стоимость имущества, а его отнесение производится на финансовые результаты). 4. Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 руб. дохода, 1 га земли и т.п.). 5. Налоговый оклад – общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени. 6. Налоговые ставки - величина налога в расчете на единицу обложения. Устанавливается либо в процентном отношении к налоговой базе, либо в абсолютном измерении в зависимости от величины от налогооблагаемого объекта. Различают налоговые ставки: - прогрессивные – чем больше налогооблагаемая база, тем больше ставка налога. Примером может служить ставка подоходного налога в РФ, действовавшая до 2008 г. - регрессивные – ставка налога, уменьшаемая с увеличением налогооблагаемой базы. Например, ставка единого социального налога в РФ. - пропорциональные – ставка налогообложения не зависит от величины налогооблагаемой базы. Этот вид налоговых ставок используется для большинства налогов в РФ. 7. Налоговые льготы - установленные законом вычеты из налоговой базы, наступающие при тех или иных условиях, и сокращающие как размер налоговой базы, так и размер уплачиваемого налога. Наиболее распространенными налоговыми льготами являются: необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из налогообложения, понижение налоговых ставок. 8. Способ уплаты налога – способ расчета и взимания налогового платежа, зависящий от распределения функций по исчислению и внесению в бюджет налога между налогоплательщиками и налоговыми органами. Различают кадастровый способ уплаты (земельный налог, поимущественное налогообложение физических лиц), способ уплаты у источника (налог на доходы физических лиц), декларационный способ (большинство налогов с предприятий). Неналоговые доходы характеризуются отсутствием фискально – постоянного характера, твердо установленной (как для налогов) ставки, а также целевой направленностью использования поступлений. Неналоговые доходы не должны жестко планироваться, как правило, они устанавливаются на уровне, сложившемся в прошлом году. Выделяют следующие неналоговые доходы: 1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от хозяйственной деятельности: 1.1 доходы от использования имущества; 1.2 дивиденды по акциям государства; 1.3 аренда; 1.4 проценты по банковским вкладам; 1.5 прибыль ЦБ РФ и др.; 2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (приватизация, продажа государственных акций, конфискация и др.); 3. доходы от реализации государственных запасов; 4. доходы от продажи земли и нематериальных активов; 5. поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников; 6. административные платежи и сборы; 7. штрафные санкции, возмещение ущерба; 8. доходы от внешнеэкономической деятельности (проценты по государственным кредитам, экспорт); 9. прочие. Значительный удельный вес в доходах Федерального бюджета занимают целевые бюджетные фонды – денежные фонды, образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевых источников средств и используемые на финансирование определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства. Целевые бюджетные фонды формируются в бюджете с 1995 г. ежегодно их состав может изменяться. Так, например, в бюджете 2000 года были предусмотрены новые фонды: - фонд контрольно – ревизионных органов Министерства финансов; - фонд по охране озера Байкал. Кроме того, в бюджете сформированы следующие целевые бюджетные фонды: - федеральный дорожный фонд; - федеральный экологический фонд; - фонд министерства по налогам и сборам; - государственный фонд борьбы с преступностью; - фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Подавляющая часть средств целевых бюджетных фондов консолидируется в Федеральном бюджете. Самый крупный из них до 2001 года был Федеральный дорожный фонд РФ (его удельный вес составлял порядка 70 % доходов целевых бюджетных фондов). В бюджете 2010 года все вышеперечисленные фонды упразднены и создан Фонд министерства РФ по атомной энергетике. Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, представляет систему государственных расходов. Принципы построения системы государственных расходов: а) целевая направленность средств; б) безвозвратность расходования государственных ресурсов; г) соблюдение режима экономии - последовательная минимизация затрат относительно получаемого результата. Схематично структуру государственных расходов можно представить в следующем виде (рис. 2):
Рис. 2. Структура расходов государственного бюджетаРасходы классифицируют по функциональной, ведомственной, экономической, территориальной классификации расходов. Экономическая классификация выделяют текущие расходы – обеспечивающие текущее финансирование органов государственного управления, бюджетных учреждений, и капитальные – денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности государства. Виды расходов по разделам функциональной классификации были представлены в таблице 2. Данные расходы отражают направление средств бюджета на выполнение конкретных функций государства. Основные задачи в области государственных расходов в настоящее время: - снижение расходов на управление; - сокращение числа федеральных целевых программ (за счет местных бюджетов); - сокращение расходов на оборону; - снижение уровня дотаций по отдельным отраслям; - предоставление приоритета в финансировании расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. Бюджетный дефицит: понятие, причины, источники финансирования Различные соотношения бюджетных показателей позволяют характеризовать бюджет с трех возможных состояний: - когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета; - превышение доходной части бюджета над его расходами называется профицитом бюджета; - сбалансированным называется бюджет, доходная и расходная части которого равны.
Итак, дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Для целей сравнения и анализа бюджетный дефицит рассчитывается в относительном виде: в процентах к ВВП или к расходам (если по каким – либо причинам ВВП рассчитать затруднительно).
где Деф – размер дефицита бюджета, %; Д – доходы бюджета, руб.; Р - расходы бюджета, руб. Бюджетный дефицит чаще всего бывает вынужденным. Неэффективная бюджетная политика приводит к росту бюджетного дефицита и увеличению суммы государственного долга. Однако, в некоторых случаях дефицит может быть инициирован органами власти ввиду принятия программ, требующих крупных бюджетных расходов. Как правило, от таких вложений в будущем ожидаются доходы, оправдывающие затраты по погашению дефицита текущего периода. Таким образом, можно выделить следующие причины дефицитов бюджетов: 1. кризисные явления в экономике; 2. чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия; 3. милитаризация экономики в мирное время; 4. крупные вложения в развитие экономики и изменение его структуры; 5. чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП. За 2009 год в России впервые за последние несколько лет сложился профицит Федерального бюджета. По предварительной оценке (на 1.03.2009 г.) профицит составил 177,2 млрд. руб., или 2,6% ВВП против дефицита федерального бюджета в размере 1,1% ВВП за 2008 год. Наличие бюджетного дефицита требует от органов власти поиск источников его покрытия. Различают налоговый и кредитный методы финансирования дефицита. Налоговый метод предполагает увеличение доходов бюджета за счет поступления налоговых платежей: поднимаются налоговые ставки, расширяются объекты налогообложения, отменяются льготы, увеличивается число налогов. Кредитный способ позволяет приобрести недостающие средства за счет займов на внутреннем и внешнем рынке. Разновидностью кредитного метода является эмиссионный, который представляет собой осуществление эмиссии Центральным Банком РФ. Источники финансирования дефицита бюджета: 1. Внешние источники: а) кредиты иностранных государств, банков и международных финансово – кредитных организаций в иностранной валюте; б) облигационные валютные внешние займы. 2. Внутренние источники: а) выпуск государственных ценных бумаг внутренних займов; б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; в) кредиты ЦБ РФ. Последний источник финансирования дефицита бюджета по своей сути представляет собой денежную эмиссию, следовательно, является инфляционным. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр – это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных, в течение оставшегося времени финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет. Как правило, к ним относятся расходы по выплате заработной платы, социальных пособий, стипендии, медикаменты и перевязочные средства и т.п. Литература 1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009. 2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 3. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11. 4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277. 5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |