|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инвестиционная политика горнорудных предприятий Казахстана и пути ее оптимизацииИнвестиционная политика горнорудных предприятий Казахстана и пути ее оптимизацииТема статьи Инвестиционная политика горнорудных предприятий Казахстана и пути ее оптимизации Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили финансово-экономическое и социальное положение отдельных отраслей народного хозяйства. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации привлечения инвестиционных средств как основы экономического роста, направленного на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом. В этой связи стоит также сказать, что в последние годы, инвестиционный потенциал Республики Казахстан заметно улучшился ввиду постоянной оптимизации инвестиционного климата в стране путем налоговых льгот, нормативных установлений и пр. Привлекательность промышленных предприятий для целей финансирования является важной составляющей инвестиционного климата в стране. Она исследуется при помощи анализа финансовых показателей предприятия. Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых инвестиционных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала. Таким образом, именно взаимосвязь рациональности использования собственного капитала и привлекаемых средств замыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на повышения его доходности. Несомненно, вышеобозначенные проблемы являются актуальными и требуют дополнительного изучения. Поэтому, проблема формирования рациональной инвестиционной политики промышленного предприятия в системе показателей инвестиционной привлекательности промышленных предприятий, например, нефтегазового комплекса является актуальной и требует к себе пристального внимания. В этой связи считаю целесообразным рассмотреть основы развития инвестиционной политики промышленных предприятий в Казахстане. При этом могут быть обозначены следующие задачи данного исследования: обосновать формирования и оценки рациональной инвестиционной политики промышленных предприятий; выявить особенности инвестиционной активности и привлекательности предприятий и привлечения инвестиций в приоритетные сектора промышленности; определить пути дальнейшего повышения экономической эффективности инвестиционной политики в системе развития промышленности РК. Инвестиционная деятельность предприятия - важная неотъемлемая часть его общей хозяйственной деятельности. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, укреплять свои позиции на рынке, оно должно вкладывать капитал и вкладывать выгодно[1]. Привлечение инвестиций в компанию, обеспечение инвестиционного процесса – важнейшая функция инвестиционного менеджмента. Основным элементом этой деятельности является формирование инвестиционной политики, имеющей решающее значение для функционирования предприятия независимо от размеров, отраслевой принадлежности, организационно – правовой формы и других особенностей. Очевидно, что процесс принятия инвестиционных решений направлен на достижение определенных целей, относительно которых оценивается эффективность деятельности предприятия, в том числе инвестиционной. Правильно сформулированные цели инвестиционной политики должны удовлетворять ряду требований, а именно: соответствие главной цели предприятия; ориентация на высокий результат; измеримость; ясность и четкость; взаимосвязанность; обоснованность; гибкость. Все это в комплексе обеспечивает ясность понимания, создает четкую базу для оперативного контроля и последующей оценки уровня эффективности управленческих решений. Считаем возможным при формировании инвестиционной политики предприятия объединять различные цели в группы по соответствующим однородным признакам: требование по повышению эффективности финансово-инвестиционной деятельности, темпы экономического роста, регулирование производственно-экономического потенциала, требование по улучшению качества продукции, группа «инновационная деятельность», экологические требования, требование по развитию социально-бытовой сферы. Составной частью инвестиционной политики является стратегия формирования и использования инвестиционных ресурсов, разработка которой обеспечивает финансирование инвестиционной деятельности в необходимых и достаточных объемах. Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов заключается в определении необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных проектов. В процессе изучения возможностей формирования этих ресурсов рассматриваются все многообразие возможных источников. Таким образом, инвестиционная деятельность предприятия реализуется в ходе осуществления инвестиционной политики, которая зависит от инвестиционной политики государства, и соответственно, на ее формирование воздействуют факторы, влияющие на изменение инвестиционной активности экономики страны. Формирование инвестиционной политики опирается на общую стратегию предприятия, в том числе инвестиционную стратегию, и имеет в итоге создание долгосрочной инвестиционной программы, направленной на достижение эффективного развития предприятия. Считаем, что совершенствование основных элементов, влияющих на формирование инвестиционной политики и составляющих ее содержание, позволит повысить эффективность реализации инвестиционной деятельности предприятия. При выработке инвестиционной политики следует учитывать[2]: · состояние рынка продукции, производимой промышленным предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции; · финансово-экономическое положение предприятия; · технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования; · сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия; · возможность получения промышленным предприятием оборудования по лизингу; · финансовые условия инвестирования на рынке капиталов; · льготы, получаемые инвестором от государства; · коммерческую и бюджетную эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия; · условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков. Положения разработанной инвестиционной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по разработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, использованию различных источников финансирования, участию в реализации инвестиционных проектов совместно с другими компаниями, организации работ других структурных подразделений предприятия[3]. Базой для обоснования инвестиционной политики предприятия служит анализ рынка нефтепродуктов. Цена неверной оценки потенциального рынка может быть весьма высока. Анализ рынка и разработка системы реализации продукции предприятия, включая определение рекламы, ее видов, направлений и масштабов осуществления, завершается оценкой объема предстоящих затрат. Одним из важных факторов финансовой привлекательности Республики Казахстан стало проведение глубоких институциональных преобразований по следующим ключевым направлениям: демонополизация производства; приватизация государственной собственности; реформирование бюджетной и налоговой системы; трансформация банковской системы; пенсионная реформа; формирование системы медицинского страхования; реформа жилищно-коммунального сектора. Наряду с вышеуказанными преимуществами, следует отметить высокую степень образованности населения, наличие квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров в республике. В то же время иностранные инвесторы, например американские, считают, что минимальная норма прибыли в Казахстане в связи с высоким экономическим, финансовым, инфляционным и другими видами риска должна быть не ниже 25 %, в то время как для условий промышленно развитой страны достаточной нормой доходности для инвестирования средств считается 12-15 %. Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность крупных промышленных предприятий в апреле т.г. составил +13%. Рис.1 Динамика индекса предпринимательской уверенности на предприятиях промышленности (фактор сезонности исключен) балансы*, % Отрицательное значение индекса предпринимательской уверенности в апреле т.г. отмечено на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, что обусловлено фактором сезонности. Положительное значение баланса оценок выпуска продукции наблюдалось у большинства опрошенных предприятий, кроме предприятий по добыче угля и лигнита (-50%), по добыче руд цветных металлов (-10%) и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (-31%). В конце апреля 2006 года подавляющее большинство (94%) респондентов охарактеризовали экономическую ситуацию опрошенных предприятий промышленности как «хорошую» и «удовлетворительную». Рис.2. Динамика оценки экономической ситуации на промышленных корпорациях, (в процентах к общему числу ответов) К середине 2006 года доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных крупных промышленных предприятий, продолжает занимать фактор «недостаток денежных средств». Таким образом, потребность Казахстана в притоке инвестиционных средств по – прежнему, велика. Только для первичной модернизации ключевых отраслей промышленности (обрабатывающей, топливной) потребовались десятки миллиардов долларов. Благоприятным фактором для Казахстана является его исключительное богатство нефтяными и минеральными ресурсами. Однако со времени обретения республикой независимости основная часть инвестиций вкладывалась в нефтегазовый сектор. Объемы новых инвестиций в горнодобывающую и металлургическую отрасли не соответствовали как геологическому потенциалу страны, так и значению данных отраслей для ее экономики (более 30% общей экспортной выручки, 16% ВВП, 19% общей занятости в промышленности). В Казахстане добыча полезных ископаемых имеет давние традиции. В некоторых областях республики горнодобывающие комбинаты поддерживают жизнеспособность инфраструктуры и социальной сферы населенных пунктов. И хотя государственная политика была направлена на стимулирование развития частного сектора в горнодобывающей и металлургической отраслях, а также на приватизацию существующих комбинатов, тем не менее объем новых инвестиций в разведку - намного ниже уровня, необходимого для восполнения запасов, обновления технологий, или уровня инвестиций в странах со сравнимым геологическим потенциалом. Таким образом, Правительству Казахстана данный обзор требуется для того, чтобы ответить на три основных вопроса, связанных со стратегическим видением развития отрасли. (1) Почему Казахстан не привлекает новые частные инвестиции в горнодобывающую и металлургическую отрасли? (2) Что может предпринять правительство для стимулирования притока новых инвестиций? И если оно преуспеет в стимулировании притока новых инвестиций, какой экономический эффект можно ожидать от этого сектора экономики? По отношению к горнодобывающей и металлургической отраслям все правительства ставят схожие задачи: увеличение вклада в экономическое развитие, обеспечение справедливого распределения доходов, создание рабочих мест и сопутствующих отраслей, стимулирование новых инвестиций и создание конкурентной инвестиционной среды. Казахстан частично уже решил некоторые из этих задач. Однако в достижении других целей и задач наблюдается лишь незначительный прогресс, а именно в улучшении инвестиционного климата для стимулирования новых инвестиций. Ведь разработка даже части казахстанских оценочных запасов минерального сырья потребует больших расходов. Например, исходя из недавнего опыта горнодобывающих проектов, начатых с нуля в других странах, необходимо вложить около US$5700 на каждую тонну добытой меди и US$640 - на каждую унцию добытого золота. Поэтому для разработки своих запасов Казахстан должен мобилизовать международные финансовые ресурсы. Другие страны сталкивались с такими же проблемами и успешно их преодолели путeм реализации комплексной «программы реформирования горнодобывающей отрасли». Программа реформ требует фундаментального переосмысления роли государства в данной отрасли. Необходим переход от роли «владельца-оператора» горнодобывающих предприятий к новой роли - «регулировщика и судьи». Инвестирование в отрасль и осуществление добычи должны оставаться за частным сектором. Он более подготовлен к мобилизации средств и принятию рисков в этой деятельности. Данное исследование рассматривает Казахстан в качестве горнодобывающей и металлургической страны (включая добычу угля, производство черных и цветных металлов). Около 233 горнодобывающих предприятий производят широкий спектр сырьевых товаров, в т.ч. уголь, железные и хромитовые руды, ферросплавы, алюминий, медь, свинец, цинк, марганец, сталь, титановую губку, уран, бариты и другую продукцию. По оценке Национального агентства по статистике РК, общая стоимость сырьевых товаров, произведенных в 1999 году, оценивается в размере US$2,7 млрд. Большая часть данной продукции экспортируется в страны бывшего Советского Союза и на международные рынки. В 1999 году экспорт Казахстана превысил US$2,1 млрд., что составляет более 30% всех его доходов от экспорта. Горнодобывающая и металлургическая отрасли приносят 3-4% общих государственных налоговых поступлений. В этих отраслях непосредственно работают около 200 тысяч человек. В экономике ряда областей (Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской), в которых преобладают горнодобывающая и металлургическая отрасли, предприятия в значительной степени обеспечивают прилегающие к ним населенные пункты важной инфраструктурой и социальными услугами. За годы независимости традиционное размещение рынков в бывшем Советском Союзе и рост производственных издержек привели к уменьшению добычи минерального сырья более чем на одну треть. Несмотря на трудности адаптации к условиям рыночной экономики, восстановлена значительная часть производства. В середине 1990-х государство приступило к амбициозной программе по приватизации или передаче большинства горнодобывающих и металлургических комбинатов в доверительное управление. Это привело к определенным успехам по поддержанию общественного спокойствия, обеспечению занятости населения и жизнеспособности социальной сферы на некоторых крупнейших комбинатах. Однако данный процесс менее успешен в плане роста производительности и эффективности работы предприятий из-за отсутствия прозрачности и качества управления. В некоторых случаях правительство аннулировало контракты на доверительное управление или объявило о недействительности приватизации предприятий. Со времени обретения страной независимости многочисленные венчурные компании совместно с казахстанскими партнерами приступили к реализации программ по разведке и разработке месторождений, пользуясь обилием на международных фондовых биржах рискового капитала. За одним или двумя исключениями эти компании покинули Казахстан или снизили добычу. С одной стороны, иностранные компании жалуются на то, что политика правительства, законы и налоги не поддерживают новые инвестиции в разведку. С другой стороны, Правительство Казахстана также оказалось разочарованным в работе некоторых иностранных компаний, поскольку они пообещали многое, но выполнили лишь толику обещанного. В определенных случаях, разногласия между правительством и компаниями привели к возбуждению международных судебных процессов. На самом деле, частично из-за ущерба, нанесенного репутации Республики прошлым отрицательным опытом, среди международного горнодобывающего инвестиционного сообщества бытует мнение, что Казахстан представляет собой что-то вроде «ненадежной страны». Краеугольным камнем развития горнодобывающей и металлургической отраслей является законодательно-нормативная база, регулирующая предоставление частному сектору права на недропользование. Фактически основа для доступа к такому праву частного сектора дана в Конституции Казахстана, а также в других законодательных актах, регулирующих недропользование. В них государству отводится роль в содействии получения права на недропользование. Основная проблема в Казахстане – это отсутствие разграничения между спецификой горнодобывающего и металлургического секторов и нефтегазовым комплексом. Экономика этих отраслей совершенно различна, поэтому то, что успешно действует в одной, является неэффективным в другой. Возьмем к примеру систему проведения тендеров на геологическое изучение блоков перспективных площадей, которая предусматривается в законодательстве. Данная практика, широко применяемая в нефтегазовой промышленности, не приемлема для горнодобывающей и металлургической отраслей. Поэтому страны, которые пытались все же применить эту практику в горном секторе, потерпели фиаско. Из-за обременительной процедуры проведения тендера и продолжительности переговоров при заключении контрактов приобретение в Казахстане права на геологоразведку, по сравнению с другими странами, является очень сложным и требующим длительного времени. Налоговый режим, применяемый в Казахстане к горнодобывающим и металлургическим предприятиям, в своей основе непривлекателен для новых инвестиций и не может соперничать с режимами других стран. Отчасти причиной этого является наличие нескольких налогов, не делающих разграничение между горнодобывающей и металлургической отраслями и нефтегазовым комплексом. В частности, бонусы за открытие месторождения, подписные бонусы, а также возмещение исторических затрат не являются распространенными в международной практике для горнодобывающей промышленности, а потому увеличивают издержки и риск для новых инвесторов. Роялти на добытые полезные ископаемые (если он вообще начисляется, поскольку наблюдается международная тенденция к отмене роялти на полезные ископаемые) не должен превышать 2% от чистого дохода после выплавки. Роялти должен определяться законом или нормативными актами, а не устанавливаться для каждого случая отдельно, на основе переговоров. Концессионные платежи и земельная рента должны рассчитываться на основе фиксированной суммы с гектара земельной площади, в соответствии с полученным разрешением на проведение геологоразведочных или эксплуатационных работ. Государственные организации, призванные справедливо и адекватно применять законодательство, играют существенную роль в развитии горного дела и металлургии. После обретения независимости Казахстан унаследовал старую советскую организационную структуру, которая все же претерпела значительные преобразования. Многие инвесторы указывали на недостатки в управлении и на отсутствие прозрачности при принятии решений, затрагивающих государственный и частный секторы, что создает значительные барьеры инвестициям в горнодобывающую и металлургическую отрасли Казахстана. С целью реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в отраслях несырьевого сектора Инвестиционный фонд Казахстана выделил приоритетные направления создания и развития конкурентоспособных, высокотехнологичных, в том числе экспортоориентированных, производств. При определении перспективных проектов Фонд учитывает: · во-первых, оценку влияния отрасли на экономику страны, анализ конкурентных преимуществ, размер вклада производимой продукции в цепочку добавленных стоимостей; · во-вторых, оценку емкости внутреннего и внешнего рынков с учетом перспективы выхода продукции проектов на мировые рынки готовой продукции; · в-третьих, задачи стимулирования притока частных инвестиций (включая средств накопительных пенсионных фондов) от институциональных инвесторов, в том числе иностранных, в крупномасштабные, перспективные проекты, создающие мультипликативный эффект в индустриально-инновационном развитии; · в-четвертых, нацеленность групп проектов на становление и развитие отраслевых кластеров (прежде всего в производстве строительных материалов, продукции металлургии, химии, легкой и пищевой продукции). Считаю, что критерием финансирования проектов черной металлургии станут актуальность привлекаемой технологии, возможность трансферта передового ноу-хау и его собственного развития, конкурентоспособность и экспортный потенциал продукции. Для прогресса в перечисленных направлениях критическим фактором является целенаправленная подготовка национальных научных, инженерных и высококвалифицированных рабочих кадров путем стажировки в ведущих компаниях, создания систематизированного перечня необходимых специальностей и финансирования соответствующих программ подготовки. Потенциал межотраслевого машиностроения будет возрастать по мере реализации проектов: · по выпуску конструкционных машиностроительных материалов (плоского и сортового проката, стальных труб и пр.) и развитию специализированных производств машиностроительных заготовок, · становлению производств современных материалов (порошковая металлургия, композиционные материалы и проч.), перспективных инструментов и метизов, · внедрения гибких автоматизированных производств, развития отраслевого промышленного приборостроения. Обобщая сказанное, можно сделать однозначный вывод: главная цель привлечения и использования иностранных инвестиций – инвестирование реального сектора экономики – не достигнута. Основными причинами низкой эффективности реализуемой ныне модели внешнего инвестирования, на наш взгляд, являются: · Незначительные объемы иностранных инвестиций, привлеченных в реальный сектор экономики; · Чрезмерное использование внешних заимствований главным образом на финансирование бюджетного дефицита и нужд потребительской сферы, т.е. на непроизводственные цели; · Преимущественное использование прямых иностранных инвестиций в торгово-коммерческой сфере и сфере услуг, а не в реальном секторе экономики; · Преобладающая репатриация капитала и перевод за рубеж. Все названные выше причины свидетельствуют о необходимости совершенствования механизма реализации инвестиционной политики. Главным направлением должна быть ориентация не на увеличение объема привлекаемых средств, а прежде всего, на качественное, эффективное их использование. Именно об этом говорил Президент страны Н.А. Назарбаев, выступая перед членами нового правительства: «Нам нужны инвестиции. Весь предыдущий опыт свидетельствует о том, что правительство гнались за количеством, а не за качеством. Поэтому за громкими рапортами зачастую мы не получали достойной отдачи». · Политика стимулирования притока иностранных инвестиций привела к тому, что отечественные и. иностранные инвесторы были поставлены в неравные условия. В соответствии с новым законодательством, Законом «Об инвестициях в РК» иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами. Казахстанское законодательство предоставляет иностранным инвесторам некоторые гарантии. Закон «Об инвестициях в РК» создал возможность постоянно совершенствовать правовой режим иностранных инвестиций - это не ситуационная и не временная задача, выполняемая в Казахстане, а твердый, последовательный курс, которым страна, по-видимому, будет следовать и далее. Существенно понижает инвестиционную привлекательность Казахстана общее послекризисное недоверие инвесторов к развивающимся рынкам и экономическая составляющая внутреннего климата: резкое ухудшение динамики роста, возросшее отрицательное сальдо внешнеторговых операций, снижение бюджетных доходов и другие факторы, в основном обусловленные мировым финансовым кризисом. В связи с этим приходится, к сожалению, прогнозировать на ближайшую перспективу снижение инвестиционной активности Казахстана. Рассмотрим динамику и структуру инвестиционного процесса в РК. Анализ инвестиционной активности предполагает характеристику основных аспектов поведения субъекта на рынке инвестиций. Для этого проводится анализ предприятий с точки зрения их мобильности по отношению к инвестиционным ресурсам. Одним из важных факторов инвестиционной привлекательности Республики Казахстан стало проведение глубоких институциональных преобразований по ключевым направлениям. Поэтому приток прямых иностранных инвестиций в Казахстане в большей своей части ориентирован на высокодоходные и быстроокупаемые сферы деятельности, не требующие крупных единовременных капитальных вложений. Это либо экспорт сырья, легкая и пищевая отрасли промышленности, либо сфера услуг, включая консультационные, коммерческие и посреднические виды деятельности. Основная масса зарубежных инвесторов - мелкие и средние компании, так как мелкий и средний бизнес более оперативен, нов то же время и более ограничен в средствах. Представители зарубежных компаний, фирм, частные бизнесмены выделяют такие притягательные моменты для вкладывания инвестиций в Казахстане, дающие прибыль в короткие сроки, как несметная кладовая минерально-сырьевых ресурсов. Предполагаемый нами комплекс мер по повышению эффективности использования иностранных инвестиций предусматривает: · пересмотр стратегии развития нефтегазовой отрасли и переход к варианту многоцелевого использования казахстанской нефти на основе комплексной и глубокой ее переработки; · стимулирование привлечения иностранных инвестиций в частный сектор, главным образом, в сферу малого и среднего предпринимательства; · усиление государственного контроля над стратегическими предприятиями, которые поданы или переданы в управление иностранными компаниям; Итак, действующая ныне модель реализации инвестиционной политики, основанная на использовании единственного источника — иностранных инвестиций, - как показали многочисленные исследования, не дала ожидаемых результатов. В этих условиях возникает объективная необходимость в разработке научно обоснованной концепции (модели) реализации инвестиционной политики, направленной на повышение деловой активности, восстановление и подъем национальной экономики. Президент РК Н.Назарбаев писал: «Наша задача — представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций и активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли». Список использованной литературы1. Гражданский кодекс Республики Казахстан.- Алматы : БОРКИ, 1997. 2. Кодекс Республики Казахстан Об административных правонарушениях от 30 января 2002 года N 155-II. С изменениями и дополнениями от 13.12.2004//Казахстанская правда от 3 января 2005. 3. Программа Правительства Республики Казахстан на 2004-2007 годы Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15 августа 2004 года N 1165 // Официальный сайт Министерства финансов РК. www.minplan.kz 4. Анализ Статистического бюллетеня Национального банка РК на декабрь 2006 г. //nb.kz 2007. 5. Кокурин Д.И. Кредитная деятельность. – М.: Экзамен, 2003 -с.179. 6. Моляков Д. С. Финансы промышленных предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 154. 7. Сейсенова А. Инвестиционная политика Республики Казахстан и социальная защита населения. // Каржы-каржат – Финансы Казахстана. №9, 2004. –С.12-16 8. Сейткасимов А. Б. Мeтодика анализа финансового состояния прeдприятия в условиях пeрeхода к рынку // Рынок ценных бумаг, N 5, 2005. –с.12-15. 9. Смирнов С. Поддержка предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 2006 - №2. – с.18-19. 10. Социально-экономические показатели развития РК за 2005-2006 г.г. //Агентство по статистике Республики Казахстан, Министерство экономики и бюджетного планирования. Ас., 2007. 11. Управленческое консультирование в 2-х т. Т.2 : пер. с англ.- М.: СП Интерэксперт, 2003. –с.115. 12. Фискальная политика и се роль в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана. /Рецензенты: д.э.н., профессор КабдиевД.К. к.э.н., доцент Идрисова Э.К., Интыкбаева С.Ж. — Алматы: Каржы-Каражат, 2003. 13. Челекбай А. Передача промышленных предприятий во внешнее управление как форма привлечения иностранного капитала.//Финансы Казахстана./№1 2000. –с.10-13. 14. Экономическая безопасность в условиях рынка. Под ред. Абалкина Л.И. М. «Мысль», 2004. –с.182. [1] Кокурин Д.И. Кредитная деятельность. – М.: Экзамен, 2003 -с.179. [2] Смирнов С. Поддержка предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 2006 - №2. – с.18-19. [3] Управленческое консультирование в 2-х т. Т.2 : пер. с англ.- М.: СП Интерэксперт, 2003. –с.115. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |