|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инвестиционная политика предприятия в условиях рынкаИнвестиционная политика предприятия в условиях рынкаВВЕДЕНИЕ В настоящее время ключевую роль в фундаментальных экономических процессах играет инвестиционная политика. Производственный потенциал региона, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура напрямую зависят от целенаправленной инвестиционной политики. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит. Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования. В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований. Инвестиции играют важнейшую роль как на макро‑, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов развития экономики в целом. Подводя итоги, можно сказать, что сегодня российская экономика, не имея эффективную модель корпоративного управления, не может отказываться от иностранных инвестиций. В данной работе рассмотрим и проанализируем инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции и инвестиционную стратегию регионального развития. 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Инвестиции - относительно новый для российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину “капитальные вложения”, и “финансовые” (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Главной задачей инвестиционной политики Правительства Самарской области является создание инвестиционной привлекательности региона. Реализация поставленной задачи достигается, прежде всего, посредством государственного регулирования инвестиционной деятельности, которое направлено на повышение инвестиционной активности в регионе, создание благоприятного инвестиционного климата на территории области, поддержание приоритетных направлений экономики области. В 1998 году был принят Закон Самарской области “Об инвестициях в Самарской области”, который являлся одним из наиболее прогрессивных региональных нормативных актов в инвестиционной сфере. В 2006 году с целью повышения эффективности действующего регионального инвестиционного законодательства, расширения экономических и организационных форм государственной поддержки инвесторов принят Закон Самарской области “Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области”. В соответствии с Законом государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории Самарской области разделено на два направления: · формирование благоприятного инвестиционного климата; · прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности. Формирование благоприятного инвестиционного климата осуществляется посредством предоставления инвесторам: · инвестиционных налоговых кредитов; · налоговых льгот по налогу на имущество организаций и установления пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет; · информационной, организационной и правовой поддержки в части: развития системы информационного обеспечения инвесторов, содействия развитию инфраструктуры инвестиционной деятельности, создания института государственных кураторов инвестиционных проектов. Прямое участие органов государственной власти Самарской области в инвестиционной деятельности осуществляется путем: · разработки, утверждения и финансирования областной инвестиционной программы Самарской области; · предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам; · долевое участие в уставном (складочном) капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты; · разработки, утверждения и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов по объектам государственной собственности Самарской области, финансируемых за счет средств областного бюджета; · предоставление на конкурсной основе субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Самарская область – один из сильнейших регионов России по уровню экономического развития и потенциальным возможностям, крупнейший промышленный, научно-образовательный и транспортный центр, реализующий стратегию инновационного развития кластерного типа в целях повышения качества жизни населения области, сохранения уникального природно-ресурсного потенциала и повышения конкурентоспособности региона. Занимая высокие позиции среди субъектов Российской Федерации по основным показателям уровня и качества жизни область характеризуется: · устойчивой позитивной динамикой инвестиций в основной капитал на протяжении 2000-2006 годов; · лидирующими позициями среди регионов ПФО по показателям инвестиционной деятельности – 4 место по общему объему инвестиций и 3 место по среднедушевому объему инвестиций в основной капитал; · высокими объемами поступления иностранных инвестиций в экономику региона; · реализацией значительного числа крупных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие Самарской области; · высокими значениями рейтингов инвестиционной привлекательности Самарской области среди субъектов РФ – 9-е место по инвестиционному потенциалу. По оценке специалистов Самарская область в целом является одним из самых благополучных, наиболее конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации. 2. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ Самарская область - один из наиболее инвестиционно привлекательных субъектов РФ. Это обусловлено сочетанием целого ряда факторов: выгодное географическое положение, системный характер промышленного комплекса, высокий научно-технологический потенциал, развитая рыночная инфраструктура, наличие высококвалифицированных кадров. Создание и совершенствование системы стимулирования инвестиционной деятельности в Самарской области способствовало вложению значительных объемов инвестиций в основной капитал. Начиная с 2000 года, в Самарской области происходил устойчивый рост инвестиций в основной капитал. В 1999-2006 годах прирост инвестиций (в сопоставимых ценах) составил почти 115% - это несколько выше, чем в целом по Российской Федерации (114%) и ПФО (111%) (рис. 1).
Рис. 1 - Динамика инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом, в % к 1999 г.) В 2006 году объем инвестиций в основной капитал составил 82621,5 млн.рублей. Самарская область по общему объему вложений находилась на 4 месте в ПФО после Татарстана, Башкортостана и Нижегородской области. На каждого жителя области приходилось 26 тыс. руб. инвестиций в основной капитал, что выше, чем в среднем по ПФО (24,9 тыс. руб.), но ниже, чем в целом по Российской Федерации (31,5 тыс.рублей). По среднедушевому объему область занимала в 2006 году 3 место среди регионов Приволжского Федерального округа, уступая первое и второе место Республике Татарстан и Пермскому краю соответственно. 2.1 Структура инвестиций в основной капитал Становление рыночных отношений существенно повлияло на перераспределение инвестиций в основной капитал по предприятиям и организациям различных форм собственности. За период 2000-2006 годов продолжалось увеличение доли инвестиций в организациях частной формы собственности (с 20,4% до 47,1% соответственно), за счет снижения в государственной (с 19,6% в 2000 году до 11,4% в 2004). Однако за последние два года удельный вес государственного сектора вырос до 21,6%. Одновременно с этим, значительно (в 2,6 раза) с 29,9% до 11,6% снизился удельный вес предприятий и организаций смешанной российской формы собственности. На предприятия иностранной формы собственности приходится 6,1 % всего объема инвестиций в основной капитал. Таблица 2.1 - Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности
Выполняя роль воспроизводства основных фондов, приоритетными инвестиционными направлениями остаются инвестиции на приобретение машин и оборудования. Их удельный вес в видовой структуре до сих пор превышал 50%, в 2006 году он составил 47,9%. Анализ изменения структуры инвестиций по формам собственности свидетельствует о том, что на протяжении рассматриваемого периода упор в экономическом развитии региона сделан на инвестиции частной формы собственности (Таблица 2.2) На их долю в 2006 году приходилось более 52% инвестиций. Таблица 2.2 - Технологическая структура инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)
Анализ технологической структуры инвестиций в основной капитал показывает, что большая их часть (47,9%) в 2006 году приходилась на машины, оборудование, инструмент и инвентарь (Таблица 1.2) 2.2 Направления инвестиций в основной капитал Инвестиционные средства могут быть направлены на строительство новых и расширение действующих предприятий, на техническое перевооружение и реконструкцию существующих производственных мощностей и на приобретение основных средств. Таблица 2.3 - Направления инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)
В 2006 году, как и в предыдущие годы, на новое строительство жилья и производственных зданий и сооружений инвестиций использовалось больше, чем на их реконструкцию и модернизацию. По транспортным средствам инвестиции в основном использованы на их приобретение, по машинам и оборудованию преимущественно на приобретение и на модернизацию. Для обеспечения инвестиционного прорыва в экономическом развитии региона необходима мобилизация всех источников финансирования инвестиций в основной капитал. Они могут быть как собственными средствами хозяйствующих субъектов (прибыль и амортизационные отчисления), так и привлеченными ресурсами посредством финансовых инструментов (кредиты банков, средства бюджетов различных уровней). Модель финансирования инвестиционной деятельности в Самарской области смещена в сторону самофинансирования более чем в целом по стране и Приволжскому федеральному округу. Собственные и привлеченные средства в 2006 году составляли 54,6 процента и 45,4 процента общего объема финансирования, соответственно (по России 42,1% и 50,9%). Объем инвестиций в основной капитал, использованных за счет собственных средств, составил 39093,3 млн. рублей, причем по сравнению с 2005 годом их доля снизилась на 5 п.п. Среди привлеченных источников инвестиций доминируют средства областного бюджета (14,2%). Несмотря на значительное число крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса, находящихся на территории области, а также наличие ряда серьезных проблем, требующих федерального участия (развитие авиационно-космического кластера, транспортной инфраструктуры, решение задач в экологической сфере и др.), доля инвестиций за счет средств федерального бюджета является очень низкой – 2,6% в 2005 году и 3,3% - в 2006 году. (ниже средней по РФ – 7,0% и ПФО – 8,1%). В последние годы в области наметилась тенденция перехода к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном использовании кредитных ресурсов. Так, если в 1999 году доля инвестиций, финансируемых за счет кредитов банков и заемных средств других организаций , составляла всего 3,1%, то к 2006 году этот показатель вырос до 14,4%. Рассматривая направления инвестиционной деятельности в разрезе видов экономической деятельности, следует отметить, что наибольшие объемы инвестиций в 2006 году, как и в предыдущие годы, вкладывались в обрабатывающие производства, транспорт и связь (по 26,4% от общего объема капитальных вложений). Активная инвестиционная политика проводилась в прошедшем году предприятиями, производящими продукты питания. Прирост инвестиций в производстве пищевых продуктов способствовал увеличению их удельного веса с 2,8% в 2005 году до 4% в 2006 году. Филиалом ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" – Балтика-Самара" реализовался инвестиционный проект по увеличению мощностей предприятия до 650 млн. литров пива в год, на ОАО "Жигулевское пиво" произведена замена изношенного оборудования, на ОАО "Кондитерское объединение "Россия" введена линия по производству шоколадных масс. Примерно в такой же динамике выросли инвестиции в производство нефтепродуктов. На предприятиях, занимающихся этим производством, реализовались инвестиционные программы по модернизации производства, направленные на повышение надежности работы технологического оборудования, снижение степени его износа, повышение качества выпускаемой продукции, ее соответствие европейским стандартам. Рост инвестиций в основной капитал в прошедшем году отмечался в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, куда входят предприятия, производящие основные строительные материалы, а также прочих производствах, где основным инвестором является ЗАО "Таркетт". Это свидетельствует о развитии базы стройиндустрии – необходимого условия для эффективной реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России". Предприятиями промышленности стройматериалов в 2006 году осуществлен ввод в эксплуатацию новых мощностей, проведена реконструкция и модернизация действующих производств. Среди основных завершенных проектов 2006 года следует выделить: - запуск линий по производству пустотных плит перекрытий мощностью 9, 6 тыс. куб.м. и 15 тыс. куб.м. в год; - освоение производства каркасного жилого дома мощностью 80 тыс.кв. м жилья в год; - запуск линии по производству плоского закаленного стекла мощностью 400 тыс.кв.м. в год; - ввод в строй линии "С" производства ПВХ линолеума по германской технологии фирмы "ХЕРБЕРТ ОЛЬБРИХТ" мощностью 20 млн.кв.м линолеума в год (ЗАО "Таркетт"). Химическое производство, несмотря на некоторое снижение в 2006 году объемов инвестиций (93,4% к 2005 году), сохраняет роль одного из "локомотивов" в инвестиционной сфере. Ведущим предприятием комплекса – ОАО "Куйбышевазот" – осуществлялся комплекс мероприятий по реконструкции и развитию производства. В прошедшем году на предприятии завершен ряд инвестиционных проектов, наиболее значимый из них – ввод второй очереди производства полиамида проектной мощностью 50 тыс. тонн в год. ОАО "Тольяттиазот" также осуществлялись крупные проекты по наращиванию производства метанола и карбамидо-формальдегидного концентрата. Ситуация в производстве транспортных средств и оборудования в 2006 году характеризовалась "инвестиционной паузой", взятой как головным предприятием комплекса ОАО "АВТОВАЗ", так и региональными производителями автокомпонентов. Это связано с тем, в течение прошлого года ОАО "АВТОВАЗ" направляло инвестиции, в основном, в продолжение проектов "Калина" и "Приора" и поддержание действующего производства. Несмотря на то, что объемы инвестирования в добыче полезных ископаемых почти в три раза меньше, чем в обрабатывающих производствах, этот вид деятельности следует отнести к лидирующему по темпу инвестиционной активности. Благодаря увеличению инвестиционных расходов нефтяных компаний, главным образом ОАО "Самаранефтегаз", доля данного вида экономической деятельности в общем объеме инвестиций значительно выросла и составила 9,3% (4,7% в 2005 году). Задача повышения инвестиционной привлекательности и технологического уровня сельскохозяйственного производства способствовала росту инвестиций в сельское хозяйство, которые составили в 2006 году 1924,9 млн. рублей против 984,6 млн. руб. в 2005г. В 2006 году в территориальной структуре инвестиций в основной капитал в Самарской области сохранились значительные диспропорции. На долю городских округов приходится почти 76% всего объема капитальных вложений, из них 82% - на Самару и Тольятти. На общем фоне в промышленном плане они выделяются как успешно развивающиеся крупные городские округа, имеющие выгодное транспортно-географическое положение, значительный производственный, научный и культурный потенциал, развитую рыночную инфраструктуру, региональные центры вложения капитала, формирующие бюджет региона. Они играют ведущую роль в территориальной организации производственных сил не только Самарской области, но и России в целом. Тем не менее, в области появляются новые “точки инвестиционного роста”, причем как из числа городских округов, так и муниципальных районов. Наибольшая инвестиционная активность отмечена на территории муниципальных районов Нефтегорский, Кинельский, Большечерниговский, Волжский, в городских округах Самара, Отрадный, Кинель, Сызрань. Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Обеспечение экологической устойчивости Самарской области является важным компонентом региональной безопасности, оказывая все большее влияние на жизнедеятельность населения и развитие всех отраслей экономики. Таблица 2.4 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
На охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов области в 2006 году использовано 985,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 136,6% (в действующих ценах) к уровню 2005 года. Эти средства составили 1,38% в общем объеме инвестиций в основной капитал по области (в 2005 году – 1,3%). 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в 2007 году
Положительные тенденции развития экономики Самарской области в 2006 году имели свое продолжение и в 2007 году. На развитие экономики и социальной сферы Самарской области по оперативным данным в 2007 году (по полному кругу предприятий и организаций) использовано 126734,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 128,7 процента к уровню прошлого года, в том числе крупными и средними предприятиями – 97848,4 млн. рублей. Наибольший объем инвестиций в основной капитал по видовой структуре приходится на машины, оборудование, транспортные средства (51,1 %); на здания (кроме жилых) и сооружения – 43,6 процента, жилища – 3,4 процента, прочие затраты –1,9 процента. В технологической структуре инвестиций в основной капитал доля строительно-монтажных работ составила 40,6 процента. На строительство природоохранных объектов использовано 663,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал. Инвестиции из-за рубежа составили 3212,8 млн. рублей, или 3,3 процента от общего объема инвестиций крупных и средних предприятий. Предприятиями частной и смешанной российской форм собственности затрачено 55,5 процента объема инвестиций (без субъектов малого предпринимательства). Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал – собственные средства предприятий и организаций – их доля составила 59,0 процентов. В объеме привлеченных средств бюджетные средства занимали 44,0 процента. Объем финансовых вложений предприятий составил 292371,9 млн. рублей, из них 92 процента – краткосрочные финансовые вложения, 8 процентов – долгосрочные. Накоплено по финансовым вложениям на конец декабря 81518,4 млн. рублей, из которых на краткосрочные вложения приходилось 49087,2 млн. рублей (60,2%), на долгосрочные – 32431,2 млн. рублей (39,8 %). Погашено финансовых вложений за январь-декабрь 262766,0 млн. рублей, из них краткосрочных – 250256,6 млн. рублей, долгосрочных – 12509,4 млн. рублей. За 2007 год предприятиями и организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и заемных средств построено 15667 квартир общей площадью 1287,0 тыс. кв. метров, что на 70,7 процента больше, чем в 2006 году. Более 63% введенной площади построено в городах Самара и Тольятти. Средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилых домов (включая стоимость строительства индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов) по Самарской области составила 13618 рублей. Из общего итога, на жилье, введенное индивидуальными застройщиками, приходится 464,2 тыс. кв. метров (154,7% к январю-декабрю 2006 года). По ипотечному кредитованию введено 37176 кв. метров. Из объектов соцкультбыта в Безенчукском, Большечерниговском, Клявлинском, Красноармейском, Похвистневском и Шигонском районах введены офисы врачей общей практики в общей сложности на 454 посещения в смену. В Безенчукском районе – дом-интернат для престарелых, инвалидов на 10 мест. В Исаклинском районе построен сельский ДК на 150 мест. В сфере образования введены в действие учебно-лабораторные корпуса Тольяттинского Государственного университета и Самарского Государственного Аэрокосмического университета общей площадью 3536 кв. метров и 3056 кв. метров соответственно. В коммунальном хозяйстве приняты в эксплуатацию 129,68 км газовых сетей, 82,48 км – водопроводных, объекты теплоснабжения на 82,26 Гкал в час. Из объектов производственного строительства следует выделить ввод линий по производству в год: 2 тыс.тонн пленки поливинилхлоридной (г. Сызрань), 145 тыс. штук автомобилей легковых (г. Тольятти), 5 млн. кв. метров линолеума (г.Отрадный). Введена трансформаторная понизительная подстанция напряжением 35 Кв и выше мощностью 29,45 тыс. Ква, буровые колодцы (8 шт.), скважины нефтяные из эксплуатационного бурения (30 шт.), а также торговые предприятия общей площадью 163,47 тыс. кв. метров и предприятия общественного питания на 72 места. Из объектов связи введены междугородные кабельные линии связи – 469,9 км, радиорелейные линии связи – 279,9 км, городские АТС на 52,73 тыс. и АТС в сельской местности на 8,32 тыс. телефонных номеров, а также междугородные телефонные станции – 11370 каналов. В отраслях агропромышленного комплекса сданы в эксплуатацию помещения для крупного рогатого скота на 330 скотомест, вошла в строй мощность по производству 0,5 тонн в сутки хлебобулочных изделий в Ставропольском районе. За год на территории области построено 22,74 км новых автомобильных дорог с твердым покрытием и 16,81 км – реконструировано. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2007 году составил 47978,4 млн. рублей (126,6 % к уровню предыдущего года). Крупными и средними организациями произведено работ на 20540,0 млн. рублей (130,3%). Таблица 3.1 - Инвестиции в 2007 году
4. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ иностранный инвестиция основной капитал В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); - создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; - приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; - приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д. - предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав. Проблема стоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций – прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 % акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые иностранные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. Существуют и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного каптала. Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владениями акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов “Макдональдс”), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться не только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности, США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых, - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный каптал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики в январе-июне 2008 года
Движение иностранных инвестиций в январе-июне 2008 года млн. долларов США
Использование средств, поступивших из-за рубежа млн. долларов США
Иностранные инвестиции, поступившие в Самарскую область из-за рубежа по видам деятельности в январе-июне 2008 года. (С учетом рублевого поступления, пересчитанного в доллары США)
Заключение Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и … даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение. Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России. Список использованной литературы 1. А. Мертенс. Инвестиции, 1997 г. 2. М.И. Кныш. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности, 1998 г. 3. М.М. Богуславский. Иностранные инвестиции. Москва. 1999. 4. А.П. Казаков, Н.В. Минаева “Экономика: курс лекций” Издательство “Тандем”, 1999 г. 5. Ганопольский М.Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2000, №1 – с. 6. 6. Береславская В.А. Инвестиционный потенциал как основа стратегии развития региона // Экономика региона, 2004, №4 – с. 129 – 138. 7. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007. 8. Внешнеэкономическая деятельность Самарской области. Статистический бюллетень (январь-июнь). Самара: Федеральная служба государственной статистики по Самарской области, 2007. 9. Статистический сборник за январь-июнь 2008 г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |