|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исполнение бюджетного процессаИсполнение бюджетного процессаСодержание Введение; 1. Понятие бюджетного процесса; 2. Исполнение бюджета как стадии бюджетного процесса; 3. Контроль за исполнением бюджета; Заключение; Список использованной литературы. ВВедение. Одной из главных причин сохраняющегося тяжелого экономического положения в нашей стране является отсутствие существенных позитивных сдвигов в структуре самой экономики. В первую очередь это отражает недостаточную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации народного хозяйства. В российской экономики катастрофически не хватает денег. Недостаточность денег является причиной низкой собираемости налогов, кризиса платежей, массовых задержек с выплатой заработной платы. Поэтому в последние месяцы весьма распространенной стала точка зрения, согласно которой новый виток кризиса в стране объясняется именно нехваткой денег в экономическом обороте. В литературе эта проблема освещается недостаточно подробно, но это и
неудивительно, потому что экономисты в большинстве своем пытаются
проанализировать не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы
доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется Понятие бюджетного процесса. Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических и юридических нормах совокупности бюджетов, существующих на территории страны. Под бюджетным устройством согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ и ст.1- Особенность бюджетов всех уровней – последовательное прохождение постоянно обновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. В связи с тем что каждый бюджет действует в течении одного года, все стадии бюджетного процесса повторяются ежегодно. Следует заметить, что современные рамки бюджетного года в разных
странах не одинаковы. Так, в США, Италии, Бразилии, Австралии и некоторых
других государствах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30
июля. Также например в Японии с 1 апреля по 31 марта, а во Франции как и в Бюджетный процесс (ст.4 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ») в Российской Федерации выражает важнейшие черты, присущие бюджету государства: единство, полнота охвата всех доходов и расходов, реальность, публичность и гласность при рассмотрении и исполнении всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему. Современный бюджетный процесс в развитых странах включает следующие стадии прохождения бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Каждая из стадий урегулирована правом и обусловлена традициями бюджетного процесса страны. Бюджетный процесс охватывает довольно большой период времени, в некоторых странах он почти в три раза превышает бюджетный год и общая его продолжительность составляет около трех лет. Составление бюджета (ст.16 Закона «Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса РФ») возложено на главу государственного управления Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией На основе Российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов. В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов[1]. Характерны и другие принципы, такие как, распределения полномочий в бюджетном праве основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей[2]. Всем без исключения стадиям бюджетного права свойственен принцип
специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов
бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. В
настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли
изменения: появились расходы, производимые на возрастной основе,
предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых
внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную
классификацию. Поэтому приказом Министерства Финансов РФ №177 от 29 декабря Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий и т.д. С другой стороны в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является юридическим актом, лежащим в основе составления и использования бюджетов. Также бюджетная классификация Российской Федерации является
группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Исполнение бюджета как стадии бюджетного процесса. Я опущу первые три стадии, такие как составление, обсуждение и
принятие, а перейду сразу к четвертой стадии бюджетного процесса. Порядок исполнения бюджетов устанавливается Правительством Российской В процессе исполнения бюджета Правительство РФ, правительства В исполнении бюджета в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, предприятия, учреждения и иные организации. Важная роль в исполнении бюджета принадлежит финансовым органам,
которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению
бюджетов. Так, Министерство финансов РФ обеспечивает в установленном
порядке исполнение федерального бюджета, осуществляет в соответствии с Министерство Финансов РФ имеет право получать от предприятий, учреждений и других организаций независимо от их организационно правовых форм и подчиненности материалы, связанные с использованием средств федерального бюджета. При нарушении или финансовой дисциплины по использованию средств федерального бюджета Министерства Финансов РФ может ограничивать, а при необходимости и приостанавливать финансирование из федерального бюджета таких организаций. Аналогичные функции осуществляют и органы субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении подведомственных бюджетов. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на
получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из
федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Также существенная роль в исполнении федерального бюджета принадлежит
федеральному казначейству. Этот орган был создан по Указу Президента РФ в В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст.215). При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация
поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных
обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления
расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление
платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения
всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Осуществляя эти задачи, Главное управление федерального казначейства - организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, исходя их принципа единства кассы; - доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими органами территорий РФ; - ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета; - организует распределение в установленных размерах доходов между Федерального Бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам; - организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; - представляет высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы РФ; - выполняет иные функции. В своей деятельности по исполнению федерального бюджета Главное
управление федерального казначейства взаимодействует с Центральным банком Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджетов, осуществления которого в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» возложено на банковскую систему. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих
доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на
единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого
счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
исполняются на основе принципа единства кассы (ст.216 Бюджетного кодекса В основе кассового исполнения бюджетов лежат принцип единства кассы и
конституционные положения о разграничении бюджетных полномочий между Кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения и выдача денежных средств всем организациям, финансирующимся из данного бюджета. Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный Банк Законом РФ «О Центральном банке РФ» от 26 апреля 1995 года определены
взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами
местного самоуправления, в том числе по вопросам, связанным с исполнением
бюджетов. Так, Законом предусмотрено в ст.22, что Банк России не вправе
представлять Правительству РФ кредиты на покрытие бюджетного дефицита, а
также получать государственные ценные бумаги при их первичном размещении,
если это не предусмотрено Законом о федеральном бюджете. Банк России не
вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, Банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись. Бюджетная роспись составляется федеральными органами представительной власти в месте с бюджетом соответствующего уровня. В соответствии со ст.217 Бюджетного кодекса, исполнение бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется
уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Исполнение бюджетов осуществляется на доходной и расходной частями. Зачисление сумм, поступающих на счет кредитного бюджета, кредитные учреждения осуществляет на основании действующего законодательства и указаний финансовых органов. Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций. Распорядителем бюджетных кредитов, должностные лица, которым представлено право распоряжаться денежными средствами, подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся: - по федеральному бюджету: министры и руководители ведомств РФ; - по объектам субъектов РФ: министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ; - по местным бюджетам: руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам – главы администраций соответствующих территорий. Нижестоящие распорядители делятся на две группы: В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возлагаемого ими учреждения и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. Во вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов
составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих
самостоятельные сметы и получающих бюджетные кредиты от вышестоящих
распорядителей кредитов для их использования на нужды данного учреждения Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной
системы предполагает их взаимную ответственность в процессе использования. Заключение бюджета выражается в закрытии счетов (ст.364 Бюджетного кодекса), по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты за исключением бюджета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Согласно ст.214 Бюджетного кодекса, отчетность об исполнении бюджета
может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод,
составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются
уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об
исполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. В
установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет
ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в
представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТОВ. Исполнение бюджетов находятся под постоянным контролем органов власти. Согласно 9 раздела Бюджетного кодекса контроль осуществляется
законодательными (представительными) органами, представительными органами
местного самоуправления, Федеральными казначейством, Счетной палатой РФ, К первой группе относятся полномочия по определению организационных форм контроля; установлению порядка и сроков представления соответствующими органами исполнительной власти информации по исполнению бюджетов; организации аудиторской проверки исполнения бюджета. Ко второй группе относятся конкретные полномочия: непосредственный контроль хода исполнения бюджета самими органами представительной власти. С этой целью представительный орган власти и его постоянные комиссии и комитеты в процессе исполнения бюджета вправе потребовать от соответствующего органа исполнительной власти, его финансовых и других органов управления любую информацию, связанную с использованием бюджета. В целях повышения эффективности контроля за исполнения бюджета органы представительной власти могут образовывать в своей структуре специальные органы, осуществляющие эту конкретную функцию. Статья 101 п.5 Конституции Российской Федерации предусматривает образование Советом Федерации и Государственной Думой Счетной палаты, предназначенной для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Деятельность Счетной палаты регламентируется специальным Законом РФ «О - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; - оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - финансовая экспертиза ; - анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета; - контроль за законностью движения средств федерального бюджета; - регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета. Организация составления отчета об исполнении бюджета возлагается
на соответствующее Правительство либо администрацию территории. Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ») Утверждение проекта отчета об исполнении бюджета оформляется постановлениями (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ) либо решениями органов местного самоуправления. В постановлении (решении) об исполнении бюджета в обязательном порядке отражаются: - показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов; - статьи доходов и расходов, по которым бюджет не был исполнен, суммы и причины этого неисполнения; - показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита относительно его предельной утвержденной суммы; - показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и бюджету текущих расходов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий
контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных
распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных
организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам
и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими
федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления
указанного контроля и координирует их работу (ст.267 Бюджетного кодекса Министерство финансов Российской Федерации (ст.268) осуществляет
внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными
распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В
установленных настоящим Кодексом случаях Министерство финансов Российской Возможны и иные показатели по исполнению бюджета. Постановление Заключение. Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о кризисе бюджетной политики, проводимой в России на уровне как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Причем основной проблемой российской бюджетной политики является дефицит государственного бюджета. Основные проблемы таковы: начиная с 1993 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться, дефицит российского федерального бюджета до сих пор имеет постоянную тенденцию к росту; экономический кризис, которым характеризуется сегодняшнее состояние российской экономики, деформирует систему налогов, а значит и систему бюджетов, поэтому сегодняшние тенденции в сфере государственных финансов характеризуются нарастанием бюджетного кризиса; несбалансированность государственных доходов и расходов связана, в основном, с падением объемов производства и его эффективности, увеличением расходов на социальные программы и с расширением различных социальных льгот, а также с несовершенством налоговой системы, позволяющей налогоплательщикам изыскивать лазейки для уклонения от уплаты налогов. Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной
бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Конституция Российской Федерации //1993г; 2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ кодекс 145-ФЗ; 145-ФЗ от 31/07/1998 Бюджетный кодекс Российской Федерации; 3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, закон №125-ФЗ от 25/09/97 О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации; 4. Верховный Совет Российской Федерации, закон №394-1 от 2/12/1990 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 года №65-ФЗ) (с изменениями на 8 июля 1999 года); 5. Верховный Совет Российской Федерации, закон №1734-1; 1735-1; 1734-1 от 10/10/1991 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР (с изменениями на 10 июля 1996 года); 6. Государственная Дума Федерального Собрания РФ, закон No.4-ФЗ от 11/01/1995 О Счетной палате Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, закон No.115-ФЗ от 15/08/1996 О бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями на 26 марта 1998 года); 7. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, закон No.126-ФЗ от 25/09/1997 О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации; 8. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, письмо No.С5-7/УЗ-718 от 21/09/1998 О Бюджетном кодексе Российской Федерации 9. Президент Российской Федерации, распоряжение No.б/н от 12/04/1999 О бюджетной политике на 2000 год 10. Центральный банк Российской Федерации, заявление No.б/н; б/н от 19/07/1999 Об экономической политике на 1999 год 11. Грачева Е.Ю., Куракова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право 12. Савин А.Ю. Финансовое право. М. Финстат информ, 1997г. 13. Писконин М.И. Советское бюджетное право. М. 1971г. главы IV-VI. 14. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию бухгалтерскому учету.//1995г №1 15. Химичева Н.И. Правовые особенности советского бюджетного процесса 16. Финансовое право. Учебник. От ред. Химичева Н.И.. М. Изд БЕК, 17.http://win.www.online.ru/sp/iet/trends/aug96/index.rhtml Российская экономика: тенденции и перспективы. Баткибеков С.И. Состояние государственного бюджета. -----------------------
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |