|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Кредитные операции международных финансовых организацийКредитные операции международных финансовых организацийТема: Кредитные операции международных финансовых организаций. План 1. Введение 2. Международный кредит и его классификации 3. Международное кредитование – целесообразность 4. Международные валютно-кредитные организации Введение Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью
денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная
системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают
рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и
многих других факторов и связей функционирование международных валютно-
финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми
изменениями. Изучение мирового опыта представляет большой интерес, для
вступления в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка
реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития Международный кредит и его классификации Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран- дебиторов. Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности. Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны. Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке. Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары. Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все, более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию. Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита. Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику. Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику. Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса. Международный кредит, прежде всего, предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска. Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта
займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик
заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой
степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в
долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других
свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не
обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия
получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило,
остается доллар. Международное кредитование – целесообразность В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле
каждое государство стремится создать условия для повышения
конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство
во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по
рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в
экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних
странах созданы специальные государственные и полугосударственные Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и
региональные финансово-кредитные институты: Международный банк
реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития, Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. Международные валютно-кредитные организации. Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции. Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели: - объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; - осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; - совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего,
специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная
торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-
кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем
развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - Юнктад (с Специализированное учреждение ООН - Экономический совет - создал 4
региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две
последние способствовали организации Азиатского банка развития и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24
страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового
производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по
проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного
регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и
правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы. Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные
средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах". При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС. В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой. В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное
влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран
оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР),
координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран,
воздействующая на деятельность других международных экономических
организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в
разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная
инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную
ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее
развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном
периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал. МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально- политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать
переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной
на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской
инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы
или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые
компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса. Литература 1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994. 2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |