|
|
|
Налоги как инструмент фискальной политики |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоги как инструмент фискальной политики
Налоги как инструмент фискальной политики
СОДЕРЖАНИЕ
1
НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
где AY - прирост объема ВНП,
АG -
прирост государственных расходов;
MPC - предельная склонность к потреблению.
Мультипликативное воздействие на равновесный
уровень дохода оказывает и изменение суммы налогов Т. Так, если
налоговые отчисления снижаются на величину AT, то располагаемый доход Yd = Y -Т возрастает на величину AT (рис.1). Потребительские расходы, соответственно, увеличиваются на
величину ATхМРС, что сдвигает
вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства
от Y1 ДО Y2. Рост совокупного дохода, в свою очередь,
повышает и располагаемый доход, а значит и потребительские расходы (на величину
ATxМРС ), что снова
вызывает рост ВНП. Его общий прирост может быть определен по следующей формуле:
(2)
Итак, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет
ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВНП
при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль. Знак «-» в этой формуле
выражает обратно-пропорциональную зависимость между динамикой сумм взимаемых
налогов и динамикой объемов национального производства.
Если для увеличения государственных расходов правительству требуется
увеличить и величину налоговых поступлений в государственный бюджет, т. е.
когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в
одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе уменьшаются), то возникает
эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.
где t - предельная ставка налогообложения;
AT -
прирост суммы вносимого налога;
AY -
прирост дохода.
(4)
где Т - сумма налоговых поступлений,
Y - величина совокупного дохода.
Рис. 2 –
Кривая Лаффера
Из кривой Лаффера следует, что при увеличении налоговой ставки до 50%,
сумма налоговых поступлений в бюджет увеличивается, а при дальнейшем
росте ставок - уменьшается. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к
предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода
предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Те же
предприниматели, которые продолжают работать, предпочитают укрывать свои
доходы, «уходить в тень».
Автоматическая фискальная политика означает автоматическое изменение величин
государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета
в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные
дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных
стабилизаторов экономики [5, c. 174].
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор
— это экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не
прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве
таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают
прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов.
Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему
продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти
механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства
парламента.
Решение:
А) Y=C+I+G
Y= 100 +0.8(Y-400) +200+500
Y=2400
B) Сбалансированность государственного бюджета обеспечивается при
равенстве налогов и государственных закупок, значит новое условие:
C=100+0.8(Y-T) I=200 T=G=500
тогда Y=C+I+G
Y=100+0.8(Y-500)+200+500
Y=2000
Значит национальный доход уменьшится на (2400-2000=400 ) 400 млрд. руб.
1.
Агапова Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод.
пособие . - М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
2.
Агапова Т.А. Макроэкономика. - Москва: Дело и сервис, 2004. - 447
с.
3.
Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических
специальностей. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
4.
Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007.
– 415 с.
5.
Войтов А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс.
- М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
6.
Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002. – 473 с.
7.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по
специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.
8.
Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические
циклы, инфляция, безработица. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.
9.
Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных
заведений. – Минск, 2003. - 576 с.
10.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,
микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред.
д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М., 2001.
11.
Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.:
Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Туран, 1996. - 400 с.
12.
Мэнкью Н.Грегори. Принципы экономикс: Пер. с англ. - СПб. и др.:
Питер: Питер принт, 2003. - 623 с.
13.
Самуэльсон П., Нордхаус, У. Экономика. 15-е изд. М., 1997. – 595 с.
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|