|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоги как объективная экономическая категорияНалоги как объективная экономическая категорияГосударственный комитет по науке и высшему образованию. Уральский Государственный Экономический Университет. Кафедра: Финансов, денежного обращения и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Финансы на тему: Налоги как объективная экономическая категория Руководитель: Угренинова C.Г. Исполнитель: студент гр. ФК 96-4 Гаврилов Алексей Екатеринбург 1998 |СОДЕРЖАНИЕ | | Введение. С переходом России к рыночным отношениям возникла необходимость реструктуризации командно-административной системы управления Российской экономики. Одной из наиболее важных проблем является проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. В связи с быстро меняющейся ситуацией в Российской экономике, принятие
налоговых законов и других нормативных актов очень часто является
запоздалым и применение их не является целесообразным в новых условиях, что
требует разработки новых законов соответствующих действительному положению. Данная работа имеет целью рассмотреть взаимодействие фискальной политики и налоговой системы России, сравнить некоторые аспекты с зарубежным опытом, а также выявить достоинства и недостатки налоговой системы России, проявить проблемы и предложить пути совершенствования нашей налоговой системы. ---------------------------- 1. Введение. Право облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право созидать. Верховный суд США Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов,
философов, гос. деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и
развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях гос. организации
формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не
всегда было добровольным , а являлось неким неписаным законом. Еще в По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая
взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная
практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до
средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями
знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Многие же стороны современного государства зародились в Др. Риме. Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взимались постоянно. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители
которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Длительное время в рим. провинциях не существовало государственных
финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и
взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков,
деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.) Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации. Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги : на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской импер. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,
взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими
русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых
были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая
пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича Надо отметить, что неупорядоченность фин. системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI- Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников,
и в результате сборщиком налогов стал. как правило, откупщик. В Европе
практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это
приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла
очень остро и привлекала внимание многих ученых и гос. деятелей. Так Ф. Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) и прямых(гл. роль- подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича) Эпоха Петра I(1672-1725) В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения. В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал : «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, кот. дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.) В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными( где осн. роль - отчисления от казенной питейной продажи) В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее
основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль. На протяжении XIX в главным источником доходов оставались гос. прямые(гл - подушная подать и оброк) и косвенные(гл-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме гос. прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Но развитие России было прервано : сначала I мировая война (увеличение
бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение
покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение
внутреннего и внешнего долгов и пр.) , потом февральская революция Определенный этап налаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от гос. аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО : сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне. В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении,
противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к
административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения
фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов к
кризису. 2. Понятие налоговой системы. 2.1. Общие понятия. Сущность и принципы налогообложения Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с
разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы
граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Итак, налогообложение — это система распределения доходов между
юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе
закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных
потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов
государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно
определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам "1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому... 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика... 4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства". Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения. Элементы налога Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах
государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания
налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым
относятся: Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой; Способы взимания налогов 1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Виды налоговой системы Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах. Функции налогов 1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). 2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). 3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция). 4. Стимулирующая функция. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и
граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части
непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых
программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов
государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях
значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие
сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно
отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа
рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Виды налогов Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе
налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Стабильность и подвижность налогов Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее
система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он
может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект
осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,
финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,
льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем
налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает
характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы
достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением
устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве. 1.2 Классификация налогов. Возможны различные классификации налогов в зависимости от того
основания, которое заложено в сравнение. Прежде всего, налоги делят на
подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается е действительный доход
налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных
экономических условиях от того или иного предмета налогообложения Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уровнять
лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Также следует выделить раскладочные и количественные налоги. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели вполне можно быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей. Количественные (долевые, квотативные) налоги, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика. Кроме вышеперечисленных налогов существуют также закрепленные и регулирующие. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период
полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги. Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Это не означает, что налоги обязательно поступают в федеральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным
органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться
только решением, принятом на местном уровне. Эти налоги всегда поступают
в местные бюджеты. Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-либо
конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать
подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен. Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Следующая классификация налогов - регулярные и разовые. Регулярные Уплата разовых налогов связывается с какими-либо событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. Для конкретного налогоплательщика экспортно-импортная операция может иметь случайный, непостоянный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Существуют и другие основания деления налогов на виды. 1.3 Налоговая система: понятие, сущность. Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе. Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов позволяет государству формировать государственные денежные фонды, образующие условия для функционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством. Регулирующая функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками. Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании – около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно- техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных). Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модель налоговой системы, в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике. 2. Анализ современного состояния налоговой системы России. Фундамент новой налоговой системы был заложен в результате реформы 1992 года. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных для административно-командной системы и фиксированных цен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическое оформление, создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность за выполнения принятых законов. Для объективной оценки современной налоговой системы России необходимо рассмотреть положительные и отрицательные ее стороны. Одним из положительных моментов является то, что по своей структуре и принципам построения налоговая система России отражает в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. Современная налоговая система России базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. В прошлом взаимоотношения государства с физическими и юридическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета государства достигала более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределение средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий к плохо работающим, кроме того, между бюджетами разных уровней возникали споры из-за доходов, так как не было четкого разграничения поступлений между ними. Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости
серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой
налоговой системы использованы накопленный отечественный опыт и
практика зарубежных стран. Правовое ее оформление обеспечил целый пакет
налоговых законов: "Об основах налоговой системы РФ"(от 27 декабря Современная налоговая система строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: - однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период; -строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция государственной власти; четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). В каждый бюджет зачисляются определенные налоги в порядке и на условиях, установленных Федеральным собранием РФ и другими органами представительной власти. Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются не в полной мере. Так, однократность обложения нарушена. При обложении НДС импортных товаров в налогооблагаемую базу включаются акциз и таможенная пошлина. Следует отметить, что вновь создаваемая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам следует отнести высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не всегда соответствуют реальной экономической ситуации; сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции. Однако большое количество налогов приводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения от уплаты налогов. Налоги призваны, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства и, во-вторых, создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения. Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: базируется на правовой основе, (а не на подзаконных актах, как было раньше), становится стабильной (хотя и не в отношении всех налогов) и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением дохода. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти; построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый налоговый контроль со стороны государственной налоговой службы; включает новые налоги (налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий) и предусматривает существенные изменения в порядке исчисления налоговых льгот и налоговой базы ранее действовавших налогов; -закон о налоговой системе устанавливает четкую последовательность при уплате налогов. Так, юридические лица уплачивают вначале налоги на прибыль и имущество, пошлины и другие платежи в республиканский бюджет, а затем местные налоги; -при обложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательство в использование средств; -новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налоговой тяжести между отдельными категориями доходополучателей, юридическими лицами в результате единства налоговой системы; -налоговая система представляет собой совокупность двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных ( на товары и услуги). В прошлом косвенное налогообложение полностью отрицалось. При этом не следует забывать, что отсутствовала преемственность в налоговой области и создавать, налоговую систему пришлось практически заново. Еще одним серьезным недостатком налоговой системы является ее ярко выраженная чрезмерная фискальная направленность. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам (прежде всего НДС и налогу на прибыль). Фискальная направленность существующей налоговой системы проявляется также в непомерно высоком уровне штрафных санкций, что приводит к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, к потерям в доходе бюджета. Существующая налоговая система сегодня не обеспечивает равного, справедливого подхода ко всем налогоплательщикам, что является ещё одним её серьёзным недостатком. Поэтому очень важно добиться равномерного распределения налогового бремени на всех. Очень серьёзный изъян налоговой системы России связан с её слабой адаптированностью к высокому уровню инфляции. Это проявляется, прежде всего, в механизме действия основных налогов - налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Он построен таким образом, что дополнительные потери от " инфляционного налога" в основном несёт не бюджет, а налогоплательщики. Конечно, это очень серьезный недостаток, и устранять его нужно незамедлительно. Следующим серьёзным недостатком налоговой системы является очевидная несбалансированность налогообложения юридических и физических лиц и явно недостаточная роль налогов, взимаемых с граждан. Поэтому меры по постепенному изменению такого положения являются одним из главных направлений совершенствование налогового законодательства. Речь идёт о передаче прав по установлению имущественных налогов с населения (на имущество, на землю, местных налогов) на региональный и местный уровни, об отмене или видоизменении ряда льгот по подоходному налогу с граждан. Недостатком действующей налоговой системы представляется и явно
наметившаяся тенденция ослабления в последнее время роли Федерации в
налоговой области. Передача прав по установлению региональных и местных
налогов на "низовой" уровень во многих случаях продемонстрировала
неподготовленность к этому органов власти соответствующих уровней Узким местом существующих налоговых отношений является недостаточная
четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению,
многочисленность, запутанность и противоречивость нормативной базы,
сложность и неопределенность некоторых налоговых процедур, имеющие место
противоречия между положениями бухгалтерского учета, устанавливаемыми Таким образом, проанализировав налоговую систему России, мы видим,
что отрицательных сторон у нее пока еще больше, чем положительных и,
следовательно, она нуждается в совершенствовании. Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, необходимых для бюджетного финансирования ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. И это - в условиях общего падения производства и соответствующего сужения налоговой базы, а также вынужденного осуществления государством дополнительных расходов, связанных со смягчением социальных издержек реформ. Как известно, блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую систему РФ, был принят в конце 1995г., и, начиная с 1991г. они вступили в действие. За истекшее время в налоговое законодательство было внесено значительное количество различных изменений и дополнений. Поэтому, претензии налогоплательщиков по поводу частых изменений налогового законодательства (примерно раз в полгода), в общем, справедливы. Следует отметить проблему, являющуюся одной из основных относительно любой налоговой системы. Речь идет об уровне налогового бремени. В России в настоящий момент на предприятия приходится около 80% всех налоговых и изымаемых отчислений в бюджет. Следующая серьезная проблема касается действия режима первоочередности направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды, а также на погашение имеющейся задолженности по ним, по сравнению со всеми остальными расходами предприятия. Нужно признать, что реально это положение не выполняется, поскольку до последнего времени продолжал действовать для предприятий сферы материального производства режим бронирования на выплату заработной платы и другие неотложные нужды части выручки, поступающей на их расчетные счета. Это является главной причиной значительной недоимки по платежам в бюджет. Большие проблемы для налогоплательщиков - юридических лиц - сегодня связаны с тем, что отчисления в государственные внебюджетные фонды, которые имеют для предприятий безусловно налоговый характер, по ряду позиций выпадают из общего режима налогообложения (своя, более жёсткая система ответственности, отдельные органы контроля, сложная отчетность и т.п.). Эти проблемы, являющиеся основными, а также некоторые другие, требуют серьезного подхода и быстрых решительных действий при их решении. 3.2 Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. С 1992 г. в стране функционирует принципиально новая совокупность
налогов, возникновение которой обусловлено переходом к рыночным
отношениям. Эти налоги - такие, как НДС, подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, а также связанные с
использованием минеральных ресурсов и другие - являлись в момент
введения либо совершенно для нас новыми, либо концептуально были
построены по иным, чем прежде принципам. Потребовалось больше года,
чтобы налогоплательщики и налоговые органы адаптировались к этой системе. Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла стать совершенной. К недостаткам следует отнести высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не всегда соответствуют реальной экономической ситуации, сложность подсчета некоторых налогов, постоянные их изменения и дополнения и др. Каковы же пути преодоления этих проблем? Одним из основных вопросов относительно любой налоговой системы является уровень налогового бремени, а также формирование доходной базы бюджетов всех уровней. Поэтому одной из главных целей налоговой реформы является коренное улучшение положения дел с формированием бюджетов (фондов). Необходимо подчеркнуть, что не предусматривается усиления налогового бремени, которое и сегодня достаточно велико для законопослушных налогоплательщиков. Имеется в виду, прежде всего осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, главной целью которых является улучшение положения дел со сбором налогов. Речь идет, например, о решительной борьбе с неучтенным в налоговых целях наличным оборотом (т.н. "черным налом"). Решением Правительства создана и начала работу специальная комиссия для выработки эффективных мер в данном направлении. Очевидно, что это будут комплексные меры предусматривающие внесение изменений в банковское, таможенное и налоговое законодательство, в административный и уголовный кодексы, совершенствования отчетности и т.д. Начиная с 1996 г. принято решение об обязательном применении идентификационных номеров на платёжных документах по уплате налогов и на расчётных документах, что должно повысить собираемость налогов. Кроме того, в соответствие с указом Президента РФ от 21 июля 1995г. Наметилось движение в направлении снижения налоговых ставок и штрафных санкций за налоговые нарушения. Данный механизм нужно сделать более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть до освобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий, допустивших такие нарушения в результате задержки финансирования из бюджета или по иным, независящим от них причинам. При этом штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового правонарушения и наличия преднамеренного умысла. Необходима также более четкая и подробная классификация налоговых нарушений. Это - важный вопрос, который нашел отражение в проекте Налогового кодекса. Необходимо обратить внимание на возможность некоторого снижения налогового бремени за счёт отмены ряда низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Всё это создаёт дополнительные стимулы для роста объемов производства, а следовательно, и расширения на этой основе налогооблагаемой базы и увеличения налоговых поступлений в бюджет. Для устранения несоответствия в объемах прав и обязанностей налогоплательщиков и контрольных органов, создания законопослушным плательщикам максимально комфортных условий для уплаты налогов следует расширить права налогоплательщиков. Одновременно следует упорядочить права и обязанности органов, на которые возложен контроль за уплатой налогов (в частности - обязанность налоговых органов по неразглашению налоговой тайны). В конечном счете, совокупность названных мер должна привести к расширению налоговой базы, а значит, и общего объема налоговых платежей за счет вовлечения в налоговые отношения предприятий и граждан, уклоняющихся в настоящее время от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо ужесточить административную и уголовную ответственности по отношению к налогоплательщикам, не выполняющим своих обязанностей. Важным является введение в действие федерального закона от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства". Этим законом предусматривается переход налогоплательщиков - юридических лиц и отдельных предпринимателей на уплату единого налога в форме приобретения ими патента. Такой механизм станет эффективным средством борьбы с неучтенным в налоговых целях наличным оборотом и в то же время облегчит деятельность законопослушных налогоплательщиков. Наконец, весьма значительное явление - формирование правовой базы реформирования налоговой системы. Правительством рассмотрен и в целом одобрен подготовленный Минфином РФ проект налогового кодекса РФ. Кодекс станет всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Его принятие позволит четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Реформирование налоговой системы, направлено на решение следующих важнейших целей и задач: -создание единой в границах РФ налоговой системы; -формирование региональных бюджетов за счет собственных налоговых источников; -рационализация налоговой системы; -внедрение в практику деятельности налоговой администрации форм и методов контроля за полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом, соответствующих условиям рыночной экономики; -создание специализированных налоговых судов (на первом этапе на базе арбитражных судов). В проекте Налогового кодекса определен порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней; детально и подробно описаны содержание налоговых нарушений и налоговых преступлений, процедурные вопросы; признается новая категория налогоплательщика - консолидированная группа. Целью изменения налоговой системы, предусмотренных Налоговым кодексом, является построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния граждан. Однако следует отметить, что проект Налогового кодекса перегружен, и тем самым налоговая система не упрощается; в одних случаях он слишком либерален, в других - чрезмерно суров. Важно обеспечить идентичность терминов и понятий проекта Налогового кодекса терминам и понятиям используемых в Гражданском кодексе, а также специальным нормам. Это позволит избежать ненужных разночтений, а также усилить направленность проекта на обеспечение стабильности системы и порядка налогообложения и ограничит возможность внесения разного рода изменений в дальнейшем. Итак, многие недостатки существующей налоговой системы, которые подвергаются справедливой критике, будут устранены, а налоговые отношения в России должны выйти на совершенно иной, качественно более высокий уровень своего развития. Заключение. Нынешняя налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и уже по этой причине не могла стать совершенной, поэтому она нуждается в доработке. В данной работе были рассмотрены особенности, проблемы и перспективы развития налоговой системы России; совокупность всех налогов, методов и принципов их построения, способы исчисления и взимания и др. Можно выделить существенные недостатки налоговой системы, такие, например, как высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не всегда соответствуют реальной экономической ситуации, сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения налогового законодательства и т.д. Но не остались в стороне и достоинства: улучшается деятельность налоговых органов и их взаимоотношения с налогоплательщиками, ведется работа по совершенствованию действующей системы бухучета, наметилась тенденция к снижению налоговых ставок и т.д. Все это, а также материал первой главы и характеризует налоговую систему России и ее взаимодействие с фискальной политикой государства. Список использованной литературы. 1. Дробазина Л.А. Общая теория финансов М, "Юнити", 1995
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |