|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоговая система государстваНалоговая система государстваВВЕДЕНИЕ Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей. Проблема налоговой системы, на сегодняшний день, одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства. В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. В России столь сложной и запутанной, является проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике. Актуальность этой темы в том, что Налоговая система России ещё не усовершенствована полностью, и требует исправления недостатков, так же рядом изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер. В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков. Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело. Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации. Объект исследования – налоговая система, предметом исследования является налоговая система РФ. Задачами данной курсовой работы является: рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ; рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ; рассмотрение основ налоговой системы РФ; изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования; рассмотрение принципов формирования налоговой системы ; анализ действующей налоговой системы . В этой работе раскрывается понятие налоговой системы, приводятся принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы, говорит о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества. ГЛАВА 1. Значение и Сущность налогов1.1 Возникновение налоговой системы России«Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой системы»[1]. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. Налоги и сборы являются основным источником формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Современное налоговое законодательство трактует понятие «налог» и другие платежи как средство, обеспечивающее доход бюджета. Однако налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиком, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функция налога, с другой стороны. Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс. Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование[2]. Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили законодательное, а зачастую и конституционное закрепление. Налоги появились одновременно с товарным производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: жертва, подать, выход, оброк, мыт, десятина. Сегодня это сбор, пошлина, акциз и т. д. Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Например, надпись на мраморной плите гласит: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вас с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Такие плиты выставлялись в людных местах для общего сведения. Этот указ был принят 1980 лет назад. Он найден при раскопках в Анапе, которая в те времена называлась Горгоппией. Классическим трудом является книга английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданная в 1776 г. Сформулированные им правила, которым должна удовлетворять налоговая система, актуальны и сейчас. Они гласят: — подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства; — налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица; — каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его; — неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением; — каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыль», т. е. изобретать новые источники доходов. Плодом такого «налоготворчества» стали гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды. Но в то же время были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов. Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги. Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам. Резко возросла бумажно-денежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы. Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены — расти. Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20-х гг. доказал, что только хозяйственная самостоятельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения. Финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования. Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе[3]. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80—90-х гг. Необходим был переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности — кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий. В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей Правительства. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления – федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. Очевидно, что будет продолжаться и совершенствование налоговой системы России. 1.2 Функции налоговФункция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории. Единого мнения среди экономистов по поводу функций налогов не существует. Однако в основном всеми выделяются следующие функции[4]: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная. Фискальная функция (фискас — государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Относительно фискальной политики государства можно сказать следующее:[5] 1.Увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса и равновесного ВВП, а сокращение этих расходов ведет к противоположным результатам. Повышение налогов вызывает сокращение, а снижение налогов — увеличение совокупного спроса и равновесного ВВП. Следовательно, фискальная политика, ориентированная на рост государственных расходов и снижение налогов, то есть на создание бюджетного дефицита, подходит для борьбы с экономическим спадом. А такие меры, как сворачивание государственных расходов и повышение налогов, то есть формирование бюджетного избытка, — это элементы фискальной политики, пригодной для устранения отрицательных последствий инфляции спроса. 2.Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику; в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП. 3.Бюджет при полной занятости, или структурный бюджет, показывает, каким был бы дефицит или избыток федерального бюджета, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости. Бюджет при полной занятости — намного более значимый показатель ориентации фискальной политики правительства, чем фактический бюджет (фактический бюджетный дефицит или избыток). Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов. Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: — регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», т. е. разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавца и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; — регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.[6] Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Поэтому налогам присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. [7] 1.3 Виды налогов и их классификацияМногообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации. Классификация позволяет четко уяснить содержание налогов, установить в них общее и особенное, выработать условия обложения и взимания, т.е. соответствующие административно-финансовые меры. В теории налогообложения критерии классификации могут быть различными. Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) субъекту-налогоплательщику; 3) объекту налогообложения; 4) методу обложения (в зависимости от ставки); 5) уровням управления (по органу, который устанавливает и конкретизирует налог); 6) целевому назначению; 7) уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. Основу классификации всех налогов составляет способ их взимания, который позволяет делить налоги на прямые и косвенные (такое деление также связано с принципом перелагаемости). Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков. К ним относятся: подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог. Они построены на основании явлений и признаков постоянного характера и, следовательно, заранее определены. Среди прямых налогов выделяют: реальные; личные. Реальные прямые налоги облагают деятельность или товары, т.е. продажу, покупку, владение имуществом, не учитывают финансовое положение налогоплательщика. В их основе лежат внешние признаки. К ним относятся земельный налог, налог на имущество предприятий, налог с владельцев транспортных средств и др. Личные прямые налоги устанавливаются на объект обложения с учетом возможности их уплачивать налогоплательщиком, в зависимости от его имущественного и социального положения. При этом учитывается общий размер объекта обложения, общая стоимость, возможность его свободного обращения. Объект налогообложения может меняться в зависимости от конкретного налогоплательщика. Органы государственной власти вправе при этом вводить прогрессивное налогообложение и необлагаемый минимум. К личным налогам относятся подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налоги на имущество физических лиц. Личные налоги более справедливы по отношению к конкретному налогоплательщику, поскольку учитывают его фактическую платежеспособность. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг. Они устанавливаются на изменчивые явления из различных актов потребления товаров, работ и услуг. Это налоги на потребление и обращение - акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства, а также таможенные пошлины. Прямые и косвенные налоги главным образом различаются по месту формирования источника выплаты. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в составе цены). Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Считается, что прямые налоги труднее перелагаются на других плательщиков. Косвенные налоги, как правило, перекладываются на конечного пользователя. Но возможность переложения косвенных налогов зависит от степени эластичности спроса на те или иные товары и степени развития экономики. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен. В то же время косвенные налоги не всегда можно в полном объеме переложить на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. В этом случае, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог уменьшает прибыль продавца, становится прямым налогом. Прямые и косвенные налоги обладают как преимуществами, так и недостатками. Преимущества прямых налогов заключаются в том, что они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью, точнее и яснее определяют налоговую обязанность каждого налогоплательщика, а поступления по ним в бюджет дают более верный и определенный доход. Недостатки прямых налогов состоят в том, что в условиях низкой налогооблагаемой базы, невысокого уровня доходов, незначительной имущественной состоятельности они малодоходны для государства. Косвенные налоги наиболее доходны, так как изъятие части дохода происходит путем налогообложения предметов широкого потребления, т.е. обеспечивает доход государству даже в условиях спада экономической деятельности. Поскольку они включаются в стоимость товара, постольку уплата их наступает тогда, когда у налогоплательщика есть средства, чтобы заплатить указанный налог, и они незаметны для него. Государство способно увеличить уровень доходов за счет увеличения налоговых ставок. Однако в РФ эти налоги сопровождаются недоимками, так как развиты неденежные формы расчета, бартерные операции. Недостатки косвенных налогов заключаются в следующем: они обратно пропорциональны платежеспособности, требуют больших расходов на взимание и противоречат интересам предпринимателей. В условиях развития рыночной экономики они могут служить действенным рычагом, используемым государством для снижения затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг. По субъекту налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами, юридическими лицами, смешанные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (государственная пошлина, земельный налог). Если в основу классификации положен критерий - объект налогообложения, то различают: имущественные; ресурсные; налоги на потребление; налоги, взимаемые с конечных стоимостных результатов деятельности. По методу обложения (в зависимости от ставки) различают налоги: твердые (земельный налог); пропорциональные (налог на прибыль, налог на имущество организаций); прогрессивные (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения); регрессивные (единый социальный налог). По уровням управления (в зависимости от органа, устанавливающего сроки уплаты, порядок исчисления и взимания) налоги могут быть: федеральными, которые регламентируются законодательством РФ и являются обязательными и едиными на всей ее территории; региональными, конкретный порядок исчисления и взимания по которым устанавливается законодательными органами субъектов РФ; местными, механизм исчисления и взимания по ним вводится органами местного самоуправления. В Таблице 1 приведена классификация налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории РФ. В соответствии с основанием по целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые. Общие (обезличенные) налоги вводятся государством для формирования бюджетов, поступают в общие доходы государства и не имеют целевого направления (НДС, налог на прибыль, имущество, подоходный налог и др.). Тогда как целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (единый социальный налог и др.). Следующий классификационный признак - по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж (по полноте прав использования налоговых сумм). В соответствии с бюджетной системой РФ налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные (собственные) и регулирующие. Закрепленные (собственные) налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет (местные налоги) или внебюджетный фонд. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц). Можно также проводить классификацию и по другим признакам. ГЛАВА 2 . НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА Понятие «налоговая система» является базовым при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения. Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.[8] Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах. Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. При определении понятия “справедливость налоговой системы” принято рассматривать два его аспекта: 1. горизонтальное равенство налоговой системы обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому (например, по признаку расы или вероисповедания). Но в действительности абсолютно одинаковых людей не существует. Поэтому при практическом применении принципа горизонтального равенства возникает ряд трудностей. Необходимо определить, какие различия в доходах, вкусах и привычках индивидов позволяют считать их абсолютно равными перед лицом налоговой системы. Этот выбор должен учитывать предпочтения общества в отношении равенства и перераспределения доходов. 2. принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Гибкость налоговой системы определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность использования налоговой системы как инструмента активного регулирования экономики. В теории известен следующий вариант налоговой политики, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение негативных последствий кризисов. На “пике” подъема экономики рекомендуется сдерживание экономического роста с помощью повышенного налогообложения, а в момент депрессии - его стимулирование путем снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот. Как и любая другая система, налоговая система[9] - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним относятся: Субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо. Объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.). Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог. Ставка налога - это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).[10] Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время: а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги; б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов); в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании; д.) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.[11] В основе построения любой системы, в том числе и налоговой, лежат определенные принципы. С этой точки зрения в истории науки о налогах необходимо выделить труды А. Смита, разработавшего на базе научных идей Ф. Аквинского, Ш. Монтескье, Ф. Бэкона, Ф. Юсти, И. Зонненфельса, О. Мирабо и других мыслителей принципы налогообложения, которые были положены в основу построения современных налоговых систем. В научной литературе по вопросу обоснованности и эффективности использования налогов в качестве орудия экономической политики высказываются различные мнения. Классики политической экономии - А. Смит и в особенности Риккардо - относились, в общем, отрицательно к мысли об использовании налогов в качестве орудия активной экономической политики. Этого же мнения придерживаются и некоторые другие авторы - П. Леруа-Болье, Стурм и др. Наоборот, Ад. Вагнер выдвинул так называемую социально-политическую теорию, по которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой, целью налога, - указывал Ад. Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующее вместительство в распределение народного дохода и народного имущества, в общем, так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Я не только твердо придерживаюсь этой точки зрения вопреки всякой полемике, но даже расширяю теперь эту вторую цель в том направлении, что считаю, что регулирующим образом можно вмешиваться также в употребление отдельного дохода и имущества. Из этой установки указанной второй цели вытекает расширенное или, если угодно это назвать таким образом, второе понятие налога, социально-политическое понятие наряду с чисто финансовым». 2.1 Основные принципы налогообложения и их реализация в современных условияхПринципы налогообложения - это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить экономические и организационно-правовые принципы налогообложения. Основными являются экономические принципы - сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Основополагающие принципы были сформулированы А. Смитом в 1776 г. в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов". 1. Принцип равномерности, или справедливости. Заключается в равной обязанности всех лиц принимать материальное участие в финансировании общегосударственных потребностей соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством государства. Вот как он изложен А. Смитом: "Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения..."[12]. Это не просто теоретическая посылка, а условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В нашей практике это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Например, исчисление отдельных видов налогов производится нарастающим итогом с начала года. Казалось бы, это делается обоснованно, но, учитывая, что налоги взимаются ежемесячно, такой подход приводит к тому, что не соблюдается единство момента получения дохода и взимания с него налога, в результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и соответствующем его налогообложении за этот же период отсутствие дохода (убыток) за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога. Такая система не стимулирует эффективной деятельности предприятий. О неполной реализации данного принципа свидетельствует также тот факт, что исправно платят налоги не более четверти всех налогоплательщиков. 2. Принцип определенности. Заключается в том, что "налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица..."[13], т.е. этот принцип предполагает отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов. К сожалению, в настоящее время в РФ существует, помимо основных законов по налогам, масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые иногда даже противоречат друг другу, а это не вносит ясности в исчисление и взимание тех или иных налогов, т.е. налогоплательщики действуют фактически в состоянии неопределенности. К тому же внесение в течение года поправок в законодательные акты приводит к нарушению данного базового правила. 3. Принцип удобства платежа для налогоплательщика зафиксирован так: "Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его"[14]. Нельзя не согласиться с этим правилом, поскольку государство должно учитывать интересы того, на средства кого оно содержится. Оно говорит о необходимости устранения формальностей и упрощения акта уплаты налога, приурочивания налогового платежа ко времени получения дохода. Однако российским законодательством, например, по налогу на прибыль предусматривается внесение авансовых платежей, т.е. платежей до фактического получения дохода. Отрицательно сказываются на состоянии оборотных средств предприятия установленные сроки уплаты по основным видам налогов, поскольку они практически совпадают. Следовательно, и этот принцип реализуется в нашей практике не в полной мере. 4. Принцип дешевизны (экономности): "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства"[15]. Это требование рационализации системы обложения и сокращения издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Желательно, чтобы не было таких налогов, расходы по сбору которых превышают сумму собираемых налогов. Учитывая это требование, налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщиков должны оставаться средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должно быть низкоэффективных налогов, затраты на сбор которых равны либо превышают сами поступления. И этот принцип пока еще не в полном объеме реализован в нашей налоговой практике. Таким образом, все вышерассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Нарушение их имеет следствием обременительность налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества. Немецкий экономист А. Вагнер дополнил классические принципы налогообложения, предложив девять основных правил, которые объединил в четыре основные группы: 1)финансовые принципы обложения: достаточность обложения. Объем денежных ресурсов должен быть достаточен для поддержания общественной хозяйственной системы; эластичность (подвижность) обложения, т.е. использование в налоговой системе таких налогов, которые при увеличении государственных потребностей позволяют увеличить размер налоговых изъятий; 2)народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения. В качестве источника обложения должен выступать не только доход, но и капитал; правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения, т.е. наличие налогов, несущих, в большей мере, регулирующее начало либо фискальное; 3)этические принципы (принципы справедливости): всеобщность налогообложения; равномерность, т.е. равенство всех налогоплательщиков при уплате налогов; 4)административно-технические правила: определенность обложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение издержек взимания. Рассмотренные выше принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Современные зарубежные принципы налогообложения несколько интерпретируют вышеназванные. Основным, базовым при построении налогообложения является принцип справедливости. В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается (принцип платежеспособности). Принцип горизонтальной справедливости предполагает наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами (принцип выгод). Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что используются средства, мобилизуемые государством, т.е. их производительное использование. С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также из того, каким образом соотносятся между собой государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, этот принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав. Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии. Что касается шедулярного (классификационного, парциального) налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника их поступления, к каждой из которых применяются свои правила и размеры налогообложения. Эта методика позволяет облагать каждый вид налога дифференцированно (доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности - по другой). Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога. Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Данный принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени. Налогообложение имеет свои пределы. Налоговый предел - это условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др. Следующим является принцип определенности и удобства, получивший название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он включает в себя знание налогоплательщика о происходящих изменениях, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, т.е. удобства для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы. И, наконец, принцип экономичности (эффективности), который означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание. Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относятся: 1) принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги; 2) принцип универсализации - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин; 3) принцип нейтральности - налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика; 4) принцип экономической обоснованности - любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными; 5) принцип определенности - законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить; 6) принцип презумпции невиновности - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают налогообложению долговременный характер действия. 2.3 Налоговая система в РоссииВ Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.[16] Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации. Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями: 1. федеральные налоги и сборы; 2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов; 3. местные налоги и сборы. Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.[17] Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям: 1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ; 2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами: 1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ; 2. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ; 3. обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ; 4. законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют: а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ); б) порядок и сроки уплаты налога; в) формы отчетности по региональному налогу; г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК). Местные налоги и сборы: 1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления; 2. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; 3. обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения); 4. представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют: а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ; б) порядок и сроки уплаты налога; в) формы отчетности по местному налогу; г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ). Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.[18] При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов. Ст. 12 НК РФ соответствует ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой: 1. компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и другими законодательными актами; 2.органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей; 3.актами законодательства РФ о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов, согласно которым вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности налогов одним налогом. При этом законодатель особо оговаривает, что установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов . К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. К местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы Классификация налогов согласно Налоговому кодексу РФ Таблица 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, что такое налоги, если не один из основных, конституирующих признаков государства, отражающих его природу и назначение, а потому носящий принудительный характер. Количественно они выражаются в уровне налогообложения, перечне налогов, учитывающем, как правило, территориальной устройство страны. Является ли этот показатель определяющим для развития этой страны, т.е. каково значение уровня налогообложения и того разнообразия налогов, которое определено в законодательстве. Иными словами является ли налоговое воздействие определяющим для экономического положения. Научная литература, воззрения экономистов, не всегда должным образом освещенные в ней, дают однозначный ответ. Качество налогового администрирования, уровень коррупции, а также издержки на исполнение налогового законодательства – вот те факторы, которые подлежат учету в первую очередь. Именно они являются своего рода ориентирами, индикаторами для свободного развития бизнеса. Спору нет, налоговая система во многом соответствует, адекватна уровню развития страны, корректируются. Высокая их ставка часто не способствует законопослушному, правомерному поведению налогоплательщиков, они уклоняются от их уплаты (в случае, к примеру, с единым социальным налогов, который, подчеркивается, тяжек для отраслей с высокой добавленной стоимостью). Т.е. немаловажный характер имеет прогрессивный характер налогообложения. Вторая половина XX в. наглядно показала не только преимущества, но и ограниченность государственной политики содействия экономическому развитию. К началу 1980-х гг. активная роль государства в экономике стала превращаться в серьезный противовес национального экономического развития. В начале 90 – х гг., с переходом к рыночной экономике изменению подверглась в первую очередь законодательная база, были приняты новые законы «Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый Кодекс России, в систематизированной форме содержащий основные положения в этой сфере, как само понятие налога и других терминов, используемых в этой сфере, так и элементы конкретных налогов, В принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации удалось реализовать отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов. Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов. Введенная этими нормативными актами система, во многом пересмотренная и дополненная установила относительно четкую, экономичную, упрощенную, соответствующую основным положениям Конституции России систему налогообложения, охватывающую всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов. Изменение налоговой базы и налоговых ставок, введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога; совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов; создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования – все это является регуляторами налоговой системы. По признанию специалистов в области налоговой сферы тенденцией развития налоговой системы является упрощение, действующее законодательство России следует этой мировой тенденции и закрепляет более простые правила в отношении налогов и сборов, отражая в целом общие национальные представления о справедливости и эффективности; современном этапе экономического развития России для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы в мировом рынке необходима реализация системных преобразований налоговой системы. Излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России признаются: - повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций; - создание импульсов для преодоления подавленности функции сбережения и восстановления инвестиционных мотиваций у российских хозяйствующих субъектов; - формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов; - стимулирование приоритетных видов экономической деятельности; - развитие финансово-кредитной сферы экономики; - закрепление новой российской доктрины мирохозяйственного участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнера[19]. Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ). Внесение таких масштабных поправок в НК РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Введенные поправки в большей части решили многие проблемы, не только возникающие в 2008 году, но и те которых не касались в 2008 году. Чаще всего вносимы изменения улучшили положение налогоплательщиков, хотя изменения, внесенные в единый налог на вмененный доход, наоборот стали ограничениями для применения, данного специального налогового режима. После таких глобальных изменений возникло много спорных ситуаций, требующих доопределения, а также остались не рассмотренные вопросы, поэтому 2009 год не будет исключением, будут ведены новые федеральные законы с вступающие в силу с 01.01.2010 года. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Нормативные акты 1.1. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003—1 «О налогах на имущество физических лиц» // СПС Гарант, 2004. 1.2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007 . 1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Библиотечка «Российской газеты» — № 17, 2000. 1.4. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС Гарант, 2004. 1.5. Федеральный закон от 26.11.2008 №224 ФЗ «О внесении изменений часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 1.6. Федеральный закон от 7 июля 2008 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СПС Гарант, 2008. 1.7. Федеральный закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 г. № 2118-1// Информационная система "Гарант". 2.Специальная литература 2.1 Братчикова, Н. В. Налоговый кодекс: порядок уплаты единого социального налога (взноса). // Право и экономика — № 12. – 2008. – 518с. 2.2 Дмитриева, Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред, профес. учеб, заведений - 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 328 с. 2.3 Игнащенко, М. В. Применение ставки НДС в 2007 г. // Аудиторские ведомости, - март 2007.- № 3– 128 с. 2.4 Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В.Качур. - М.: Кнорус,2007.-304c. 2.5 Крохина, Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2004. 2.6 Макконелл, К. Р. Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2000. – 518с. 2.7 Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-509c. 2.8 Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово- экономического развития, 2004. – 318с. 2.9 Перов , А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с. 2.10 Смит А. , Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Госкомиздат, 1962. - Т. 5.- 328с. 2.11 Смолин, Е.В. Исследование предпосылок и обоснование направлений преобразования налоговой системы России для конкурентного участия в мировом рынке прямых налогов. Специальность: 08.00.05-Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление системными преобразованиями).Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 154с. 2.12 Химичев, Н.И. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2005. – 218с. 2.13 Шаронова, Е.Н. Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. // Экономика и жизнь — 2007. - № 10. – 211с. 2.14 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003., - 222с. [1] Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред, профес. учеб, заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С.6 [2] Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003., - С. 21 [3] Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред, профес. учеб, заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.12. [4] Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение:Учеб. для сред, профес. учеб, заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.15. [5] Макконелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2000. – С.267. [6] Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В.Качур.-М.: Кнорус,2007.-5-12 [7] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-42-43 Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005-43 [8] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово- экономического развития, 2004. —9 [9] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. [10] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-49 Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогоожения. — М.: Юристъ, 2003. —439 [11] Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.-29 [12] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Госкомиздат, 1962. - Т. 5.- С. 25. [13] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.:Госкомиздат, 1962. -Т. 5. - С. 25. [14] Там же. [15] Там же. [16] Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000. – С. 145. [17] Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2004. – С. 169. [18] Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2002. – С. 174. [19] Смолин Евгений Владимирович. Исследование предпосылок и обоснование направлений преобразования налоговой системы России для конкурентного участия в мировом рынке прямых налогов. Специальность: 08.00.05-Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление системными преобразованиями).Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - С. 20 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |