|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоговая система нэпаНалоговая система нэпаНалоговая система России периода нэпа. В первые месяцы после Октябрьской революции делались попытки наладить нормальное налогообложение, возродить финансовую систему, но попытки эти в силу реальной обстановки не вышли за рамки общих пожеланий. Очень скоро финансовая политика Советской власти перешла от попыток возродить обложение доходов к изъятию самих капиталов, причем изъятие это нередко оформлялось в виде специфических революционных налогов, контрибуций и т.д. Экспроприация капитала через финансовые рычаги шла параллельно с прямой экспроприацией средств производства и, понятно, не могла дать сколько-нибудь весомых результатов. Вместе с тем, изымая все излишки, все превышение доходов над минимальным уровнем потребления, чрезвычайные налоги подрывали всякий стимул к активной деятельности, инициативе, предпринимательству. Между тем дезорганизация финансовой системы, начавшаяся еще в годы мировой войны, продолжалась. В условиях бешеной инфляции теряли смысл не только прямые налоги, но и акцизы, которые были окончательно отменены в январе 1920 г. В начале 1921 г. была декларирована отмена всех денежных налогов и сборов. Эмиссионное финансирование государственного хозяйства ограничивалось лишь нарастающей натурализацией хозяйственных отношений.[1] Переход к нэпу потребовал восстановления финансовой системы,
нормального налогообложения. Сначала мыслилось осуществлять
налогообложение как государственных, так и кооперативных и частных
торговых и промышленных предприятий на общих основаниях, в соответствии
с одними и теми же принципами, одними и теми же законодательными актами. Опыт 20-х годов интересен в том отношении, что он показывает, что
нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении
отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность
национализированных предприятий от государственного аппарата управления. Как развивалась хозяйственная практика в 20-х годах? Уже в середине Отождествление государственного предприятия с государственным аппаратом означало, что вся прибыль и все капиталы этого предприятия принадлежат государству, что делало налогообложение доходов предприятия бессмысленным или же придавало ему чисто формальный, "воспитательный” характер. Налоги, которые в соответствии с общими положениями должно было вносить государственное предприятие, первоначально выступали как минимальные суммы, которые оно должно перечислить в бюджет в любом случае, независимо от хода его коммерческой деятельности. Что касается распределения остальной прибыли, то оно оставалось предметом административного усмотрения и согласования интересов бюджета, Высшего совета народного хозяйства (далее - ВСНХ), трестов[4] и синдикатов.[5] Однако уже в первые годы нэпа стало очевидным, что даже в такой скромной роли прямое налогообложение государственных предприятий не может удержаться. Государственные предприятия оказались значительно рентабельнее, чем частные. Потребовались многочисленные изъятия из общих правил, льготы при уплате налогов сначала для государственных, а потом и для кооперативных предприятий. Уже в 1923 - 1924 гг. формируется отдельное законодательство по обложению государственных и кооперативных предприятий. Льготы кооперации в области промышленного производства приближались к льготам государственных предприятий, а в сфере торговли даже превосходили их. В этом сказывалось не только и не столько поощрение кооперации, сколько постепенное ее фактическое огосударствление, а также неэффективная, расточительная ее работа, и особенно торговой и потребительской кооперации, объединенной в гигантскую централизованную систему во главе с Центросоюзом.[6] Как же строилась налоговая система нэпа? Прежде всего для нее было характерно строгое разграничение в
обложении города и деревни, в этом отношении она продолжала традиции
обложения в дореволюционной России. В 1921 - 1923 гг. крестьянство
платило продналог[7], несло целый ряд натуральных повинностей Продналог, введенный весной 1921 г. и просуществовавший до весны Денежный сельскохозяйственный налог играл в доходах бюджета значительно большую роль, чем дореволюционные поземельные подати, составлявшие, как уже говорилось, в 1913 г. лишь 2,5% от общей суммы доходов бюджета. В 1923—1924 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений или около четверти всех денежных поступлений в бюджет.[11] Построение сельхозналога представляет вполне актуальный интерес. Для
того чтобы земля, принадлежавшая государству, стала одним из важнейших
источников его денежных доходов, необходима коренная реформа поземельных
отношений и отношений финансовых. Опыт прошлого может не только подсказать
приемлемые формы налоговые построений, но и предостеречь от повторения
когда-то сделанных ошибок. Итак, обложение сельскохозяйственным налогом
отдельного хозяйства определялось в зависимости а)от наличия земли на
одного едока и б) наличия скота в расчете на едока, причем первоначально Тем не менее, построение сельхозналога сохранило ряд органических
недостатков. Во-первых, тяжесть обложения с 1 десятины сильно
возрастала в хозяйствах более крупных, лучше обеспеченных землей и скотом. Вывод, который можно сделать из опыта нэпа в вопросах земельного обложения состоит в том, что земельный налог не должен комбинировать элементов поземельного и подоходного обложения, а именно такое смещение было характерно для 20-х годов. Строгое поземельное обложение, основанное на учете и классификации земельных угодий, находящихся в собственности или пользовании хозяйства должно быть единым, независимым от того, насколько эффективно и рентабельно используется земля. Именно это будет стимулировать наилучшее использование земли. Разумеется, отсюда не следует, что вообще не нужно в сельском хозяйстве подоходного обложения: такое обложение нужно, но оно должно быть самостоятельным по отношению к обложению поземельному и не должно чем-либо отличаться от подоходного обложения в любой другой отрасли. В 20-х годах принцип подоходного обложения деревни не был проведен
последовательно. С одной стороны, поземельное обложение было по сути дела
хотя бы отчасти обложением подоходным, с другой же стороны, налогообложение
не распространялось непосредственно на побочные и отхожие промыслы,
которым отдавали основное время малопосевные и беспосевные хозяйства. Необходимо также отметить, что в целом до 1928 г. сельхозналог ставил
все крестьянские хозяйства в одинаковое положение, ведь его размер зависел
от реальных имущественных различий (кол-во земли, скота и т.д.). Кулак
платил больше только потому, что действительно был богаче. Затем все
изменилось. 21 апреля 1928 г. сессия ЦИК СССР приняла новое положение о
сельхозналоге. Согласно этому положению наиболее мощные кулацкие хозяйства
облагались в индивидуальном порядке с высоким процентом изъятия доходов. Характеризуя налоговую систему 20-х годов в целом, нужно констатировать, что и в городе, и в деревне подоходное обложение сталкивалось с таким непреодолимым препятствием, как взаимное недоверие власти и налогоплательщика, более того, с предвзятостью и враждебностью власти к сколько-нибудь зажиточному налогоплательщику, выражавшимися в его политической ущербности ("лишенцы"[14]), неизбежно придававшими налогообложению даже в лучшие времена нэпа черты классовой контрибуции. Все это вызывало к жизни искаженные формы налогообложения, которые не только тормозили рост экономики, но и способствовали ее деформации, а в конечном счете социальной деградации. Обратимся теперь к налогообложению городского населения. В городам наряду с рабочими и служащими проживали сотни тысяч частных торговцев, ремесленников, владельцев мелких промышленных предприятий. Именно этот слой населения, характеризуемый как буржуазия и "нетрудовой элемент", служил главным ядром налогоплательщиков. Важнейшими видами обложения в городе были промысловый и подоходно- поимущественный налоги. Промысловый налог распространялся на частные и на государственные и кооперативные предприятия. Фактически платежи государственных предприятий имели формальный характер, поскольку вся их прибыль распределялась централизованно. Подоходно-поимущественный налог наряду с нэповской буржуазией платила наиболее высокооплачиваемая часть служащих и лиц свободных профессий. Нужно отдавать себе отчет в том, что собой представляла нэповская буржуазия, каков был реальный уровень ее доходов и благосостояния. Общая численность тех, кого относили к городской буржуазии у составляла 500 тыс. человек, а вместе с членами семей - 2,5 млн. Для сравнения скажем, что на трестированных предприятиях в середине 20-х годов насчитывался 1 млн.рабочих, на нетрестированных (т.е. мелких предприятиях, находившихся в ведении губсовнархозов[15]) - тоже 1 млн. Подавляющее большинство буржуазных семей(95%) имели годовой доход от 300 руб. до 2,5 тыс. руб., т.е. от 60 до 500 руб. на человека (сегодня этот уровень душевого дохода в развивающихся странах).Тем не менее средний доход буржуазии был в 5-6 раз выше среднедушевого дохода в стране и должен был служить источником накопления. Именно этот в общем-то низкий доход нэповской буржуазии был основным объектом натиска налогового пресса. Установленные государством налоги местные власти имели право удваивать, вводя 100%-ную надбавку в виде платежей в местный бюджет. Кроме того, среди буржуазии в 1923 - 1924 гг. принудительно размещались облигации государственных займов. В 1925 г. принудительное размещение займов было прекращено, но был введен повышенный квартирный налог.[16] Итак, рассмотрим построение основных налогов: промыслового и подоходно- поимущественного. Промысловый налог представлял собой сложную конструкцию, состоящую
из двух вполне независимых частей: патентного сбора и уравнительного сбора. Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачиваемый с суммы хозяйственного оборота. Первоначально размер уравнительного сбора был определен в 7% к обороту (3% в госбюджет, 3% б местный бюджет, 1% в помощь голодающим). Уже в 1923 г. это явно завышенное обложение было снижено вдвое и дифференцировано по отраслям и формам собственности. Для государственных предприятий уравнительный сбор был установлен на уровне а 2-4 раза ниже, чем для частных.[17] Уравнительным сбором товар облагался на всех стадиях его оборота,
плательщиками этого налога были все агенты производства и обращения,
включая отдельные предприятия, их объединения (тресты), объединения трестов Уравнительный сбор представлял собой по сути дела налог с оборота - форму более прогрессивную, чем акциз позволяющие более или менее равномерно облагать все товары, гибко улавливать и аккумулировать в бюджете даже незначительные излишки доходов. Расширение товарооборота потребовало значительного изменения
промыслового налога в сторону большей его дифференциации по отраслям и
видам промышленности, расширения территории и круга предприятий, на которые
распространялся налог. Эти мероприятия были осуществлены первой реформой
промыслового обложения, проведенной постановлением ВЦИК и СНК от 3 февраля В мировой практике налог с оборота эволюционировал в налог на
добавленную стоимость. В нашей хозяйственной практике эволюция была обратно Акцизы в 20-х годах также существовали. Это были акцизы на соль, сахар, керосин спички, текстиль, чай, кофе и, наконец, на водку, и некоторые другие товары. Увеличение продажи водки привело во второй половине 20-х годов к резкому возрастанию удельного веса акцизов в общем объеме доводов государственного бюджета. Эволюция уравнительного сбора (налога с оборота) в сторону большего
сходства с акцизом началась с того, что по требованию госпромышленности от
уравнительного сбора был освобожден весь внутри промышленный оборот. Забегая вперед, скажем, что налоговая реформа 1930 г. заключалась
прежде всего в слиянии существовавших к тому времени акцизов с
уравнительным сбором в единый налог с оборота, который, впрочем, по своей
природе и организации оказался ближе к акцизу, чем собственно к налогу с
оборота. Во-первых, он неравномерно ложился на разные отрасли производства,
облагая главным образом производство и реализацию предметов потребления. Вернемся, однако, к налоговой системе 20-х годов. Вторым важным
налогом на городское население в тот период, как уже говорилось, был налог подоходно-поимущественный, представлявший собой, подобно промысловому
налогу, сложный агрегат, состоящий из двух самостоятельных частей
подоходного и поимущественного обложения. Облагались этим налогом
городские жители, получавшие ежегодный доход от 300 руб. или обладавшие
имуществом стоимостью от 300 руб. Подоходно-поимущественным налогом
облагались не только физические, но и юридические лица: товарищества,
акционерные общества и т.д. Поимущественное обложение затрагивало не только
предметы обихода, роскоши, но и производственное оборудование частных и
акционерных предприятий, запасы сырья, товаров и т.д. Словом,
поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Обложение частных предприятии, как видим, было разнообразным. Они облагались в зависимости от оборота, от капитала, от дохода. Само по себе разнообразие форм обложения не порок; при достаточно умеренным ставкам, оно позволяет уловить и отразить налогоспособность предприятия. Недостатки системы налогообложения 20-х годов заключались не в ее многообразии, а в ее чрезмерности и необоснованной прогрессии обложения, в произвольном применении норм обложения на местах. Поимущественное обложение (т.е обложение капитала) прогрессивно возрастало по мере роста размера имущества. В результате всякое слияние капиталов, создание товариществ, акционерных обществ вело к удвоению и утроению обложения, приходящегося на каждого участника общества или товарищества. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход общества, потом как выплаченный дивиденд.[20] Непомерная тяжесть обложения толкала частные предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции , препятствовала рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне. Определенное значение в финансовой системе нэпа имел рентный налог с городских и других земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота (например, под железными дорогами). Этому виду налога нет аналога в настоящее время, хотя потребность такого рода платежа очевидна. Считаю необходимым также упомянуть и о налоге на сверхприбыль,
установленном летом 1926 г. в дополнение к подоходному налогу. Налог на
сверхприбыль был объявлен временным и преследовал цель изъятия из частного
хозяйства максимум прибыли, осевшей в нем за период 1925-26 гг., когда
давление на частный сектор было несколько ослаблено. В связи с этим налог
устанавливал со второго полугодия 1925-26 года дополнительное обложение
частных владельцев торговых и промышленных предприятий при двух условиях: Размеры обложения налогом на сверхприбыль определялись пропорционально возрастанию доходности облагаемых лиц с одного полугодия на другое и ограничивались 50% подоходного налога за этот же период. Таким образом, при помощи налога на сверхприбыль у предпринимателя могло изыматься до 65-70 % прибыли, а в дальнейшем (1928-30 гг.) и до 95%. Рентный налог в городах состоял из двух частей: основной ренты и дополнительной ренты. Основная рента взималась в размере средней доходности сельскохозяйственных угодий в данной местности. Она, таким образом, отражала и компенсировала потери от выпадения земли из сельскохозяйственного оборота. Дополнительная рента с городских земель взималась в зависимости от доходности строений, возведенных на этой земле. Она варьировалась в зависимости от местонахождения участка (в центре города она повышалась) и была, как правило, в несколько раз выше ренты основной. В 90-е гг. введение рентного налога могло бы воспрепятствовать бесхозяйственному отношению к земле.[21] Наконец, говоря о налоговой системе нэпа нужно упомянуть о таком ее
существенном элементе, как гербовый сбор. Казалось бы, гербовая пошлина
существует и поныне, взимается за услуги государственных учреждений
гражданам, и, следовательно, особой проблемы здесь нет. Нужно, однако,
принять во внимание, что специфика гербового сбора, в 20-х годах
заключается в том, что им были обложены не только услуги, оказываемые
гражданам, но и, что самое главное внутрихозяйственный документооборот. А
именно гербовым сбором облагались векселя, акции, облигации, договора о
поставках, подрядах, страховании, торговые сделки и т.д. От гербового сбора
были освобождены лишь правительственные учреждения, но не государственные
хозяйственные организации и предприятия. Гербовый сбор в размере 0,2 – Помимо выше указанных основных налогов в период нэпа существовал и ряд более мелких платежей. С переходом к нэпу были провозглашены имущественные права граждан, охраняемые законом, и права наследования в пределах общей стоимости наследства до 10000 руб. золотом. В связи с этим была установлена наследственная пошлина от 1 до 4% от стоимости каждой доли наследованного имущества, получаемой каждым наследником в отдельности. От уплаты пошлины освобождались те наследники, чья доля имущества стоила меньше 1000 руб. золотом. Для нетрудовых элементов, не имеющих возможности служить в Красной Серьезное финансовое значение имел также введенный в 1922 г. квартирный налог. Его ставки были дифференцированы в зависимости от социального положения граждан. Так, например, предельная ставка налога с квадратной сажени (2,13 м.) жилой площади, занимаемой рабочими и служащими, составляла не больше 10 руб., а с остальных граждан не свыше 90 руб. в год. Реформа 1930 г. положила конец налоговой системе нэпа. Нужно иметь в виду, что практически налоговая система нэпа прекратила функционировать раньше - с концом самого нэпа (с 1929 г). К 1930 г уже был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле и утратила свое значение вся сложная система налогообложения частного сектора. Гибло индивидуальное крестьянское хозяйство, по отношению к нему уже не действовали никакие юридические нормы, в том числе и нормы налогообложения, государство встало на путь пренебрежения законами и экспроприации собственности своих граждан. Фундаментальные изменения происходили и внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация управления в лице „хозрасчетных” объединений (всего их насчитывалось в 1930 г. на всю промышленность 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.[23] Основные направления налоговой реформы 1930 г. сводились к следующему. качественно отлично от налогообложения и не поддается реальному нормированию.[24] В ходе реформы 1930 г. исчезли также такие важнейшие формы
налогообложения, как рента с городских земель и гербовый сбор с
внутрихозяйственных операций. Это было неизбежно, поскольку к 1930 году
была ликвидирована экономическая основа для этих форм налогов. Закон о
трестах 1927 г. исключил из баланса трестов, из их капиталов землю, которая
до революции составляла существенную часть всех капиталов промышленности, а
по закону о трестах 1923 г. включалась в баланс трестов по дореволюционной
оценке (что, правда, означало занижение ее удельного веса в капиталах
трестов примерно вдвое в связи с ростом общего индекса цен по сравнению с
довоенным уровнем в 2 раза). Исключение земли из балансов трестов законом Обложение внутрихозяйственного оборота гербовым сбором теряло смысл в связи с быстро идущей бюрократизацией хозяйственной жизни, заменой рыночных форм связей, регулируемых законом, административными распоряжениями, законом не регулируемыми, спускаемыми сверху вниз. Кредитная реформа, начатая в январе 1930 г., ликвидировала такой важнейший документ внутрихозяйственного оборота, как вексель; рынок "окостеневал" и разрушался, его заменяло централизованное распределение. Прибыль перестала быть стимулом производства. Предприятия были заинтересованы в получении ассигновании, которые могли превышать прибыль. ----------------------- [1] 0;>38 2 20=8O. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |