|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Налоговый контроль по налогу на доходы физических лицНалоговый контроль по налогу на доходы физических лицФедеральное агентство по образованию ФИЛИАЛ ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА В Г.УСТЬ-ИЛИМСКЕ (Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске) Кафедра Права ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» ТЕМА «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» Исполнитель: студент группы НиН-06 Руководитель: преподаватель И.Л. Романова Усть-Илимск 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ 2. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 2.1 Правовая база деятельности налоговых органов 2.2 Виды и методы налогового контроля 3. МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕВ последнее время в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в кризисный период развития рыночных отношений. Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения. Об этом писали в своих трудах известные экономисты и государственные деятели – А.Смит, Н.И.Тургенев, А.Лэффер, Л.Эрхрард и многие другие. Так, например, А.Лэффер сделал вывод о том, что оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы индивидуума в получении прибыли (дохода). Построенная им кривая количественной зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в «серый» сектор экономики, то есть это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения. Указанная точка зрения не претерпела существенных изменений и в настоящее время. Подтверждением чему может служить позиция современных экономистов. Так, С.Д. Шаталов отмечает, что «… установление ставок налога, отвечающих уровню экономического развития государства, напрямую влияет на побудительные мотивы налогоплательщиков, направленные на уклонение от уплаты налогов»[1]. В связи с этим, огромное значение приобретает налоговая политика, проводимая государством. Налоговая политика государства как часть политики в сфере экономических и финансовых отношений проводится через систему правовых норм и, прежде всего, через акты законодательства о налогах и сборах, центральное место среди которых отведено Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ). Важнейшим элементом налоговой политики является налоговый контроль, который представляет собой самостоятельную функцию государственного управления налоговой сферой и осуществляется в целях предотвращения или выявления налоговых правонарушений. В современных условиях укрепления государственности налоговый контроль следует рассматривать как важнейший инструмент построения эффективного конкурентоспособного государства. Данная работа посвящена рассмотрению очень важных и актуальных вопросов, касающихся роли подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в бюджетной системе РФ, его социально – экономической сущности, современного состояния подоходного налогообложения и порядка проведения налогового контроля по данному налогу. Выбранная тема актуальна в связи с тем, что из-за несовершенства налогового законодательства, из-за массового уклонения от уплаты налогов и налоговых правонарушений, а также целого ряд объективных и субъективных причин, бюджет государства ежегодно недополучает огромные суммы. Так, например, поступления налогов и сборов в бюджет РФ за 11 месяцев 2009 года снизились на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 7,5 трлн. рублей[2]. Решение этой проблемы, в частности возможно путем проведения контроля, за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, инспекциями Министерства федеральной налоговой службы. Целью работы является характеристика порядка проведения налогового контроля за полнотой поступления в бюджет налога на доходы физических лиц. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - определить место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации; - изучить основы организации контрольной работы налоговых органов; - рассмотреть порядок проведения налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц. При написании курсовой работы были использованы законодательные и нормативные акты, инструкции и комментарии, материалы периодической печати, электронные источники, учебная литература. 1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФВо всех странах налоги являются мощным инструментом государственного регулирования экономики. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др. Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является прямым налогом с личных доходов граждан. По поступлениям в консолидированный бюджет за I квартал 2009 г. НДФЛ занимает первое место - 25,7%, далее идет налог на прибыль организаций - 21,9%, налог на добавленную стоимость (НДС) на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ - 19,2% и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 14,3%[3]. НДФЛ является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной календарный год. Этот налог введен с 1 января 2001 г. Правила его расчета, состав доходов, облагаемых налогом, состав вычетов, льгот и налоговые ставки установлены главой 23 Налог на доходы физических лиц НК РФ. В большинстве стран налогообложение граждан базируется на двух основных принципах: Первый из них — обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется действие философского закона единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. Таким образом, в налоговых системах многих стран, четко прослеживается реализация таких постулатов, как: получаешь больше «неделимых благ» – плати большие налоги, «имеешь сравнительно низкий уровень социального статуса и дохода» – государство установит соответствующие вычеты из него и обеспечит определенный минимальный уровень социальной обеспеченности за счет минимизации налогов. Естественно такой подход способствует как экономическому росту, так и относительному социальному миру в этих странах. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических, и социальных процессов в интересах членов общества. За первое полугодие 2009 года в бюджетную систему Российской Федерации налоговыми органами Иркутской области мобилизовано налогов и сборов, включая поступления в государственные внебюджетные фонды (без учета расходов налогоплательщиков на нужды социального страхования), 29 млрд рублей, что на 16 млрд рублей или 35% ниже уровня поступлений аналогичного периода прошлого года. Поступления же по федеральным налогам составили 8 млрд рублей или 27% от общего объема поступлений, в том числе налога на прибыль организаций – 5,8 млрд рублей, 11 млрд налога на доходы физических лиц[4]. Цели взимания и основные черты НДФЛ в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами: -НДФЛ является личным налогом, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком; -НДФЛ большей степени отвечает основным принципам налогообложения (всеобщности, равномерности и справедливости); -налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств; -основной способ взимания НДФЛ — у источника выплаты дохода — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет. Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в общей системе налогообложения. Так, например, в РФ Бюджетным Кодексом установлено, что налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ в следующих размерах: - в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 70 процентов (ст. 56 Бюджетного кодекса); - в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 Бюджетного кодекса); - в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (ст. 61.1 Бюджетного кодекса)[5]. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком. Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. НДФЛ, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим, именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени. Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов. Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе Российской Федерации и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. При этом, необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. 2. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ2.1 Правовая база деятельности налоговых органов в сфере налогового контроляНалоговые органы являются системой государственных инспекционных органов, ведущих контроль за соблюдением законодательства о налога и сборах, при этом предмет контроля налоговых органов заключается в: - правильности исчисления налогов; - полноты уплаты налогов; - своевременности уплаты налогов. Деятельность налоговых органов как участников налоговых правоотношений регулируется многочисленными нормативными актам, основными среди которых можно назвать следующие: Во-первых, Конституция Российской Федерации. Конституция РФ - акт высшей юридической силы и потому ее положения обязательны к исполнению всеми государственными органами и должностными лицами. Деятельность налоговых органов должна соответствовать конституционным нормам, в том числе и тем из них, которые прямо налоговые отношения не регулируют. Во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации. Он содержит нормы, устанавливающие основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. НК РФ закрепляет формы и методы налогового контроля, детально его регламентирует: устанавливает порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др. (гл. 14 части первой НК РФ). В-третьих, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г.). Этот Закон — единственный акт законодательства, специально посвященный регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. Наряду с общими принципами и задачами Закон перечисляет права и обязанности налоговых органов, а также предусматривает социальные и имущественные гарантии их работникам. В-четвертых, Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» (с изменениями от 6 апреля, 16 декабря 1994 г., 22 июля 1998 г., 19 июля 2001 г.). Данным Указом утверждены Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, Гарантии правовой социальной защиты работников Государственной налоговой службы Российской Федерации и Положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы Российской Федерации. В-пятых, Приказы и письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Отдельные вопросы деятельности налоговых органов регулируются подзаконными актами. Среди них прежде всего назовем акты МНС России (ранее — Госналогслужба России). Они конкретизируют и разъясняют положения НК РФ и налоговых законов. Так, приказом МНС России от 31 марта 1999 г. № ГБ-3-16/66 утверждена Инструкция «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов», а приказом МНС России от 5 мая 1999 г. № ГБ-3-15/120 Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Итак, при осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране. 2.2 Виды и методы налогового контроляВ арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. Основными задачами камеральной проверки являются: - визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц; - проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам; - проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода; - проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах. Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников[6]. Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа. Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится. Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях. Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии. Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на: - комплексную проверку, которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов; - тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию. Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях: если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу; - при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья проверяющего и т.п.; - если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен. Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию. В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства используют в работе определенные приемы. Анализ нарушений налогового законодательства показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первичных и иных бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как противоречия в содержании отдельного документа, нескольких взаимосвязанных документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей[7]. Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка. Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п. Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога. К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля. Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находится либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения. Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции. На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков заключается в сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется путем сложения остатка товара на начало периода и прихода и вычитания документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода. Негативным признаком является превышение фактического остатка над максимально возможным. Следует иметь в виду, что выявленные изменения могут быть вызваны и случайными ошибками в документах. Таким образом, существуют некоторые методы осуществления налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт, адаптированный к нашим российским условиям. 3. МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Предприятие как основное звено рыночных отношений, является предметом пристального внимания со стороны других объектов хозяйствования, а также государственных налоговых органов, т.к. существует большая потребность в достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия. С целью предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Главной задачей Министерства федеральной налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом предоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Проверки проводятся на предприятиях, в учреждениях и организациях юридических лиц всех правовых форм собственности, независимо от вида осуществляемой деятельности, которые обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в бюджет. При проведении выездных налоговых проверок проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физических лиц. В случае необходимости проверяющими органами используются действующие на территории РФ и её субъектов законодательные и нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которых направляются в виде доходов (в денежной и натуральной форме) в распоряжение физических лиц. Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит из следующих этапов: 1. До выхода работников налоговых органов на предприятие – подготовительный этап, при котором составляется программа проведения выездной налоговой проверки. 2. Проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского учета, относящиеся к данному налогу. 3. Оформление акта выездной налоговой проверки. 4. Вынесение решения о привлечении налогового агента к налоговой ответственности и направление требования об уплате налога. Результативность документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию. Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны программы проведения документальной проверки. В базовую программу включены следующие вопросы: - выполнение предложений по акту предыдущей проверки; - соответствие установленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»; - соблюдение порядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основании соответствующих документов; - соблюдение формы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в том числе в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлении выплат после увольнения; невозможности удержания налога у источника получения дохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов; - правильность определения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставок налогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших выплаты на основании договоров гражданско-правового характера; - соблюдение своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц. При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога. Сведения налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов. По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем. Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности. При проверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документами порядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверке направления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации, суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам - физическим лицам, подлежат включению в налоговую базу. Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах. В ходе документальной проверки изучается принятая в организации система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства. При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарков к праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно т.п.). Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится с документами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактов приобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи). Если проверяемая организация заключала договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена, предусмотренное для таких договоров гражданским законодательством. При проверке достоверности и полноты налогового учета используются следующие источники информации: - приказы и распоряжения о приеме на работу; - расчетно-платежные ведомости; - налоговые карточки; - данные синтетического учета по счету № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; - учетные регистры, отражающие выплаты по договорам гражданско-правового характера (договор подряда, возмездного оказания услуг и выполнения работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли - продажи, договора займа, долевого участия в строительстве и т.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо, получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды; - документы (заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты из налогооблагаемого дохода (на работника, его детей и иждивенцев), на освобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи с постановкой на налоговый учет в налоговом органе (например, на основании свидетельства о государственной регистрации предпринимателя), согласно нормам международных договоров и соглашений (заявление по форме № 5); - с 01.01.05 уведомления, выданные инспекциями Федеральной налоговой службы, для предоставления имущественного налогового вычета у налогового агента; - документы, подтверждающие расходы физических лиц по операциям купли - продажи ценных бумаг, если они принимались к зачету источником выплаты дохода; - данные платежных документов на перечисление платежей по налогу на доходы физических лиц с данными, имеющимися в налоговом органе. При проверке обоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации могут направляться только работники данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях. Инспекторам необходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемой организацией договоры гражданско-правового характера, законодательство о гарантиях и компенсациях за время нахождения в командировках не распространяется, вместе с тем такие лица могут получать под отчет суммы, связанные с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ, например, расходы по проезду и проживанию. В случае документального их подтверждения стоимость таких расходов, оплаченная за счет средств организации, в налогооблагаемый доход физического лица не включается, а также она не относится на уменьшение дохода, полученного в связи с выполнением работ по гражданско-правовым договорам. При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда. Проверка проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке. Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения. В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ (часть первая), с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению. Предприятие обязано перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а предприятия, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ. Налог перечисляется в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства на оплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненных работ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При недостаточности средств на оплату труда и уплату налога в полном объеме, налог перечисляется в бюджет пропорционально размеру выплаченных средств. Если налоговым агентом перечислен налог в более поздние сроки, то в соответствии со ст. 75 НК РФ, ему будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом[8]. С 01.01.2001 года налоговые агенты освобождаются от обязанности представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы в том числе, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены Министерством РФ по налогам и сборам. Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика под расписку. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Материалы проверки рассматриваются в присутствии главного бухгалтера проверяемого предприятия. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недобора по налогу, пени, задолженности бюджету и штрафных санкций. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций, производятся должностным лицом суда. Итак, основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления налога на доходы физических лиц, по результатам которых бюджет дополнительно получает денежные средства, поступающие на финансирование расходной части казны. 4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ Вариант 6 Гражданин Иванов Иван Иванович работает в ООО «ТОМ». Ежемесячный оклад составляет 30 300 рублей. В июне организация выплатила ему материальную помощь в размере 12 500 рублей. Иванов И.И., женат, имеет на иждивении двоих детей в возрасте 19, 15 лет и жену – инвалида третьей группы. Старший сын является студентом высшего учебного заведения очной формы обучения. Учится на бюджетной основе. В марте Иванов И.И. продал принадлежавшую ему на праве собственности ¼ часть квартиры, за 170 000 рублей (инвентаризационная стоимость – 200 000 рублей). В мае 2008 года Иванов оплатил обучение старшего сына в автошколе. Стоимость обучения составила 15 000 рублей. В сентябре Иванов оплатил операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава, сделанную его жене в Научно-исследовательском институте ортопедии и травматологии в г. Иркутске, стоимостью 180 000 рублей. Он также уплатил страховые взносы по договору добровольного личного страхования в сумме 3 000 рублей. В мае Иванов разработал компьютерную программу и решил получить на нее свидетельство об официальной регистрации. Требуется: определить суммы всех налогов, которые должен уплатить Иванов И.И. и суммы всех вычетов, которые ему должны и могут быть предоставлены (указать, что нужно сделать, чтобы их получить). Решение комплексной задачи:
Решение: 1. Рассчитаем суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемой с гражданина ежемесячно в течение налогового периода у налогового агента:
В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ гражданин имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 000 рублей. В данном случае такой вычет предоставляется только в январе. Кроме того, работник имеет право на налоговый вычет на своих детей (п. 4 ст. 218 НК РФ). В данном случае у плательщика двое детей. Вычет предоставляется следующим образом: на первого ребенка, которому 19 лет вычет предоставляться не будет, так как он учится на бюджетной основе, а на второго ребенка, которому 15 лет - 1 000 рублей ежемесячно (п.п.1 п.4 ст.218 НК РФ). Вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. В данном случае – с января по сентябрь. 2. В июне гражданин получил материальную помощь в сумме 12 500 рублей. На основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы не превышающие 4 000 рублей, полученные в виде сумм материальной помощи, оказываемой работодателям своим работникам. Следовательно, сумма, превышающая 4 000 рублей подлежит налогообложению по ставке 13% (12 500-4 000)* 13%=1105 рублей. 3. В мае Иванов разработал компьютерную программу и решил получить на нее свидетельство об официальной регистрации. В соответствии со ст. 333.30 размер госпошлины будет составлять 270+135+180=585 руб. 4. Рассчитаем налог на имущество. Гражданин является собственником 1/4 доли в квартире инвентаризационная стоимость, которой составляет 200 000 рублей. В данном случае необходимо применить норму п. 2 ст. 1 Закона о налогах на имущество физических лиц N 2003-1 от 9 декабря 1991 года: «Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе». Налоговая ставка – 0,1% (п. 2 Решения Городской Думы четвертого созыва от 11.11.2005 г. № 23/98 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Усть-Илимск»). Так как Иванов продал квартиру в марте, то налог составит (за три месяца): 200 000:4*0,1%*0,25= 12,5 руб. (3/12=0,25) Сроки уплаты налога: равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября (п.3 Решения от 11.11.2005 г. № 23/98 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Усть-Илимск» Городской Думы четвертого созыва). При продаже квартиры гражданин Иванов имеет право на имущественный вычет в размере 170 000 руб. на основании п.п. 1 п. 1 ст. 220. Данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, договора купли-продажи имущества, а также платежных документов (квитанций к приходным ордерам, банковских выписок о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, денежных расписок - в случае осуществления сделки купли-продажи между физическими лицами). 4. Проверим, имеет ли гражданин право на социальные налоговые вычеты. а) На основании п. 2 ст. 219 НК РФ гражданин имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за обучение своего сына в автошколе в размере 15 000 руб. б) На основании п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ гражданин имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за лечение супруги, которое составило 180 000 руб. в) На основании п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ гражданин также имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной на страховые взносы по договору добровольного личного страхования (3 000 руб.) В соответствии со ст. 333.30 п. 5 социальные налоговые вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде, значит, общая сумма социального вычета составит: (15000+180000+3000-120000)*13%=78000*13%=10140 руб. Для получения вычета Иванову необходимо представить в налоговую инспекцию по месту регистрации налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и приложить следующие документы: - письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета. - справку о доходах по форме 2-НДФЛ. - копию договора с образовательным учреждением о предоставлении образовательных услуг. - документы, подтверждающие фактическую оплату обучения. - копию лицензии образовательного учреждения. - заявление о перечислении денег на банковский счет. - копию реквизитов банковского счета. - договор (копию) добровольного личного страхования. - документы, подтверждающие фактическую уплату за страховые взносы. - копию свидетельства о рождении налогоплательщика (для подтверждения родства). - копию договора с медицинским учреждением о предоставлении медицинских услуг. - документы, подтверждающие фактическую оплату лечения. - копию лицензии медицинского учреждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам. Налог на доходы физических лиц с граждан (подоходный налог) – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. Широкое распространение этого налога во многих странах мировой системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения. Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания. Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты. Так, например, в последние годы главное внимание уделяется мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сбора, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Главными задачами контроля за соблюдением налогового законодательства является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 2372. Налоговый Кодекс РФ. 2009 г.3. ФЗ РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-14. ФЗ РФ «О Государственной налоговой службе РФ» от 21.03.91г. с изменениями и дополнениями.5. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 г. Ст.4926. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. 2006 г.7. Буландже М. Служба государственной важности. Налоговый вестник. 1995 г.8. Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами.- М. (Дело и сервис). 2006 г.9. Еналеева И.Д. Налоговое право России: Учебник для вузов / ЗАО Юстицинформ, 2006 г.10. Кашин И.С. О применении главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.// Налоговый вестник .- № 4.- 200411. Пепеляев С.Г. Налоговое право / Юристъ, 2004 г.12. Пепеляев С.Г. Ваш налоговый адвокат. М., 2001 г.13. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. 1996 г.14. Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. 2005 г.15. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Пепеляев С.Г. Налоговое право. Юристъ, 2004 г.[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-04-05-01/13 [6] Пепеляев С.Г. Ваш налоговый адвокат. М., 2001 г. – С. 69 [7] Брысина Г.П.Из практики контроля за выполнение налогового законодательства. 2006 г. – С.128 [8] http://www.audit-std.ru/show_zakon.php?id=3 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |