|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Новая налоговая система КНРНовая налоговая система КНРМинистерство общего образования Российской Федерации КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Реферат Новая налоговая система КНР Выполнила: студентка экон. ф-та, 4 курса, гр 404, ОДО Дудник А.В. Краснодар 2002 За время существования КНР, в соответствии с непрерывным экономическим развитием страны, углублением экономических реформ, структура доходов и расходов бюджета КНР претерпела большие изменения. Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации бюджетных средств являются налоги. В настоящее время основным источником поступлений в государственный
бюджет КНР являются налоговые платежи (более 90%). С начала реформы Создание налоговой системы КНР в середине 80-х г.г. сводилось к восстановлению различных видов налогообложения, замене отчисления прибыли налогообложением, введению НДС, регулированию разницы в уровне доходов предприятий. Число налогов увеличилось с 9 в 1973 г. до более чем 30 к началу 1994 г. Таким образом, сложившаяся за пятнадцатилетний период реформы налоговая система КНР была достаточно разветвлена и многообразна. Однако данная налоговая система имела ряд существенных недостатков. Помимо этого, для предприятий с участием иностранного капитала продолжал действовать "единый торгово-промышленный налог" 1958 г., в то время как для государственных, коллективных и частных предприятий КНР применялись такие налоги с оборота как налог на продукцию, НДС, налог с хозяйственной деятельности, разработанные и принятые уже в середине 80-х г.г. Такая налоговая система ставила в неравное положение предприятия различных форм собственности, что сказывалось на их конкурентоспособности. Примечательной особенностью налоговой системы КНР, действовавшей до
конца 1993 г., являлось практическое отсутствие подоходного налога с
заработной платы рабочих и служащих. Личные доходы в КНР характеризовались
низким уровнем, поэтому налогообложение личных доходов и имущества
отсутствовало. Фактически личный подоходный налог существовал в налоговом
законодательстве страны, однако сумма не- облагаемого минимума превышала
среднюю заработную плату и сводила на нет поступления по этой статье. К началу 90-х гг. в размерах доходов населения произошли значительные
изменения. Так, только по официальным данным, в Китае в настоящее время
насчитывается свыше ! млн. человек, имеющих миллионные доходы. Заработная
плата рабочих госпредприятий составляет около 300 юаней в месяц, а на
совместных предприятиях - в три раза больше. На конец !994 г. вклады
населения в сберегательные учреждения выросли еще на 631,5 млрд. юаней, а
если к этим средствам прибавить покупаемые населением казначейские
обязательства и наличные деньги, то сумма личного дохода населения превысит Налоги с оборота, ориентированные на фиксированные розничные и оптовые
цены, устанавливаемые в административном порядке, также не могли эффективно
работать в условиях рыночной экономики. Налог на добавленную стоимость,
включаемый в цену товара и охватывающий практически весь хозяйственный
оборот, более надежно обеспечивает поступление доходов в бюджетную систему. Действующая с 1 января 1994 г. новая налоговая система КНР включает 21 вид налога и отчисления в различные бюджетные фонды, которые также имеют характер налоговых платежей. Внесены значительные изменения в порядок взимания, базу и ставки действующих налогов. НДС впервые был введен в опытном порядке в 1979 г. в восьми городах Дальнейшее расширение сферы действия НДС привело к увеличению в 1987
г. доли НДС до 38,5% и сокращению доли налога на продукцию до 34% в общей
сумме налогов с оборота. С января 1994 г, в КНР начинается новый этап в
совершенствовании НДС. В отличие от "положения" 1984 г., в 1994 г.
предусмотрено всего три ставки: основная ставка 17%, льготная - 13% и
налоговая ставка при небольших объемах товаров и услуг - 6%. Освобождается
от НДС сельхозпродукция, реализуемая самим производителем, средства
контрацепции, старинные книги, импортируемое и исполъзуемое научно-
исследовательскими и учебными заведениями оборудование, международная
гуманитарная помощь. На предметы личного пользования, ввозимые через
границу частными лицами или получаемые по почте, НДС рассчитывается и
взимается одновременно с таможенной пошлиной. НДС также взимается и при
реализации банками золота или серебра. Таким образом, по новому положению Министерством финансов КНР установлена вилка необлагаемого минимума. Взимание НДС за электроэнергию несколько отличается от общего положения. Так, с предприятий, вырабатывающих электроэнергию, с каждого киловатт часа выработанной электроэнергии взимается НДС по нормативу 4 юаня за каждый киловатт-час, а с предприятий, осуществляющих распределение электроэнергии, установлены ставки в размере 2-3% от суммы, полученной за предоставление электроэнергии, с за- четом ранее внесенного НДС вырабатывающими предприятиями. Совместные предприятия по шельфовой добыче нефти и газа вносят НДС в соответствии с фактической добычей, а ставки и порядок внесения определяются отдельно Госсоветом КНР. Значительные изменения внесены и в порядок взимания другого налога с оборота - налога с хозяйствен- ной деятельности (НХД). До 1993 г. этот налог взимался с предприятий торговли, транспорта и сферы обслуживания, его ставка колебалась в пределах от 3 до 15%. С предприятий розничной торговли, транспорта и связи, строительства и монтажа, предприятий сферы обслуживания и других субъектов хозяйственной деятельности налог взимался с суммы дохода от их деятельности. С января 1994 г. в КНР действуют новые правила по взиманию НХД,
который предназначен в основном для так называемой "третьей
производственной сферы" или сферы услуг. По новому "положению" сфера
действия НХД несколько сужена. Так, с !994 г. сфера оптовой и розничной
торговли облагается уже не НХД, а НДС. Предоставление коммунальных услуг и
услуг по ремонту, а также залоговые операции также находятся в сфере
действия НДС. Если до реформы ! 994 г. насчитывалось 14 наименований сбора Освобождаются от налога детские сады, приюты для престарелых, брачные агентства, больницы, амбулатории, школы, учебно-производственные комбинаты и др. Местным налоговым органам предоставлено право в пределах, установленных Министерством финансов КНР, необлагаемого минимума (200-800 юаней в месяц) определять конкретную сумму необлагаемого минимума. С января !994 г. на территории КНР введен потребительский или акцизный
налог. Акцизный налог не является новым, он выделен в обособленный налог из Совместные предприятия с участием иностранного капитала и иностранные предприятия начиная с ! января 1994 г. также облагаются НДС, НХД и акцизным налогом. Совместные предприятия с участием иностранного капитала, образованные и официально утвержденные до 31 декабря 1993 г., налоговые платежи которых возросли в результате перехода на взимание НДС, акцизного налога и НХД, по заявлению в течение последующих 5-ти лет имеют право на возврат возросшей части суммы налоговых платежей. Ускоренный переход предприятий от отчисления прибыли к подоходному
налогообложению начался в КНР в 1982 г. и осуществлялся в течение трех лет. На втором этапе налоговой реформы в КНР в 1984 г. многие временные Что касается малых государственных предприятий, т.е. предприятий общественного питания и сферы обслуживания, а также коллективных предприятий, то они вносили подоходный налог по 8-ми разрядной прогрессивной шкале ставок в размере от !О до 55%. Подоходный налог с частных предприятий взимался по ставке 35% плюс 7% из оставшейся прибыли в фонд строительства важнейших объектов энергетики и транспорта и плюс еще от 10 до 40% с прибыли владельца предприятия, идущей на личное потребление. С 1 января 1994 г. на территории КНР действует единое "положение" для предприятий государственной, коллективной, частной, смешанной и акционерной форм собственности. Данный закон распространяется также на учреждения и общественные организации, получающие доход от экономической деятельности. Хотя для совместных иностранных предприятий действует отдельный закон о подоходном налоге, введенный с 1 июля 1991 г., тем не менее устранено главное противоречие - ставка подоходного налога во всех случаях установлена в размере 33%. По положению 1994 г. налогооблагаемая сумма дохода включает в себя доходы, полученные в результате производственной и хозяйственной деятельности, от передачи имущества, доходы на банковские депозиты, доходы от сдачи в аренду, дивиденды и др. Из налогооблагаемой суммы позволяется вычитать перед расчетом налога проценты за взятый кредит, заработную плату рабочим и служащим, платежи в профсоюзный фонд, в фонд улучшения материально-бытовых условий рабочих и служащих, пожертвования. Запрещено вычитать из налогооблагаемой суммы дохода вложения в капитальное строительство, штрафы и расходы на получение неимущественных прав, различные спонсорские расходы. Новым законом предусмотрены льготы по подоходному налогообложению для предприятий, расположенных в национальных автономных районах. Введение единой налоговой ставки 33% для большого числа предприятий с невысокой нормой прибыли или мелких предприятий с небольшими объемами производства, которые как раз и составляют подавляющее большинство в КНР, может оказаться разорительным. Поэтому "Положением" предусмотрено применение льготных налоговых ставок. Так, для небольших предприятий, налогооблагаемая сумма которых не превышает 100 тысяч юаней, может предоставляться льготная ставка налога 24%, а для предприятий с доходом менее 30 тысяч юаней в год- 15%. Первый закон КНР о личном подоходном налоге был принят в стране в сентябре 1980 г. Однако необлагаемый минимум был установлен в размере 800 юаней в месяц, что сделало основными субъектами данного налога главным образом иностранных граждан. Доходы от заработной платы, превышающие необлагаемый минимум, облагаются по прогрессивной 7-ми разрядной шкале ставок от 5 до 45%. Доходы от вознаграждений, гонораров, премий, от сдачи в аренду имущества облагаются по единой ставке 20%. Необходимо отмстить, что средняя заработная плата китайского рабочего составляет 200-300 юаней в месяц, поэтому доля подоходного налога в обшей сумме налоговых поступлений была крайне незначительна несмотря на более, чем миллиардное население Китая. Максимальная сумма поступлений по этой статье в !992 г. составляла всего 0,93 млрд. юаней, т.е. менее чем по 1 юаню со среднестатистического гражданина КНР. Кроме того, с января 1986 г. в КНР действовал подоходный налог с индивидуальных промышленных и торговых хозяйств в городской и сельской местности, который взимался с разного рода индивидуальных хозяйств, занимавшихся торгово-промышленной деятельностью, где число наемных рабочих не превышало семи человек. Налог взимался по десятиразрядной прогрессивной шкале от 7 до 60%. С части годового дохода, превышающего 50 тысяч юаней, взимался еще и дополнительный налог в размере 10-40% помимо данногo налога. С января 1994 г. в КНР начинает действовать унифицированный единый личный подоходный налог, объединивший в себе ранее действовавшие законы. В соответствии, с новым законом все личные доходы в КНР разделены на три категории и 11 видов: личные доходы в виде заработной платы и оклада; личные доходы от деятельности индивидуальных торгово-промышленных дворов, хозяйственной деятельности, выполнения подрядных работ для предприятий и учреждений, арендной деятельности; личные доходы в виде авторского гонорара, вознаграждения, процентов, дивидендов, тантьемы, дохода от сдачи в аренду имущества, дохода от передачи имущества. Для каждой категории доходов установлена отдельная шкала прогрессивных
ставок налогообложения. Так, для первой категории доходов, т.е. личных
доходов и окладов необлагаемый месячный минимум установлен в 800 виней и
применяется 9-ти разрядная шкала ставок налога. С суммы, не превышающей Для второй категории доходов также установлена прогрессивная 5-ти
ступенчатая шкала ставок личного подоходного налога. С суммы, не
превышающей 5000 юаней годового дохода, налог установлен з размере 5%. Для третьей категории доходов установлена единая ставка личного подоходного налога в размере 20%. Сумма авторского гонорара перед расчетом личного подоходного налога уменьшается на 30%, а затем уже определяется сумма личного подоходного налога. При передаче имущества из налогооблагаемой суммы может вычитаться первоначальная стоимость и издержки, а с остатка суммы взимается налог. В том случае, если вознаграждение, гонорар или доход от сдачи в аренду не превышает 4 тыс. юаней, из этой суммы может быть вычтен необлагаемый минимум 800 юаней. От личного подоходного налога освобождаются премии в области науки, образования, техники, культуры, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды, выданные от имени Народного правительства различных уровней, иностранными и международными организациями, доходы в виде процента на сберегательные вклады и по государственным облигациям, пособия, пенсии, выплаты по страхованию, доходы дипломатического и консульского персонала зарубежных стран в КНР. Другая значительная группа налогов - налоги на ресурсы - также с начала 1994 г. подвергается значительной реформации. В начале 1994 г. Китай упразднил государственную монополию на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Право осваивать месторождение теперь предоставляется на конкурсной основе государственным ведомствам и частным фирмам за установленную плату. Оговоренные на определенный срок права освоения перспективного района фигурируют в качестве товара на специализированных рынках, действующих под контролем государства. На успешную реализацию новых условий разработки полезных ископаемых и
было направлено принятие в начале 1994 г. нового закона - "Временного
положения КНР о налоге на ресурсы". Отличие нового налога от прежнего
заключается в том, что он охватывает более широкий круг минеральных
ресурсов: нефть, газ, уголь, металлические и неметаллические руды. Кроме
того, значительно повышены ставки налога и он распространяется на некоторые
обогатительные предприятия, а также на предприятия, основанные с участием
иностранного капитала, ведущие добычу полезных ископаемых на территории Конкретный размер налога для каждого субъекта определяется Другим налогом, входящим в группу налогов на ресурсы и призванным регулировать дифференциальные доходы, получаемые от использования земельных участков, является налог на использование земли. Этот налог вносится юридическими и физическими лица- ми, использующими землю в городах и поселках; налоговые ставки были установлены за! квадратный метр земли по трем классам в зависимости от административного значения города. Ставки налога за использование земли дифференцированы в зависимости от
размеров населенных пунктов: так, в крупных городах налог установлен в
размере от 1,5 до 30 юаней за квадратный метр занимаемой земли, в городах
средних размеров - от 1,2 до 24 юаней, в маленьких городах - от 0,9 до 18
виней, в уездных городах, поселках и на территории заводов и рудников - от Освобождаются от налога на использование земли участки, занимаемые
учреждениями партийных организаций, административных и военных органов. Для того, чтобы предотвратить спекуляцию недвижимостью в стране, был введен в начале 1994 г. налог на увеличенную стоимость земли. Субъектами данного налога являются юридические и физические лица, передающие право пользования землей, находящейся в собственности государства, зданиями и сооружениями, расположенными на этой земле. Базой обложения является доход, полученный в результате передачи не- движимости, из которого вычтены суммы, израсходованные при получении права на пользование землей, себестоимость и издержки освоения земли, издержки и себестоимость нового строительства, налоговые суммы, связанные с передачей недвижимости. Налог на увеличенную стоимость земли взимается по 4-х разрядной прогрессивной шкале ставок от 30 до 60%. Одним из представителей другой группы налогов - специальных целевых налогов - является регулирующий налог на инвестиции в основные фонды. Этот налог взимается с юридических и физических лиц при инвестиции средств в основные фонды, где вложенная сумма является базой налогообложения. Действующий с апреля 1991 г. регулирующий налог на инвестиции в основные фонды взимается с правительств различных уровней, общественных организаций, государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и индивидуальных торгово-промышленных дворов, а также частных лиц, осуществляющих инвестиции в основные фонды за счет государственных бюджетных средств, внутренних и внешних государственных кредитов, субсидий, собственных средств предприятий и учреждений. Инвестиции в основные фонды включают в себя инвестиции в
реконструкцию, а также инвестиции в коммерческое жилищное строительство. По
характеру инвестиций в новом "положении" они подразделяются на инвестиции в
основные фонды на вновь строящихся объектах и на инвестиции в основные
фонды на модернизируемых предприятиях. Действуют 5 ставок налога, 0%, 5%, Инвестиции в предприятия сельского, лесного и водного хозяйства, объекты энергетики и транспорта, связи, сырьевую отрасль, геологоразведку, разработку горных месторождений поощряются правительством страны, так как направлены на развитие базовых отраслей, и облагаются нулевой ставкой регулирующего налога на инвестиции в основные фонды. Налог на обслуживание и строительство городов был введен в 1979 г. Налог на строения вносят организации и отдельные граждане, имеющие
имущественные права на строения, расположенные на территории КНР, вне
зависимости от формы собственности и местонахождения. С января 1994 г. этот
налог вносят и предприятия с участием иностранного капитала, расположенные
на территории КНР. По положению КНР о налоге на строения, действующему с Освобождаются от налога на строения здания, занимаемые
государственными органами, народными и общественными организациями,
воинскими подразделениями организациями, состоящими на финансировании В январе 1994 г. на смену двум одновременно действовавшим "положениям" Освобождаются от налога транспортные средства государственных органов, народных и общественных организаций, воинских частей, учреждений, находящихся на финансировании Министерством финансов КНР, рыбацкие лодки водоизмещением менее 1 тонны, погрузо-разгрузочные машины, плавучие пристани и спецмашины. Конкретное определение ставки налога в данной провинции и предоставление льгот находится в ведении местных органов власти. Гербовый сбор взимается при регистрации или выдаче документов. Кроме вышеперечисленных налогов в КНР также действует еще небольшой
ряд налогов на сельхозпродукцию и применяется такая форма изъятия в бюджет,
как отчисления в различные фонды: фонд строительства важнейших объектов
энергетики и транспорта, фонд регулирования бюджета. Однако после реформы С января 1995 г. в КНР образован фонд жилищного строительства, который
строится по территориальному принципу. Фонд формируется за счет отчислений Основными причинами, обусловившими коррекцию налоговой системы КНР в
начале 1994 г., являлись внутреннее экономическое положение, а также
членство КНР в таких международных финансовых институтах как Международный
валютный фонд, Всемирный банк, которые предъявляли требования по приведению
финансовой системы страны, и в частности, налоговой системы КНР к
международным стандартам. Аналогичные требования предъявлялись к КНР и
такой организацией, как генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ- В то же время правительство Китая не собирается отступать от политики
предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам, хотя на смену
сосуществованию двух систем налогообложения пришла унифицированная модель. Список литературы. 1) Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения, СПб.: Изд-во С.- Петирбур. Университета, 2000 г. 30 –ПРЕСС, 1998 г. М.: Изд-во ПРИОР, 2000 г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |