|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные участники налоговых правоотношенийОсновные участники налоговых правоотношенийСодержание
Введение 1 Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов 2 Налоговые агенты, их характеристика 3 Налоговые органы, права и обязанности Заключение Тест Список использованной литературы Введение
Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: - организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; - организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; - налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями. Рассмотрим более детально основных участников налоговых правоотношений. 1 Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (статья 19 НК РФ). Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлены статьей 21 Налогового кодекса РФ. Налогоплательшики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны и т.д. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Статья 22 Налогового кодекса РФ устанавливает гарантии обеспечения и защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ на налогоплательщиков (плательщиков сборов) возложены следующие обязанности: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов и т.д. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели – помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: об открытии или закрытии счетов – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации; о реорганизации или ликвидации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации. 2 Налоговые агенты, их характеристика Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Налоговые агенты обязаны: - правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; - В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; - вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; - Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 Налоговые органы, права и обязанности
Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; - проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом; - производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; - приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК; - осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации; - определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; - требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; - взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК; - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; - заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности и т.д. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Обязанности налоговых органов определяются статьей 32 Налогового кодекса РФ. Налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих изменениях в законодательстве о налогах и сборах и руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (справка представляется в течение пяти дней); осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Заключение Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Все налоги связаны с государственным принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить налоги, если данный вопрос не будет контролироваться государством. Согласно действующему в нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых правоотношений: 1. Налогоплательщики (плательщики сборов); 2. Налоговые агенты; 3. Сборщики налогов и сборов; 4. Налоговые органы; 5. Таможенные органы; 6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ); 7. Органы внутренних дел. В настоящее время налоговые правоотношения в РФ принимают всё более цивилизованный характер с учётом норм международного права. Тестовые задания 1. Сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, называется: а) пеней; б) неустойкой; в) штрафом; г) недоимкой. 2. Налоговая система – это: а) обязательные элементы налогообложения; б) совокупность экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогообложения; в) совокупность налогов и сборов, действующая в конкретном государстве; г) нет верного ответа. 3. Международное двойное налогообложение означает, что: а) два различных лица облагаются налогами в отношении одного и того же дохода; б) один и тот же доход одного и того же лица облагается налогом в более, чем одном государстве; в) налог необходимо уплатить в два срока; г) нет верного ответа. 4. Какой из ниже перечисленных налогов не является местным: а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) оба налога являются местными; г) оба налога не являются местными. 5. Налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии и закрытии счета в банке в течение: а) 1 месяца; б) 10 дней; в) 7 дней; г) 5 дней. 6. Ставка НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта составляет: а) 0%; б) 10%; в) 12%; г) 18%. 7. При применении упрощенной системы налогообложения налоговая ставка равна: а) 1% и 15%; б) 1% и 6%; в) 6% и 15%; г) 18%. 8. Являются ли объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске? а) да; б) нет; в) нет, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. 9. При применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются: а) доходы; б) имущество; в) расходы. 10. В течение какого периода времени с момента получения акта выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе представить в налоговый орган возражение по акту в целом или по его отдельным положениям: а) 10 дней; б) 2 недели; в) 15 дней; г) 2 месяца. Список использованной литературы 1. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., ред. от 30.06.2008 г. № 108-ФЗ). 2. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., ред. от 04.12.2007 г. № 332-ФЗ, с изм. от 30.04.2004 г.). 3. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособ. для сред. проф. учеб. завед./ О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова.- 2 изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2004.- 240 с. 4. Кураков, Л.П. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособ./ Л.П. Кураков.- М.: Гелиос АРВ, 2000.- 385 с. 5. Мальцев, В.А. Налоговое право: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед./ В.А. Мальцев.- М.: Академия, 2004.- 240 с |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |