|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Расходы бюджета РФ и РБРасходы бюджета РФ и РБ
В любой стране государственный бюджет-это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом. Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования основного денежного фонда государства. Эти отношения возникают в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода. При распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода одновременно между участниками распределительного процесса возникают правовые отношения, т.к. каждый из них реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего валового продукта. Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, связаны с функционированием государства. Субъектом бюджетных отношений выступают государство, хозяйствующие субъекты, население и т.д. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Содержание распределительной функции определяется процессом распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта между различными сферами общественного производства, слоями населения и регионами. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства. Контрольная функция заключается в том, что в процессе формирования распределения и использования бюджетных ресурсов отражаются экономические процессы, протекающие в различных звеньях экономической системы. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной
политики состоят в следующем: Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения. Повышение роли государственного бюджета в социальных процессах способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых
экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках
государства. Доходы и расходы бюджета это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение. 1.1. Состав и классификация бюджетной системы. Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений,
связанных с использованием средств государственного бюджета. Организация государственных расходов основана на следующих принципах: 1. Принцип целевого использования средств; 2. Безвозвратность государственных расходов; 3. Соблюдение режима экономии. Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год. Согласно закону РФ «О бюджетной классификации РФ», принятому 07.07.99 г., классификация расходов бюджетной системы включает: классификацию расходов по функциональному признаку; классификацию расходов по экономическому содержанию; классификацию расходов по ведомственному признаку; Классификация расходов по функциональному признаку отражает группировку расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых различными уровнями органов власти. По данному признаку, например, в расходах федерального бюджета выделены: расходы на управление, оборону, международную деятельность, правоохранительную деятельность, на расходы в промышленности и сельском хозяйстве, на образование, культуру, здравоохранение и т.д. Ведомственная классификация отражает распределение расходов бюджета по прямым получателям бюджетных ассигнований. Она одновременно отражает ведомственную и отраслевую структуру управления в государстве. Классификация расходов по экономическому содержанию отражает группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. На основе данного признака выделены расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и т.д. перечисленные расходы составляют группу текущих расходов, кроме которых выделены такие группы, как: выплата процентов, капитальные затраты и т.д. Принцип безвозвратного использования означает, что средства, получаемые из бюджета на финансирование социальных или экономических расходов не возмещается потребителями государству. В условиях реформирования экономики наблюдается острая финансовая недостаточность у регионов и у субъектов хозяйствования, поэтому в бюджетной практике последних лет имеет место возвратное финансирование определённых видов расходов, не включенных в состав бюджетной классификации. При этом за получаемые из бюджета ссуды субъектами РФ и хозяйствующими
органами может производиться оплата, не превышающая ставку Центрального Принцип соблюдения режима экономии подразумевает своевременное доведение бюджетных средств до конечного потребителя, т.е. физического лица. От момента зачисления средств на бюджетный счёт до момента финансирования статьи или подстатьи расходов бюджета проходит определённый период времени. Чем длиннее этот период, тем ниже эффективность использования бюджетных средств. На пути доставки бюджетных средств возможны злоупотребления как со стороны банков, ведущих бюджетные счета, так и со стороны распределителей бюджетных средств. Кроме того, при распределении доходов и расходов необходимо максимально сократить межбюджетные встречные потоки для того, что бы ускорить прохождение средств. Бюджетный контроль на современном этапе не обеспечивает в полной мере эффективное использование бюджетных средств. Необходимо реформирование системы бюджетного контроля с пересмотром функций и полномочий контрольных органов исключая дублирование в их деятельности и одновременно создавая условия для координированного взаимодействия. Расходы бюджета так же различаются по уровню влияния на воспроизводственный процесс. По этому принципу выделяют и капитальные расходы. Текущие расходы включают расходы на содержание социальной и экономической инфраструктуры, выдачу текущих субвенций, трансфертных платежей и т.д. Капитальные расходы связаны с инвестиционной деятельностью государства. В консолидированном бюджете применяется региональное и территориальное разделение расходов бюджетной системы. 1.2. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы определяется
распределением полномочий и функций между уровнями органов власти. 1.2.1. Структура расходов федерального бюджета Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного назначения. В соответствии с приведёнными функциями расходы бюджетной системы распределяются следующим образом: Из федерального бюджета финансируются расходы: 1. На оборону, в т.ч. финансовое обеспечение программы конверсии; 2. На государственную поддержку отдельным отраслям; 3. На финансирование внешнеэкономической деятельности; 4. На социально-культурные мероприятия; 5. На обслуживание государственного долга; 6. Расходы, связанные с содержанием органов исполнительной и представительной власти (федеральных органов). Важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование
концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции –
адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за
соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот
принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют
полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым
могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях
дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на
нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в
ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема
реструктуризации расходов федерального бюджета. Их структура представлена в
таблице 1. Таблица 1 * - в 1996, 1997 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не выделялись. Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно что их доля в расходах бюджета 1997 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд. руб., по сравнению с расходами 1996 г. которые составили 49509,6 млрд. руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на 1997 год; Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета увеличились
с 956,1 миллиардов рублей, в 1996г. до 1077,7 миллиардов рублей, в 1997 г. "Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных
происшествий", расходы этой статьи выросли с 5798.4 миллиардов рублей, в Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на сельское
хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1996 г. до 9 487
млрд. руб. в 1997 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес расходов в Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во
всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала. Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются: - организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК; - борьба с наиболее распространенными болезнями; - создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителем на конкурсной основе, творческим коллективам или группам отдельных ученых, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики. В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям. Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что расходы на науку в 1997 году увеличились на 2042 млрд. руб., по сравнению с расходами на 1996 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%. Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны. Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы. Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др. Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления. Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”. Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1996 г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме расходов на 3,26% по отношению к 1996 году. Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов: - На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда; - На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности; - На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств; - На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов; - Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов. Основными документами, определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы. В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели. Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1996 году. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по
погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к
общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства. В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством. Обслуживание государственного долга по сравнению с 1996 годом увеличилось на 25179,6 миллиардов рублей. В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1998 году значительно выросли расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «Обслуживание государственного долга» (с 13,4% в 1996 году до 35,97% в 1998 году), тут же можно отметить статью «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». Снизились расходы по статьям « Сельское хозяйство и рыболовство» и «Промышленность, энергетика и строительство». Остальные статьи увеличились в расходной части с небольшим изменением в отношении к предыдущему году. Вместе с тем, объём расходов на здравоохранение в 1998 году очень низок. 1.2.2. Структура расходов бюджета РБ В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов финансируются расходы на правоохранительные органы. Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов власти финансируются из соответствующих уровней бюджета. Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально- культурные мероприятия. В финансировании народного хозяйства преобладают расходы на предприятия ЖКХ, общественного транспорта, компенсации разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, дотации отдельным предприятиям, ссуды предприятиям бытового обслуживания населения и представителям малого бизнеса. Приведём пример динамики и структуры расходов консолидированного
бюджета РБ. Таблица 2 Постоянный рост расходов на управление свидетельствует о необходимости
совершенствования аппарата управления, упразднения излишних звеньев и
параллельно существующих структур, экономного и рационального расходования
средств на эти цели. В 1996, 1997 годах эта цифра составила 3,1%, в 1998
году 4%. Расходы на 1998 год были запланированы с увеличением по сравнению
с 1997 годом на 24,1% в связи с увеличением фонда оплаты труда в
соответствии с Указом Президента РБ «Об установлении надбавок к должностным
окладам в органах государственной власти РБ». Из таблицы 2 видно, что от
года к году идёт увеличение расходов по всем статьям, но в то же время в
области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:
бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко
распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Рассмотрим структуру расходов бюджета РБ в сравнении с расходами
федерального бюджета и их соответственного распределения по звеньям
бюджетной системы. Таблица 3 По приведённой структуре расходов мы видим, что в бюджете Республики Следует отметить, что бюджетный год начался в трудных условиях. В целях
смягчения создавшегося положения Президентом Республики Башкортостан и Финансовая самостоятельность Республики Башкортостан позволяет смягчить воздействие экономического кризиса на жизненный уровень населения, в результате чего ситуация в социальной сфере Республики Башкортостан оказалась несколько лучше, чем в других регионах Российской Федерации. Глава 2. Роль бюджета в финансовом обеспечении развития приоритетных отраслей
Материальное производство выступает сферой, где создаётся стоимость и
прибавочная стоимость. В плановой экономике основная часть стоимости,
созданной в сфере материального производства распределяется государством. В
рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт условия
для сокращения перераспределительных процессов. Поэтому материальное
производство должно функционировать на основе принципа самофинансирования. Простое воспроизводство, в основном, обеспечивается выделением дотаций
для покрытия текущих затрат и поддержания уровня цен на отдельные виды
продукции. В Российской Федерации имеется практика предоставления бюджетных ссуд. В настоящее время, бюджетные ссуды имеют более здоровую основу, т.к.
выдаются на мероприятия, связанные с реализацией федеральных программ по
специальным распоряжениям правительства, т.е. не выступают актом
благотворительности, а ориентированы на отдачу в виде экономического роста,
расширения воспроизводства. Бюджетные кредиты предусмотрены и на уровне
бюджетов субъектов Российской Федерации. На региональном уровне такие
кредиты направляются в преобладающей степени на развитие малого бизнеса и
более эффективны, т.к. здесь возможен более оперативный и жёсткий контроль
за реализацией кредитного проекта. Таблица 4 Расходы федерального бюджета на развитие промышленности, энергетики и
строительства составляют 27,49 миллиардов рублей. Наиболее крупными
статьями здесь являются: Государственные инвестиции составляют 17, 4 миллиардов рублей, в то
время как общий объём инвестиций составляет 450 миллиардов рублей. Доля
государственных инвестиций в их общем объёме, таким образом, составляет 2.1.1. Расходы на оборону Остановимся подробнее на статье «Национальная оборона», которой в
расходной части федерального бюджета на 1998 год отводится 81,77 миллиардов
рублей. Чрезмерная военная нагрузка на экономику и опасность продолжения
гонки вооружений обусловили необходимость значительного снижения объёма
военного производства и конверсии оборонной промышленности Российской В 1995 году доля федеральных затрат на оборону составила около 3% ВВП;
при этом задолженность по государственным закупкам вооружения и военной
техники превысила за год 23%. В абсолютном выражении затраты на оборону в Что касается экспорта вооружений, то в Российской Федерации в настоящее время характерно уменьшение его функций: если ранее он был инструментом внешней политики страны, то сейчас стал источником финансовых ресурсов, сравниваемый по объёму с оказываемой международной помощью. Однако экспорт оружия так же резко уменьшился и не смог компенсировать снижение федеральных ассигнований на закупки вооружения и военной техники и на конверсию. Снижение абсолютных размеров бюджетных ассигнований на оборону в Таким образом, в 1990 – 1995 гг. реальные абсолютные размеры затрат на военные НИОКР, а так же на закупки вооружения и военной техники снизились по самым минимальным оценкам более, чем в десять раз. При столь резком сокращении затрат на оборону создаются предпосылки для обострения политических, социальных и экономических проблем. Последствиями этого являются: Схема 1 [pic] Из Схемы 1 видно, что расходы на оборону в Российской Федерации медленно идут на убыль. Прогноз динамики военных расходов в постоянных ценах Российской Федерации показал, что современная доля расходов на оборону в ВВП (около 4%) будет недостаточно для обеспечения баланса сил с соседними странами начиная с первой половины следующего десятилетия (даже с учётом более высокого качества отечественной военной техники и НИОКР). Для поддержания надёжного баланса сил Российской Федерации придётся значительно увеличить долю расходов на оборону в ВВП после 2000 года – примерно 8-9%, то есть уровня, близкого к уровню в СССР в 80-е годы. 2.1.2. Бюджетные трансферты в аграрный сектор Развитие агропромышленного комплекса - приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Поэтому были приняты решения направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленного комплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются: - финансирование проведения земельной реформы; - финансирование поддержки развития фермерства; - создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе; - поддержка социальной инфраструктуры села; - мелиорация земель и поддержание мелиоративных систем; - улучшение земель связанное с повышением плодородия; - поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов; - строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; - финансовая помощь по землеустройству. По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в целом выделено 12,02 миллиардов рублей бюджетных ассигнований (см. таблицу 4), из них возвратных средств 9,9, из которых 4 миллионов рублей направлены на расходы по формированию Федерального продовольственного фонда, 4,5 миллионов рублей направлены на расходы на формирование фонда льготного кредитования сезонных затрат, и 1,4 миллионов рублей направлены на расходы по формирование лизингового фонда. Вообще, уровень государственных затрат на сельское хозяйство в
значительной мере определяется не экономическими, а политическими
причинами, а именно силой аграрного лобби в законодательном органе. В Доля затрат по статье «Сельское хозяйство и рыболовство» в федеральном
бюджете за годы реформ, казалось бы, несколько снизилась, однако влияние
аграрной фракции в Государственной Думе определяется так же и тем, что при
вынужденном секвестировании расходов федерального бюджета расходы на АПК
сокращаются в меньшей мере, чем по другим статьям. При рассмотрении
структуры бюджета Российской Федерации нужно принимать во внимание то, что
статья «Сельское хозяйство и рыболовство» включает в себя не весь перечень
затрат на АПК, их отдельные элементы так же содержатся и в других расходных
статьях. Но и это ещё не все затраты государства на продовольственный
комплекс Российской Федерации. Налоговые льготы сельскохозяйственным
производителям в 1995 году, по данным Министерства Финансов Российской Доля бюджетных затрат на сельское хозяйство в 1995 году составила около Таблица 5 Вернёмся к анализу бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» - видно, что увеличивается государственная поддержка по проведению программы земельной реформы и программы повышения плодородия почв. На эти цели направляются централизуемые средства земельного налога, объём которых составил 2,6 миллиардов рублей, что на 0,2 миллиардов рублей больше объёма 1997 года. Рациональное использование собственных и привлечённых средств из фонда льготного кредитования должно обеспечивать приобретение сельскохозяйственными производителями горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и других сезонных затрат без дополнительной помощи государства. В фонд льготного кредитования в 1998 году так же были привлечены средства, направляемые в погашение бюджетной ссуды в виде отсроченного товарного кредита, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями в 1995 году. Бюджетные ссуды на формирование федерального продовольственного фонда в На 1998 год предполагалась стабилизация сельскохозяйственного
производства, хотя это условие "закладывалось" во все годовые бюджеты
последних шести лет "реформирования", в том числе и агропромышленного
комплекса. Но в 1997 году валовая продукция сельского хозяйства уменьшается
по отношению к предыдущему году на 5% (в 1996 на 7%). В общем, за период с Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через
проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса. Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит так же
от социально-экономических условий складывающихся в различных регионах 2.2. Расходы в сфере материального производства бюджета Республики В рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт
условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципа
самофинансирования, поэтому государство постепенно сокращает расходы в
сфере материального производства. Исходя из данных в Таблице 3 можно
утверждать, что наблюдается неуклонное снижение расходов на данную статью:
в 1996 году они составляли 40,4%, в 1997 – 24,4%, а в 1998 году они
составляют уже 23,0%. Таблица 6 Из Таблицы 6 видно, что расходы на сельское хозяйство имеют наибольший
удельный вес. Так, в 1995 году они составляли 36,8%, в 1996 году – 44,7%, в В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов,
объёмы закупок сельскохозяйственной продукции должны быть сокращены и
ограничены теми потребностями, которыми не могут быть удовлетворены
рыночные механизмы. Практика последних лет выявила низкую эффективность
почти всех типов дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскохозяйственным
производителям из федерального бюджета. Средства бюджета для выплат
компенсации затрат на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы
гораздо эффективнее могли быть использованы для гарантий части риска
поставщиков сельскому хозяйству на условиях коммерческого кредита. Раздел по АПК составлен с учётом основных направлений государственной поддержки, определённых посланием Президента Российской Федерации в части, относящейся к аграрному сектору, федеральным законом "О государственном регулировании АПК", указами Президента Республики Башкортостан по вопросам развития АПК. На поддержку Республике намечается направить 1218 миллионов рублей, что составит 12,3% расходов бюджета Республики Башкортостан. Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием затрат на капитальные вложения. Примером расходов на расширенное воспроизводство являются расходы на промышленность, энергетику и строительство, то есть бюджетные средства вкладываются в приоритетные отрасли, которые в будущем могут принести наибольшую прибыль. В последние годы структура финансирования народного хозяйства меняется в пользу дотаций и компенсаций, так как происходит резкое снижение средств, выделяемых на финансирование капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений представляет собой предоставление бюджетных средств на создание новых и реконструкцию ранее действовавших основных фондов. Эти ресурсы будут направляются на развитие отраслей социальной сферы, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. При анализе статьи "Жилищно-коммунальное хозяйство" наблюдается
тенденция к уменьшению расходов, так, в 1997 году они составили 37,5%, а в В Республики Башкортостан продолжается приём жилищного фонда оборонных
отраслей промышленности, акционерных обществ, предприятий и организаций в
муниципальную собственность. Проведение комплексной реформы в жилищно-
коммунальной сфере является ключевым вопросом государственной политики. Необходимо обеспечить повсеместное предоставление жилищных субсидий, социальной поддержки тем, кто в ней нуждается; предоставить льготы по оплате жилья малообеспеченным семьям. В статье расходов "Транспорт, дорожное хозяйство и связь" видна явная
тенденция снижения с 1996 года, в 1995 году расходы составили 9,9%, в 1996
году – 11,0%, в 1997 году – 8,8%, а в 1998 году уже 7,4% (см. Таблицу 6). Глава 3. Социальные расходы в России.
Расходы в социальной сфере подразделяются на расходы по социальной
защите и расходы по социальному обеспечению. Эти расходы подразделяются на
следующие основные группы: Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально- культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально- культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов. Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Социальная защита населения предполагает участие государства в функционировании учреждений, предоставляющих населению социальные услуги, с тем, что бы независимо от уровня доходов обеспечить население минимальным объёмом социальных услуг. Финансирование осуществляется из всех уровней бюджетов, однако в социальной сфере преобладают расходы территориальных и местных бюджетов. Состав расходов, финансируемых из бюджета в социальной сфере, определяется набором услуг, гарантированных населению государством. Эти расходы включают расходы на образование, на культуру и искусство, на содержание средств массовой информации, на здравоохранение и физическую культуру. Наиболее значительными являются услуги учреждений образования и учреждений здравоохранения. В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера образования признана приоритетной. Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования. Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход. Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают в себя расходы на организацию дошкольного воспитания, расходы на организацию профессионально-технического образования, на переподготовку кадров и повышение квалификации, и расходы на организацию высшего образования. Сюда же включаются расходы на мероприятия по внешкольной работе с детьми, на содержание централизованной бухгалтерии, на проведение летней оздоровительной компании, на проведение методических работ, технической пропаганды по народному образованию. Расходы на культуру и искусство включают в себя расходы на содержание учреждений культуры и искусства, на кинематографию, а так же расходы на прочие мероприятия в этой сфере. Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя расходы на содержание телевидения и радиовещания, периодической печати и издательств, на содержание программ средств массовой информации. Расходы на здравоохранение и физическую культуру включают в себя
расходы на содержание учреждений здравоохранения, на осуществление
санитарно-эпидемиологического надзора, на физическую культуру и спорт. Санитарно-эпидемиологический надзор предполагает финансирование расходов на содержание дезинфекционных станций, на проведение мероприятий по борьбе с эпидемиями, на содержание центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Расходы по социальному обеспечению включают в себя расходы на
содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов
для малолетних инвалидов, расходы на обучение и трудоустройство инвалидов. Значительная сумма расходов бюджета направляется на врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того, предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов. Ряд расходов социального характера отражается в федеральных программах,
таких, как "Дети России", "Развитие малочисленных народов Севера" и др. 3.1.1. Социальные расходы в России На протяжении периода высокой инфляции (1992-1996 гг.) социальная
политика в Российской Федерации, как и во многих других странах с
переходной экономикой, была ориентирована преимущественно на наращивание
удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то
же время, повышение эффективности программ оказалось на втором плане. Социальные расходы государства в России и странах Восточной Европы (в % к ВВП). Таблица 7 Такой рост государственных социальных расходов в начальный период
экономических реформ наблюдался в большинстве стран Восточной и Центральной Политика финансовой стабилизации, предпринятая федеральным правительством в 1995 году, выявила несостоятельность стратегии, при которой ограниченность реформ в сфере социального обеспечения государство попыталось скомпенсировать наращиванием расходов на эти цели. В результате, для уменьшения бюджетного дефицита до уровня, который можно полностью профинансировать из неинфляционных источников, потребовалось снизить суммарные расходы консолидированного бюджета на 8% ВВП. Существенные сокращения затронули практически все виды расходов. Например, расходы на оборону уменьшились на 1,5%, а на народное образование – на 0,9% ВВП. Эффективность большинства социальных программ остаётся весьма низкой. Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1996 году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1997 году – 9,4%, а в 1998 году – 10,2%. Если учитывать, что повышение доли социальных расходов в общем объёме расходов федерального бюджета сопровождается перераспределением социальных расходов в пользу региональных бюджетов, то приведённая динамика показателя свидетельствует об исключительной значимости, придаваемой социальной сфере федеральными органами власти. Таким образом, невзирая на концентрацию усилий в социальной сфере, проблема финансирования социальных расходов в Российской Федерации остаётся одной из наиболее острых. Внебюджетные фонды позволяют в некоторой степени снять остроту проблемы, однако будучи прямо привязанными к производству, они так же испытывают острую нехватку ресурсов, особенно наглядна ситуация в функционировании Пенсионного фонда Российской Федерации. Расширяется сфера платных социальных услуг, то есть платное
образование, на всех его ступенях, платное медицинское обслуживание и т.д. 3.1.2. Социальные расходы в РБ. Расходы на социально-культурную сферу состоят из следующих направлений расходов: 1. Расходы на финансирование образования и профессиональную подготовку кадров; 2. Расходы на финансирование здравоохранения; 3. Расходы на содержание учреждений культуры и искусства; 4. Расходы на содержание средств массовой информации; 5. Расходы на физическую культуру и спорт; 6. Расходы по социальному обеспечению. Расходы на финансирование образования и профессиональную подготовку
кадров: на финансирование учреждений образования в 1998 году направилось В структуре расходов в подстатье "Образование" заметна тенденция
снижения с 1996 года: в 1995 году – 46,9%, в 1996 году – 48,3%, в 1997 году Таблица 8 В расходах по статье "Культура и искусство" значительная доля расходов
приходится на учреждения и мероприятия Министерства Культуры Республики Статья "Здравоохранение и физическая культура": критическое состояние
здравоохранения обусловлено, в основном, несоответствием обязательств
государства по оказанию бесплатной медицинской помощи гражданам. Расходы на
здравоохранение, физическую культуру и спорт направляются на: Для решения проблем отрасли необходимо: В настоящее время чрезмерно высокая доля выделяемых средств уходит на высокоспециализированную медицинскую помощь, где затраченные средства дают ограниченный эффект. Уровень же расходов, приходящихся на недорогостоящие и высокоэффективные виды медицинской помощи недостаточен. Решение проблем здравоохранения непосредственно связано с реформированием системы социального страхования. Объединение средств фондов обязательного медицинского страхования и социального страхования позволит упорядочить движение финансовых ресурсов, усилить контроль за распределением и расходованием средств на оказание населению медицинской помощи. Расходы на здравоохранение и физическую культуру имеют незначительную тенденцию к снижению: в 1995 году – 26,8%, в 1996 году – 27,3%, в 1997 году – 27,2%, а в 1998 году – 25,0% (см. Таблица 8). Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя: В 1995 году этот вид расходов составил – 1,3%, в 1996 году – 1,7%, в Расходы по социальной политике: в расходах на выплату пенсий и пособий
гражданам учтены расходы на выплату пенсий за выслугу лет, на доплату к
пенсиям отдельных категорий нетрудоспособных граждан, на доплату к пенсиям
женщин – участниц ВОВ. Учтены расходы фонда социальной поддержки населения В структуре расходов по статье "Социальная политика " присутствует
явная тенденция к повышению начиная с 1996 года: : в 1995 году – 20,6%, в Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1996 году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1997 году – 9,4%, а в 1998 году – 10,2%. Заключение Финансирование социально-культурных мероприятий осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, однако, преимущественно эти расходы финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, существуют специальные внебюджетные фонды, такие, как фонд Обязательного страхования, региональные фонды финансирования образовательных учреждений, которые так же выступают источником финансирования социальных расходов. Так же в составе бюджетов формируются целевые фонды, при помощи которых предусматривается финансирование различных социальных программ.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |