|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Система налогообложения за пользование недрамиСистема налогообложения за пользование недрамиМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Факультет «Финансист» Кафедра налогов и налогообложения КУРСОВАЯ РАБОТА по теме: Система налогообложения за пользование недрами. Студент группы _____________ _________________ подпись, дата Руководитель _______________ _______________ Байбородина В. Г. уч. степень, уч. звание подпись, дата Хабаровск 2009 Содержание Введение 1. Экономическое содержание, исторический характер и значение системы платежей за недропользование 2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами 2.1 Разовые платежи 2.2 Регулярные платежи за пользование недрами 3. Экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты НДПИ 3.1 Особенности действия НДПИ на современном этапе 3.2 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов – альтернатива НДПИ Заключение Список использованных источников Введение Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Шарль Л. Монтескьё Говоря об истоках происходящего сегодня в России кризиса, называют разные причины. В большинстве публикаций прослеживается мысль, что кризис в Россию импортирован извне: из Америки, из Европы, из других частей света. При этом анализируются причины, приведшие к мировому системному финансовому кризису. По мнению некоторых российских исследователей, основой и первопричиной происходящих в России кризисных событий является кризис недропользования, те глубинные экономические процессы, которые связаны с воспроизводством, добычей и реализацией полезных ископаемых. Мировой кризис обнажил кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована высоким спросом на российское минеральное сырье на мировом рынке. С начала рыночных реформ (да и в последние годы советской власти) недропользование - это основной доминирующий сектор экономики нашей страны. Это - более половины доходной части консолидированного бюджета и созданные накопительные фонды нашей страны (золотовалютные резервы, резервный фонд и фонд национального благосостояния). Это - основа создания необходимой рынку финансовой системы и финансовой олигархии. Это - основная часть рынка ценных бумаг, его "голубых фишек". Это - львиная доля экспорта и поступления валюты в страну. Это - основа притока и оттока капиталов и основа сегодняшнего корпоративного долга западным банкам. Это - основа геополитического влияния нашей страны, основа нашей "великости". Это - основа экономической и национальной безопасности. В связи с этим, важность системы налогообложения недропользования сложно переоценить, наиболее важные экономические и финансовые показатели поставлены в зависимость от эффективности ее функционирования. Вступивший в силу в конце 90-х годов Налоговый кодекс Российской Федерации, стал, по сути, ключевым нормативным документом, задачами которого было установление единых правил и условий для обеспечения устойчивых темпов экономического развития, а также повышения деловой активности российского бизнеса. Однако, на сегодняшний день Налоговый кодекс не обеспечивает в должной мере решение поставленных перед ним ранее задач по стимулированию развития бизнеса и росту экономики, а является инструментом создания избыточной налоговой нагрузки на бизнес. По мнению ряда специалистов, основной проблемой, мешающей сегодня налоговым органам реализовать свой функционал с полной и положительной отдачей, является отсутствие тщательно проработанной системы, которая бы полноценно сочетала в себе механизмы правового регулирования стимулирующей, регулирующей и фискальной функций, в том числе в отношении налогового администрирования недропользования. В связи с этим, целью данной курсовой работы был анализ существующей системы налогообложения недропользования в России, ее законодательной основы и эффективности реализации на практике, возникающих проблем и возможностей совершенствования в дальнейшем. 1. Экономическое содержание, исторический характер и значение системы платежей за недропользование Платежи за пользование недрами по своей правовой природе представляют собой вознаграждение, уплачиваемое пользователем недр собственнику недр - государству в связи с предоставлением участков недр в пользование. Этим они отличаются от налогов - обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ, далее - НК РФ). К другим отличительным чертам платежей за пользование недрами следует отнести их дифференцированный размер в зависимости от характеристики объекта, а также использование их по целевому назначению - на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В принципе платежи за пользование недрами как вознаграждение пользователя недр собственнику устанавливаются по соглашению сторон и могут быть различными: или фиксированными, или переменными как процент от продукции (дохода), или представлять их комбинацию. В зависимости от стадии освоения участка недр платежи выступают в виде: 1) бонусов (bonus) - разовых платежей, уплачиваемых при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата и установленных в соответствии с условиями соглашения; 2) ренталс (rentals) - ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ, установленных за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска; 3) роялти (royalty) - регулярных платежей, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемых инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья. С точки зрения срока уплаты платежи могут быть единовременными (бонусы, включая сборы, плату за использование геологической информации) или регулярными (ренталс, роялти), размер которых меняется в зависимости от стадии разработки месторождения. Аналогичная система платежей существует и за рубежом. К примеру, в США добывающие компании в связи с предоставлением права пользования недрами уплачивают бонусы, арендную плату, роялти. В Норвегии налогообложение предприятий в нефтегазовой отрасли включает в себя стандартный налог на компании в 28%, специальный налог в 50% и роялти на месторождениях. Месторождения полезных ископаемых значительным образом отличаются друг от друга. Природные характеристики полезных ископаемых на данном месторождении, глубина их залегания и сложность извлечения, а также местоположение участка недр по отношению к населенному пункту, транспортным путям, рынку сбыта и другие факторы - все это в совокупности определяет доходность того или иного месторождения. Понятно, что данный показатель существенным образом отличается на каждом месторождении. Как следствие, применение равного налогообложения ко всем участкам недр приводит к тому, что добывающие предприятия разрабатывают высокодоходные месторождения полезных ископаемых (которых не так и много), извлекая сверхдоходы в свою пользу, а в отношении других месторождений - лишь "снимают сливки". Очевидно, что подобный подход не способствует полному извлечению полезных ископаемых и тем самым эффективному использованию недр. Именно это лежит в основе критики существующей системы налогообложения в недропользовании. С нашей точки зрения, целью налогообложения пользования недр должно быть, с одной стороны, максимальное извлечение государством как собственником недр ренты в свою пользу, а с другой - полное извлечение полезных ископаемых из недр при их добыче. В экономической литературе различают абсолютную и дифференцированную ренту. Абсолютная рента как избыточный доход собственника природных ресурсов возникает при эксплуатации любого объекта (земельного участка, месторождения полезных ископаемых и т.д.). Помимо абсолютной ренты у собственника может возникнуть дополнительный сверхдоход - дифференцированная рента при условии, что доход от использования природного объекта превышает издержки и среднюю прибыль на капитал. Она представляет собой избыточный чистый доход, создаваемый на предприятиях, характеризующихся более благоприятными горно-геологическими условиями, местоположением и природным качеством добываемого сырья (горная рента 1) или ведущих более интенсивно (за счет дополнительных капитальных вложений) свое производство (горная рента 2). Некоторые авторы полагают, что при эксплуатации самоневоспроизводимых природных ресурсов не возникает дифференциальная рента II, а образуется только дифференциальная рента I; в прочих условиях имеют место оба эти вида ренты. Ясно, что дифференциальная рента I должна принадлежать собственнику месторождений - государству, а дифференциальная рента II - лицу, применяющему передовую технологию, - недропользователю. Итак, рента всегда отражает разницу в прибыли при добыче полезных ископаемых на разных участках недр, возникающую в связи с разницей в затратах на добычу, обусловленную как природными условиями, так и применением новой передовой технологии извлечения природных ресурсов, в транспортных расходах, а также в доходах от реализации полезных ископаемых, имеющих разную физико-химическую характеристику, и т.д. При разработке старых месторождений затраты на извлечение природных ископаемых будут с каждым годом увеличиваться, а значит, у недропользователя скорее будет формироваться убыток, а не нормативная прибыль и тем более сверхприбыль. Государство, стремящееся извлекать в полном размере находящиеся в недрах полезные ископаемые, обязано использовать гибкую систему налогообложения с предоставлением соответствующих налоговых льгот. Вместе с тем при образовании дифференциальной ренты I государству следует увеличить размер платежей за пользование природными ресурсами на участках недр с лучшими горно-геологическими, природными и экономико-географическими условиями разработки месторождения. В рыночной экономике рента изымается через налоговую систему. В мировой практике применяются различные налоговые схемы изъятия ренты: - устанавливаются специальные налоги на добычу нефти с плавающей налоговой ставкой, которая варьируется в заданных пределах - минимальном и максимальном - в зависимости от текущей рентабельности разработки месторождения; - устанавливается дополнительная или увеличенная ставка налога на доходы (прибыль) предприятия; - применяется специальный налоговый режим раздела продукции, при котором государство получает свою, установленную в концессионном соглашении долю продукции в виде товарной нефти, либо ее стоимостном выражении. Доля государства зависит, как правило, от потока наличности предприятия-концессионера. Каждая из этих налоговых схем дополняется системой штрафов и налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в геологоразведку и добычу и обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства. Также устанавливаются различные скидки при добыче трудно извлекаемых запасов, на истощенных месторождениях и т.п. После перехода на рыночные условия в России действовали две налоговые схемы в недропользовании (и соответственно в нефтедобыче), кардинально отличавшиеся друг от друга. Первая схема налогообложения недропользователей в России была введена в 1992 г. федеральным законом «О недрах» и просуществовала до 2001 г. Основными платежами в этой схеме были: - разовые и регулярные платежи за право добычи полезных ископаемых. Регулярные платежи устанавливались при выдаче лицензии в виде процентной налоговой ставки (в заданных минимальном и максимальном пределах) от стоимости первых товарных продуктов, получаемых из добываемого минерального сырья. Для нефти это была сама товарная нефть, предельные ставки платежа от 6 до 16%; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые устанавливались в виде твердой процентной ставки. Для нефти она равнялась 10%. Казалось бы, нефтедобывающие предприятия должны были тогда платить налогов до четверти (от 16 до 26%) от стоимости товарной нефти. Однако платили они в лучшем случае 2-3%, поскольку законодательство позволяло вводить трансфертные внутрифирменные цены на добытую нефть на устье скважины, которые были на порядок и более ниже фактических цен реализации. Было множество и других легальных механизмов так называемой «оптимизации» налогообложения. Правительство об этом знало, но «оптимизация» сохранялась. Представляется, что целью первой схемы налогообложения недропользователей (1992-2001 гг.) было не изъятие ренты в бюджет, а ее передача узкому кругу лиц - владельцам добывающих компаний с тем, чтобы в переходный к рынку период за короткое время создать в России финансовую олигархию. Вторая схема налогообложения готовилась долго. Почти целый год ее обсуждали на всевозможных совещаниях, парламентских слушаниях и т.п., где она, как правило, подвергалась обструкции. Но Правительство РФ настаивало на ее введении, и она была принята и введена с 1 января 2002 г. Началась, по существу, новая эра в нефтегазовой экономике. Во-первых, были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ), что еще более осложнило проблему финансирования геолого-разведочных работ из федерального бюджета. Был отменен целевой фонд воспроизводства МСБ, что сразу же снизило финансирование геологоразведки из федерального бюджета с 18 млрд. до 6 млрд. рублей в год. В результате такого "усовершенствования" платежи в бюджет перестали зависеть от геологических условий разработки месторождений. По сути, это привело к существенному ухудшению условий функционирования тех компаний, основной объем добычи которых привязан к старым, сильно истощенным месторождениям. Во-вторых, исключили из закона «О недрах» платежи за право добычи. Вместо них ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тем самым Правительство РФ решило, что горную ренту оно может не собирать в бюджет. Поэтому вместо горной ренты в виде дифференцированных платежей за добычу была принята плоская шкала НДПИ, что противоречит мировой практике. В-третьих, особые правила формирования НДПИ были установлены для нефти. Потонную ставку накрепко «привязали» к мировым ценам на нефть (подробнее о формировании НДПИ – в 3-ей главе). В-четвертых, были резко увеличены вывозные таможенные пошлины на нефть. Россия является первенцем по введению таможенных пошлин на нефть. До этого никто в мире ещё не додумался. Пошлины начали вводить в 1999 г., но до 2002 г. их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за одну тонну. С 2002 г. механизм расчета пошлин прочно привязали к мировым ценам на нефть. С 1 февраля размер вывозной пошлины на нефть составляет 100,9 долларов за тонну, или 3329,7 руб. (при курсе 1$ = 33 руб.). За период с 2003-го по 2005 год доля платежей и налогов за недропользование в сумме доходов, поступивших в федеральный бюджет, возросла с 21,6% до 44,5%. Из этой динамики можно сделать вывод, что целью нового налогообложения является изъятие у нефтяников как можно больше средств в федеральный бюджет. Поэтому денежные потоки нефтяников существенно сократились. Это позволило в какой-то мере уменьшить ставки других налогов (НДС, налога на прибыль и т.п.). Использование рентных доходов также изменилось в последние годы. В Советском Союзе сумма ренты распределялась на следующие основные цели: обеспечение бесплатного образования и медицинского обслуживания, усиление обороноспособности, капитальные вложения как в нефтегазодобычу и воспроизводство МСБ, так и во все обслуживающие и инфраструктурные отрасли, в том числе в тяжелую промышленность, машиностроение, и пр. В рыночной России сумма нефтяных рентных доходов и ценовой ренты изымается, главным образом, в Стабилизационный фонд, то есть направляется на поддержание экономики развитых капиталистических стран. В этой связи заметим, что федеральный бюджет – это баланс доходов и расходов государства. Однако в России горная и ценовая рента поступает в федеральный бюджет в виде доходов, но не направляется на расходы, а отчисляется в Стабилизационный фонд. Какой же это баланс? Но если рента не расходуется, то это не есть доходы бюджета государства, а доходы общества, которое и должно ими распоряжаться. Действующее законодательство о недрах (ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах") предусматривает следующие платежи при пользовании недрами: 1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до пяти метров), используемых по целевому назначению); 3) плата за геологическую информацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за выдачу лицензий. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Это прежде всего налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. Налог на добычу полезных ископаемых был введен сравнительно недавно: 1 января 2002 г. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ. Он кардинальным образом изменил систему платежей при пользовании недрами, исключив регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и заменив их налогом. Сегодня реформа экономики страны во многом базируется на обеспеченности государства доходами от нефтегазового комплекса, которые направляются на модернизацию других отраслей и поддержку социального сектора. Однако действующее российское законодательство о недропользовании и существующая система налогообложения не обеспечивают оптимального изъятия экономической ренты в доход государства. Исходя из этого, доработка налогового законодательства, обеспечивающего оптимальное изъятие природной ренты в доход государства, а также стимулирование недропользователей к проведению поисковых и геологоразведочных работ, является краеугольным камнем совершенствования законодательства о недрах. Кроме того, существующая система налогообложения не обеспечивает реальных стимулов к разработке месторождений. К тому же усредненные ставки не обеспечивают изъятие в доходы государства основной части природной ренты у нефтяных компаний с высоким уровнем прибыли. Можно сделать вывод, что действующая система налогообложения оказалась неэффективной. 2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами 2.1 Разовые платежи При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи: 1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; 2. регулярные платежи за пользование недрами; 3. плата за геологическую информацию о недрах; 4. сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5. сбор за выдачу лицензий. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации. При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях. (часть шестая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи Закона «О недрах», минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" минимальный размер платы за пользование геологической информацией о недрах составляет 10000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции. Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках. 2.2 Регулярные платежи за пользование недрами Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором). В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой. Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за: 1) пользование недрами для регионального геологического изучения; 2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации; 3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых; 4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются: по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов; по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений. Ставки регулярных платежей за пользование природными ресурсами указаны в статье 43 Закона «О недрах». Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами. Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. 3. Экономическое содержание, порядок исчисления и уплаты НДПИ 3.1 Особенности действия НДПИ на современном этапе С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Указанной главой в налоговую систему Российской Федерации взамен трех действующих налогов (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат) вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. С введением данного налога утрачивает силу федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на ВМСБ», исключается подп. «з» п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах». Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, который основывается на действующем порядке исчисления всех трех перечисленных выше налогов, но вместе с тем имеет значительные отличия. Пользователи недр подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. Учитывая то, что при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на арендуемых территориях или на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации) вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет, налогоплательщики, добывающие полезные ископаемые на данной территории, подлежат постановке на учет по месту своего нахождения. Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участках недр, предоставленных налогоплательщику в пользование, и полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Не подлежат налогообложению полезные ископаемые, извлеченные из собственных отходов либо потерь добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если добыча таких ископаемых ранее подлежала налогообложению в общеустановленном порядке. Не являются объектом налогообложения общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления. Это полезные ископаемые, не используемые индивидуальным предпринимателем для производственных и технологических нужд, а также не реализуемые на сторону. Не являются объектом налогообложения и добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы, полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ. Сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. С 2009 года в главу 26 НК внесен ряд существенных изменений. Для определения налоговой базы по НДПИ с 1 января 2009 г. по добытой нефти используется вес нетто (п. 1 статьи 339 НК). Масса нетто - это количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами. Таким образом, теперь строго уточнено, что количество добытой нефти должно определяться в нетто-оценке в отличие от других видов полезных ископаемых. Уточнение вызвано тем, что налоговая ставка по нефти установлена за тонну обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти. Ранее налоговая база по данному виду полезных ископаемых определялась посредством специального расчета. Величина НДПИ за каждый налоговый период зависит от двух составляющих: цены нефти; курса доллара. То обстоятельство, что между динамикой данных показателей существует определенная корреляция (чем дороже нефть, тем ниже курс доллара, и наоборот), позволяет несколько сглаживать резкие колебания любого из показателей. Федеральная налоговая служба регулярно публикует данные, которые нужно применять при расчете НДПИ. Например, в отношении нефти за март 2009 г. показатель среднего уровня цен на нефть сорта "Юралс" составил 45 долл. 8 центов за баррель, среднее значение курса доллара США за все дни налогового периода - 34,6820 руб./долл. США, значение коэффициента Кц - 3,9971. С 2009 г. изменяется порядок расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть: с 9 до 15 долл. США за баррель увеличен не облагаемый налогом минимум (абз. 1 п. 3 статьи 342 НК). С этого года признан утратившим силу абз. 9 п. 4 статьи 342 НК, которым устанавливалось, что для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно п. 1 статьи 337 НК на едином технологическом объекте налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект. Начиная с 2009 г. соответствующий коэффициент должен рассчитываться по каждому участку недр вне зависимости от прочих условий и объема подготовительных мероприятий, проведенных организацией. При применении налоговой ставки исключен метод прямого учета количества добытой нефти на конкретных участках недр (пп. 8 и 9 п. 1 и п. 4 статьи 342 НК). Это следует расценивать как отказ от использования данного метода учета для целей налогообложения. В 2009 г. также увеличился перечень участков, в отношении которых применяется нулевая ставка НДПИ. Среди них участки недр, расположенные: севернее Северного полярного круга в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ (пп. 10 п. 1 статьи 342 НК); в Азовском и Каспийском морях (пп. 11 п. 1 статьи 342 НК); на территории Ненецкого автономного округа и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе (пп. 12 п. 1 статьи 342 НК). Для каждого из районов установлены свои ограничения по применению нулевой ставки - максимальный накопленный объем добычи нефти и сроки разработки запасов участка недр. Как результат вступивших в действие изменений - в начале апреля Федеральная налоговая служба (ФНС) России объявила, что налоговые поступления в федеральный бюджет в первые два месяца 2009 года сократились на 13,5 процента по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Это произошло из-за снижения поступлений от налога на прибыль и НДПИ. 3.2 Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов – альтернатива НДПИ В ближайшем будущем система налогообложения недропользования будет также подвергаться реформированию, так, например, НДПИ и экспортная пошлина, формирующие треть бюджета страны, могут быть заменены налогом на сверхдоходы. На сегодняшний день, компании платят около $9 за баррель экспортной пошлины и $12 с барреля НДПИ. Высокие цены на нефть - выше 40$ за баррель при себестоимости около $10-12 барреля "черного золота" позволяют компаниям извлекать прибыль даже сейчас. Для российского бюджета переход на подобную схему расчета при росте цен на нефть будет более выгодным, тогда как при низких, как сейчас, гарантированные поступления налогов будут для страны выгоднее. Министерство финансов России начало подготовку нескольких изменений в налоговое законодательство, которые станут основой налоговой политики на 2010-2012 годы. В частности, речь идет о замене налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) новым налогом на дополнительный доход, а также о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) под банковские гарантии. В случае с НДПИ Минфин предложил облагать не нефть, добываемую компаниями, как это происходит сейчас, а накопленную за время разработки месторождения прибыль. Эта прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами за весь срок ведения работ на участке. При этом, как ожидается, ставка налога будет увеличиваться по мере роста добычи полезных ископаемых и снижаться при сокращении добычи. Новый налог предложено ввести только для месторождений, работы на которых были начаты относительно недавно. По предварительной оценке, он начнет действовать с 2011 года. Законопроект о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов, состоящий из семи статей, конкретно отвечает на ряд вопросов, связанных с изъятием в пользу государства сверхдоходов нефтяных компаний. В качестве самостоятельного объекта налогообложения законопроект устанавливает каждый лицензированный участок. Предусмотрен раздельный учет в части поиска, разведки и добычи. Предложены четкий механизм взимания налога и специальная шкала, определяющая уровень налогообложения. С точки зрения налогового администрирования, все достаточно просто и понятно. По мнению авторов законопроекта, с введением нового налога будут созданы экономические условия для сохранения и расконсервирования ныне бездействующих скважин. Тем самым решается очень существенная для отрасли проблема более полного извлечения из недр углеводородного сырья. По приблизительным оценкам, введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов позволит повысить уровень добычи нефти на 10-30 млн баррелей в год - за счет стимулирующего рациональное недропользование налогообложения. В то же время одних лишь налоговых механизмов недостаточно для стимулирования эффективной добычи. Сдерживающим фактором являются ограниченные возможности транспортировки добытого сырья на рынки сбыта. Соответственно, проблему необходимо рассматривать комплексно: создавать условия для геологоразведки, стимулировать добычу, развивать транспортную сеть. Впрочем, не все специалисты согласны с тем, что введение налога на дополнительный доход принесет пользу. Завотделом Всероссийского НИИ экономики минерального сырья и недропользования Семен Киммельман считает, что НДД - это уход от ренты. Крупные нефтяные компании уже давно высчитали, что по предлагаемой налоговой базе никакие доходы изъять не удастся. К такому же выводу пришли и сотрудники НИИ, проводившие специальное исследование. Словом, налог на дополнительный доход - это не менее вредный налог, нежели налог на добычу полезных ископаемых. Так считает С.Киммельман. Налоги должны быть, безусловно, дифференцированными. Кроме того, необходимо пересмотреть все условия лицензий; по каждому месторождению, по каждой крупной залежи ввести налоговую шкалу. На налоговую шкалу не повлияют никакие олигархи, если ее будут формировать компетентные службы, эксперты государства. И на каждую залежь, на каждое месторождение нужно вводить налоговые каникулы - на периоды освоения и остаточной добычи. Очень многое в наведении порядка в недропользовании зависит от Госдумы. Жесткая и принципиальная позиция депутатов, опирающихся на поддержку квалифицированных специалистов, позволит сформировать эффективное законодательство, ориентированное на рациональное недропользование. Заключение Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости скорейшего совершенствования механизмов администрирования налога на добычу полезных ископаемых, установления справедливого и эффективного уровня налоговой нагрузки, а также создания дополнительных стимулов для развития отрасли и рационального использования природных ресурсов. Реализация подходов к построению рентоориентированной системы налогообложения нефтегазового сектора должна происходить поэтапно, а каждый ее шаг должен быть синхронизирован с мероприятиями по реформированию других элементов системы регулирования и развитием рынка углеводородов. Необходим учет взаимосвязанности и взаимообусловленности норм и правил в сфере налогообложения и сфере пользования недрами. Выгоды государства и недропользователей зависит не только от того, на основе каких налогов построена система налогообложения, но также и от степени системы государственного регулирования сектора, включая мониторинг и контроль как в сфере недропользования, так и налогообложения. Топливно-энергетический комплекс является основой российской экономики, от состояния и развития которого зависит не только развитие всех отраслей общественного производства, но и национальная безопасность страны. Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики - национальное достояние России. Эффективное его использование является необходимой основой перехода страны на траекторию устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния народа. Действующая налоговая система в нефтегазовом секторе экономики России таит реальную и очень серьезную угрозу национальной безопасности страны. Необходимо обезопасить бюджет от влияния возможных колебаний мировой конъюнктуры на энергоносители, для чего необходимо снизить таможенные пошлины и НДПИ. Выпадающие при этом доходы федерального бюджета необходимо получать из перерабатывающих отраслей и других секторов экономики, на развитие которых должны направляться накапливаемые средства. Действующая сегодня система налогообложения недропользования, и в частности налог на добычу полезных ископаемых, недостаточно эффективно изымает природную ренту, образующуюся у пользователей недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Неотложная задача совершенствования налогового механизма регулирования недропользования должна быть основана прежде всего на дифференциации налогообложения в зависимости от особенностей объекта недропользования; необходим переход на рентный принцип изъятия сверхприбыли. Также необходимо сформировать экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы и поддержания на необходимом уровне геологической службы страны. От решения рентной проблемы, от справедливой оценки природно-ресурсного потенциала зависит не только благосостояние России, но и само ее существование. Для создания условий успешного использования природной ренты необходимо только одно - политическая воля. Россия - очень богатое природными ресурсами государство. Наши расчеты показывают, что кадастровая оценка недр еще долго будет служить основным источником российского благополучия. Россия по своим богатствам недр может быть независимой от мировых кризисов, как Норвегия, Саудовская Аравия, ОАЭ и др. страны. Список использованных источников 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// КонсультантПлюс, 2008. 2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 14.12.2007, с изм. от 30.04.2008) // КонсультантПлюс, 2008. 3. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О соглашениях о разделе продукции» // КонсультантПлюс, 2008. 4. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 29.04.2008) «О недрах» // КонсультантПлюс, 2008. 5. Постановление ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 (ред. от 26.06.2007) «О порядке ведения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами» // КонсультантПлюс, 2008. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" 7. Приказ Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. N 344 «Об утверждении методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр». 8. Письмо ФНС России от 20.04.2009 N ШС-22-3/309@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2009 года". 9. Актуальные проблемы налогообложения недропользования в России - Денис Глебов, журнал «Промышленник России», #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.buhi.ru/text/39986-2.html 15. http://www.pravoteka.ru/lib/np/0038/22.html 17. http://www.klerk.ru/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |