|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Содержание расходов бюджетаСодержание расходов бюджетаГосударственный комитет общего и специального образования РФ Тверской государственный университет Курсовая работа на тему: “Содержание расходов бюджета” Выполнил: студент экономического факультета очно – заочного отделения группы “Финансы и кредит” Денисов Дмитрий Николаевич Научный руководитель: Толкаченко Галина Львовна Тверь 1998 г. План | |Страницы| Введение Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. В условиях перехода к рынку Правительство ведет интенсивную работу
по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными
средствами. В основу концепции закладывается решение следующих задач: Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств. 1. Экономическое содержание расходов бюджета. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально- экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. Важный признак классификации расходов бюджета - функциональный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп: 1. финансирование промышленного производства; 1. финансирование социально-культурных мероприятий; 1. финансирование науки; 1. финансирование обороны; 1. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; 1. расходы по внешнеэкономической деятельности; 1. создание резервных фондов; 1. расходы по обслуживанию государственного долга; 1. прочие расходы и выплаты. Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной
жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты
на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на
конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению
создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств,
является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного
контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в 1. заработная плата; 1. начисления на заработную плату; 1. канцелярские и хозяйственные расходы; 1. командировки и служебные разъезды; 1. стипендии; 1. расходы на питание; 1. приобретение медикаментов и перевязочных средств; 1. приобретение оборудования и инвентаря; 1. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; 1. капитальные государственные вложения; 1. капитальный ремонт; 1. содержание сооружений благоустройства; 1. геологоразведочные работы; 1. проектирование; 1. государственная дотация; 1. операционные расходы; 1. платежи по ссудам; 1. возмещение разницы в ценах; 1. прочие расходы. Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства. Последним признаком классификации расходов является территориальный. Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. Важную роль в организации рациональной системы бюджетного
финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих
принципов относятся: Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее
время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных
ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким
ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные
недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко
распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Основные задачи в области бюджетных расходов: 2. Состав и структура расходов федерального бюджета Бюджетные расходы общепринято подразделяются на четыре основные группы в соответствии с функциями, выполняемыми государством по обеспечению функционирования экономической системы: народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборона и управление. В состав расходов государственного бюджета на финансирование народного хозяйства включаются ассигнования, выделяемые предприятиям и организациям наиболее значимых отраслей экономики. Так, важнейшим направлением использования государственных ресурсов является поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса (5 716 936,6 тыс. руб.(), оборонной промышленности в рамках конверсионных программ (1 480 220,0 тыс. руб.), строительства, архитектуры, градостроительства (18 666 695,2 тыс. руб.), транспорта и связи (1 521 357,0 тыс. руб.). Из государственного бюджета финансируется приобретение подвижного состава пассажирского автотранспорта, выплачиваются компенсации предприятиям воздушного транспорта части затрат по внутренним перевозкам, покрываются расходы эксплуатационно – восстановительного характера объектов связи. Значительные бюджетные средства направляются на финансирование
агропромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса
приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с
либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение
финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены
процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия
почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Основными положениями
бюджетной поддержки АПК являются: Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать через
проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса. Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит от
социально-экономических условий складывающихся в различных регионах Анализируя расходы федерального бюджета, я заметил, что расходы на
сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 16 100 382,5 тыс. руб. в Финансирование фундаментальных исследований и содействия научно –
техническому прогрессу направляется на работы по важнейшим перспективным
теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-
техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и
инновационных программ являются: При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителям на конкурсной основе, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики. В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате чего предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям. Исследуя расходы этой статьи бюджета в динамике можно заметить, что расходы на науку в 1998 году уменьшились незначительно на 429 263,2 тыс. руб. по сравнению с расходами на 1997 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 3,0%. Также из бюджета осуществляется финансирование охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии (2929835,8 тыс. руб.), предупреждений и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (8 474 217,5 тыс. руб.). В целом расходы на народное хозяйство по проекту в 1998 году уменьшились на 28 108 456,8 тыс. руб. по сравнению с расходами 1997 года, удельный вес которых составил в общих расходах бюджета 13,4 %. Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций. Эти средства подразделяются на следующие основные группы: Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. В основу расчетов закладываются показатели деятельности учреждений. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения. Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой. Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, общеобразовательные, средне специальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации. Расходы бюджетной системы по социальной политике включают в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей и другие. Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети - инвалиды», «Дети Севера», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения. Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений. Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие
здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение
многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в
зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993
года в соответствии с действующим законодательством происходит
реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа включает в
себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых
программ обеспечения населения медицинской помощью. При этом ведущим
направлением определены: Рассмотрев эту группу расходов в динамике, можно заметить, что
расходы на образование уменьшились с 18 470 921,8 тыс. руб. в 1997 г. до 17 253 152,7 тыс. руб. в 1998 г. и удельный вес расходов составил Расходы на культуру, искусство и кинематографию незначительно
повысились с 3 323 656,6 тыс. руб. в 1997 г. до 3 567 818,2 тыс. руб. в Уровень расходов на средства массовой информации в 1998 году снизился на 981 730,2 тыс. руб. по сравнению с 1997 годом и удельный вес в общем объеме расходов составил 0,4%. Расходы на здравоохранение и физическую культуру также снизились в Расходы на социальную политику повысились с 18 068 545,7 тыс. руб. в Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны. Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на военную программу Министерства Российской Федерации по атомной энергии, учебные расходы военно-учебных заведений, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим, расходы на проведение военной реформы и прочие затраты. Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” и Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов: Основными документами определяющими расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы. Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на государственное управление уменьшились в 1998 г. на 338 569,5 тыс. руб. по сравнению с 1997 г. и составили 61 465 544,1 тыс. руб., которые в общем объеме расходов бюджета составили 13,0%. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 14,8% в 1997 г. до 24,8% в 1998 г. к общему объему расходов). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего долга. В окончании этого вопроса можно заметить, что значительно выросли
расходы на такие статьи как: «Международная деятельность», «Социальная
политика», «Обслуживание государственного долга», «Утилизация и ликвидация
вооружений, включая выполнение международных договоров», «Исследование и
использование космического пространства». Здесь же можно отметить статьи Для наглядного отображения структуры расходов федерального бюджета | |1996 год, % |1997 год, % |1998 год, % | 3. Расходы региональных бюджетов. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно- бытового назначения. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому, что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно- обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам. Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально- культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до80%. В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно- территориальных единиц. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации и т.п. Различны и расходы бюджетов регионов на содержание социальных объектов, имеющих межрегиональное значение. Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жековскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству. Структура расходов бюджета Тверской области по основным направлениям: тыс. руб. В составе структуры расходов преобладают расходы на правоохранительную деятельность (6 %), народное хозяйство (20 %), здравоохранение (17 %) и образование (6 %). В связи с тем, что Тверская область является аграрной, большая доля
средств направлялась на финансирование сельскохозяйственных отраслей. В [pic] Заключение Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых
ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. В условиях формирования рыночных отношений система расходов
государственного бюджета Российской Федерации существенно изменяется. Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты. Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на
финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство,
содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество. Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее
время являются:
закрепление доходных источников за бюджетами соответствующих уровней;
отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ «О федеральном бюджете на 1996 год» (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа, 28 ноября, 17 декабря 1996 г., 8 января, 26 февраля, 20 марта 1997 г.); 2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год» (с изм. и доп . от 14 июля, 26 и 30 декабря 1997 г., 9 января 1998 г.); 3. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 4. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; 5. Закон Тверской области от 23.11.1995 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1996 год»; 6. Закон Тверской области от 26.12.1996 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1997 год»; 7. Закон Тверской области от 27.11.1997 г. «Об областном бюджете Тверской области на 1998 год»; 8. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л. А. Дробозиной. – 9. Финансы и кредит/ под ред. А. Ю. Казака. – Екатеринбург: МП «ПИПП»,1994; 10. Экономика/ под ред. А. С. Булатова. – Москва: Изд. БЕК,1997. 1.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |