|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сравнение налоговых систем Латвии и РоссииСравнение налоговых систем Латвии и РоссииСодержание Введение 1. Налоговая система государства 2. Налоговая система Латвии 3. Налоговая система России 4. Сравнительный анализ систем Латвии и России Выводы Список использованной литературы Введение Слово налоги для многих людей ассоциируется с неприятными платёжными обязательствами, так как очень часто они бывают несоизмеримо большими. В данной работе будет объяснено, зачем нужно платить налоги, куда идут деньги налогоплательщиков, и как они используются. Ежегодно происходят изменения в налоговой системе – это касается налоговых ставок или расчётов. Для того, чтобы более полно отразить налоговую систему Латвии и России, в работе использовались известные книги по экономике и налогам, информация из порталов www.likumi.lv, www.nais.lv. и www.fm.gov.lv, а так же материалы российских налоговых интернет источников. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежавшей дисциплины налогоплательщиков. Налог - это установленный законом обязательный платеж в государственный бюджет или бюджеты самоуправлений, который не является платежом за приобретение определенного товара (услуги), платежом штрафа, суммы увеличения основного долга и пени, а также платежом за использование государственного капитала или его доли (ст. 1 закона ЛР «О Налогах и Пошлинах»). Для обеспечения нормального функционирования любого государства, необходимы денежные средства, которые составляют государственный бюджет. Главным образом, государственный бюджет формируется благодаря налогам, а также, бюджет представляет собой один из главных видов государственной экономической политики. Деятельность по сбору налогов в государстве для формирования бюджета, называют фискальной политикой. Налоговые поступления в доходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %., в доходах региональных и местных бюджетов до 50%. Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Латвии и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве. 1. Налоговая система государства В каждом государстве существует налоговая система, т.е. свои способы взимания налогов, и свои ставки. Но существует и такая черта система, как функция налогов, которая во всех странах одинакова. Функции налогов таковы: фискальная (пополнение бюджета), стимулирующая (помогает развивать то, что сегодня нужно стране), распределительная (при помощи налогов средства одних лиц переходят в распоряжение других). Существует два вида налогов, косвенные и прямые. Рассмотрим их поотдельности. Косвенные налоги: такие налоги устанавливаются в виде надбавки к цене в процентах или абсолютных ценах. Т.е. каждый день мы сталкиваемся с косвенными налогами когда приходим в магазин за продуктами или вещами. Оплачивая их стоимость мы одновременно оплачиваем налог, а продавец вносит его в бюджет. К косвенным налогам относится таможенный налог, акцизный и НДС (налог на добавленную стоимость). При импорте товара в страну, все косвенные налоги уплачиваются на границе, иначе, не заплатив их, выпуск товара в обращение будет запрещён. Но также существуют некоторые виды товара, которые освобождены от налогообложения. В Латвии это, например, транзит, ввоз на переработку, временный завоз, ввоз на таможенный склад и т.д. Прямые налоги: их платит сам получатель дохода или владелец облагаемого дохода. В раздел этих налогов входит: подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятия, социальные платежи, налог на природные ресурсы, на недвижимую собственность, на азартные игры и лотереи. Существует также большое различие между формированием бюджета каждой страны, это три вида налоговой системы. Первая – мягкая; вторая – жёсткая (к ней относятся страны Скандинавии, более 50% дохода населения уходит в бюджет в виде налогов) и третья – умеренная (в странах Западной Европы, на налоги уходит 30 – 40% дохода). И существует четвёртый, редкий вид налоговой системы, под названием – оффшорные зоны .Оффшорные зоны – это небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. Налог на азартные игры уплачивают исключительно те, кто занимается игорным бизнесом, такие предприниматели оплачивают налог со своих доходов. По каждому налогу имеется много различных льгот и скидок, благодаря им фирмы могут оптимизировать своё налоговое бремя, и всё это в рамках закона. Не имеет значения, относится налогоплательщик к резидентам или к нерезидентам, ему всё равно придётся уплачивать налоги, но для нерезидентов предусмотрено более мягкое налогообложение его доходов. Нерезиденты, находящиеся на территории Латвии платят налоги только с тех доходов, которые они получают на её территории. Но любой нерезидент имеет право и с лёгкостью, может стать резидентом. По статье 15 – ой Закона ЛР «О налогах и пошлинах» все обязанности латвийских налогоплательщиков делятся на 3 группы. 1 – общие для всех плательщиков обязанности, и для физических и для юридических лиц; 2 – обязанности физических лиц и 3 – обязанности юридических лиц. При неуплате налогов с налогоплательщиков взимают штрафы или пени. Штрафы взимаются в случае неуплаты налога в бюджет, и налоговая администрация раскрыла это во время проверки. Пени (от лат. poena – наказание) - разновидность неустойки, санкция в виде денежного штрафа, накладываемого на должника за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств с целью заставить его выполнить свои обязательства. Пени устанавливаются в размере процента от просроченной суммы и начисляются за каждый просроченный день. 2. Налоговая система Латвии Так как мы живём в Латвии, нам интересно узнать какая налоговая система в нашей стране, как она построена и как действует. Как и любому другому государству, Латвии требуются средства для различных целей, от простого улучшения города до обороны, поэтому у нас тоже существует налогообложение. Согласно закону Латвийской Республики «О налогах и пошлинах» систему налогов и пошлин ЛР образуют: · государственные налоги, · государственные пошлины, · пошлины самоуправлений. Налоги, которые уплаяивает население, составляет целых 85% государственного бюджета. Налоговая система Латвии состоит из прямых и косвенных налогов. Начиная с 1 января 2007 года налоговая система Латвии состоит из 11видов налогов: подаходный налог с населения (IIN), подаходный налог с предприятия (UIN), налог на недвижимость (NĪN), налог на добавленную стоимость (PVN), акцизный налог, таможенный налог, налог на природные ресурсы. Налог на азартные игры, социальный налог (VSAOI), налог на легковые автомобили и мотоциклы, налог на электроэнергию. В Латвии в 2010 году планируется ввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц. Как поясняет Министерство финансов, он вводится по требованию и с помощью Международного валютного фонда (МВФ), а также Еврокомиссии и Министерства финансов Швеции. Новый налог будет применяться к дивидендам, доходам от аренды и сделкам с недвижимостью, доходом от прироста капитала, в результате продажи акций, а также к процентам по депозитам. По мнению банковских экспертов, введение налога, скорее всего, снизит желание людей вкладывать и накапливать средства, к тому же может привести к увеличению количества нелегальных сделок с целью уйти от уплаты этого налога. Виды и ставки налогов в ЛатвииТабл.1[7]
Подоходный налог с предприятия уплачивает каждая компания, зарагемтрированная на территории Латвии. Но есть такие предприятия, которые освобожены от уплаты этого налога, к ним относятся государственные предприятия и бюджетные институции. Ставка подоходного налога составляет 15%. Подоходный налог с населения вычитается из заработной платы населения каждый месяц. Ставка налога – 23%. Социальный налог также как и подоходный вычитается из заработной платы и составляет 33,09%. Из этих 33,09% ежемесечно 24,09% удерживается с валового дохода работника, а оставшиеся 9% вносит в бюджет сам служащий. Налогом на недвижимую собственность облагаются материальные вещи, которые нельзя переместить с места на место. Этот налог уплаяивают все лица находящиеся на территории Латвии, и имеющие здесь постройки или землю. Уплачивает налог то лицо, которое указано в земельной книге. Ставка налога – 1% от кадастровой стоимости. НДС – это налог, который уже входит в сумму услуг или товаров, представленых людям. У этого налога существует 3 ставки: 0%, 10% и 21%. Самая распространённая из них – 21%. Акцизный налог – это налог, которым облагаются товары с постоянным высоким спросом. К ним относятся табачные изделия, алкогольные напитки, кофе, легковые автомобили, мотоциклы, безалкогольные напитки (кроме минеральных вод, соков и нектаров). Таможенным налогом облагается товар, проходящий через границу, который будут использовать в стране. Налог уплачивают на границе, и расчитывается он очень строго. Налог на азартные игры уплачивает лицо, которое занимается бизнесом связанным с азартными играми или лотереями. Налог на азартные игры уплачивается ежегодно за каждую единицу игрового оборудования и каждую игровую машину. Налог на природные ресурсы упачивается точно также как и на азартные игры – предпринимателем, который использует их в своих целях. Налогом облагаются: 1) любые добытые в результате хозяйственной деятельности природные ресурсы, 2) загрязнение среды - отходы, выбросы и загрязняющие вещества, 3) вредные для среды товары, 4) упаковка товаров, 5) радиоактивные вещества, 6) одноразовую столовую посуду и принадлежности, 8) объем эмитированных газов с тепловым эффектом, который превосходит количество переданных квот, 9) использование полезных свойств глубин земли, извлекая природный газ. Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей. Но пока наше налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных изменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению налогообложения. Также большой проблемой латвийского налогового законадательства является несовершенство процедуры сбора и подачи документов на получение тех или иных льгот. 3. Налоговая система России Налоговая система России была создана на рубеже 1991 – 1992 года. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, юридических и физических лиц на территории страны. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС. В России, по степени компетенции органов законодательной или представительной власти налоги делятся на: - федеральные - региональные - местные. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной власти Российской Федерации. К федеральным налогам относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. К региональным налогам относится налог на имущество предприятий. К местным: налог на рекламу, земельный налог, курортный сбор и т.д. Также налоги различаются по форме взимания на прямые и косвенные. По степени обложения выделяют три группы: - прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. - регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения. - пропорциональные, когда тяжесть обложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. Современная налоговая система России строится на принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К этим принципам относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня. В России при регистрации фирмы, выдаётся идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Он состоит из 10 знаков: первые 4 – код районного налогового органа в соответствии с утверждённым ведомственным классификатором, который осуществил постановку на учёт; следующие 5 цифр – порядковый номер налогоплательщика по журналу движения документов, которые принимаются от предприятия для постановки на учёт и включения в Госреестр; и последняя цифра – контрольное лицо. Как и в любой другой стране, каждый налогоплательщик обязан по Закону во время уплачивать налоги, и в полном его размере. Кроме того, юридическое лицо должно вести бухгалтерский учёт, предоставлять налоговым органам необходимые документы. Налоговая политика России представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством. Направления налоговой политики государства: 1. построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации; 2. сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений; 3. консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств; 4. облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения; 5. развитие налогового федерализма (это форма обеспечения единства и, одновременно, самостоятельности бюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах); 6. сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; 7. расширение практики установления специфических ставок акцизов; 8. замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами; 9. увеличение роли экологических налогов. Рассмотрим налоги России поподробнее. Налог на прибыль организаций. Основная налоговая ставка – 24 %. Законами субъектов Российской Федерации ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%). НДС. Ставка 0% - при реализации товаров (кроме нефти экспортируемой на территории государств – участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы полного пакета документов согласно НК РФ. Ставка 10% - при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, а также периодических печатных изданий и медицинских товаров. Ставка 18% - реализации других товаров, работ и услуг. Налог на имущество предприятий. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %. Земельный налог. 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. 1,5 % в отношении прочих земельных участков. 4. Сравнительный анализ налоговых систем Латвии и России Приведя примеры налоговых систем Латвии и России можно сделать выводы о том, в чём различия налоговых систем этих стран, а в чём они схожи. А также можно увидеть плюсы и минусы каждой из систем, и выбрать, какая налоговая система лучше. Итак, сделаем анализ. Поступления средств в бюджет приведённых стран от налогов, сильно отличается. 85% Латвийского бюджета составляет уплата налогов, а в России это всего лишь 25,1%. Из этого можно сделать вывод, что в России больше источников, из которых в бюджет поступают деньги, т.е. соответственно налоговые ставки в России ниже чем в Латвии. Для того, чтобы лучше увидеть разницу в ставках налогов, сравним некоторые из них. Итак: подоходный налог с населения в Латвии он составляет 23%, а в России только 13%; налог на добавленную стоимость в Латвии 0%, 10% и 21%, в России ставки 0%, 10% и 18%; в Латвии социальный налог 33,09%, а в России 26%; налог на недвижимость в Латвии – 1%, в России же разделяется на налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц и составляет 2,2% и от 0,1 до 2%. Проведя этот небольшой сравнительный анализ налоговых ставок, мы можем заметить, что ставки в Латвии и России существенно отличаются. В среднем, примерная разница около 10%, а это довольно – таки приличная сумма. Самую крупную разницу процентов мы наблюдаем в подоходном налоге с населения, она составляет 10%, и в социальном налоге – 7,09%, НДС – 3%. То есть, мы видим, что через налоги, правительство Латвии пытается собрать больше денег в государственный бюджет (особенно сейчас, когда Миссия МВФ работает в Латвии над бюджетом страны), а правительство России пополняет свой бюджет другими методами, нежели сбором налогов. Сравним ещё один очень важный момент в налогообложении – уклонение от неуплаты налогов. Такие случаи встречаются в каждом государстве, и застраховаться от людей, которые не платят налоги, борются с ними при помощи штрафных санкций. Для начала рассмотрим штрафные санкции России. По мнению экспертов, законодательство, касающееся наказания за неуплату налогов, соответствует законодательству других стран. В некоторых случаях, за неуплату налогов нарушителя могут лишить свободы сроком до 7 лет. К таким случаям относится неуплата крупных налогов (от 1000 до 100 тыс.руб.) и особо крупных (от 5000 руб.). Штрафные санкции Латвии не сильно отличаются от Российских. Служба госдоходов, в случае сомнения в налогоплательщике, может пересчитать его налоги и потребовать уплатить определённый налог и штраф, в размере до 100% суммы налога. Самый же суровый штраф за несоблюдение уплаты налогов составляет целых 250% от суммы налога, он предусмотрен за налог на природные ресурсы. Если же говорить об уголовной ответственности, то в Латвии лишают свободы максимум на 5 лет. Выводы В заключении, можно сделать следующие выводы: Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития страны. Систему налогов и пошлин ЛР образуют: государственные налоги, государственные пошлины, пошлины самоуправлений. Налоговая система Латвии еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налоговых ставок, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней. В сегодняшней кризисной ситуации, чтобы выполнить условия МВФ, правительство Латвии пошло на радикальную перекройку налоговой системы. Самые обширные манипуляции проведены с НДС — его основная ставка повышена с 18% до 21%, а льготная — с 5% до 10%. Пересмотрены также акцизы и подоходный налог с населения. В 2010 году планируется ввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц. Проведя сравнительный анализ налоговых систем Латвии и России, мы увидели, что многие налоговые ставки в России гораздо ниже Латвийских ( в среднем на 10%), из этого становиться ясно, что в более маленьких странах, налоговые ставки выше, потому как население страны меньше, а финансировать бюджет страны как – то надо, а взимание налогов один из самых прибыльных методов. От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения. Список использованной литературы 1. Лукашина О. «Налогообложение в Латвии – анализ и практические рекомендации», Рига, Merkūrs 2. Камаев В.Д. «Экономическая теория», Моссква, изд. центр «ВЛАДОС», 2003 г. 3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005 7. http://www.vid.gov.lv/default.aspx?tabid=8&id=2982&hl=1 |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |