|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Становление налоговой системы в РоссииСтановление налоговой системы в РоссииМинистерство сельского хозяйства Российской федерации Департамент научно технической политики и образования Мичуринский государственный аграрный университетКафедра «Финансы и кредит» Курсовая работа на тему: «Становление налоговой системы в России» Мичуринск-2006 Содержание Введение 1 Становление налоговой системы в России 1.1 Формирование налогового права 1.2 Принципы построения налоговой системы 2 Налогообложение предприятий в России 2.1 Налоговый механизм 2.2 Построение налоговой системы в современных условиях 2.3 Налоговые льготы и налоговые санкции 3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий Заключение Список использованных источников Введение Текущий этап становления экономики России связан с активным процессом поиска институциональных механизмов, способствуюших повышению эффективности производства на промышленных предприятиях. Важнейшим институциональным механизмом для уровня предприятия является система налогообложения. Дефицит финансовых ресурсов ориентирует предприятия на использование собственных возможностей. В такой ситуации очень важно оптимизировать построение институциональной среды, влияющей на развитие предприятия. Поэтому тема совершенствования налогообложения предприятий является на данный момент очень актуальной. Целью курсовой работы является рассмотрение системы налогообложения и проблем и путей совершенствования ее. К задачам курсовой работы относятся: - рассмотрение становления налоговой системы в России; - рассмотрение налогообложения предприятий в России; - выявление проблем и путей совершенствования налогообложения предприятий. Курсовая работа выполнена на 33 страницы машинописного текста, в которой использованы работы таких ученых как: Пансков В.Г., Шаталов С. Д., Поляк Г. Б. и других. 1 Становление налоговой системы в России 1.1 Формирование налогового права Рыночные отношения требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. При господстве общественной собственности в стране не могло быть свободных партнеров, а значит, и не существовало рыночных отношений. Система управления в эти годы основывалась на модели: «производство — планирование — государство», что означало директивное управление экономикой. Такая система позволила на начальном периоде развития страны быстро решать производственные задачи и добиваться определенного успеха, давая точные задания в планово-приказном порядке предприятию. Налоги при этой системе играли крайне ограниченную роль. Она сводилась лишь к получению дохода главным образом за счет населения. [ 9,с. 46 ] Как показала практика, эта модель оказалась неспособной решать глобальные экономические проблемы в рамках огромной страны и обеспечивать эффективный стабильный рост производства в течение длительного периода. Потребовался переход от централизованной системы управления производством к рыночной экономике. Рынок предполагает иную модель: «производство — деньги — налоги — государство». Такая модель, как подтверждает многолетняя практика зарубежных стран, способна обеспечить не только качественный скачок производства, но и его перспективное развитие. Налоги при этой модели становятся важным инструментом управления рыночной экономикой. 90-е годы положили начало формированию российской налоговой системы. Ранее действовали в основном налоги с населения, в том числе: 1) подоходный налог; 2) налог с холостяков и малосемейных граждан; 3) таможенные пошлины; 4) налог со строений и некоторые другие. Рыночная экономика — это система организации хозяйства в масштабе страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразных формах собственности, экономической свободе хозяйствующих субъектов, конкуренции в сфере производства и торговли. Юридические лица платили налог с оборота и отчисления от прибыли. Первый платеж в силу государственной собственности не являлся по существу налогом, так как отсутствовало важное условие налоговых отношений — изменение собственника. Второй платеж оплачивался за счет прибыли, его величина зависела от вида деятельности, объема производства, уровня рентабельности, а иногда устанавливалась персонально для отдельного юридического лица. Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы». Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146] Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ. К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст. 71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению. Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов. В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых). Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений. Множество налогов, сборов и отчислений позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции, но в то же время это ведет к росту расходов по взиманию налогов и расширяет возможности уклонения от уплаты налогов. Налоговая система Российской Федерации разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения. На пути создания принципиально новой налоговой системы возникли серьезные трудности. Во-первых, эта система формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали, как было сказано, преимущественно лишь физических лиц. Во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовался строгий учет и контроль при обложении, хотя необходимый опыт отсутствовал. В-третьих, в стране отсутствовала четко разработанная налоговая стратегия в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции. В-четвертых, налоговый аппарат недостаточно подготовлен к сложным условиям работы, когда происходит непрерывное изменение правовой базы налогообложения. 1.2 Принципы построения налоговой системы Финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения. С этой точки зрения в истории финансовой науки надо выделить А. Смита и А. Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX - начала XX в. Заслуга А. Вагнера состояла в том, что его дополнения принципов налогообложения А. Смита носили концептуальный характер. А. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков. А. Вагнер в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план поставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков. Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов. [ 10,с. 114 ] Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее они уже в XVII в. высказали свое отношение к главному принципу - принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. усердная защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое». В одном из блестящих и остроумнейших памфлетов XVIII в., написанном при участии Ф. Кенэ, О. Мирабо дал основные положения налоговых воззрений физиократов. Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам: во-первых, оно должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов; во-вторых, оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами; в-третьих, оно не должно быть слишком обременено издержками взимания. Мирабо особенно много внимания уделил юридической природе обложения. Он приходит к выводу, что никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных. Вотирование налога вытекает из признания права собственности. Там, где налоги не вотируются, по мнению О. Мирабо, нет собственности. Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения». Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения: 1)подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства; 2)налог, который должен
уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его
уплаты, способ и 3)каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика; 4)каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Г.A.Вагнер предлагает девять основных правил, которые классифицирует в четыре группы. На первом месте стоят финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, т.е., в частности, решение вопроса - должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность. Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания. Два первых принципа финансово-политического характера «достаточность» и «подвижность» А. Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые ставили на первое место принцип справедливости, равномерности обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принципы справедливости проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Второй финансовый принцип - подвижность (эластичность) обложения, т.е. его способность адаптироваться к государственным нуждам. Практическое значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским экономистом Г.И. Болдыревым: «Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулась вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером». Принципы налогообложения, разработанные в XVIII-XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своего значения и сформулированы следующим образом: «Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе - это принцип, предполагающий единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидов и предприятий. Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности. Простота налоговой системы выражается в легкости и доступности для широких кругов техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности». К концу XX в. понятия о главных элементах налога не претерпели изменений, но с учетом фактора времени появились новые объекты обложения, ушли в прошлое старые (например, подомовый налог), в связи с чем изменились и единицы обложения. Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы построения налоговой системы. Эти принципы или правила впервые сформулированы А. Смитом еще в XIX веке. Первое правило — равномерность. Это правило требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Второе правило — определенность (известность). Согласно этому правилу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа. Третье правило — удобство. Это правило определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода. Четвертое правило — экономность. Правило предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными. (Хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20 % собираемых налогов при системе откупа налогов.) [13,с. 59] При формировании налоговой системы РФ сделана попытка учесть разработанные ранее налоговой практикой зарубежных стран принципы налогообложения. Однако в силу сложной социально-экономической действительности они не могли в полном объеме лечь в основу нашей налоговой системы. В соответствии с действующими законами о налогах в Налоговом кодексе (ст. 3 и 6) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным, причем при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 3. Налогообложение должно быть справедливым. 4. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Необходим научный подход к определению величины ставок налога, которая позволила налогоплательщику после оплаты налога осуществлять нормальное развитие. 5. Налоги должны быть сформулированы в законодательных актах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он обязан платить. 6. Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, 7. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 8. Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров или финансовых средств. 9. Установление, изменение, отмена федеральных налогов должны осуществляться в соответствии с НК, налогов регионов и местных органов самоуправления — согласно законам или решениям субъектов РФ и нормативным представительным актам органов на местах. 10.Никто не обязан уплачивать налоги, сборы или иные платежи, не установленные НК. 11.Нормативные правовые акты исполнительных органов о налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 12.Законодательные акты о налогах должны соответствовать НК. Принципы, установленные НК, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия. 2 Налогообложение предприятий в России 2.1 Налоговый механизм Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость. Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм — мощный инструмент стоимостного регулирования воспроизводственного процесса. Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль. Планирование — волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства. Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов. Налоговое регулирование — система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства (решение общеэкономических задач). С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами. Налоговое регулирование осуществляется различными методами и способами. В целом налоговое регулирование направлено на обеспечение структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий. Налоговый контроль — элемент налогового механизма. Цель — обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения. Налоговый контроль — часть финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения. Объектами налогового контроля являются финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов). [11,с. 79] Субъектами налогового контроля — МНС и МР, Государственный таможенный комитет, аудиторская служба. В основе налогового контроля лежат следующие принципы его организации: • нейтральность к объекту и субъекту налогообложения; • одно правонарушение — одно взыскание; • поглощение взысканий, а не их сложение; • ясность состава налогового правонарушения для всех сторон налоговых отношений; • обоснованность налоговых санкций; • действенность санкций. 2.2 Построение налоговой системы в современных условиях В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательных уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. [1,с.14] Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) государственная пошлина; 8) водный налог; 9) сборы за пользование
объектами животного мира и за пользование Региональные налоги К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Местные налоги 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. 2.3 Налоговые льготы и налоговые санкции Налоговый кодекс РФ (ст. 56) так определяет налоговые льготы: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах». Не допускается предоставление индивидуальных налоговых льгот. По всем федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются НК. При введении регионального налога законодательными (представительными) органами субъекта РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Местные органы самоуправления тоже могут принять решение о налоговых льготах при введении местного налога. Налоговые льготы имеют большое экономическое и социальное значение для страны. Они используются государством как важный инструмент регулирования экономических процессов. Изменяя их размер, оно может положительно или отрицательно воздействовать на производство. Кроме того, для физических лиц налоговые льготы улучшают их материальное положение и ослабляют неравенство. Однако при установлении благоприятного налогового режима они могут вызвать ограничение доходов бюджета. Проводя политику налоговых льгот, государство должно учитывать интересы трех субъектов: 1)государства, чтобы налоговые льготы не снизили доходности бюджета; 2)юридических лиц, чтобы налоговые льготы не вызывали сокращения производства и не влияли на темпы экономического роста; 3) населения, чтобы налоговые льготы не привели к социальным конфликтам ввиду неравномерности их распределения. По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот в соответствии с НК: • необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта, которая исключается из обложения; • изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения; • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; • понижение налоговых ставок; • целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку по уплате налога. Отсрочка или рассрочка — особенно важный вид налоговых льгот в условиях нехватки у предприятий средств. Отсрочка или рассрочка по уплате налога — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Особым видом налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи. Основанием для такого кредита является: во-первых, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; во-вторых, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых технологий; в-третьих, выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление его особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут быть больше 50 % размера соответствующих платежей. Размер кредита не должен превышать 30 % стоимости оборудования. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы. Договор предусматривает порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения кредита. [3,с. 127] Кроме рассмотренных общих льгот, по каждому конкретному налогу устанавливаются специальные преференции, которые снижают налоговую базу и, следовательно, оклад налога. В связи с большим разнообразием налоговых льгот по конкретным налогам, которые не только сокращают налоговые поступления, но значительно осложняют расчеты налоговой базы, Российское государство уменьшает их количество. Особенно это касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС. Государство не только поощряет предпринимателей и физических лиц налоговыми льготами, но и применяет финансовые санкции к тем, кто нарушает налоговое законодательство. Налоговые санкции — это мера ответственности за нарушение налогового законодательства, за совершение налогового правонарушения. Они устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые санкции призваны: во-первых, противостоять получению дополнительных доходов налогоплательщиками путем необоснованного повышения цен на свою продукцию; во-вторых, исключить нарушения в исчислении размеров налогов, а также необоснованного получения налоговых льгот; в-третьих, препятствовать получению различных преимуществ ввиду монопольного положения на рынке; в-четвертых, не допускать извлечения дополнительного дохода за счет спекулятивных операций с ценными бумагами; в-пятых, обеспечить своевременную и полную уплату налогов в бюджет. В НК РФ содержится следующее определение: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (106 ст.). К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться организации, а также физические лица. Отдельно выделены нарушения, совершенные налоговыми агентами. Различают налоговое правонарушение: умышленное или по неосторожности. Правонарушение считается умышленным, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий или бездействий. Правонарушение считается неосторожным, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно было и могло это осознать. В Налоговом кодексе предусматриваются обстоятельства, при которых лицо, совершившее налоговое правонарушение, не привлекается к ответственности: - отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; - лицо, совершившее правонарушение, не достигло к моменту совершения деяния 16 лет; - истечение срока исковой давности (3 года со дня совершения). Кроме того, устанавливаются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, какими признаются: а) стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств; правонарушение совершено под влиянием угрозы или принуждения в силу материальной, служебной или иной зависимости; б) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими. Основные группы правонарушений, ответственность за которые регламентируется НК РФ: • действия налогоплательщиков, препятствующие осуществлению налогового контроля (непосредственно связанные с уплатой налогов и взносов); • действия налогоплательщиков, нарушающие порядок уплаты налогов (напрямую связанные с уплатой налогов и взносов); • нарушение требований налогового законодательства со стороны банков. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент платят пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дне уплаты налога или сбора. Размер пени установлен равным 1/300 ставки рефинансирования ЦБР. Пеня оплачивается одновременно с уплатой налога и сбора или после их уплаты в полном объеме. Не начисляется пеня на сумму недоимки при невозможности ее погасить налогоплательщиком, если по решению суда или налогового органа приостановлены операции в банке или наложен арест на имущество. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения осуществляется в течение трех лет. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Кроме ответственности за налоговые правонарушения, должностные лица предприятий и организаций несут административную ответственность за нарушения налогового законодательства. Физические лица, совершившие преступление в налоговой сфере, несут уголовную ответственность. Статьи 194, 198, 199 Уголовного кодекса предусматривают различные виды наказания за уклонение от уплаты налога, взносов во внебюджетные фонды в особо крупных размерах. 3 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий Проводимая налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Сегодня в нашей стране создана совершенно новая основа правового регулирования налоговых отношений. Однако, как показывает анализ, в налоговом законодательстве России немало пробелов, противоречий и еще нерешенных проблем. [ 14,с. 3] Главная проблема Налогового кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения. В Кодексе нет упоминания о Конституции РФ, т. е. , что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные принципы и нормы. В нем, кроме функций налоговых органов, подробно не определяется участие в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ. Между тем Правительство, согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", разрабатывает и реализует налоговую политику. [ 2, с.33] Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России: -вводимые налоги не подкрепляются экономико - правовой аргументацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика; -понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирование социальных интересов гражданина осуществляется по остаточному методу; - среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная: по ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный платеж в форме денежных средств, отчуждаемых в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований Фискальные интересы государства, ведомственные заботы ФНС РФ и Минфина России в условиях острой нехватки средств для решения социальных проблем привели к тому, что действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. Сказывается это в неравномерности развития налогового законодательства. Некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыскания налогов, развиваются активнее, чем другие. Быстро развиваются институты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время в сфере правового регулирования мер по защите налогоплательщика наметилось явное отставание Такое положение делает неизбежным деятельность по совершенствованию налоговой системы, ее реформирование, а также дальнейшее развитие правовой основы. Если говорить о действующих в России налогах, ставках и правилах начисления налоговой базы, то здесь достигнут значительный прогресс. Недавно это подтвердили иностранные инвесторы, участвовавшие в работе Консультативного Совета по иностранным инвестициям. Они единодушно отметили, что налоговые ставки и базовые правила налогообложения в России достаточно комфортны, работать в таких условиях можно. Однако в области налогового администрирования, особенно в части налогового контроля и возмещения налога на добавленную стоимость, существует немало проблем, которыми необходимо заниматься. В построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год. Такой же темп ее снижения сохранится и в ближайшие три года.[14,с. 6] Государство, снижая налоги, имеет право строго требовать, чтобы эти налоги уплачивались полностью и своевременно. При этом налогоплательщики должны быть уверены в объективном и беспристрастном отношении со стороны налоговых органов, обеспеченном как четкостью правил налогообложения, так и соблюдением установленных законом процедур. Это — базовые принципы налогового администрирования, проблема совершенствования которого сегодня стоит очень остро, поскольку в Налоговом кодексе многие правила и процедуры, к сожалению, прописаны недостаточно четко. По этой причине конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами зачастую просто неизбежны Минфин вместе с Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой, депутатами Государственной Думы, а также, что очень важно, с представителями основных объединений бизнеса в рамках специальной рабочей группы подготовили соответствующий законопроект, который недавно принят в первом чтении. Разработчики проекта старались соблюсти в нем баланс интересов государства и налогоплательщиков, ликвидировать значительное число пробелов в законодательстве и внести поправки, уточняющие отдельные определения, руководствуясь двумя тезисами, высказанными Президентом России: прекратить налоговый терроризм и не разрушить эффективную систему налогового контроля. Какие же плюсы имеет этот документ? Во – первых, значительно увеличены сроки представления документов, выполнения тех или иных процессуальных действий, сроки, в течение которых выполняется требование об уплате налога. Причем по большинству позиции сроки теперь будут исчисляться рабочими днями. Это снимает коллизии, когда идет длинная череда нерабочих дней, но сроки, в течение которых должны быть исполнены различные действия, не продлеваются. В законопроекте прописаны специальные нормы по представлению документов, согласно которым налоговые органы не могут требовать их нотариального заверения — вполне достаточно, чтобы они были заверены в самой проверяемой организации. Теперь никакие документы не могут быть затребованы налоговыми органами повторно. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в форс-мажорных ситуациях, когда, например, на территории налогового органа произошел пожар и документы погибли. Ужесточается порядок назначения повторных проверок, проводимых вышестоящими налоговыми органами для контроля работы нижестоящих налоговых органов. Эта тема тоже беспокоит налогоплательщиков. И хотя таких проверок не так много (0,6% от общего числа проверок), полностью отказаться от них невозможно, учитывая, что и в налоговых органах бывает всякое, и не все инспекторы идеальны и беспристрастны. Законопроект резко повышает уровень принятия решения проверки, а для крупнейших налогоплательщиков допускает их проведение только по решению руководителя ФНС и только с санкции министра финансов. К несомненным достоинствам документа можно отнести то, как в нем решается вопрос об отсрочках и рассрочках. Сегодня на федеральном уровне отсрочки и рассрочки фактически не предоставляются из-за наличия бюджетных ограничений: они могут быть предоставлены только в рамках текущего календарного года и лишь в пределах суммы, предусмотренной на эти цели, законом о федеральном бюджете (в 2005 г. эта сумма составляла 1,5 млрд. руб.). Теперь снимаются оба ограничения. Со следующего года отсрочка по решению налоговых органов может предоставляться на срок до одного года, а по решению Правительства — на срок до трех лет. Облегчит налогоплательщикам жизнь и возможность представлять информацию в электронном виде. Сегодня ФНС уже обладает технической инфраструктурой, достаточной для этого. Переход на электронный документооборот упростит обработку информации и налоговый контроль. Налогоплательщики, представляющие информацию в электронном виде, тоже получат свои выгоды. Сократится бумажный документооборот, что высвободит значительные материальные и финансовые ресурсы. В течение 2006 г. завершится пересмотр форм итоговых деклараций, которые сейчас вызывают много нареканий со стороны налогоплательщиков из-за большого количества информации, которую в них необходимо указывать. Налоговые декларации станут значительно компактнее. По НДС, возможно, работа завершится уже в этом году. Конечно же, в работе с налогоплательщиками должны быть серьезно изменены акценты. Недавно установлены стандарты деятельности налоговых органов, они уже опубликованы и вступили в действие. Кроме того, сейчас обобщаются те показатели, на основании которых следует оценивать работу налоговых органон. Пока они еще не формализованы, но, думаю, одним из важных показателей будет количество жалоб и судебных исков, количество выигранных судебных дел. Пока статистика такова, что по налоговым спорам примерно 70% дел выигрывают истцы, в качестве которых выступают как налогоплательщики, так и налоговые органы. Число судебных процедур столь велико, что любые способы досудебного урегулирования споров должны только приветствоваться, а налоговые органы, доводя дело до суда, должны быть уверены в том, что имеют хорошие перспективы выиграть процесс. Как мы видим, в последнее время очень многое сделано для усовершенствования налогообложения предприятий в области налогового законодательства, налогового администрирования. Но в то же время остается ряд проблем, которые предстоит решить. Заключение Таким образом, налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков. Рост деловой активности и эффективности производства существенным образом зависят от системы налогообложения. Эффективно работающие предприятия несут основную нагрузку. Действующая система достаточно сложна, работать с ней трудно. Многие предприятия, учитывая жесткий налоговый прессинг, поступают проще – уходят из налогооблагаемого экономического пространства в сферу теневой экономики. Однако главное – не в сложности налогообложения. Необходимо иметь такое налогообложение, которое способствовало бы повышению эффективности производства, было бы достаточно просто, обеспечивало бы поступление в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система налогов приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций. И в настоящее время для этого очень многое делается: в построении современной и конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год. Также в настоящее время происходит совершенствование администрирования и налогового законодательства. Список использованных источников 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 624 с. 2. Борзунова О.А. Правовые вопросы совершенствования налоговой системы .// Финансы.-2005.-№7- с. 33-36 3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М. 1997-248с. 4. Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ.// Финансы.- 2005.- №3-с. 24-26 5. Колчина Н.В. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Колчина Н.В, Г.Б.Поляк, Л.П.Павлова и др.; под ред. Н.В. Колчиной – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003 с.242 6. Колчин С.А. Налоги в Российской Федерации. Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА – 2002. – 254 с. 7. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика.2002.-с. 107 8. Пансков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации: Учеб. для вузов изд. 4-е доп.и перераб.-М.: Международный центр финансово-экономического развития.- 2003.-640с. 9. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М.- 2003.- 326 с. 10. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика.- 2001- 256 с 11. Романовский М. В. Финансы. Учебник для вузов.- М.: Юрайт-М.-2002- 504 с. 12. Титов В.В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия.// Финансы.-2006.-№2-с.42-46 13. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.-457с. 14. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста.// Финансы.- 2005.- №2- с.3-6 15. Шаталов С.Д. Налоги и налоговое администрирование.// Финансы.- 2005.-№11- с. 3-7 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |