|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность финансовой политики государстваСущность финансовой политики государстваСущность финансовой политики государства СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств. Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства,
которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений. Появление финансовых отношений всегда даёт о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит на второй (области возникновения и функционирования финансов) и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в её денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет отнести третью стадию к сфере функционирования. Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие её элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой её части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация целевого её использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счёт разных источников и др.) тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов
обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих
специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счёт различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство,
материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других
потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными
носителями финансовых отношений. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: позволяет теснее увязывать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; даёт возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других
распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда
связаны с формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму
финансовых ресурсов. Это признак является общим для финансовых отношений
любых общественно-экономических формаций, где бы они ни функционировали. Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчёркивает исторически преходящий характер финансов. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие
важнейшие звенья: выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они
формируются на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития
производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; определение основных направлений использования финансов на перспективу и
текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей,
предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы,
возможности роста финансовых ресурсов; осуществление практических действий, направленных на достижение
поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных
задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её
разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются
концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в
финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на
главных направлениях экономического и социального развития. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных
исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития
общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые возможности государства. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Общая характеристика государственных финансов Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему
для выполнения экономических, социальных и политических функций. По
экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по
поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и
части национального богатства, связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием
государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества,
нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной
сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти),
предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные
взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов
федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение
государственных структур мобилизуется значительная часть национального
дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней -
федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой
деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных
органов власти и управления. В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено
составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы
предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения. 2. Государственные доходы, методы их мобилизации При функционировании государственных финансов возникают два тесно
взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение
государственных структур и использования средств на различные
государственные потребности. Первый из этих процессов находит своё
выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных
расходов. В составе централизованных государственных доходов основное место
занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение
экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к
централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных
внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости
населения и др. Главным источником формирования государственных доходов является
национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных
обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве
источника государственных доходов может выступать ранее накопленное
национальное богатство. Между налогами и государственными займами существует тесная связь,
определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления. 3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходов производятся в целях расширения производства (путём финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление. Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах - самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения. Государственный бюджет 1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдёт лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. 2. Доходы государственного бюджета Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у
государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих
экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-
вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный
фонд. Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает
подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на
имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только
фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. В
налоговой системе страны после длительной перерыва восстановлен налог с
наследства, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее
гражданам в порядке наследования или дарения. Уплата налогов осуществляется в определённой очерёдности. Сначала
плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесённых
платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и
юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны
рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые
взимаются. 3. Расходы государственного бюджета Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в
затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем
идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с
меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная
часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев и задолжностей. Разбалансированность отечественной экономики, тяжёлое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств. 4. Бюджетный дефицит, управление им Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства; б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. За последние несколько лет произошёл резкий скачок бюджетного дефицита. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х - начале 90-х годов явились: низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей; нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и т.п.; неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведёт к обострению социальной напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума признала неудовлетворительной. За 9 месяцев доходы составили почти 173 трлн. рублей - 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн. рублей, что также ниже плановых показателей. Недоимка и отсроченные платежи за указанный период увеличились до 71 трлн. рублей. По мнению экспертов, правительство “упустило” бюджет текущего года. Изменить что- либо радикально не удастся несмотря на то, что в октябре сбор налогов улучшился. С 1 по 25 октября в госказну поступило 10,6 трлн. рублей - 84 % от задания. Бюджет-97 может повторить судьбу нынешнего, поскольку предлагается принять завышенные доходы. Правительство при доработке начального проекта сделало Госдуме уступку - увеличило расходы на экспортные производства и конверсию, оставив неизменным уровень дефицита бюджета. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим: бюджетный дефицит -зло, но ещё большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путём чисто математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики её болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее; баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики, это свидетельствует о неполной загрузки имеющихся мощностей и нереализации всех возможностей; величина бюджетного дефицита, о чём свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего так и внешнего) и др. Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать финансовое положение нашей страны, будут способствовать её возвращению на путь социально-экономического процветания и развития. Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране уже действуют фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и т.д. Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъёма производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности. Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно
постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории
государства, различаясь по административно-территориальным единицам. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, её неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок. Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных
условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе
развития хозяйства, всемерного повышения эффективности производства. Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое
сокращение производства вооружения и снижения в общем объёме производства
доли отраслей тяжёлой промышленности. Производство вооружения отвлекает из
гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов,
энергии. В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы. Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Процесс перестройки финансового механизма сопровождается созданием соответствующей базы. В последние годы Верховный Совет России принял ряд законов, создающих правовую основу финансовой деятельности. К ним относятся: Законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налогах с предприятий и граждан, об иностранных инвестициях, о государственной налоговой службе и др. Л И Т Е Р А Т У Р А: 1. Финансы Под редакцией профессора В.М. Родионовой Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г. Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г. Документ Министерства финансов РФ от 16.04.96, № 3-А2-02 О Г Л А В Л Е Н И Е I. Сущность финансов ……………………………………….. 2 Общая характеристика государственных финансов 1. Содержание государственных финансов…………… 6 2. Государственные доходы, методы их мобилизации . 8 3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение ………………………………… 10 Государственный бюджет 1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах ……………….. 12 2. Доходы государственного бюджета …………………13 2. Расходы государственного бюджета ………………… 15 3. Бюджетный дефицит, управление им ……………….. 17 Внебюджетные фонды ………………………………………20
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |