|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Внебюджетные страховые фонды в РФВнебюджетные страховые фонды в РФ
Содержание: 1. Введение. - 3 2. История формирование Внебюджетных фондов. - 4 3. Источники формирования внебюджетных фондов. - 7 3.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ. - 7 3.2. Формирование средств Фонда социального страхования РФ. - 10 3.3. Формирование Фонда занятости населения РФ. - 12 3.4. Формирование Фонда обязательного медицинского страхования РФ. - 13 4. Задачи страховых внебюджетных фондов. - 14 4.1. Задачи Пенсионного фонда РФ. - 15 4.2. Задачи Фонда социального страхования РФ. - 16 4.3. Задачи Государственного фонда занятости населения РФ. - 18 4.4. Задачи Фонда обязательного медицинского страхования. - 19 5. Изменение финансового механизма формирования внебюджетных фондов - 20 6. Заключение - 24 7. Список использованной литературы - 25 1. Введение. Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой
системы, и с их помощью осуществляется перераспределение национального
дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Согласно Бюджетного Кодекса Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение[1]. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации),
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь
самостоятельным элементом российской финансовой системы БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ: - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); - Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС); - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС); - Государственный фонд занятости населения Российской Федерации В настоящее время с принятием второй части Налогового кодекса координальным образом изменены основные функции всех страховых внебюджетных фондов, поэтому в данной работе я постаралась отразить хронологию развития внебюджетных страховых Фондов, начиная с истории их формирования, порядка формирования фондов и основных задач, установленных теми нормативными актами, которыми эти фонды были утверждены и перейти к тем проблемам, которые могут возникнуть при реализации норм части 2 Налогового кодекса РФ на современном этапе. 2. История формирования внебюджетных фондов. История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с
развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой
была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного
характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При
этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения
единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов
и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие
закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема
таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед
государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его
предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала
определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в
других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования. В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась
совершенно иная система осуществления государственных расходов. Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22
декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением ПФР был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением. ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе
социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным
расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26
июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. ГФЗ был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной службы занятости населения (кроме районных в городах). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов
занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов
самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы
поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов
перечисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких
отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими
вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда
образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499- Для реализации государственной политики в области обязательного
медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного 3. Источники формирования внебюджетных фондов Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. 3.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ. Средства ПФР формируются за счет: . страховых взносов работодателей; . страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; . страховых взносов иных категорий работающих граждан; . ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; . средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий; . средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; . добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся: . работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы; . крестьянские хозяйства; . родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; . физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица; . физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; . частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей; . нотариусы, занимающиеся частной практикой. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2000
году составляют: а) для работодателей-организаций - в размере 28 процентов; для работодателей-организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента выплат в денежной
и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения,
выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением
индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а
также по авторским договорам; для работодателей-организаций, использующих труд членов летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации, - сверх предусмотренного
абзацем первым настоящего пункта основного тарифа дополнительный тариф в
размере 14 процентов выплат, начисленных в пользу членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от
источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-
правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание
услуг. Установить, что страховые взносы по дополнительному тарифу для
работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации, считаются уплаченными только при
условии уплаты в полном объеме страховых взносов по основному тарифу за
отчетный период и отсутствия просроченной задолженности по страховым
взносам за предшествующие периоды; б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе для иностранных
граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане,
лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации,
частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы,
осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом
которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством к выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на обеды и др. Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты: . оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения, стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению, материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями, беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством, пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно- курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно. Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 37-ФЗ отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально- экономических программ проектов строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органам государственного управления. Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц но не позднее 15 числа следующего месяца. 3.2. Формирование средств Фонда социального страхования РФ. Средства ФСС образуется за счет: . страховых взносов работодателей; . страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; . доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; . добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; . ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; . прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года, тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Страховые взносы не начисляются на: . средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний; . фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями; . выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.). От уплаты взносов в ФСС освобождены: . Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции; . общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей. 3.3. Формирование Фонда занятости населения РФ: Фонды занятости в городах и районах образуется за счет: обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов); ассигнований из городских и районных бюджетов; доходов от размещения средств фонда; доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест; в виде процентов по ссудам, предоставляемым безработными гражданам для осуществления предпринимательской деятельности; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости; добровольных взносов; прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени и иные санкции). Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и
автономных округах, краях, областях создаются на основе:
отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части
обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;
ассигнований из соответствующих бюджетов;
доходов от размещения средств фонда;
дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части Фонда занятости;
добровольных взносов;
прочих поступлений. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99 года на 2000 год установлен тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в размере 1,5 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части От уплаты взносов в ГФЗ освобождены общественные организации инвалидов и общественные религиозные объединения. Страховые взносы не начисляются также на доходы: избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти; иностранных физических лиц. Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово- хозяйственной деятельности и другие поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат. 3.4. Формирование Фонда обязательного медицинского страхования: Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них: часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ; взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольные взносы; доходы от использования временно свободных финансовых средств; нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов; средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом РФ по представлению Правительства страны. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 197-ФЗ от 20.11.99
года на 2000 год установлен для категорий плательщиков и облагаемой базы
для начисления страховых взносов, перечисленных в пунктах "а" - "д" статьи Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются: предприятия, организации, учреждения; филиалы и представительства иностранных юридических лиц; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой; граждане, использующие труд наемных работников. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. 4. Задачи страховых внебюджетных фондов РФ. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных и региональных органов местного самоуправления имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ,
обладают рядом особенностей: запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность; денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет; формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и
физических лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их
уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными; на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов
в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах
налоговой системы РФ»; денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на
какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: - у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; - строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания; - возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо. 4.1. Задачи Пенсионного фонда РФ (ПФР). ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. В основные задачи ПФР входят:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением ПФР;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов Средства ПФР используются на выплату:
выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации
законодательством, межгосударственными и международными договорами
государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону
повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные
программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства
фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФР утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. 4.2. Задачи Фонда социального страхования РФ (ФСС). Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в
ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на
погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья
работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
разработка совместно с Министерством труда и социального развития Средства фонда направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а
также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг;
оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или
инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на
территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в
государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций 4.3. Задачи Государственного фонда занятости населения РФ (ГФЗ). Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется Средства ГФЗ населения направляются на: мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости; организацию общественных работ; выплаты пособий по безработице; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты. возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочной пенсии безработным; мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест; расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости; научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения; содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально - бытовое и медицинское обслуживание их работников; подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз; проведение семинаров, совещаний и других организационно- методических мероприятий. Средства, поступающие в фонд занятости в виде доход от финансово- хозяйственной деятельности и другие поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат. 4.4. Задачи Фонда обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»; обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан; участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; обеспечение ее финансовой устойчивости. Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона; вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование; осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования; участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования; осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы; аккумулирует финансовые средства Федерального фонда. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования , проводимого страховыми медицинскими учреждениями; проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; согласовывают совместно с органами исполнительной власти , профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. 5. Изменения финансового механизма формирования внебюджетных фондов. В этой части работы мне хотелось бы подробнее раскрыть те изменения, которые коснутся финансового механизма формирования внебюджетных фондов в связи с принятием второй части Налогового кодекса и введением единого социального налога, а в частности Пенсионного фонда РФ, потому что именно пенсионные выплаты являются самой большой статьей расходов государства. Кроме того, процент отчислений в данный фонд тоже весьма велик и
представляет собой денежные средства по своей величине сравнимые с
федеральным бюджетом страны. Так на 1999 год все расходы бюджета страны
были запланированы в сумме 473 миллиарда рублей, в то время как бюджет Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ предусмотрено введение с Вводится механизм сбора страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в виде единого социального налога с дифференциацией его размеров по видам платежей и страхователей. Устанавливается единая налоговая база, льготы и порядок уплаты налога в отличие от прежнего дифференцированного порядка по видам взносов. В мировой практике сложились следующие основные четыре формы В странах с развитой рыночной экономикой каждая из этих форм играет вполне определенную роль. Различен их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие органы. Введение единого социального налога означает фактический отказ от страховых механизмов, а значит, и страхового перераспределения, которое по своим масштабам более взвешенно по сравнению с перераспределением, присущим налоговым системам. Это связано с тем, что страховые взносы, как уже было сказано, в
отличие от налогов носят строго целевой и возвратный характер, так как
предназначаются для замещения конкретных видов убытков. В обязательном
социальном страховании они предназначаются для компенсации заработной платы
при наступлении социальных рисков: утраты трудоспособности, а значит, и
доходов в случаях болезни, несчастного случая, потери работы, наступления
старости. Институт социального страхования обуславливает комплекс
требований к организации финансовых механизмов. Одно из них заключается в
однородности состава участников социального страхования, которые имеют
схожие (идентичные) имущественные риски и риски в социальной сфере Поэтому не может быть взаимного обмена убытками не только между предприятиями различных отраслей экономики, например, металлургическими и сельскохозяйственными, но и в ряде случаев и даже внутри отрасли, например, авиационными, морскими и автомобильными организациями. Природа, частота и тяжесть последствий убытков у них разная, что будет служить непреодолимыми препятствиями при выработке критериев справедливого распределения рисков. Налоговая система не увязана с конкретными плательщиками. Каждая отрасль права охватывает определенный вид правоотношений, а поэтому не терпит вмешательства со стороны какой-либо другой отрасли. Социальное страхование регулируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Попытки вторжения в сферу социального права налогового законодательства не только не правомерны, но и не конституционны. Порядок уплаты и хранения страховых взносов, строгая их привязка к различным объектам страхования требуют их автономии, прозрачности в обеспечении целевого использования. В соответствии с действующей законодательной практикой денежные средства в системе Пенсионного фонда для обслуживания страхователей и застрахованных «поднимаются наверх» лишь от донорских территорий. Большая их часть непосредственно остается на счетах пенсионных отделений ПФР и расходуется на месте, для выплаты государственных пенсий жителям региона. Финансовыми источниками пенсионного страхового обеспечения, медицинского страхования, оплаты временной нетрудоспособности и пособий в связи с безработицей являются взносы, экономическая природа которых принципиально отлична от природы налогов. Схема налоговых правоотношений является двухсубъектной, линейной и однонаправленной: налогоплательщик — налоговый орган. При этом обратная финансовая связь налоговый орган — плательщик отсутствует. Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным. Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке
индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с
размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной
платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании
есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным
пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. Объединение страховых взносов в единый социальный налог может подорвать методологическую базу становления и укрепления институтов социального страхования и не позволит реализовать важнейший принцип его организации — эквивалентности страховых взносов и выплат. Международный опыт в области социального (пенсионного) страхования состоит в том, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или фирменными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами: . трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение определенной доли страховых взносов) вовлекаются материально и морально в процесс обеспечения пенсиями при наступлении страхового случая: старости, инвалидности, потери кормильца; . создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно сбором, аккумуляцией взносов и обеспечивающие финансирование денежных пенсионных выплат; . гарантируются конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пенсий; . выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами. Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в
социальном страховании, связан с гарантиями финансовых страховых ресурсов. Важнейшими критериями, позволяющими разграничить между собой налоги и страховые взносы, служат их предназначение, роль в функционировании институтов социальной защиты, характер правоотношений, который они задают для субъектов взаимоотношений. Налог — это финансовый институт, имеющий своей целью образование финансовых ресурсов государства, а отношения, которые с ним связаны, возникают после выплаты заработной платы и страховых отчислений по обязательному социальному страхованию. С макроэкономической точки зрения, страховые взносы являются формой резервирования заработной платы на случаи наступления социальных рисков, то есть источником резервирования выступают необходимый труд и необходимый продукт. В микроэкономическом же разрезе — это часть издержек производства Только после формирования нормального уровня компенсации социальных рисков, а значит, размеров страховых отчислений происходит определение пропорций и размеров налоговых отчислений. То есть по экономической природе страховые платежи являются частью необходимого продукта, а налоги — прибавочного продукта и на уровне предприятий частью прибыли; по очередности платежей: страховые отчисления всегда первичны, а налоги всегда вторичны; по целевой ориентации: страховые платежи имеют четко обозначенную привязку, а налогам присущ характер неопределенности. Единый социальный налог может обезличить страховые платежи, что в итоге трансформирует финансовые механизмы социального страхования в систему социальной помощи. В итоге дальнейшее развитие уже сформированных институтов социального страхования, проверенных 10 летней практикой, будет блокировано, что повлечет возврат к «собесовскому» типу (социалистического обеспечения) социальной защиты, которая превращает все трудозанятое население в иждивенцев, а государство в «попечителя» и «благодетеля»1. Хотелось бы отметить, что Налоговым кодексом все полномочия внебюджетных фондов по взиманию взносов переданы налоговым органам. Функции, которые остались у внебюджетных фондов, основной задачей
которых являлся именно сбор взносов, не определены. Исходя из смысла главы 6. Заключение. В заключении мне хотелось бы отметить, что результаты введения Сейчас мы можем оценивать только проверенную многолетним опытом и практикой систему формирования страховых внебюджетных фондов, установленную для них нормативными актами которыми они были образованы. Пусть у внебюджетных фондов и существовали свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могли быть решены и я считаю, что такого координального изменения всей системы не было необходимости проводить. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства. 7. Список используемой литературы: 1. Бюджетный кодекс РФ от 03.07.98 г. № 145-ФЗ. 2. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05.08.00 г. № 117- ФЗ. 3. Федеральный закон № 197-ФЗ от 20.11.99 г. № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год». 4. Федеральный закон № 37-ФЗ от 11.11.94 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды». 5. Закон РСФСР № 1735-1 от 10.10.91 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». 6. Закон РСФСР № 1032-1 от 19.04.91 г. «О занятости населения в Российской Федерации». 7. Постановление ВС РСФСР от 22.12.90 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». 8. Постановление ВС РФ от 27.12.91 г. № 2122-I «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)». 9. Постановление ВС РФ от 08.07.93 № 5132-1 «Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации». 10. Постановление ВС РФ от 24.02.93г. № 4543-1 «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» 11. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». 12. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Под ред. проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. 13. Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. 14. С. Луконин, «Накопительная система», Пенсионное обеспечение, 2000, № 6 (44), июнь. 15. В. Роик, «Каким быть финансовому механизму?», Пенсионное обеспечение, 2000, № 7 (45), июль. ----------------------- 1 Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы
и статистика, 1996. – 47 с. 1 В. Роик, «Каким быть финансовому механизму?», Пенсионное обеспечение,
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |