|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроляВыявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроляФедеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» Факультет мировой экономики и финансов Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения Выявление и пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля Выполнила: Студентка факультета МЭиФ Группы НО-062 Хомутецкая М.Н. Проверила: Чухнина Г.Я. Волгоград, 2010 Введение 1. Теоретические аспекты налогового преступления 1.1 Сущность налогового преступления 1.2 Признаки налогового преступления 1.3 Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений 2. Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля 2.1 Основы взаимодействия налоговых и федеральных исполнительных органов 2.2 Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов 2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов 2.4 Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами 3. Выявление налоговых преступлений в ходе проведения мероприятий налогового контроля 3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля 3.2 Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений Заключение Список литературы Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет[1]. В современных условиях налоговые преступления и правонарушения приобретают все более массовый характер. Они нередко связаны с совершением иных тяжких экономических и общеуголовных преступлений, с отмыванием доходов от преступной деятельности. Общественная опасность налоговых преступлений состоит прежде всего в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны, и таким образом торпедируется бюджетная и налоговая политика Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой. Недостаток средств в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны. Из прочих налоговых правонарушений налоговые преступления наносят наибольший ущерб экономике и бюджету нашей страны. Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность. На сегодняшний день выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с последующим реинвестированием сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате рэкета. Первая форма является типичным примером сращивания налоговой и организованной экономической преступности на финансовой основе, вторая - взимания так называемого бандитского налога. Там, где имеет место сокрытие доходов от налогообложения, во многих случаях появляется необходимость «платить налоги» негосударственным структурам[2]. В этой связи на современном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений уголовного законодательства РФ в части ответственности за налоговые преступления, выявление пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон законодательно установленных составов, пересмотр концептуальных основ самого понятия «налоговые преступления». Цель данной работы заключается в анализе способов выявления и пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: Определить сущность налоговых преступлений; Рассмотреть основные отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений; Проанализировать способы выявления налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля; Проанализировать способы пресечения налоговых преступлений в ходе мероприятия налогового контроля; Объектом работы выступают непосредственно мероприятия налогового контроля. Предметом работы являются взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких российских авторов, как Бадаев А.Е., Верстова М.Е., Гелимханова С.Х., Гладких С.Н., Зрелов А.П., Краснов М.В., Глушко Д.Е., Смирнова Н.Н.. Информационной базой работы явились журнальные статьи, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Законы Российской Федерации и Приказ МВД РФ №76. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка литературы. В первой главе характеризуется сущность и признаки налоговых преступлений, а также их отличия от налоговых правонарушений. Во второй главе рассмотрены способы пресечения налоговых преступлений – взаимодействия контролирующих и иных исполнительных органов по вопросам пресечения налоговых преступлений. В третьей главе рассмотрен порядок выявления налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля. Работа оформлена несколькими таблицами. 1. Теоретические аспекты налогового преступления 1.1 Сущность налогового преступления Под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента или иного лица, ответственность за которое установлена соответствующей нормой НК РФ[3]. Так как правонарушения, с которыми ведет борьбу уголовное право, причиняют общественным отношениям существенный вред, они, в отличие от других правонарушений, именуются преступлениями[4]. Таким образом, налоговое преступление, отличается от налогового правонарушения степенью общественной опасности. Несмотря на то, что российское уголовное законодательство не располагает определением налогового преступления, в российской же правовой науке давно выработаны подходы к таковому виду деяний. Наиболее точно отображает объективную правовую реальность точка зрения таких авторов, как Краснов и Зрелов: налоговое преступление - это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которого оно отнесено[5]. Таким образом, согласно действующему законодательству уголовно наказуемым может быть только уклонение от уплаты налогов и взносов, которое причинило существенный ущерб охраняемым законом правоотношениям, финансово-бюджетной системе государства. Понятие налогового преступления в УК РФ не дается. Однако, учитывая положения Общей и Особенной частей, такое понятие можно сформулировать. Налоговое преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения[6]. Если проанализировать определение налогового преступления, легко заметить, что оно содержит в себе все признаки налогового правонарушения. Таким образом, преступление в налоговой сфере не может существовать само по себе без налогового правонарушения. Содержанием объективной стороны налогового преступления является то или иное налоговое правонарушение. Оно же трансформируется в налоговое преступление при наступлении общественно опасных последствий, выражающихся в недополучении государством и его соответствующими бюджетами соответствующих налогов на сумму, которая превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Однако вернемся к налоговому правонарушению. Согласно действующему законодательству налогоплательщики могут привлекаться к налоговой ответственности только в соответствии с Налоговым кодексом, а также никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Также при отсутствии события налогового правонарушения или если вина лица в его совершении не доказана, а также в случае, если лицо не достигло 16-летнего возраста или истек срок давности, налоговая ответственность наступать не может. Виновным в совершении налогового правонарушения считается лицо, совершившее данное деяние с умыслом или по неосторожности. На умышленный характер подобного деяния указывает тот факт, что лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо осознанно допускало наступление вредных последствий. Следует помнить, что вина организации в совершении административного, налогового правонарушения определяется в зависимости от степени вины ее должностных лиц, а также законных представителей. Если налоговые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, то налоговые преступления носят исключительно умышленный характер. Согласно наиболее распространенной в настоящее время точке зрения, к собственно налоговым преступлениям относятся лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Такие преступления выражаются в неисполнении налогообязанными лицами своих обязанностей по исчислению, уплате или перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Исходя из этого, большинство авторов (Кучеров И.И., Соловьев И.Н.) относит к налоговым преступлениям лишь деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ: - ст. 198 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»); - ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»); - ст. 199.1 («Неисполнение обязанностей налогового агент»); - ст. 199.2 («Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов») [7]. Отдельные авторы предпринимают попытки еще большего расширения перечня налоговых преступлений, относя к ним и другие уголовно наказуемые деяния, например, уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)[8]. В целом, конечно, данное преступление имеет отношение к сфере налогообложения, если учесть, что налоги, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, входят в общую систему налогов и сборов. Однако объект посягательства в данном случае отличен от объекта посягательства налоговых преступлений - им являются отношения, возникающие в сфере таможенного дела, а не в сфере налогообложения. 1.2 Признаки налогового преступления Налоговая преступность характеризуется совокупностью специфических признаков и включает в себя соответствующие виды преступлений. К признакам, характерным для налоговой преступности, относятся: особый субъектный состав налоговых правоотношений (налоговые органы, налоговые агенты и налогоплательщики); специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты). Признаками налогового преступления являются: - вина субъекта преступления, то есть лица, совершившего деяние; - общественная опасность деяния; - нарушение норм законодательства о налогах и сборах; - наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния[9]. Рассмотрим вопрос, касающийся субъекта налогового преступления и его виновности в совершении общественно опасного деяния. Субъект налогового преступления - вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния. Рассмотрим последний из перечисленных выше признаков налогового преступления - запрет уголовного законодательства и наличие уголовной ответственности. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за совершение налогового преступления только в том случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Рассмотрим еще несколько ключевых аспектов, имеющих отношение к налоговым преступлениям. Налоговое преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством для уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения срока, отведенного специальными нормами НК РФ для уплаты конкретного налога. К ответственности за совершение налогового преступления лицо может быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан полный состав преступления. В качестве доказательств по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы налогового учета, налоговые декларации. В отношении данных, подтверждающих наличие или отсутствие в действиях подсудимого состава преступления, Верховный суд РФ указал, что такие данные наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Что касается виновности в совершении преступления, то здесь следует иметь в виду следующее: виновность подразумевает умысел в совершении деяния. Конституционный суд РФ указал, что применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога [10]. Статья 25 УК РФ разделяет умысел в совершении преступления на прямой и косвенный[11]. Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ. 1.3 Отличия налоговых преступлений от налоговых правонарушений К налоговым преступлениям относятся деяния, посягающие на налоговые правоотношения (т.е. отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней, возникающие на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих налоги и порядок их перечисления). Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений, ответственность за совершение которых установлена УК РФ заключается в следующем. Для большей наглядности представляю таблицу. Таблица 1 Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений[12]
Налоговые преступления особо выделяются и отграничиваются от других правонарушений в области налогов и сборов. Основным показателем степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут за собой не наказание, а взыскание [13]. Рассмотрим основные виды налоговых преступлений по их составам. То есть определим объект, субъект, объективную и субъективную стороны налоговых преступлений. 1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица[14]. Таблица 2
2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица13. Таблица 3
3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации[15]. Таблица 4
4. Неисполнение обязанностей налогового агента14. Таблица 5
5. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов[16]. Таблица 6
Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений. Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%)[17]. Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений[18]. Если обратиться к статистике уголовных дел по налоговым правонарушениям, то, например, за 2008 год в России было выявлено уклонений от уплаты налогов физическими лицами - 5445, из них правоохранительными органами - 99,1%; уклонений от уплаты налогов юридическими лицами - 6922, из них правоохранительными органами - 97,2%. То есть в основном правоохранительные органы самостоятельно выявляют нарушения налогового законодательства и в основе этого лежит оперативно-розыскная деятельность. 2. Пресечение налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля 2.1 Основы взаимодействия налоговых и федеральных исполнительных органов Для осуществления эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение экономической безопасности. Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов, а также обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления[19]. Налоговые органы осуществляют свои функции в нескольких областях управления: - в налоговой сфере (контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками); - в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - в процедурах банкротства хозяйствующих субъектов, представляющих интересы государства[20]. Именно в этих областях ФНС России участвует в проведении государственной политики, осуществляет управление налоговыми органами и взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти. Правовой основой взаимодействия служат нормативные правовые акты, закрепляющие правовой статус органа, общие основы и формы взаимодействия, а также подзаконные акты, где определяются конкретные формы и виды взаимодействия, права и обязанности органов в рамках взаимодействия. Анализ особенностей заключенных соглашений свидетельствует о необходимости выделения двух групп федеральных органов исполнительной власти, с которыми налоговые органы осуществляют взаимодействие на постоянной основе: 1) федеральные органы исполнительной власти, не выполняющие правоохранительные функции. Взаимодействие налоговых органов с указанной группой органов исполнительной власти направлено на повышение эффективности контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в определенной сфере, или использование имущества, являющегося объектом налогообложения, а также выявление и предотвращение правонарушений, обмен опытом и содействие в повышении квалификации кадров. 2) федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности[21]. 2.2 Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций [22]. Систему органов внутренних дел РФ образует Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция РФ, международные договоры РФ, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» и иные нормативные правовые акты. Президент РФ изменил структуру органов исполнительной власти, в частности, с 1 июля 2003 г. упразднил Федеральную службу налоговой полиции РФ и передал ее функции по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений Министерству внутренних дел РФ. В настоящее время непосредственно деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений в рамках системы органов внутренних дел РФ осуществляет Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, возглавляемая заместителем министра внутренних дел РФ. Основой взаимодействия налоговых органов Российской Федерации с правоохранительными органами Российской Федерации является обеспечение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты (государственные внебюджетные фонды) налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также обеспечение экономической безопасности. Особенности взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами Российской Федерации связаны с задачами указанных органов, которые всей своей деятельностью на основе закона в соответствующих формах и на базе демократических принципов призваны обеспечить законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок. Основные принципы, которыми должны руководствоваться при организации взаимодействия и координации своей деятельности налоговые и правоохранительные органы: - соблюдение государственной, служебной, налоговой и иной охраняемой законом тайны; - самостоятельность в реализации задач и полномочий, а также выработке форм и методов использования собственных сил и средств; - плановость и непрерывность взаимодействия и координации; - обеспечение защиты информации и контроль доступа к информации[23]. В сфере налогообложения на органы внутренних дел возложено решение следующих основных задач: 1) предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; 2) предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах и органах внутренних дел; 3) обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита должностных лиц налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей[24]. В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить: обмен информацией; совместные проверки; совместная подготовка кадров; подготовка совместных аналитических материалов; издание совместных приказов и других документов; проведение совместных служебных расследований[25]. Совместная контрольная работа органов МВД и налоговых органов осуществляется по следующим направлениям: выявление и пресечение фактов подпольного производства алкоголя; проверка соблюдения установленных правил производства, хранения и реализации этилового спирта, правильности уплаты акцизных сборов; проверка полноты уплаты налогов лицами в местах массовой торговли24. Непосредственное участие органов внутренних дел в оказании содействия налоговым органам начинается с проведения ими профилактических мероприятий, направленных на пресечение противоправных действий налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). В случае возникновения вышеназванных проблем налоговые органы должны обращаться в милицию. Милиция входит в систему МВД России. Сотрудники милиции при наличии данных о влекущем налоговую или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа милиции имеют право: производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и владельца данного транспортного средства, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие этого лица; изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в 5-дневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий этих документов; изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз; требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при их производстве подлинные документы (их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов. В случае если изымаются подлинные документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом органа милиции, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. При невозможности изготовления и передачи копий одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа милиции, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого изъяты подлинные документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии[26]. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках [27]. Выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. Органы внутренних дел и налоговые органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Так, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения[28]. Аналогично, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[29]. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами организуется и по другим направлениям, таким как: - мероприятия по контролю за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»; - мероприятия по контролю за продажей и хождением в регионах специальных марок для маркировки алкогольной продукции; по выявлению и пресечению фактов подпольного производства и реализации неучтенной алкогольной продукции; по предотвращению незаконного предпринимательства в сфере торговли спиртными напитками; по раскрытию других замаскированных преступлений, связанных с производством и реализацией алкогольной продукции; - мероприятия по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства физическими и юридическими лицами, сдающими в аренду жилые и нежилые помещения; Правовые механизмы взаимодействия и координации налоговых органов и органов внутренних дел регулируются межведомственными правовыми актами. 2.3 Взаимодействие налоговых и таможенных органов В целях организации взаимодействия между налоговыми и таможенными органами РФ для выполнения возложенных на них задач руководители налоговых органов РФ и руководители таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям: 1. Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В этих целях указанные органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно предоставляют друг другу по со ответствующим запросам информацию, содержащуюся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению налоговых и таможенных правонарушений. 2. Передача сведений таможенных деклараций из ГТК РФ в МНС РФ, а также обмен другими необходимыми сведениями и информацией осуществляются на магнитных носителях или по каналам связи между Главным научноисследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС РФ и Главным научноинформационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ[30]. Передаваемая из ГТК РФ в МНС РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы информируют налоговые органы об участниках внешнеэкономических связей (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации, транспортные декларации, сведения о декларантах). Налоговые органы по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля. При взаимодействии налоговых и таможенных органов последние в течение суток информируют налоговые органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми органами решения в соответствии с действующим законодательством РФ. А налоговые органы - о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с указанием мер ответственности за эти нарушения. Налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Необходимость взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами обусловлена рядом причин. В налоговые органы налогоплательщики не представляют налоговую отчетность в 40% случаев. Борьба с налоговыми правонарушениями позволяет вскрыть финансовую базу, где возникает и функционирует преступность и коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия органов внутренних дел, таможенных и налоговых органов. Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия можно назвать: обмен оперативной информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах, оказание налоговым органам помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах[31]. Взаимодействие налоговых и таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в совместной нормотворческой деятельности. По мнению специалистов, важнейшей формой взаимодействия органов публичной власти является издание совместных правовых актов. Наиболее распространенной формой взаимодействия таможенных органов с иными органами исполнительной власти является обмен информацией по письменным запросам. Запрашивается статистическая информация, разъяснения законодательства, уточняются и согласовываются позиции этих органов по вопросам их ведения. Учитывая, что одной из функций таможенных органов выступает обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу, проверке подлежат лицензии и иные разрешительные документы, выдаваемые Минэкономразвития России, Минобороны России, Ростехнадзором России и другими государственными органами. Взаимодействие и координация деятельности органов внутренних дел с налоговыми и таможенными органами должны осуществляться в следующих формах: - принятие совместных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению; - реализация механизма осуществления отдельных юридических процедур, планирование и проведение совместных мероприятий, направленных на решение задач взаимодействия сторон; - методологическое взаимодействие по вопросам, отнесенным к совместному ведению, и основным направлениям взаимодействия сторон; - координация усилий по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений законодательства о налогах и сборах, о таможенном деле, о валютном регулировании и валютном контроле; - информационное взаимодействие, предоставление сведений по вопросам, интересующим стороны с учетом принципа конфиденциальности; - обмен опытом в целях повышения профессионализма кадров и совершенствования юридических процедур; - проведение совместных экспертиз и консультаций; - создание совместных рабочих групп, проведение ими исследования по вопросам, относящимся к ведению сторон; - проведение научно-практических семинаров, в том числе с участниками внешнеэкономической деятельности, направленных на достижение цели содействия развитию внешней торговли[32]. 2.4 Взаимодействие налоговых органов с иными исполнительными органами Правоохранительные и налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы РФ транспортными средствами и перемещением товаров через границу в морских пунктах пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме информационного обеспечения в рамках законодательства с применением карточек контроля товаров и транспортных средств; совместных проверок законности внешнеторговых операций и деятельности участников ВЭД; совместных мероприятий по поддержанию режима государственной границы. Применяются следующие формы взаимодействия: оказание взаимной помощи при обеспечении собственной безопасности сотрудников; обмен специалистами, учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной деятельности для проведения консультаций, оказания методической помощи. Взаимодействие налоговых органов и подразделений пограничной службы осуществляется в следующих формах: обмен информацией об обстановке в сфере ВЭД; разработка и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и предупреждению противоправной деятельности в сфере ВЭД; проведение совместных мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через границу грузов, товаров и транспортных средств; разработка межведомственных нормативных правовых актов; подготовка совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства. Налоговые органы взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества должника-организации и иных исполнительных документов в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве». При сотрудничестве налоговых органов и Министерства Финансов выделяют следующие главные задачи: обеспечение достоверности данных по доходам, поступающим в бюджетную систему; устранение диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней; устранение расхождений отчетных данных; усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов. Правительство РФ определило порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами ФНС. Это взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов и местных органов информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. 3. Выявление налоговых преступлений в ходе проведения мероприятий налогового контроля 3.1 Организация налоговых проверок в ходе мероприятий налогового контроля Исследование практики выявления налоговых преступлений показывает, что от качественной подготовки материалов, передаваемых органом дознания подразделению предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, во многом зависит эффективность уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов по этой категории дел. Несмотря на наличие по данному направлению соответствующих ведомственных инструкций, по-прежнему остаются невыясненными отдельные вопросы применения ст.ст.198 и 199 УК РФ, что вызывает необходимость выработки методических рекомендаций, содержащих критерии правовой оценки поступающих органу предварительного расследования сообщений о преступлениях, совершенных в сфере налоговых правоотношений. Орган дознания, получив первичную информацию о совершенном или готовящемся преступлении, обязан в рамках выполнения одной из задач оперативно-розыскной деятельности осуществить соответствующие мероприятия по его выявлению, пресечению и раскрытию. Для этого в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее крупного в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения. Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением является деяние, совершенное виновно в нарушение законодательства о налогах и сборах. Обнаружение этого вида правонарушения фиксируется актом налоговой проверки[33] или актом о проверке налогоплательщика органами внутренних дел[34]. Механизм взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при проведении совместных выездных налоговых проверок определен в Инструкции «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок». Согласно п. 7 указанной Инструкции основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа о ее проведении[35] (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления). Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем налогового органа. Такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. При этом основаниями для его направления могут являться: а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел; б) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ; в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля; г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей[36]. Не позднее 5 дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке. Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел выездной налоговой проверке могут являться: - отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах; - несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел; - отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих[37]. Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести: - обследование помещений (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы; - изъятие документов (в присутствии понятых и представителя налогоплательщика) с составлением акта установленной формы и справки к акту изъятия о привлечении к составлению этого акта понятых; - опрос налогоплательщика или его представителей (в первую очередь - руководителя и главного бухгалтера); - сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки; - другие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». От полноты собранных материалов зависит: 1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления и являющихся основанием для возбуждения уголовного дела; 2) возможность проведения предварительного расследования в сроки, предусмотренные УПК РФ. Проведение выездной налоговой проверки, а также оформление и реализация ее результатов осуществляются в общем порядке, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией. Так, согласно п. 19 Инструкции при выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности. В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам. В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления [38]. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ[39]. Несмотря на то что в ч.2 ст.74 УПК РФ акты поверок и не указаны конкретно в списке источников доказательств по уголовному делу, именно в них чаще всего содержатся данные, указывающие на признаки преступления: время, место и способ его совершения, характер и размер причиненного государству ущерба и другие обстоятельства противоправного деяния. Акты проверок, изложенные и удостоверенные должностными лицами налогового органа и (или) правоохранительнго органа, обладают признаками, которые закреплены в ч.1 ст.84 УПК РФ, и приобретают, таким образом, значение документов в уголовном процессе. Как доказательство по уголовному делу эти документы формируются в процессе налогового контроля либо в период доследственной проверки, что ни в коей мере не снижает их важного значения в уголовном процессе. В доказательство противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они впоследствии приобщаются согласно ч.2 ст.81 УПК РФ. Здесь важно учитывать положения п.6 ст.108 НК РФ, закрепляющие презумпцию невиновности налогоплательщика. Субъективная сторона налогового правонарушения устанавливается, в частности, путем опроса самого налогоплательщика. Бремя доказывания возложено законом на проверяющих, а опрашиваемое лицо вправе воспользоваться таким средством защиты своих прав, как отказ от дачи показаний. Поэтому перед взятием объяснения ему под роспись должны быть разъяснены положения ст.51 Конституции РФ. Опрос налогоплательщика или его представителей должен быть не формальностью, а средством установления умысла на совершение налогового преступления, поэтому какие-либо противоречия и неясности, содержащиеся в объяснениях, необходимо устранить при проведении последующих оперативно-розыскных мероприятий. Если предоставление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, является обязанностью налогоплательщика[40], то дача пояснений по актам проведенных проверок закреплена в законе как его право[41], хотя сама явка налогоплательщика по вызову налоговых или правоохранительных органов для дачи объяснений по вопросам, связанным с уплатой налогов, обязательна[42]. В ходе проверочных действий с отражением в акте проверки должны быть также осуществлены: - проверка устава и других учредительных документов налогоплательщика, свидетельства о постановке на налоговый учет, всех приказов о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера за весь период, охватываемый проверкой; - сравнительная оценка заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях данных с фактическими данными, установленными в ходе проверки, в том числе и с данными налогового органа об уплаченных в бюджет суммах налогов. Налоговые проверки бывают не только выездными, но и камеральными. Это необходимо учитывать, потому что уклонение от уплаты налогов может быть обнаружено путем анализа находящихся в налоговом органе дел по текущей отчетности налогоплательщиков на предмет установления причин просрочки представления ими дополнительных расчетов по налогам. На стадии доследственной проверки такой запрос в налоговую инспекцию оформляется в порядке п.34 ч.1 ст.11 Закона РФ «О милиции». Изучению подлежат не только налоговые декларации, но и те документы, на основе которых были произведены доначисления, превышающие за налогооблагаемый период предусмотренный уголовно-правовым запретом крупный размер суммы налогов, а также приложенные налогоплательщиком объяснения несвоевременности подачи налоговой отчетности. При наличии достаточной информации, указывающей на признаки налогового преступления, сотрудники милиции вправе произвести в таких случаях проверку, которая будет по сути камеральной. Уплата налогоплательщиком недоимки во время проверки или после нее, но до принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении не является основанием, препятствующим возбуждению уголовного дела, поскольку такое основание не предусмотрено положениями ст.24 УПК РФ. Если по акту о проверке налогоплательщика органами внутренних дел выявлено налоговое правонарушение, то в 10-дневный срок со дня окончания проверки оперативное подразделение направляет необходимые материалы налоговому органу для принятия соответствующего решения, сведения о чем должны содержаться в материалах, передаваемых в следственное подразделение. Это делается с целью своевременного привлечения виновного к ответственности, предусмотренной нормами гл.16 НК РФ. По результатам проверок и ревизий сотрудниками подразделений ДЭБ МВД России принимается одно из следующих решений: 1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос: - о возбуждении уголовного дела, так как сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела; - об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ); - о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ). 2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. ст. 116 - 122 НК РФ). 3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст. ст. 15.1 - 15.2, 15.12 - 15.24 КоАП РФ. 4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ[43]. О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых она проводилась. В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел. Исходя из этого, требования рапорт об обнаружении признаков преступления должен быть немедленно по окончании проверки зарегистрирован в Книге учета сообщений о преступлениях дежурной частью того органа милиции, куда поступило сообщение о преступлении. Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел осуществляется: - сотрудником оперативного подразделения в случаях необходимости получения дополнительных объяснений либо использования иных полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»; - сотрудником органа предварительного расследования, проверяющим повод к возбуждению уголовного дела на предмет достаточности, допустимости, относимости и достоверности, а затем принимающим процессуальное решение. Материалы налоговых проверок, поступающие в порядке п.3 ст.32 НК РФ как информация о предполагаемом налоговом преступлении, регистрируются как входящая корреспонденция. Аналогично следует регистрировать инициативный рапорт сотрудника, участвовавшего в совместной с ИМНС налоговой проверке. По письменному указанию начальника органа внутренних дели та и другая информация подлежит проверке на наличие признаков преступления в сроки, установленные правилами делопроизводства. Если в результате этой проверки будут выявлены признаки преступления, ее исполнитель подает рапорт установленной формы. При отсутствии каких-либо признаков преступления в налоговый орган направляется соответствующее сообщение, учитываемое при периодических сверках поступивших из налоговых органов материалов. Отступление от изложенных требований законодательства является нарушением законности приема, регистрации и разрешения сообщений о налоговых преступлениях. Основными способами, направленными на выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений являются налоговые проверки. В целях совершенствования налогового контроля и повышения эффективности контрольных мероприятий необходимо осуществление следующих мер[44]: • постепенное повышение правовой и налоговой культуры граждан; • разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями; • поощрение добросовестных налогоплательщиков; • создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков; Таким обряазом, можно сделать следующие выводы: 1) Общественная опасность налоговых преступлений определяется тем, что подобные преступления причиняют существенный ущерб налоговой, финансовой, экономической безопасности государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержкам в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, сворачиванию социальных программ, научных исследований. Уклонение от уплаты налогов и сборов таит в себе серьезную опасность по той причине, что в случае успешного осуществления преступного посягательства у виновного лица появляются денежные средства, имеющие фактически нелегальное происхождение. Соответственно возникает потребность, во-первых, в сокрытии источника получения таких средств, а во-вторых, в использовании этих денежных средств в корыстных целях, в том числе в рамках предпринимательской деятельности. 2) К причинам возникновения налоговых преступлений можно отнести: 1.Изменения в экономической жизни страны в целом, появление рыночных отношений; 2.Развитие частной формы собственности; 3.Несовершенство действующей налоговой системы; 4.Фискальный характер налоговой политики; 5.Отсутствие созидательного аспекта практики налогообложения. 3) К основным последствиям налоговых преступлений относятся: 1.Непоступление налогов в государственный бюджет; 2.Угроза экономической безопасности страны; 3.Социальная напряженность; 4.Политическая нестабильность. 5.Развитие криминального бизнеса 6.Перекосы в инвестиционной деятельности. 4) Налоговому преступлению присущи свои особенные признаки, состав преступления. 5) Существуют различные точки зрения по поводу классификации налоговых преступлений. Но Уголовным кодексом РФ закреплены только 4 вида налоговых преступлений, непосредственно посягающих на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. 6) Каждому из этих видов присущ свой состав преступления: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. 7) Для осуществления эффективного контроля, а также для пресечения совершения преступлений, а также расследования и раскрытия преступлений и привлечения к ответственности необходимо постоянное взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов. При этом главной целью такого взаимодействия является обеспечение экономической безопасности. 8) В качестве форм взаимодействия налоговых и правоохранительных органов можно выделить: обмен информацией; совместные проверки; совместная подготовка кадров; подготовка совместных аналитических материалов; издание совместных приказов и других документов; проведение совместных служебных расследований. 9) Взаимодействие налоговых и таможенных органов с органами внутренних дел нацелено на совершенствование механизма реализации положений, регулирующих отношения в сфере внешней торговли. Оно может включать разнообразные формы, заключающиеся в совместной нормотворческой деятельности. 10) Правоохранительные и налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля внешнеторговых операций с продукцией рыбного промысла. 11) Налоговые органы взаимодействуют со службой судебных приставов органов юстиции по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества должника. 12) Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. 13) Законодательной основой выездных налоговых проверок, проводимых должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел, являются Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 « налоговых органах Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О милиции», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 13) Порядок взаимодействия налоговых органов и органов МВД России при проведении мероприятий налогового контроля определен в совместном Приказе МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». 14) Целью проверок, осуществляемых органами внутренних дел, является выявление, пресечение и документирование фактов преступного неисполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, целью налоговой проверки является проверка исполнительности налогоплательщиков и налоговых агентов. 15) Проводимые органами внутренних дел указанные проверки следует отличать от налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами. Органы внутренних дел осуществляют проверки в рамках оперативно-розыскной деятельности, а налоговые органы - в рамках деятельности по осуществлению налогового контроля. Эти два вида проверок различаются по целям, методам и правовым основаниям. 16) По материалам проверки могут быть приняты следующие решения: - о возбуждении уголовного дела; - о составлении протокола об административном правонарушении; - о передаче материалов для рассмотрения налоговым органам; - о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства. О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которых проводились указанные мероприятия. 17) Наиболее значительными проблемами налогового контроля являются проблемы связанные с несовершенством законодательства в области налогов и сборов, уклонением от уплаты налогов, низкая материальная обеспеченность сотрудников контролирующих органов и многие другие проблемы. 1) Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред. от 23.07.2008. – СПС КонсультантПлюс; 2) Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от 27.07.2006. – СПС КонсультантПлюс; 3) Приказ МВД РФ №76, МНС РФ № АС-3-06/37 от 22.01.2004 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. – 2004. - №46. – СПС КонсультантПлюс; 4) Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. - №46. – СПС КонсультантПлюс; 5) Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – СПС КонсультантПлюс; 6) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах ответах // под ред. А.А. Ялбулганова. – 2006. – СПС КонсультантПлюс; 7) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // ред. от 22.07.2008. – СПС КонсультантПлюс; 8) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008. – СПС КонсультантПлюс; 9) Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству Российской Федерации [Текст] / В.А. Кинсбурская, А.А. Ялбулганов // Научно-практический комментарий законодательства и судебной практики. – 2007. – СПС КонсультантПлюс; 10) Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. –СПС КонсультантПлюс; 11) Анищенко А.А. Взаимодействие налоговых органов с подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями МВД России [Текст] / А.А.Анищенко // Налоги (журнал). – 2008. Специальный выпуск, Январь. – СПС КонсультантПлюс; 12) Бадаев А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации) [Текст] / А.Е. Бадаев // Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС КонсультантПлюс; 13) Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – СПС КонсультантПлюс; 14) Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое право. – 2008. - №5. –СПС КонсультантПлюс; 15) Гелимханова С.Х. Специфика проведения проверок налоговых правонарушений органами внутренних дел [Текст] / С.Х. Гелимханова // Налоги (газета). – 2007. - №28. – СПС КонсультантПлюс; 16) Глушко Д.Е. Налоговые правонарушения и налоговые преступления [Текст] / Д.Е.Глушко // Налоги (журнал). -2007. -№5. – СПС КонсультантПлюс; 17) Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления [Текст] /И.И. Кучеров, И.Н. Соловьев //. М.: АО Центр ЮрИнфоР. – 2004; 18) Надежин Н.Н. Понятие налогового преступления в эволюции правовой системы России XX в [Текст] / Н.Н. Надежин // Налоги (журнал). – 2007. - №6. – СПС КонсультантПлюс; 19) Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова // Налоги (журнал). – 2006. - №2. – СПС КонсультантПлюс; 20) Трунцевский Ю.В., Терзиди А.В. Угрозы экономической безопасности в налоговой сфере и пути их устранения [Текст] / Ю.В.Трунцевский, А.В.Терзиди // Налоги (журнал). – 2006. - №3. – СПС КонсультантПлюс; 21) Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Правовые аспекты взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений в ходе проверок и ревизий [Текст] / Л.Г.Шапиро, В.В.Степанов // Российский следователь. – 2008. - №8. – СПС КонсультантПлюс; 22) Собакина М.Г. Пути совершенствования налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений [Электронный ресурс] // Режим доступа: #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Надежин Н.Н. Понятие налогового преступления в эволюции правовой системы России XX в [Текст] / Н.Н. Надежин // Налоги (журнал). – 2007. - №6. – СПС КонсультантПлюс [2] Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству Российской Федерации [Текст] / В.А. Кинсбурская, А.А. Ялбулганов // Научно-практический комментарий законодательства и судебной практики. – 2007. – СПС КонсультантПлюс [3] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – ст.106. – СПС КонсультантПлюс [4] Глушко Д.Е. Налоговые правонарушения и налоговые преступления [Текст] / Д.Е.Глушко // Налоги (журнал). -2007. -№5. СПС КонсультантПлюс [5] Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. – С.6 [6] Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова // Налоги (журнал). – 2006. - №2. – СПС КонсультантПлюс [7] Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления [Текст] /И.И. Кучеров, И.Н. Соловьев //. М.: АО Центр ЮрИнфоР. – 2004. – С. 13 - 14. [8]Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. С. 106 - 112. [9]Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст] / Н.Н. Смирнова // Налоги (журнал). – 2006. - №2 . – СПС КонсультантПлюс [10] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008. – п. 1 ч. 1 ст. 73. – СПС КонсультантПлюс [11] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // ред. от 22.07.2008. – ст. 25. – СПС КонсультантПлюс; [12] Налоговые правонарушения в Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13]Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – ст.114. – СПС КонсультантПлюс [14]Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс [15] Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс [16] Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления [Текст] /А.П. Зрелов, М.В. Краснов // под ред. К.К. Саркисова. М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво 97. – 2002. – СПС КонсультантПлюс [17] Бадаев А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации) [Текст] / А.Е. Бадаев // Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС КонсультантПлюс [18] Бадаев А.Е. Налоговая преступность - слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации) [Текст] / А.Е. Бадаев // Безопасность бизнеса. – 2008. - №3. – СПС КонсультантПлюс [19] Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от 27.07.2006. – ст. 4. – СПС КонсультантПлюс [20] Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – СПС КонсультантПлюс [21] Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. – СПС КонсультантПлюс [22]Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // ред. от 27.07.2006. – ст. 5. – СПС КонсультантПлюс [23] Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое право. – 2008. - №5. СПС КонсультантПлюс [24] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах ответах // под ред. А.А. Ялбулганова. – 2006. – СПС КонсультантПлюс [25] Трунцевский Ю.В., Терзиди А.В. Угрозы экономической безопасности в налоговой сфере и пути их устранения [Текст] / Ю.В.Трунцевский, А.В.Терзиди // Налоги (журнал). – 2006. - №3. – СПС КонсультантПлюс [26] Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред. от 23.07.2008. – п. 25 ст. 11. – СПС КонсультантПлюс [27] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – п. 1 ст. 36. – СПС КонсультантПлюс [28] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – п. 2 ст. 36. – СПС КонсультантПлюс [29]Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – п. 3 ст. 32. – СПС КонсультантПлюс [30] Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами [Электронный ресурс] // Режим доступа: #"#_ftnref31" name="_ftn31" title="">[31]Верстова М.Е. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Законодательство и экономика. – 2008. - №4. СПС КонсультантПлюс [32] Верстова М.Е. Основные приоритеты, принципы и направления совершенствования взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих обязанностей [Текст] / М.Е.Верстова // Финансовое право. – 2008. - №5. СПС КонсультантПлюс [33] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – ч.2 ст.100. – СПС КонсультантПлюс [34]Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // ред. от 23.07.2008. – п.35 ч.1 ст.11. – СПС КонсультантПлюс [35] Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. - №46. – п.7. – СПС КонсультантПлюс [36]Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п.п.8-9. – СПС КонсультантПлюс [37]Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п.10. – СПС КонсультантПлюс [38] Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п.25. – СПС КонсультантПлюс [39] Инструкция к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004. № 76/АС-3-06/37 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» // Российская газета. – 2004. – №46. – п. 26. – СПС КонсультантПлюс [40]Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – пп.5 п.1 ст.23. – СПС КонсультантПлюс [41] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – пп.7 п.1 ст.21. – СПС КонсультантПлюс [42]Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред. от 30.06.2008. – пп.4 п.1 ст.31. – СПС КонсультантПлюс [43] Гелимханова С.Х.Специфика проведения проверок налоговых правонарушений органами внутренних дел [Текст] / С.Х.. Гелимханова // Налоги (газета). – 2007. - №28. СПС КонсультантПлюс [44] Собакина М.Г. Пути совершенствования налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://konfi-nalog.jurati.ru/node/78 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |