|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Анализ структурных изменений в экономике Беларуси при многовекторной интеграцииАнализ структурных изменений в экономике Беларуси при многовекторной интеграциисОДЕРЖАНИЕ1. Теоритические аспекты изучения интеграции.. 6 1.2. инТеграция в условиях глобализации.. 7 2. Сравнительный анализ открытости экономики Беларуси 10 3. Теоретические Аспекты структурной перестройки в условиях перехода к рынку.. 18 3.1 Сущность и необходимость структурной перестройки экономики беларуси.. 18 3.2. Развитие экспорта и экономический рост. 32
ВведениеПриступая к рассмотрению вопроса об интеграции экономики Беларуси в мировую экономику, следует помнить, что одна из важнейших задач для Республики Беларусь в экономической сфере – определить свое место в мировом хозяйстве, соответствующее потенциалу страны. Перенос ориентиров во внешнеэкономической сфере с задач, диктуемых государственным планом, к требованиям и запросам мирового рынка при тяжелейшем кризисе на рынке внутреннем – задача необычайно сложная. Решать ее приходиться в условиях развала прежних внешнеэкономических связей. Но необходимость нахождения путей активного взаимодействия с мировым хозяйством сомнений не вызывает. Однако следует заметить, что для проникновения Беларуси на мировой она нуждается в ряде структурных изменений в экономике, связанных с повышением конкурентоспособности белорусской продукции. Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без ее адоптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно адоптация является главной целью белорусской экономики на данный момент. Неконкурентоспособность на мировых рынках показала несовершенство и неэффективность белорусской экономики. Наличие перспективных отраслей, способных достойно конкурировать и тем самым обеспечивать устойчивое развитие экономики и рост благосостояния населения является предпосылкой успешного выхода на мировые рынки. Именно поэтому остро ощущается необходимость проведения программы структурной перестройки экономики. Приоритетными направлениями структурной перестройки являются увеличение ВВП в том числе на душу населения, совершенствование систем экспорта и импорта, содействие в развитии среднего и малого бизнеса, совершенствование законодательной базы управления государственным имуществом и приватизации, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, развитие наиболее перспективных отраслей, совершенствование таможенного и налогового законодательств и т.д.
1. Теоритические аспекты изучения интеграции1.1. Понятие интеграции
Понятие "интеграция" происходит от латинского "integratio", что дословно переводится как "воссоединение, восполнение". Применительно к сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметическую сумму составляющих ее частей, ибо по своему объему она гораздо больше и содержательнее. Как справедливо отмечает профессор В. Бобков, "интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно". Интересно отметить, что вплоть до настоящего времени среди исследователей интеграционной тематики так и не сложилась единая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграция государств. Хотя, пожалуй, в одном практически все они оказались едины, а именно — в признании того факта, что интеграция сама по себе рассматривается сегодня как определенно положительное явление, как процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами. По терминологии А. Этзони, понятия "сообщество" и "интеграция" являются субъектом и предикатом. При этом "сообщество" представляет собой некую общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционными механизмами, в то время как "интеграция" является своеобразной способностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия и влияния как внутренних, так и внешних изменений. По мнению A. Этзони, понятие "интеграция" включает в себя целый ряд необходимых и существенных элементов, а именно: 1) наличие эффективного контроля за использованием принудительных мер воздействия; 2) существование единого центра, отвечающего за принятие и исполнение решений; 3) наличие доминирующего центра политического единства основной массы политически активного населения. K. Дойч рассматривает интеграцию прежде всего как реальную возможность обеспечить мирное сосуществование государств, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение политических консультаций и т. п. Э. Хаас определяет интеграцию как процесс возникновения нового центра политического влияния, притягивающего к себе главных действующих лиц национального масштаба. Современный подход к исследованию и анализу понятия "интеграция" характеризуется тем, что определяет последнюю как процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов. 1.2. инТеграция в условиях глобализации
Процесс экономической глобализации зародился в рамках экономики стран Западной Европы, где впервые возникла рыночная система, и представляет собой втягивание мировой экономики в рынок и ее эволюцию до состояния единого целого – мировой рыночной системы. На рубеже XX-XXI веков процесс эволюции рыночных систем качественно изменили следующие явления: переход главных участников глобализации к постиндустриальному обществу; подготовка к «снятию» института рынка при переходе рыночных стадий воспроизводственного процесса в сферу планомерного контроля корпораций и приспособления института рынка к потребностям мировой индустриальной системы; подготовка к «снятию» института частной собственности в ходе увеличения творческого характера труда, изменения природы стоимости, роста значения информации, знаний, качества человеческого капитала для экономического развития; изменение роли государства в ходе усиления позиций ТНК и региональных интеграционных групп. К середине 90-х годов начало замыкания индустриальных отношений, сращивание национальных рыночных систем привели систему интеграции в Западной Европе к этапу зрелости (он продолжается и сейчас), ее качественному изменению и возобновлению популярности создания интеграционных групп. Начало данного этапа характеризуется усилением регулирования западноевропейской системы экономической интеграции на национальном уровне и появлением возможности временно устранить возникшее противоречие между рыночной и индустриальной системой в ходе расширения ЕС на Восток. К качественным изменениям процессов экономической интеграции в этот период можно отнести: сочетание интеграции с неолиберальными стратегиями развития; резкий рост степени слияния воспроизводственных процессов между различными интеграционными регионами; распространение интеграционных групп стран в мировом экономическом пространстве; вовлечение в них стран разного уровня развития; заключение межрегиональных соглашений; дифференциацию объектов и субъектов интеграционных соглашений. Эти тенденции необходимо учитывать при выборе модели экономической интеграции с участием Республики Беларусь. Процесс экономической интеграции представляет собой адаптацию или подготовку национальных хозяйств к условиям глобализации, связанных с объединением их в единую систему интеграционных отношений (или в международный экономический регион). Такая подготовка предполагает: протекционизм в отношении третьих стран; сочетание форсированной и пошаговой либерализации; относительную экономическую самодостаточность региона; привлекательность пространства региона для субъектов третьих стран; объединение и эффективное использование всех ресурсов региона; предотвращение необоснованной конкуренции в нем; совместное развитие экспортоориентированных производств в лице ТНК (носителей индустриальных отношений) и сфер экономики, способствующих этому; оптимальное использование новых технологий в традиционных отраслях; совместное присоединение к международным правилам осуществления экономических отношений; совместное завоевание рынков третьих стран. Кроме того, в условиях глобализации интеграция, исходя из закономерностей своего развития, должна отвечать таким принципам, как оптимальное сочетание с переходом к экономике рыночного типа, формированием системы рыночных и индустриальных отношений в интегрирующихся экономиках; оптимальное структурное развитие; оптимальное сочетание с вхождением стран в мировую экономику на основе экспортоориентированной стратегии; адаптивность; взаимовыгодность; добровольность; своевременность, соответствие уровню развития стран и т.д.
2. Сравнительный анализ открытости экономики БеларусиОткрытость экономики конкретной страны - составная часть ее интеграции в мировую экономику. Она способствует развитию конкуренции и росту эффективности производства. Открытость экономики обычно рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном. Функционально степень открытости характеризуется такими показателями, как объем внешнеторгового оборота, объем экспорта (импорта) на душу населения, экспортная (импортная) квота, мультипликаторы внешней торговли (формулы Хикса и Харрода). Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости в первом приближении служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. Его уровень в Республике Беларусь в 2001 году составил 131%, а в среднем за десятилетний период 1992-2001 гг. - 105,9% (табл. 1). По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран - лидеров открытой экономики, поскольку в разных странах его величина в 2-3 раза ниже и находится в интервале 40-60%. Данные таблицы 1 свидетельствуют также о высоких долях экспорта (импорта) в ВВП против стандартных уровней развитых стран (равных 20-30% от ВВП). В пользу открытости экономики говорит и большая доля импорта и даже отрицательное на протяжении последних девяти лет (с 1993 г.) сальдо торгового баланса. Однако у этих чисто количественных показателей есть и обратная сторона. Высокий уровень анализируемых показателей обычно характерен либо для стран с узкой отраслевой специализацией (чего нельзя пока сказать о Беларуси), либо для стран, находящихся в кризисной позиции.
Таблица 1. Показатели внешней торговли Беларуси | |||||||
Годы |
ВВП по валютному паритету |
Экспорт, Млрд. |
Импорт, Млрд. |
Внешне- торговый оборот, % к ВВП |
Экспорт, % к ВВП |
Импорт, % к ВВП |
Импорт к экспорту, % |
ВВП на душу населения |
1990 |
56,2 |
32,7
|
34
|
118,6
|
58,2
|
60,5
|
104
|
5516
|
1991 |
49,8 |
18,3
|
16,6
|
70
|
36,7
|
33,3
|
90,7
|
4885
|
1992 |
9,5 |
3,6
|
3,5
|
74,7
|
37,9
|
36,8
|
97,2
|
930
|
1993 |
4 |
2
|
2,5
|
112,5
|
50
|
62,5
|
125
|
391
|
1994 |
5 |
2,5
|
3,1
|
112
|
50
|
62
|
124
|
489
|
1995 |
10,5 |
4,8
|
5,6
|
99
|
45,7
|
53,3
|
116,7
|
1030
|
1996 |
14,4 |
5,6
|
6,9
|
93,7
|
38,9
|
47,9
|
123,2
|
1417
|
1997 |
14 |
7,3
|
8,7
|
114,3
|
52,1
|
62,1
|
119,2
|
1384
|
1998 |
15,1 |
7
|
8,5
|
102,6
|
46,3
|
56,3
|
121Д
|
1500
|
1999 |
12,1 |
5,9
|
6,7
|
112,4
|
48,8
|
55,4
|
113,6
|
1206
|
2000 |
12,7 |
7,3
|
8,6
|
125,2
|
57,5
|
67,7
|
117,8
|
1264
|
2001 |
11,9 |
7,5
|
8,1
|
131
|
63
|
68
|
108
|
1200
|
Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов.
Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. Склады переполнены, доля эффективного экспорта падает. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта. По данным Минстата Республики Беларусь товарообменные операции с Россией в 2002 году составили 48,4% в станкостроительной и инструментальной промышленности, 51,1% по тракторам и сельхозмашинам, около 30% по автомобилям от всей выручки по отрасли.
Обратимся теперь к показателям ВВП и ВНП надушу населения Беларуси в сравнении с другими странами (табл. 2).
Таблица 2. Общий и душевой ВВП отдельных стран (1998 год)
Страна
Население,
млн. чел.
ВВП по валютному паритету, млрд.1150
ВВП на душу населения, млн. 1130
ВВП по ППС, млн.
10,2
240,4
23223
Нет данных
Греция
10,5
148,3
13987
Нет данных
Португалия
9,9
152,8
14701
Нет данных
Чешская Республика
10,3
130,8
12362
31616
Эстония
1,4
7
7682
18032
Литва
3,7
15,9
6436
16010
Латвия
2,4
8,8
5728
Нет данных
Венгрия
10,1
104,8
10232
23906
Болгария
8,2
130,8
12362
Нет данных
Беларусь
10
15,1
1500
6856
Как видим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокие объемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, в Португалии - почти в 10 раз, в Болгарии - 8,7 раза, в Венгрии - 7 раз, в целом по Латвии, Литве и Эстонии - в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте» сравнения. Для ее соблюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном по паритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашу страну далеко позади.
Обращаем внимание на то, что отклонение обменного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского рубля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Далее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что самый интересный для государства экспорт, не связанный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть.
С помощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются:
§ сопоставимость внутренних и мировых цен;
§ свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;
§ степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;
§ конвертируемость национальной валюты;
§ наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов.
Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
§ высокая курсовая премия черного рынка;
§ социалистическая экономическая система;
§ государственная монополия на экспорт;
§ высокие таможенные тарифные барьеры.
Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.
Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), то картина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003 (прогноз.)
6,9
9,2
5,7
6,7
8,2
6,3
5,5
4,5
5,2
5,3
5,7
Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.
В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, «которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.
И вообще все движения потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не в состоянии. Это также относится к Беларуси.
Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, наконец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ.
Для всех стран - как развитых, так и развивающихся - обмен прямыми инвестициями стал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций выше темпов роста внешней торговли. Компании предпочитают осваивать международные рынки изнутри, участвуя за границей в совместных производствах, имеющих мировой опыт сбыта своей продукции и известную торговую марку. Такой способ выхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так как существуют жесткие ограничения ввоза товаров, многочисленные и труднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т.д. В последнее время ужесточились также технические и экологические барьеры в форме технических и промышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке, применению торговых марок и т.д.
В нашей стране экспорт реального капитала в форме создания совместных производств за границей остается незначительным, занимая в платежном балансе всего 0,03% от экспорта товаров, что характеризует закрытость белорусской экономики.
В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежными партнерами, вложив в совместные предприятия с 1994 по 1998 год 134 млрд. Также активен в этом направлении Казахстан, привлекший в свою экономику начиная с 1991 года более 21 млрд.
Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.
Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует бегство (утечка) капитала в не учитываемых формах.
В платежном балансе страны нелегальный вывоз отражается в статье «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой в РБ «Статистическими расхождениями».
Национальная конкурентоспособность – это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Национальная конкурентоспособность Республики Беларусь во многом определяется структурой её экономики, уровнем развития отраслей специализации и взаимосвязанных смежных подотраслей и производств, способных производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие запросам мирового рынка. Структура экономики, базирующаяся на современных институциональных и технологических решениях, использовании специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов и ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития страны и определяет национальную безопасность.
В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса.
Анализ воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции её соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующие основные выводы.
2. В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется высоким удельным весом частной собственности, в том числе иностранной и смешанной с иностранным участием.
3. Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров и низкой долей в сфере услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в её стоимостной структуре.
4. Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет её эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии и другие) в республике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира.
Республика Беларусь обладает рядом потенциальных конкурентных преимуществ, которые базируются главным образом на факторных условиях и наличии специализированных, смежных и обслуживающих отраслей. Это прежде всего:
§ Выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;
§ развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственная инфраструктура;
§ значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырьё для производства строительных материалов и другие);
§ достаточно мощная строительная база;
§ значительный научно-технический потенциал;
§ многоотраслевой промышленный комплекс;
§ высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
§ комплексность развития территории;
§ многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
§ быстро растущая в профессиональном отношении система государственного управления.
Изменения, происходящие в планетарном масштабе, с неизбежностью предопределяют условия, в рамках которых развиваются и будут развиваться общественные и экономические процессы во всех странах мира. К таким условиям относятся: истощение основных запасов энергоносителей; сокращение запасов минеральных и сырьевых ресурсов; изменение климата и условий сельскохозяйственного производства; обострение угрозы экологических и техногенных катастроф; демографические процессы и проблема старения населения; глобализации всех сфер производственной деятельности и общественной жизни.
С учетом этого в ближайшие 10-15 лет необходим переход к новому социально-экономическому укладу, который должен сменить нынешний, основанный на ввозе в страну энергетических и сырьевых ресурсов.
Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции национальной безопасности РБ и протоколом поручений Главы государства, данных при отчете Совета Министров РБ об итогах социально-экономического развития РБ за 2002 г.
Она представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный разворот социально-экономической политики государства к новым внешним и внутренним реалиям, связанным с интеграцией нашей страны в мировое хозяйство, обострением международной конкуренции, её влиянием на производственные и экономические процессы в РБ.
Программа содействует более полному выполнению их показателей за счет направленности на обеспечение эффективных структурных сдвигов и повышение конкурентоспособности экономики страны, на поэтапное построение социально ориентированного рыночного хозяйства.
Мероприятия программы направлены на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне (страна, отрасль).
Мощь национальной экономики на мировой арене определяется наличием крупных корпораций, транснациональных по размаху деятельности и общенациональных по социально-экономической значимости. Государство стремится поддержать развитие таких фирм, прежде всего в отраслях собственной экономики, которые определяют направление современного научно-технического прогресса.
Основная цель Программы – выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ страны, повышение уровня её конкурентоспособности.
Приоритетными задачами структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики РБ в Программе определены:
§ создание необходимых законодательно-правовых, финансовых и других макроэкономических условий для осуществления структурных преобразований экономики и роста её конкурентоспособности;
§ повышение инновационной активности и определяющее развитие наукоёмких высокотехнологичных экспортоориентированных отраслей и производств;
§ гармонизация объёмов и структур экспорта и импорта;
§ снижение трансакциональных издержек деятельности предприятий за счет развития рынков товаров и услуг, труда, капитала, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности;
§ прекращение прямого и косвенного субсидирования бесперспективных предприятий и производств, повышение действенности института банкротства, реструктуризация малоэффективных секторов экономики;
§ стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышение его эффективности, в том числе на основе образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и территориальных конкурентоспособных корпоративных и сетевых структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, включающих в свой состав производителей конечных продуктов и услуг, поставщиков сырья и материалов, финансовые структуры, а также предприятия смежных отраслей;
§ развитие и государственная поддержка малого предпринимательства, занимающего свою нишу на рынке товаров и услуг;
§ повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
§ разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и конкурентоспособных отраслей и производств.
Поскольку структурная перестройка и создание мощного потенциала конкурентоспособности – достаточно длительные процессы, есть необходимость выделить в их развитии следующие этапы.
Первый (до 2005 г.) – период развернутого построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Он характеризуется: снижением доли отраслей и производств, продукция которых перестала быть востребуемой рынком; освобождением от заведомо убыточных и бесперспективных производств; точечным характером реализации инвестиционных проектов по поддержанию жизненно важных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств; накоплением средств для глубоких структурных сдвигов с созданием новых отраслей производств.
Второй (после 2005 г.) – этап активной структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков. При этом ставится задача сохранения и укрепления позиций РБ на рынках ближнего и дальнего зарубежья, эффективной интеграции в мирохозяйственные связи. Приоритеты отдаются отраслям и производствам, основанным на конкурентных преимуществах, развитию экспортного потенциала, рациональному использованию местных ресурсов. Временные границы второго этапа могут составить более 10 лет.
Исходя из целей и задач Программы приоритетными направлениями структурной перестройки экономики и роста конкурентоспособности страны являются:
§ модернизация действующих конкурентоспособных на внешних рынках отраслей и производств в соответствии с возрастающими требованиями и запросами мирового рынка;
§ исследования и разработки на прорывных направлениях НТП, активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
§ снижение доли и масштаба энерго- и материалоёмких производств;
§ вытеснение неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах;
§ создание новых наукоёмких экспортоориентированных и импортозаменяющих подотраслей и производств, реализующих конкурентные преимущества РБ;
§ развитие сферы услуг, ориентированных прежде всего на внешние рынки (международные перевозки, услуги связи, иностранный туризм, высшее профессиональное образование, разработка программного обеспечения, торгово-финансовые, страховые, консультационные и информационные услуги);
§ отрасли и производства, обеспечивающие развитие человеческого потенциала (образование, здравоохранение, культура, жилищное строительство);
§ сдвиг научных приоритетов в сторону наук о человеке и формирование нового технологического пространства вокруг человека.
Анализ, проведенный НАН Беларуси, показывает, что белорусская экономика и наука может успешно сотрудничать с мировым научным сообществом, прежде всего по следующим направлениям: информация и программное обеспечение; нанотехнологии и наноматериалы; энергоэффективные технологии; генетика и биотехнология; экологическая устойчивость и радиационная безопасность; устойчивое развитие транспорта.
Конкурентоспособность белорусской экономики в перспективном периоде будет зависеть от ее инновационной ориентации.
Для реализации основных направлений повышения конкурентоспособности в Программе разработаны предложения по созданию общесистемных условий и институциональных преобразований, включающие меры по углублению рыночных реформ и развитию предпринимательства, развитию человеческого потенциала, совершенствованию бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политики, дальнейшей либерализации ценообразования; важнейшие инвестиционные проекты, в том числе по структурной перестройке экономики и реструктуризации предприятий; мероприятия правового, социально-экономического, экологического и организационного характера в разрезе министерств, концернов; возможное ресурсное обеспечение реализации Программы.
Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъёма экономики, свидетельствует о необходимости разработки различных стратегий структурных преобразований и в частности: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе НТП.
Структурная политика РБ, с учетом больших различий между отраслями и их группами, предусматривают рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны исходя из максимального использования их конкурентных преимуществ. Применение методов государственного регулирования, а именно: снижение налоговой нагрузки; льготное кредитование; прямые государственные инвестиции и субсидии; защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами; нетарифное регулирование и другие, - во всех группах отраслей должно быть комплексным.
Успешное решение задач, обозначенных в Программе, невозможно без выработки и реализации стратегии рационального использования имеющихся человеческих ресурсов, формирования конкурентоспособного трудового потенциала на основе максимальной реализации его образовательного и научно-интеллектуального уровня, обеспечения здорового образа жизни.
В Программе рассмотрены специфические вопросы реализации конкурентных преимуществ и структурной перестройки межотраслевых комплексов и сфер деятельности: науки и инновационной деятельности, промышленности, АПК, строительного комплекса, сферы услуг, внешнеэкономической деятельности, а также регионов страны. Дан прогноз ожидаемых социально-экономических последствий и организационный механизм управления Программой.
Важнейшие направления повышения конкурентоспособности и приоритеты структурной перестройки экономики показаны в таблице 4.
Таблица 4.
Конкурентные преимущества
Республики Беларусь
Основные направления повышения конкурентоспособности
Приоритеты структурной перестройки. Базовые точки роста
Высокое качество человеческого капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров
Поддержка образования, науки и инноваций через бюджет. Создание институциональных основ эффективного использования человеческого капитала
Развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг
Развитый научно-технический потенциал
Создание комплексных научно-производственных центров и школ по разработке и освоению прорывных технологий и налаживание производства новой конкурентоспособной продукции. Бюджетная поддержка науки и инноваций. Поддержка малого инновационного бизнеса
Развитие производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости
Выгодное экономико-географическое положение
Привлечение инвестиций в развитие транспортной системы, телекоммуникаций и инфраструктуры. Обустройство транспортных коридоров, модернизация путей и подвижного состава. Создание институциональных основ привлекательности транспортных услуг РБ
Развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекоммуникаций
Наличие производств, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешних рынках (тракторы, холодильники, телевизоры, алкогольные и безалкогольные напитки и др.)
Привлечение инвестиций для поддержания и повышения конкурентоспособности, создание нормальных общих налоговых, институциональных, кредитных, макроэкономических и ценовых условий воспроизводства для конкурентоспособных производств. Развитие системы научного обеспечения и смежных производств. Повышение уровня менеджмента
Развитие соответствующих конкурентоспособных и смежных производств
Наличие магистральных нефте- и газопроводов, проходящих через территорию Беларуси
Привлечение инвестиций в развитие производств, использующих органическое сырье. Создание условий для увеличения потоков нефти и газа через территорию Беларуси
Развитие производств химической и нефтехимической промышленности
Развитая производственная инфраструктура
Создание нормального инвестиционного климата в части институциональной среды как дополняющее условие для размещения производств на территории Беларуси
Увеличение доли инвестиционных вложений в воспроизводственной структуре ВВП
Высокий уровень комплексности развития территорий
Поддержание и развитие комплексирующих (дополняющих) отраслей. Развитие кластеров
Увеличение инвестиций, ускоренное развитие отраслей территориальной специализации, комплексность развития территорий
Обширные земельные ресурсы. Благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства
Реформирование сельского хозяйства, привлечение инвестиций в подотрасли эффективной специализации с/х Беларуси при одновременном соблюдении требований достаточности по критериям продовольственной безопасности
Развитие кормопроизводства, льноводства, картофелеводства и животноводства
Наличие больших запасов возобновляемых лесных ресурсов
Привлечение инвестиций для углубления комплексной переработки древесины, расширения ассортимента и улучшения качества изделий
Развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
Наличие больших возобновляемых запасов пресной воды
Определение стратегии сохранения и коммерческого использования. Реализация инвестиционных проектов по использованию водных ресурсов в бальнеологических и пищевых целях
Развитие санаторно-курортной базы и экспортоориентированного производства качественных напитков
Наличие больших запасов калийных солей
Создание новых комплексных удобрений, освоение новых рынков, осуществление государственного протекционизма на зарубежных рынках. Модернизация и перевооружение производства
Развитие отрасли добычи и переработки калийных солей
Наличие больших запасов глины, цементного и другого сырья для промышленности строительных материалов
Привлечение инвестиций для модернизации производства и улучшения качества и расширения ассортимента продукции
Производство кирпича, облицовочных камней, цемента и других видов строительных материалов с улучшенными характеристиками
Наличие культурных и исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов
Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, в обеспечение сохранности и восстановления историко-культурных памятников
Развитие отрасли туристических услуг
Реализация представленных предложений обеспечит повышение конкурентоспособности:
§ предприятий Министерства промышленности с 34% в 2002 г. до 55% в 2010 г.;
§ предприятия концерна «Белнефтехим» - соответственно с 23 до 45%;
§ предприятия концерна «Беллесбумпром» - с 22 до 43%;
§ предприятия концерна «Беллегпром» - с 21 до 35%;
§ предприятия концерна «Беллистпром» - с 21 до 35%;
В агропромышленном комплексе реализация конкурентных преимуществ позволит увеличить выпуск продукции мясной промышленности в 1,5, молочной – в 1,4, льноволокна – в 4, сахара из собственного сырья – в 2 раза, а также обеспечить отрасли конкурентную устойчивость на внутреннем и внешних рынках.
Уровень конкурентоспособности строительства возрастет в 2010 году до 69%; промышленности строительных материалов – с 40% в 2002 г. до 56% в 2010 г.
Валовой внутренний продукт увеличится за 2001-2005 гг. на 135-140%, за 2006-2010 гг. – на 131-133%. Производство его на душу населения по паритету показательной способности составит 11,8 тыс. долл. США в 2005 г. и 16 тыс. долл. – в 2010 г.
Эти объёмы позволят предоставить высокий уровень материальной и нематериальной обеспеченности как для всего общества в целом, так и для отдельных социальных групп, достичь стандартов социально ориентированной рыночной экономики.
Реальные денежные доходы населения увеличатся в 2,4 раза, а доля оплаты труда в ВВП – до 47%. Минимальная заработная плата будет равна минимальному потребительскому бюджету.
Главным результатом выше указанных мер должно стать создание необходимых условий устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни народа.
Анализ состояния внешнего сектора страны, как правило, начинается с изучения внешнеторговых отношений. Данная практика сложилась в результате того, что статистика по экспорту и импорту товаров характеризуется своей точностью. Результаты внешней торговли отражают потенциал страны и позволяют определить её положение среди других государств, оценить уровень конкурентоспособности отечественной промышленности в средне- и долгосрочной перспективе, а также сделать выводы об эффективности проводимой внутренней макроэкономической политики.
Развитие экспорта является важным фактором повышения эффективности экономики Республики Беларусь. В 2002 г. экспортная квота Беларуси составляла более 60%, что обусловливает существенное влияние экспорта на решение важнейших макроэкономических задач страны.
Вместе с тем прогнозные параметры, заложенные в Национальной программе развития экспорта на 2000 – 2005 гг., выполняются не в полной мере. Это свидетельствует о том, что сложившуюся к настоящему времени модель интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства трудно признать удачной. Необходима оптимизация существующих форм внешнеэкономического сотрудничества, чтобы сделать их в максимальной степени выгодными для республики. В данном аспекте требуется сочетание использования внешних факторов экономического роста и мер по защите национальных экономических интересов.
Традиционные экспортоориентированные отрасли без проведения коренной модернизации и реструктуризации предприятий не способны обеспечить приток в республику необходимого количества валютных ресурсов. Следует определить наиболее перспективные отрасли экономики, которые могут осуществлять выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, а также решить ряд организационно-экономических проблем с целью обеспечения эффективного функционирования белорусских предприятий-экспортеров.
В результате РБ получит комплекс позитивных эффектов и импульсов для динамичного развития и экономического роста.
Во-первых, благодаря экспортной ориентации преодолеваются ограничения, связанные с узостью внутреннего рынка страны, что особенно актуально для Беларуси – страны с малой открытой экономикой. Промышленные предприятия могут выйти на уровень производства, необходимый для достижения экономии на масштабах, задействуются избыточные производственные мощности, созданные благодаря импортозамещению.
Во-вторых, формируются механизмы стабильного притока валютных поступлений. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в меньшей степени, чем сырьевой, зависит от конъюнктуры цен на внешних рынках. В условиях экспортной ориентации даже временное замедление роста экспорта не приводит к валютному кризису, так как соответствующим образом уменьшается и спрос на импортные комплектующие для экспортных производств. Кроме того, политика экспортной ориентации предполагает поддержание реалистичного валютного курса, который быстро приводится в соответствие с уровнем внутренней инфляции.
В-третьих, рост экспорта влечет за собой и расширение внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности. Это происходит за счет создания дополнительных рабочих мест, роста доходов работающего населения, за счет формирующейся потребности экспортных производств в промежуточной продукции со сравнительно высокой степенью обработки.
В-четвертых, предприятия вступают в международную конкуренцию, а это создает стимулы к уменьшению издержек, повышению качества продукции, внедрению новых технологий. Ценовая дисциплина, возникающая благодаря ориентации на внешние рынки, позволяет в определенной степени компенсировать неразвитость рыночных механизмов в экономике страны.
В-пятых, обеспечивается доступ к ресурсам мирового рынка капиталов. Стабильные перспективы роста экспорта создают у иностранных инвесторов уверенность в возврате прямых валютных вложений. Разумная валютная политика, предотвращающая чрезмерное завышение курса национальной валюты, позволяет инвесторам воспользоваться относительной дешевизной тех факторов производства, которыми страна-экспортер обладает в избытке, например, недорогой и квалифицированной рабочей силой.
Механизм экспортной ориентации должен быть таким, чтобы положительные стимулы к росту производства и повышению эффективности экономики, которые связанны с энергией частного предпринимательства и рыночным саморегулированием, дополнялись целенаправленным воздействием государства на темпы и пропорции экономического развития.
В связи с изложенным в ближайшее время целесообразно осуществить ряд шагов:
§ Провести девальвацию национальной валюты, способствующую повышению конкурентоспособности экспортных товаров;
§ Осуществить либерализацию мер валютного контроля, предусматривавшую, в частности, возможность для экспортеров оставлять у себя до 100% валютной выручки;
§ Снизить импортные тарифы и отменить значительную часть количественных ограничений импорта, что облегчит для экспортеров доступ к оборудованию и комплектующим, закупаемым по ценам мирового рынка;
§ Производить приоритетное кредитование экспортеров государственными банками;
§ Установить налоговые и таможенные льготы для экспортеров и других предприятий, осуществляющих долгосрочные инвестиционные проекты в промышленности, причем такие льготы предоставлять как отечественным, так и иностранным инвесторам. В частности, следует предоставить инвестору право на пятилетние освобождение от налога на прибыль, на ускоренную амортизацию основных фондов, на беспошлинный ввоз сырья и оборудования для экспортных производств.
В тоже время в отношении производителей в импортозамещающих отраслях необходимо осуществлять достаточно жесткую протекционистскую политику. При этом воздействие ценовой дисциплины внешних рынков будут ощущать на себе не только экспортеры, но и предприятия, ориентированные на внутренний спрос, что будет способствовать повышению конкурентоспособности производимой продукции.
Таким образом, Беларуси нужна комплексная система реализации национального экспортного потенциала, включающая меры фискального, монетарного и внешнеторгового характера. Невозможно бесконечно строить своё развитие на дешевых российских ресурсах. Страна должна сама зарабатывать себе на жизнь путем вывоза на мировые рынки конкурентоспособных товаров с высокой степенью обработки.
В области привлечения иностранного капитала в экономику Беларуси нужна комплексная стратегия, увязанная с общими ориентирами экономического развития, сочетающая меры по поощрению иностранных инвестиций и меры, обеспечивающие защиту национальных экономических интересов. Здесь основной акцент целесообразно перенести с привлечения портфельных инвестиций на стимулирование прямых вложений в реальный сектор экономики. При этом вполне допустимо предоставление иностранным инвесторам налоговых и таможенных льгот, льгот в оплате услуг естественных монополий, в землепользование и т.д. В то же время государству следует активнее использовать меры воздействия на поведение иностранных инвесторов. Могут применяться такие методы, как требование об использовании местных субпоставок в заранее оговоренных пределах, о гарантиях финансового участия инвесторов в освоении передаваемых технологий.
В результате будут сформированы предпосылки для вступления Беларуси в ВТО, а также созданы условия для эффективного вхождения в мировую экономику.
Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство. Способ достижения этой цели, т.е. функция системы экономической интеграции, должен включать ряд составляющих. Так, участие Республики Беларусь в системе экономической интеграции европейских стран, либо стран СНГ и ЕврАзЭС позволит достичь указанной цели лишь в том случае, если сделает ее экономику достаточно открытой для связей с третьими странами, будет стимулировать участие нерезидентов в развитии национальных хозяйств и резидентов – во внешнеэкономических отношениях, а также поощрять совместное завоевание рынков третьих стран, совместное присоединение к общепринятым правилам осуществления международных экономических отношений, станет способствовать вхождению национальных хозяйств в мировую экономику, особенно в мировое информационное, телекоммуникационное, лицензионное, патентное, научно-техническое, транспортное пространство, в мировой финансовый рынок и рынок высококачественной рабочей силы, в мировое наукоемкое производство товаров и услуг. Вместе с тем в условиях глобализации система экономической интеграции с участием Республики Беларусь должна сохранить протекционализм за счет создания более благоприятных условий развития на территории региона и повышения гибкости нетарифных барьеров в отношении третьих стран.
Таким образом, целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.
Дальнейшее развитие экономики Беларуси в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как:
§ Низкое налоговое давление на производство;
§ Благоприятный инвестиционный климат;
§ Макроэкономическая финансовая стабильность, в первую очередь за счет невысокого уровня инфляции;
§ Устойчивость и безопасность банковской системы;
§ Высокий уровень экономической свободы и открытости экономики, как для товарных, так и для финансовых потоков;
§ Открытость и прозрачность государственной политики, ограниченность прямых административных методов регулирования, отсутствие административных барьеров развития бизнеса;
§ Действенный механизм реализации инновационной активности.
Наличие значительных конкурентных преимуществ страны, наряду с высоким уровнем их использования, позволит стране не только конкурировать в сфере производства и реализации товаров и услуг, но и в вопросах привлечения инвестиций в экономику.
В связи с определением места и роли РБ в мировой экономике важно определить те отрасли, подотрасли и товарные группы, которые занимают весомые доли в мировом экспорте и составляют основу национальной конкурентоспособности страны. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, отрасли машиностроения, переработка нефтепродуктов, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, туристические услуги, добыча и переработка минеральных удобрений и т.д.
Следует заметить, что РБ слабо представлена в широких секторах. Это свидетельствует об очень ограниченной конкурентоспособности страны. Но она, в противовес общепринятому мнению, всё-таки не отсутствует, а имеет весьма ограниченное развитие. Наша экономика находится в достаточно статичном положении относительно развития источников конкурентного преимущества. Однако, сервисные отрасли практически полностью неконкурентоспособны на мировом рынке. А ведь именно превосходство в развитии сферы услуг над сферой производства свидетельствует о высоком уровне развития экономики страны.
1. Михайлова-Станюта И. Открыта ли экономика Беларуси?// Белорусский Банковский Бюллетень, № 14. 2003.-с.45-49.
2. Стародынов Н.В. Интеграция экономики Беларуси в мировую конкурентную среду и механизмы защиты отечественного товаропроизводителя.// Техника. Экономика. Организация, №3. 2002.- с.2-5.
3. Ожигина В. Направления региональной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №5. 2003.-с.51-60.
4. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996.-284 с.
5. Кравцов М., Подкопаев Д., Поздняков А. Модельный комплекс краткосрочного прогнозирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №2. 2002.-с.29-40.
6. Медведев Е.К. Интеллектуальный ресурс и развитие экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №8. 2003.- с.21-26.
7. Перекалин А. Анализ и динамика конкурентоспособных отраслей.// Финансы. Учёт. Аудит, №9. 2003.- с.18-20.
8. Дайнеко А.Е. Развитие экспорта и экономический рост.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №8. 2003.-с.19-21.
9. Пинигин В.В. Важнейшие направления повышения конкурентоспособности белорусской экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №7. 2003.-с.37-39.
10. Полоник С.С. Основные положения программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики.// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование, №6. 2003.- с.21-29.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |