рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Антиинфляционная политика в Республике Беларусь рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО ”БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

 

 

     Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на  тему: Инфляция и методы ее регулирования

 в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 2 курс, ДФК-3                                                         Т.С. Михаленок

 

 

Руководитель

канд. экон.                                                                             Г.В. Сидунова

наук, доцент                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность, виды, измерение инфляции……………………………………5

1.1.Сущность инфляции………………………………………………………5

1.2.Виды инфляции……………………………………………………………7

2.       Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь…………11

3.   Основные направления антиинфляционного регулирования в

       Республике Беларусь……………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………32

Приложение……………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественное расширение производственной активности экономики. К примеру, А. Илларионов пишет:”...при возрастании темпов инфляции свыше 3-4 % в год резко ухудшаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается". Если экономисты еще соглашаются, что в условиях инфляции экономика может по инерции сохранять определенный уровень производства и даже в отдельных случаях увеличивать дозагрузку существующих мощностей, то все они категоричны в том, что в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный экономический подъем невозможны. А долговременная инфляция и вовсе губительна для экономики. (8, стр. 8)

Превышение расходов  над доходами приводит к дефициту бюджета, который может покрываться  различными способами. Один из способов в странах с переходной экономикой на начальном этапе трансформации — инфляционный налог. Это потери реальных доходов  населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Ради восполнения дефицита бюджета правительство печатает деньги. Затем оказывается, что инфляционный налог в точности, равняется этому дефициту. Однако возможности реального сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. Требуется снова и снова увеличивать денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями. (16, стр.34)

 Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Цель работы состоит в том, чтобы исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы решения этой проблемы.

Достижение цели потребовало решение следующих задач:

-         определить содержание понятия "инфляция";

-          выявить условия формирования инфляции в Беларуси;

-     исследовать способы противодействия инфляции. (14, стр.2)

Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где можно обнаружить одно­временно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. В плановом хозяй­стве инфляция существовала, но носила скрытый характер, главными ее причинами были милитаризация экономики и струк­турные сдвиги в народном хозяйстве. Для данного типа эконо­мики, а также для экономики переходного типа инфляция про­является не только в постоянном росте цен. но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг. (7, стр. 38)

Основным фактором раскручи­вания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинст­ва предприятий эффективно управ­лять затратами. Выполнение це­лей по заработной плате и рост ми­ровых цен на промежуточные това­ры практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить "догоняющий" характер. Очевидно, что именно эффек­тивность мер в области общеэконо­мической политики (развитие ча­стного сектора, снижение налого­вой нагрузки, рост чистого при­влечения иностранных инвести­ций, развитие сферы услуг и т. п.) будет определять темпы снижения инфляционных процессов в теку­щих условиях. (2, стр. 9-10)

Основными литературными источниками в работе явились различные учебные пособия и периодическая печать.

 

1.     СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

 

 

1.1.   Сущность инфляции

 

Инфляция характерна для современной экономики, практика свидетельствует о ее повсеместной распространенности. Фактически термин "инфляция" возник в связи с массовым переходом на бу­мажные деньги и отражал факт переполнения последними каналов денежного обращения. В то же время надо иметь в виду, что во все времена государства сталкивались с проблемой сбалансированности доходов бюджета с постоянно возрастающими расходами. Проблема решалась по-разному. Существуют по крайней мере три “праведных" пути решения этой проблемы, которые могут, быть использованы порознь, вместе или в любых сочетаниях. Это ограничение государственных расходов, увеличение налогов, пошлин, тарифов или других поступлений госбюджета в долг внутри страны или за рубежом. Экономическая мысль древнего мира открыла четвертый "неправедный" путь балансирования государственных бюджетов: выпуск в обращение дополнительного количества денег. Этот четвертый путь извлечения "нетрудовых" доходов с различным размахом используется большинством государств мира до настоящего времени, но он порождает инфляцию. (3, стр. 272)

Согласно современной денежной теории, главная причина инфляции всегда и везде – эмиссия денег. Увеличение активов центрального банка приводит к высоким темпам роста денежной массы, что неизбежно вызывает инфляцию. Еще одна причина возникновения инфляции – низкая или даже отрицательная рентабельность предприятий. Иными словами – причина инфляции  - неэффективные производственные процессы. Налоговое бремя также сущест­венно влияет на инфляцию. Рос­сийские ученые В.Ф.Пугачев, А.К. Пителин  доказали, что в наиболь­шей степени на инфляцию влияет НДС. В частности, замена части НДС адекватным увеличением на­лога на прибыль существенно ос­лабляет влияние налогов на ин­фляцию и что рентный налог на природоэксплуатирующие пред­приятия может изыматься в доста­точно большом объеме без особого влияния на инфляцию. В Беларуси немного предприятий, для кото­рых может вводиться рентный на­лог на эксплуатацию недр (одно из них — "Беларускалий").

На развитие процесса инфляции ока­зывают влияние следующие факторы:

• денежные:   эмиссия денежных знаков, скорость их обращения, состо­яние финансов и кредитной сферы, от­ношение национальной валюты к дру­гим валютам;

•  производственные:  монополиза­ция и отсутствие конкурентных отно­шений, высокий уровень издержек про­изводства;

•  структурные: перекосы в эконо­мике, дефицит товаров.

Основные причины и условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:

1.  На начальном этапе развития ры­ночной  экономики происходит вынуж­денное наращивание эмиссии денег.

2.    Обвальное падение курса бело­русского рубля.

3.    Высокая  степень  бюджетизации экономики.

4.    Рост внешнего долга.

5. Наличие импортируемой инфля­ции, которая имеет следующие причи­ны: рост цен на импортируемые това­ры и снижение валютного курса нацио­нальной денежной единицы.

6.   Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое пре­вращение наличной иностранной валюты в один из компонентов внутренней денежной массы и создает дополнитель­ный стимул возбуждения инфляции спро­са. (1,стр 243-245)

 

 

1.2.     Виды инфляции

Инфляцию следует рассматривать как болезнь всего хозяй­ственного механизма, которая отражается на всех социальных и экономических параметрах. Она прежде всего влияет на рост цен. Но инфляция есть причина, а рост цен — следствие, хотя инфляци­онный рост цен связан с формами обесценения денег, которые мож­но подразделить на открытые и скрытые.

Об открытой форме инфляции можно говорить тогда, когда статистически установлен факт повышения уровня цен, к ней от­носят рост цен на продукцию. Однако через динамику цен можно лишь наиболее просто и приблизительно определить темпы и мас­штабы открытой инфляции. Большее значение имеет динамика издержек производства и рентабельности по отраслям народного хозяйства. В данном случае динамика издержек производства более объективно характеризует масштаб обесценения денег.

Скрытая форма инфляции представляет собой такое обесцене­ние денег, когда за их прежнее количество (сумму) потребитель приобретает меньше продукта и худшего качества. Скрытая форма инфляции связана с завуалированным ростом цен, к которому можно отнести рост цен на новые товары (не сопровождается та­ким же ростом их потребительских свойств), так называемое "вы­мывание" дешевого ассортимента, ведущее к вынужденному при­обретению продукции, но по более высоким ценам (в итоге повы­шаются средние розничные цены, снижается покупательная спо­собность денег, что ведет к инфляции), наличие постоянного де­фицита различных товаров (порождает избыточный спрос на них), а также продажу товаров равного качества по ценам, которые выше государственных.

Различают также абсолютную и относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а при отно­сительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенны­ми по сравнению со снизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всего западные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при ис­следовании зависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительности труда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случае должно было произойти снижение цен), то имеет место относи­тельная инфляция. Если же цены растут вместе с ростом произво­дительности труда, то такая инфляция является абсолютной.

Существует еще корректирующая инфляция, всплеск которой происходит вскоре после либерализации цен, а ее масштабы и продолжительность зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособным спросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизации внутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию. (6,стр. 237-239)

Главным и наиболее наглядным показателем наличия или от­сутствия инфляции, а также ее глубины является индекс инфляции (масштаб инфляции). Если цены растут сравнительно медленно (примерно от 3 до 10 % в год), говорят о ползучей или умеренной инфляции. Если же рост цен происходит быстро и скачкообразно, измеряясь двузначными цифрами (от 10 до 200 % в год), то инфля­цию квалифицируют как галопирующую. Когда обесценение денег становится самоподдерживающим и неконтролируемым, а темпы роста цен и денежной массы оказываются исключительно высокими (от 200 и более 1000 % в год), наступает гиперинфляция. Она обычно происходит в условиях войны, экономической разрухи, политической нестабильности. Классическим можно считать при­мер гиперинфляции в Германии после первой мировой войны в 1921-1923 гг., в период гражданской войны в России. (10,стр. 12)

Особенности инфляции зависят во многом от различий в эконо­мических системах. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. При централизованно-директивном определении цен и доходов существует скрытая (подавленная) инфляция. Ее основные проявления заключаются не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, росте вынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики и т.п. Иначе говоря, обесценение денег в данной ситуации выступает в закамуфлированном виде.

В XX столетии широкое распространение получила концепция инфляции спроса. В соответствии с ней в основе инфляционного механизма лежит чрезмерный рост совокупного спроса (государ­ственных и потребительских расходов, частных инвестиций), ко­торый уже не в состоянии привести к увеличению объемов произ­водства. К примеру, финансирование дефицита государственного бюджета путем денежной эмиссии, воздействуя на спрос и предло­жение ликвидных средств, вызывает снижение ставки процента, что стимулирует инвестиции и вызывает мультиплицированный рост доходов и спроса. Образуется так называемый инфляцион­ный разрыв между спросом и предложением, делающий неизбеж­ным рост цен.

Потребность объяснить новые явления в экономике привела к распространению в XX столетии концепции инфляции издержек. На первый план выдвинулась проблема взаимосвязи между изме­нением издержек производства, цен,зарплаты и платежеспособным спросом. Связь между ними можно выразить незатейли­вой схемой:

 

∆Р →∆L → ∆С →∆К,

 

где ∆Р — изменение цен; ∆L — изменение зарплаты; ∆С — изменение потребительского спроса; ∆К — изменение издержек.

Последовательность стадий этого процесса не всегда чет­ко выражена, многое зависит от дискретной политики государ­ства, динамики производительности труда, цен на ресурсы.  Большое зна­чение для поддержания инфляции издержек имеет идущее с опе­режением по отношению к производительности труда увеличение заработной платы (в данной связи говорят об "инфляционной спи­рали зарплаты—цены). Обычно ответственность за нее возлагается на профсоюзы, не сдерживающие свои притязания на повышение оплаты труда. Но тот же эффект может вызываться действием государства, проводящего непродуманную политику доходов. В то же время следует иметь в виду, что претензии работников на опережающий по отношению к повышению производительности труда рост номинальной зарплаты обоснованы, если цены увели­чиваются быстрее, чем производительность труда, и происходит падение реальной заработной платы. (9, стр. 138-141)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Становление национальной денежной системы республики  сопровождалось высокими темпами инфляции, использованием механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, имевших нерыночный характер.

Инфляционные процессы, набиравшие силу в последний период существования СССР, продолжали развиваться и усиливаться в независимой Беларуси. Особенно высокие темпы роста цен, близкие к гиперинфляции (около 50 % в месяц), имели место в конце 1993 г. (октябрь-декабрь), а также в январе, августе, но­ябре 1994 г. К лету 1995 г. обозначилось снижение инфляции. Динамика совокупного среднегодового роста цен складывалась следующим образом: в 1991 г. - 203 %, в 1992 г. - 1176, в 1993 г - 1197, в 1994 г. - 3067, в 1995 г. - 746 %.

Инфляционные процессы, сопровождаемые значительным падением реальных доходов населения, вели к превращению основной части граждан Беларуси в малоимущих и бедных. При этом шло обогащение тех, кто занимался торгово-посреднической и спекулятивной деятельностью.

Хронический характер инфляции определялся дефицитом внешней торговли, структурой народного хозяйства, в которой до 80 % составляли средства производства, неэффективным аг­рарным сектором, инвестиционной политикой, диспропорциями между ростом производительности труда и денежными дохода­ми населения. Мощным генератором инфляции становится экс­пансионистская денежно-кредитная политика руководства, про­являвшаяся в постоянных кредитных вливаниях, ведущих к бы­строму росту денежной массы. (4, стр.159)

До лета 1993 г. главным фактором роста цен являлась инф­ляция спроса. Она была вызвана огромными государственными расходами, часто носившими популистский характер, массовы­ми раздачами денег неэффективно работающим предприятиям, финансированием разбухающего госаппарата, укреплением си­ловых структур.

Со второй половины 1993 г. к перечисленным причинам рос­та цен добавляется инфляция издержек. В немалой степени она носила «импортируемый» характер из-за резкого повышения цен на сырье и энергоносители. В свою очередь падение валют­ного курса белорусского рубля вело к повышению цен на импор­тируемые товары.

Дополнительно стимулирует инфляцию растущая «доллари­зация» национальной экономики. Только за 1993 г. доля ино­странной валюты в совокупной денежной массе выросла с 7,4 до 41,2 %. В результате иностранная валюта стала использоваться не только для обслуживания внешней, но и внутренней торгов­ли, а также в качестве средства сбережения.

В середине 90-х гг. и республике начали приниматься опре­деленные антиинфляционные меры, направленные на стабили­зацию рубля, регулирование денежного оборота, набирает силу государственный кредит. В феврале 1994 г. прошел первый аукцион государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Выпу­ски ГКО дополняют краткосрочные облигации Национального банка (КОНБ). В конце 1996 г. проведен первый выпуск по раз­мещению долгосрочных государственных обязательств (ДГО). В 1995 г. была установлена положительная (выше уровня инф­ляции) ставка депозитного процента, существенно сокращались выделение Национальным банком целевых кредитных ресур­сов, рефинансирование коммерческих банков.

В результате достаточно сбалансированной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики в 1995 г. началось замед­ление темпов инфляции. С января по июнь прирост потребитель­ских цен упал с 39 до 2,5 %. Стабилизировался курс рубля, нача­ло постепенно восстанавливаться доверие к национальной валю­те. Обозначилась и некоторая «дедолларизация» денежного об­ращения: удельный вес иностранной валюты в денежной массе снизился с 55,5 % на начало 1995.г до З5,8  % к его середине. Рез­ко увеличились темпы роста и соответственно доля рублевых де­позитов в банках. В результате триллионы денежных средств стали менее активными на товарном рынке. (4, стр.160)

Однако закрепить и развить положительные тенденции в де­нежно-кредитной сфере не удалось. Продолжал углубляться кризис в экономике страны, критическим становится финансо­вое состояние субъектов хозяйствования, неуклонно росла их кредиторская задолженность. Неплатежи приобрели  хрониче­скую форму.

В результате жестких административных мер, принятых ру­ководством республики в 1996 г. по стабилизации валютного курса, удалось несколько приостановить рост внутренних цен. Относительная стабильность и предсказуемость белорусского рубля явилась одним из факторов сдерживания инфляции.

В то же время устойчивость курса, поддерживаемая в основ­ном административными методами, вызвала ряд негативных по­следствий:

 - формирование множественности курсов иностранных валют (наличного и безналичного, официального и «теневого» и т. д.), что лишило экономику объективных ориентиров для развития, создало благоприятную основу для спекулятивных сделок;

 - стимулирование импорта и ухудшение экспорта в результате снижения ценовой конкурентоспособности продукции, что привело к росту отрицательного сальдо торгового баланса и создало напряженность на валютном рынке;

- ограничение возможностей покупки иностранной валюты для импорта.

Несмотря на все издержки денежно-кредитного регулирова­ния, 1996 г. вошел в  историю денежного обращения как год са­мого низкого за весь период существования суверенной Белару­си уровня инфляции - около 36.%.

Однако в последующий период инфляционные процессы бы­стро набирают силу и вновь выходят на передний план экономи­ческой жизни республики, все больше деформируя воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

В 1997 г. вследствие ряда факторов произошел стремитель­ный рост цен, который принял устойчивый и прогрессирующий характер. К ним относятся:

 - девальвация белорусского рубля, которая была проведена для стабилизации экспортно-импортных операций; в результате за первый квартал 1997 г. возросли тарифы на природный газ на 36,6 %, электроэнергию - 41,5, теплоэнергию - больше чем на 40 %;

 - неоднократное повышение минимальной заработной платы и тарифной ставки 1-го разряда, что не было предусмотрено в предварительных расчетах правительства;

 - поступление в денежный оборот кредитных ресурсов Нацио­нального банка, выделенных в сельское хозяйство и жилищное строительство, что вызвало существенное увеличение совокуп­ной денежной массы;

 - низкая степень доверия к белорусскому рублю, которая ве­дет к усилению «долларизации» экономики.

В силу отмеченных, а также некоторых других причин в 1997 г. индекс потребительских цен вырос больше чем на 163 %, а индекс производственных цен - почти на 189 %. По темпам ин­фляции Беларусь вышла на одно из первых мест среди бывших республик СССР.

В 1998 г. предпосылки снижения покупательной силы наци­ональной валюты, падение ее курса получают дальнейшее раз­витие. Некоторые положительные тенденции в денежном хозяй­стве Беларуси, накопленные ранее, были утрачены.

Разрушительными для денежной системы республики стано­вятся попытки наращивания объемов производства в условиях нерыночной экономики за счет кредитной эмиссии.

Развитию инфляционных процессов способствовали сохра­нившаяся «советская» структура народного хозяйства респуб­лики,   монополизм,  отсутствие  противозатратного  механизма производства. (4, стр.161-162)

 Рост отрицательного сальдо торгового баланса вызывает сокращение поступлений валюты, ее дефицит, ажиотаж на валют­ном рынке.

Ухудшению ситуации способствует отсутствие собственных валютных резервов для поддержания курса. белорусского рубля.

Ускорение бегства от белорусского рубля, снижение дове­рия к нему ведут к усилению «долларизации» национальной экономики. К концу 1998 г. доля иностранной валюты в сово­купной денежной массе превысила 55 %  против 27,3 % к нача­лу года.

Кроме того, неустойчивость белорусской национальной ва­люты сделала ее объектом активных спекуляций на валютных, рынках.

В результате нарастания такого широкого спектра негатив­ных причин в марте 1998 г. произошло резкое падение курса бе­лорусского рубля, что привело страну к глубокому, валютному кризису. Скрытый прежде инфляционный потенциал, незапла­нированные повышения минимальной заработной платы, высокие инфляционные ожидания, ускоренное наращивание Нацио­нальным банком эмиссии, неотрегулированность ряда парамет­ров денежно-кредитной политики вызвали резкий рост цен. Дестабилизирующим элементом продолжал оставаться высокий разрыв между официальным, нерыночным  курсом, белорусского рубля, доходивший иногда до 300 %. Ситуацию усугубил и разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис в России, ко­торая являлась  главным  экономическим партнером республики.

Осенью 1998 г., как и в 1993-1994 гг., проблема инфляции становится важнейшей. За январь - сентябрь уровень инфляции превысил 53 %. Особенно обвальными были последние три ме­сяца, когда рост цен достигал 20 - 25 %. Инфляция принимает ступенчатый характер, когда рост цен идет скачкообразно и ста­новится фактически неуправляемым. В результате в 1998 г. ин­фляция превысила 260 %.

Попытки сдержать обвал цен административными методами обернулись дефицитом товаров, переходом к их нормированно­му отпуску. Так начала набирать обороты подавленная (скры­тая) инфляция, которая проявилась в неудовлетворенном пла­тежеспособном спросе на товары с дотируемыми ценами.

Каждое очередное повышение минимальной заработной пла­ты, проводимое правительством с целью индексации падающих денежных доходов населения, вело к новому росту цен и сниже­нию обменного курса белорусского рубля.

Завершение XX столетия характеризуется дальнейшим нарастанием инфляционных процессов. В 1999 г. индекс потреби­тельских цен превысил 350 %, что является наивысшим показа­телем за вторую половину 90-х гг. Свидетельством безудержного роста инфляции явилось появление в обращении денежных билетов номиналом в 1 и 5 млн руб. Доходная и расходная и части консолидированного бюджета страны 1999 г. перешагнули за квадрильон рублей.

Административное сдерживание роста цен привело к паде­нию рентабельности, лишению производителей экономических стимулов и в конечном счете к необходимости их финансирования денежными эмиссиями.

К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпан­ными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

В сентябре 1999 г. утверждается Концепция валютной и де­нежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной си­туации: сокращение эмиссии, положительные процентные став­ки, финансирование народного хозяйства за счет неинфляцион­ных источников и др.

19 октября 1999 г. в целях укрепления национальной валю­ты, совершенствования денежного обращения было решено про­вести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и про­вести замену обращающихся денежных знаков на новые в соот­ношении 1000 руб в деньгах старого образца на  1 руб.  новых де­нежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  би­леты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Рас­четные билеты Национального банка Республики Беларусь об­разца 1992-1999 гг. в течение всего 2000 г. остаются в обраще­нии параллельно с билетами нового образца. (4, стр. 163-164)

Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1 процента в среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США.
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке. (18)

Динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь с 1992 по 2004 мы наблюдаем в таблице. (Приложение)

Инфляция в Беларуси за 2005 год составит 8-8,5 проц., что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко. При этом он уточнил, что, по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9 проц. Как напоминает Белорусское Телеграфное агентство, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция запланирована на уровне 8-10 проц., а среднемесячный рост потребительских цен - 0,6-0,8 проц. По итогам 9 месяцев прирост потребительских цен в Беларуси составил 4,6 проц., или 0,5 проц. в среднем за месяц. В январе-сентябре темпы инфляции в стране в 1,9 раза ниже, чем в России, и в 1,5 раза меньше, чем в Украине. По словам Николая Зайченко, в 4 квартале текущего года инфляция ожидается на уровне 3,2-3,5 проц., что объясняется как сезонными факторами, так и определенными проблемами. (19)

Инфляцию в Беларуси в 2006 году планируется снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной политики на будущий год. (17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

Основными методами стабилизации денежного обращения яв­ляются антиинфляционная политика и денежная реформа. Анти­инфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на страте­гические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механиз­мов (комплекс институциональных преобразований) и искорене­ния неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, пре­дусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, на­правленную на сокращение дефицита бюджета, защиту националь­ной экономики от внешних инфляционных воздействий (полити­ка ограничения импорта инфляции), включающую в себя регули­рование сальдо платежного баланса и валютного курса. (13, стр. 103)

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устра­нение причин инфляции, сколько на использование краткосроч­ных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на умень­шение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предло­жение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего умень­шения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидно­сти и т.п.).

Основой антиинфляционных мер является достижение относи­тельно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность госу­дарства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рын­ков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реали­зации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиин­фляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индекса­цию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный кон­троль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфля­ции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространен­ных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у цент­рального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других бан­ков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирова­ния в денежно-кредитной области выступает изменение норм обя­зательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат по­тенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в про­тивоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений анти­инфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, вы­годна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и уве­личить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной сто­имости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредит­ных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители мо­нетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности пу­тем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику под­держания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влияни­ем инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с уче­том прошлых инфляционных тенденций.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пун­ктом является совершенствование теории инфляции как много­факторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

•     оздоровление экономики (устранение структурных переко­сов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

•     наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финан­сирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

•     нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекуля­тивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

•     активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

•          конверсию военного производства;

•     развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспе­чить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)

Если говорить об экономике на­шей страны, то следует принять во внимание следующее:

1. Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в услови­ях мягких бюджетных ограни­чений. Размер просроченной кредитор­ской задолженности превышает сумму остатков средств субъек­тов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просро­ченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банков­ских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эф­фективно обслуживать сово­купное количество обяза­тельств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денеж­ные активы. При проведении относительно жесткой монетар­ной политики недостаток денег компенсируется за счет квази­денежных суррогатов и барте­ра. Инфляция загоняется вглубь, и это является пробле­мой общеэкономического ха­рактера. Многие страны с пере­ходной экономикой решали ее фактически путем деиндустри­ализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предпола­гающей волну массовых бан­кротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, со­держание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характер­ные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная полити­ка — всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

2. Экономика Беларуси тесно свя­зана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иност­ранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает руб­левые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприя­тий в иностранной валюте при­мерно в 2 раза выше по сравне­нию с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут до­статочно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные ин­фляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые пере­кладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в даль­нейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынуж­денное смягчение денежно-кредит­ной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных из­держек на цену и конечных потре­бителей. В результате при «внеш­нем» сходстве динамики цен и де­нежных агрегатов в западных эко­номиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо про­порциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не анало­гичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важ­нейшим фактором, определяющим сумму номинального предложе­ния, действительно является уро­вень денежного спроса, у нас объе­мы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уров­ню текущего спроса, но очень «чув­ствительны» к издержкам. Инфля­ционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нере­ализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыноч­ной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и де­биторской задолженности немину­емо приводит к снижению качества банковских активов и уровня лик­видности банков. Для поддержа­ния последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп деваль­вации превышает индекс цен, воз­никает дополнительный инфляци­онный импульс. Од­нако если Национальный банк предпринимает меры, направлен­ные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях от­носительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии прак­тически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуще­ствлена (через рефинансирование банков, кредитование Правитель­ства и другим), не имеет принци­пиального значения.

Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно прово­дить «щедрую» эмиссионную по­литику, не спровоцировав ускоре­ние темпа роста цен. И в этом слу­чае, если темп роста цен будет воз­растать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный харак­тер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной по­литики является необходимым, но недостаточным условием подавле­ния инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной ин­фляции могут быть устранены только за счет системной полити­ки, выходящей за рамки монетар­ной.

Подытоживая сказанное, мож­но сделать следующие выводы. 1. В экономике республики доста­точно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуслав­ливает увеличение номиналь­ных размеров потоков плате­жей. Это приводит к соответст­вующему увеличению номи­нальных величин денежных аг­регатов. В данном случае моне­тарная политика является пре­имущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается актив­ной роли денежной политики, то она проявляется прежде все­го во влиянии на динамику ва­лютного курса. При этом наибо­лее приемлемым вариантом ва­лютной политики представля­ется такая, которая предпола­гает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) созда­ются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с пере­ходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые усло­вия для поддержания нормаль­ного состояния экспортеров, а также недопущения существен­ной разницы между валютной доходностью процентных опе­раций в национальной валюте и нормой процента на междуна­родных финансовых рынках.

 Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и со­вершенствованием системы це­нообразования, налогообложе­ния, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением про­блемы неплатежей. Что касает­ся денежно-кредитной полити­ки, то она должна последова­тельно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потря­сений» и по мере проведения общеэкономических преобразова­ний.

Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как не стоит пренебре­гать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней го­товые рецепты для решения на­ших проблем. (14, стр. 3-4)

Проект Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

Основные направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.

Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте. (20)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

1. Существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продук­ции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения пред­приятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфе­ре обращения, как обычно принято думать, а в сфере произ­водства.

Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является ин­фляция издержек на каждом отдельном предприятии. В ши­роком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат. (11, стр. 53)

2. А нужно ли вообще бороться с инфляци­ей? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономиче­ский организм только от инфляции безре­зультатны. Ограничение денежного пред­ложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляцион­ные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное на­правление в борьбе с ней сместится в сто­рону создания благоприятной экономи­ческой, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с ин­фляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Ка­кой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономиче­ского развития? (5, стр. 21)

3. Эффективная антиинфляцион­ная политика должна содержать комплексную сис­тему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

—  денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динами­ку денежного предложения и обменно­го курса;

—  налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюд­жетного дефицита, методы его финан­сирования,  уровень и структуру нало­гообложения;

—  политика в области ценообразо­вания, а также реформирования реаль­ного сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфля­цией издержек;

— социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спро­са, так и затрат на производимую про­дукцию.

И если в качественном аспекте воп­рос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное вли­яние на инфляционную ситуацию очеви­ден, то проблема количественного оп­ределения факторов инфляции и эффек­тивности определенных мер государ­ственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значитель­ные возможности связаны с примене­нием эконометрических методов анали­за инфляции. (15, стр. 31)

Исходя из этого, можно сказать, что в совокупности об­щеэкономических условий наиболее адекватной стра­тегией действий Национального банка представляется следующая:

 - использование обменного курса для борьбы с инфляцией ис­ключительно в пределах, не проти­воречащих интересам внешней торговли;

- формирование денежного предложения в национальной ва­люте преимущественно за счет по­купки иностранной валюты;

 - совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых не­рыночных инструментов предо­ставления ликвидности.

По сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений:

благоприятное — совершенст­вование общеэкономической поли­тики в направлении повышения эффективности управления из­держками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;

нейтральное — сохранение в целом текущей экономической по­литики с уменьшением негативно­го эффекта целевого роста заработ­ной платы за счет менее активно­го, чем в первом варианте, приме­нения указанных выше инстру­ментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальва­ции обменного курса и возможной благоприятной динамики импорт­ных цен в 2006 году может позво­лить сохранить тенденцию сниже­ния инфляции;

неблагоприятное — отсутст­вие достаточных позитивных из­менений в общеэкономической по­литике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В дан­ном варианте весьма вероятно ли­бо ускорение инфляции в 2006 го­ду, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможнос­тей реального сектора.

Построение эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на данном этапе представляется неце­лесообразным, так как экономика в настоящее время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее раз­вития на ближайшие годы. (2, стр.11-12)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.    Бункина М.К.    Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2. Гаврилов В.   Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.

3. Гайгер Л.   Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.

4.  Грузицкий Ю.Л.    История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.

5. Гурвич В.   В борьбе с чудовищем // Босс: Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2005. - N 2. - С. 20-21.

6. Долан Э. Дж.  Микроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. - СПб.: Литераплюс, 1996. – 357 с.

7. Зеленкевич М.Л.   Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.

8. Ковалев М.   Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

9. Красникова Е.В.    Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.

10. Лобан И.И.   Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. - 34 с.

11. Прилуцкий П.   Производим товар или воспроизводим инфляцию? // Финансы, учет, аудит. - 2002. - N5.-С.53-55.

12.  Статистический сборник  2004 г

13. Тарасов В.И.   Деньги, кредит, банки: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / - Мн.: Мисанта, 2003. - 511 с.

14. Тихонов А.   Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность  // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.

15. Тихонов А.О.   Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

16.    Швайко П.   Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.

17. www.uabanker.net

18. www.rbp.ru/news

19. www.bel.biz/news

20. www.government.by/ru

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица. Индексы цен по Республике Беларусь (1992-2004).

 

Показатели

1992¹

1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Индекс потреби-тельских цен

16,6

344,0

163,1

281,7

351,2

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

Товары/всего

16,5

320,3

162,7

289,6

355,6

199,1

141,8

124,8

122,7

113,7

Продовольст-

венные товары

20,3

313,0

166,1

287,2

370,8

197,2

146,5

125,8

124,6

116,3

Непродовольст-

венные товары

13,4

358,8

149,4

297,5

304,0

207,7

127,7

122,1

117,3

106,9

Услуги

17,3

577,0

166,3

226,7

312,0

321,9

178,1

201,3

137,5

117,2

Индекс цен производите-

лей промышленной продукции

33,7

221,8

189,3

300,1

345,1

268,0

139,1

142,6

128,1

118,8

Индекс цен производителей на реализованную с/х продукцию

 8,6²

649²

187

219

499

210

150

120

124

122

Индекс цен на строительно-монтажные работы

275,2

178,7

310,6

388,3

337,3

130,9

132,3

129,6

124,6

Индекс тарифов на грузовые перевозки

35,5

219,0

182,3

226,6

286,3

420,0

145,2

125,3

121,7

108,8

¹- в разах   ² - к предыдущему году

“Примечание. Источник (12, стр. 328)”

 

 

 


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты