рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Банки рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Банки

Банки


Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала. Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита. Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась в денежной форме. Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду. По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор

Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимаю­щиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций. 

Итак , обратимся к вопросу о появлении в России первого советского государственного банка.

В октябре 1921 г. на IV сессии ВЦИК было принято реше­ние об учреждении государственного банка. В положении о Государственном банке указывалось: "Государственный банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и про­чими банковыми операциями по развитию промышленности, сель­ского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направлен­ных к установлению правильного денежного обращения. На Государственный банк возлагается также производство кас­совых операций по исполнению росписи государственных до­ходов и расходов".

Уставной капитал , как бы это не отрицалось большевиками,  на три четверти состоял из денег , полученных в процессе "экспроприативной деятельности".

Большое количество денег , конфискованное у богатых , а также деньги из многих фондов и организаций были, по приказу В.И. Ленина, использованы для создания первого советского банка.

Свою практическую деятельность Госбанк начал с 16 ноября 1921 г. За короткий срок был в основном укомплектован цен­тральный аппарат банка за счет служащих  учрежде­ний, а также старых банковских специалистов, поддерживав­ших Советскую власть или лояльно к ней относившихся (занявших впоследствии  некоторые ключевые посты). Была разработана и установлена организационная структура цен­трального аппарата.

В составе Правления Госбанка были созданы следующие отделы: секретариат; финансово-экономическое бюро; инспек­ция; главная бухгалтерия; учетно-ссудный отдел; отдел кредитов; отдел сельскохозяйственною кредита; иностранный отдел; отдел вкладов, текущих счетов, переводов и комиссионных поручений. Также существовали товарный отдел; хлебный отдел; эмиссионный отдел; касса; отдел контроля; юридический отдел; администра­тивно-хозяйственный отдел.

Первоначально в состав секретариата входило финансово- экономическое бюро. Однако с января 1922 г. в связи с рас­ширением экономической работы Госбанка это бюро было выделено в самостоятельное структурное подразделение в со­ставе трех подотделов: общего, кредитного и информационного.

Общий подотдел финансово-экономического бюро зани­мался рассмотрением и разработкой вопросов денежного обра­щения, организацией кредитования и расчетов, вопросами эмиссионного права, выпуска банкнот, чекового обращения, развития переводных операций, организации расчетных отде­лов и т. д.

Кредитный подотдел главным образом рассматривал и давал заключения по проектам уставов частных кредитных учреждений, акционерных обществ, обществ взаимного кре­дита. Поступающие проекты уставов рассматривались в бюро не только с точки зрения их формального соответствия дей­ствовавшим законодательным актам, но и по существу, исходя из кредитной политики  государства на данном этапе развития.

Кредиты в то время были нужны очень многим. Некоторые предприятия простаивали из-за отсутствия заработной платы для рабочих. Хотя руководители партии с трибун вещали , что " денег при коммунизме не будет " и задавали вопрос , а нужны ли они сейчас, когда идет его строительство , многие рабочие, особенно старые мастера , не хотели работать за "просто так". Большевики ничего не могли поделать. Специалистов не хватало и приходилось давать кредиты предприятиям , чтобы профессиональные рабочие с них не ушли. Деньги нужны были и для подъема сельского хозяйства. Хотя крестьяне и получили землю ,  у них не было машин для ее обработки. Нужны были кредиты, чтобы покупать машины.

Информационный подотдел осведомлял Правление Гос­банка о фактах из области экономики и финансов внутри страны ,но особенно за границей. Например, периодически со­ставлялись обзоры иностранной печати по вопросам деятель­ности банков, состояния рынков и денежного обращения капи­талистических стран.

Инспекция осуществляла организацию местных учреждений Госбанка и их инструктирование. Аппарат инспекции на основании обобщения опыта работы учреждений Госбанка разра­батывал и вносил на рассмотрение Правления Госбанка проекты указаний по операционной работе, например о порядке выдачи ссуд под товары и товарные документы, о порядке при­нудительной продажи банком товаров и т. д.

Кредитный отдел выдавал целевые кредиты государствен­ным и кооперативным организациям, и его работа находилась в непосредственной связи с деятельностью учетно-ссудного комитета. При Правлении Госбанка учетно-ссудный комитет состоял из председателя Правления Госбанка, одного из чле­нов Правления, двух представителей ВСНХ и представителей Наркомфина, Наркомвнешторга, РКП, Центросоюза и неко­торых других ведомств. В конторах и отделениях Госбанка учетно-ссудные комитеты состояли из управляющих этими учреждениями и представителей местных учреждений и коо­перативных организаций. Положением о Госбанке на учетно-ссудные комитеты возлагалась обязанность устанавливать кредитоспособности государственных, кооперативных органи­заций и частных предприятий и решать вопрос о предостав­лении им кредитов. Постановления учетно-ссудных комитетов утверждались Правлением Госбанка или управляющими областных контор и отделений Госбанка по принадлежности. По мере укрепления планового начала в хозяйстве роль учетно-ссудных комитетов постепенно уменьшалась, многие из них прекратили свою работу и числились лишь формально. В Уставе Госбанка, утвержденном в 1929 г., об этих комите­тах уже не упоминалось.

Отдел сельскохозяйственного кредита совместно с так называемой оценочной комиссией предварительно рассматри­вал ходатайства о выдаче ссуд сельскому хозяйству. В 1924 г. в связи с организацией Центрального сельскохозяйственного банка этот отдел был упразднен, по той причине , что он был признан не нужным. Считалось , что сельское хозяйство в стране более менее наладилось и может само , без взятия кредитов в банке, обеспечивать себя.

Операции учетно-ссудного отдела первоначально находились в непосредственной связи с кредитным отделом, особенно ,  с его кооперативной частью, так как вексельным кредитом  вначале пользовались главным образом кооперативные организации. После того как в марте 1922 г. было утверждено  положение о векселях, объем работы учетно-ссудного отдела значительно расширился, и он превратился в один самых из крупных  операционных отделов.  Товарный отдел выдавал срочные ссуды под товары и товарные документы, выполнял поручения клиентуры по покупке и продаже товаров, а также непосредственно выполнял торговые и складские операции.

    Работа хлебного отдела была связана с проводимыми Государственным банком в значительных масштабах закупками зерна, его хранением и реализацией. Это делалось по распоряжению Наркомфина, так как в стране не хватало хлеба и пшеницы. Многие зажиточные крестьяне  или, как их окрестили большевики, кулаки открыто выступали против советской власти и уничтожали посевы , деревенские хлебные склады и т.д. 

Иностранный отдел выполнял операции по кредитованию внешней торговли, по покупке и продаже иностранной валюты, устанавливал корреспондентские отношения с иностранными банками и осуществлял расчеты по торговым и неторговым операциям с иностранными государствами.

Эмиссионный отдел, созданный в связи с предоставлением Госбанку эмиссионного права, с первых дней своей деятель­ности проводил большую работу по организации денежного  обращения в стране.

Выполнение Госбанком этих функций сильно затруднялось  в результате обесценения совзнака. На территории Советской республики находилось в обращении огромное количество обесцененных бумажных денег. В среднем в месяц в оборот выпускалось:

 

ГОДЫ

В миллионах рублей

1918

2 829,3

1919

13 645,9

1920

28 631,8

 

На 1 января 1920 г. наличие бумажных денег в обращении превысило 225 млрд. руб., а в последующем увеличилось еще больше. Без упорядочения денежного хозяйства страны и огра­ничения эмиссии нельзя было приступить к регулированию де­нежного обращения.

К концу 1922 г. благодаря некоторым  успехам в восста­новлении разрушенного  народного хозяйства, укреплению государственного бюджета, росту товарооборота и накоплению Госбанком зна­чительных по тому времени золотых и валютных ресурсов были ,. созданы необходимые условия для проведения денежной реформы. Упорядочение и укрепление денежного обращения в стране стало важнейшей народнохозяйственной задачей. Необходимо было стабилизировать советский рубль..

В этих целях партия и правительство осуществили ряд мероприятий:

 В октябре 1922 г. Госбанку было предоставлено право вы­пуска банковых билетов (червонцев), которые обеспечивались драгоценными металлами и иностранной валютой, легко реа­лизуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами.

  Декретом СНК СССР от 5 февраля 1924 г. были вве­дены в обращение государственные казначейские билеты досто­инством меньше червонца и декретом от 22 февраля 1924 г. Наркомфину было поручено приступить к чеканке и выпуску в обращение серебряной и медной монеты советского образца. Выпуск серебряной и медной монеты зачитывался в счет норм выпуска казначейских билетов.

В ходе денежной реформы 1922-1924 гг. была завершена  унификация денежного обращения на территории СССР. Это вызывалось тем, что на Украине, в Закавказье, Туркестане н на Дальнем Востоке печатались и выпускались в обращение местные денежные знаки. 

"Одной из основных предпосылок успешного завершения денежной реформы явилось то, что вследствие роста народного хозяйства, повышения доходов государственных предприятий, успешного проведения налоговой политики, направленной на ограничение и вытеснение капиталистических элементов, созда­ния и развития системы сберегательных касс со второй половины 1924 г. был ликвидирован дефицит государственного бюджета. " -так писал в своей книге В.И. Ленин.

Денежная реформа 1922-1924 гг. укрепила позиции социа­лизма, создала прочную основу для планового руководства хо­зяйством и необходимые условия для подъема экономики страны Советов . Реформа, установившая устойчивую советскую валюту, сопровождалась снижением цен на товары, повыше­нием доходности крестьянских хозяйств и ростом реальной за­работной платы рабочих.

Таким образом, денежная реформа 1922-1924 гг. открыла новую страницу в хозяйственном развитии Советского Союза. В ре­зультате реформы Государственный банк СССР стал эмис­сионным центром страны, его роль в народном хозяйстве все более возрастала.

С каждым годом увеличивалась сеть учреждений Госбанка. На 1 января 1922 г. было всего лишь три конторы -Москов­ская, Северо-Западная в Петрограде, Всеукраинская в Харь­кове и одно отделение в Нижнем Новгороде. В 1922 г. коли­чество контор увеличилось до 25, а отделений и агентств - до 143. В последующие годы сеть учреждений Госбанка про­должала расти .

 

 

 

 

ГОДЫ

 

ВСЕГО

УЧ-НИЙ

ГОС.

БАНКА

КОНТО-    

    РЫ

 

ОТДЕЛЕ-

НИЯ

 

АГЕНСТВА

1924

302

29

113

160

1925

405

31

128

246

1926

473

32

170

271

1927

463

32

171

260

1928

570

32

167

371

1929

589

35

176

378

 Как видно из таблицы, за пять лет, с 1924 по 1929 г., сеть учреждений Госбанка почти удвоилась. Увеличение сети про­ходило в основном за счет агентств. Отделения Госбанка открывались лишь в тех уездных городах, где имелась достаточ­ная база для ведения активных банковских операций. В ряде уездных городов такой базы не было, поэтому там открыва­лись агентства, которые осуществляли главным образом вклад­ные и переводные операции. Ссудные операции агентства производили лишь по поручениям тех отделений или контор , Госбанка, в ведении которых они находились.  В 1922-1925 гг. шел процесс организации банков, обслу­живающих отдельные отрасли хозяйства, и коммерческих бан­ков. В этот период были организованы: Всероссийский банк потребительской кооперации, реорганизованный в 1923 г. во Всероссийский кооперативный банк; Всеукраинский коопера­тивный банк; Российский торгово-промышленный  банк; Дальневосточный, Северо-Кавказский, Среднеазиатский и Юго-восточный коммерческие банки; Банк по электрификации (Электробанк); 45 коммунальных банков во главе с Цекомбанком; система сельскохозяйственного кредита (Центральный сельскохозяйственный банк ,шесть республиканских банков сельско­хозяйственного кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных това­риществ) и 286 обществ взаимного кредита.

Кроме того, в августе 1922 г. с целью содействия развитию оборотов по внешней торговле был создан на акционерных на­чалах Российский коммерческий банк (Роскомбанк). В 1924 г. .все акции этого банка были приобретены Наркомвнешторгом, Госбанком и некоторыми другими советскими организациями, а сам банк преобразован в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк) .

15 нюня 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О принципах построения кредитной системы", вызванное тем, что в работе банков (особенно специализированных) имел место параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выхо­дили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяй­ства, стремясь стать универсальными. Множественность бан­ков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними.

Сохранив общее наблюдение за деятельностью кредитных учреждений за Наркомфином, правительство возложило на  Госбанк руководство всей кредитной системой с предоставле­нием ему права участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных учреждений, непо­средственно следить за использованием банками открываемых им кредитов и за распределением кредитов по отдельным отраслям народного хозяйства в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики.

На основе упомянутого постановления были разграничены функции банков и усилена роль Госбанка,как органа кратко­срочного кредита и отраслевых банков как органов в основ­ном долгосрочного кредита. Однако разграничению функций банков и размежеванию между ними клиентуры препятство­вало наличие коммерческого кредита: хозяйственные организации имели возможность получать дополнительные средства в порядке взаимного кредитования.  В 1928 г. Промбанк был реорганизован в Банк долго­срочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), а его краткосрочные операции были переданы Гос­банку.

На 1 октября 1923 г. удельный вес кредитов Госбанка в общей сумме всех краткосрочных кредитов составлял 65,2%, а на 1 октября 1929 г.-73%. Остальная часть кредитов падала на долю специализированных банков, сеть коопера­тивных и коммулятивных банков.

Госбанк проводил кредитование кредитных наиболее крупных промышленных, торговых и кооперативных организаций, а также частных фирм. Выдачу кредитов пред­приятиям и организациям Госбанк производил после тщатель­ного изучения их хозяйственного и финансового состояния и проверки их кредитоспособности.

В числе выполняемых Госбанком функций особое место занимали операции, связанные с внешнеторговыми и кредит­ными отношениями СССР с иностранными государствами. Государственный банк был призван осуществлять внешние международные расчеты и валютно-кассовые операции, обеспечивая незыблемость государственной валютной монополии. Основные задачи Госбанка в этой области были определены положением о Государственном банке, утвержденным IV сес­сией ВЦИК в октябре 1921 г., а в последующем- декретом ВЦИК и СНК от 15 февраля 1923 г. о валютных основаниях.

По мере упрочения Советского государства и его эконо­мики, расширения экономических связей с иностранными госу­дарствами, возрастали операции Госбанка по кредитованию и расчетам внешней торговли и расширялись его связи с ино­странными банками.

С октября 1925 г. Госбанк стал осуществлять кассовые опе­рации по исполнению государственного бюджета, а с 1928 г. на него была возложена вся работа по кассовому исполнению госбюджета.

   Государственный бюджет за 1924/25 хозяйствен­ный год был исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 54 млн. руб. Государственный банк, оказывая широ­кую кредитную помощь государственным и кооперативным . предприятиям, способствовал росту социалистического сек­тора, укреплению хозяйственного расчета и повышению тем­пов социалистического накопления.

Основное место в ленинском плане преобразования России занимала идея социалистической индустриализации страны. "Только на основе развития тяжелой индустрии можно было поднять все остальные отрасли промышленности и осуществить кооперирование крестьянских хозяйств" - говорил он

Государственный банк активно содействовал кредитом укреплению социалистического сектора, ограничению и вытеснению частного капитала(что оказалось роковой ошибкой), развитию торговли и овладению пролетарским государством рыночными отношениями, способ­ствовал перераспределению финансовых ресурсов, необходи­мых для финансирования тяжелой индустрии, а также социа­листическому преобразованию мелкого крестьянского хозяй­ства .

Объем кредитных вложений Госбанка в народное хозяйство неуклонно возрастал. На 1 октября 1929 г. он составлял 4 225 млн. руб. и по сравнению с 1 октября 1925 г. увеличился в 2,6 раза. В 1929 г. размер вексельных и долгосрочных кре­дитов начинает снижаться н резко возрастают подтоварные и производственно-целевые кредиты, что характеризует расшире­ние прямого, целевого краткосрочного кредитования.

В июне 1929 г. ВЦИК и СНК СССР утвердили Устав Гос­банка, в котором было подчеркнуто, что Госбанк имеет своей целью в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР регулировать денежное обращение в стране и осуществлять краткосрочное кредитование промышлен­ности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства.

До этого правительство вносило частичные изменения в дей­ствовавшее с октября 1921 г. положение а Госбанке. Так, первоначально основной капитал Госбанка был определен в совзнаках в сумме 2 000 млрд. руб. и в апреле 1922 г. увели­чен за счет ассигнований из бюджета до 5 750 млрд. руб. С 1 октября 1923 г., когда статьи актива и массива баланса Госбанка стали исчисляться в червонцах, основной капитал Госбанка был определен в 50 млн. руб., в январе 1925 г. уве­личен до 100 млн. руб., а в 1927 г. - до 250 млн. руб. Принятый в 1929 г. новый Устав Госбанка СССР предусмат­ривал вместо основного капитала уставный капитал, который в связи с дальнейшим расширением объема деятельности Госбанка был определен уже в сумме 400 млн. руб.

По вопросам эмиссионного права Госбанка Устав отразил действующие законодательные акты, в частности декрет СНК от 11 октября 1922 г. «О предоставлении Госбанку права вы­пуска банковых билетов».

Устав 1929 г. предусматривал, помимо Правления, непо­средственно ведающего работой Госбанка, высший коллегиаль­ный орган управления Госбанком - Совет Государственного банка в составе 40 человек: народного комиссара финансов СССР (председатель), председателя Правления Госбанка, председателей правлений специальных банков, представителей ВСНХ и наркоматов, экспертов - специалистов по денежному обращению и кредиту, а также представителей союзных рес­публик. Однако этот Совет хотя и был создан, но практиче­ского значения не имел и вскоре прекратил свое существо­вание.


Одним из первых актов Октябрьской революции был захват Государственного банка России, а затем, в декабре 1917 г., был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы также ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 г. прекратил свою деятельность и с этого времени Народный банк РСФСР был трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Однако с переходом к новой экономической политике возникли новые предпосылки развития кредитных отношений и создания по существу заново банковской системы. В конце 1921 г. начал функционировать Государственный банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативные банки. На самом деле низовое звено кредитной системы представляли кредитные и сельскохозяйственные товарищества, осуществляющие необходимые банковские операции. Затем, под контролем Госбанка, стали формироваться на паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собой местные сельскохозяйственные банки, расположенные в областных (губернских) центрах.

Одновременно с возрождением кредитной кооперации в начале 1922 г. были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию потребительской кооперации. Следующий этап становления новой советской кредитной системы - создание отраслевых специальных банков акционерного общества "Электрокредит", акционерного Российского торгово-промышленного банка, Центрального коммунального (с сетью местных учреждений) и других.  

Здесь важно выделить следующий момент. Стало ясно, что реализация новой экономической политики практически невозможна без аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в 1922 г. были учреждены с участием частного капитала,подконтрольные Госбанку, два банка Российский коммерческий банк и Юго-Восточный банк.  Весьма примечательно что, одним из учредителей Роскомбанка были представители деловых кругов Швеции. Было также принято решение об организации частных банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и вовлечение в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и частников.

Следует  отметить, что реализация указанных мер позволила сформировать к концу 1925 г. достаточно развитую кредитную систему, состоящую в основном из различных кредитных учреждений, созданных на новых началах. К этому времени функционировал 121 акционерный   банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений, на долю которых приходилось около 56 % всех кредитных вложений.

ВЦИК и СНК провели  выдержанную  линию при организации Государственного банка на основе наблюдений за деятельностью иностранных банков,   но многое являлось результатом активной деятельности экономистов нашей страны.






















КАПИТАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА В МЛН.РУБ (1920-1930 г.г.)




Деятельность банка в период с 1920-1930 г.г.







РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты