|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Цели и методы регулирования естественных монополийЦели и методы регулирования естественных монополийМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Эссе по микроэкономике на тему: "Цели и методы регулирования естественных монополий"
Выполнил: Никитинский В.Е. (1 курс, факультет Права, 153 гр.) Проверил: Лукин М.Ю. Москва, 2005 Изучая справочно - экономическую литературу, я встречался со многими определениями понятия "естественная монополия". Самое удачное звучит так: «естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный ". Я думаю, что отличительная особенность естественной монополии в том, что ей обладают субъекты, имеющие в своем распоряжении свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры. К примеру, редкие металлы, электроэнергия, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. В сферах, где нецелесообразно строить такие же предприятия, и одна фирма способна обеспечить весь рынок товаром (издержки на производство у нее очень низкие), появляется естественная монополия. Надо отметить, что наряду с положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную цену. Контроль естественных монополий достигается двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием. В сфере естественных монополий функционируют две группы: хозяйствующие субъекты (производители) и потребители. По моему мнению, главная цель государственного регулирования в том, чтобы в равной мере соблюсти баланс интересов обоих групп. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий. Я считаю, что основным законом в этой сфере является закон "О естественных монополиях от 1995 г". Суть его в том, что для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (они регулируют цены, осуществляют контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование). Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ. Нельзя путать функции антимонопольных органов и деятельность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий. Как я уже упоминал, для сферы действия естественных монополий конкуренция неэффективна, либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, ставить невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности. Закон "о естественных монополиях" предусматривает использование следующих методов государственного регулирования: Органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Как нам известно, государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Такое исключительное право предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (к примеру, тарифы на перевозки МПС), производимые субъектом естественной монополии. Второй способ, как мне кажется, более интересный и специфический. "Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии". Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство призвано защитить интересы всех потребителей. Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом имеет значение: "издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы налоги и другие платежи, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам), соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей, государственные дотации и другие меры государственной поддержки". Также государство стремиться сделать деятельность своих органов гласной. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Государство также не обходится без "карательного" метода регулирования деятельности естественных монополий и применяет методы юридической ответственности. В очередной раз сошлюсь на текст закона: "если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права. Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются "решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти". Надо отметить, что административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, могут применять только органы регулирования естественных монополий. Я считаю, что методы административного регулирования в нашем законодательстве довольно суровые. К примеру, субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Также суровые санкции применяются к руководителям подобных предприятий, например, за неисполнение в срок решения соответствующего органа регулирования естественной монополии - "штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда". В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (страна экономит на масштабах). Целью применения экономического регулирования в таких странах необходимо для: обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов), стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и. т. д. Я хочу, чтобы государство отдавало себе отчет, что же считать естественной монополией, потому что некоторые организации могут быть заинтересованы в том, чтобы их считали таковой для удовлетворения собственных интересов. "Монополия " и "естественная монополия"- это два разных понятия. Если одна ослабляет конкуренцию, то другая призвана помогать экономике быть более эффективной. Таким образом, я пришел к выводу, что государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо предусматривается отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг. Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций. Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Привет тому, кто это читает! Желаю, чтобы ты получил (а) хорошую оценку. Напиши сколько тебе поставили в своем городе на wonderwall@bk.ru Эту работу делал сам, за нее стоит отлично, так что тебе повезло! Успехов!
Список использованной литературы: В. Е. Цапелик. Регулирование естественных монополий// Общество и экономика.- 1996.- №8 Д. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования//Вопросы экономики.- 1995 Институциональные и микроэкономические проблемы Российской экономики в 1995г//Общество и Экономика.- 1996г.-№5. Федеральный закон "О естественных монополиях от 1995 г." |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |