|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Центральные банки и их функцииЦентральные банки и их функцииВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине: ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ ТЕМА РАБОТЫ: Центральные банки и их функции
Выполнила студентка 41 группы Хакимова Зульфия Факиловна Личное дело № 02 дфд 20527Преподаватель: Казакова О.Б.
г. Стерлитамак 2004 год. Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..31. Центральный банк………………..……………………………..………….…..4 1.1 Организационная структура Банка России…………………………………. 1.2 Функции центрального банка……………………………………………….. 1.3 Пассивные и активные операции центрального банка. Баланс России….12 2. Денежно- кредитная политика центрального банка ……...…………15ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……………22ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….…………………2 Введение ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФБольшой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: - государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.[1] В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. 1. Организационная структура Банка РоссииВ систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка. Высшим органом Банка России является Совет директоров ¾ коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;[2] 2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе; 3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете; 4) определяет структуру Банка России; 5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России; 6) принимает решения: ¾ о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; ¾ об установлении обязательных нормативов[3] для кредитных организаций в соответствии со статьей 61 настоящего Федерального закона; ¾ о порядке формирования резервов[4] кредитными организациями; ¾ о величине резервных требований; ¾ об изменении процентных ставок Банка России; ¾ об определении лимитов операций на открытом рынке; ¾ об участии в международных организациях; ¾ об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; ¾ о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; ¾ о применении прямых количественных ограничений; ¾ о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; 7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного 8) капитала Банка России; 9) утверждает порядок работы Совета директоров; 10)назначает главного аудитора Банка России; 11)утверждает внутреннюю структуру Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России; 12)определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации и д.р. Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (см. приложение 3). 2 Функции центрального банкаСреди
многообразных функций центральных банков следует выделить основные, без которых
невозможно выполнение главной задачи центрального банка - сохранение
стабильности национальной денежной единицы,- и дополнительные, соответствующие
решению этой задачи. - управление совокупным денежным оборотом; - регулирование денежно-кредитной сферы; -
регулирование спроса и предложения на кредит. - осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы; - проведение валютного контроля. Обслуживающие функции заключаются в: - организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков; - выполнении центральным банком роли финансового агента правительства. Важнейшей
регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам,
является разработка и проведение денежно-кредитной политики. Характер
проводимой центральным банком денежно-кредитной политики во многом зависит от
степени его независимости от правительства, которая может быть большей или
меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры
изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно
центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может
самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный
режим. - определение направлений развития денежно-кредитной политики; - выбор основных инструментов денежно-кредитной политики; - создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям; - проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики; -
составление денежных программ и контроль за их
выполнением. Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка. Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними, принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов. Не
менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление
валютного контроля и валютного регулирования. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных. Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др). Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий. Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот. Отдельные центральные банки осуществляют связи с небанковской клиентурой и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми организациями. Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными. Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр. 1.3 Пассивные и активные операции центрального банка. Баланс России. Среди операций банка различают
пассивные и активные операции. - Формирование уставных капиталов; - Эмиссия денег; - Хранение денежных средств государственных и местных бюджетов, а так же резервов коммерческих банков. ЭМИССИЯ - выпуск в обращение денежных
единиц. Эмиссию осуществляют - Кредитование коммерческих банков, расходов государства на содержание народного хозяйства - Покупка золота и иностранной валюты; Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание центральным банком деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве. 2 Денежно-кредитная политика центрального банка
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнца). ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: - форме их воздействия (прямые и косвенные) - объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги) - характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные) - срокам
воздействия (краткосрочные и долгосрочные). По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики. Основными
инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто 2.2. Регулирование официальной учетной ставки [5] Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика « дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития. Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. 2.3 Операции на открытом рынке Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой ре-стрикционной[6] политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции; объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами; срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами; сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка; способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком. 2.4 Проведение валютной политики. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами. От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах. 2.5 Рефинансирование коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в ависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты). При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств; 11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: - золото и другие драгоценные металлы в различной форме; - иностранная валюта; - векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; - государственные ценные бумаги. ЗаключениеТаким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой. Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями. Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций. Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер. Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России: 1. Не подлежит сомнению, что двухуровневая структура банковской системы Российской Федерации должна быть сохранена. Однако осуществить реформирование ее верхнего уровеня. 2. Следует ликвидировать монополизм Центрального банка Российской Федерации по управлению банковской системой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, но самостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка между ними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одного из органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принцип разделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений. 3. Необходимо обеспечение большей согласованности действий органов управления банковской системой и Правительства Российской Федерации (Министерства финансов Российской Федерации). В результате будет гарантировано проведение единой денежно-кредитной политики государства. 4. Требуется создать самоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управления банковской системой должны сами обеспечивать принятие компетентных решений и сами проводить их в жизнь, однако оставаясь в рамках, установленных законодательством. 5. Вероятно, нецелесообразно переподчинять банковскую систему какому-либо органу исполнительной власти Российской Федерации, как это сделано в ряде европейских стран. Вместе с тем и высший законодательный орган государства не в состоянии в силу своей природы выполнять функции управления банковской системой. Однако общий контроль за ее деятельностью (в форме отчетов парламенту, назначения Председателя Банка России и др.) необходимо оставить в его компетенции. Другими словами, законодательство Российской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочия и функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структуры построения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделить дополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковской системы. 2.4. Минимальные резервные требования Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. ЦБР, изменяя нормы
обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих
банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы
обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств,
находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения
активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в
более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е.
увеличить кредитные вложения в народное хозяйство Норма минимальных
резервных требований устанавливается в законодательном 2.5. Меры административного воздействия
- регулирование официальной учетной ставки;[7] - проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. . 4. Отчетность и аудит Банка РоссииБанк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает: 1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России; 2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли; 3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России; 4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. (Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление банковского аудита, Государственная Дума принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.) По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Денежно-кредитная политика ЦБР в 2000 году.Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2000 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах: Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 1999 г.; Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса. Глобальная задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.[8]
Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.
Является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики. Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость. На протяжении, по крайней мере, 7-8 лет реформирования российской экономики бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий характер. Опыт показывает, что сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г. В настоящее время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики. Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики. С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики. В проекте бюджета 2000 г. просматривается подчинение всей бюджетной политики задаче погашения внешнего долга. Профицит бюджета в размере 162 млн. руб. почти полностью (156,8) направляется на погашение внешнего долга. Общая сумма долга федерального бюджета составит на конец 2000 г. 6,3 трлн. руб., что в 1,2 раза превышает прогнозируемый объем ВВП (5,1 трлн.руб.) и почти в 8,5 раза величину доходов бюджета. Выплаты по обслуживанию внешней задолженности (не считая расходов по погашению основной суммы долга) составляют 71% всех расходов по обслуживанию госдолга. На эти цели придётся направить 3% ВВП, что в 2 раза превышает рост ВВП, проектируемый на 2000 г., и составит почти 20% от общего объёма расходов федерального бюджета. Сумма процентных выплат в $ составит 4,9 млрд. Кроме того, иностранным кредиторам будет выплачено $5,3 млрд. в порядке погашения основной суммы долга за счёт новых займов. Вторая характерная черта проекта бюджета состоит в том, что он не способствует в должной мере решению самых насущных задач российской экономики. Прогнозируется: рост реальных располагаемых доходов населения в виде «вилки» на 1,5-3%; розничный товарооборот на 1%; увеличение доходов населения, рост реальных располагаемых доходов на 2% (с учётом дефлятора); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 33-34% (в 1999 г. – 35%). Но, что особенно противоречит концепции ориентации экономической политики повышения доходов населения, это повышение уровня безработицы до 14,8% против 14,3%. В целом совокупный спрос на товары и услуги российского производства составит 101-102%, прогнозируется рост импорта на 7-13%[9]. Ненадежны корректировки доходов бюджета, базирующихся на высоких мировых ценах на нефть. Есть основание полагать, что в 2000 г. квоты на добычу нефти увеличатся, предложение возрастёт, и мировые цены снизятся. Предложение денег, исчисленное по бюджетным проектировкам, занижено на сотни млрд.руб., поскольку бюджет и в целом экономическая политика не решают проблем трансформации сбережений в накопление, репатриации сбежавших капиталов. Проблема погашения внешнего долга решается на суженном доходном поле. Между тем основой погашения внешних долгов должны быть дополнительные накопления, полученные за счёт расширения производства и внутреннего рынка товаров и услуг. Стагнация же доходной базы бюджета создаёт чрезмерную нагрузку на резервы банковской системы, ведет, в конечном счете, к сокращению золото-валютных резервов. Сложившийся рыночный механизм со слабой конкуренцией не создаёт стимулов к экономическому росту, порождает спрос на дешёвые деньги. Бюджет сегодня – резервуар, из которого черпаются дешёвые деньги. Спрос на такие деньги всегда будет превышать предложение. Выход из этого положения видится в строгом целевом использовании бюджетных средств, в отладке сквозного финансового контроля, в недопущении бюджетных средств на спекулятивные операции фондового рынка. Для улучшения координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик необходимо проектировки денежно-кредитных индикаторов сделать органической частью прогнозов социально-экономического развития, обеспечив необходимую увязку прогнозов ВВП с прогнозами не только балансов денежных доходов населения, но и совокупной денежной массы. Следует снизить ставки кредитования, что позволит сократить спрос на дешёвые бюджетные средства. Целесообразно разработать новую кредитную политику, предусматривающую государственное регулирование процентов за кредит и нацеленную на переориентацию денежных потоков с финансовых рынков в реальную экономику, повысить роль банков в инвестиционном процессе, разработать меры по воссозданию и укреплению доверия к национальной валюте, стимулировать вовлечение огромных валютных и рублёвых сумм, накопленных и хранимых дома, в хозяйственный оборот. В существующей модели развития российская экономика не способна расплатиться с внешним долгом, профицит её ещё больше обескровит, поскольку насущные потребности останутся без источников финансирования. Необходимо инициировать переговоры с МВФ и др. финансовыми структурами о выработке принципиально новых подходов к погашению Россией государственного внешнего долга, учитывая, что он составляет сейчас сумму, значительно превышающую признанные в мире (в частности Маастрихтскими соглашениями) нормы. Выплаты и обслуживание этого долга, даже с учётом последних соглашений о его реструктуризации, угнетающе действуют на российскую экономику. Продолжение этой политики грозит полной деградацией производства и обострением социальных конфликтов. Целесообразно склонить МВФ и др. международные финансовые структуры к установлению строгой зависимости сумм выплат и обслуживания государственного внешнего долга от темпов роста российского ВВП. Тогда основной целью экономической политики России действительно станет рост экономики.
ЗаключениеВ заключение своего реферата хочется подвести итоги всему вышеперечисленному. Каково же значение ЦБ для функционирования системы распределения финансов? Есть ли перспективы развития? И что для этого всё же необходимо? Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России. Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства). Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния. Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь следует отметить как положительное явление вступление в силу с 1 января 2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции. Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических лиц.[10] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из зоны коммерческого риска. Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего совершенствования своевременной системы ликвидации банков с минимальными потерями для клиентов. Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности) частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий. Необходим пересмотр системы надзора за банками. Эту проблему надо решать путём: а) увеличения прозрачности банковской деятельности;[11] б) создания правильных рыночных ориентиров деятельности банков, т.е. ориентированности прежде всего на прибыль и рост стоимости акций.[12] Строго контролировать целевое использование средств бюджета. Обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система “Remote trader” относится к системам класса “Internet broker”. Она ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и физ.лиц.”Remote trader” позволяет клиентам обмениваться зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме реального времени по Интернет.[13] Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое сообщество, нужна жёсткая борьба с российским криминальным капиталом в стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объёму и движению криминального капитала.[14] Оттенены наиболее важные с т СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995г.) 2. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (изложен в новой редакции) и д.р. 3. Основные направления единой государственной денежной политики на 1996 г., доработанные в соответствии с рекомендацией Комитета Государственной Думы по бюджету, банкам и финансам от 4 июня 1996 г. Москва. Центральный банк Российской Федерации. 4. Banking Act 1987 // Public general acts. London. 1987. Ch. 22. 5. Financial Services Act 1986 // Public general acts. London. 1986. Ch. 60. 6. Trustee Savings Banks Act 1985 // Public general acts. London. 1985. Ch. 58. 7. Bank d`Italia. Report of the year 1990. 8. US Code of federal regulations. Title 12 Banks & banking. Washington. 1988. ¨ ¨ ¨ 1. Волкова Г.М., Наумова Л.П. Мировая валютная система. С.-П.: Литера плюс. 1995. 2. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика. 1989. 3. Джольер Дж. Банковская система Франции. С.-П.: Санкт-Петербург оркестр. 1994. 4. Илларионов А.Н. Подводя итоги минувшего года (о политике правительства и ЦБ РФ в 1995 году) // Бизнес и банки. 1996. № 1. 5. Котлов Г.Н. Банки в системе финансового капитала современной Англии. М.: МГИМО. 1987. 6. Красавина Л.Н. Финансовая и денежно-кредитная система Франции. М.: Финансы и статистика. 1981. 7. Купер Дж. Управление и регулирование банков. М.: Финансы и статистика. 1993 г. 8. Международные валютные и кредитные отношения капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. М.: Финансы и статистика. 1986 г. 9. Мюллер Х. О банковском надзоре в странах с рыночной ориентацией // Деньги и кредит. 1990. № 3. 10. Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе / Под ред. Залесского В.В. М.: Известия. 1992 г. 11. Отчет об итальянской кредитно-финансовой системе. Доклад комиссии при Министре финансов Италии. М.: МИД СССР. 1989 г. 12. Печникова А.В. Денежно-кредитное регулирование экономики Великобритании. М.: Финансы и статистика. 1986 г. 13. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М.: Финансы и статистика. 1987 г. 14. Родин Ю.А. Основные тенденции в развитии кредитной системы Франции. М. 1996 г. 15. Сантиго Джавиер, Фернондо Валбена. Центральный банк Испании и его функции в денежной политике. М.: Инвест Фонд. 1991 г. 16. Тосунян Г.А., Ефимова Л.Г. Опыт правового регулирования деятельности органов управления кредитной системой Франции и проблема совершенствования банковской системы России // Государство и право. 1994. № 7. 17. Федоров Б.Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4. Фишер Дж. Д. Американская банковская система. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1994 [1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38. [2] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103. [3] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254. [4] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 341. [5] Учётная ставка – ставка процентов, под которые, например, федеральная резервная система США предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учётной ставки ведёт к соответствующему росту %% по предоставляемым банками ссудам и %% по депозитам, размещённым в этих банках. Последнее обстоятельство стимулирует иностранных инвесторов размещать свои долларовые активы в США и ведёт к увеличению спроса на доллары на валютных рынках. В результате активизации скупок долларов его курс относительно др. валют повышается. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 441. [6] Рестрикция – 1) ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями с целью взвинчивания цен на товары и получения высокой прибыли; 2) ограничение кредитов, предоставляемых ЦБ какой-либо страны ком. банкам, что приводит к общему сокращению кредитов промышленным и торговым предприятиям, к сжатию производства или снижению темпов его роста. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 346. [7] Учётная ставка – ставка процентов, под которые, например, федеральная резервная система США предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение учётной ставки ведёт к соответствующему росту %% по предоставляемым банками ссудам и %% по депозитам, размещённым в этих банках. Последнее обстоятельство стимулирует иностранных инвесторов размещать свои долларовые активы в США и ведёт к увеличению спроса на доллары на валютных рынках. В результате активизации скупок долларов его курс относительно др. валют повышается. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 441. [8] «Банковское дело»,12’99, В.К.Сенчаганов, «Направления повышения эффективности денежно-кредитной политик [9] Все данные: «Банковское дело», 12’99, «Направления повышения эффективности денежно-кредитной политики», В.К.Сенчагов, стр. 10 [10] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17. [11] «Прозрачность» - среда, в которой цели политики, её правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а так же условия подотчётности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. (Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике), МВФ, апрель 1999 г. [12] «Банковское дело», 2/2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в банковской сфере», стр.17. [13] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее, А.Г.Сарибеков, стр. 31. [14] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |