|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Делопроизводство-основы технологии управленияДелопроизводство-основы технологии управленияФедеральное агентство по образованию Московский государственный университет технологий и управления Кафедра организации производственной и коммерческой деятельности Контрольная работа по дисциплине: «Документационное обеспечение управления». тема: «Делопроизводство – основы технологии управления».
Выполнила студентка 3 курса факультета: Экономика и предпринимательства специальность: 080502 шифр: 007452 Руководитель: Москва 2008. Содержание.
Ведение. В решение задач по совершенствованию управления, немаловажное значение имеет организация делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях. Делопроизводство – это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами при осуществлении управленческих действий. Документирование называется процесс подготовки и создание документов. Значение рациональной организации делопроизводства для совершенствования работы государственного аппарата объясняется, прежде всего, большим удельным весом документации в процессе управленческой деятельности. В общем объеме управленческого труда делопроизводственные операции составляют 25-60% (в зависимости от специфики работы конкретного аппарата управления). 1. Документы. Документ – материальный носитель, содержащий в зафиксированном виде информацию. 1.1. Значение документов. Значение документов в наше время исключительно велико. Во-первых, документы имеют государственное значение. Государственные органы, изучая документы, освещающие жизнь страны, вырабатывают внешнюю и внутреннюю политику и посредствам документов управляют государством. Во-вторых, документы имеют юридическое значение. Документами оформляются права граждан, учреждений и организаций. В-третьих, документы играют роль в организации хозяйственной деятельности государства и его органов. Все хозяйственные операции на предприятиях и в учреждениях оформляются документами. 1.2. Группы документов. I. По признаку специализации: 1. общие – документы, отражающие результат деятельности канцелярии, общего отдела учреждения; 2. специализированные – документы являющиеся продуктом деятельности структурных частей учреждения: · бухгалтерские (авансовые отчеты, ведомости распределения затрат, отчетные калькуляции, кассовые ордера); · плановые (финансовый план, баланс дохода и расхода); · статистические (статотчеты, таблицы); · юридические (исковые заявления, решения суда); · финансовые документы и документы по операциям с бланками(счета, чеки, платежные поручения). II. По значению: 1. распорядительные (приказы, инструкции, наряды); 2. исполнительные (все виды отчетов, докладные записки); 3. претензионные (рекламационные письма, исковые заявления в арбитраж); 4. информационные (объявления, бюллетени, сообщения). III. По техники воспроизведению: 1. рукописные; 2. воспроизведенные механическим путем. IV. По секретности: 1. для служебного пользования – документы, которыми могут пользоваться все работники аппарата, но содержание этих документов не подлежит опубликованию; 2. секретные – документы, которыми пользуются адресат и исполнитель, имеющий разрешение (допуск); 3. совершенно секретные – документы, с которыми имеет право ознакомиться только адресат. V. По приемам записи: 1. простые – документы написаны от руки или воспроизведены механическим способом обычными буквами, шрифтом и поэтому доступны для понимания каждого грамотного человека; 2. стенографированные – документы, в которых стенографическими знаками дословно записаны выступления на собраниях, заседаниях, митингах и т. д.; 3. зашифрованные – документы, написанные или воспроизведенные условными знаками (цифрами, буквами). VI. По происхождению: 1. созданные в учреждении; 2. поступившие извне. VII. По срочности: 1. простые – документы с необозначенными сроками исполнения; 2. срочные – документы с обозначенными сроком исполнения; 3. весьма срочные – документы, подлежащие немедленному исполнению. VIII. По форме: 1. стандартные – документы составлены по утвержденной форме, заготовленной типографским способом; 2. нестандартные – документы, не имеющие ни строго установленного формата, ни определенного содержания, но реквизиты должны быть вполне определенные. IX. По сложности: 1. простые – документы, в которых поставлен и решается один вопрос; 2. сложные – документы, в которых поставлены и решаются несколько вопросов. Все документы могут быть в виде подлинников и копий. Подлинники подразделяются на оригиналы и дубликаты. Оригинал – это первый, окончательно отредактированный, соответствующим образом оформленный и подписанный документ. Оригинал может быть единственным, уникальным документом и может быть размножен. Дубликат – вторично воспроизведенный подлинный документ, целиком повторяющий оригинал, включая подписи. Дубликат составляется взамен утраченного оригинала и имеет ту же юридическую силу, что и оригинал. Слово «Дубликат» или «Вторичный» пишется вверху справа. Копия – это точное воспроизведение содержания подлинного документа. Копия заверяется подписями и печатями компетентных лиц: секретаря, делопроизводителя, нотариуса и пр. Лицо, заверяющее копию, пишет: «Копия верна», «С подлинным верно», а вверху справа – слово «Копия». Копия имеет силу постольку, поскольку известно, что есть подлинник. 2. Организационно-распорядительная документация. Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, организациям и предприятиям. Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевые производственную работу, контроль, подбор и расстановку кадров и т. д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, подавляющая часть которых фиксируется в документах. Законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд ситуаций, при которых документирование информации является обязательным. Материальными носителями фиксированной информации являются документы. В зависимости от конкретной управленческой ситуации создаются десятки различных видов документов. Вид документа следует отличать от его разновидности. Вид документа объединяет ряд разновидностей. Так например, протокол – вид документа. Разновидности его: протокол собрания, протокол заседания, протокол допроса, протокол разногласий и др. Или: акт – вид документа, его разновидности – акт приема-передачи дел, акт инвентаризации, акт недостачи и др. Организационно-распорядительная документация выделяется из единой по своей информационной природе документации в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство. 2.1. Организационные документы. I. Устав – свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязаности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами (министерствами, ведомствами, исполкомами местных Советов). II. Положения – нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства, единого органа, структурного подразделения. Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц. В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Наиболее многочисленны разновидности положений о проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий. III. Инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные вопросы, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов. Инструкция оформляется на общем бланке. Она утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем, о чем свидетельствует соответствующий по форме гриф утверждения. На инструкции может быть сделана отметка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документов в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные 2.2. Распорядительные документы. I. Постановление – правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящи перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения. Постановления принимаются Верховным Советом РФ и Верховными Советами союзных и автономных республик по организационным и другим вопросам, связанным с осуществлением высшими органами государственной власти своих полномочий; Президиумом верховного Совета РФ и Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик по итогам рассмотрения вопросов о состоянии той или иной сферы государственного руководства и по вопросам, связанным с подготовкой сессий и координацией деятельности постоянных комиссий; Советом Министров РФ и Советами Министров союзных и автономных республик как нормативные акты или акты, имеющие важное народнохозяйственное и общее значение. По наиболее важным вопросам государственного управления издаются совместные постановления, являющиеся правовыми актами. II. Решение – как распорядительный документ является правовым актом, принимаемым Советами народных депутатов и исполнительными комитетами. Решения оформляют также результаты деятельности и других коллегиальных органов- коллегий министерств и ведомств, научных советов и т.п. III. Распоряжение - акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамка присвоенный должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжение являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжение общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса, разового случая. Распоряжения издают Совет Министров РФ, Советы Министров союзных республик (на основе и во исполнение законов, решений Верховных Советов и их президиумов), исполкомы Советов народных депутатов. Распоряжения издают также руководители коллегиальных органов Государственного управления и администрация предприятий и учреждений в пределах прав, предоставленных им законами РФ или союзных республик для решения главным образом оперативных вопросов. IV. Приказ - акт, издаваемый руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов, руководителями учреждений, объединений, организаций и предприятий. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом. По юридической природе приказ может быть нормативным актом управления, содержащим нормы права, регулирующие определенные сферы общественных отношений, и актом применения норм права (например, о назначении на должность). Приказ является самым распространенным видом распорядительного документа, применяемого в практике управления. Он издается по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей; утверждения положения, инструкций, правил и т. п. документов, требующих утверждения; по всем вопросам внутренней жизни учреждения, организации, предприятия, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и т.д. Посредством приказа руководитель ставить основные задачи перед работниками, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ обязателен для всех работников данной организации или отрасли. В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от их подчиненности. Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих закону. V. Указ – документ, издаваемый руководителем учреждения, действующего на основе единоначалия. Указы дается по оперативным вопросам (как правило, разового характера), они связаны с выполнением директив вышестоящих организаций и исполнением приказов, инструкций и поручений руководства данного учреждения. VI. Протокол – документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях органов. Протоколы могут составлять и должностные лица следственных, административных органов, органов охраны общественного порядка и др. 2.3. Справочно-информационные документы. I. Письма – самые распространенные документы. Они являются средством общения между учреждениями, официальными и неофициальными лицами. По содержанию и назначению письма подразделяются на: 1. инициативные: · письма-запросы (адресат побуждается ответному письму, в котором он должен разъяснить какой-то вопрос или удовлетворить тот или иной факт); · письма-просьбы (адресат требует совершить какое-то определенное действие или прекратить его, но не предполагает ответного письма); · претензионные письма (адресат обоснованно требует возместить убытки, нанесенные нарушением договорных обязательств); · письма-напоминания (адресат побуждается к действию, которое он должен был выполнить, но еще не выполнил); · циркулярные письма (рассылаются во все подведомственные учреждения). 2. ответные: · информационно-разъяснительные письма – разъясняются, уточняются поставленные ранее вопросы или сообщаются какие-то данные, факты; · запрещения – письма, в которых дается отрицательные ответы на запрос; · разрешения – письма, в которых дается положительный ответ на запрос. II. Телеграммы – краткое и срочное сообщение, переданное по телеграфу. Отделение связи несет ответственность за доставку телеграммы в пределах определенных сроков, установленных для телеграмм-молний, срочных и простых телеграмм. В зависимости от содержания телеграммы подразделяются на телеграммы-распоряжения, извещения и донесения. III. Докладная записка – письменное сообщение вышестоящему должностному лицу о служебном деле: о результатах обследований, ходе выполнения работ, выполнении заданий по командировке и т. д. Содержание докладной записки может носить инициативный, информационный, отчетный, информационно-инициативный, отчетно-инициативный характер. IV. Объяснительная записка – письменное изложения трудовой дисциплины, невыполнение заданий, отступление от указанных правил в работе и т. д. V. Справка – документ, содержащий и подтверждающий какие-то данные (сведения). Справка предназначена для параллельно действующих или вышестоящих лиц или учреждений, выдается на руки подведомственным в том или другом отношении лицам для представления в другие учреждения (справка с места работы, справка с места жительства и т. д.) VI. Удостоверение – документ, подтверждающий что-либо (личность, полномочия) и дающий право совершать определенные должностные действия. VII. Акт – документ, отражающий явления, факты или сложившиеся отношения. Группы актов: · юридические акты; · акты гражданского состояния; · административные акты; · хозяйственные акты. VIII. Доверенность – письменное полномочие, по которому учреждение отдельного лицо предоставляет право другому лицу выступает от его имени, совершать какие-либо юридические действия или получать материальные ценности. Доверенность может быть однократного и многократного действия. IX. Расписка – письменное подтверждение факта приема, передачи документов, денег, товаров и т. д. Заключение. В работе инженеров, конструкторов, руководителей производства много времени отводится изучению, анализу и составлению различной докуметации. Особенно большие трудности возникают, как правило, при разработке производственных документов, что обусловлено в первую очередь недостатком специальных знаний у составителей. Устранение непроизводительных затрат времени в процессах составления и использования документов требукет разумного сочетания формализации и творцества, а это, по мнению авторов, требуют, с одной стороны, ознакомления составителей документов с наиболее общими законами восприятия документов, с другой- и в этом главная задача - формулирование и систематизации общих правил и норм составления основных документов.
Список литературы. 1. Камаев В. Д., Домненко Б. И. «Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом», Москва, 1991. 2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» , Москва, 1997. 3. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика», Москва, 1996. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |