рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков

Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика Центральных Банков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Денежный рынок и его инструменты. Монетарная политика центральных банков.

/КУРСОВАЯ РАБОТА/

 

 

 

 

 

 

        ГИМАЛЕТДИНОВА Э.Р.

 

 

 

 

УФА – 2006

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

С

Введение

3

1. Денежный рынок

5

1.1 Спрос на деньги. Предпочтение денег. Классическая и кейсианская концепции

5

1.2 Равновесие на денежном рынке

9

1.2.1 Равновесие на денежном рынке в краткосрочном периоде

9

1.2.2 Равновесие на денежном рынке в долгосрочном периоде

11

2. Денежно-кредитная политика и основные инструменты воздействия на экономику

14

2.1 Инструменты воздействия

14

2.1.1 Политика обязательных резервов

14

2.1.2 Рефинансирование коммерческих банков

16

2.1.3 Операции на открытом рынке

18

2.2 Политика дешевых и дорогих денег

19

2.3 Монетарная политика ЦБ

22

2.3.1 Цели монетарной политики ЦБ

22

2.3.2 Инструменты монетарной политики ЦБ

23

3. Денежно-кредитная политика в современной России

27

Заключение

36

Список использованной литературы

38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Что такое деньги? Этот вопрос занимает научную мысль со времен древнегреческих философов. В разные времена ученые и государственные деятели по-разному определяли природу денег и причины их возникновения, роль и значение в жизни общества и в экономике. Ради денег пролиты реки слез и крови, искалечены миллионы человеческих судеб. К сожалению, и в наше время деньги приносят людям не только радости, но и беды.

    Деньги не придуманы людьми, они возникли стихийно в процесс развития товарного обращения. По историческим меркам это произошло сравнительно поздно – на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. До тех пор пока обмен происходил между соседними племенами и носил случайный характер, его можно было осуществлять в натуральной форме – путем прямого обмена одного товара на другой. Позже, когда обмен стал регулярным и массовым явлением и начал совершаться между отдаленными друг от друга народами, возникла необходимость в специальном средстве обмена, с помощью которого можно было бы быстро и с минимальными издержками получить любую вещь, нужную в хозяйстве.

    Таким средством обмена и становятся деньги. Они позволяют приобрести то, что предлагает рынок. Владелец денег мысленно обладает всем тем, что они позволяют получить. По выражению К. Маркса, «свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане».

Б. Андерсон говорил, что деньги являются «носителями выбора». Меткое выражение можно найти также у Л. Бодена: «Раздобыв деньги, человек приобретает непредвиденное».

    Все эти определения говорят о важном свойстве денег – ликвидности. Ликвидность – это мера того, насколько быстро и полно можно обменять какой-либо актив на наличные деньги, чтобы использовать их как средство платежа. Следовательно, деньги обладают не просто ликвидностью, а абсолютной ликвидностью.

    Долгое время символом денег служили достаточно редкие и поэтому дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, пушнина, рыба и т.д. Не случайно слово деньги в переводе с латинского означает стадо. По мере расширения интернациональных связей роль денег должен был взять на себя наиболее последовательного товара. В итоге человечество пришло к благодарным металлам – золоту и серебру, лучше всего приспособленным к тому, чтобы сохранять свою вещную ценность: сохранность, однородность, делимость, высокую цену. Как писал Кантийон, «золото и серебро, и только они, малы по объему, одинаково добротны, легки в перевозке, не оставляют отходов при размене, удобны для хранения, и могут использоваться до бесконечности».

    Таким образом, исторически деньги приходят к людям из товарного мира – мира экономических благ. Они являются экономическим благом в силу тех же причин, что и другие блага: на них есть спрос; они удовлетворяют человеческие потребности. Вместе с тем в мире экономических благ деньги занимают особое место.

    Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основные функции денег:

1)     средство обмена;

2)     мера стоимости;

3)     средство сбережения или накопление богатства.

    В современной экономике платежи за товары и услуги (деньги как средство обмена) осуществляются тремя способами:

а) путем передачи денежных знаков;

б) посредством записей на счетах в банках;

в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому.

                       

 

 

 

 

1.ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.

1.1. Спрос на деньги. Предложение денег. Классическая и кейнсианская концепции.

    Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег.  Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в виде наличности и чеков.

    Спрос на деньги возникает потому, что деньги, как выяснено, являются предметом с не заменяемыми свойствами и в данном своем качестве особым образом «встроены» в денежный рынок.

    Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги: монетаристский ( в основе классический) и кейнсианский.

    В классическом подходе определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV=PY,

где М – количество денег в обращении;

      V – скорость обращения денег;

      P – уровень цен (индекс цен);

     Y – объем выпуска (в реальном выражении).

    При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например, кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение обмена принимает вид:

MV = PY.

    Отсюда следует, что спрос на деньги М  определяется динамикой ВВП (PY):

M + PY/V.

    Если, например, ВВП увеличится на 3% в год, то этому темпу будет соответствовать темп спроса на деньги. А это значит, что в целом функция спроса на деньги достаточно стабильна.

    Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом, согласно классической теории, реальный ВВП (Y) изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. А в долгосрочном периоде реальны ВВП достигает возможного уровня. Поэтому изменение предложении денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменения уровня цен и не окажет влияния на реальные величины производства и занятости. Это явление получило в экономической теории название «нейтральность» денег.

   Поэтому, согласно правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов реального ВВП. В этом, и только в этом, случае предложения денег будут соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

    В рамках количественной теории денег было сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Потребность в деньгах для этих целей называется спросом на деньги со стороны сделок.

    Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

- объема товарной массы, находящейся на рынке;

- уровень цен, по которым продаются товары и услуги;

- национального дохода;

- скорости обращения денег.

    Однако главным фактором выступает уровень дохода, поэтому:

М = f(Y),

где М  – трансакционный спрос на деньги;

      Y  – совокупный(национальный) доход. 

    Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу:

M = f(Y),

где М  – спрос на деньги по мотиву предосторожности. 

    Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня процентной ставки, то графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояния которой от оси ординат определяется величиной дохода (рисунок 1,а).

    Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива хранения денег – спекулятивного. Он связывал его с наличием у денег альтернативной стоимости. Под альтернативной. Под альтернативной стоимости хранения денег (издержки хранения) понимается упущенная выгода в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы. 

    Спрос на деньги со стороны активов, или спекулятивный спрос М , зависит от уровня процентной ставки i и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, а при повышении – сокращается.

М = f(i).

    Графически в координатах «процентная ставка – количество денег» линии спекулятивного спроса выглядит как кривая с отрицательным наклоном (рисунок 1,б).

                

                              

    Предложение денег М в экономике осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и D:

М = С + D.

    Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Осуществление создания наличности: во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золото, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.

     Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм;

б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.

    Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты – КБ.

    Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастет. При возвращении кредита объем денежной массы на руках субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и сокращать денежную массу.

    В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создают в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ.

    Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги, или денежную базу Н:

Н = С + R.

    Оставшиеся в распоряжение КБ ( после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов (Е).

   

1.2.Равновесие на денежном рынке.

 

    1.2.1.Равновесие на денежном рынке в краткосрочном периоде.

    Механизм любого рынка – это поиск равновесия. Вначале будем исходить из предложения, что предложение денег контролирует ЦБ и фиксировано на уровне М. Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо до краткосрочной модели. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне М/Р и на графике представлено вертикальной прямой М.

    Спрос на деньги  рассматривается как убывающая функция процентной ставки для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные процентные ставки равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

         Гибкая процентная ставка удерживает в равновесии денежной рынок. Экономические агенты меняют структуру своих активов в зависимости от изменения процентной ставки. Так, если i будет выше равновесной, то предложение денег превысит спрос на них. Домашнее хозяйство и фирмы, у которых накопилась денежная наличность, попытаются избавиться от нее, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные депозиты и т.п.

    Колебания равновесных значений процентной ставки и денежной массы могут быть связаны с изменением денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отображается сдвигом кривых спроса и предложения денег.

    Так, например, увеличения уровня дохода повышает спрос на деньги (сдвиг в право кривой спроса на деньги L ) и  процентную ставку от i до i . Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки и наоборот.   

    Если подробно рассматривать ситуацию. В случае увеличения совокупного дохода – спрос на деньги возрастает и денежный рынок перемещается в новое состояние, которое характеризует более высокая процентная ставка i . Таким образом, вместе с ростом дохода Y возрастает и процентная ставка i. Если отразить эти два фактора на графике, то получим кривую ликвидности денег LM, известную в мировой экономической науке как модель Хансена.

    Эта модель иллюстрирует важную зависимость. Она показывает, что для достижения равновесия на денежном рынке необходимо соблюдение следующего условия: при данном предложении денег с ростом доходов должна возрастать процентная ставка. Только в этом случае будет увеличиваться стоимость хранения денег и снижаться курс облигаций.

    На рисунке 1-3,б показано, как предложение денег, за котором стоит ЦБ, может изменять процентную ставку. Сокращая предложение денег (кривая М смещается влево, в положение М ), ЦБ способен повысить процентную ставку, а значит замедлить инвестиционный процесс, сократить занятость и объем национального производства. В случае увеличения предложения денег в экономике произойдут противоположные эффекты.

 

 

    1.2.2. Равновесие на денежном рынке в долгосрочном периоде. 

    Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны лишь для краткосрочного периода: изменения процентных ставок вслед за изменением объема предложения денег происходит в течении двух-трех месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно,

Поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на деньги  и их предложением.

    Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдаться условие непопадания в ликвидную ловушку, т.е. даже если государство будет жестко контролировать предложение денег в краткосрочном периоде, не приближаясь к критическому рубежу М , инфляционной опасности ему не избежать. Из-за того, что каждое очередное впрыскивание денег М ,М, …,М ,…

способствует росту занятости и увеличению доходов, которые будут не только сберегаться, сколько направляться на текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение реальных ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к увеличению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств. Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накоплений, стимулируя таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хозяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет уменьшить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эффект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связанное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояние полной занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на исходном уровне.

    Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходу направляются на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, следовательно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет становиться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной ставки не зависит от того, сколько раз государство вливает в экономику.

    Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в долгосрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила М.Фридмана, не включает процентных ставок:

M = Y + P ,

где М – долгосрочный темп увеличения предложения денег;

      Y – долгосрочный темп изменения национального дохода;

      Р – темп ожидаемой инфляции.

    Если предположить, что долгосрочный темп изменения национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего инфляционному росту экономики.

    Ожидаемый темп инфляции – целевой показатель. Это тот темп повышения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не проводило краткосрочной денежной политике, направленной на снижение процентных ставок и стимулирование экономического роста.

    Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государства является стабилизация инфляционного процесса, превращение текущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустимо только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на фундаментальном уравнении равновесия М.Фридмана.                   

                                                                                                            

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ

ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ

 

2.1 Инструменты воздействия

 

Основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

 

2.1.1 Политика обязательных резервов

Важным инструментом денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ является изменение ставки рефинансирования за пользование централизованными ресурсами. Это регулирование осуществляется с учетом уровня инфляции и общей ситуации на финансовом рынке.

В 1992-1995 гг. официальная ставка рефинансирования характе­ризовалась как отрицательная, т.е. ее уровень был ниже темпов ин­фляции, хотя по сравнению с мировой практикой он был достаточно высок. Так, в среднем за 1993 г. этот показатель составлял 206 , в первой половине 1994 г. – 130 %, а после резкого падения обменного курса рубля по отношению к доллару он был снова повышен до 180 %. С середины 1995 до осени 1997 г. наблюдалась устойчивая тенденция снижения ставки рефинансирования. В 1996 г. она изменялась пять раз, снизившись со 160 до 48%, а в 1997 г. – трижды, с 48 до 21 %. С началом финансового кризиса осенью 1997 г. ставка рефинансиро­вания неоднократно повышалась, достигнув в июне 1998 г. 150%, а с октября 1998 по январь 2000 г. оставалась на уровне 55%.

В период финансовой стабилизации 1994-1996 гг. регулирование ставки рефинансирования было направлено на ее постепенное при­ближение к положительному уровню (т.е. выше уровня инфляции) в целях стимулирования сбережения капитала и уменьшения его оттока из страны.

В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

2.1.2 Рефинансирование коммерческих банков

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку поломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения – не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

 

2.1.3 Операции на открытом рынке

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.

Главное отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

2.2 Политика дешевых и дорогих денег

 

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег.

Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.

Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

 Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

 

2.3 Монетарная политика ЦБ

 

2.3.1 Цели монетарной политики ЦБ

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. Денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора. При этом важнейшую роль в осуществлении монетарной политики играет Центральный банк как главное звено банковской системы страны.

Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с которыми он является:

1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные банкноты – бумажные деньги;

2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их деятельностью;

3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет счета казначейства, хранит официальные золото-валютные резервы;

4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между банками при осуществлении безналичных расчетов;

5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.

При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать так:

Конечные цели: экономический рост; полная занятость; стабильность цен; устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры: денежная масса в экономике; процентная ставка; курс национальной валюты.

 

2.3.2 Инструменты монетарной политики ЦБ

1. Купля-продажа государственных ценных бумаг.

Предположим, ЦБ покупает государственные ценные бумаги. Тем самым он увеличивает денежную базу, следовательно, и денежную массу в экономике. Когда ЦБ продает ценные бумаги, все происходит наоборот.

Сегодня в России рынок государственных ценных бумаг крайне незначителен, что не позволяет Банку России использовать куплю-продажу ценных бумаг в качестве средства по управлению денежной массой.

2. Купля-продажа иностранной валюты.

Тот же механизм. Покупая валюту, ЦБ расплачивается рублями. В результате возрастает денежная база в экономике, что ведет к росту денежной массы. При продаже валюты все происходит наоборот.

Фактическое отсутствие в сегодняшней России ликвидного рынка государственных ценных бумаг вывело рублевые и валютные интервенции ЦБ на первое место в качестве инструмента монетарной политики.

3. Изменение обязательной резервной нормы.

Часть привлеченных средств коммерческие банки обязаны держать на специальном резервном счете в центральном банке. Увеличивая эту обязательную резервную норму, ЦБ уменьшает возможности коммерческих банков выдавать кредиты. Тем самым он уменьшает кредитные и депозитные мультипликаторы, соответственно и денежную массу.

Политика резервных требований в 2000 г. Банком России практически не использовалась. Последнее изменение (повышение) резервных требований в целях решения краткосрочной задачи – ослабления атаки на рубль – было предпринято зимой 1999-2000 гг. С 1 января 2000 г. норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц был установлен на уровне 10%, а по привлеченным средствам физических лиц – 7%.

4. Изменение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ. На средства, находящиеся на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ, проценты не начисляются. В то же время сегодня Банк России предлагает коммерческим банкам открывать у себя особые депозитные счета, по которым он платит проценты. Увеличение этой процентной ставки позволяет ЦБ привлекать депозиты коммерческих банков, уменьшая, тем самым, их свободные резервы, а значит и денежную массу в экономике. Соответственно уменьшение процента по депозитам дает противоположный результат.

5. Изменение ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Увеличивая эту ставку, ЦБ уменьшает объем кредитов, которые коммерческие банки могут у него взять. Тем самым он уменьшает денежную базу, следовательно - и денежную массу. И наоборот. В последнее время рефинансовая ставка в России постепенно снижалась в связи с замедлением инфляции и составляет сегодня 21%.

Практическое значение ставки рефинансирования в нашей стране заметно меньше, чем в развитых странах, поскольку у нас отсутствуют механизмы кредитования коммерческих банков со стороны Банка России. Тем не менее каждое снижение рефинансовой ставки ЦБ приводит к удешевлению денежных ресурсов: падают ставки по кредитам коммерческих банков реальному сектору и доходность привлекаемых банками депозитов.

В целом денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2004-05 гг. остается весьма сдержанной, хотя периодически наблюдаются периоды ускорения денежного предложения. Последнее в основном связано с необходимостью дополнительных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке с целью накопления валюты, продаваемой Министерству финансов для осуществления платежей по внешнему долгу.

С другой стороны, рублевая эмиссия означает рост денежной базы, увеличившейся в 2004 г. на 68 %, а в 2005 г. – еще на 29 % (широкая денежная база). Это влечет за собой рост денежной массы, которая выросла (по агрегату М2) в эти годы соответственно на 62 и 40 %. Такое положение чревато проблемой избыточной ликвидности, когда в банковской системе образуются свободные деньги, готовые в любой момент выплеснуться на валютный рынок (резко «уронив» рубль) и подстегивающие инфляцию.

В 2005 г. Банк России достаточно успешно решал эту проблему путем стимулирования спроса на иностранную валюту через отрицательные реальные процентные ставки на большинство рублевых финансовых активов, накопления средств на госбюджетных счетах и расширения кредитования частного сектора банковской системой.

Подводя итог, можно выделить следующие ключевые моменты монетарной политики ЦБ РФ в 2005 г.:

– Стабилизация инфляционных процессов одновременно с ростом влияния на динамику инфляции немонетарных факторов (повышение регулируемых цен естественных монополий);

– Плавная динамика номинального обменного курса рубля, сохранение низких темпов ревальвации российской национальной валюты;

– Накопление рекордных объемов золотовалютных резервов;

– Начало процесса либерализации валютного контроля;

– Замедление роста спроса на деньги и уровня монетаризации экономики;

– Рост капитализации банковской системы и доверия населения к банковским вкладам;

– Решение проблемы «избыточной ликвидности» в банковской системе через стимулирование вложений в иностранные активы и остатки средств на счетах государственных органов;

– Расширение предложения денег банковской системой путем кредитования частного сектора, ослабление рационирования кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Реализация Банком России денежно-кредитной политики в 2004 г. была направлена на создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Последовательное снижение уровня инфляции происходило на фоне высоких тем­пов экономического роста, заметно превышающих прогнозные ориентиры, сильного платежного ба­ланса и укрепления национальной валюты.

В условиях почти двукратного увеличения темпов роста ВВП по сравнению с ранее сделанными оценками заметно возрос спрос предприятий реального сектора на деньги для проведения сделок. Чрезвычайно благоприятная внешнеэкономическая ситуация, обусловленная высокими ценами энер­гоносителей на мировом рынке, обеспечила масштабный приток в страну иностранной валюты, что в рамках проводимой курсовой политики способствовало существенному изменению относительной привлекательности активов, номинированных в рублях и в иностранной валюте. Кроме того, значи­тельное увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению с  2003 г. способствовало росту организованных сбережений граждан. Их увеличение, а также изменение пред­почтений сектором домашних хозяйств активов в национальной валюте активам в иностранной валюте на фоне номинального укрепления рубля по отношению к доллару США в значительной степени спо­собствовали ускорению спроса на национальную валюту сверх ожидаемых ориентиров. При этом темп инфляции за  2004 г. был ниже уровня  2003 г. – 12% против 15,1%.

Темпы прироста наличных денег в 2004 г. были достаточно высокими и практически не отлича­лись от темпов роста рублевой денежной массы в целом. Фактором, который наряду с ростом реаль­ных доходов населения оказывал существенное влияние на динамику наличных денег в прошедшем году, можно считать достаточно резкое сокращение спроса населения на наличную иностранную ва­люту. На фоне номинального снижения курса доллара США и заметного уменьшения спроса населе­ния на наличную американскую валюту (особенно во II и IV кварталах) отмечалось сокращение нетто-продаж банками наличной иностранной валюты физическим лицам, что способствовало росту количе­ства наличных денег на руках у населения. В результате в целом за 2004 г. темпы прироста денежного агрегата МО были более чем в 1,5 раза выше, чем за  2004 год.

Улучшение финансового положения предприятий в течение  2004 г. сопровождалось увеличением остатков средств в национальной валюте на их банковских счетах. При этом темпы роста средств на рублевых счетах нефинансовых предприятий и организаций (до востребования и срочных) за 2004 г. заметно опережали аналогичный показатель  2004 г., что отражало процесс ускоренного повышения спроса на трансакционные деньги в условиях экономического роста.

Значительное увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению с 2004 г. и повышение доверия населения к национальной валюте способствовали росту организованных сбережений граждан. Так, объем рублевых вкладов населения в 2004 г. возрос на 64,8%, на 19,7 процентного пункта превысив соответствующий показатель  2004 года. На фоне снижения инфля­ционных ожиданий и укрепления национальной валюты рост склонности населения к сбережениям происходил несмотря на снижение процентных ставок по депозитам. В структуре вкладов населения в течение 2004 г. сохранялась тенденция к опережающему росту срочных депозитов, увеличение объема которых составило 67,9% (в том числе депозитов со сроками свыше одного года – 84,5%). В результате удельный вес срочных вкладов населения в структуре денежного агрегата М2 возрос с 24,6 до 27,5%.

В этой ситуации снижение скорости обращения денег было более интенсивным, чем в  2003 г. Так, в  2004 г. скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, в среднегодовом выра­жении снизилась с 6,2 до 5,3, или на 14,7% (за  2003 г. - на 9,9%). Уровень монетизации экономики в среднегодовом выражении за  2004 г. увеличился с 16,2 до 19%.

Снижение спроса на иностранную валюту и увеличение спроса экономических агентов на нацио­нальную валюту в качестве средства сбережения способствовали росту объемов рублевых депозитов и их срочности. Денежный агрегат М2 увеличился за  2004 г. на 50,5%, темпы прироста денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте (по методологии денежного обзора) были значительно меньше - 38,5% за счет сокращения доли депозитов в иностранной валюте (за  2003 г. прирост денеж­ной массы с учетом депозитов в иностранной валюте был выше прироста денежной массы М2).

Несмотря на существенный рост в  2004 г. чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (на 57,2%), на динамику чистых иностранных активов банковской системы в целом заметное влияние оказало изменение объема чистых иностранных активов кредитных органи­заций. В результате существенного роста средств, привлеченных от нерезидентов, чистые иностран­ные активы кредитных организаций сократились за  2004 г. в абсолютном выражении более чем в 5 раз. Поэтому в целом за  2004 г. чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 32,8%, в то время как за  2003 г. темпы их прироста составили 44,4%.

Основным источником формирования денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования в  2004 г. были их операции с иностранной валютой. При увеличении де­нежной базы в узком определении за указанный период на 463,4 млрд руб. суммарный прирост чистых международных резервов Банка России и Правительства Российской Федерации составил 879,5 млрд руб., или 27,7 млрд дол. по фиксированному курсу рубля к доллару США на 1.01. 2004. В условиях роста сальдо по счету текущих операций платежного баланса в  2004 г. по сравнению с  2003 г. и при уменьшении отрицательного сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами увеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, составив­шее за  2004 г. 67%, стало основным источником роста денежной базы.

Денежная база в широком определении увеличилась за  2004 г. на 55,3% (за  2003 г. – на 32,8%). Эти изменения отразились на структуре широкой денежной базы: удельный вес наличных денег сни­зился с 66% на 1.01. 2004 до 64% на 1.01.2004, доля средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России за этот же период возросла с 13,8 до 15,9%, удельный вес обязательных резервов снизился с 16,3 до 14%, доля депозитов кредитных организаций в Банке России увеличилась с 3,8% на 1.01. 2004 до 4,6% на 1.01.2004. Заметные колебания в течение  2004 г. происходили в дина­мике удельного веса обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг. Так, практически с нулевой отметки в начале  2004 г. этот показатель на 1.05. 2004 достиг максимального значения, со­ставив 8%. В последующие месяцы доля обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг в структуре денежной базы в широком определении постепенно уменьшалась и на 1.01.2004 составила 1,6%.

Заметное увеличение в  2004 г. темпов роста требований к нефинансовым частным предприятиям и населению проявилось, в частности, в повышении по сравнению с  2003 г. среднего уровня классиче­ского денежного мультипликатора. В то же время в условиях масштабного наращивания золотова­лютных резервов Банк России путем проведения стерилизационных мероприятий ограничивал денеж­ное предложение. Это в определенной степени оказало понижательное воздействие на динамику муль­типликатора, рассчитанного по денежной базе в широком определении3, его средний уровень в  2004 г. немного снизился по сравнению с аналогичным показателем  2003 года.

В  2004 г. Банк России продолжил реализацию политики активного использования рыночных ин­струментов денежно-кредитного регулирования, позволяющих более эффективно воздействовать на состояние денежно-кредитной сферы, в том числе на уровень процентных ставок межбанковского рынка. Условия развития экономики потребовали применения инструментов, направленных как на проведение рублевых интервенций в связи со значительным притоком иностранной валюты на внут­ренний рынок, так и на связывание свободной ликвидности банковской системы на основе сочетания среднесрочных и краткосрочных инструментов регулирования ликвидности.

Банк России в  2004 г. в соответствии с ежемесячно объявляемыми графиками проводил депозит­ные аукционы и аукционы биржевого модифицированного РЕПО наряду с ежедневными депозитными операциями на стандартных условиях по фиксированным процентным ставкам с использованием сис­темы «Рейтере-Дилинг», а также осуществлял операции по продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля. В то же время, учитывая формирование спроса со стороны ряда кредитных организаций на дополнительные денежные средства, Банк России в случае необходимости осуществ­лял операции по предоставлению краткосрочной ликвидности банкам путем проведения на ежеднев­ной основе аукционов однодневного прямого РЕПО и предоставления банкам кредитов «овернайт», а в отдельные дни - путем заключения с банками сделок «валютный своп» сроком на один день.

1. Денежная база в широком определении включает: наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредит­ных организаций, корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России, обязательные резервы, депозиты банков в Банке России, обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг, облигации Банка России у кредитных орга­низаций.

2. Классический денежный мультипликатор рассчитывается как соотношение денежной массы М2 и денежной базы (включающей наличные деньги, обязательные резервы по привлеченным средствам в национальной валюте и средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России).

3. Рассчитывается как соотношение денежной массы М2 и денежной базы в широком определении.

Общая сумма денежных средств, привлеченных Банком России в депозиты, составила 5,3 трлн руб., увеличившись по сравнению с  2003 г. более чем в 2 раза. Депозитные операции с фиксированны­ми процентными ставками применялись в целях краткосрочного влияния на ликвидность кредитных организаций и проводились на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «1 неделя», «спот-1 неделя», «до востребования».

В течение  2004 г. Банк России неоднократно пересматривал процентные ставки по депозитным операциям. Ориентируясь на снижение уровня доходности на рынке межбанковских кредитов, рынке государственных ценных бумаг и замедление темпов инфляции, Банк России понижал ставки по соб­ственным операциям. Дополнительным аргументом в пользу снижения ставок было стремление орга­нов денежно-кредитного регулирования не допустить дополнительного притока капитала на внутрен­ний рынок. В результате уровень фиксированных ставок по депозитным операциям был снижен с 1-3% годовых до 0,5-1% годовых. Уровень ставок отсечения, определяемых Банком России по ре­зультатам депозитных аукционов, также снизился и составил к концу года 1,5% годовых для двухне­дельных аукционов и 3,5% годовых для трехмесячных. Общий объем задолженности по депозитным операциям возрос за  2004 г. на 84,2% - с 47,4 до 87,3 млрд рублей.

Задолженность Банка России перед участниками рынка по операциям биржевого модифициро­ванного РЕПО после роста в январе - апреле  2004 г. постепенно снижалась и на 1.01.2004 составила 30,1 млрд руб. В течение IV квартала состоялся только один аукцион обратного РЕПО (в конце декаб­ря), проводившийся в условиях больших объемов свободных денежных средств банков. Объем стери­лизации на аукционе составил 13 млрд руб. Доходность по данному виду операций снизилась с 9,8% в начале января до 2,5% к концу года.

Высокие темпы роста денежного предложения способствовали снижению среднего уровня крат­косрочных процентных ставок (ставка MIACR по однодневным кредитам) за декабрь до 1,1 % по срав­нению с 7,3% в январе  2004 г. и уменьшению спроса на инструменты, используемые Банком России для предоставления ликвидности банкам. Вместе с тем использование указанных инструментов в слу­чае необходимости способствовало сглаживанию колебаний уровня банковской ликвидности.

В целях оперативной поддержки ликвидности кредитные организации широко использовали внутридневные кредиты Банка России. Они были предоставлены кредитным организациям 16 регио­нов на общую сумму 1,5 трлн руб., что в 4,6 раза выше аналогичного показателя  2003 г. Внутриднев­ные кредиты предоставлялись по нулевой ставке.

Объем средств, предоставленных Банком России по операциям прямого РЕПО, в  2004 г. составил 322,5 млрд руб. Спрос на операции РЕПО активизировался в III квартале  2004 г. В этот период ставки по операциям РЕПО в отдельные дни превышали уровень ставок межбанковского кредитного рынка, что свидетельствует о высокой степени сегментации российского финансового рынка. В IV квартале интерес банков к этим операциям понизился, в декабре не было заключено ни одной сделки. Банк Рос­сии с 14 октября расширил круг операций прямого РЕПО за счет аукционов на срок 1 неделя и 3 месяца. Однако в указанный период процентные ставки на межбанковском рынке были весьма низ­кими, что привело к уменьшению спроса на предоставление ликвидности со стороны Банка России.

В результате проведения операций с банками-контрагентами Банка России на внебиржевом сег­менте рынка объем нетто-покупки иностранной валюты за IV квартал  2004 г. составил 3,4 млрд дол. Оборот операций Банка России на биржевом сегменте существенно возрос, объем нетто-покупки со­ставил за квартал 9 млрд дол. Без учета операций с Минфином России в целом на валютном рынке за последний квартал года было куплено 12,5 млрд долларов.

В  2004 г. Банк России не прибегал к изменению нормативов обязательных резервов и не осущест­влял внеочередного регулирования их размеров.

Постепенное снижение темпов инфляции, процентных ставок на финансовых рынках создало предпосылки для уменьшения ставки рефинансирования. Банк России дважды принимал решение о ее снижении: 17 февраля  2004 г. – с 21 до 18% годовых, 21 июня – с 18 до 16% годовых. Уменьшение ставки рефинансирования явилось ориентиром для снижения ставок по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп».

Основными факторами формирования конъюнктуры российского межбанковского кредитного рынка в  2004 г. стали значительный приток экспортной валютной выручки на внутренний рынок и обусловленное им укрепление рубля. Рост рублевой ликвидности коммерческих банков и снижение доходности краткосрочных долларовых активов в рублевом выражении в  2004 г. способствовали фор­мированию понижательной динамики ставок межбанковского кредитования. В течение  2004 г. сред­немесячная ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК составляла от 1,5 до 10,2% годовых (в  2003 г. –  4,4-15,1% годовых). Среднегодовое значение этого показателя сни­зилось с 8,4 до 4,2% годовых.

Рост банковской ликвидности в  2004 г. обусловил ослабление циклического характера динамики ставок межбанковского кредитования. Хотя на протяжении большей части  2004 г. в последние дни ме­сяца наблюдалось локальное повышение межбанковских ставок по рублевым кредитам на наиболее короткие сроки, масштаб циклических колебаний ставок по сравнению с  2003 г. заметно уменьшился.

Кривая доходности по операциям на рынке МБК на протяжении большей части года сохраняла сглаженно возрастающую форму. Это свидетельствует о преобладании ожиданий сохранения умерен­ных ставок МБК в краткосрочной перспективе.

В условиях стабильной конъюнктуры межбанковского кредитного рынка в  2004 г. возросла пред­сказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК являлись адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении большей части  2004 г. фактические ставки по размещенным российскими банками рублевым МБК не выходили за границы диапазона, устанавливаемого заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кре­дитов.

С целью нормализации экономики необходимо сокращение скорости оборота денежных средств, для чего нужно осуществить синхронизацию де­нежной массы с динамикой цен важно добиться:

– расширения денежной базы, денежных агрега­тов путем включения ценных бумаг (в том числе государственных ценных бумаг);

– совершенствования соответствующей законо­дательно-правовой базы, создания механизма пра­вового обеспечения кредитных договоров;

– усиления активности банковского кредитова­ния;

– развития финансового рынка и перехода к ис­пользованию таких косвенных инструментов де­нежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке;

– сокращения нормы резервирования в отноше­нии политики обязательных резервов, установления льготных ставок для банков, оказывающих содейст­вие инвестиционным проектам, широкого внедре­ния практики льготного кредитования инвестици­онных проектов;

– значительного ограничения использования свободных денежных средств коммерческих банков для покрытия дефицита бюджета;

– существенного изменения практики налогооб­ложения банков с тем, чтобы содействовать креди­тованию реального сектора;

– осуществления налогообложения доходов, по­лученных за счет долгосрочного кредитования по более низкой ставке, чем доходов, полученных за счет краткосрочного кредитования;

– совершенствование методов использования Национальным банком учетной процентной ставки (ставки рефинансирования), выдачи кредитов ком­мерческим банкам под обеспечение государствен­ными ценными бумагами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.

Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

Важное направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.

Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные   займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц.

Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.

И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране – Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Моисеев с. Взлет и падение монитаризма // Вопросы экономики. – 2002. – № 9. – с. 92-104

2. Косой А.М. Современные деньги // Деньги и кредит. – 2002. – №

6. – с. 42-52

3. Фетисов Г. Монетарная политика 2004: Кредитование национальной экономики или наращивание валютных резервов // РЭЖ. – 2003. – № 9-10. – с 3

4. Жуков Г.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика // Финансы. – 2004. –№ 10.– с. 64

5. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2004 г. // Деньги и кредит. – 2004. – № 3.– с 7.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г // Деньги и кредит. – 2004. – № 11. – с. 3

7. В.Н. Волков Российская экономика: анализ итогов 2000 года // Деньги и кредит. – 2000. - № 2. – С. 1.

8. И.К. Ковзанадзе Роль денежно-кредитной политики в преодолении последствий банковских кризисов // Деньги и кредит. – 2003. – № 2. – С. 45-47

9. А.А. Козлов, А.О. Хмелев Качество кредитной организации // Деньги и кредит. – 2003. – № 3. – С. 14-28

10. Погова О., Храменков В. Денежно-кредитная политика, деформация денежно-кредитной системы // Экономист. – 2003. – № 3. – С.41-54

 

 

 

 

 

 

 


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты