|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Деньги и международные экономические отношенияДеньги и международные экономические отношенияСодержание
Введение Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом. Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появляются в Англии в конце XIV века, и связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. В период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия. Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии - А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений - казначейства, бюджетных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах. 1. Валютный курс и способы его определения. Валютный курс зависит от уровня конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках. Это означает, что валютные курсы в большей степени зависят от соотношения цен тех благ, которые являются предметом международной торговли (автомобили, ЭВМ, нефть, сельскохозяйственные продукты), и в меньшей степени от тех благ, которые редко ввозятся или вывозятся (услуги, жилища). Валютный курс зависит от темпов инфляции. Допустим, в стране А деньги обесцениваются на 10 % в год, т.е. на 100 денежных единиц А в начале года можно купить столько же товаров, как на 90 денежных единиц А в конце года. В стране В инфляция составляет 100 % в год. Чтобы обезопасить себя от инфляции, владельцы валюты В будут стремиться обменять ее на валюту А как более устойчивую. Итак, спрос на валюту А возрастет, но ее предложение сократится (кому захочется обесценивать свои деньги?). Для сбалансирования ситуации курс валюты упадет, и падение это будет тем сильнее, чем выше темпы инфляции в стране В по отношению к стране А. Действительно, если бы темпы инфляции а обеих странах совпадали, то при прочих равных условиях валютный курс не изменился бы. Валютный курс находится под влиянием различий процентных ставок в разных странах. Высокие процентные ставки, стимулируя приток капиталов в страну, способствуют повышению курса ее национальной единицы, поскольку увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Снижение же процентных ставок приводит к оттоку капиталов за границу, что порождает тенденцию к падению курса национальной валюты, так как должники продают ее за иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Соответственно увеличивается предложение при снижении спроса. О влиянии разницы в процентных ставках на валютный курс свидетельствует такой факт: в первой половине 80-х годов повышение процентной ставки правительством США дало мощный толчок иностранному капиталу по его притоку в страну, что сопровождалось поднятием курса доллара и понижением курса валют стран Западной Европы и Японии. И это повышение курса доллара имело место, несмотря на более высокий темп инфляции в США, чем в ФРГ и Японии. Валютный курс находится под влиянием внешнеэкономических факторов, прежде всего под влиянием государственной политики. Государство может значительно ограничивать валютные операции. Для пополнения своих валютных резервов государство может заставлять предприятия продавать по официально заниженному курсу или просто отдавать в виде налога часть своей валютной выручки. Государство может ограничивать свободу валютного обмена, т.е. ограничивать выбор посредников при совершении операций. Перечисленные действия государства приводят к снижению предложения иностранной валюты на национальном рынке, следовательно, ведут и падению курса национальной валюты. Дилеры и брокеры на внешнем валютном рынке располагают непрерывной, можно даже сказать сиюминутной информацией о любых изменениях обменных валютных курсов. Другие хозяйственные агенты, чья потребность в этих знаниях не столь оперативна, могут почерпнуть соответствующую информацию в разделе финансовой хроники дневных газет. Курсы большинства валют даются за 2 предыдущих рабочих дня. Эти курсы представлены обычно 2-мя способами: 1) как число долларов, необходимых для приобретения 1 единицы иностранной валюты; 2) как число единиц иностранной валюты, необходимое для приобретения 1 доллара США. Для большинства валют приводится только один курс - обменный курс по кассовым операциям. Он применим для торговых сделок, которые будут заключены в период не более 48 часов. Кроме того, для обширного числа иностранных валют приводятся также и обменные курсы по срочным операциям. Срочная сделка - это контракт между банком и его клиентом, по которому доллары будут обменены на нужную валюту в какой-либо определенный день в будущем по курсу, определенному сегодня. Разница в исчислении обменных курсов по кассовым операциям и обменных курсов по срочным операциям в любой выбранный момент времени отражает существующую разницу между рыночными нормами процента в сравниваемых странах. Говоря об украинской валюте, следует сказать, что гривня является частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса при сохранении валютных ограничений по ряду операций. Украина, являясь членом МВФ, ставит целью принятие обязательств по Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса.2. Торговый, расчетный и платежный баланс страны Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления. В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления. Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы: · торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров; · баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций); · баланс движения капиталов и кредитов Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений. Связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений. Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают. С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства . Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера. По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг. По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе: государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса. Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала. Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992 г. Накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром. Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности. 1. Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита. 2. Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100—150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов). Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАТЕЙ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА ПО МЕТОДИКЕ МВФ. А. Текущие операции Товары Услуги Доходы от инвестиций Прочие услуги и доходы Частные односторонние переводы Официальные односторонние переводы Итог: А. Баланс текущих операций В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочий долгосрочный капитал Итог: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США) С. Краткосрочный капитал Д. Ошибки и пропуски Итог: А+В+С+Д (соответствует концепции в США) Е. Компенсирующие статьи Переоценка золото - валютных резервов, распределение и использование СДР F. Чрезвычайное финансирование G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов. Итог: А+В+С+Д+E+F+G (соответствует концепции официальных расчетов в США) H. Итоговое изменение резервов СДР Резервная позиция в МВФ Иностранная валюта Прочие требования Кредиты МВФ Принятая МВФ система классификации статей платежного баланса используется странами-членами Фонда, включая Украину, как основа национальных методов классификации Факторы, влияющие на платежный баланс. Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в воспроизводстве, а с другой - воздействует на него, так как влияет на курсовые соотношения валют, золото - валютные резервы, валютное положение, внешнюю задолженность, направление экономической, в том числе валютной, политики, состояние мировой валютной системы. Платежный баланс дает представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере ее внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются: 1. Структурные диспозиции экономики, определяющие разные возможности экспорта и потребности импорта товаров, капиталов и услуг; 2. Изменения в соотношении рыночного и государственного регулирования экономики; 3. Конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.). На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. После второй мировой войны сложился активный платежный баланс США при крупном дефиците платежных балансов стран Западной Европы и Японии в силу отставания их экономического потенциала. В этом проявилась характерная до конца 50-х годов моноцентрическая система господства во главе США. Так, в период после второй мировой войны и до 60-х годов торговые балансы большинства стран Западной Европы и Японии были обычно пассивными. Торговый баланс США в те же годы сводился с огромным активным сальдо (в 1947 г. 10 млрд. долларов) благодаря укреплению позиций американских монополий на мировом рынке, устойчивости доллара. Превращение США в международного инвестора и кредитора обусловило приток огромных дивидендов и процентов из-за рубежа. Прибыли США только от прямых заграничных инвестиций увеличились с 3,5 млрд. в 1996 г. До 18,8 млрд. долларов в 1981 г., в том числе 7,6 млрд. долларов от капиталовложений в развивающихся странах. Однако доля США в ежегодном приросте прямых инвестиций уменьшилась с 50% в 1967 г. до 30% в 1973 г. и 4% в 1980 г. за счет увеличения доли Западной Европы и Японии, а с 1985 г. США стали нетто-импортером капитала. Нетто-долг США составил 400 млрд. долл. В 1987 г. и примерно 700 млрд. в начале 90-х годов. Падение доли США в мировом промышленном производстве (с 54,6% в 1948 г. до 37,8% в 1984 г.), экспорте товаров (с 33,0% до 12,7% соответственно), экспорте капиталов (на 20% за 70-е годы) при резком увеличении военных расходов, в том числе за границей, привело к хроническому дефициту их платежного баланса. Противоречия между сложившимися к началу 70-х годов тремя центрами - США, Западной Европой (в первую очередь странами ЕЭС), Японией - отражаются на состоянии их платежных балансов. Нестабильность платежного баланса США нарастает. По мере усиления западноевропейского и японского центров, их экономического и научно-технического потенциала, экспансии на мировых рынках товаров и капиталов платежные балансы ряда стран Западной Европы (особенно ФРГ) и Японии в 70-е и 80-е годы, как правило, сводились с крупным положительным сальдо, что превратилось в одну из острых проблем международных Экономических и валютно-кредитных отношений. На рубеже 70-80-х годов произошли новые сдвиги: временно образовались активное сальдо платежного баланса по текущим операциям США и крупный дефицит у Японии, стран-членов ЕЭС, в том числе ФРГ и Франции. Однако затяжной мировой экономический кризис и падение конкурентоспособности американских товаров, во многом связанное с повышением курса доллара, привели к ухудшению текущего платежного баланса США в 1982-1985 гг. Японии удалось активизировать текущие операции своего платежного баланса, а ФРГ- значительно уменьшить дефицит и выровнять платежный баланс главным образом в результате улучшения показателей по внешней торговле. 2. Циклические колебания экономики. В платежных балансах находят выражение колебания, подъемы и спады хозяйственной активности в стране, так как от состояния внутренней экономики зависят ее внешнеэкономические операции. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Рост производства вызывает увеличение импорта топлива, сырья, оборудования, а при замедлении темпов экономического роста ввоз товаров сокращается. Экспорт товаров, капиталов, услуг в большей степени реагирует на изменения условий мирового рынка. При вялом хозяйственном развитии вывоз капитала обычно увеличивается. При ускоренном развитии экономики, когда растут прибыли, усиливается кредитная экспансия в стране, повышается процентная ставка, темп вывоза капитала падает. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран. 3. Рост заграничных государственных расходов. Тяжелым бременем для платежного баланса являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели. 4. Милитаризация экономики и военные расходы. Основная масса государственных расходов США за границей, отражающихся в платежном балансе, предназначена на военные цели (более 50%; в их числе содержание и оснащение военных баз за рубежом, военная помощь). Косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия из гражданских отраслей ресурсов, которые могли бы использоваться для капиталовложений, в частности в экспортные отрасли. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени. Разрядка международной напряженности благодаря преобразованиям в странах Восточной Европы и бывшего СССР может оказать позитивное влияние на платежные балансы. 5. Усиление международной финансовой взаимозависимости. В современных условиях движение финансовых потоков стало важной формой международных экономических связей. Это обусловлено увеличением масштабов вывоза капиталов, развитием мирового рынка ссудных капиталов, включая еврорынки, финансовые рынки, в условиях либерализации условий сделок. Важным фактором движения капиталов стали усиление не равновесия платежного баланса и потребность в привлечении заемных средств для покрытия его пассивного сальдо. В итоге финансовая взаимозависимость стран стала сильнее коммерческой взаимозависимости. Это усиливает валютные и кредитные риски, в первую очередь риск неплатежеспособности заемщика. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что он увеличивает его пассив, но служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный период. Однако приток процентов и дивидендов уменьшается при реинвестиции части прибылей в стране приложения капитала. Например, филиалы американских корпораций в Западной Европе реинвестируют примерно половину прибылей, полученных в этом регионе. Вывоз капитала отвлекает средства, которые могли бы быть использованы для модернизации экспортных отраслей. 6. Изменения в международной торговле. НТР, рост интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, а также нефтью, энергоресурсами. Резкое повышение цен на нефть в 70-х и начале 80-х годов (в 18 раз в 1980 г. против 1971 г.) привело к дефициту текущих операций платежного баланса стран - импортеров нефти ряда промышленно развитых стран, включая США, развивающихся стран и активизации платежного баланса нефти экспортирующих стран ОПЕК. Война в Персидском заливе, начавшаяся в январе 1991 г., вызвала скачек цены на нефть. C июня по октябрь 1993 г. цена на кофе повысилась с 900 до 1600 долл. за тонну. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми странами (70% мировой торговли; стран ЕС- 38%) при сокращении удельного веса развивающихся в их внешней торговле. Взаимная торговля промышлен но развитых стран поглощает 80% их экспорта (стран ЕС-58%),а торговля между развивающимися странами составляет лишь 1/4 их экспорта. Это обостряет конкуренцию на мировом рынке 7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. Нестабильность мировой валютной системы ухудшает условия международной торговли и расчетов. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив: задерживают получение вырученной иностранной валюты (политика «лидз энд лэгз»). Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. 9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс. Платежные балансы реагируют на торгово-политическую дискриминацию определенных стран, создающих искусственные барьеры и препятствующих развитию взаимовыгодных отношений. Например, на страны НАТО распространялся обширный список товаров (КОКОМ), запрещенных для поставки в бывшие социалистические страны «по стратегическим соображениям». Преобразования в странах Восточной Европы и бывшем СССР по пути перехода к рыночной экономике создали условия для отказа от дискриминации в пользу взаимовыгодного сотрудничества. Основные методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1. государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы; 2. возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 3. непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4. регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Странами, с дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов. 1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. 2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. 3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. 4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика. 5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу. В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: · ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны; · прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; · содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»; · расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д. · регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих. · регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска. При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса. В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно европейские) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. С середины 70-х до середины 80-х годов промышленно развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти. К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов. В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (2,4%). С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия временного дефицита платежного баланса применяют также ЭКЮ. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейств в центральных банках других стран. Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платежных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны. Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом. Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
3. Валютные фонды и операции предприятия При осуществлении внешнеэкономической деятельности предпринимателю приходится сталкиваться как с национальной, так и иностранной валютой. Внешняя торговля неразрывно связана с осуществлением валютных операций. Валютные операции совершаются по валютным курсам, являющимся соотношением двух валют. Валютный курс может быть определен как количество единиц одной валюты, которое надо отдать, чтобы приобрести единицу другой валюты. Валютный курс дает возможность реализовать связь между различными национальными валютами, обеспечить их международное сравнение и осуществление операций. Для определения валютного курса может использоваться либо прямая, либо обратная котировка. Прямая котировка представляет собой оценку иностранной денежной единицы в национальной валюте. При использовании прямой котировки единица иностранной валюты выражается в национальной валюте. Прямая котировка используется в США. В ряде европейских стран используется обратная котировка - она показывает цену единицы национальной валюты в иностранной валюте. При обратной котировке единица национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Обычно валюты котируются до четвертого знака после запятой, за исключением японской йены и итальянской лиры. Общепринятым является котировка валют по отношению к доллару США, иными словами, доллар США является базовой валютой котировки. Можно рассчитать и соотношения различных валют, зная их котировку по отношению к доллару США. Это так называемые кросс- курсы, которые получаются путем умножения или деления двух курсов валют по отношению к доллару США. Основным курсом валютного рынка является курс по кассовым сделкам (курс "спот" или курс телеграфного перевода). Этот курс предполагает совершение валютной сделки немедленно или в течение двух дней. Курсы валют постоянно изменяются - они могут изменяться даже в течение одного рабочего дня банка, поэтому при совершении сделки нередко указывается, по какому курсу, т.е. на момент открытия или закрытия банка, она будет осуществляться. По любым сделкам котировка валютных курсов производится одновременно как для покупки, так и для продажи, т.е. производится котировка на базе курса продавца и курса покупателя. Разница между ними (спрэд или маржа) представляет собой доход банка. Кроме того, имеются определенные различия в курсе для больших и нормальных (до 5 млн. долл.) и малых сумм. Маржа для большой суммы обычно выше. Помимо сделок с немедленной поставкой валюты на практике широко распространены валютные сделки с условием взаимной поставки валют через определенный - период и заранее оговоренную дату по курсу, который также оговаривается в момент совершения сделки. Подобные сделки служат для покрытия валютного риска, возникающего у экспортера или импортера товаров, у дебитора или кредитора в иностранной валюте, у инвесторов в ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. При этом курсы валют с поставкой через определенный период времени в будущем отличаются от курсов валют с немедленной поставкой, отражая разницу в процентных ставках по соответствующим валютам и, до некоторой степени, предположения валютного рынка о тенденции соответствующих валют к повышению или понижению. Подобные сделки получили наименование форвардных операции (сделки на срок). По действующей на валютном рынке терминологии принято говорить о валюте, курс которой котируется на срок на более высоком уровне, чем курс "спот", что она котируется с премией, в противоположном же случае говорят о дисконте. Свыше 60% всех международных валютных сделок осуществляется по форме кассовых сделок на межбанковском рынке. Остальные сделки реализуются в основном как "своповские сделки" (на их долю приходится около трети всех сделок). "Своповские сделки" объединяют фактически две операции - наличную и срочную. Курс валюты фиксируется в момент заключения сделки, но участники сделки предоставляют гарантии возмещения премии или дисконта при изменении курса. Лишь 4% сделок приходится на сделки, осуществляемые на фьючерсных (срочных") рынках (форвард - сделки). Котировка (валютные курсы) валют ежедневно публикуется в газетах, имеющих непосредственное отношение к предпринимательству. Так, например, "Wall Street Journal" ежедневно публикует прямую, обратную котировки 44 валют, а также курс по сделкам спот и форвард - сделкам для английского фунта стерлингов. канадского доллара, французского франка, японской йены, швейцарского франка и немецкой марки. Особое место занимают валютные операции, связанные не с обслуживанием движения товаров, кредита и ценных бумаг, а с куплей-продажей валюты с целью получения прибыли. Среди таких операций - купля-продажа валютных опционов, т.е. права купить или продать иностранную валюту в течение определенного периода времени (американский опцион) или в определенный срок (европейский опцион). При этом покупатель опциона может либо выполнить, либо не выполнить контракт, в зависимости от его оценки прибыльности подобной операции. Продавец должен при желании покупателя обязательно выполнить условия контракта. К подобным же сделкам относится и валютный арбитраж. Валютный арбитраж - это процесс купли-продажи валюты для получения прибыли, представляющей собой разницу в курсах одной и той же валюты на различных рынках. Различают простой и сложный (так называемый тройной) арбитраж. В современных условиях проведение арбитражных сделок затруднено тем, что в связи со значительным развитием систем коммуникаций, котировки валют повсюду примерно одинаковы. Смысл валютного арбитража сохраняется при проведении сделок на срок. Есть и еще значительное количество валютных операций, но они относятся уже к категории спекуляций, которые не входят в предмет нашего рассмотрения. Валютные операции предприятия в контексте украинского законодательства. Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, а также посредством воздействия государства. Оно регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого государство использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств. Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка. Принятый в феврале 1993 г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории: · резидентов; · нерезидентов. Как говорится в Декрете Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. № 15-93.[1.1] К "резидентам" относятся: · физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство на территории Украины, в том числе временно находящиеся за границей; · юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность на основании законов Украины; · дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за рубежом, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. К “нерезидентам" относятся: · физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно находящиеся на территории Украины; · юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.), с местонахождением за пределами Украины, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе юридические лица и другие субъекты предпринимательской деятельности с участием юридических лиц и других субъектов предпринимательской деятельности Украины; · расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства других организаций и фирм, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на основании законов Украины. Объектом валютного регулирования являются операции, осуществляемые с валютными ценностями. К валютным ценностям декрет относит: · иностранную валюту - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах, находящиеся на счетах или вносимые в банковские и другие кредитно-финансовые учреждения за пределами Украины; · платежные документы и прочие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах. К валютным операциям Декрет относит: · операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины; · операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности; · операции, связанные со ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей. Основными институтами, осуществляющими валютное регулирование в Украине, являются Национальный банк Украины и Кабинет Министров Украины. Данные структуры обладают правом законодательной инициативы и разработали целый комплекс нормативных документов, определяющих способ и порядок валютного регулирования в стране, но основным из них является "Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. №15-93 [1.1]. В частности в статье 11, вышеуказанного "Декрета..." говорится, что Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования: · осуществляет валютную политику исходя из принципов общей экономической политики Украины, · составляет совместно с Кабинетом Министров Украины платежный баланс Украины, · контролирует соблюдение утвержденного Верховным Советом Украины лимита внешнего государственного долга Украины, · определяет при необходимости лимиты задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам, · издает обязательные к исполнению нормативные акты по осуществлению операций на валютном рынке Украины, · накапливает, сохраняет и использует резервы валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики, · выдает лицензии на осуществление валютных операций и принимает решения об их отмене, · устанавливает способы определения и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах, · устанавливает по согласованию с Министерством статистики Украины единые формы учета, отчетности и документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременным представлением, · обеспечивает публикацию банковских отчетов о собственных операциях и операциях уполномоченных банков. Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования: · определяет и представляет на утверждение в Верховный Совет Украины лимит внешнего государственного долга Украины, · принимает участие в составлении платежного баланса Украины, · обеспечивает выполнение бюджетной и налоговой политики в части, касающейся движения валютных ценностей, · обеспечивает формирование и выступает распорядителем Государственного валютного фонда Украины, · определяет порядок использования поступлений в международных расчетных (клиринговых) единицах, используемых в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, используемых в неторговом обороте с иностранными государствами на основании положений международных договоров Украины. Заключение Важнейшим фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан. Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может попасть в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства, но все же ни одна страна не может достичь сколько-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена. Выгода от внешнеэкономических отношений и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное регулирование внешней торговли: Развитые внешнеэкономические отношение обостряют конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда, что ведет к санации национальной экономики. Поэтому хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться, разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.
Список использованной литературы: 1. Валютный союз по-европейски / Вл. Крайний // Интерфакс-АиФ. - 1996 №16. 2. Гальчинський, Анатолий. Теорія грошей: Навч. посібник. – К.: Основи, 1998. 3. Европейский валютный союз: взгляд из Европы, Америки, Азии / Дэвид Ширрефф // Деловая Сибирь 1997 №2 4. Евровалюта “Соединенных Штатов Европы” / М. Погорелый // Ревизор 1996 №9. 5. Европейская валютная система. Т.Д. Валовая. 1986 6. Іванов В.М. Гроші та кредит: Курс лекцій. – К.: МАУП, 1999. – 230 с. 7. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Міжнародна економіка: Короткий конспект лекцій. – К.: МАУП, 1999. 8. Основи економічної теорії / С.В. Мочерний, С.А. Єрохін, Л.О. Каніщенко та ін. За ред. С.В. Мочерного. – К.:ВЦ “Академия”, 1997. 9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД". - 1993. 10. Закон Украины “О налогообложение прибыли предприятий |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |