|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономическая роль государстваЭкономическая роль государства | |||||
Финансовая академия при Правительстве Российской ФедерацииКафедра «Экономическая теория»Курсовая работана тему: «Экономическая роль государства» Выполнила:студ. гр. С II-2, Донич Ю. Проверила:доцент, Будкевич Г.В. Москва, 2004 |
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики: 4
1.1. Обзор позиций различных школ; 4
1.2. Сущность и содержание государственного регулирования экономики.. 7
2. Роль государственного регулирования в странах с различными уровнями
развития экономики: 13
2.2. Роль государственного регулирования в странах с развитыми рыночными системами; 14
2.2. Роль государственного регулирования в странах, находящихся в условиях догоняющего развития. 16
3. Особенности государственного регулирования в России. 19
Заключение. 23
Список литературы. 24
Введение.
В современных условиях рыночная экономика заняла лидирующую позицию практически во всех странах мира и своим потенциалом доказала превосходство по отношению к другим типам устройства ведения хозяйства на национальном и глобальном уровнях. Но, как и, к примеру, в плановой экономике, так и в рыночной есть свои изъяны. Не всегда использование принципов «невидимой руки» А. Смита и «эффективности по Парето» столь эффективно сказывается на развитии экономики государства, как если бы последнее не следовало принципу laissez-faire, то есть регулировало определенным образом экономику. Американские ученые Э. Аткинсони и Дж. Стиглиц в свою очередь отмечают, что «есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации, предполагающей ситуацию негосударственной экономики»[1]. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния государства на экономику.
Для начала, в своей работе я покажу как эволюционировало понимание и осознание людей факта вмешательства в экономику на примере различных школ. Этим я хочу доказать, что отношение к регулированию экономики государством менялось на различных стадиях развития общества.
А для того, чтобы развеять мысль об абсолютном невмешательстве государства, я приведу основные причины объективного вмешательства.
Я сразу хотела бы обозначить, что государственное регулирование – неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики, который обеспечивает управление экономическими процессами в обществе с целью достижения макроэкономической сбалансированности и обеспечения в целом нормального функционирования экономики. Но, с другой стороны, само «государственное регулирование экономикой» применимо лишь к эффективно работающим и рентабельным субъектам хозяйствования. В противном случае следует пользоваться термином «государственный патернализм».
Я уделяю сейчас этому особое внимание, так как хочу показать, что правильное использование терминов «государственное регулирование» и «государственный патернализм» – важная предпосылка выбора научно обоснованных направлений экономической роли государства в любой развитой стране. Тем более, это важно для России, страны с переходной экономикой. Для правительства нашей страны сейчас важно определить степень влияния государства на экономику, которая будет соответствовать объективным потребностям и возможностям России. Как пишет в предисловии к докладу Всемирного банка «Государство в изменяющемся мире» его президент Дж. Вулфенсон, «история неоднократно демонстрировала, что хорошее правительство – не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно»[2].
В своей работе в разделе «Сущность и содержание государственного регулирования экономики» я раскрою основные теоретические направления роли государства в экономике, покажу причины, по которым рыночная экономика немыслима без координации государства.
В разных странах государство каждый раз по-своему определяет степень своего участия в экономике. Необходимость учитывать зарубежный опыт никогда не бывает лишней, именно поэтому я так подробно останавливаюсь на этом вопросе в своей работе. Ведь, как бы там не было, чем больше мы знаем примеров чужих ошибок, тем меньше делаем своих.
Что касается роли государства в российской экономике, то этому я уделяю особое внимание и посвящаю целый раздел работы, так как очень важно осознать современную, да и прошлую, действительность; понять, что российская экономика отличается рядом специфических преимуществ, которые невозможно подогнать ни под одну модель, которые использовали другие страны, что страна относится к классу смешенных экономик, где частное предпринимательство не может сочетаться с госрегулированием. Но, самая главная причина моего интереса – это то, что я живу в этой стране и мне не безразлично ее будущее.
Невозможно придумать рациональную модель общественного устройства, где государство просто бездействовало бы.
Ф. фон Хайек.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики:
Вопрос об экономической роли государства был поставлен ещё очень давно и до сих пор каждое государство решает эту проблему по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами, как-то: необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны.
Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости.
Каждое государство придерживается определенной экономической доктрине, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”, совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.
Но Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.
Сейчас я проведу краткий экскурс по эволюции осознания роли государства в экономике, для того чтобы осознать на каком этапе сейчас находимся мы.
1.1. Обзор позиций различных школ.
В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство.
Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны и короля. Это воззрение имело место в ХVIII веке среди французских экономистов, как-то: Т. Мэн, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны.
Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому в целях его накопления и преувеличения они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория вмешательства в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению свои частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом.
А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.
Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики»[3].
Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.
Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Он также рассматривал государство в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.
Что касается инструментов влияния государства на экономику, то он предлагал следующие из них: использование гибкой денежно-кредитной политики, активной
финансово-бюджетной политики и прямого создания государством рабочих мест.
Говоря о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила ослабить циклические колебания в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.
Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Неоклассическая теория монетаристов заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.
Они уверенны в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил.
В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Хочу заметить, что это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.
Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.
Что ж, рассмотрев основные концепции экономической роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что ни одна из них не описывает целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем вмешательства государства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства на экономические процессы только методами монетаристской политики.
Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.
Первая своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.
В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.
1.2. Сущность и содержание государственного регулирования экономики.
Сегодня общепризнано, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Экономическое регулирование – лишь часть общей проблемы экономической роли государства, так как последняя может быть очень значительной даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.
Государство фактом своего существования (содержанием армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть его активность, – несомненный экономический фактор развития современной экономики. Государство должно создавать рамочные условия для успешного функционирования любой модели экономического развития. А сверхзадача каждого государства – компенсировать недостатки, создавать искусственные регуляторы рынка. Я считаю, что госрегулирование должно выполнять именно эти задачи.
Врожденное присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства уже само по себе определяет необходимость вмешательства государства в экономику. Но, если бы это была бы только одна причина вмешательства государства, то возможно, не возникали бы такие огромные трудности по определению степени влияния государства. Именно потому, что существуют еще и такие причины, как-то: необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, необходимость выравнивания внешних эффектов, отсутствие в реальности совершенной конкуренции, отсутствие многих видов рынка в достаточно развитом виде (для России например, фьючерсных, страховых), недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия – государство сталкивается с выбором определения правильного направления экономической политики.
Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырех сферах:
1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе, так как накопление капитала ведет к его концентрации, а современное поглощение и слияние – к его укрупнению, откуда следует возможность монополизации и «убийство» конкуренции.
2. Обеспечение общеэкономической стабильности. В таком случае перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. Необходима забота государства о тех слоях населения, которые по объективным причинам ничего не могут предложить на рынке: о больных, стариках, инвалидах, сиротах и т.д.
4. Преодоление кризисов на микроуровне. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. К примеру, недопустить закрытия угольных шахт в добывающий районах, даже если такая добыча убыточная, если это приведет к дисбалансу занятости в регионе.
В общем своем случае, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
2. Антимонопольное регулирование.
3. Проведение политики макроэкономической стабилизации. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
4. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;
5. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
- свои расходы;
- налогообложение;
- регулирование;
- государственное предпринимательство;
- социальная защита.
Мне хотелось бы подробней раскрыть суть каждого инструмента влияния государства на рыночную экономику, чтобы затем раскрыть механизм госрегулирования экономики по средствам вышеперечисленных инструментов.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. В данном случае можно привести пример наиболее крупных статей расходов государства на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как я уже раньше упоминала, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,
на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Правда, я не совсем уверенна в том, что в России налоговая система адекватно отражает закон перераспределения доходов. По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность, что повлекло за собой целый ряд негативных явлений, а именно: оказалась скованной предпринимательская активность; многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать; нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. Как бы там не было, сегодня мы можем наблюдать то, что в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики, последствия которой правительство старается ликвидировать по сей день.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей, координированию экономических процессов и соответствию частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной. Законодательная форма означает, что разрабатываются и применяются правовые нормы хозяйственной деятельности.
Применительно к России одним из наиболее важных направлений развития разработки законодательных актов является развитие антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что три крупнейшие монополизированные отрасли, а именно: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС – своей мощью могут диктовать условия всему внутреннем рынку страны.
Антимонопольное законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. И, в частности, в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который предусматривает меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.
Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Что касается советской системы, то она гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. А рассматривая современную ситуацию в России очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Важно заметить, что большинство льгот поступает от государства, а доля льгот, которые предоставляют предприятия – очень мала, поэтому люди не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны предпринимателя. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.
Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает угроза увольнения, государственный органы берут на себя поддержание занятости. В Японии государственные органы принимают на себя до 50% выплат заработной платы работникам, которые оказываются под угрозой увольнения. В Германии государство поддерживает перевод работников на неполное рабочее время с доплатой до 80% прежних заработков.
Кроме инструментов, государство разрабатывает определенные механизмы регулирования экономикой, такие как: управление ограниченными производственными ресурсами, налоговое регулирование экономики, монетаристские методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Помимо этого, я считаю, к экономическим задачам государства можно отнести такие как: экономический рост и экономическое развитие, полная и эффективная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость распределения доходов, сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
Нельзя не вспомнить о показателях, отражающих роль государства в экономике. Некоторые представления о масштабах госрегулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через бюджет и внебюджетные фонды. Также, роль государства характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. Более высокая доля госсобственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике. Но несмотря на активную в некоторых развитых и развивающихся странах приватизацию, госсектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.
Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики, так как идеальная модель «социально-ориентированной», «либеральной», «рыночной» экономики и «демократического» общества на практике остается недостижимой.
Но, как известно, в мире нет ничего идеального, а следовательно не существует и идеального государства, идеального правительства, поэтому возникает необходимость совершенствования государственной власти, уменьшение степени влияния ее отрицательных черт на регулирование экономики. В Приложении 1 я привела основные направления такого совершенствования.
Опираясь на опыт функционирования различных государств за последнее столетие, я суммировала наработки решений, способов и методов по оздоровлению госаппарата в разное время в различных странах, которые применялись в странах с различным уровнем развития социально-экономических и политических систем. См. Приложение 2.
Таким образом, лично моя позиция такова: я считаю, что необходимо исходить из разумного, оптимального для каждого конкретного государства, с учетом его традиций и ценностей, государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь страны.
Нескончаемый спор сторонников и противников вмешательства государства в экономику по своей сути беспредметен. Хотя бы потому, что развитие капитализма, как и обусловленный им рост производства, изначально опираются на государственную организацию общественной жизни.
А. Эльянов
2. Роль государственного регулирования в странах с различными уровнями развития экономики:
Государство на практике является единственным стабилизатором и реально действующим институтом, способным обеспечить необходимый правопорядок в хозяйственной сфере каждой отдельной страны и отстаивать ее экономические интересы на международной арене.
И как я уже показала неоднократно раньше, проблема не в том, нужно ли государству вторгаться в экономику, а в соответствии этого вторжения объективным потребностям и возможностям каждой страны, положению дел в мировом хозяйстве и мирохозяйственных отношений.
К важнейшим задачам государства в экономике стран, ставших первопроходцами промышленной революции, наряду с обороной и поддержанием общественного порядка, включая охрану прав частной собственности, изначально относились развитие экономической (транспорт и связь) и социальной (система образования) инфраструктуры, а также поддержка своего национального капитала в борьбе с иностранными конкурентами за рынки сбыта (в основном через систему таможенного протекционизма).
Расширение роли государства сыграла Великая депрессия, которая наглядно продемонстрировала дефекты рыночного развития. Она заставила различные государства начать контролировать те сферы экономической жизни, которые ранее считались прерогативой частных интересов.
Послевоенный период реконструкции вынудил многие государства к поиску сфер и возможностей активной созидательной деятельности: целенаправленное влияние государства на динамику общественно-экономического прогресса.
В полной же мере влияния государства проявились уже на завершающей стадии индустриализации при закладе основ перехода этих стран к постиндустриальной фазе развития.
Согласно расчетам, которые опубликованы в журнале «Экономист», проведшем самостоятельное исследование эволюции государственного присутствия в экономике лидеров техногенной цивилизации, в 1961-1980 гг. доля совокупных расходов государства в ВВП 17 стран ОЭСР выросла в среднем на 14.7 процентных пунктов и достигла 42,6%, что почти в 2 раза больше, чем за предшествующие 23 года.
Столь внушительный скачок был простимулирован необходимости разносторонне содействовать наметившемуся переходу. К важнейшим составляющим такого содействия относятся бурное развитие системы социального обеспечения и страхования, быстрое наращивание инвестиций в образование.
С интенсификацией государственного вторжения в экономику, так или иначе в конечном счете, связанны все наиболее важные социально-экономические и политические достижения нынешних лидеров мировой экономики.
2.1. Роль государственного регулирования в странах с развитыми рыночными системами.
Возросшее вмешательство государства в экономику стран-лидеров техногенной цивилизации и сопутствующая ему экспансия госбюджетов никоим образом на ущемляют основополагающих функций рынка, так как государство не замещает, а дополняет рынок, помогая его развитию и совершенствованию, а также возмещая сглаживания и предотвращая провалы.
Эксперты МВФ, раскрывая роль государства в современной экономике, связывают расширение его функций с: развитием демократии, которая заставляет прислушиваться к избирателям; с необходимостью совершенствования социальной материальной и институциональной инфраструктуры, обеспечивающее развитие конкурентного рынка[4].
Чтобы лучше уяснить суть задач, стоящих перед государством в странах с развитой рыночной системой, можно обратиться к опыту США – безусловно научно-технического и экономического лидера современного мира, отличающегося на редкость скромным присутствием государства в экономике и рассмотреть взгляды этой страны на госрегулирование.
Прежде всего, надо заметить, что без создаваемой и поддерживаемой государством системы юридических гарантий прав собственности и обязательного выполнения контрактов, функционирование корпораций и рыночного бизнеса вообще было бы практически невозможно. Для примера следует только вспомнить мощь американского антимонопольного регулирования.
Необходимость вмешательства государства в экономику связывается и с негативными внешними эффектами, как например ухудшение экологического состояния региона. За последние 50 лет человечество нанесло больший ущерб планете, чем сделало это за 50 тысяч лет.
В 1997 г. Президент США, Б. Клинтон выступил с докладом «Совершенствование роли государства в рыночной экономике США» на конгрессе 105-го созыва, в котором он рассматривал следующие позиции:
− проблема экологии;
− неспособность рыночного механизма обеспечить производство некоторых жизненно важных услуг и товаров;
− необходимость проведения государством базовых научных исследований;
− необходимость государственных инвестиций в транспортную и коммуникационную инфраструктуру;
− необходимость участия государства в развитии здравоохранения;
− реформирование и постепенное подключение естественных монополий к рыночным механизмам.
Если отвлечься от частностей, отражающих неповторимое своеобразие каждой страны, основные задачи государства в развитых рыночных экономиках можно свести к обеспечению институцианально-правового фундамента хозяйственной деятельности и к восполнению и сглаживанию провалов и недоработок рынка. Речь идет о создании общих предпосылок для экономического роста и эффективного хозяйствования и сглаживании негативных последствий свободной игры спонтанных рыночных сил.
Зрелые рыночные системы сложились не более чем в трех десятках стран. Будучи лидерами техногенной цивилизации, эти страны представляют центральное системообразующее ядро мировой экономики. Между тем, такие страны как Испания, Португалия, Греция, а также поднявшиеся из глубин периферии и доросшие до статуса новых индустриальных стран Юж. Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, добились нынешнего статуса путем правильного определения роли государства в экономике своей страны.
Основными положениями госрегулирования у этих стран были:
− производство общественных, неделимых при потреблении благ (оборона, обеспечение порядка);
− развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;
− защита общества от разрушения окружающей среды;
− обеспечение условий для непосредственной рыночной конкуренции;
− смягчение порождаемого и закрепляемого рынком социального неравенства;
− антиинфляционное и антициклическое регулирование.
Принятие такого рода комплекса мер государством обеспечило устойчивый экономический рост и выдвинуло эти страны из периферии в центр.
2.2. Роль государственного регулирования в странах, находящихся в условиях догоняющего развития.
Что касается нынешних стран догоняющего развития, то они не могут позволить себе сколько-нибудь длительной раскачки без риска упустить свой шанс выбраться из отсталого развития на более высокий уровень.
Важно отметить, что модернизация периферийных стран, их подтягивание к лидерам мировой экономики требует модернизацию самого государства, реорганизации и совершенствование его функций, рационализации структур управления. А затяжка с реформированием государственного устройства чревата серьезными потерями, что, в конечном счете, может привести к стагнации экономики.
Когда дело касается переходных экономик, то их рыночная трансформация в решающей степени зависит от самого государства.
При всех различиях, обусловленных спецификой каждого отдельного государства с развивающейся системой, в основе их социально-экономической модернизации лежат идеи либерализма. Но в реальной жизни свобода не может быть безграничной, так как без четких правовых рамок и разумных ограничений, она не ведет к рынку демократии, подразумевающий порядок системы сдержек и противовесов, а к вседозволенности и хаосу, как это случилось в России в 90-е годы.
Необходимость правового ограничения свободы в свое время отстаивал Л. Эрхард. Он подчеркивал определяющую роль закона и права в решении социальных проблем, а также акцентировал внимание на необходимости участия государства в процессах динамизации и повышения эффективности экономики.
Немецкий экономист Ф. Лист был сторонником свободной торговли, который полагал, что такова допустима лишь между странами примерно одинакового уровня развития.
Фактически вся вторая половина ХIХ века в Германии прошла под знаком реализации идей Листа. Целью государства, по его мнению, должны были стать:
− Формирование «интеллектуального капитала» страны;
− Развитие общего и специального образования, культуры, навыков к труду;
− Осуществление инвестиций в «материальные» компоненты капитала (новейшие технологии, практические знания и мн.др.);
− Создание условий для ускорения промышленного переворота.
Итогом обусловленных этим сдвигов стало, во-первых, развитие отличной системы образования, позволивших перевести процесс освоения и распространения передовых технологий на регулярную и самовоспроизводящуюся основу. Во-вторых, создание усилиями правительства действенной системы НИОКР.
Это сыграло решающую роль в обретении Германией сравнительных технологических преимуществ, что обусловило ее выход на передовые позиции в мировой экономической иерархии.
Нечто подобное, с некоторыми вариациями, произошло и в большинстве других западноевропейских странах, вошедших к началу ХХ века в состав мирового промышленного авангарда. Там государство сыграло особо важную роль в процессе становления индустриального способа производства, обеспечив сначала необходимые предпосылки для развития частного предпринимательства и защиты от иностранной конкуренции, а затем и формирование социальной инфраструктуры.
Несравненно более насыщенным и разнообразным по опыту догоняющего развития оказалось ХХ столетие.
Затейщиком борьбы за преодоление отсталости стала Советская Россия. По этому поводу я могу сказать, что в погоне за увеличение физических объемов производства, государство забывало об организационно-технической модернизации советской экономики, в результате система забуксовала. Хочу добавить, что со стороны государства в то время следовали только робкие попытки реформирования системы, которые терпели поражения, а вместо этого необходимо было создать мощную систему реформ, что правительство не могло обеспечить. Таковы негативные последствия бездействия государства, которые в последствие привели страну к стагнации. Если бы не неожиданная подпитка огромными доходами от нефти, которые были порождены мировым энергетическим кризисом, изжившая себя система долго бы не продержалась.
Пока советская экономика выбиваясь из последних сил, работала на гонку вооружений, мир заметно изменился. В состав мирового экономического авангарда, совершив рывок, влилась четверка НИС, а также за последние десятилетия такие страны, как: Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, гиганты Китай и Индия.
Каждая страна, сумевшая продвинуться по пути преодоления отсталости, добилась этого по своему, исходя из собственных социокультурных, экономических и политических реалий.
Что же такого сделало государство в тех странах, чего не сделала Россия в свое время?
Ответ на этот вопрос следующий: государство в лице правительства стран провело ряд мероприятий, как-то:
− Форсированное развитие всеобщего начального и обеспечение широкого доступа к среднему и высшему образованию;
− Компетентная и ответственная государственная администрация;
− Наличие четкого представления о задачах в сфере развития;
− Грамотное макроэкономическое управление и стабильная макроэкономическая ситуация;
− Безусловные гарантии собственности;
− Надежная и гибкая банковская система, способствовавшая мобилизации сбережений и поддержанию устойчиво высокой нормы частных капиталовложений;
− Государственные инвестиции в инфраструктуру.
В большинстве этих экономик вмешательство осуществлялось систематически по многим каналам и в различных Фомах для общего ускорения развития, а в ряде случаев и для подтягивания отдельных отраслей или участков хозяйства. Государство вмешивалось в развитие финансовой системы, и в процесс импортозамещения, и формирование экспорториентированной индустриализации, сыгравшей решающую роль в ускоренной модернизации экономики.
Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.
Ж. Сапир
3. Особенности государственного регулирования в России.
Для того, чтобы потом я смогла объяснить причины современного положения дел относительно уровня регулирования экономикой в России, я хочу рассмотреть происходящие события в стране совсем недавно, 25-30 лет назад, когда:
− В России практиковалась командно-административная система государственного устройства, императивное планирование и преобладала государственная форма собственности;
− Была налицо малая эффективность государственного сектора в экономике, поощрение так называемых плановоубыточных предприятий;
− Выявилась неспособность государства обеспечить необходимые темпы экономического роста;
− Такой порядок вещей порождал иждивенчество и инертность как потребителя, так и производителя;
− Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву рынка, его естественных законов.
Протестуя против этих постулатов, предлагалось провести кардинальные реформы.
Прежде всего отказались от идеи – практики страны как единой фабрики, одного общенационального треста, главенства государства в экономике. Актуальными стали идеи либерализма, монетаризма, приватизации, свободы экономических агентов в производстве и обмене.
В период реформ, проводившихся после 1991 года, имела место трансформация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной собственности в иные уклады с явным возрастанием доли частного предпринимательства.
Патерналистская модель взаимоотношений, которая существовала раньше между государством и предприятием была окончательно разрушена к 1996 году. Предприятия потеряли доверие к государственным органам и зачастую отказывались от уплаты налогов. В 1993 году еще был консенсус интересов государства и предприятия, то есть государство давало привилегированные кредиты, а в обмен на это предприятие платило налоги.
Уродливый характер предпринятых реформ привел к разгулу криминалитета в невиданных размерах. Массовая криминализация всех сфер общественной жизни сопутствовала процессу непродуманной приватизации, по сути захвату общественной собственности немногими. Появление тысяч акционерных обществ и обязательное законодательное требование выкупа части акций при помощи исключительно ваучеров дали мощный толчок развитию фондового рынка со всеми его отрицательными последствиями. Большинство махинаций было связанно с обращением, хищением, подделками ваучеров, с фальсификацией документов по приватизации, занижением остаточной стоимости фондов приватизируемых предприятий и так далее.
Об неэффективной деятельности государства в то время можно судить по показателям: по состоянию на 2000 год относительно 1990 года ВВП России составило менее 59%, промышленное производство – 54, 5, сельскохозяйственное производство – 61, 2, инвестиции в основной капитал – 27,5%.
Ясно, что правительство должно было, прежде всего, позаботиться о реформировании, демократизации самой государственной собственности, а только затем переходить к приватизации.
Переходя к современным аспектам государственного регулирования экономики, можно сказать, что современное рыночное хозяйство, как правило, строится на договорной основе. В таких условиях принципиально меняются как объект, так и субъект народнохозяйственного воздействия. Субъектами воздействия являются федеральное правительство, администрации субъекта Федерации, отраслевые и межотраслевые ассоциации и предприятия.
Многие экономисты отмечают, что в российской экономике существует необходимость влияния государства на:
− Сферу производства;
− Сферу обращения;
− Сферу менеджмента;
− Социальную инфрастуктуру;
− Прочие сферы (см. Приложение 3).
Для сохранении и приумножения научного и технологического потенциала России требуется комплекс тщательно разработанных мероприятий. Прежде всего разработка и реализация государственной научно-технической политики. Это одна из важнейших задач, стоящая перед органами госуправления на современном этапе. Основными критериями должны быть не формальные темпы проведения реформ, а минимизация потерь национального богатства, достижение реального улучшения жизни населения.
На одном из наших семинарских занятий озвучивалась позиция того, что современная России не сможет «выкрутиться» из достаточно непростой экономической ситуации, с которой она сталкивается сейчас только посредствам привлечения денежных ресурсов и обеспечения их оборота в стране, а посредствам создания должной и соответствующей производственной базы. Экономика страны не может держаться на плаву только за счет экспорта природных энергетических ресурсов. Таким образом я хочу сказать, что одной из основных функций государства на нынешний момент является создание мощностей перерабатывающей, пищевой, технологической, машиностроительной промышленностей.
Хочу привести пример одного более ли менее удачного действия правительства нашей страны по отношению к автомобильной промышленности.
На примере протекционистских мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировании рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными – происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество иностранных авто было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые автомототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.
Что ж, по своему опыту знаю, что иностранные машины покупать меньше не стали, но зато мы не лишились такой важной отрасли как автомобилестроение.
Что касается фиксации цен, так на протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и не приводит к установлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.
Конечно, при формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше и как в принципе сделало наше правительство.
Сейчас уже ясно, что объектами пристального внимания государственных органов должны быть:
− Проблема выбора стратегии общенационального развития, главной составляющей которого является укрепление единства государства;
− Проблемы рационального освоения районов, богатых природными ресурсами; экономическое и социальное развитие Севера, Восточной Сибири; энергообеспечение восточной части страны и т.п.;
− Крупные региональные социально-экономические и экологические проблемы, такие как подъем экономики и повышения уровни занятости в депрессивных районах, расселение вынужденных мигрантов и беженцев.
Заключение.
Что ж, все поставленные мною вопросы, касающиеся роли государства в экономике уже раскрыты, и думаю нет смыла повторяться о чрезвычайной необходимости влияния государства на отдельные сферы экономики различных стран.
Что же касается России, то хочу добавить, что в условиях этой страны роль государства по многим параметрам значительнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. И с этим нельзя не считаться. К сожалению, пока сохраняется высокая вероятность использования традиций огосударствления экономики в корыстных целях и дальнейшего обюрокрачивания экономических отношений со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Сегодня для нашей страны важно найти свою модель государственного участия в экономической жизни. Современный опыт показывает, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слабы, и не могут обеспечивать самостоятельного регулирования хозяйственной жизни, поэтому и велика степень присутствия государства в экономике.
В заключении скажу, что определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования экономики, государство в переходный период прежде всего решает проблему создания предпосылок и условий, необходимых для нормального, эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики.
Список литературы.
1. Агапова Т.А, Серегина С.Ф. // Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. Сидоровича А.В. М.: «Дело и сервис», 2001 г.
2. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. // Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Любимова Л.Л. М.: «Аспект Пресс», 1995 г.
3. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КРОНУС, 2004 г. – Гл. 9.
4. Видяпина В.И. // Энциклопедия рыночного хозяйства. Государственное регулирование рыночной экономики. / М., 2002 г.
5. Кушлина В.И. // Государственное регулирование рыночной экономики. / М., 2002 г.
6. Курс экономической теории / Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002 г.
7. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. М.: «КНОРУС», 2004 г.
8. Денисов Б., Богачева Г. Современный взгляд на экономическую роль государства // Маркетинг. – 2000. – № 4(53).
9. Кувалин Д. Тревожный симптом // Экономика и жизнь. – 2003. – № 11.
10. Николаева М.А., Махотаева Н.Ю. Эволюция государственной экономической политики России / Мировая экономика и международные отношения. – 2003.– № 5.
11. Пороховский А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекциям) // Российский экономический журнал. - 2002. – №9.
12. Эльянов А. Государство и развитие // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – № 1.
13. Ясин Е. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) // Вопросы экономики. – 2002. – №11.
Приложение 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1] В.И. Кушлина//Государственное регулирование рыночной экономики. – М., 2002, стр.35-36.
[2] The State in a Changing World. The World Bank. Oxford University Press, 1997.
[3] Кейнс Дж.// Проблемы восстановления Европы. – Петроград, Academia, 1922.
[4] См.: World Economic Outlook. May 2000. P.171-178.
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |