|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализацииЭкономические функции государства в экономике и инструменты их реализацииI Теоретические основы исследования экономической роли государства Роль государства в экономике страны Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Например, эксперты Всемирного банка, изучавшие в течении нескольких лет взаимодействие экономики и государства, пришли к выводу: государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, тем не менее от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа. Для обеспечения данной цели, государству необходимо: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства. Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП. Чем выше эти соотношения, тем «большим» считается государство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность его населения в данном случае не важны). Самое «большое» государство - при диктаторских, военизированных режимах, самое «маленькое» - в демократических миролюбивых странах, где не нужно тратить много денег на вооружение и не государство, а сами фирмы финансируют свое производство. В своей деятельности государство ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней и внутренней безопасности, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны природы. Однако государство может усилить свою роль в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег. Может произойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы. В мировой практике сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни. Почему же государство должно следить за своим экономическим ростом? Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и позволяет решать социально-экономические проблемы внутри страны и на международном уровне. Там, где имеются высокие темпы экономического роста, как правило, отсутствует проблема безработицы. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов. Таким образом, экономический рост способствует реализации поставленных экономических целей. Так же необходимо знать функции государства в экономике страны, чтобы во-первых увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, это возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; а так же, функциональный подход служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
Общее понятие функций государства Функции государства- основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это практическая деятельность государства, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Общим для всех ученых является определение, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. Воздействуя на экономические отношения государство: во-первых, содействует развитию господствующего базиса, либо во-вторых тормозит развитие новых экономических отношений, которые сменяют отживающие. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изжившим себя, но еще политически господствующим силам. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве. Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Определяя основные направления деятельности, государство подключает к их реализации все органы целиком, не разделяя их на отдельные части. Некоторые ученые предлагают такую трактовку функций государства - это не только направление его деятельности, но и механизм воздействия на общественные процессы, потому что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов. Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.[1] Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течении всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Содержанием каждой функции государства является предмет ее деятельности, что показывает какие средства используются для достижения той или иной цели. В деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В науке долго поддерживался классовый подход к функционировании государства, чем совершенно игнорировались интересы всего общества. Хотя со времен К. Маркса известно, что любое государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми и преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями, для чего выясняют не только направления деятельности, но и социальное назначение государства. К функциям государства, вытекающим из природы любого общества, относятся все направления деятельности государства по поддержанию естественных условий существования этого общества, которые предполагают деятельность как внутреннюю, так и на межгосударственной основе. Таким образом, в теории государства сформировалась категория «функция государства», во-первых, отражающая реальный процесс его жизнедеятельности, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития общественных отношений, повышения производительности и качества труда, консолидации населения сущность государства постепенно меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Изучение эволюции функций государства, практическое использование научных знаний в этой области предполагает прежде всего упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области. Для этого в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций. Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этой принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти —средств массовой информации Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функция государства, а функция осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).
Экономические функции государства. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан - вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом. Экономическая функция государства относится к внутренним функциям, она является основной и общей для всех органов государства и присуща каждому его звену, по продолжительности сферы своего воздействия она является постоянной. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ. Существует два основных экономических метода государственного регулирования: 1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества: 2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом. Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления: 1. государственное воздействие на экономическую жизнь в целом; 2. непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики. Первое направление выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Местные органы государства поддерживают предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, тем самым решают проблему безработицы. Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги. Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в страны. Экономическая функция тесно взаимодействует с функцией обороны страны, так как посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования. В современном мире эффективно осуществляется экономическое сотрудничество тех государств которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях. Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики выступают законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты). Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением. Но надо сказать, что зачастую не законы, а указы президента имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики. Во всех странах действующими, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы. Теоретические модели государственного регулирования экономики подразделяются на два вида в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования. Первая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий. Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Государственное регулирование рыночной экономики возможно: 1) административными методами, когда управляющий орган по каждой проблеме принимает конкретное решение. К административным методам относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской задолженности предприятий в погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной деятельности и операций; 2) нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов. Нормативные методы порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных краткосрочных облигаций (ГКО) сделала инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора. Аналитики обращают внимание на такую закономерность: при сильном государстве экономические субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением (снижают трудовую и предпринимательскую активность, эмигрируют и вывозят капитал за рубеж). В результате страна отстает в соревновании с другими государствами по эффективности производства (например, Франция в 70-е годы). Если же «гайки завинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень, не платят налоги, не исполняют договорные обязательства . Государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач. Одной из основных функций регулирования экономики является обеспечение динамического экономического роста в среднесрочной перспективе. Для этого необходимо выполнение как минимум трех предпосылок: 1) в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся производственный потенциал; 2) финансовые ресурсы порождаемые экономикой страны, остаются внутри страны и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб. конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсы из года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главных причин производственного спада; 3) в экономике должны быть созданы условия для нормальной инвестиционной деятельности и осуществляться процесс расширенного производства. Должно осуществляться государственно-правовое регулирование, но в сфере экономики оно конечно же имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения. Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их. Ведь это может привести к угрожающему отрыву государства от общества, что неизбежно приведет к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете кризису государственной организации.
Инструменты государственного регулирования экономики страны В мировой практике государственного регулирования экономики, существует понятие инструментов государственного регулирования, под которыми подразумеваются средства, необходимые для успешного функционирования экономики государства. В общем случае, инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство. Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические средства - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также адмистративно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолжности. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии). В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны). Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования .Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.
II Особенности государственного регулирования Российской экономики на современном этапе
Характеристика современного состояния экономики России Современная экономика России, по мнению ведущих отечественных экономистов, является во-первых, в целом слаборазвитой; во-вторых с доминирующей ролью сырьевого сектора, во многом ориентированного на экспорт; в-третьих высокомонополизированной. на эффективность макроэкономического регулирования влияют особенности экономической системы сложившейся в стране после краха советской плановой экономики. В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция государства, потому что без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Характер российской экономики и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований. Период институциональных изменений 1990-х гг. представляет собой рыночный эксперимент в раздаточной экономике России. После продолжавшихся почти целое десятилетие экономического спада и депрессии российская экономика в течение последних четырех лет показывает положительные результаты. Прирост ВВП за этот период по отношению к уровню 1998 г. составил почти 25%. Произошло заметное повышение уровня реальных доходов населения, который уже превысил докризисный (имеется в виду финансовый кризис 1998 г.) уровень и продолжает расти достаточно высокими (немногим менее10% в год) темпами. Потребительские расходы населения в последние годы превратились в главный фактор роста производства, заменив в этом качестве внешний спрос, обеспечивавший основную часть прироста ВВП в 1999-2000 гг. Экспорт вот уже третий год превышает сто миллиардов долларов, обеспечивая крупное активное сальдо торгового баланса и баланса по текущим операциям и нормализацию расчетов по внешнему долгу, а также относительную стабильность курса национальной валюты. Продолжается рост инвестиций в производственном секторе, увеличивается объем сбережений населения. Экономическим фундаментом отечественной государственности является многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными становятся те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь - приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики - демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим свои условия только потому, что оно единственное. Помимо развивающегося антимонопольного механизма, активно развиваются такие экономические механизмы: институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства. Поэтому процесс формирования системы государственно-правового регулирования рыночной экономики не может быть откатом назад, это движение вперед, реформирование и укрепление Российского государства. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению. Развитие российской экономики немыслимо без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказывается на научно-техническом потенциале страны. Страна может постепенно потерять современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований.
Инструменты государственного регулирования экономики России
Одними из важнейших составляющих экономики, являются инструменты ее регулирования. В Российской Федерации, инструментами государственного регулирования являются: институциональная, программа; денежно-кредитная; налоговая; ценовая; программы лицензирования, квотирования и др.
Рис. 1. Инструменты государственного регулирования экономики России
Одной из важных форм регулирования экономики является денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Изучение причин кризиса 17 августа 1998 года показало, что они свелись, с одной стороны, к грубейшим ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, — к полнейшей криминализации кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему. Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа). Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства. В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней. Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов. Проведенный учеными анализ использования в России налогового регулирования в управлении экономикой показывает, что к настоящему времени еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается[2]. Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование. Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты, к примеру Закон Воронежской области от 06.12.99г. №127-П-03 «Об административной ответственности за нарушению порядка использования финансовых средств Воронежской области». Сфера действия этого закона распространяется на все государственные органы (и их структурные подразделения), органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, если они получают, перечисляют, используют средства из областного бюджета, внебюджетных фондов или используют средства, поступающие от использования областной собственности, имеют предоставленные областным законодательством или государственной властью области налоговые и иные льготы и преимущества, а также в отношении которых органами государственной власти области установлены нормативы отчислений от регулируемых источников доходов. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики. Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование. Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.[3] Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов. Важным инструментом регулирования экономики России являются налоги. Они в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования. Воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% — в местный бюджет и 2% — в областной бюджет. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж. Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19—21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек. Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет области за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В соответствии с Постановлением администрации Воронежской области от 03.09.98г. №858 «О стабилизации цен на отдельные социально-значимые товары и защите прав потребителей» установлено регулирование цен на отдельные социально-значимые товары повседневного спроса отечественного производства, поставляемые на региональный рынок. В этой связи предусмотрено соответствующим службам обеспечить контроль за деятельностью предприятий промышленности и торговли, Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РФ («Черноземье») осуществить координацию действий по стабилизации цен на отдельные социально-значимые товары. Кроме этого, разработан проект Закона Воронежской области «О государственном регулировании цен и тарифов», определяющий организационные и правовые основы государственного регулирования в этой сфере, а также контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории области, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов государственной власти в вопросах ценообразования. В целях насыщения потребительского рынка продовольственными товарами отечественного производства, увеличения доходной части бюджетов всех уровней и поддержки областных товаропроизводителей принято Постановление администрации Воронежской области от 21.08.98 г. №822 «О программе содействия продвижению производимых в области продуктов питания на потребительский рынок». В нем предусмотрены меры по оказанию государственной поддержки местным товаропроизводителям и торгующим организациям при проведении кредитной, налоговой и ценовой политики, повышению торгового обслуживания населения, дальнейшему развитию фирменной торговой сети предприятий промышленности, применению торговыми предприятиями всех форм собственности и ведомственной принадлежности льготной (пониженной) торговой надбавки на товары местного производства по сравнению с аналогами, завозимыми из-за пределов области, выработке мер по экономическому стимулированию муниципальных территорий за увеличение продажи крепких алкогольных напитков местного производства и др. Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. Сферой вмешательства государства в экономику региона должны быть программы социально-экономической безопасности устойчивого развития регионов. В целях выработки эффективной стратегии оздоровления экономики принят ряд документов: Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96г., распоряжение Правительства РФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране». В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Администрацией Воронежской области по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Воронежской области за счет средств федерального бюджета постановлением администрации области от 14.08.98г. №809 утверждена Программа оздоровления государственных финансов в Воронежской области. В соответствии с принятыми программными документами необходимо осуществить последовательный переход на модель устойчивого развития, сбалансированного решения социально-экономических задач. Следует отметить, что интересы экономической безопасности, сложность социально-экономической ситуации в регионах требуют безотлагательного решения стратегически важных задач регионального развития. Выработанный ранее Правительством РФ подход на саморазвитие и самоуправление регионов, в результате непродуманных до конца решений курса проводимых экономических реформ, вместо предполагавшейся стабилизации привел к ослаблению регионов. В связи с возникающей угрозой регионально-политической нестабильности и безопасности, преодолением на территории Воронежской области кризисного состояния, созданием предпосылок для устойчивого развития региона в дальнейшем разработана «Концепция социально-экономической безопасности и устойчивого развития Воронежской области на 1997—2005 годы». Эта Концепция содержит анализ современного положения, сложившегося в области и тенденций его развития; определение целей, критериев их достижения и этапов социально-экономических преобразований в регионе; систему видов и угроз региональной безопасности; приоритетные направления, механизмы и первоочередные меры по реализации Концепции. Так, например, в качестве угроз продовольственной безопасности можно назвать: утрату продовольственной самостоятельности, экспортную экспансию основных продовольственных товаров и др. Первоочередными мероприятиями по реализации Концепции являются: разработка и принятие нормативных актов по регулированию социально-экономических отношений и восстановлению управляемости экономикой, внедрение экономических и государственно-административных механизмов регулирования финансово-экономических отношений, использование возможностей государственного регулирования (региональный заказ, льготное налогообложение, кредитование, инвестирование) для повышения эффективности производства социально-значимых продуктов. Кроме того, нужна цивилизованная торговля, где соблюдаются гарантийные сроки товаров и сведения о товаре достоверны. В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуется осуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности. Это ставит необходимым решение менеджерами таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д. В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей. На трудном пути к рынку мы достигли этапа, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам, обеспечивающим многообразные прямые хозяйственные связи в экономике взамен жестких и стандартных вертикальных систем. В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в сферу обращения особую роль приобретает регулирование государством формирования и развития материально-технической базы торговли. Государственное финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. органам исполнительной власти рекомендовано уточнить схемы рационального размещения сети розничной торговли и общественного питания по регионам страны. Одним из важных направлений реализации этого постановления явились рекомендации по организации и широкому распространению вещевых рынков, а по торговле продовольственными товарами — «сверхрынков», то есть крупных универсальных продовольственных магазинов с широким выбором пищевых товаров. Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы управления торговыми предприятиями и организациями; разрабатываются положения, закрепляющие права и ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности. Такое воздействие проявляется в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных. Во внешнеторговой деятельности регулирование включает: рекомендации министерств и ведомств подведомственным внешнеторговым организациям по экспорту и импорту товаров и услуг, изменению структуры и географической направленности внешнеторговых связей, государственные заказы предприятиям на производство товаров и услуг с целью их последующего экспорта, регистрацию участников экономических связей и др. Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения. Поскольку в современных условиях произошел отказ от функций централизованного управления процессом обеспечения населения товарами путем фондирования и жесткого распределения товарных ресурсов и переход к политике регулирования торговой деятельности на микроуровне, вопросы поиска и закупки товаров, обеспечения их хранения, сколько, кому и как их продать, осуществляют сами магазины.
Перспективы социально-экономического развития России в 2006-2008гг В каждом государстве, помимо регулирования экономики в текущий момент и решения актуальных на данное время задач, правительство всегда прогнозирует развитие экономики на некоторое время вперед. Например, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметры прогноза на период до 2008 года взятые на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и сценарных условий социально-экономического развития РФ, предполагают несколько вариантов дальнейшего развития экономики РФ. I вариант предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, падение цены на нефть сорта “Urals” в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста снижаются с 5,9% в 2005 году до 4,0%-4,6% в последующие годы. II вариант предполагает сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Цены на нефть “Urals” в этом варианте снижаются с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США – в 2006 году и 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы. В целях стимулирования экономического роста предусмотрен пакет мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес и увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета и инвестиционного фонда. Темпы роста ВВП при данных условиях в 2006 году составят 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 году. II вариант рассматривается как базовый для формирования проекта федерального бюджета на 2006 год и перспективного финансового плана до 2008 года. В экономике каждой страны есть ключевые показатели, или факторы, по состоянию которых можно оценить экономику страны в целом и прогнозировать дальнейшее ее развитие.
Снижение инфляции Темп инфляции снижается с 11% в 2005 году до 7-8,5% в 2006 году и до 4-5,5% в 2008 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено, главным образом, за счет ограничения повышения тарифов в сфере ЖКХ, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, сдержанной денежной политики. Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий Реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий является одним из важнейших факторов, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития. Правительством Российской Федерации предложено установить на 2006-2008 годы предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2006 год - 11%, 2007 год - 8%, 2008 год –7%.Темпы роста цен на основные товары и услуги естественных монополий -электроэнергию, грузовые- железнодорожные перевозки - в 2006-2008 годах не должны превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет.Повышение оптовых цен на газ для последующей реализации населению, тарифов на электроэнергию для населения и тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки, исходя из задачи ликвидации перекрестного субсидирования, в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей. Динамика обменного курса и платежный баланс Исходя из внешних условий, в 2006-2008 годах предполагается значительное сокращение предложения иностранной валюты со стороны профицита счета текущих операций, которое в последние годы определяло укрепление рубля и рост валютных резервов Банка России. Государственный сектор, выплатив в 2005 году около 34,5 млрд. долл. США в счет погашения (включая досрочное погашение Парижскому клубу 15 млрд. долл. США) и обслуживания внешнего долга, резко сократит ежегодные выплаты - до 14-16 млрд. долл. США. Ожидается также, что валовой отток капитала из частного сектора, достигнув своего пика в 2005 году, постепенно начнет сокращаться. В то же время улучшение инвестиционного климата и рост возможностей предприятий привлекать иностранные займы будут определять тенденцию увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России, хотя и возможны некоторые замедления в периодах, когда необходимо осуществлять крупные выплаты в счет погашения ранее взятых обязательств. Таким образом, чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году может составить 8-9 млрд. долл. США. В последующие годы ожидается сокращение чистого оттока средств, а к 2007 году возможно достижение положительного баланса притока-оттока частного капитала.В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 году 59-61 млрд. долл. США, при снижении прироста в 2006 году до 53-55 и в 2008 году - до 17-21 млрд. долл. США. В 2008 году валютные резервы России могут составить 277-280 млрд. долл. США. Таким образом, платежный баланс будет позволять и в дальнейшем безболезненно производить досрочные выплаты по погашению государственного долга.Достаточно сильные позиции платежного баланса будут по-прежнему создавать давление в пользу номинального укрепления обменного курса. При этом предполагается, что Банк России будет проводить политику, направленную на сдерживание укрепления курса рубля при достижении целевых уровней инфляции. После ожидаемого укрепления реального эффективного курса рубля в 2005 году на 9-10%, в 2006 году темпы его роста в реальном выражении понизятся до 4,2% и в 2007-2008 годах не превысят 3-3,7% в год. Заметное снижение темпов укрепления реального курса рубля, в первую очередь, связано со снижением темпов инфляции при относительно стабильном номинальном курсе рубля к доллару США. Ожидается, что валюты стран СНГ, Восточной Европы и Китая, как в реальном, так и в номинальном выражении будут укрепляться по отношению и к доллару США, и к евро. Значительный вес этих “мягких валют” во внешнеторговом обороте России будет препятствовать высоким темпам укрепления эффективного курса рубля. В условиях I варианта снижение экспортных доходов в 2006 году приведет к приостановке процесса реального укрепления рубля, и в 2007-2008 годах реальный рост курса рубля составит менее 3%. Если резкое падение цен на нефть приведет к снижению реального курса рубля, то удержать инфляцию в целевых пределах не удастся. Учитывая высокий накопленный уровень валютных резервов, Банк России и при резком ухудшении мировой конъюнктуры имеет возможность удержать реальный курс рубля от снижения. Снижение энергоемкости производства Динамика энергоемкости и электроемкости ВВП указывает на повышение качества экономического роста. Предполагается дальнейшее снижение энергоемкости ВВП, которое будет обеспечиваться структурными сдвигами в экономике в целом и внутри отраслей промышленности, опережающим ростом цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, а также за счет реализации организационных и технологических мер энергосбережения. За 2006-2008 годы оно составит 11,5-13,8% к уровню 2004 года. Прогнозируемые структурные сдвиги, рассматриваемые на уровне 22 отраслей экономики и промышленности, обеспечивают, в том числе, снижение энергоемкости ВВП в 2008 году на 4% к 2004 году. Реформирование налоговой системы Учтены основные направления налоговой политики по совершенствованию налогового законодательства и улучшению налогового администрирования, способствующие обеспечению темпов экономического роста и повышению инвестиционной активности. Важным направлением налоговой политики остается обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. На это будет направлено совершенствование порядка взимания налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (НДС).С 2006 года, для исчисления налога на прибыль организаций, предусматривается полностью включать в состав расходов затраты на НИОКР, не давшие положительного результата, а также сокращение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР, которые используются в производстве. Предусмотрено принимать переходящие убытки в размере 50%, а с 2007 года - в полном объеме. Вводится дополнительный 10%-ный амортизационный вычет, предоставляемый при приобретении основных средств, что позволит налогоплательщикам быстрее амортизировать основные средства, ускорит оборот денежных средств и увеличит финансовые возможности организаций по обновлению основных средств, в особенности их активной части.По НДС с 2006 года намечается переход на уплату налога по наиболее ранней из дат отгрузки или оплаты товара (при этом предусмотрен двухлетний переходный период). Вводится ускоренный порядок возмещения НДС при капитальном строительстве. Начиная с 2007 года, предполагается упростить процедуру возмещения НДС экспортерам. С 2006 года отменяется налог с имущества, переходящего в порядке наследования. Освобождаются от налогообложения доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. Для остальных категорий физических лиц ставка налога на дарение устанавливается в размере 13%. Предполагается совершенствование акцизной политики и повышение размера ставки налога на добычу полезных ископаемых по газу. Повышается ставка налога на добычу полезных ископаемых на горючий природный газ из всех видов месторождений углеводородного сырья - со 135 рублей до 147 руб. за 1 тыс. куб. метров. С 2007 года планируется изменить механизм исчисления налога на добычу полезных ископаемых на нефть, дифференцировав его в зависимости от условий добычи нефти, что снизит уровень налоговой нагрузки в нефтяном комплексе и повысит его инвестиционную привлекательность. Предусмотрено совершенствование налогообложения малого бизнеса. С 2006 года намечается увеличить размер годового дохода от реализации для налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, - с 15 до 20 млн.руб., существенно расширить перечень расходов, принимаемых к вычету при исчислении налоговой базы. Для стимулирования инвестиционной активности лиц, работающих на территории особых экономических зон (ОЭЗ), предусматриваются особенности в административном режиме, землепользовании и налогообложении, предоставление таможенных преференций. В промышленно-производственных зонах помимо этого намечается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать на будущий период убытки и затраты на НИОКР. Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусмотрено снижение базовой ставки единого социального налога до 14%. Таможенно-тарифная политика Важнейшими проблемами в области применения инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые предстоит решить в прогнозный период, являются низкий уровень транспарентности и высокие транзакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования, которое до сих пор зачастую выполняет фискальные, реже -регулятивные, а не правоприменительные функции. Основными направлениями по реализации поставленных задач являются:
Общая характеристика сценариев развития в 2006-2008 годах
I (инерционный) вариант развития учитывает возможность снижения цен на нефть и не предполагает структурных изменений в экономике, что впоследствии может негативно отразиться на росте ВВП в долгосрочном периоде. За 2005-2008 годы ВВП увеличивается на 20% по сравнению с 2004 годом. II вариант развития, направленный на усиление инновационной компоненты экономического роста, обеспечивает компенсацию ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры за счет активизации внутренних (прежде всего инновационной и инвестиционной) компонентов. Рост ВВП за период 2005- 2008 годов составит 25,8% к уровню 2004 года. Этому будут способствовать реализация мер в области институциональных преобразований, улучшение инвестиционного климата, в том числе снижение налоговой нагрузки на бизнес, а также увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета и инвестиционного фонда - с 1,8% ВВП в 2005 году до 2,24-2,25% в 2006-2008 годах. Темпы роста экспорта по II варианту сокращаются с 105,5% в 2005 году до 102,7% в 2006 году, прежде всего за счет снижения темпов роста экспорта минеральных продуктов - с 104,4% до 101,9%, и экспорта металлов - с 107,8% до 101,4%. В 2007 году прогнозируется увеличение темпов роста объема экспорта до 105,6%, с последующим снижением до 103,4% в 2008 году. Сокращение экспорта в стоимостном выражении по I варианту в 2006 году составляет 22,2%, что объясняется более низким уровнем цен на нефть. II вариант развития экономики в 2006-2008 годах предусматривает следующие тенденции:
Одновременно ряд проблем, решение которых выходит за рамки прогнозного периода, будут сдерживать развитие экономики. Прежде всего, это отток капитала и высокая зависимость финансовой системы и производства от внешней конъюнктуры, сохранение технологической отсталости.
Заключение
Подводя итог курсовой работы по теме «Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации», хочу отметить, что в своей деятельности государство достигает множества целей, среди которых прежде всего следует выделить экономическую эффективность и социальную справедливость. Кроме того, особенно в ХХI веке в качестве важнейшей цели выступает обеспечение экономической и социальной стабильности. Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность. Осуществляя конкретные функции государство может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма. В соответствии с объектами выделяются и направления государственной экономической политики: социальная, структурная, антициклическая, инвестиционная, территориальная, внешнеэкономическая, валютная, политика занятости. Для осуществления той или иной политики государство может использовать различные средства. Инструменты государственного регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные. Инструменты прямого воздействия на экономику прежде всего связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность. Косвенные инструменты государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Последние связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.
Список использованной литературы
1. АндреевВ. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция.- 1997.-№2. 2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2003. 3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие- М.: Юристъ, 2001. 4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001. 5. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом"№3, 2001. 6. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. 7. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник, под редакцией А.Г. Грязновой; Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС, 2004. 8. Официальный сайт правительства России www.government.ru 9. Пути развития экономики России: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. Покидченко М.Г.; Сперанская Л.Н.; Дробышевская Т.А. 10. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995. 11. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, под редакцией В.Д. Камаева. М., 2003.
[1] См.: Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995. [2]См.: Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. [3]См.: Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 1997. — №2.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |