|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономикуФакторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономикуФакторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику. Оглавление:I. ВведениеII. Основные понятия и экономический смысл инвестиций. III. Необходимость инвестиций для российской экономикиIV. Инвестиционный кризис в Российской экономике.V. Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат1. Природные ресурсы и инфраструктура 2. Рабочая сила. 3. Макроэкономические показатели. 4. Состояние государственного долга. 5. Государственное управление и экономическая политика6. Права собственности и корпоративное управление7. Законодательство и судебная защита8. Соблюдение обязательств по контрактам9. Виртуальная экономика и структурная политика10. Преступность и коррупция11. Налоговый режим12. Банковская система. Институты финансового рынка13. Проблемы адекватного бухгалтерского учета14. Политика местных властей15. Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов16. Проблемы развития «Новой» экономики. 17. Экономическая политика по регулированию прямых иностранных инвестиций. VI. Заключение
I. ВведениеЦелью данной работы является исследование факторов, влияющих на инвестиционный климат России. Оценка этих факторов с точки зрения благоприятствования иностранным инвестициям. Делается попытка выделить основные тенденции улучшения инвестиционного климата, а также дать анализ главным проблемам, которые сохраняются на протяжении всего периода развития цивилизованной экономики в России. II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций. Виды инвестиций. В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Инвестиции принято подразделять на: - денежные средства, - целевые банковские вклады, - паи, акции и другие ценные бумаги; - движимое и недвижимое имущество; - имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности. 2. В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на - реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.). - нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.). Сюда же можно отнести и инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способность персонала, и в конечном счете повышающее производительность их труда. - финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады. 3. По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на: - прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции. Прямой иностранной инвестицией, в соответствии с российским законодательством считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации - косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства. 4. Кроме того, инвестиции бывают частными, государственными и иностранными. В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и др. видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Пример иностранного инвестирования в Российскую экономику.26 июня 2001 переговоры, длившиеся почти 2 года, завершились подписанием договора между "РОСНО", АФК "Система" и страховой группой Альянс (Allianz AG) о покупке Альянсом 45% акций "РОСНО". Это событие стало началом интенсивного сотрудничества между ведущим страховщиком самой большой страны мира и одним из крупнейших мировых финансово-страховых концернов. Обе компании с самого начала восприняли этот союз как равноценное партнерство, в которое каждая из сторон вносит что-то особенное и ценное. "РОСНО" вносит понимание специфики российского страхового рынка, а также динамичной и комплексной бизнес-среды. Альянс вносит наработанный опыт международного страхования, ноу-хау и технологии, накопленные в течение более чем столетней работы в различных странах (т. е. вложение нематериальных активов) Обе компании превосходно дополняют друг друга, глобальное сочетается с локальным. В этом изначально заложена твердая основа для успешного сотрудничества. Первым шагом на пути сотрудничества Альянса и Росно явилось создание проектной группы. Целью группы является ноу-хау трансферт к Росно и обширные консультации во всех важных областях страхования, т.е. в области продаж, разработки страховых продуктов, финансов, информационных технологий, персонала. III. Необходимость инвестиций для российской экономикиСпад в инвестиционной сфере в ходе затянувшегося трансформационного кризиса в России был наиболее глубоким и драматическим. Если в 1998 г., когда снижение производства было наибольшим, ВВП, согласно официальной статистике, составлял 61%, объем промышленного производства - 50% по отношению к уровню 1991 г., то инвестиции в основной капитал достигали только 25%, в том числе прямые инвестиции производственного назначения - всего лишь 15% от уровня 1991 г. Преодоление инвестиционного кризиса приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по стране износ основных производственных фондов составляет 40,4%, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике - более 50, в нефтепереработке - 75, в газопереработке - 80%. Если доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране равна 12,5%, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38%'. К 2000 г. выработали ресурс 17% мощностей электростанций России, около 25% оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы. | |||||
Степень износа основных фондов в % на начало года |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Промышленность в целом |
48,5 |
50,5 |
52,4 |
52,9 |
52,4 |
|
Легкая промышленность |
51,8 |
54,4 |
54,9 |
55,7 |
54,2 |
|
Машиностроение и металлообработка |
50,1 |
52,3 |
53,2 |
53,3 |
55,3 |
|
Промышленность строительных материалов |
49,2 |
51,7 |
53,6 |
54,2 |
53,7 |
|
Химическая и нефтехимическая *промышленность* |
60,0 |
62,0 |
62,6 |
60,9 |
60^2 |
|
Сельское хозяйство |
41,1 |
43,7 |
46,9 |
48,8 |
50,4 |
|
Топливная промышленность |
52,6 |
54,2 |
54,7 |
52,6 |
50,2 |
|
Цветная металлургия |
48,7 |
51,3 |
52,0 |
49,1 |
44,5 |
|
Пищевая промышленность |
45,7 |
46,9 |
44,5 |
39,9 |
38,3 |
|
Электроэнергетика |
47,4 |
48,6 |
49,4 |
50,4 |
51.6 |
|
Черная металлургия |
48,9 |
52,0 |
53,1 |
53,0 |
53,5 |
|
Лесная, деревообрабатывающая |
51,1 |
54,9 |
55,2 |
51,6 |
48,7 |
|
Строительство |
37,4 |
37,9 |
35,6 |
40,7 |
44,6 |
|
Транспорт |
41,4 |
43,6 |
.44,3 |
45,0 |
47,8 |
Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. А в стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики и прежде всего достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологичных и инновационноемких обрабатывающих отраслей.
Динамика инвестиций в основной капитал до 2002 в целом производила оптимистическое впечатление. В 2000 г. темп роста инвестиций достиг своеобразного рекорда -17,4%. В 2001 г. он снизился, составив все же весомую величину, равную 8,7%. В середине 2002 г. объем инвестиций в основной капитал примерно на 15% превысил уровень предкризисного 1997 года. Стала несколько повышаться доля инвестиций в основной капитал в ВВП.
Несмотря па некоторые благоприятные явления, сложившаяся ситуация не только не дает пока оснований для самоуспокоенности, по вызывает нарастающую тревогу.
Во-первых, увеличение инвестиции начинается с очень низкого исходного уровня, обусловленного длительным и тяжелым спадом.
Во-вторых, несмотря на повышение их доли в ВВП, она остается весьма низкой: 14-18%''.
Кроме того, доля инвестиций в основной капитал и в целом валового накопления в составе российского ВВП заметно отстает от доли валовых сбережений, что отражает, в частности, бегство капитала из страны.
В-третьих, по данным за 9 месяцев 2002 г., наметилось значительное сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал и отставание их от динамики важнейших показателен производства.
В-четвертых, абсолютная сумма прямых отечественных инвестиций резко отстает от потребности в них. По расчетам Минэкономразвития РФ, в течение ближайших 15 лет необходимы ежегодные инвестиции в реальный сектор экономики в объеме порядка 3 трлн. руб. Фактически же они составили в 2001 г. почти вдвое меньшую величину - 1599,5 млрд. руб.
В-пятых, Обращает на себя внимание исключительно низкий вес банковских кредитов в финансировании инвестиций - 3,5% (без кредитов иностранных банков - только 2,9%). При этом немногим более 30% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более одного года и их сумма составляет порядка 20% по отношению к величине прямых инвестиций. Трансформация сбережений в инвестиции и межотраслевой перелив инвестиционных ресурсов по банковской линии чрезвычайно малы. Слабый фондовый рынок также не способен пока выполнять эти функции.
В-шестых, весьма неоднородна межотраслевая структура инвестиций: разные отрасли обеспечены ими весьма неравномерно и эта неравномерность пока усиливается (Тб. №1). Наиболее существенно увеличиваются инвестиции в топливную промышленность и в транспорт. Доля всех инвестиций в топливную промышленность составила в 2000 г. 18,5% (около '/2 инвестиций в промышленность), в транспорт - 21,1%. В 2001 г. соответствующие показатели составили 22,1%, 52 и 23,1%. Иными словами, структура инвестиций консервирует экспортно-сырьевую направленность развития российской экономики, до сих пор не став фактором ускоренного развития обрабатывающей промышленности.
Таким образом отечественные инвестиции не удовлетворяют всех потребностей российской экономики. Иностранные инвестиции в этом свете становятся важным фактором экономического роста. Но и в сфере иностранного инвестирования основные тенденции настораживают: хотя суммарный приток капитала в Россию из года в год растет, объем и доля прямых иностранных инвестиций сокращаются. В 2001 г. удельный вес прямых иностранных инвестиций снизился до 27,9% общего их объема, тогда как в 2000 г. составлял 40,%, а в 1999 г. - 44,6%. В накопленном же иностранном капитале, который к концу 2001 г. составил 35,6 млрд. долл., доля прямых инвестиций достигает 51%. Портфельные инвестиции ежегодно растут в разы (в 4,5 раза в 2001 г. по сравнению с 2000 г.), но доля их остается едва заметной (3,2% в 2001 г.). Преимущественная же часть приходится на прочие инвестиции, главным образом на торговые и прочие кредиты (12,9 и 55,4% соответственно в 2001 г.). В 2001 г. прямые иностранные инвестиции составили менее 7,5% прямых отечественных инвестиций. В развитых же странах мира на иностранные вложения приходится 12-13% общего объема инвестиций.
Наблюдаемое распределение инвестиций по отраслям и секторам промышленности, где значительная доля приходится на ТЭК, транспорт, торговлю и пищевую промышленность, свидетельствует об острой стадии "голландской болезни", что в условиях значительного износа основного капитала создает угрозу падения производственного потенциала экономики, - как по объему и разнообразию выпускаемой продукции, так и по сложности используемых технологий. Это, в свою очередь, ведет к еще большей зависимости от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, снижает конкурентоспособность и влияние экономики в мире.
Понятие инвестиционный климат характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. В их числе этих факторов:
· природные ресурсы и состояние экологии;
· качество рабочей силы;
· уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
· политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;
· макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг;
· качество государственного управления, политика центральных и местных властей;
· законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;
· уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;
· защита прав собственности, уровень корпоративного управления;
· обязательность партнеров при исполнении контрактов;
· качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
· качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;
· открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;
· административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок.
Рассмотрим подробнее каждый из факторов и оценим его благоприятность в отношении иностранных инвестиций.
1. Природные ресурсы и инфраструктура
К числу безоговорочно благоприятных факторов Российской экономики традиционно относятся богатейшие природные ресурсы. Но мобилизация этого фактора представляется весьма сложной задачей из-за неразвитости инфраструктуры экономики. Неразвитость инфрастуктуры в совокупности с огромными размерами страны приводит к значительным транзакционными издержкам и является серьезным препятствием, как для отечественного, так и для иностранного инвестора, т. к. требуется значительная величина первоначальных затрат. Также неразвитость инфраструктуры снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Этим можно в частности объяснить неравномерность распределения инвестиций по стране. Потоки инвестиций направляются отнюдь не в те отрасли и регионы, которые в большей степени нуждаются в модернизации. За последние 10 лет 80% инвестиций направлялось в торговлю и сырьевые отрасли, причем 70-80% всех инвестиций сконцентрировано в Москве и СПБ.
2. Рабочая сила.
Традиционно к благоприятным факторам относят также и высокий уровень образования, сильный интеллектуальный потенциал. Необходимо заметить, что вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.
Необходимо отметить также и особый отечественный менталитет. Приведем характеристики кадрового потенциала России. Мы имеем примерно 6% активного населения, что практически соответствует мировым характеристикам, так как это именно тот слой активных промышленников, предпринимателей, являющихся своего рода двигателями, основными генераторами идей и в бизнесе, и в науке. Следующая градация людей (примерно 27%) - это люди, которые сориентированы в первую очередь на то, чтобы повторять поведение людей, которые добились успеха. Вместе с тем огромная доля населения (более 50%) относится в России к тому типу людей, которые в значительной мере зависимы - и считают это правильным - от решения тех или иных властей. Эта категория людей уверена, что их задача выполнять то, что говорит Президент, мэр города, руководитель предприятия, Правительство т.д Но в этом случае всю ответственность за результаты своего поведения они перекладывают на тех людей, чьи указания они выполняют.
Поколение, которым сегодня больше 45 лет является продуктом воспроизведения старой социально-политической системы. Это поколение можно назвать потерянным. Значительное количество этих людей оказались невостребованными в реальной жизни. Достаточно заметить, что именно этот возрастной слой составляет очень незначительный процент среди удачных управляющих, он практически отсутствует в науке и высшем образовании. В кадровой политике сегодня происходит резкая смена кадров, практически «перепрыгнув» через это поколение. Рекрутские агентства отмечают, что на рынке труда чаще всего пользуются спросом люди с высшим образованием в возрасте до 35 лет, знающие иностранные языки и имеющие опыт работы за рубежом. Если проследить судьбу действительно высоких профессионалов, то легко просматриваются два основных пути – это: миграция за рубеж, что касается в первую очередь научных и технических кадров (не зря приток российских научно-технических кадров в Израиль помог уменьшить на 10-15 лет сроки научно-технического прогресса) или уход в мелкую коммерцию (челноки, гербалайф и т.д.), финансовые и охранные структуры. Поэтому квалификация работников, и особенно в сфере высоких технологий, практически потеряна. Многие технологии сегодня трудно восстановимы, если это касается необходимости привлечения работников высшей квалификации, которая нарабатывалась годами. Система профтехобразования тоже в значительной мере утеряна и мы, по существу, вернулись к системе подготовки кадров прямо на производстве, что выгодно для системы подготовки кадров массовых и не очень квалифицированных профессий, но не обеспечивает потребность в высоко квалифицированных кадрах.
Но не смотря на все отрицательные тенденции отечественная система образования является одной из самых лучших в мире, и это позволяет при небольших инвестициях в человеческий капитал добиться значительного повышения производительности труда и повышения качества продукции. Поэтому условно отнесем этот фактор к способствующему иностранному инвестированию.
3. Макроэкономические показатели.
Тенденция спада промышленного производства, проявившаяся в октябре 2001 г. — январе 2002 г., сменилась в феврале-мае 2002 года на возрастающую. Вместе с тем в апреле-мае она характеризовалась более умеренными темпами прироста по сравнению с мартом (с сезонной и календарной очисткой, соответственно 1.5% в марте и 0.3% в апреле и мае), прежде всего из-за ухудшения динамики в машиностроении и металлообработке и легкой промышленности, проявившегося в апреле-мае.
Динамика промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1)
Объем инвестиций в основной капитал с исключением сезонного фактора, по расчетам Минэкономразвития, увеличился в феврале-мае на 6.3%, что свидетельствует о постепенном улучшении инвестиционного климата в стране. Объем инвестиций в мае несколько превысил максимальный уровень, достигнутый в 2001 году (декабрь 2001 г.).
Динамика инвестиций с исключением сезонной и календарной составляющих (март 1996 г. —100%)
Вместе с тем сдерживающее воздействие на инвестиционную активность оказывает ухудшающееся финансовое положение предприятий реального сектора экономики. За январь-апрель т.г. сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций всех отраслей экономики (кроме бюджетных, кредитных и страховых организаций) снизился к уровню соответствующего периода предыдущего года на 42.9%, в том числе в промышленности — на 50.3%. На снижение рентабельности в промышленности повлияло уменьшение доходности экспортных операций, рост издержек производства, в т.ч. опережающий рост затрат на топливо, электроэнергию и заработной платы работников.
Реальный рост экспорта товаров в феврале, марте, апреле и мае 1.5%, 8.9%, 6.6% и 2.4% соответственно. В апреле-мае объем экспорта превысил средний месячный уровень 2000–2001 годов:
Динамика экспорта товаров с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (декабрь 1997 г. (2) — 100%)
Основными факторами роста экспорта товаров были постепенное оживление мировой экономической конъюнктуры, особенно в США, заметное улучшение мировой конъюнктуры по важнейшим товарам российского экспорта, прежде всего по нефти. Мировые цены на нефть сорта «URALS» (биржевые) составили 18.4–18.9 долл. США за баррель в январе-феврале, 22.2 — в марте, 24 долл. — в апреле, и 23.8 долл. США за баррель в мае, против 18.8 долл. в IY квартале и 23.9 долл. в I квартале 2001 года.
В мае тенденция роста импорта товаров, проявившаяся в феврале-апреле 2002, прервалась. По предварительной оценке реальный объем импорта, очищенный от сезонного фактора, сократился в мае на 6.3 процента.
Динамика импорта товаров с исключением сезонной и календарной составляющих (2) и без исключения (1) (июль 1998 г. (2) — 100%)
В январе-мае, по оценке Минэкономразвития, разница между долей стран дальнего зарубежья в общем объеме российского экспорта и их долей в общем объеме российского импорта сократилась более чем в 2 раза по отношению к январю-маю 2001 г. и составила 6.3 п.п. Это свидетельствует о продолжающейся переориентации российского спроса на импортные товары из стран дальнего зарубежья, за счет импорта из стран СНГ. Сдержанная динамика импорта в текущем году связана, прежде всего, с замедлением темпов реального укрепления рубля. За январь-май т.г. рубль в реальном выражении укрепился, по расчетам, примерно на 2.6%, в то время как в январе-мае предыдущего года его реальное укрепление составило 5.3%.
Темпы инфляции после январского пика (3.1%) составили 1.2% в феврале, 1.1% в марте, 1.2% в апреле, 1.7% в мае 2002 г.. В целом за 5 месяцев потребительские цены выросли к декабрю 2001 г. на 8.4% (против 10.9% за соответствующий период предыдущего года).
В целом развитие социально-экономической ситуации в январе-мае 2002 г. позволяет оценивать положительную динамику большинства макроэкономических показателей за 2002 год в целом, хотя темпы роста заметно ниже, чем в 2001 и, особенно, рекордном 2000 году:
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
1999
2000
2001
январь-май 2002
2002 (оценка)
Валовой внутренний продукт
105.4
109.0
105.0
103.7*
103.6
Инфляция (ИПЦ)(на конец периода)
136.5
120.2
118.6
108.4
114
Продукция промышленности
111.0
111.9
104.9
103.0
103.5
Продукция сельского хозяйства
104.1
107.7
106.8
104.6
103.0
Инвестиции в основной капитал
105.3
117.4
108.7
101.7
106.0
Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы населения
86.2
109.3
105.8
108.7
106.0
Оборот розничной торговли
93.9
108.8
110.7
108.5
107.0
Объем платных услуг населению
106.6
105.0
102.8
101.8
102.0
Экспорт товаров
101.0
139.5
96.2
95.5**
103.2
Импорт товаров
68.1
113.5
119.8
107.4**
111.0
*январь-март
** по оценке Минэкономразвития
Практически все макроэкономические показатели свидетельствуют о росте и оздоровлении экономики. Что в немалой степени положительно влияет на динамику иностранных инвестиций. Вместе с тем сохранятся ряд не устраненных проблем, представляющих угрозу положительной тенденции.
В целом происходящая в настоящее время смена факторов экономического роста от внешних к внутренним протекает достаточно болезненно. Возможности поддержания устойчивого роста в рамках существующей структуры производства и мощностей близки к исчерпанию. Для ускорения роста необходимы активизация структурных реформ в экономике, продолжение ее дебюрократизации, создание условий для притока инвестиций и развития новых предприятий и технологий. При этом сырьевые отрасли не могут обеспечить устойчивые темпы роста даже в среднесрочной перспективе. Необходимо создание условий для перетока избыточного капитала сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли и сферу услуг и их эффективного развития.
4. Состояние государственного долга.
Сильнейшим фактором нестабильности, связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является огромный государственный долг, в первую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2001 года составил 4479,7 млрд. рублей (63,4% к объему ВВП). 87,6% составляет Внешний долг. В среднесрочном периоде предполагаемая динамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целях рефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
По результатам проведенных проверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что Правительство Российской Федерации не создало систему, позволяющую обеспечить привлечение иностранных кредитов на решение действительно жизненно важных проблем социально-экономического развития страны, а также систему действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов. Не разработан действенный механизм по включению в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации конкретных получателей заемных средств и их гарантов.
Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны. Невозможно без значительного ущерба для социально экономического развития осуществить обслуживание долга в полном объеме. Поэтому необходимо сочетать несколько форм урегулирования долга. Госдолг препятствует развитию российской экономики не только из-за необходимости выделения ресурсов на обслуживание, но и из-за отсутствия договоренности о долгосрочном посильном графике обслуживания. Это повышает неопределенность для предпринимателей и инвесторов.
Вместе с тем, позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат на обслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодные платежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период 1999-2004 годы практически в 2 раза - с 10,8 до 5,6 процента, соответственно значительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.
Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России - слабое государство. Это обусловлено:
· сохранением практически всех институтов государственной власти советского периода после радикальной смены режима и необходимостью пользоваться этими институтами;
· противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти;
· столкновением федеральной власти и регионов в борьбе за распределение прав и ресурсов;
· неоднородностью исполнительной власти, в которой всегда были представлены и сторонники реформ, и представители прежней бюрократии;
· подверженностью исполнительной власти влиянию частных интересов; в последние годы частные интересы преобладали над общественными;
· чрезмерностью обязательств государства, доставшихся от советского периода и новых, которые оно не в состоянии выполнять, подрывая тем самым свой авторитет в глазах населения и других контрагентов; низкой оплатой труда чиновников госаппарата, что ведет к коррупции и падению профессионализма.
С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, в жертву политике. Нет четкого разделения между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. Государство выступает зачастую как игрок, нежели как регулятор экономических процессов. Эта проблема усугубляется широким распространением коррупции и использованием неравнодоступной информации в регулирующих органах.
Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России, однако до тех пор, пока они будут продолжаться, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.
Но вместе с тем необходимо отметить безусловное влияние Президента Российской Федерации В. В. Путина на все институты государственной власти, что позволили преодолеть ряд хронических проблем современной российской политической системы.
- наладилось более конструктивное сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти,
- укрепилась вертикаль власти,
- ослабло влияние частных деловых интересов на принятие государственных решений.
Однако проведение политики по укреплению полномочий и влияния институтов государства без их кардинального преобразования и без учета потребностей экономики, нуждающейся в дерегуляции, модернизации, реструктуризации и интеграции с мировой экономикой, приведет к подавлению всех попыток реформ набравшим былую силу и власть государственным аппаратом. Ведь существующий порядок, позволяет бюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную часть ресурсов экономики.
Структурные реформы экономики, сокращение социальных льгот и реформа системы госуправления - болезненный и тяжелый процесс, при котором неизбежно произошло бы снижение популярности Президента у части общества. Однако высокий, постоянно поддерживаемый рейтинг не может быть критерием при исполнении обязанностей Президента.
В 2000 году возросла активность Прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структур по вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторон или с предъявлениями необоснованных претензий от лица государства. Возникли новые и были сохранены старые примеры неравных условий конкуренции, зависящие от решений исполнительных органов власти.
В целом административные барьеры на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности не снижаются, а приобретают еще более зловещие черты. И не смотря на усиление роли силовых структур, коррупция по-прежнему процветает, ограничивая возможности развития цивилизованной экономики.
После десятилетий господства государственной собственности Россия добилась впечатляющих успехов в законодательном укреплении прав частной собственности. Приняты Гражданский кодекс; Закон об акционерных обществах, ряд других законодательных актов, удовлетворяющих международным стандартам. Но реализация этих законов весьма неудовлетворительна, что связано, как уже упоминалось, с широким распространением коррупции и слабой связью исполнительной и законодательной власти.
Прошедшая приватизация создала дополнительные трудности. Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Инвестиционная привлекательность большинством российских компаний не воспринимается как приоритетная задача.
До сих пор сохраняются случаи нарушения прав инвесторов. Особенно это проявляется в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, теряют возможность влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний, тогда как весь контроль, позволяющий, в частности, распоряжаться денежными и физическими активами компании, переходит к ФПГ.
Такие действия создают высочайший риск для инвесторов, в первую очередь портфельных, обычно выступающих в роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля над предприятием, как правило, создает необходимые предпосылки для разворовывания имущества предприятия, перевода финансовых потоков в специально созданные компании, доведения предприятия до банкротства.
Серьезную опасность для прав инвестора несет в себе также недостаточная регламентация оснований для инициирования процедуры банкротства, а также самой процедуры банкротства. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия, которые имеют достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (так как не находится желающих захватить эти предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).
Серьезный ущерб инвесторам наносят случаи не предоставления информации, предусмотренной действующим законодательством, о деятельности предприятия и его финансовом состоянии менеджерами компаний. В отдельных случаях даже вмешательство ФКЦБ и судов не заставляет менеджеров компаний выполнять законодательство. Предоставляемые отчеты, составленные по отечественным канонам бухгалтерского учета, зачастую бесполезны, так как содержащиеся в них данные не позволяют составить достоверную оценку состояния предприятия.
Одной из самых серьезных и больных проблем российской экономики является проблема низкого качества корпоративного управления. Очевидно, что сложившаяся система менеджмента сдерживает инвестиции в российскую экономику и в значительной степени влияет на низкую эффективность большинства российских компаний. Среди первоочередных проблем управления компаниями в России выделяются: несоблюдение требований раскрытия информации; низкая квалификация менеджмента; нарушение прав собственников при реорганизации компаний; перераспределение активов в пользу организаций, контролируемых менеджментом или кем-либо из собственников; занижение рентабельности финансовых операций с помощью трансфертных цен.
Корпоративное управление в России нуждается в существенном улучшении. Составной частью совершенствования корпоративного управления является совершенствование корпоративного права.
Важным фактором, отрицательно сказывающимся на отношении инвесторов к российским проектам, является нарушение прав интеллектуальной собственности и подделка продукции. Например, 89% копий программ, используемых в России, куплено у пиратов. Защита прав собственников осуществляется слабо, что удерживает многие высокотехнологичные компании (прежде всего в области производства программного обеспечения) от размещения своего производства в России. Это свидетельствует о недостаточной жесткости правоохранительных органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенные для общества, по отношению к нарушителям прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, несовершенство Российского законодательства в отношении прав собственности, а также низкая культура корпоративного управления, является весомым фактором, препятствующим притоку иностранных инвестиций в экономику.
Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут постоянно меняться. Главное - стабильность.
За годы реформ создана практически заново законодательная база рыночной экономики. Приняты Гражданский кодекс, Законы "Об акционерных обществах", "Обществах с ограниченной ответственностью", "Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и другие законы. Тем не менее, в этой области еще много проблем. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона.
Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.
Экологическое законодательство России является одним из самых полных и ограничительных в мире. Обширный массив законов, постановлений и норм служит не как действенная система защиты окружающей среды, а как средство получения доходов. А также является серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций в Топливно-Энергетический комплекс, являющийся ключевой отраслью Российской экономики.
Законы и нормативные акты об окружающей среде необходимо упростить и привести в соответствие с международными экологическими стандартами. Для устранения этого серьёзного препятствия инвестициям должны быть приняты законодательные меры. Инвестиции в рамках существующей системы лицензирования нефтегазодобычи в последние годы почти отсутствовали из-за карательного налогового режима и непрозрачного механизма распределения квот на экспорт сырой нефти.
«Закон о валютном регулировании и валютном контроле» является весомым фактором, препятствующим притоку иностранного капитала в российскую экономику. Реализуемый Банком России в настоящее время вариант валютного регулирования предполагает лицензирование ввоза капитала, осуществляемого в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает по сути запретительный режим для иностранных инвестиций. Вопрос об изменении системы валютного регулирования обсуждается несколько лет лет, негодность принятого порядка очевидна, но никаких принципиально новых мер до сих пор не принято. По сути, действующий порядок контроля над движением капитала действует наоборот: стимулирует утечку и препятствует ввозу.
Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств. В последние 2 года проводится работа по ревизии законодательных баз регионов и приведению их в соответствие с федеральным законодательством. Но пока эта практика не приносит значительных результатов, и чаще всего наталкивается на противодействие местных властей.
Однако самая главная проблема - плохое исполнение законов. "Строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения", - эти слова М.Е. Салтыкова-Щедрина говорят о давней национальной традиции, от которой, однако, надо избавляться. В ряде случаев это связано с отсутствием санкций за неисполнение норм права или их неэффективностью, когда нарушение права экономически выгоднее, чем его исполнение.
Серьезной причиной, которая стимулирует неисполнение законов, является неэффективность судебной защиты в случае нарушения норм права. Отчасти указанная проблема вызвана несовершенством существующей судебной системы, которая не отвечает потребностям изменившихся экономических реалий.
Судебная власть не является в достаточной степени независимой, и инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона. Признавая это, предприниматели зачастую не тратят времени на судебные разбирательства, в результате растет криминализация деловых отношений и снижается предпринимательская активность. Перегруженность судов различных инстанций чрезвычайно замедляет скорость процессов, что еще более снижает эффективность системы как средства разрешения конфликтов и повышает привлекательность альтернативных регуляторов.
Еще одна серьезная проблема связана с исполнением судебных решений. Несмотря на то, что после принятия Закона "Об исполнительном производстве" ситуация с реализацией судебных решений улучшилась, остались нерешенными многие проблемы. В частности судебные исполнители не имеют достаточных полномочий и средств для поиска имущества должников и поиск указанного имущества становиться заботой истца, который уже понес существенные судебные издержки.
Начатая реформа судебной системы пока не приносит положительных результатов. Без создания независимой судебной системы и квалифицированного корпуса судей, изменения следственных, процессуальных и прочих процедур, подчинения прокуратуры органам судебной власти бессмысленно рассчитывать на изменение стимулов для экономической и политической деятельности в России, на отказ предпринимателей от борьбы за ренту в пользу честной конкуренции.
Низкая культура контрактов, несоблюдение обязательств в случае малейших затруднений присутствуют на любом участке отечественного хозяйства, так как возникновение новых форм деятельности не сопровождалось адекватным и своевременным развитием механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств. Деловая этика, обычаи делового оборота, являющиеся неотъемлемыми элементами рыночных отношений, не являются нормой для подавляющей части агентов российской экономики.
Государство само неоднократно не выполняло своих обязательств перед контрагентами, что негативно повлияло на контрактную дисциплину во всех секторах экономики и понизило национальный кредитный рейтинг.
Наиболее известным массовым явлением недобросовестного исполнения обязательств стал отказ российских банков от своих обязательств по форвардным контрактам. Другим, также последовавшим за кризисом августа 1998 года, явлением, стал перевод лучших активов и клиентов из банков, перегруженных обязательствами, в банки-дублеры. В результате все клиенты, не успевшие увести счета из старого банка, оказывались клиентами банка-банкрота, в то время как акционеры и менеджеры этого банка благополучно пересаживались в банк-дублер, по сути дела отказываясь от своих обязательств, выданных от имени старого банка. Как подчеркивали иностранные инвесторы, в этой истории их более всего поразила безнаказанность: никого не привлекли к ответственности.
Сложность решения проблемы контрактных обязательств заключается в распространенности нарушений. Сложившаяся практика взаимоотношений выгодна агенту, принявшему правила игры. Выбраться из образовавшейся ловушки тяжелее, чем попасть в нее, так как требуется разрушение устойчивых стереотипов поведения, устраивающих в каждый данный момент значительное число агентов. Поэтому государству придется быть последовательным и преодолевать сильное сопротивление.
Этот фактор становится одним из сильнейших факторов, повышающих риск иностранного инвестора. Для любого инвестора важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Таким образом, чем выше риск, тем меньше желающих иностранных инвесторов вложить свои средства в Российскую экономику.
Виртуальной экономикой – это экономику бартера и неплатежей, возникшую в России вследствие сохранения высокой доли предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость. Подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться. Их продукцию, как правило, не удается реализовать за деньги. Применяются завышенные бартерные цены, отражающие дисконт менее совершенных средств оплаты, таких, как товары или денежные суррогаты, многовариантность средств оплаты увеличивает трансакционные издержки при адаптации к условиям каждой конкретной сделки. Экономика неплатежей создает предпосылки для уклонения предприятий от уплаты налогов и провоцирует все большее число предпринимателей становиться недобросовестными налогоплательщиками, что ведет к углублению кризиса неплатежей.
При наличии большого количества долгов практически любое российское предприятие отвечает формальным признакам банкротства. Имея в виду высокую вероятность потери прав собственности на предприятие в результате возможной процедуры банкротства, инвесторы не чувствуют стабильности и воздерживаются от инвестирования в данное предприятие. Накопленные долги делают заведомо невыгодными любые вложения, так как неоправданно увеличивается стоимость входа на рынок и период окупаемости проекта.
В условиях мягких бюджетных ограничений и слабого корпоративного контроля предприятия наращивают дебиторскую задолженность, в последствии оказывающуюся безвозвратным убытком, и месяцами не выплачивают зарплату своим служащим, государство не финансирует в полном объеме госзаказ, а население задерживает оплату коммунальных услуг.
В то же время государство, особенно за счет региональных и местных бюджетов, поддерживает нежизнеспособные предприятия вместо того, чтобы содействовать ускоренному развитию эффективных, особенно в малом бизнесе. Такая структурная политика, хотя и сдерживает социальное напряжение, но больше препятствует реструктуризации экономики и решению социальных проблем.
Несмотря на ухудшение финансового положения предприятий в 2002 г., в промышленном секторе начинается нормализация структуры платежей и дальнейшее увеличение доли денежных средств в расчетах за продукцию предприятий. Помимо этого, объем просроченной задолженности предприятий и организаций в течение 2002 сократился. Безусловно, эта проблема будет решать еще очень долго и болезненно, но и сейчас наметившаяся положительная тенденция снижает риски иностранных инвесторов.
Масштабы преступности и коррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает около четверти ВВП.
Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивается на уровне 15 - 20%, что в ближайшей перспективе недостижимо
Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Возможность же ведения "белой" деятельности в таких условиях, т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но и налогов государству, исключена полностью. Таким образом, организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную.
В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились. В настоящее время чиновники и целые государственные органы все чаще используются финансовыми группами в качестве инструмента передела сфер влияния. Так, наиболее активно стало использование налоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных издержек предпринимателей.
Пока власти демонстрируют неспособность хотя бы уменьшить масштабы коррупции. Расследования коррупционных дел носят, как правило, не правовой, а политический характер, для дискредитации тех или иных лиц, поэтому стадия, на которой суд выносит решение, практически не достигается. Это одно из проявлений преобладания частных интересов над общественными.
Проблема коррупции в настоящее время стоит также остро, как и 10 лет назад. Решение этой проблемы в ближайшей перспективе не предвидится. Для этого потребуется время, политическая воля и серьезные усилия. Поэтому фактор коррупции и криминала в значительной степени препятствует притоку иностранных инвестиций.
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее чем в большинстве европейских стран.
Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Учитывая, что налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. При этом ощущение у налогоплательщиков такое, что они всегда не правы. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами
МНС, технически не справляясь с мониторингом всего множества налогоплательщиков, концентрирует свое внимание на "крупной рыбе", рентабельных и заметных предприятиях. Данная группа находится в неравном положении по отношению к остальным агентам экономики. Политика доения тех, кто платит, особенно иностранцев - это приоритетная стратегия МНС при развалившейся, но не подвергнутой санации значительной части производственного сектора. Практика договариваться с крупными налогоплательщиками о режиме уплаты, не предусмотренном законодательством, списание накопленной задолженности и влиятельность лоббистских группировок подрывают стабильность и достаточность доходов бюджета и ложатся дополнительным бременем на добросовестных налогоплательщиков. Подобное неравноправное положение разных агентов экономики приводит к негативной селекции среди них и эрозии налоговой базы.
Объем налоговых изъятий из дохода граждан согласно действующим нормам неадекватен уровню развития их правосознания и оценке допустимого фискального бремени, о чем свидетельствует широкомасштабное уклонение от уплаты подоходного налога. Низкая налоговая дисциплина физических лиц может быть повышена при введении пониженных ставок налога.
Пеня за просрочку уплаты налогов по своему размеру носит штрафной характер и не является средством обеспечения уплаты налога. Другие штрафы не делают различия между ошибкой налогоплательщика по причине неясных и нечетких формулировок нормативных актов и умышленным уклонением от уплаты налогов. Меры административного воздействия, предусмотренные Налоговым Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересов государства перед задачами частных налогоплательщиков.
Вместе с тем нельзя не отметить явные успехи Налоговой реформы. Решается основная проблема снижения налогового давления на фонд оплаты труда. Целью является размораживание заработной платы и обеспечение экономические условия для ее реального роста, притом роста легального, уменьшения объемов нелегальных, а следовательно, не облагаемых налогами выплат. Именно эти задачи реализуются снижением ставок социального налога по сравнению со страховыми платежами, установлением единой низкой ставки на трудовые доходы физических лиц, введением повышенных налоговых ставок на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов, а также с помощью депозитных, страховых и тому подобных «схем».
Еще более очевиден успех в замене страховых платежей в четыре государственных внебюджетных социальных фонда единым социальным налогом. И это несмотря на серьезнейшие недостатки самого закона. Переход контроля за уплатой налога от внебюджетных фондов к Министерству РФ по налогам и сборам, как и предполагалось, принес высокие результаты. Jсновная ставка налога, применяемая для доходов до 100 тысяч рублей в год, снижена с 39,5% до 35,6%, то есть на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введено регрессивное налогообложение с быстроснижающейся ставкой. Это безусловный успех налоговой службы страны, которая добилась существенного повышения собираемости налога по сравнению с государственными внебюджетными фондами.
Конечно, закон не идеален. Например, проблема регрессивного налогообложения. Не приходится сомневаться, что она была введена с самыми лучшими намерениями: стимулировать появление высокой заработной платы на предприятиях. Однако известно, что дорога в ад вымощена самыми лучшими намерениями. Для бухгалтерских и финансовых служб предприятий, а также налоговых инспекций налог, взимаемый с юридических лиц, превратился почти в налог с лиц физических. Ведь приходится вести по нескольку лицевых счетов на каждого работника предприятия или организации, улавливая момент, когда его доход перейдет за 100 тысяч рублей, затем за 300 тысяч, за 600 тысяч рублей. Притом регрессия перечисления социального налога в разные фонды различна.
Наибольшее значение для иностранных инвесторов приобрело введение 25 главы Налогового кодекса. Теперь как для российских юридических лиц, так и для иностранных юридических лиц, действующих через постоянное представительство, объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами – прибыль организации (ранее это был доход).
Налоговая система продолжает совершенствоваться. Но, тем не менее, в данный момент Российское налоговое законодательство является серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций.
Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Помимо сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно провести расчеты, получить деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость, негативно влияя на рентабельность операций.
На банковском рынке, как, собственно, и на всем рынке долгового финансирования, не существует инфраструктуры, обеспечивающей функционирование этого рынка в любой другой стране. Гарантирование и страхование обязательств по кредитным договорам и облигационным займам в России практически отсутствует. Рейтинговых агентств не существует. Крайне низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальных кредиторов и реципиентов кредитных ресурсов, равно как и методического обеспечения процесса экспертизы кредитных проектов. Инвестиционные фонды, мобилизующие ресурсы (в первую очередь мелких частных инвесторов) для инвестиций, также чрезвычайно слабы и немногочисленны в России. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании.
В 2000 году не были осуществлены назревшие изменения в нормативно правовой базе, что сохранило основные риски ведения банковской деятельности, в первую очередь —кредитования предприятий и организаций: не изменена очередность удовлетворения претензий кредиторов; отсутствуют должные законодательные еры по защите сбережений частных лиц; не меняется устаревший порядок резервирования, дискриминирующий кредитные вложения в реальный сектор экономики; кредитоспособность многих отечественных предприятий остается низкой; недостаточен уровень раскрытия информации потенциальными заемщиками
В 2000 году суммарная капитализация (общая стоимость всех ценных бумаг) акций российских предприятий сократилась. Поэтому условия привлечения инвестиций путем выпуска акций для большинства крупных предприятий ухудшились, так как снизились курсовые стоимости акций. Без существенного (до 2 раз) роста капитализации рынка акций привлечение инвестиций путем выпуска акций останется для большинства российских предприятий невыгодным.
На фоне роста большинства развивающихся рынков снижение капитализации российского рынка также свидетельствует об ухудшении конкурентной позиции России на международном рынке капиталов.
Если не будут решены ключевые вопросы ответственности за банковский сектор в целом, а также личной ответственности руководства банков, то слабая банковская система еще на протяжении десятков лет будет препятствовать развитию российской экономики и улучшению инвестиционного климата. Дальнейшее существенное увеличение объема иностранных инвестиций более невозможно безкомплекса специальных мер по привлечению портфельных инвесторов, или, что тоже самое, по улучшению качественных характеристик рынка капиталов (повышение ликвидности, снижение рисков и т. д. ). Кредитование экономики по прежнему сопряжено с высокими рисками, и объем кредитов банковского сектора растет более медленно, чем объем кредитных ресурсов. Развитие финансовой системы также сдерживается по причинам общеэкономического значения: непрозрачности и недостаточной защиты прав собственников.
Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российской экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной активности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
«Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» пока далеко не полностью привела в соответствие наши стандарты зарубежным аналогам. Поэтому пока российские стандарты не могут обеспечить потенциального инвестора понятной и сопоставимой финансовой информацией.
Реформа бухгалтерского учета осуществляется очень медленно и недостаточно увязана с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне: часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах в международном учете. Таким образом, новые правила бухгалтерского учета на сегодняшний день не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по стандартам, соответствующим МСФО, либо US GAAP; российских - инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы - отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Процесс написания российских положений бухгалтерского учета (ПБУ) остается закрытым от профессионального бухгалтерского сообщества. В составе органов, задействованных в процессе реформирования бухгалтерского учета, на сегодняшний день практически отсутствуют специалисты в области международной практики бухгалтерского учета.
Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или не полученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не его учетной политики, подстроенной под интересы налогообложения и не учитывающей потребности инвесторов. Такую уверенность может дать только соблюдение предприятием правил учета, признанных мировой практикой в качестве инструмента предоставления достоверной финансовой информации.
Из интервью генерального директора страховой компании ОАО «РОСНО» газете «Ведомости»:
«Инвестиционный рынок будет укрупняться, но его рост напрямую связан с повышением прозрачности компании. Если компания прозрачна, туда готов входить инвестор, если она закрыта, инвестор разворачивается и уходит. Из последних отчетов McKinsey видно, что приход инвесторов на 40% зависит именно от прозрачности компании.
Я двумя руками за то, что страховая компания должна быть открытой. Отечественные страховые компании закрыты и непрозрачны, чему способствует действующая российская бухгалтерская отчетность. Публикуя свою отчетность, мы должны добиваться того, чтобы она была понятна нашим клиентам, а такую возможность предоставляет пока только международная отчетность».
Проблема Российского бухгалтерского учета безусловно является фактором не способствующем притоку иностранных инвестиций. Но, тем не менее компании, которые хотят получить иностранные инвестиции, в состоянии предоставить инвестору необходимую информации. Вопрос состоит лишь в том, что эти компании несут дополнительные издержки по составлению этой информации. Таким образом, фактор неадекватности отчетности, хоть и не является самым проблемным, но все же затрудняет поток инвестиций.
Это один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам представляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако в данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории Российской Федерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единое государство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками в каждом.
В то же время во многих регионах наблюдаются схожие явления, препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности:
· Стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.).
· Стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская области, и т.д.).
· Особые отношения с отдельными предпринимателями, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий.
· Необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов.
· Необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности.
· Не предусмотренные в законодательстве поборы и лицензии.
· Прямая коррупция (особенно при выдаче лицензий и регистрации).
· Противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ).
· Излишняя бюрократичность административных процедур.
· Создание препятствий для миграции рабочей силы.
· Совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Чаще всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления своими актами и действиями препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех выявленных антимонопольными органами нарушений) и необоснованно предоставляют льготы отдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов нарушений).
Таким образом, политика местных властей зачастую является важнейшим факторов, определяющим решения инвестора о вложении средств в данный регион.
Формально существует национальный режим, общий для российских и иностранных инвесторов. На деле равенства нет. С одной стороны, есть преимущества у иностранцев: доступ к капиталу и кредиту, опыт управления, технологии. Но, с другой стороны, российские предприятия уходят от налогов, используют денежные суррогаты и в целом их положение, вероятно, предпочтительней. Они более влиятельны в коридорах власти, с большей готовностью идут на подкуп государственных чиновников, в результате чего получают реальные преимущества.
Существенно снижает инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой. Так, добившийся наибольших успехов в привлечении прямых иностранных инвестиций Китай на уровне государственной политики создает преимущества для иностранных инвесторов перед местными, вплоть до установления разных цен размещения акций для местных и иностранных покупателей.
16. Проблемы развития «Новой» экономики.
Новая экономика – экономика быстро развивающихся процессов коммерциализации Интернета. Или лучше назвать такую экономику «Электронным рынком». Термин «новая экономика» применяется для описания трех направлений деятельности:
· это объединение, измерение, пространство «высокотехнологичных компаний», использующих, как правило, Интернет в качестве основного ресурса. Высокотехнологичной можно считать компанию в любой сфере деятельности, получающую интеллектуальную ренту.
· это деятельность компаний, производящих программное обеспечение для Интернета. Этот вид деятельности уже стал целой отраслью экономики.
· Деятельность компаний, использующих Интернет для создания новых моделей хозяйственной деятельности и повышения производительности, прежде всего за счет снижения всех трансакционных издержек (особенно взаимодействия и управления)
По приблизительным оценкам, численность аудитории Интернета в России по состоянию на июль 2000 года составила 6, 9 –7, 1 миллионов человек. Потенциал роста электронной торговли в России гораздо больше, чем в любой другой восточноевропейской стране, учитывая численность населения и протяженность.
Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: снижение издержек и расширение потенциального рынка для экспорта продукции, увеличение количества рабочих мест для квалифицированной рабочей силы в рамках глобализации производства и интеграции российской экономики в мировую, доступ к инвестиционному капиталу, а все вышесказанное ведет к росту экономики и увеличению налоговых поступлений. Использование современных технологий для передачи информации —не только способ сокращения издержек и повышения производительности труда, но и значительное сокращение временных издержек, что для России, которая, как известно, явление во многом географическое, а не историческое, создает принципиально новые возможности по развитию рынков, конкуренции, распространению технологий и т. п.
Благодаря проникновению ТНК, иностранного капитала на российский рынок, образованию совместных предприятий отдельные ростки «новой экономики» появляются и на нашей почве. Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться компаниям Новой экономики:
· Низкая степень компьютеризации и интернетизации даже на корпоративном уровне. Средний уровень проникновения Интернет в различные компании составлял 10-15% в 2000 году.
· Работа в отрасли Интернет является естественным продолжением внутренней инфраструктуры компании. Для большинства же российских фирм эта инфраструктура исчерпывается калькулятором.
· Руководители большинства отечественных компаний не готовы к работе в новом пространстве коммерции, и еще не осознали, что оно позволяет существенно снизить зону неэффективности
· Отсутствует достаточный по объему венчурный капитал, который на Западе выступает главным источником инвестиций в проекты Интернет-Компаний.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами информационных технологий и электронной торговли, необходимо снять препятствия на пути развития и использования Интернета в России, и, самое главное, не создавать новых препятствий. Практика показывает, что российское Правительство склонно излишне регламентировать все, что связано с электронной торговлей и другими видами деятельности в Интернете, вместо того, чтобы предоставить рынку возможность самому определить свои потребности.
Россия с ее гигантской территорией фактически обречена на освоение «Новой экономики», особенно в качестве инструмента консолидации экономического и политического пространства. Малоосвоенное пространство Российских Интернет-Технологий представляется весьма перспективным объектом вложения средств, в том числе и иностранного капитала.
17. Экономическая политика по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Середина 80-х годов отмечена радикальным поворотом в политике регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было обусловлено ускорением процесса глобализации и началом проведения широкомасштабных рыночных реформ в ряде стран Третьего мира, а затем и в постсоциалистических государствах, в частности в России. В подавляющем большинстве государств, где прежде существовало множество ограничений на доступ иностранного капитала и жесткий контроль за его деятельностью, общий вектор регулирования ПИИ сменился на прямо противоположный. Это отразилось в беспрецедентной по масштабам и темпам либерализации режима регулирования ПИИ.
Общей чертой процесса либерализации национального регулирования ПИИ является разработка специализированного законодательства, в котором устанавливаются основные положения правового режима в отношении иностранных инвестиций. Это призвано компенсировать неполноту национального общехозяйственного правового и административного регулирования, тем самым обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.
Вместе с тем очевидно, что приоритетная задача любой страны - поддержка развития национального бизнеса. Потенциальная возможность "эффекта вытеснения" национальных предприятий в связи с допуском в страну ПИИ - предмет озабоченности многих правительств.
В условиях относительной слабости отечественного бизнеса противостоять такой практике способно только государство. Сохраняющиеся ограничения на ПИИ обосновываются необходимостью предотвратить захват иностранцами господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение платежного баланса страны в результате неконтролируемой заемной деятельности филиалов местных. ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм).
Необходимо отметить, что ускорение процесса либерализации регулирования ПИИ привело к тому, что ТНК имеют необычайно широкий выбор мест возможного приложения капитала и, как результат, очень требовательно подходят к оценке инвестиционного климата в принимающей стране. Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях просто проводить либеральную политику регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлечения инвесторов требуются целенаправленные стимулирующие меры.
Изменение инвестиционного имиджа, в частности, требует распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего сведения общего характера о стране и ее инвестиционных возможностях (общеэкономические показатели, состояние отдельных отраслей, перечень и конкретные данные о местных компаниях - потенциальных партнерах по совместным предприятиям с участием иностранного капитала или поставщиках тех или иных необходимых для реализации инвестиционных проектов товаров, подробная информация об осуществляемых или планируемых в данной программе приватизации). Необходима также информация юридического характера относительно законодательного и административного режимов регулирования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения инвестиций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.
Несмотря на повсеместное признание важности ПИИ как мощного инструмента стимулирования экономического роста, необходимость регулирования зарубежных капиталовложений сохраняется. Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от правительства тщательного и сбалансированного подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по ее реализации.
Работа в отношении регулирования и стимулирования иностранных инвестиций в России пока мало заметна.
Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться на возможности задействования внутреннего и внешнего потенциалов для реализации поставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и угроз. В таблице приведен SWOT-анализ российского инвестиционного климата. Исходя из этих данных необходимо создавать стратегию привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
СИЛА
СЛАБОСТИ
· Трудовые ресурсы и их квалификация
· Сырьевая база
· Демократическая политическая система
· Мощная промышленная база
· Передовая наука
· Россия - связующее звено между западными и восточными странами
· Деформация отраслевой промышленной структуры
· Незрелая конкурентная среда
· Слабая ориентация на рост качества продукции и на повышение конкурентоспособности национальных предприятий
· Низкий уровень корпоративного управления и деловой этики
· Проблемы защиты окружающей среды
ВОЗМОЖНОСТИ
УГРОЗЫ
· Всемирная экономическая интеграция
· Насыщение и ужесточение конкуренции на западных рынках. Россия осталась последним незанятым крупным развивающимся рынком (КРР) Европы.
· Смещение от внешней торговли к ПИИ в XXI в.
· Заинтересованность ТНК в использовании огромных природных ресурсов России
· Провал процесса реформ
· Возврат к спаду производства и потеря промышленной конкурентоспособности
· Политическая дестабилизация
· Конкуренция со стороны других Развивающихся стран
· Внутреннее сопротивление переменам
У России есть реальные шансы стать привлекательным рынком для иностранных инвесторов, если она сможет вооружиться эффективной продуманной стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций, избавиться от иллюзий инвестиционных процессов. Нельзя ограничиваться только функцией «открывания дверей», для тех инвесторов что в нее постучатся, необходимо использование и внедрение финансовых и фискальных льгот, создать специальную инфраструктуру, отвечающую за разработку инвестиционной политики и ее осуществления.
VI. Заключение
Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притоку иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И не смотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в Российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения. У России есть огромный потенциал для развития, и необходимо использовать все возможности способствующие экономическому росту. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны. Большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохраняется, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.
Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.
Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.
Список литературы
1. Доклад Экспертного института. «Инвестиционный климат в России», Москва, 2000 г.
2. «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», Ясин Е. Г. совместно НБФ "Экспертный институт" и Американская Торговая Палата в России. 2001 г.
3. «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы», Р. Павличенко, МЭиМО, 2001 г. №4.
4. «Новая экономика в пространстве постмодерна» Л. Мясникова, МЭиМО, 2001 №12
5. «Кривая дорога прямых инвестиций», В. Стародубровский, Вопросы экономики, 2003г. №1
6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"
7. «Экономический рост и кадровый потенциал России» А. А. Нещадин., Экспертный институт, 2000 г.
8. «Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов», П. Фишер, Вопросы экономики, 2002 №2.
9. Большой токовый словарь экономических и юридических терминов. Л. П. Кураков, 2001 г.
10. «О некоторых итогах налоговой реформы». Директор Научно-исследовательского института развития налоговой системы, академик РАЕН Д.Г. Черник
11. Данные сайта www.InvestmentRussia.ru
12. Данные Межрегионального сайта информационных технологий. Макроэкономическая ситуация в России. «Минэкономразвития: основные тенденции января-мая 2002 Г. И оценки до конца года»
НОВОСТИ | ||
Изменения | ||
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
СЧЕТЧИК | ||
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |