рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Финансовая система рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансовая система

Финансовая система

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Экономики и маркетинга





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

«ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА»

 

 

 

 Принял:

 старший преподаватель                      ____________________     А.Г. Баранов

           

                                                                     

 

Выполнила:

ст. гр.ЭП-222д                                      ____________________     И.И. Дмитренко                                                                                      

                                                                               








Севастополь

2005г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                   С.

Список условных сокращений

Введение

1 Сущность, структура и функции финансовой системы………………………

1.1   Задачи и структура финансовой системы……………………………….

1.2   Бюджетная система как основное звено финансовой системы……….

2        Механизм функционирования  финансовой системы……………………….

2.1   Влияние денежно-кредитной политики государства на финансовую систему……………………………………………………………………….

2.2   Влияние бюджетной политики государства на финансовую систему…

3         Финансовая система переходной экономики: её особенности и актуальные  проблемы…………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………….














СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ


ВОП – валовой общественный продукт;

СОП – совокупный общественный продукт;

НД – национальный доход;

ВНП – валовый национальный продукт;

ВВП – валовый внутренний продукт.

 

 

 

 

 

 

 

 




























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Марксисты, видят под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Цели и задачи курсовой работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

-         раскрытие основных звеньев финансовой системы;

-         рассмотрение главного звена  финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;

-         выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;

-         раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.

При написании работы были использованы следующие источники информации:

-         монографические статьи;

-         учебники и учебные пособия;

-         журналы периодической печати;

-         всемирная сеть Интернет.

    








1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИНАНМОВОЙ СИСТЕМЫ


1.1   Задачи и структура финансовой системы


По своему материальному содержанию финансы  - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

 В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является  обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

-  осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

- создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

-  способствовать превращению потребностей в реальные блага.


Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять  финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение)   денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.

Микро уровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

Макро уровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. [ 2 ]

 В современной западной экономической литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов (посредников) и органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система.

Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.

Значит, механизм разделения труда, который применяется в государстве, зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.

Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы. [  12  ]

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Главное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.

Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

-         научно-исследовательские;

-         экономические;

-         социальные фонды;

-         фонды личного и имущественного страхования;

-         военные фонды;

-         инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования)  образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц. [ 8 ]




















1.2  Бюджетная система как основное звено финансовой системы


Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

 Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений,  развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.

            В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %: [ 3 ]



Таблица 1.1  –  Структура бюджетных расходов и доходов

                                                                                  

Расходы

%

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12





В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.

Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:

- бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанных с обособленной частью национального дохода в руках государства;

- посредством бюджета осуществляется перераспределение НД на всех уровнях народного хозяйства и по всем сферам экономики;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:

1) валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД - бюджет служит средством перераспределения этих категорий;

2) финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. - бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т.д.

Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства

Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственных и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионного обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение НД, но  и на его производство; накопление денежных средств; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления производства.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения НД.

Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, налоговой службы.

Важное значение имеет осуществление внешнеэкономической деятельности: содержание бюджета дипломатических представительств  за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является страна.

Под госбюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Госбюджет - это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливаемого для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетного взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана экономического и социального развития страны. Госбюджет входит в общую систему финансовых планов страны.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных доходов и расходов на основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование исполнения госбюджета - содержание бюджетного планирования. Они являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночной экономики. В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования является:

1) установление оптимальных пропорций между централизованными и децентрализованными финансами; 2) определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий и объединений; 3) рациональное распределение финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферой, отраслями экономики, экономическими регионами страны; 4) стимулирование наиболее эффективного использования денежных средств; 5) концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях экономического развития.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюджетная система  регулируется рядом законов. И в каждой стране законы разные

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей на основе действующего бюджетного права; структура бюджетной системы; взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.

 

 

 

2                  МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


2.1  Влияние денежно-кредитной политики государства на финансовую систему


Денежно-кредитная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержания в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных резервов. [ 11 ]

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. [ 4 ]

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране. [ 5 ]


2.2     Влияние бюджетной политики государства на финансовую систему


  Бюджетная политика (фискальная политика) – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Является  стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.  [ 11 ]

Роль бюджета в развитии национальной экономике неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно. Что в едущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XXв. Бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств перераспределяется от 1/3 до 1/2  ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. [ 2 ]

 Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

 Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

 Основными задачами фискальной политики я вляется:

1.     Сглаживание колебаний экономического цикла;

2.     Стабилизация темпов экономического цикла;

3.     Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.


Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике. Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений Бюджетной политики., исходя из долговременных задач развития экономики. Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей. Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки. Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования. Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития. Содержание Бюджетной политики отражает общий комплекс направлений развития бюджетного федерализма и возникающих при этом взаимосвязей, которые она охватывает. Можно выделить: а) разработку общей концепции Бюджетной политики, т. е. ее целей, принципов, задач, этапов осуществления и наиболее эффективных методов; б) формирование действенного, адекватного развивающейся рыночной экономике бюджетного устройства и бюджетного процесса, стимулирующего экономический рост на микро-, мезо - и макроуровне; в) осуществление мер по повышению эффективности управления бюджетными ресурсами как централизованного, так и децентрализованного характера на всех уровнях.

В основе Бюджетной политики лежит ряд принципов. Она является органической частью общей экономической политики государства. Предполагает сбалансированность экономики. Обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства. Носит плановый и социальный характер

              Подводя  итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно прийти к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

         Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

         Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

          На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-лизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

          В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

        Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.


















3            ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЕЁ                       ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Переходная экономика – экономика, осуществляющая переход из одного состояние в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. [ 11 ]

Совокупность финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

После распада Советского Союза административно-командная система к 1992г. оставила в наследство тотальное огосударствление экономической сферы, сверхмонополизацию и деформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации, подавленную инфляцию и скрытую безработицу, тотальный дефицит товаров и услуг, отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, эгалитаристской и партеналистической психологии подавляющего большинства населения.

Финансовый кризис обуславливает необходимость осуществления ряда срочных административных мер антикризисного характера. Речь идёт о разумном ограничении вывоза валюты, о взятии под полный государственный контроль производства алкогольных напитков и оптовой торговли ими, и т.п. Вместе с тем перед Украинским государством стоит ряд острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития, который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного рынка к «социальному рыночному хозяйству», то есть к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно функционирующей в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых людей («новые русские», «новые украинцы» или, одним словом, нувориши) и, соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит придать ему более цивилизованный характер. Государство должно оптимизировать налоговую систему. Щадящие налоги с производителей материальных благ и услуг должны сочетаться с высокими налогами со спекулянтов-перекупщиков. Налоги с физических лиц должны не только пополнять доходы бюджета, но и способствовать смягчению социальной дифференциации, поэтому налоги с физических лиц должны взиматься по прогрессивной шкале, резко увеличиваясь по мере роста их доходов. Первоочередной задачей государства является обеспечение регулярных выплат пенсий и зарплаты бюджетникам. Их многомесячные задержки не допустимы в принципе, поскольку отбрасывают значительную часть населения за грань нищеты и порождают активное противодействие рыночным реформам.

Одним из главных кризисных факторов является налоговая система. С одной стороны, она не обеспечивает бюджет государства достаточными и надёжными доходами, что порождает финансовый кризис государства на макроуровне, а с другой – подрывает финансовую базу предпринимательских структур, чем обуславливает кризис в микроэкономической среде. Сложившаяся система налогообложения не удовлетворяет ни государство, ни плательщиков.

Каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходной период? Это – приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономических связей и социальная политика, направленная на защиту лиц с низкими доходами.

В государствах рыночной ориентации различают государственные и частные финансы, которые, в свою очередь, разделяют на общегосударственные финансы, финансы государственных предприятий, финансы частных предприятий и финансы домохозяйств, что можно представить в виде схемы:


Таблица 3.2


Государственные финансы

 

Частные финансы

 

Общегосударственные финансы

Финансы государственных предприятий

Финансы частных предприятий

Финансы домохозяйств

 

Финансы предпринимательства

 


Финансовые системы государств с развитой рыночной экономикой включают в свой состав лишь государственные финансы . Финансовая система Украины в современном ее виде существенным образом отличается от финансовых систем зарубежных государств:

- в распределении финансовых ресурсов приоритет отдан общегосударственным финансам;

-  финансовая деятельность государственных предприятий не совсем и не всегда ассоциируется с принципами предпринимательской деятельности;

-  негосударственный сектор экономики только начал развиваться;

-  о финансах домохозяйств к недавнему времени в Украине вообще

язык не велся.

Вопрос сути финансовой системы как в отечественной литературе, так и в литературе ближнего зарубежья является дискуссионным.

Финансовая система государства - это совокупность отделенных, но взаимосвязанных между собою элементами финансовых отношений, которые возникают в разных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода с целью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов (что осуществляется в фондовой и безфондовой формах при преимуществе первой) для удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Не останавливаясь детально на дискуссии по вопросу сути финансовой системы, пересчитаем лишь несколько точек зрения:

- финансовая система - это совокупность звеньев финансовых отношений и органов, которые осуществляют управление ними;

-  финансовая система Украины - это разнообразные виды фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, а также у хозяйственных субъектов и других финансовых институтов с целью экономической и социального развития ; [ 9 ]

-  финансовая система Украины - это совокупность учреждений конституционного влияния государства на распределение совокупного общественного продукта и перераспределение валового внутреннего продукта; [ 9 ]

-  финансовая система - это сферы и элементы финансовых отношений, хотя термин может употребляться также и в другом значении - как совокупность финансовых учреждений государства; [ 10 ]

-  финансовая система - это совокупность разных сфер финансовых отношений, в процессе которых получаются и используются фонды денежного средства, другими словами, финансовая система - это совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежного средства государства и предприяти.[ 6 ]

Учитывая на подготовку законопроекта по финансовой системе Украины, считаем целесообразным на основе обобщения и обсуждения существующих точек зрения, учитывая зарубежные достижения в разработке теории финансовой системы, определиться в дефинициях.

Возвращаясь к данному определению финансовой системы, укажем, что основное отличие финансовой системы от финансов - деление совокупности финансовых отношений на элементы. Учитывая на то, что речь идет о базисных отношениях, считаем за нецелесообразное включать в понятие финансовой системы органы управления финансовыми отношениями, так как эти уже отношения надстроечные. Что же касается объединения базисных и надстроечных отношений, то они рассматриваются при определении сути финансового механизма и всех его составляющих. Кроме того, следует иметь в виду, что к управлению финансами причастны не только "финансовые учреждения государства", но и органы законодательной и исполнительной власти, широкий перечень министерств и ведомств, предприятия, учреждения, организации.

В основу построения финансовой системы Украины положены принципы:

1.           Принцип деления финансовых ресурсов на централизованную и децентрализованную части / принцип демркратичного централизма/.

2.           Принцип самостоятельности / каждое звено финансовой системы является самостоятельным и отличным от других/.

3.           Принцип единства / элементы финансовой системы тесно взаимосвязанны между собой через систему финансовых отношений по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов/.

Для государственных финансов характерным есть:

4.           Принцип функционального назначения звена.

5.           Административно-территориальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая обусловленное спецификой:

1/ состава финансовых отношений;

2/ состава фондов денежного средства;

3/ источников формирования фондов денежного средства и методов аккумуляции средства;

4/ направлений использования фондов денежного средства;

5/ целевого назначения фондов денежного средства;

6/ участников формирования фонда денежного средства;

7/ участников распределения и использования фонда денежных фондов;

8/ собственника или распорядителя фонда денежного средства;

9/ роли в процессе создания, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода;

10/ части в распределении финансовых ресурсов.

В том виде, в котором она сложилась, финансовая система Украины может быть представлена таким образом:

Дальше рассмотрим финансовую систему Украины. Её составляющими являютя:

 - Финансы областей народного хозяйства / в перспективе – финансы предприятий/

 - Общегосударственные финансы

 - Финансы общественных организаций

 - Финансы предприятий, областей материального производства

 - Финансы учреждений, организаций, областей непроизводственной сферы

 Бюджетная система Украины состоит из:

 - Системы государственных внебюджетных фондов

 - Финансов НАСК "Оранта"

 - Государственного кредита

Составные финансовой системы Украины тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловленны. Финансовое состояние каждого его элемента, с одной стороны, зависит, а с другой - влияет на финансовое состояние других. Первоначальное, восходящее положение в финансовой системе занимают финансы предприятий областей материального производства, так как, в основном, здесь создается валовой внутренний продукт и национальный доход -  основные объекты распределения и перераспределения, основной источник формирования финансовых ресурсов. Учитывая на то обстоятельство, что распределение национального богатства, созданного продукта, национального дохода, финансовых ресурсов осуществляется между элементами финансовой системы, не следует акцентировать внимание на части одной из них (например, общегосударственных финансов) за счет уменьшения части других, что приводит к нежелательным экономическим, социальным и политическим последствиям.

Финансы областей народного хозяйства делятся на составные за такими признаками:

-  по областям;

-  методам хозяйствования;

-  форма  собственности;

-  организационным видам субъектов хозяйствования (см.табл.).

 Дальнейшее деление на составные имеют и общегосударственные финансы, кроме того, что они состоят из элементов, выделенных за признаком функционального их назначения. В частности, их можно разграничить за такими признаками:

-  уровнем централизации (центральное звено, республиканская, местная);

-  административно-территориального деления.

Так, бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета, республиканского бюджета республики Крым и местных бюджетов. Количество бюджетов отвечает количеству Советов народных депутатов. Кроме того, для потребностей управления складываются сведенные бюджеты.

Бюджеты Украины занимают центральное место в финансовой системе Украины, будучи основным инструментом в руках государства по распределению и перераспределению национального богатства, созданного ВВП, национального дохода, финансовых ресурсов.

Важный интерес составляет система государственных внебюджетных фондов в Украине. Стремительное развитие их с 1992 года увеличило часть государства в централизации ВВП, национального дохода, финансовых ресурсов. По своему назначению государственные внебюджетные фонды могут быть разделены на: экономические; социальные.

В особенности ярко выглядит эта составная финансовой системы Украины относительно участников создания этих фондов, методов стимуляции средства, источников уплаты отчислений, состава расходов, собственников, распорядителей и потребителей средства государственных внебюджетных фондов.

Не меньший интерес для исследования составляет связь системы государственных внебюджетных фондов Украины с другими элементами финансовой системы Украины. Прежде всего, это касается связи с бюджетной системой Украины (вывод из бюджета или включение в Государственный бюджет Украины по доходам и расходам, не задевая уровня централизации, вносит изменения в управление процессом формирования, распределения и использования общегосударственных финансовых ресурсов, в соотношение доходов и расходов).




Таблица 3.3  –  Финансы областей народного хозяйства

 

Финансы предприятия областей материального производства

Финансы учреждений, организаций областей непроизводственной сферы

В зависимости от области

Финансы

Финансы

Промышленности

Сельского хозяйства

Капитального строительства

Транспорту

Связи

ЖКК

Бытового обслуживания

Образования

Культуры

Здравоохранения

Науки

Обороны

Управления

Страхового дела

Банковского дела

Социального страхования

Социального обеспечения


В зависимости от

методов

хозяйствования

Финансы предприятий, которые функционируют на принципах комерческого расчета

Финансы учреждений, организаций, которые функционируют

На принципах комерческого расчета

На принципах денежного финансирования

На объедине-нии

комерче-ского

расчета и денежного финансиро-вания

 


В зависимости от формы собственности

Финансы предприятий, учреждений, организаций.

Основанных на государственной форме собственности

Основанных на коллективной форме собственности

Основанных на смешанной форме собственности

Основанных на частной форме собственности

В зависимости от организационных видов

                                                Финансы

Предприятий, основанных на общегосударственной собственности

Предприятий, основанных на коммунальной собственности

Хозяйственных обществ

Производственной кооперации

Потребительской кооперации

Коллективных сельско-хозяйственніх предприятий

Общих предприятий

Предприятий с иностранными инвестициями

Крестьянских (фермерских) хозяйств

Малых предприятий

Частных предприятий

Арендных предприятий


В особенности актуальным для Украины, ее финансовой системы есть усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств. Ведь это звено финансовой системы прежде всего представленное бюджетом домохозяйства, является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованный в отечественной литературе состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, соотношения доходов и расходов является свидетельством, прежде всего, уровня экономического развития государства.

Превышение доходов над расходами создает возможности экономить, а на основе свободы выбора осуществлять инвестиции или пополнять кредитные и страховые фонды, или же использовать сбережение для осуществления предпринимательской деятельности.

            Дальнейшее развитие финансовой системы Украины в общем, и его составных частях, представляет интерес для каждого гражданина государства, заслуживает внимания со стороны научных работников, парламентариев, членов правительства. [ 1 ]

 

 

 

 

 

 

 















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.

Большое значение для финансовой системы любой страны играет денежно-кредитная и бюджетная политика государства.






























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     Безгубенко Л.И., Финансовая система Украины в условиях экономики переходного типа , Финансы Украины, 1996г. - №9 – С. 13-18.

2.     Борисов Е.Ф., Экономическая теория, М.: «ЮРАЙТ», 1999г.

3.     Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 1997 г.

4.     Долан Э.Дж., Деньги, банки и денежно-кредитная политика, С-Пб: «Оркестр»,  1994 г.

5.     Дробзина Л.А., Финансы – денежное обращение – кредит, М.: «Финансы», 1997 г.

6.     Дробзина Л.А., Банки и биржи, Общая теория финансов, М: «ЮНИТИ», 1995г.

7.     Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс, М.: «ИНФРА-М», 2000г.

8.     Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.

9.     Под ред. В.М. Родионовой, Финансы Украины, 1995г. - №1.

10. Под ред. В.М. Родионовой, Финансы, Финансы и статистика, 1995г. –С.21.

11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Современный экономический словарь, М.: «ИНФРА-М», 2004г.

12. Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.htm



РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты