рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Финансовая система Украины рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансовая система Украины

Финансовая система Украины

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………3

1.            Функционирование финансов…………..……………………………………5

2.            Структура финансовой системы ……….……………………………………5

3.            Финансовый рынок и его составляющие …………………………………..7

4.            Основные финансовые институты…………………………………………..8

4.1   Распределение функций между финансовыми институтами выс­шего уровня иерархии современной Украины…………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….……11

Литература……………………………………………………………………..…12



ВВЕДЕНИЕ

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-       недостаточные темпы развития экономики;

-       диспропорции развития экономической системы;

-       отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых   рынках;

-       излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на  воспроизводственный процесс;

-       низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума
   и др.  

По характеру и частоте взаимодействия с внешней средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Закрытая финансовая система характерна для условий директивной экономики (СССР) и имеет специфические признаки:

-       курс валюты строго фиксирован;

-       собственником средств производства, земельной собствен­ности, крупной  недвижимости является государство;

-       предприятия имеют возможность обменивать отечественную валюту на иностранную в   пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);

-       имеет место замкнутость валюты в том смысле, что в кон­трактных договорах   цены не выражаются в отечественной валюте;

-       валютные   ценности   в крупных   размерах   могут  вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система (страны рыночной экономики)   характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка  -  это более  открытая  система,  чем   в  условиях  директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает возмож­ность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятель­ности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.

Известно определение: «финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В общей совокупности финансовых отношений выделяют (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.


1. функционирование финансов

Финансы функционируют через финансовую систему, которая включает совокупность разных форм организации финансовых отношений между государством и предприятиями, между предприятиями, организациями и их объединениями, отношения государства с предприятиями и организаций с населением. Важнейшими инструментами данной системы являются налоги, платежи в бюджет, платежи за государственные кредиты, рентные платежи, формирования бюджетных и внебюджетных фондов и их использования для удовлетворения общественных потребностей и др. Важным элементом финансовой системы есть Министерство финансов Украины и его органы на местах. Именно оно начало формировать и использовать главные экономические регуляторы и несет за это полнейшую ответственность.



2. Структура финансовой системы

Финансовая система Украины имеет довольно сложную и многоуровневую структуру. Составными трехуровневой системы финансов есть: финансы первичных структурных звеньев экономики, то есть финансы предприятий и организаций; государственные финансы; финансы населения. Графически данная схема изображена на рис. 1.

Указанные в данной схеме составные части финансовой системы при дальнейшем рассмотрении включают финансы областей экономики, финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других предприятий.





Рис. 1

Основными принципами построения данной трехуровневой системы финансов стали:

а) полная экономическая самостоятельность финансов предприятий и их обособление от государственных финансов;

б) самостоятельность и обособленность государственного бюджета от внебюджетных фондов, в том числе и фонде социального страхования, пенсионного и других;

в) самофинансирование всех хозяйственных субъектов;

г) формирования независимой базы местных и региональных бюджетов;

д) право ведения независимой финансовой политики для всех субъектов хозяйствования;

е) разработка и реализация бизнес-планов каждым из участников финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих и других принципов помогла бы финансам занять надлежащее им место в всей экономической системе, обслуживать оборот и кругооборот фондов, повышать эффективность производства, продуктивность работы и качество продукции.

Финансовая система Украины и поныне не освободилась от таких отрицательных черт тоталитарного государства, как чрезмерная централизация, одноуровневая форма, планирование сверху, государственное распределение финансов и материальных ресурсов для решения проблем государства, общества и предприятий. Из-за инфляционного падения жизненного уровня большей части населения оно и поныне фактически остается изъятым из системы финансов.


3. Финансовый рынок и его составляющие

При условиях рыночной экономики обеспечить четко действующий механизм перемещения потоков денежных ресурсов от населения, которое в основном осуществляет сбережения, к инвестициям, которые реализуются предприятиями, способен лишь четко функционирующий финансовый рынок. Схематично он изображен на рис. 2.


Рис. 2



Ни одна из составных финансового рынка не может быть самостоятельным инструментом рыночной экономики, так как они взаимосвязанные и взаимно переплетаются. Но и имеют свою специфику. Государство должно хорошо учесть эту специфику и использовать такие механизмы регулирования каждого из этих институтов: банковского рынка, рынка ценных бумаг и страхового рынка для улучшения экономического положения всех субъектов хозяйственной жизни и подъема эффективности общественного производства. И хотя финансовый рынок в Украине лишь зарождается, его главные действующие элементы уже работают. К примеру, сложилась национальная банковская система, началась работа первичного рынка ценных бумаг, положено начало страховому рынку, который неустанно набирает обороты. Основными субъектами финансового рынка являются эмитенты, инвесторы и финансовые посредники.

Развитый финансовый рынок состоит из разнообразных каналов, которые можно обобщить в форме двух групп:

а) каналы прямого финансирования, за которыми средство передвигаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам путем продажи акций, облигаций и других ценных бумаг;

б) каналы косвенного финансирования, за которыми потоки денежных средств от собственника сбережений к заемщику направляются через финансовых посредников (банки, страховые компании и прочие кредитно-сберегательные учреждения). Задачей финансовых посредников есть направления сэкономленных средств от тех, кто зарабатывает больше, чем тратит, к тем, кто тратит больше, чем зарабатывает. В этом процессе важнейшие функции выполняют банки, так как они целеустремленно регулируют потоки денежных средств от собственников сбережений к инвесторам. Схематически эти связи проиллюстрированы на рис. 3.


 ЭМИТЕНТЫ               ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ           ИНВЕСТОРЫ

Рис. 3


4. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Известно утверждение, что «каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».

По аналогии с обобщающим понятием субъектов фондового рынка - «инвестиционный институт» - введем понятие «финансовый институт».

Финансовый институт - любой из субъектов финансовых от­ношений, являющийся подсистемой (или элементом) финансовой системы, при реализации соответствующей функции финансовой си­стемы. На множестве «финансовых институтов» может быть устано­влена иерархия, соответствующая иерархии: государство - местные финансы - финансы предприятий. Вместе с тем, при установлении иерархии могут быть исполь­зованы и иные подходы, например, срочность, важность подлежащих решению задач.

Следует заметить, что финансовая система страны является одной из быстро развивающихся, подвергающихся реформированию. Наименования важнейших элементов финансовой системы страны и их полномочия довольно часто изменяются.

В настоящее время наблюдается некоторое пересечение пол­номочий и задач финансовых институтов, что может быть и бывает источником ролевых конфликтов в финансовой системе. Например, известны дискуссии по распределению функций и сфер ответствен­ности при аттестации специалистов и лицензировании юридических лиц в части их работы на рынке ценных бумаг и т.д. Поэтому функции элементов перераспределяются в соот­ветствии с текущим этапом развития финансовых рынков и новыми задачами реформирования экономики. Представляется полезным дальнейшее перераспределение функций элементов финансовой си­стемы и с учетом разделения задач финансовых целеполагания, маркетинга, менеджмента.


4.1   Распределение функций между финансовыми институтами выс­шего уровня иерархии современной Украины

Распределение функций между финансовыми институтами выс­шего уровня иерархии современной Украины  может быть следующим:

Администрация Президента Украины - целеполагание финансовой политики: построение «дерева финансовых целей» для территорий и отраслей, определение допустимых и возможных источников фи­нансовых ресурсов; разработка Указов и законодательных инициатив в области финансов;

Верховная Рада Украины - маркетинг и согласование финан­совых инструментов государства, разработка и принятие законов, утверждение бюджета;

Министерство финансов Украины - финансовый менеджмент. Оно состоит из управлений, имеющих свои специфические подфункции. Так бюджетное управление составляет проект федерального бюдже­та. Кроме того оно включает отраслевые управления народного хозяйства (обороны и оборонной промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, охраны природы, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и др.); контрольно-ревизионное управление и др.

Казначейство Украины - обеспечивает кассовое исполнение бюджета;

Национальный банк Украины - обеспечивает макроэкономическое ре­гулирование денежного обращения, чем влияет на состояние финан­совой системы; является агентом Правительства Украины по размещению внутреннего долга, регулирует деятельность коммерческих банков на финансовых рынках;

Налоговая инспекция - обеспечивает правильность и кон­троль сбора налогов;

Антимонопольный комитет - ограничивает и контролирует сделки с крупными пакетами (35%) акций;

Таможенный комитет - обеспечивает сбор таможенных пошлин, соблюдение правил ввоза на территорию Украины ценных бумаг и их бланков;

Государственный комитет по управлению имуществом - является  номинальным держателем  государственных  пакетов  акций  и  осу­ществляет управление ими от имени государства;

Государственная комиссия по предупреждению несостоятельности и банкротства - осуществляет процедуры продажи и санации предприятий-банкротов;

Государственная комиссия по рынку ценных бумаг - ответственна за разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг, разработку и утверждение единых требований к правилам осущест­вления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, обеспечивает   аттестацию  персонала,   выдачу лицензий  на деятельность на фондовом рынке и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление финансовой системы Украины происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ, основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых, доверительных и инвестиционных компаний.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финан­сы являются одним из инструментов социального менеджмента.

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либе­ральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных фи­нансов в социальных и экономических преобразованиях.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.



ЛИТЕРАТУРА

1.            Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Сов радио, 1980.- 469 с.

2.            Общая теория финансов: Учебник/Л.А. Дробозина, Ю.Н. Кон­стантинова, Л.П. Окунева и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - 256 с.

3.            Финансы/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.

4.            Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10.1997 г.

5.             Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорож­ный, М.О., НПЦ "Крылья", 1998, 224 с., изд. 2-е






РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты