|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Государственное регулирование ценообразованияГосударственное регулирование ценообразованияВведение............................................................................................................... 2 1.1. Понятие цены, ее функции........................................................................ 4 2.1. Сущность государственного регулирования цен..................................... 6 2.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка 7 2.3. Воздействие нижнего предела цены на функционирование рынка.......... 8 2.4. Минимальный размер оплаты труда....................................................... 10 3.1. Оценка государственного регулирования рыночных цен...................... 13 4.1. Монополии.............................................................................................. 15 4.2. Установление придельных цен на продукцию естественного монополиста 16 4.3. Национализация монополий.................................................................... 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 22
ВВЕДЕНИЕВ обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ
Для понимания необходимости регулирования экономики в области ценообразования необходима рассмотреть понятие цены, как экономической категории и многообразие ее функций. Цена — выражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки, а так же субъективных факторов. [9,118] Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя-посредника-покупателя. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д. Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса. Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. [9,120]
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕННеобходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами. [5,66] На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный придел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Давайте подробно рассмотрим последствия каждого из решений. 2.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕРХНЕГО НРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРАВАНИЕ РЫНКАДля начала рассмотрим нижний придел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на Рис.2.2. Рис. 2.2. Минимальная цена (ценовой пол) Установление такой минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита. [8,80] Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, по этому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики). 2.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКАНе редко можно встретиться и с установлением верхнего придела цены (ценовым потолком). Если верхний придел цены установлен выше рыночной, то никаких серьёзных изменений не произойдёт, но верхний придел цены устанавливается для ограничения роста цены и устанавливается ниже цены рыночного равновесия. Как правило, это делается для поддержания беднейших слоёв населения и для установления справедливости распределения товара. Например, во время войны или голода правительство может устанавливать максимальные приделы цен на основные товары для того, чтобы бедные слои населения могли приобрести их. При уменьшении цены уменьшается и предложение, но спрос при этом возрастает а, следовательно, возникает дефицит. Складывающаяся ситуация на рынки изображена на Рис.2.3. Рис.2.3. Максимальная цена (ценовой потолок) Но несмотря на старания политиков, о справедливости распределения товаров на рынке между потребителями говорить очень сложно. Так как на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, по этому образуются длинные очереди, начинает работать принцип “Кто первый пришёл, тому и досталось”. Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть. [8,80] Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налога обложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и по этому продавцы могут распределять товары по определённому принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли. На практике не редко встречается ценовой коридор, который также создан для контроля цены. С его помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг. В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в ЕС в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные органы ЕС начинают скупать продукцию в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен. [9,125] Нельзя забывать, что рыночная цена – это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики. [7,145] 2.4. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДАИногда, для поддержания населения, правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда, что, несомненно, влечёт за собой безработицу. Рынок труда состоит из рабочих, которые составляют предложение труда, и, фирм складывающие спрос на труд. В экономике – множество рынков труда работников различных профессий и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с большим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Для таких работников минимальный размер оплаты труда не связан. Установление минимального размера оплаты труда составляет огромной влияние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифицированных, не имеющих опыта работников. Кроме того, подростки нередко готовы пожертвовать своей заработной платой ради возможности получить определённую практику. (Некоторые подростки готовы работать как “практиканты” вообще без заработной платы.) Следовательно возникает избыток труда. Данная ситуация изображена на РИС 2.4. Рис. 2.4. Влияние установления минимального размера оплаты труда на рынок труда Установление минимального уровня оплаты труда воздействует не только на объём спроса, но и на объём предложения. Так минимальная оплата труда ведет к увеличению заработной платы, которую могут получить подростки, то ищущих работу подростков становится больше. Исследования показали, что повышение уровня минимальной к изменению структуры работающих подростков: некоторые подростки, которые учились в школе, оставляют её начинают искать работу, тем самым пополняя ряды безработных.
3.1. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕНГосударственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которых правительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще и спекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены стали еще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам и т.п. Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен. Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.[1,321]
4.1.МОНОПОЛИИИногда государственное вмешательство в функционирование рынка просто не обходимо. Для того чтоб рынок функционировал нормально, нужна конкуренция. Но с появлением крупных фирм, конкуренция исчезает, и появляется монополия данной фирмы на данный вид товаров или услуг. Такие фирмы могут устанавливать монопольно-низкие цены, для полного избавления от конкурентов, такие цены ещё называют (демпинговыми ценами). Так как крупные фирмы могут сокращать свои издержки, экономя на транспортных расходах, на складских помещениях, используя принцип контейнера, а так же при закупке сырья получать более низкие цены как крупный оптовик, то издержки у крупных фирм на единицу товара меньше чем у средней или малой фирмы. Такие фирмы, имея огромные обороты и низкие издержки, могут ставить предельно низкие цены на предлагаемые ими товары что, несомненно, уничтожит всех конкурентов. Для фирмы здесь ничего плохого нет, другие фирмы начинают разорятся, исчезает конкуренция, и просто большая фирма превращается в фирму МОНОПОЛИСТ. Единоличности фирмы на рынке данного товара или услуг ощутят на себе и потребители данного блага. Теперь, когда никого из конкурентов нет, то фирма может устанавливать монопольно-высокие цены, для получения сверх прибыли. Так как главной и основной целью любой фирмы является получений прибыли. Очень часто складывается ситуация, когда рынок не может выдержать двух продавцов. Ярким примером такого рынка является «Энергосети» или «ГорВодопровод». Такая монополия называется «естественной монополией». Так как на данном рынке создать конкуренцию, для естественного регулирования цен, невозможно, то государство, а точнее государственные власти, вмешиваются в ценообразование таких рынков и устанавливают максимальные цены, по которым можно будет продавать данное благо. Данный вид государственного вмешательства в ценообразование мы рассмотрим ниже. На конкурентном рынке действует обычно несколько фирм, продающих одинаковый продукт. Любая попытка одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители отказываются от покупки продукции завысившей цену фирмы в пользу ее конкурентов. На монополизированном рынке данный конкретный продукт продает только одна фирма. Повышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех. В реальной жизни большинство отраслей находится где-то между двумя указанными полюсами. Если бензоколонка в маленьком городке, повышая продажную цену бензина, теряет при этом большую часть своих клиентов, есть основания полагать, что фирма ведет себя как конкурентная. Если ресторан в том же городке, повышая цену, теряет при этом лишь нескольких клиентов, есть основания думать, что этот ресторан обладает в некоторой степени монопольной властью. Фирма, обладающая в некоторой степени монопольной властью, имеет больше возможностей выбора, чем фирмы в чисто конкурентной отрасли. Она может, например, использовать более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или же попытаться придать своему продукту характеристики, отличающие его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы еще больше усилить свою рыночную власть. В настоящей главе мы исследуем те способы, которыми фирмы могут усиливать свою рыночную власть и использовать ее в своих интересах. 4.2.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИДЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТАБольшинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков, то ли на федеральном, то ли на региональном, то ли на местном уровнях государственного уровня. Как отмечалось в начале этой главы, одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Ситуация естественной монополии представлена на рис. 4.2. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади СР1АВ.
Рис. 4.2. Естественная монополия и ее регулирование Но, как мы знаем, выпуск Q1 «слишком мал», а цена P1 «слишком высока». Заметим, что наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Qз) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, P3 < LАС (Qз) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF . Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но, как мы знаем, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества. Высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит к их убыточности. Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики. Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (средней выручки) и средних затрат, т. е. установить цену P2 = LAC(Q2) = АR(Q2), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой монополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Следовательно, возникает дефицит = Q3-Q2. 4.3.Национализация монополийСложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственным или частным? Истоки данной проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Экономическая наука не дала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше и стран, где они являются частными. Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводит правительственную политику в отношении цен тарифов, объёмов производства и д.р. Кроме того, государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Если же естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что может удерживать частный капитал в таком предприятии. Аргументы против национализации связны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего боятся убытков, всё покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объёмы государственных, т.е. «ничейных лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно. Таким образом, серьёзные аргументы есть у обоих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности. [10,394-395]
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей работе рассмотрены основные механизмы государственного регулирования рыночных цен. Приводимый теоретический материал мы старались иллюстрировать графическим материалом. Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне «пола» и «потолка». «Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей. «Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример — минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения — необходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов. В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности. Есть несколько способов регулирования цен на продукцию естественного монополиста. Один из способов – это установление такой цены, при которой экономическая прибыль монополии равна нулю. Нельзя забывать, что рыночная цена – это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.
Список литературы1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998. 2. Видяпин В. «Экономическая теория: Учебник» Москва: ИНФРА-М, 2003. 3. Иохин В. «Экономическая школа», Москва, 1997. 4. Максимова В. «МИКРОЭКОНОМИКА: Учебное пособие» Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003. 5. Микроэкономика под ред. Гальперина СПб, 1997. 6. Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий. // Вопросы экономики. – 2001. - №9. 7. Мэнкью Г. Принципы экономикс.- СПб.: Питер, 1999. 8. Сломан Дж. Экономикс. (Пер. с английского под ред. С.В.Лукина).- СПб.: "Питер", 2005. 9. Ценообразование под ред. Полещук И.- Минск БГЭУ, 1998. 10. Юданов А. «Микроэкономика. Теория и российская практика» Москва: Кнорус, 2004.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |