|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Идеологи кооперацииИдеологи кооперацииСодержание.
Введение…………………………………………………………………………..2 1. Основоположники потребительской и производственной кооперации…...4 2. Основоположники кредитной кооперации Германии ……………………....9 3. Основное значение теории <<кооперативного социализма>>…………………..16 4. Цель и основные положения теории <<кооперативизма>>……………....23 5. Основоположники теории <<кооперативного капитализма >>…………….27 Заключение ……………………………………………………………………….33 Список использованных источников
…………………………………………....38
Данная тема «идеологи кооперации», на мой взгляд, интересна. Эта тема является основоположником современной идеологию кооперации Для написания данной курсовой работы были использованы ресурсы всемирной сети Интернет, а также различные статьи и монографии из книги: “Теории история кооперативного движения”, ” Теория кооперации ”, ” Федеральный закон о производственных кооперативах ”, ” Творцы кооперации ” и др. Цель данной курсовой работы - изучить идеологов кооперации, их влияние на экономику Российской Федерации и отдельных стран, а также какое значение они имеет в международных финансовых отношениях. Цель достигается через задачи курсовой работы: 1. Определить основоположников потребительской и производственной кооперации; 2. Рассмотреть основоположников кредитной кооперации Германии; 3. Выявить основное значение теории <<кооперативного социализма>>. 4. Определить цель и основные положения теории <<кооперативизма>>. 5. Рассмотреть основоположников теории <<кооперативного капитализма >>. Объектом изучения данной темы является, непосредственно, идеологи кооперации, как создатели идеологии кооперации, а предметом изучения – современные тенденции развития кооперации. Среди методов изучения темы можно выделить: анализ, сравнение, исторический метод и другие специальные методы. Данная курсовая состоит из 38 листов.
1. Основоположники потребительской и производственной кооперации.
На возникновение и развитие потребительских кооперативов большое влияние оказали великий социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) и его последователь Уильям Кинг (1786-1865). В 1817 г., Роберт Оуэн предложил английскому парламенту принять закон о строительстве "Земледельческих и мануфактурных поселений единства и взаимной кооперации". Финансировать этот проект, по мысли Оуэна, должно правительство из средств получаемых от налога в пользу бедных. В 1817 г. Роберт Оуэн начал пропаганду кооперативных общин, а впоследствии производственных и потребительских кооперативов, которую продолжал до конца жизни. Он твердо верил, что можно создать такую " социальную систему ", в рамках которой не будет разделения людей на богатых и бедных. Одновременно Роберт Оуэн активно участвовал во всех социально-экономических движениях трудящихся за свои права. Он был одним из авторов первого в мире закона об охране труда, который был принят в Англии в 1819 г. В 1821 г. в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", членами которого стали главным образом городские наборщики. Это был по существу потребительский кооператив, имевший собственную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе кооператива стоял выборный комитет. В 1824 г. сторонники Р.Оуэна создали "Лондонское кооперативное общество", которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В том же году Р.Оуэн отправился в Америку, где купил у одной религиозной общины поселок "Гармония" и участок земли в 30 тыс. акров, истратив на это почти все свое довольно значительное состояние. На призыв Оуэна откликнулись около 800 поселенцев, и в мае 1825 г. община, названная "Новой Гармонией" была открыта. Однако за два года ее существования сменилось несколько вариантов устава общины, начались ссоры, образовались враждующие группировки. Весной 1827 г. "Новая Гармония" фактически перестала существовать. Сын Оуэна, Роберт Дейл Оуэн, приписывает неудачу этого начинания нежеланию отца производить отбор кандидатов в члены общины. Именно бродяги и авантюристы разложили "Новую Гармонию" изнутри. Этому способствовало и еще одно обстоятельство: после первых успехов колонии Оуэн поспешил перейти от оплаты по труду к принципу равного для всех вознаграждения. В таких условиях, многие члены общины перестали трудиться. Другие попытки организация
18 оуэнистских общин в штатах Нью-Йорк, Огайо и Индиана в 1826-1827 гг., не
увенчались ус Причины развала первых общин: уравнительное распределение
продуктов труда, денежные затруднения, разногласия по вопросам управления,
воспитания, режима труда и отдыха. Общины Однако Р. Оуэн и его сторонники считали, что главная причина развала общин — недостаток средств. В 1826 г. оуэнисты создали "Общество фонда кооперативной общины", которое было" по существу потребительским кооперативом. Общество установило небольшие паи, чтобы в него могли вступить рабочие и ремесленники, занялось торговлей, а всю прибыль откладывало в "фонд общины". В 1826 г. "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгляды Р. Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов. В 1831-1833 годах Р. Оуэн принимает самое активное участие в кооперативно-профсоюзных конгрессах. В 1833 г. под председательством Роберта Оуэна состоялся совместный съезд представителей кооперативных обществ и профессиональных союзов, на котором, был образован Великий национальный объединенный союз производств Великобритании и Ирландии, объединявший около 500 тыс. рабочих и ремесленников. За свою жизнь Р. Оуэн произнес более 1000 публичных речей, выпустил около 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей в журналах и газетах. "Книга о нравственном мире" и "Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумения к разумности", последние крупные произведения, написанные им в 40-50 годах XIX века. В отличие от Р. Оуэна, возлагавшего надежды на помощь богатых филантропов в устройстве общин, У. Кинг провозгласил и обосновал необходимость самодеятельности широких народных масс. Он считал, что только организации самих трудящихся могут привести к новому социальному строю. Разделяя взгляды Р.Оуэна на конечную цель создание сельскохозяйственно-производственных общин, У.Кинг предложил новые пути для ее достижения. Он решил собрать капитал для общин путем организации потребительских кооперативов. Он советовал продавать товары по среднерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль откладывать в "фонд общины". Затем с помощью накопленных средств Кинг предлагал создавать производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут еще более крупный капитал, достаточный для организации общин. Во время буржуазной революции 1830 г. во Франции Ф. Бюше подверг резкой критике буржуазию и призвал к изменению отношений между трудом и капиталом. В том же году Ф. Бюше открыл свой клуб, главными условиями членства которого были честность, аскетизм и готовность к самопожертвованию во имя создания нового общества. Члены клуба вели агитацию среди ремесленников и рабочих Парижа за организацию ассоциаций как "средства предоставить орудия производства в руки рабочего". В 1832 г. под влиянием их пропаганды столяры одного из районов Парижа создали производственный кооператив "Ля Крамм". Одновременно сам Ф. Бюше основал кооперативное общество ювелиров. В издаваемых Ф. Бюше журналах "Европа"(1831-1833 гг.) и "Ателье" (1840-1850 гг.) были разработаны принципы деятельности производственной кооперации, подчеркивался ее добровольный, самодеятельный и самостоятельный характер. Ф. Бюше, как и У.Кинг, предложил создать общественный капитал, с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. Но если у У. Кинга фонд общины не имеет четкой характеристики, то у Ф.Бюше - это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20% . Идея создания неделимого фонда в кооперативах - наиболее ценная из многих мыслей и предложений Ф. Бюше в области кооперативного строительства. Таким образом, в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и организаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек средних городских слоев Англии как символы различных обществ взаимной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов. Призывы У.Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленников и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нужде, не могли длительное время отрывать от себя последние средства для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов. Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом массовом сознательном политическом движении рабочего класса, которое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помощью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение. Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдей-ля, Лидса и других промышленных городов и поселков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказывали, хотя небольшую, но очень, нужную рабочим материальную помощь.
2. Основоположники кредитной кооперации Германии.
В голодном 1847 году Шульце возглавил в Деличе союз (фе-рейн), снабжавший дешевым хлебом неимущих граждан. Союз арендовал мельницу и пекарню, закупал оптом рожь и выпекал хлеб. Это была благотворительная организация, честное, самоотверженное и умелое руководство которой принесло Шульце популярность. В 1848 году жители Делича избрали его депутатом прусского ландтага (Национального собрания). Тогда и стали называть депутата из Делича Шульце-Деличем. Большой знаток кооперативного движения Германии профессор В.Вигодзинский так характеризовал Шульце-Делича: "отличный юрист, прекрасно образованный с острым, трезвым умом, добросовестный, неутомимый работник, умеющий соглашаться с возражениями, но также основательно опровергать их, общавшийся с лучшими умами своего времени, живо интересующийся даже тем, что за пределами его главной работы таковы главные черты этого человека". В 1848 году Шульце-Делич возглавлял комиссию прусского лантага по нуждам ремесленников. В это время туда поступило 1600 петиций от ремесленников и торговцев. Они просили льготных кредитов, льготного налогообложения, ограничения хозяйственной деятельности крупного капитала. Не добившись от правительства положительной реакции Шульце-Делич попытался сам помочь им. Летом 1849 года он организовал кассы взаимопомощи на случай болезни и смерти ремесленников. Осенью 1849 года он основал сырьевые товарищества столяров и сапожников в г. Деличе. Шульце рассуждал примерно так: самое доступное, что может удешевить изделия ручного труда ремесленников - дешевое и доброкачественное сырье. Если ремесленники будут закупать сырье в больших объемах и за наличные, их изделия смогут конкурировать на рынке с дешевой продукцией машинного производства. Следовательно, надо объединиться в группу, ассоциацию или товарищество для оптовых закупок сырья. Но на каких условиях? Только если каждый член товарищества ручается за честные намерения другого и каждый готов отвечать за убыток. Так был найден принцип солидарной ответственности по обязательствам товарищества, который уже применялся в отдельных кооперативах в Англии и Франции. Благодаря солидарной ответственности каждый член товарищества одинаково заинтересован в его успешной хозяйственной деятельности. В 1849 г. товарищество сапожников в г. Деличе взяло кредит 960 талеров и приобрело на ярмарке в Лейпциге большое количество кожевенного сырья со скидкой в 23%. Сырье было роздано членам товарищества с надбавкой в 8%, т.е. сапожникам оно обошлось на 15% дешевле. Средства, полученные от 8% надбавки должны были пойти на погашение процентов по займу на расходы по управлению и образование резервного фонда. Однако вскоре выяснилось, что у многих ремесленников не хватило денег, чтобы купить за наличные сырье даже с 15%-ной скидкой, и, следовательно, оптовая закупка сырья сама по себе все проблемы не решала. Тогда Шульце-Делич образовал ссудный ферейн для снабжения кредитами членов сырьевого товарищества, куда вступили многие члены сырьевого товарищества и отдельные богатые горожане-филантропы. Новый ферейн отличался от прежних благотворительных обществ только тем, что заемщики вносили небольшой месячный взнос. В нем отсутствовала солидарная ответственность и проценты на паи, что не привлекало новых вкладчиков. В 1850 году правительство Пруссии удалило Шульце-Делича в глухую провинцию, город Вершен, за активное участие в либеральном движении. В 1853 году Шульце-Делич издал книгу "Ассоциации для немецких ремесленников и рабочих" о деятельности 12-ти товариществ (больничные кассы, кредитные ферейны, потребительские общества и сырьевые товарищества), которые он организовал в Деличе и соседних населенных пунктах. С 1854 года Шульце-Делич начал издавать кооперативный журнал "Цех будущего", в котором описывал успехи и неудачи кооперативного движения в стране. В 1859 году по инициативе Шульце - Делича делегаты от 55-тй сырьевых и 80-ти кредитных товариществ Германии провели свой первый конгресс и основали "Всеобщий союз промышленных и хозяйственных товариществ". В начале 60-х годов Шульце - Делича вновь избирают в прусский лантаг. В 1863 году Шульце-Делич внес свой проект закона о кооперативных организациях в стране. 24 марта 1867 года ландтаг, наконец, утвердил законопроект Шульце - Делича в урезанном и измененном виде. Автор был недоволен и в апреле 1881 года внес новый проект закона, который был принят в 1889 году под названием "Имперский закон о промышленных и хозяйственных товариществах". В этой модификации закона от 1867 года допускалось создание кооперативов с ограниченной ответственностью, вводилась обязательная ревизия кооперативов муниципальными властями (впоследствии ревизионными комиссиями союзов), обязательность паевого взноса, разрешалось образование союзов кооперативов и центральных кооперативных организаций. Однако по закону от 1889 года и его модификации в 1896 году потребительским и кредитным кооперативам запрещалось, как и прежде, продажа товаров, или выдача кредитов не членам кооперативов. Шульце-Делич умер 29 апреля 1883 года. До конца жизни он был депутатом рейхстага и одним из руководителей Всеобщего союза кредитных и потребительских кооперативов Германии. Шульце-Делич выступал за солидарную ответственность, образование собственного паевого капитала путем взносов, выплату высокого процента на пай. Он рассматривал потребительские кредитные товарищества как переходные к производственным кооперативам. Но предположения Шульце-Делича не сбылись. Ф. Райффайзен - основоположник немецкой кредитной кооперации - родился в 1818 году в Вестфалии - одной из областей Германии. Окончив народную школу, он добровольно пошел в армию и дослужился до Оберфейерверкера, но из-за болезни глаз вышел в отставку. Вскоре Он поступил на гражданскую государственную службу младшим чиновником в городе Кобленце. Потом его выбирали бургомистром в поселениях Вейербуше, Фламмерфельде и Гедесдорфе. Ф. Райффайзен был своенравным и замкнутым человеком, возражений не переносил, считая свои суждения непогрешимыми. В 1865 году при переизбрании Ф. Райффайзена в бургомистры правительство не утвердило его на том основании, что у него не было нужной обходительности и уступчивости по отношению к людям. Пришлось Ф. Райффайзену занятся частным делом - он открыл табачную лавку. Ф. Райффайзен рассматривал кооперацию как общеполезный, общенациональный союз взаимопомощи в духе христианской морали, и он всю жизнь с фанатическим упорством стремился реализовать свою идею. В голодном 1847 году Ф. Райффайзен, как и Шульце-Делич, организовал союз (ферейн) для снабжения нуждающихся крестьян хлебом, семенами, картофелем. В 1849 году, при участии Ф. Райф-файзена - бургомистра Фламмерфельда, его жители учредили ферейн для помощи неимущим сельским хозяевам. Ферейн помогал своим членам приобретать и сбывать скот без посредничества ростовщиков. В 1860 году Ф. Райффайзен, будучи бургомистром Гедесдорфа создал благотворительный ферейн, который выдавал ссуды, помогал беспризорникам, открывал народные библиотеки и т.д. Однако благотворительные ферейны Ф. Райффайзена оказались нежизнеспособными из-за внешних и внутренних долгов. Познакомившись с деятельностью первых кредитных товариществ Шульце-Делича, Ф. Райффайзен организовал в 1862 году в деревне Ангаузен кредитное товарищество, по типу шульцевского городского народного банка. Ангаузенское кредитное товарищество имело успех. Однако Ф. Райффайзен вскоре заметил, что бедные крестьяне, которые больше всего нуждались в кредите, не могли платить паевых и вступительных взносов, и он формулирует новые правила для уставов сельских кредитных кооперативов: 1. Отсутствие паевых и вступительных взносов. Однако после издания в Германии кооперативного закона от 1889 г., устанавливающего обязательные паевые взносы для всех видов кооперативов, райффайзеновские кредитные товарищества вынуждены были ввести уплату низких и чисто символических паевых взносов. 2. Отсутствие дивидендов. 3. Получение ссуды в банке или у помещика под солидарную ответственность и обеспечение всем имуществом членов товарищества. 4.Получаемая кредитным товариществом прибыль отчисляется в резервный фонд и "учредительный" - неделимый фонд. Резервный фонд создавался для покрытия возможных убытков, "учредительный", т.е. неделимый - для создания в перспективе собственного капитала, равного заемному, с тем, чтобы в дальнейшем сделать кредит более дешевым и доступным. 5.
Выдача ссуд только
членам товарищества и преимуще 6.
Упрощенная процедура предоставления ссуды под
долго 7.
Принцип локализации или небольшой район
деятельности 8.
Своевременный, точно в назначенный срок, возврат ссуды, 9. Дешевое управление. Труд членов правления кооператива должен рассматриваться как почетный и не оплачивался на постоянной основе. Зарплату получал только бухгалтер. 10. Выдача краткосрочных и долгосрочных ссуд в соответст- вии с особенностями сельскохозяйственного производства. В 1877 году Ф. Райффайзен издает свою первую книгу о кредитных товариществах, которая заинтересовала членов сельскохозяйственного общества Прирейнской Пруссии. Это общество финансировалось правительством. Оно пригласило Ф. Райффайзена на работу в качестве своего уполномоченного и взяло на себя расходы по организации новых кооперативов посредством агитации, расширения сети своих отделений, посылки инструкторов и т.д. В 1877 году в г. Нейвиде 26 ссудо-сберегательных кредитных товариществ создали союз, во главе которого до самой кончины в 1888 находился Ф. Райффайзен. Однако это был не единственный союз кредитных кооперативов. Еще в 1873 год в провинции Гессен образовали союз гессенские сельскохозяйственные закупочные товарищества, а в 1879 году к нему присоединился гессенский союз кредитных товариществ. Они были учреждены доктором Гаазом — вторым лидером и теоретиком кредитной кооперации Германии. В 1883 году все кооперативы южной и северной Германии объединились в Союз немецких сельскохозяйственных товариществ, который был переименован в 1890 году во Всеобщий союз, а в 1903 году в "Имперский союз немецких сельскохозяйственных товариществ". Ф. Райффайзен в отличие от Шульце-Делича — трезвого, делового человека, был мечтателем. Он считал, что кредитная кооперация не только улучшит материальное положение крестьян, но и выполнит особую социальную миссию - осуществит нравственное возрождение человечества через солидарность и взаимопомощь. Таким образом, зарождение и развитие кооперативного движения неотделимо от пропагандистской и организаторской деятельности основоположников потребительской, производственной и кредитной кооперации. Сами понятия - кооператив, кооперация, кооперативное движение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фаланстеров» (промышленно-землевладельческих общин) Шарля Фурье. Уильям Кинг, Филипп Бюше, Луи Блан Герман Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен и другие идеологи, занимаясь кооперативным движением всю свою сознательную жизнь, разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анализа), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными организациями. Огромную позитивную роль кооперативные идеологи сыграли в законодательном признании кооперации государством в середине XIX века, в защите интересов кооператоров в национальных и местных органах власти, в создании первых национальных кооперативных союзов. Кооперативные идеологи были также первыми историками, журналистами, учеными и популяризаторами кооперативной формы хозяйствования. Они оставили огромное литературное наследство о формировании и развитии кооперативного движения и кооперативного сектора экономики в странах Европы.
3. Основное значение теории <<кооперативного социализма>>.
За более чем полуторавековый период своего развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в «новый кооперативный общественный строй», экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор. Причем кооперативные идеологи предлагали разные способы достижения этой цели. Кооперативные социалисты во второй половине XIX века (У. Кинг, Луи Блан, Ф. Лассаль, Ф. Бюше и П. Прудон) считали потребительские и производственные, а П. Прудон и кредитные кооперативы, главной хозяйственной формой мирного эволюционного движения к новому справедливому обществу, где, по их мнению,- конкуренция и эксплуатация будет заменена, взаимопомощью сотрудничеством людей. У. Кинг был автором популярной в XIX веке среди рабочих ремесленников идеи выкупа средств, производства у капиталу стов, торговцев и землевладельцев. Если миллионы фунтов стерлингов, - считал У. Кинг, - КС торые получают рабочие Англии, истратить в кооперативных магазинах, то на прибыль можно постепенно выкупить и построить'; многие промышленные и торговые предприятия. Для этого нужней чтобы все рабочие организовали потребительские кооперативы. Тогда все рабочие станут собственниками и улучшат свое материальное положение. Эта идея своей обманчивой простотой увлеюйГ многих противников капитализма. Разработкой различных вариантов этой идеи занимались Ф. Бюше, Ф. Лассаль, Шарль Жид, Э. |§| Буав и другие. Некоторые из последователей У. Кинга даже делали подсчеты, I сколько времени понадобится, чтобы трудящиеся вернули сещЯ землю, заводы и фабрики. Так, в 1844 г. на одном из собраний роч« дельских кооператоров, их руководители Чарльз Говард и Мэкжн утверждали, что если все рабочие Англии примут участие в коопиративном движении, они окажутся хозяевами всех торговых и промышленных предприятий через 15 лет. Однако «поголовного» участия английских рабочих в потребительской кооперации так и Я удалось достигнуть. Через более чем 100 лет в ее рядах находилась лишь половина рабочего класса Великобритании. В начале ХХ-го века такие лидеры и идеологи кооперативного движения, как Э. Ансель в Бельгии, Ж. Жорес и Э. Пуассон во Франции, Ф.Штаудингер и Г. Кауфман в Германии, Мюллер в Швейцарии, В. Тотомианц и М. Туган-Барановский в осени, доказывали, что рабочая потребительская кооперация, ускоряя темпы своего хозяйственного развития и расширяя свою социальную и культурно-просветительную деятельность среди потребителей, может сама, своими силами и средствами, освободить груд от капитала эволюционным путем. Они объявили себя сторонниками кооперативного или хозяйственного социализма. Свои взгляды кооперативные социалисты изложили в таких работах, как «Теория классовой борьбы и принцип нейтралитета кооперативного движения» Г. Мюллера (Базель, 1907 г.), «Позиция социал-демократии в кооперативном движении» Г. Кауфмана (Гамбург, 1911 г.), «Социальные основы кооперации» М. Туган-Барановского (Москва, 1916 г.), «Основы кооперативного движения» В. Поссе (Петроград, 1918 г.), «Теория, история и практика потребительской кооперации» В. Тотомианца (СПБ, 1918 г.), «Кооперативное движение в России» С. Прокоповича (Москва, 1919 г.), «Марксизм и кооперация» Ф. Штаудингера (Гамбург, 1919 г.), «Кооперативная республика» и «Социализм и кооперация» Э. Пуассона (Париж, 1920 и 1922 гг.) и др. Кооперативные социалисты широко пропагандировали свои идеи на страницах кооперативной и социалистической печати. Что же способствовало оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX в.? Во-первых, заметные успехи рабочей потребительской кооперации. Так, с 1902 по 1922 г. в Англии число членов потребительских кооперативов рабочего класса возросло с 1,8 до 4,5 млн. человек, во Франции - с 500 тыс. до 2,5 млн., Германии - с 480 тыс. до 3,1 млн., Бельгии - с 100 тыс. до 250 тыс., Италии с 200 тыс. до 1,5 млн. и в России с 160 тыс. до 1,2 млн. человек. Таким образом, в среднем членская база кооперативного движения за двадцать лет увеличилась почти в 5 раз. Во-вторых, широкое сотрудничество кооперативных организаций с государственными органами в Англии, Франции и России в деле распределения среди населения нормированных товаров во время первой мировой войны. Это партнерство усилило влияние кооператоров в каждой стране. B-третьих, оживление идей кооперативного социализма в 20-30-е годы связано с антикооперативной, политикой тоталитарных режимов в Советском Союзе, Германии и Италии. Защищаясь от напора коммунистической, и фашистской идеологии демократические правительства Запада вынуждены были, усилить пропаганду демократических принципов и ценностей и в том числе кооперативных. В 50-60-х годах в связи с
новой волной ускоренного развития В это время вышло в свет большое число произведений 0 социальной роли кооперации в капиталистическом обществе. Наиболее значительные из них: «Британское кооперативное движение в социалистическом обществе» Дж. Коула (Англия, 1951 г.); «Кооперативный социализм» Б. Лаверня (Франция, 1955 г.); «Кооперативная демократия» Дж. Уорбасса (США, 1956 г.); «Кооперативная доктрина» П. Ламбера (Бельгия, 1959 г.); «Кооперативный путь к изобилию» Е.. Боуэна (США, 1960 г.); «Кооперация» Дж. Лассера (Бельгия, 1962 г.); «Кооперативная экономика» С. Вьеннея (Франция, 1966 г.); «К кооперативному миру - экономическому, социальному и политическому» Дж. Давидовича (Канада, 1967 г.). В этих и других работах авторы продолжали доказывать экономические и этические преимущества коопераций по сравнению с капиталистическим производством и управлением. Главным в концепциях кооперативного социализма был тезис о самостоятельной природе кооперативной собственности и прибыли. Причем английские кооператоры (руководители Кооперативного союза и Кооперативной партии) утверждали в 1954 году, что «их форма общественной собственности - непревзойденная и лучшая из многих других, поскольку основана, на добровольных началах и уважении свободы личности, открыта для всех, регулируется и контролируется демократическим путем, самими членами, позволяет оплачивать труд по оптимальным расценкам профсоюзов, дает возможность производить и распределять товары высокого качества по конкурентоспособным ценам и возвращать излишки или прибыль членам, в соответствии с величиной их закупок». Кооперативная собственность создается и функционирует не для обогащения, а для улучшения обслуживания, главным образомц «удящихся. Многие кооперативные организации имеют неделимый фонд. Поскольку, утверждали кооперативные
социалисты, члены Однако в этой идеальной модели отношений по поводу кооперативной собственности не учитывалось главное - в каких условиях функционирует эта собственность. В условиях господства частной собственности (в акционерной, государственной и индивидуальной формах) кооперативная собственность не может функционировать иначе как групповая, коллективная форма частной собственности. Это означает, что кооперативные предприятия, как и частные делятся на сильные, средние и слабые, причем последние закрываются или поглощаются другими, кооперативными или частными предприятиями. Таким образом, у кооперативной собственности, кооперативной организационно-правовой формы предприятия нет каких-либо особых финансовых преимуществ в конкурентной борьбе с частными или государственными предприятиями и организациями. Поэтому кооперативный сектор экономики не может только расширяться, он может сужаться, а иногда и просто разваливаться, что показала практика кооперативной хозяйственной деятельности за последние более чем 150 лет. Экономическая нища кооперации имеет определенные границы. Абсолютизация кооперативными социалистами кооперации как универсального средства преобразования капитализма привела их к разногласиям с другими социал - реформистами по ряду вопросов. Социал-демократы выступали, например, за парламентский путь к социализму; кооперативные социалисты - за путь хозяйственного строительства, увеличения доли кооперативного сектора в капиталистической экономике; социалисты и социал-демократы - за национализацию; кооперативные социалисты - за кооперирование, т.е. передачу частных предприятий во владение производственным кооперативам, которые должны создаваться на базе этих предприятий. Социалисты и социал-демократы в целом поддерживали государство, считая его надклассовым институтом. Кооперативные социалисты настроены более критически к государству, полагая, что кооперативный аппарат может с большей эффективностью управлять общественной и хозяйственной жизнью- общества. В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик («Социализм в 70-е годы»?, Лондон, 1970 г.), Б. Лаверн («Социализм с человеческим лицом или кооперативный порядок», Париж, 1971 г.), А. Пураник («Социализм и кооперация», Пуни. Индия, 1973 г.) и другие вновь предложили государству различные; рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно-социалистическую путем, например, распространения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности. Реализация этих мер означала бы передел собственности и прямое столкновение с могущественными финансово промышленными группами в каждой стране. Трудно представит; себе, что какое-либо правительство взялось бы выполнить такую программу. Таким образом, в 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распространяться практика захвата рабочими предприятий, брошенных обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооперативными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строительства кооперативного социализма через развитие производственной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице. В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о производственной кооперации как главном средстве преобразования капиталистического общества. Этой концепции были посвящены работы Д. Уоткинса «Индустриальная общественная собственность»: (1978 г.); Дж. Брея «К экономике, управляемой рабочими» ( 1978 г.); М. Гойдера «Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии» (1980 г.); Р. Соутелла «Как преобразовать общество на кооперативной основе» (1980 г.); Дж. Радиса «Общинный социализм» (1980 г.) и др. На этот раз оживление в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бумом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др. Дело в том, что мелкие и средние предприятия, оснащенные высокопроизводительным, малогабаритным оборудованием, стали успешно конкурировать с крупными, что облегчало создание производственных кооперативов. В эти годы усилилась общемировая тенденция разукрупнения предприятий-гигантов, создания вокруг главного предприятия сотен мелких и мельчайших индивидуальных и кооперативных производственных единиц, Получили широкую известность в мире успешно действовавшие в 80-е годы многоотраслевой производственный кооператив Мондрагон в Испании и «Лонго Мэй», объединявший в 1980 г. 16 кооперативных обществ Австрии, Франции и Швейцарии. Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной деятельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в промышленности.
4. Цель и основные положения теории <<кооперативизма>>. Кооперативам представляет особую разновидность кооперативных теорий. Его суть сводится к следующему тезису: «Ни капитализм, ни социализм, а кооперация». Представители этого направления кооперативного реформизма рассматривали кооперацию как новую самостоятельную экономическую формацию. Целью они считали создание тотальной кооперативной экономики, а путь к ней - «третьим путем» общественного развития. Высшим этапом политической организации общества объявлялась кооперативная республика, законодательные и исполнительные органы которой формируются из выборных представителей кооперативов и их союзов. В наиболее законченном виде идеи кооперативизма были сформулированы известным французским экономистом и кооперативным деятелем Шарлем Жидом. Ш. Жид возглавлял Ннмскую школу кооператоров - кружок ученых, популяризаторов и организаторов потребительских кооперативов, образованный в 80-х годах XIX в. в г. Ниме на юге Франции. В капиталистическом
обществе все бедствия трудящихся ел -единственным общим интересом для представителей всех - но чтобы достичь окончательного господства, потребители вслед за преобладанием в розничной и оптовой торговле должны постепенно приобрести, скупить, построить сначала промышленность, производящую основные потребительские товары, затем сельскохозяйственное производство и, наконец, обрабатывающую и добывающую промышленность. Так, мирным путем будет захвачена вся экономика и создана кооперативная республика; - никаких посягательств на частную собственность. Она сохраняется. Правда, постепенно она будет преобразовываться в кооперативную. В кооперативной республике господствующей собственностью станет кооперативная собственность или, по определению Ш. Жида, тоже частная, но в виде общего владения; - крупное производство из рук немногих крупных собственников перейдет в руки массы мелких собственников и мелких капиталистов, членов кооперативов; - единый общий
потребительский интерес обусловливает Наиболее известны произведения родоначальника кооперативизма Ш. Жида: «Кооперация» (Париж, 1922 г.), выдержавшая несколько изданий; «Коммунистические колонии и кооперативы» (Париж, 1927-1928 гг.); «Кооперация за рубежом: в Англии и России» (Париж, 1925-1926 гг.) и др. В них автор, используя широкий исторический и фактический материал, пытался всесторонне обосновать идею замены капиталистического строя кооперативной республикой. Шарль Жид - одна из ярких и в то же время противоречивых фигур французского и международного кооперативного движения. Будучи искренним противником капитализма, он как теоретик выступал по существу как его защитник. Объявляя себя беспартийным и даже одно время противником социалистической партии Франции, он с большим успехом выступал на ее конгрессах по вопросам организации потребительской кооперации. Оставаясь всю жизнь идейным противником марксизма, III. Жид в отличие от многих кооперативных социалистов выступил за признание советской потребительской кооперации после Октябрьского переворота 1917 г. В 1923 г. он посетил Советский Союз, и объективно и доброжелательно оценил участие советской кооперации в восстановлении разрушенного народного хозяйства. В конце 20-х годов для многих сторонников кооперативизма в Европе стала очевидной его несостоятельность. Однако в 30-50-е годы кооперативизм получил заметное распространение в США. Наиболее крупным представителем американского кооперативизма был П. Уорбасс - основатель Кооперативной лиги США и ее президент с 1916 по 1941 г. В своих работах «Кооперативная демократия» (Нью-Йорк, 1927 г.), «Проблемы, кооперации» (Нью-Йорк, 1942 г.), «Кооперативный мир» (Висконсин, 1950 г.) он развивал идеи преобразования капиталистического общества на кооперативных началах, выступал против крупного капитала, милитаризма и войны. В 70-х годах в развитых капиталистических странах возникло новое направление кооперативизма. Суть его сводилась к тому, что «новый общественный кооперативный строй» можно создать путем развития производственных кооперативов. Ведущие идеологи этого направления - Я. Ванек, профессор Корнельского университета, Д. Джонс, профессор Гамильтонского колледжа в Нью-Йорке, К. Бломквист, профессор Шведского кооперативного института и др. Они истолковывали факт ускоренного роста производственных кооперативов в Англии, Франции, Испании, Италии и других странах, как проявление того, что на предприятиях, находящихся в собственности кооператоров и управляемых ими, создается наибольшая материальная и моральная заинтересованность всех работников в конечных результатах производства и, следовательно, наибольшая производительность труда. Поэтому-де кооперативы в промышленности и в сфере услуг должны вытеснить все существующие ныне формы организации производства. «Пробил час самоуправления и кооперативов труда», - торжественно провозгласил. Ванек на Всемирной конференции по развитию производственных кооперативов в Риме в 1978 г. Эти идеи были поддержаны также кооперативными социалистами П. Дерриком, В. Лундбергом и др. с одним лишь формальным различием в конечных целях. Таким образом, отдельные производственные
кооперативы в Однако эти факты были временным явлением и не представляли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнктуры рынка, местоположения, рекламы и т.д.
5. Основоположники теории <<кооперативного капитализма >>.
Основоположниками кооперативного капитализма немецкий общественные деятели, основатели германского кооперативного движения Г. Шульце-Делич (1808 —1883 гг.) и Ф. Райффайзен (1818—1888 гг.). Они считали кооперацию основным средством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства (ремесленников, кустарей, торговцев, крестьян) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди их слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства. Организатор немецкой городской кредитной кооперации Шульце - Делич не был социалистом. Он не стремился к уничтожению частной собственности, не осуждал конкуренцию, считая ее необходимой для экономического развития, не хотел уничтожения наёмного труда. Но его пугала стремительная пролетаризация мелких собственников, ремесленников, торговцев, свободных крестьян. Он считал, что превращение подавляющей части средних классов в «злополучных» пролетариев и пауперов приведет к неустойчивости немецкого общества. Кооперация, по мнению Шульце - Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич наметил схему последовательного создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать наряду с частнокапиталистическими и акционерными компаниями. Однако такая схема спасения мелких собственников была осуществлена лишь частично в Германии. Как показало развитие немецкого кооперативного движения, широкое распространение среди мелких собственников получили в основном кредитные кооперативы, которые впоследствии так и не преобразовались, за редким исключением, в производственные. Шульце-Делич был категорически против государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отношении кооперативов. Поэтому в ссудо-сберегательных кооперативах (народных банках), организованных по инициативе Шульцс-Дслича, как и в акционерных обществах, основная часть прибыли распределялась в виде процента на внесенные членами паи, и лишь управление строилось на принципах кооперативной демократии. Если Шульце-Делич понимал неизбежность развития капитализма и пытался при помощи кооперации создать наиболее благоприятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение капитализма в деревню по религиозно-нравственным мотивам. Ф. Райффазен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные отношения, вызывает расслоение деревень, нищету, ожесточение, жажду наживы, зависть и преступление. Ф. Райффайзен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь дешевыми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня; и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте крестьянских товаров и закупке необходимых материалов и средств, производства, отгородит крестьянство от непосредственного соприкосновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы. По инициативе и под влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов райффайзенского типа». Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отличались от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце - Делича. Они обслуживали, прежде всего, крестьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспечение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограниченная ответственность членов всем их имуществом перед кредиторами кооператива. Как правило, сельский кредитный кооператив при его организации получал некоторый капитал для начала своей деятельности на благотворительных основах (от местных муниципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источниками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных организаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов. Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал
потребительскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый Вскоре практика кооперативного движения внесла существенные поправки в организационные принципы сельскохозяйственной кооперации Ф.Райффайзена. Появились кооперативы сбытовые, снабженческие, по переработке и сбыту отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Последователь Ф. Райффайзена Гааз ввел паевой взнос, отказался от принципа бесплатности органов управления. Сельскохозяйственные кооперативы стали распределять прибыли. Вслед за Германией кредитные кооперативы начали возникать и развиваться в других странах. С 50 - 60-х годов XIX в. кредитные кооперативы появились в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и России; с 80-х годов - во Франции; с 90~х годов - в США, Канаде, на территории нынешней Югославии (Сербии и Хорватии), Болгарии, Румынии; с начала XX в .- в Индии, Бирме, на Кипре, в Испании и Японии. Так теория Ф. Райффайзена, очищенная жизнью от всего утопического, явилась обоснованием кооперативного капитализма в сельском хозяйстве. Объединяясь в различные формы кооперации, крестьянские хозяйства получили возможность выхода на капиталистический путь развития. Таким образом, основатели либерально-буржуазного направления кооперативных теорий Шульце-Делич и Райффайзен твердо стояли на позициях сохранения и упрочения частной собственности. Они лишь хотели внести коррективы в отношения крупных и мелких собственников с тем, чтобы улучшить капиталистический строй. В 50 - 60-х годах XX в, американские буржуазные экономисты Р. Миллер, X. Хэмфри и другие пытались развивать тезисы Шульце - Делича и Райффайзена в применении к современному состоянию капитализма. Одни предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на крупные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля. Другие считали, что капитализм освободится от своих недугов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трёх секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм будет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения. Легко заметить, что эти варианты кооперативного капитализма очень похожи на концепции «смешанной экономики», «уравновешивающей силы» и другие, которые появились в 40 - 70-е года нашего века в США, Англии и других странах. Характерно, что все три основных направления кооперативного реформизма (кооперативный социализм, кооперативизм или кооперативная республика, кооперативный капитализм) не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупотреблений крупных монополистических объединений и корпораций. Таким образом, кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии, Франции, Германии, России, и других европейских странах. Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем. Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах. С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты. Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса. Уникальная особенность кооперативной идеологии и кооперативной хозяйственной деятельности - их мирный созидательный характер в отличие от революционной теории и практики различных левых и правых экстремистских организаций, а также забастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разрушение и насилие. Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, защита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекомендаций для кооперативных организаций в области коммерческой работы и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, ученые, практические работники занимаются конкретными проблемами повышения рентабельности и конкурентоспособности кооперативных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демократии и усиления социальной активности широких масс кооператоров. Заключение.
Таким образом, в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и организаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек средних городских слоев Англии как символы различных обществ взаимной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов. Призывы У.Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленников и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нужде, не могли длительное время отрывать от себя последние средства для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов. Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом массовом сознательном политическом движении рабочего класса, которое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помощью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение. Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдей-ля, Лидса и других промышленных городов и поселков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказывали, хотя небольшую, но очень, нужную рабочим материальную помощь. Зарождение и развитие кооперативного движения неотделимо от пропагандистской и организаторской деятельности основоположников потребительской, производственной и кредитной кооперации. Сами понятия - кооператив, кооперация, кооперативное движение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фаланстеров» (промышленно-землевладельческих общин) Шарля Фурье. Уильям Кинг, Филипп Бюше, Луи Блан Герман Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен и другие идеологи, занимаясь кооперативным движением всю свою сознательную жизнь, разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анализа), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными организациями. Огромную позитивную роль кооперативные идеологи сыграли в законодательном признании кооперации государством в середине XIX века, в защите интересов кооператоров в национальных и местных органах власти, в создании первых национальных кооперативных союзов. Кооперативные идеологи были также первыми историками, журналистами, учеными и популяризаторами кооперативной формы хозяйствования. Они оставили огромное литературное наследство о формировании и развитии кооперативного движения и кооперативного сектора экономики в странах Европы. В 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распространяться практика захвата рабочими предприятий, брошенных обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооперативными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строительства кооперативного социализма через развитие производственной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице. В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о производственной кооперации как главном средстве преобразования капиталистического общества. Этой концепции были посвящены работы Д. Уоткинса «Индустриальная общественная собственность»: (1978 г.); Дж. Брея «К экономике, управляемой рабочими» ( 1978 г.); М. Гойдера «Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии» (1980 г.); Р. Соутелла «Как преобразовать общество на кооперативной основе» (1980 г.); Дж. Радиса «Общинный социализм» (1980 г.) и др. На этот раз оживление в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бумом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др. Дело в том, что мелкие и средние предприятия, оснащенные высокопроизводительным, малогабаритным оборудованием, стали успешно конкурировать с крупными, что облегчало создание производственных кооперативов. В эти годы усилилась общемировая тенденция разукрупнения предприятий-гигантов, создания вокруг главного предприятия сотен мелких и мельчайших индивидуальных и кооперативных производственных единиц, Получили широкую известность в мире успешно действовавшие в 80-е годы многоотраслевой производственный кооператив Мондрагон в Испании и «Лонго Мэй», объединявший в 1980 г. 16 кооперативных обществ Австрии, Франции и Швейцарии. Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной деятельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в промышленности. Отдельные производственные кооперативы в Однако эти факты были временным явлением и не представляли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнктуры рынка, местоположения, рекламы и т.д. Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии, Франции, Германии, России, и других европейских странах. Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она предлагала вполне реальный механизм улучшения материального положения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем. Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема кооперативного движения в Европе и других странах. С наступлением постиндустриальной эры влияние кооперативной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты. Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппараты) оказали большое влияние не только на социально ориентированную хозяйственную деятельность и демократическое управление кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую цивилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса. Уникальная особенность кооперативной идеологии и кооперативной хозяйственной деятельности - их мирный созидательный характер в отличие от революционной теории и практики различных левых и правых экстремистских организаций, а также забастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разрушение и насилие. Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, защита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекомендаций для кооперативных организаций в области коммерческой работы и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, ученые, практические работники занимаются конкретными проблемами повышения рентабельности и конкурентоспособности кооперативных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демократии и усиления социальной активности широких масс кооператоров. Список использованных источников.
1.
Теория кооперации. Учебник для кооперативных
вузов, М. 2. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925 (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 г.). 3. Творцы кооперации. Сборник. Изд-во Московский рабочий, М., 1991. 4.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть
1, Москва, 5.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. 6. Закон о кооперации. М. 1998 г. 7. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». М. 1997. 8.
Федеральный закон о производственных
кооперативах. М.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |