|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инновации в музейном обслуживанииИнновации в музейном обслуживанииФедеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет Институт социального и производственного менеджмента Факультет управления социальными системами Кафедра «Менеджмент туристического бизнеса» Курсовая работа По дисциплине «Инновации в социально-культурной сфере и туризме» на тему: Инновации в музейном обслуживании Выполнил: студент(ка) группы СКС-31 з/о Арчакова О.В. Проверил:
Саратов 2009 Содержание Введение ................................................................................................................................3 1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании ...........5 1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития ..........................5 1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании ................................6 2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании ....................10 2.1. Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея ...........................................................................................10 2.2. Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики ................................................................................................................13 3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа .................................................................25 Заключение .........................................................................................................................30 Список использованных источников ..............................................................................32 Введение В начале XXI в. музейный менеджмент претерпел коренные изменения. Начиная с 2004 г. он вынужден приспосабливаться к реформам, проводимым в административной, бюджетной сферах и области местного самоуправления. Необходимость новой стратегии связана и со сменой концепции государственной культурной политики. Теперь центр внимания с развития учреждений культуры перенесен на заботу об их посетителях и учет степени участия в социальной жизни страны и региона. Соответственно происходит переход от финансирования содержания учреждений культуры к финансированию производимых ими услуг. Главная задача реформ - вывод имущества и финансовых средств бюджетных организаций, в т. ч. учреждений культуры, на рынок. С позиции получателей ресурсов они стали переводиться на позицию генераторов ресурсов и социального капитала. То есть вместо поддержки и сохранения культуры как некой совокупности накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, ценных самих по себе, и определения приоритетов разработчики реформ рассматривают культуру как ресурс и инструмент для достижения внешних по отношению к ней социально-экономических целей. В сложившейся ситуации сохранение музейного дела в России требует формирования нового класса музейных менеджеров, компетентных в области, как маркетинговых технологий, так и духовных ценностей. Однако отсутствие подготовленных кадров, понимающих, как новая государственная политика сочетается с внутренней деятельностью учреждения культуры, и является основной проблемой музейного менеджмента В настоящее время в стране не существует аналитической экспертной инстанции, способной взяться за налаживание конструктивного диалога между экономистами, чиновниками и представителями культуры (все они говорят на разных языках). Такие сложные реформы не проектируются в заданном виде кем-то всеведущим. Это всегда процессы взаимовлияния, приспособления, уступок, диалога. В связи с этим задача музейных управленцев состоит в их анализе и выработке оптимальных подходов к реализации на практике. Поскольку методик определения результативности бюджетных вложений в сферу культуры, на которую ориентирован новый метод ее финансирования, не предложено (в Федеральной целевой программе "Культура России. 2006-2010 годы" только поставлена задача их разработки), перед музейным менеджментом встает комплекс проблем: по уточнению государственных приоритетов и выяснению роли культуры, и в частности музеев, в современной экономике; оценке социальных результатов функционирования музеев; разработке системы показателей для определения эффективности деятельности. Методика выявления роли музеев в экономических и общественных отношениях тесно связана с определением их миссии и функций. Сегодня становится понятной суть теоретических споров, которые велись в период перестройки и многим казались несущественными": музей - это место проведения досуга, и, следовательно, он должен конкурировать за бюджетные вложения с клубами, кинотеатрами, досуговыми организациями; музей - это социальный институт, и, следовательно, он должен решать задачи развития общества и его социальной сферы. Социальные услуги связаны с проектированием систем воздействия на человека путем воспитания, образования, идейных конструкций. Отсюда понятно различие приведенных функций музея: в первом случае - это манипулирование сознанием через масскультуру; во втором программирование поведения и реакций населения в рамках национальных приоритетов. Характерно, что реформаторы стремятся определить бюджетные учреждения как социально ориентированные сервисы, цели и критерии, оценки деятельности которых определяются целями и задачами социокультурного развития. Однако основная проблема состоит в отсутствии внятной государственной политики в этом секторе. Все вышеизложенное определяет актуальность данной проблемы. Исходя из актуальности, целью работы является исследование проблемы инновации в музейном обслуживании. Задачами работы являются: 1 .Исследовать теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании; 2.Исследовать особенности инновационных проектов в музейном обслуживании 1. Теоретические аспекты проблемы инноваций в музейном обслуживании 1.1. Музейное обслуживание: основные тенденции развития Общепринято считать, что культурно-познавательный туризм предусматривает обязательное посещение музеев, осмотр памятников архитектуры и археологических раскопок. При этом не принимается во внимание тот факт, что существует еще и развлекательная составляющая любой экскурсионной программы. Причем согласно одному из последних исследований именно развлекательные экскурсии играют все более значительную роль в европейской индустрии туризма.[1] Итальянские исследователи проанализировали статистику посещений резидентами и нерезидентами основных достопримечательностей в пяти европейских странах: Италии, Франции, Испании, Великобритании и Германии. Все расчеты производились на основе данных билетного контроля. Эту статистику нельзя назвать абсолютно достоверной по двум причинам: во-первых, при исследовании сопоставлялись данные разных календарных периодов (хотя в краткосрочной перспективе статистика посещения туристских объектов не подвержена серьезным изменениям); во-вторых, что более существенно, очень сложно точно определить численность посетителей крупных соборов и музеев, где входные билеты не предусмотрены и в результате их обследования выпадают такие достопримечательности, как, например, Британский музей, Римский форум, собор святого Петра в Ватикане, Кельнский собор или Парижский Нотр-Дам. Однако это не меняет достаточно интересной картины, которая была получена европейскими исследователями. Анализ представленных результатов показал, что если свести воедино все полученные данные, то первые 10 позиций займут 5 парков, 5 музеев и памятников архитектуры. В этом финальном рейтинге посещаемости лидирует Франция, занимающая 6 позиций из 10 (Диснейленд, Эйфелева башня, Лувр, Центр «Жорж Помпиду», «Город науки» и парк «Футуроскоп»). Возможно, что этот результат связан с одной существенной особенностью французских достопримечательностей — их полифункциональностью. В составе перечисленных достопримечательностей только два объекта — «абсолютно развлекательный» Диснейленд и «абсолютно познавательный» Лувр — имеют четко выраженную туристскую функцию, тогда как большинство других объектов достаточно трудно классифицировать однозначно, отделяя познавательность объекта от развлекательной зрелищности. Следовательно, во Франции, как, возможно, ни в какой другой европейской стране, в сфере туризма успешно внедряется рациональное сочетание развлекательного и познавательного и наиболее яркими примерами этому может служить Центр «Жорж Помпиду», или «Город науки». В свою очередь результаты исследований Испании и Германии показали, что в этих странах парки развлечений откровенно доминируют над музеями и культурно-историческими объектами. На противоположном «полюсе» — Великобритания и Италия, где преобладает посещение именно культурных достопримечательностей, скорее всего этот результат был бы еще более очевидным при возможности учета посетителей Британского музея или Римского форума. Главный вывод, который можно сделать на основе приведенных данных, достаточно очевиден: музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью. Так, результаты деятельности французского Диснейленда ошеломительны: за год его посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею, вместе взятые, при этом очевиден и финансово-экономический результат такого сопоставления. В этих условиях необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения достопримечательностей, позволяющую сформировать современную модель функционирования объектов показа, сочетая в ней историческую преемственность культурных традиций и экономическую важность. 1.2. Маркетинговые стратегии в музейном обслуживании Экономическое развитие в отрыве от заботы о сохранении исторического и культурного наследия ведет к культурной и нравственной деградации общества, то смещение акцента на культуру без необходимого экономического развития закрепляет нищету и несправедливое распределение благ. Следовательно, только разумное сочетание экономического и гуманистического подхода способно обеспечить сохранение памятников природы, культуры и истории. В целом идея проникновения бизнеса в культурную среду сформировалась еще в XIX в., а мода на рестораны, кафе и магазины в музеях зародилась в США, хотя сейчас она достаточно быстро распространяется по всей Европе[2]. В качестве примеров можно привести ресторан музея Гуггенхайма в Бильбао, который считается одним из лучших в городе, или ресторан музея Пикассо в Барселоне, где блюда носят названия произведений знаменитого художника. Уже немало таких кафе, ресторанов и музыкальных салонов в музеях Лондона, Парижа, Амстердама, Берлина. Применение подобного подхода не следует воспринимать как деградацию культуры. Скорее всего, необходимо сделать культурную среду более доступной и привлекательной для подавляющего большинства населения. И туризм, приобретающий все более массовый характер, играет в этом процессе важнейшую роль. Хотя у музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие, — однако со временем все большее значение стала приобретать образовательная и просветительская функции. Постепенно в сознании общества музей трансформируется из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения полноценного досуга. Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими — одна из задач, стоящая на сегодня перед всеми музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы. Это и определяет суть назначения музейного менеджмента. В свою очередь, также необходима постоянная работа по поиску и освоению музеями дополнительных источников финансирования в условиях рыночной экономики. Этот вид деятельности принято определять как музейный маркетинг. В условиях перехода большинства российских музеев на новые условия хозяйствования главными объектами внимания маркетинга становятся их конкурентоспособность, которая выражается уровнем качества предлагаемой печатной продукции или товарных изделий, эффективность каналов продвижения и действенность коммуникативной политики. Самой важной отличительной особенностью новой маркетинговой стратегии музеев становится перемещение акцента со сбыта уже освоенных музейных услуг или продукции на разработку новых продуктов и услуг, ориентированных на потребности посетителей. Именно поэтому разработка маркетинговой стратегии музея должна опираться на глубокий и системный анализ потребностей и изучение передового опыта, а также на критическое осмысление сложившихся взглядов на музейную работу[3]. В современных условиях, чтобы выжить, музей должен быть не просто площадкой для демонстрации экспонатов, а местом проведения досуга, хотя ограниченные финансовые ресурсы не позволяют музеям на равных конкурировать с лидерами развлекательной отрасли, тратящими миллионы на маркетинг своих продуктов и услуг. Вместе с тем следует по-новому оценить реалии современной жизни и разработать серию новых подходов к развитию музейного маркетинга. Совершенно очевидно, что дефицит времени влияет и на поведение туристов, которые всегда были самыми верными посетителями музеев. Согласно данным специальных исследований, среднестатистический путешественник тратит на один посещаемый город (турцентр) в среднем два дня и за это время посещает лишь несколько самых известных достопримечательностей. Обычно это крупные музеи, парки или известные памятные места, которые входят в программу тура. К сожалению, в поле зрения традиционных туристов не попадают многие ценные объекты и, как правило, очень интересные средние и малые музеи, которые испытывают острый дефицит в посетителях. Такое положение негативно сказывается на финансовом положении малых музеев. Кроме того, положение музеев усугубляется тем, что государство стремится сократить их финансирование до самого минимума. Сегодня в США уже 90 % всех музеев являются частными. Британские музеи перешли на двойное финансирование: государственное и частное, хотя крупные общенациональные, такие как Британский музей, пока получают большую часть средств от государства. Все более четкая тенденция к самоуправлению музеев прослеживается и в Италии — здесь музеям негласно предлагают самим заняться поиском источников финансирования. Им дают возможность зарабатывать деньги самостоятельно: например, открывать на своей территории кафе, рестораны и магазины. Однако менеджеры многих музеев не хотят и не умеют получать доходы от дополнительной коммерческой деятельности. Даже в Америке расходы на одного посетителя музея в среднем составляют 21 дол., а доход, приходящийся на одного посетителя, — только 5,6 дол. Такая разница связана прежде всего с расходами на содержание штата музея. Именно из-за неэффективного менеджмента многие музеи, и в первую очередь средние и малые, оказываются в сложном финансовом положении. Основным показателем, позволяющим оценить эффективность коммерческой деятельности учреждений культуры, в частности музеев, является коэффициент конвертации посетителей в покупателей. Он показывает, какая часть посетителей музея несет косвенные расходы, т. е. приобретает дополнительные продукты и услуги, предлагаемые музеем. Максимальное значение коэффициента конвертации (33 %) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Высокий уровень этого показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (25 %) и Британским музеем (26 %) Государственный Эрмитаж (12%) уступает им по данному показателю более чем в два раза. Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи с самым высоким уровнем конвертации посетителей в покупателей (13 %). Самые низкие значения этого показателя составляют соответственно 1,2 и 1,1 % и принадлежат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственному Русскому музею. Высокие значения этого коэффициента в Третьяковской галерее отражают эффективность действующей на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского потребителя. В то время как в целом низкие значения этого показателя в российских музеях подтверждают недостаточный уровень развития коммерческой деятельности. В последние два-три года большинство западных музеев признали очевидный факт, что многие люди не хотят ходить в музеи. При этом руководство Бруклинского музея считает, что самих по себе предметов искусства недостаточно, чтобы привлекать посетителей. Надо их удивлять и показывать что-то новое. Сегодня люди хотят ходить туда, где они могут получить эмоции и опыт, не важно какой — чувственный или интеллектуальный, — считает Нейл Котлер, крупнейший специалист в области музейного маркетинга.[4] Иначе говоря, надо продавать не только сам продукт, но и связанные с ним эмоции. Главное, что можно и нужно сделать с помощью инструментов маркетинга, — это любыми способами увеличить время, которое люди будут проводить в музеях. Мотивация посетителей может быть различной. Для увеличения посещаемости музеев надо открывать в них кафе, рестораны и хорошие магазины. Основу ассортимента музейных магазинов должны составлять сувениры и товары, связанные с экспозицией музея, кроме того, качество этих товаров должно быть высоким, чтобы вызывать у посетителя желание вернуться. Необходимо заниматься обустройством территории музея и организовать инфраструктуру вокруг него. В этом случае важно тесное взаимодействие с городскими властями и с местным предпринимательским сообществом. По мнению итальянских специалистов, приезжая в Пизу, туристы смотрят только башню, потому что все остальное по сравнению с ней довольно низкого качества, в городе нет достойных ресторанов, кафе и магазинов, что в определенной мере снижает привлекательность этого туристского центра. Для повышения своей привлекательности многие европейские города предлагают «городскую карту туриста». В ее цену входит, как правило, не только передвижение по городу, в том числе на специальных туристических автобусах от одной достопримечательности к другой, но и бесплатное (или со значительными скидками) посещение музеев, скидки в определенных ресторанах и магазинах. Кроме того, эффективным способом привлечения туристов даже в удаленные места является создание музейных объединений. Музеи и иные культурные центры и достопримечательности вообще не должны конкурировать друг с другом. Напротив, если они расположены недалеко друг от друга, то в их интересах активно взаимодействовать, как, например, Музейный квартал в Вене или музеи на площади Сан Марко в Венеции. Достаточно эффективный маркетинговый ход — сделать единый билет для всех музеев, находящихся рядом, либо организовывать общие культурные и социальные мероприятия для музеев, находящихся на близком расстоянии и имеющих родственную экспозицию и целевую группу посетителей. Для успешной деятельности музеев очень важно научиться выстраивать долгосрочные отношения со своей аудиторией. А для этого недостаточно простого подсчета числа потребителей: необходимо учитывать, сколько посещений приходится на одного и того же посетителя в течение определенного промежутка времени. Такой подход особенно важен для небольших провинциальных музеев, имеющих ограниченную аудиторию посетителей. «Одно из основных конкурентных преимуществ музея, которое пока что редко используется, — это умение формировать чувство принадлежности к определенному сообществу», — утверждает Нейл Котлер. Причем маленькие и средние музеи имеют больше возможностей вступать в тесные отношения со своей аудиторией. Музей нового типа должен собирать информацию о тех, кто может быть заинтересован в неоднократном посещении, а также переводить неактивных посетителей в разряд активных, активных посетителей — в разряд друзей музеев или волонтеров (обычно ими становятся известные люди, родившиеся в этом городе).[5] Кроме того, следует учесть, что бизнес и музеи нужны друг другу, так как чем интереснее музеи людям, тем они интереснее бизнесу. И здесь есть две причины: во-первых, финансируя музеи, компании пытаются сформировать позитивный имидж, во-вторых, культурные ценности все больше воспринимаются бизнесом как элемент инноваций. Символические элементы — это часть корпоративной культуры предприятия, а их-то и формирует искусство. Хотя многие компании пока еще больше заняты вопросами налогообложения и размещения своего офиса, но при этом они не должны недооценивать нетрадиционные активы и в полной мере обращать внимание на использование в своих интересах культурного потенциала городов. Крупные международные корпорации, успешно развивающие свой бизнес, считают, что привлекательные города с хорошо развитыми культурными ресурсами благоприятно сказываются на их сотрудниках и клиентах, которые получают дополнительный заряд положительных эмоций, что, несомненно, дает культурная среда города. Итак, развитие идеи маркетинга достопримечательностей как неотъемлемой части маркетинга имиджа и маркетинга территорий заставляет по-новому взглянуть на территориальное развитие, и прежде всего осознать необходимость регионам опираться на собственные силы. Концепция территориального туристского маркетинга дает регионам реальную возможность найти долгосрочные источники самофинансирования, что, в свою очередь, поможет решить главную проблему регионального управления — достичь устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий. 2. Особенности инновационных проектов в музейном обслуживании 2.1.Информационное обслуживание инновационных проектов как источник финансирования музея. В настоящее время на территории Российской Федерации расположены 88 музеев-заповедников и 31 музей-усадьба, общая площадь которых превышает 160 тыс. га. В этих учреждениях сосредоточены музейные коллекции, памятники архитектуры, истории и природы, являющиеся достоянием России, а также представляющие значительный интерес для мировой культуры в целом. Состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние. В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев-заповедников становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию следующих видов деятельности:[6] ü туристической; ü выставочной; ü издательской; ü культурно-просветительной; ü образовательной. Единая информационная система музеев-заповедников В состав единого информационного пространства музеев-заповедников должны входить следующие компоненты: информационные ресурсы - базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотечные и музейные хранения и пр.; а информационно-телекоммуникационная инфраструктура - территориально распределенные компьютерные и телекоммуникационные сети, а также сети и каналы передачи данных; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - базовые, прикладные и обеспечивающие системы и средства их реализации; организационные структуры, включая специалистов, отвечающих за функционирование и развитие национальной информационной инфраструктуры; система взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями. Максимальная эффективность функционирования информационной системы, непосредственно влияющей на возможность привлечения финансовых ресурсов, достигается только в том случае, если она представляет интересы общества и государства на комплексной основе. Одним из важнейших показателей эффективности функционирования информационной системы является степень доступности ресурсов пользователю. Именно по этому показателю Россия отстает от развитых стран мира. Причины недоступности ресурсов разнообразны:[7] ü во-первых, дороговизна коммерческих ресурсов, делающая нереальным массовое пользование; ü во-вторых, отсутствие у некоторых категорий пользователей справочного аппарата и средств навигации; ü в-третьих, отсутствие у владельцев ресурсов средств или технологий для обеспечения распространения информации и доступа к ней. Связь бизнес-технологий и менеджмента с богатейшим культурным наследием России поддерживается благодаря инновационной деятельности. Именно она сможет обеспечить возврат средств из материального производства в сферу культуры. Цели инновационной деятельности индивидуальны для каждой организации и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческому использованию. Тем не менее, эти вопросы актуальны даже в далеких от "достижений прогресса" учреждениях, поскольку экономические трудности заставляют сотрудников искать источники дополнительного финансирования и реализовывать выгодные с коммерческой точки зрения проекты. Приоритетными направлениями в информационном обслуживании инновационных проектов развития музеев-заповедников являются: ü поддержание и расширение банков и баз данных по объектам культурного и природного наследия, видам их деятельности и услугам на всех этапах реализации культурных проектов; ü представление культурных и природных ценностей в печатных изданиях, кино- и видеопродукции; ü создание электронных салонов-выставок, виртуального музея; ü разработка и запись электронных каталогов и презентационных программ на СР-КОМ и ОУР-КОМ; ü использование системы оперативного поиска и обработки информации (использование корпоративных информационных систем, интеграция в Интернет); ü обеспечение справочной информацией по созданию и функционированию предприятий, снабжение актуальной правовой, нормативной, финансовой, адресной и учебной информацией; ü представительство и реклама инновационных проектов в компьютерных сетях. ü оценка эффективности культурного туризма. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культурного и экологического туризма. Туристическая деятельность является одной из наиболее доходных сфер мировой экономики и перспективным направлением деятельности музеев-заповедников. Основным средством оценки эффективности культурного туризма является создание единой информационной системы, позволяющей накапливать и обрабатывать "первичную" информацию по ресурсам данного региона. Именно с помощью подобной системы можно дать ориентировочную оценку культурного потенциала и выяснить целесообразность дальнейших исследований и разработок. При изучении первичных данных о музеях-заповедниках можно выделить два основных раздела для накопления информации: 1. в культурное наследие (т. е. музеи, памятники архитектуры, достопримечательные места, культурный ландшафт и т. д.); 2. в существующая инфраструктура туризма (транспортная сеть, размещение и отдых). Итак, профессиональная организация туризма и отдыха предусматривает создание собственного туристического продукта, основные составляющие которого - развитая инфраструктура центров музейного туризма на базе музеев-заповедников и активный маркетинг. Именно эти компоненты необходимы для внедрения музеев в международный и межрегиональный рынки туристических услуг. Итак, состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние. В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию. 2.2.Музейный менеджмент в период реформирования бюджетной сферы экономики. Культурное пространство страны, отдельно взятого региона и населенного пункта складывается из двух составляющих: ü историко-культурного наследия, которое состоит из материальных и нематериальных ценностей, значимых для самобытности данной нации, и с экономической точки зрения характеризует объем и масштабы культурного пространства, его качество и сущность; ü культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства и проявляющихся в качестве инвестиций в человеческий капитал. В экономические отношения входит та часть культурного пространства, которая требует затрат экономических ресурсов и профессиональной организации производства товаров и услуг. Музеи связаны с обеими составляющими. Музеи могут быть и являются инструментом развития территории, не только делая ее привлекательной для туристического бизнеса, но и формируя общественно-социальную среду, которая влияет на экономику региона и обеспечивает качество жизни.[8] Коммерциализация инвестиций в человеческий капитал. По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. Мау, государство первостепенное внимание должно уделять инвестициям в человеческий капитал, и особенно в здравоохранение и образование - секторы, генерирующие спрос на развитие других отраслей и услуг: инвестиции в людей перспективнее, чем непосредственно в производство, считает он.[9] Реформаторы же очевидную сторону влияния культуры, в т. ч. и музеев, видят в социоэкономическом развитии территории, привлечении туристов. Степень сложности данного вопроса отражает его оценка участниками круглого стола, прошедшего в рамках Второго Московского международного форума "Культура плюс", цитатой из чеховской "Чайки": "Нужны новые формы, а если их нет, то ничего не нужно". И это подтверждает практика. Например, фестивали, которые в 60-е гг. играли прогрессивную роль, сегодня запротоколированы и мертвы. Никем даже не озвучена идея о том, что оживить фестивальную традицию можно, лишь изменив умонастроение в обществе. Это же касается всех остальных так называемых новых стратегий. Такая важная тема одной из дискуссий круглого стола, как "Универсальные стратегии в развитии в региональных контекстах", вылилась попросту в обсуждение плюсов и минусов массового туризма как основного источника доходов и главной стратегии взаимодействия культуры и экономики. По сути, вся дискуссия свелась к констатации факта, что массовый туризм - самый успешный способ делать деньги. О новых же культурных формах взаимодействия говорилось вскользь, словно такие вопросы вообще бесполезно поднимать. Казалось бы, название форума "Культура плюс" предполагает в первую очередь тему духовного развития людей в контексте экономических и социальных реалий, а на деле получилось что-то типа "Бизнес плюс" и где-то на периферии - культура. Отсутствие государственных приоритетов и целей социокультурного развития отразилось и на способах позиционирования регионами своих культурно-национальных особенностей, ландшафтных и исторических компонентов в целях развития туристического бизнеса. В 2006 г. Государственной Думой был принят законопроект о создании в России особых экономических - туристско-рекреационных - зон. На Первом международном форуме "Особые экономические зоны" большой интерес вызвал проект "Тульский феномен", который представил культурные бренды региона: "Ясная Поляна", "Куликово поле", "Тульский пряник", "Тульский самовар", "Музей оружия" и др. А например, Тверская область с ее богатейшим историческим и культурным наследием, развитой музейной сетью не нашла ничего лучшего, как позиционировать себя в качестве родины Кощея Бессмертного. Данный подход достиг апогея в г. Мышкине. Помимо бренда - "Музея мыши" здесь строится Дворец мыши, где будет тронный зал для церемонии вручения ордена Мыши, учрежденного муниципалитетом за вклад в развитие города. Налицо подмена человеческих ценностей мифологией, которая не является вкладом в человеческий капитал и вряд ли может способствовать дальнейшему социокультурному развитию. Это чисто коммерческий подход, ведущий к фарсу. Сказочник Гофман и подумать не мог о реальности такого сюжета. Его родина зарабатывает на культурных феноменах, например, в небольшом немецком городке Веймаре, который позиционируется как родина Гете, туризм ежегодно приносит около 30% всего городского бюджета. Однако, судя по выступлению на упомянутом форуме "Культура плюс" мэра г. Веймара Стефана Вольфа, имя Гете очень важно для жизни города, но не является определяющим в его культурном ландшафте. Важен системный подход. В Веймаре есть два крупных вуза (консерватория и институт дизайна), где готовят творческих деятелей. Кроме того, имеется около трехсот архитектурных бюро, а также немало предприятий, работающих в области медиа и дизайна. Главная задача городских властей Веймара состоит не в том, какую стратегию развития выбрать, а в том, каким способом удержать людей в городе, обеспечить их интересной и достойно оплачиваемой работой. Им важно соединить деятельность и пристрастия активных групп. Поэтому в Веймаре существуют фонд Веймарской классики, Немецкий национальный театр, Городской совет сохранения памятников архитектуры, туристические компании и т. д. Каждый из субъектов заинтересован в развитии культурного ландшафта и в подготовке для него своих кадров. Подобный системный подход был продемонстрирован во время проведения Всемирного экономического форума в 2006 г., посвященного туризму. Участники определили четыре необходимых для его успешного развития параметра: наличие законодательства, развитой инфраструктуры, бизнеса и историко-культурного наследия. Достоинством для развития туризма признано наличие развитой топливной базы, железнодорожного транспорта, школьного образования, недостатком - неразвитость бизнеса, неприветливость населения. Россия по совокупности всех этих показателей заняла лишь 68-е место. Коммерциализация процесса презентации наследства. Обратимся к американскому опыту, который многими реформаторами взят за образец в плане того, как культура функционирует на принципах самофинансирования при минимальном участии государства. По мнению президента международной фирмы "Международные стратегии в области наследия", специализирующейся на стратегическом планировании в области управления наследием, Донована Д. Рипкема, сегодня историческое наследие объединяет мир, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то, что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения. Однако в малых городах Америки быстро посчитали - для того чтобы успех был стабильным, стратегия должна основываться на трех принципах: ü подлинности истории - городки-новоделы в стиле Дикого Запада или ü аттракционы в виде баварской деревни могут заинтересовать туристов, но успех будет непродолжительным; ü распространении успеха на весь регион - качество обслуживания во всех структурах (качество дорог, гостиниц, магазинов и т. д.) должно соответствовать стандартам; ü неповторимости особенностей (инвестиционной привлекательности) места. Сохранение и презентация исторического наследия означает преумножение материальных ценностей, затрагивает трудовые, финансовые, налоговые и другие вопросы, т. е. фактически касается почти всех проблем местной экономики. Американская ситуация прямо противоположна российской, где реформаторы "навешивают" на музеи в плане социокультурного развития бизнес-функции, в т. ч. и по "раскрутке" туризма. По мнению Донована Д. Рипкема, когда-то задача сохранения исторического наследия целиком ложилась на плечи музеев. [10]Сейчас сохранение исторического облика города стало главным аспектом программ жилищного строительства, проектов по оживлению центральной части города, программ развития туризма и разнообразных арт-проектов. Осознавая экономическое значение историко-культурного наследия, нельзя забывать об истинном предназначении музеев - не только выполнять миссию по его сохранению и презентации, но и воспитывать будущих его защитников. Вопрос об упомянутом выше качестве жизни для российского общества также является дискуссионным. Понятно, что для Америки и Европы оно характеризуется одними ценностями - в основном материальными, а для России - другими. Более всего с качеством жизни связана проблема социального оптимизма и гордости за место, в котором живет человек. С этих позиций сохранение историко-культурного наследия, деятельность по формированию исторической памяти является одним из наиболее эффективных способов создания и поддержания связей людей со своим сообществом. Показателем отношения к этому индикатору явилась выставка "По волнам нашей памяти" (городская жизнь. Середина 1920-х - начало 1960-х гг.), прошедшая в Государственном Историческом музее в конце 2006 - начале 2007 г. Ее авторы поставили целью показать повседневную жизнь различных социальных слоев советского общества. В экспозиции была развернута система бытовых интерьерных комплексов: казенных квартир государственной элиты, коммунальной кухни, общежития, фрагментов интерьеров общественных и социально-бытовых помещений. По мнению журналистов, выставка рассказала про убогий, но с годами кажущийся все более прекрасным, быт. Интересно отметить отношение посетителей к параметрам качества жизни. Лишь немногие в "Книге отзывов" намекали о попытке возвести нищету в эстетическую категорию. Большинство же благодарили за воспоминания, доставившие радость. Показательны такие записи: «В период тотальной разобщенности память возвращает нас в то время, когда люди жили без комфорта, но были "настоящие"». "Люди жили скромно и достойно, не своим бытом, а одним общим большим делом". Очень характерна запись молодой девушки: "Приятно посмотреть на быт без мещанства и излишеств. Многим близки ценности того времени, а не стремление к наживе и отсутствие веры в завтрашний день". Коммерциализация социальной активности населения. Со второй составляющей культурного пространства, потребляющейся в виде культурных благ, товаров и услуг, связана экономическая теория, популярная в 80-90-е гг. XX в. на Западе. Она определяла экономическую ипостась культуры следующим образом. Культура воздействует на экономику тем, что становится элементом воспроизводства способности человека как рабочей силы, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. Социально-экономическая эффективность ее в этом контексте связывается с влиянием на важнейшие параметры социального и экономического развития общества: ü рост производительности труда; ü прирост национального дохода; ü рациональное использование свободного времени; ü повышение культурного уровня населения. Рыночный характер отношений посеял иллюзию возможности рыночного регулирования приносимой культурой пользы в сфере повышения производительности труда как фактора роста социально-общественного богатства страны. Сформулированная на этой основе теория "социальных товаров" выдвинула идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объектам действия рыночных механизмов, исходя из социальной значимости отдельных видов культурных услуг и объема платежеспособности населения. Данный аспект и был взят на вооружение российскими реформаторами. В контексте этой теории культура рассматривается ими как функционально связанная со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и "интеллектуальным оснащением" работника, необходимым для осуществления профессионального труда, а также как средство развлечения и отдыха. Человек в данном случае рассматривается в качестве отлаженного механизма, на который благотворно влияет потребление культурных благ и услуг. С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг: индекс социальности Вайсброда; ü коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта); ü показатель чистой - приведенной социальной стоимости; ü индекс социальной доходности и т. д. По признанию исследователей, эти формализованные показатели не всегда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат. Интересные исследования по этому поводу провели сотрудники Алтайского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума. Данные статистики говорят о том, что социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью. Отсутствие инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказывается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие: ü культурно-развлекательная активность способствует адаптации к безработице; ü культурно-познавательная активность - поиску способов ее преодоле- В экономически депрессивных регионах для учреждений культуры открывается огромное поле деятельности: формируя ценности труда, познания, они могут "вытащить" регион из депрессивной "ямы", пробудить население от "спячки". Таким образом, социально-культурные факторы (доминирование в социуме культурно-познавательных установок и ценностей над культурно-развлекательными) усиливают социально-экономическую активность населения. Анализ имиджформирующих качеств интернет-ресурса музея. Имидж - это специально созданный, а не возникший спонтанно образ. Создание репутации - дело многих лет, тогда как для ее разрушения достаточно одной минуты. Поэтому, даже если имидж уже не требуется создавать, всегда существует необходимость его поддержания, укрепления, корректировки. Глобальная сеть интернет тоже начала играть имиджформирующую роль, но преимущественно на уровне имиджа отдельных организаций и их ресурсов: дизайн сайтов выдерживается в фирменном стиле, контент увязывается с корпоративной РК-политикой. Но подобного узкокорпоративного понимания имиджа явно недостаточно, особенно если влияние учреждения культуры вполне можно распространить по всему региону. В последние годы культурный туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития. Поэтому РР-деятельность в области культуры насущно требует целенаправленной работы со "всемирной паутиной": интернет как мощнейший инструмент продвижения способен сформировать туристские предпочтения пользователя на уровне не только конкретного турпродукта или оператора, но и региона, страны. Туризм - всеобъемлющая сфера, в которой деятельность субъектов не может быть сепаратной: к примеру, учреждение культуры ("производитель" тур-продукта) и туроператор ("упаковщик") работают в итоге друг на друга. В любом случае, используется ли интернет для создания имиджа или его изменения, возникает множество вопросов: ü насколько возможно управление имиджем региона в web-пространстве? ü какие для этого существуют пути? ü насколько интернет-ресурс отдельной организации, в частности организации культуры, может повлиять на имидж региона? ü какие факторы определяют имиджформирующие качества интернет-ресурса? Рассмотрим некоторые варианты ответов на примере региональных представительств, в частности Ярославского региона. Существует легкий способ выяснить, каким регион видится пользователю глобальной сети " потенциальному туристу. Достаточно задать поисковым системам ряд вопросов, которые приходят на ум любому человеку, собравшемуся в туристическую поездку. Пользователь может столкнуться с двумя серьезными проблемами: либо ресурсов оказывается недостаточно, либо их содержание не отвечает его запросам. Многие серьезные городские веб-ресурсы оказываются слабо интегрированными в глобальную сеть и плохо просматриваются извне региона. Казалось бы, подобная проблема имеет чисто технический или маркетинговый характер и зависит исключительно от вложенных средств. Но это не совсем так. Видимость сайта во всемирной паутине во многом зависит от формулировки метатегов - своеобразных слов-меток, по которым поисковик отыскивает сайт при выполнении того или иного запроса, формулировка таких меток -задача не столько программиста, сколько контент-менеджера, который должен адекватно оценить целевую аудиторию сайта и ее возможные запросы. Итак, первая двадцатка сайтов, отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос "Ярославль", в целом может предоставить потенциальному культурному туристу всю необходимую ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство" нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы, безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и бедным, чем он есть на самом деле. Для того чтобы выяснить, какие ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона, следует определиться с критериями. В основе системы критериев лежит набор потребностей и запросов современного культурного туриста: ü визуальность представления информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых изображений; ü полнота информации с точки зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане): ü - общая информация о городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха; ü гостиницы; ü проезд, транспорт, расписания, карты, схемы, маршруты; ü туристический продукт (виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные события, сувениры, экскурсии); ü бытовые услуги (питание, медобслуживание, связь, прокат); ü коммуникативность ресурса: наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов, бронирования номеров, покупки сувениров через интернет); ü наличие перевода на иностранные языки; ü оригинальность интерпретации информации, наличие "изюминки"; ü обновляемое сайта, свежесть информации. Визуальный облик сайтов, разумеется, сильно разнится и зависит от многих факторов. Тем не менее, подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо намеки на "региональный стиль". Что касается коммуникативных и интерактивных качеств ресурсов, то, помимо системы бронирования гостиниц, есть возможность узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких возможностей - задать интересующие вопросы специалистам в сфере туризма, заказать экскурсии, зарезервировать билеты (как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный туристический маршрут. Важность перевода сайта на иностранные языки комментировать не приходится: например, именно благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза. К сожалению, наличие иноязычной версии сайта еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются ресурсы административных органов и турфирм, а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью англоязычный). Важным для имиджформирующей роли сайта является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки ярославских достопримечательностей делает образ города стереотипным. Так, во всех интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в которой можно эффективно и эффектно ломать подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов. И наконец, обновляемость ресурса является свидетельством его жизнеспособности и востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения. Чрезвычайно полезно применить все вышеперечисленные критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев. Сайты музеев довольно часто могут выступать своеобразными интернет представительствами региона, особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом. Так случилось, например, во Владимире, когда на запрос о городе все поисковые системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и, зачастую, лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник. Определенные технические сложности возникают с наполнением сайтов интерактивными компонентами (впрочем, гостевые книги уже считаются нормой, хотя с интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота туристической информации", для музейного интернет-ресурса является наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы любого музейного сайта -"Коллекции", "Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и структура должны быть ориентированы и на "приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени работы музея; ü его местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда); ü наличии инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки); ü предоставляемых услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной. В то же время на подавляющем большинстве музейных сайтов главная страница чаще всего содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным, ничего не говорящим названием "Наш музей". Практика показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих, нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше. Существует мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что музей "не обязан бесплатно размещать рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация "независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта. Каждый из субъектов туристического рынка производит услуги и продукты, комплементарные для услуг и продуктов, поставляемых другими субъектами. Здесь каждый играет свою собственную роль, но в итоге работает на других. На сегодняшний день Ярославль воспринимается преимущественно как часть раскрученного туристического маршрута "Золотого кольца". Несомненно, именно этот фактор способствует популярности города среди туристов. И он же приводит к неблагоприятным последствиям: маршруты однотипны и не оригинальны, что не устраивает многих современных туристов с неординарными запросами. Ярославль следует рассматривать как туристический бренд, торговую марку, репутация и привлекательность которой напрямую зависят от методов ее продвижения. Имидж является ресурсом развития региона, служащим для привлечения не только туристов, но и партнеров, инвесторов. Интернет, пожалуй, наиболее дешевый и эффективный способ формирования имиджа региона, но и наименее управляемый. На сегодняшний день не существует каких-либо точных рецептов управления развитием веб-пространства. Это самая анархическая сетевая система современного мира, здесь невозможны цензура или административные методы. Иерархии сайтов не существует (если не считать позиций в списках поисковиков или закладках пользователя), но есть иерархия организаций, которым эти сайты принадлежат. Например, в случае с имиджем региона наиболее очевидна заинтересованность региональных (городских и областных) властей, в подчинении которых находится ряд организаций, имеющих интернет-представительства. И здесь возможны такие простейшие методы решения проблемы, как формулировка обязательных требований к интернет-ресурсам и контроль их качества. Но, разумеется, это крайне ограниченный путь. Другая возможность развития интернет-ресурса - это конкуренция. Так, упомянутый Владимиро-Суздальский музей-заповедник, став лидером регионального интернета по спискам поисковиков, вызвал ответную реакцию со стороны владимирских турфирм: их деятельность в глобальной сети заметно активизировалась, а уровень представления туристической информации на сайтах заметно вырос. Спонтанное конкурирование может быть искусственно стимулировано. К примеру, с помощью объявления регионального интернет-конкурса, а также поддержки сайтов, наиболее полно отвечающих запросам имиджевой политики учреждения. Таким образом, речь идет о формировании региональных стандартов интернет-ресурсов. Кроме того, помимо чисто технических стандартов, касающихся необходимого набора определенных качеств, возможна выработка приоритетов в отношении содержания сайтов. Расширение событийного ряда: размещение календаря туристических событий (бег русских троек "Золотая грива", фестиваль "Преображение", фестиваль "Джаз над Волгой", День города, День пива и др.). Введение в "туристический оборот" не задействованных в нем объектов инфраструктуры: турагентства уже пытаются своими методами заинтересовать иностранцев, уставших от храмов на волжском маршруте, и водят группы, например, к зданию ТЮЗа; в городе можно найти и другие, не менее интересные объекты " не обязательно по эстетическим характеристикам: ледовый дворец "Арена-2000 Локомотив", Петропавловская церковь (аналог Петропавловского собора в Петербурге), необычное здание областного архива. Таких объектов можно найти множество, и их презентация в интернете может сместить туристические маршруты с исхоженных троп. Продвижение темы. Тема 1000-летия Ярославля оказалась чрезвычайно важной для развития туризма в городе, поскольку к 2010 г. планируется создать значительное количество объектов туристической инфраструктуры, провести реставрационные и реконструкционные работы в историческом центре. Юбилей - особый повод для притока в регион больших капиталов и хороший информационный повод, привлекающий дополнительное внимание к городу. Использование бренда ЮНЕСКО. Включение исторического центра Ярославля в июле 2005 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО открывало широкие возможности для позитивного пиара по всему миру. Важным условием продвижения образа территории могут стать: ü интерпретация и промоушн культурных ресурсов; ü формирование региональных интернет-стандартов; ü выработка форм отношений субъектов виртуального пространства "в реальном мире". В целом, приведение музейного сайта в соответствие с обозначенными критериями - всего лишь вопрос критического взгляда на вещи. В большинстве случаев подобная работа не требует значительных финансовых затрат и профессиональных кадров, но имеет огромную отдачу. Сайт, способный удовлетворить потребности в информации потенциального туриста, не только служит инструментом маркетинга, не только продвигает услуги учреждения культуры, но и содействует реализации его РК-стратегии. Вопрос влияния на процесс формирования и развития, имиджформирующих характеристик местных ресурсов рассмотрен здесь лишь в первом приближении, и хотелось бы надеяться, что в дальнейшем эта тема получит развитие с точек зрения менеджмента интернет-ресурсов и регионального имиджмейкинга. 3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа Для своего постоянного развития учреждениям культуры приходится искать новые формы взаимодействия с обществом. Проводником подобных отношений стали средства массовой информации, напрямую сообщающие о культурных событиях и формирующие общественное мнение. Поэтому важнейшими задачами каждого учреждения культуры являются: ü постоянное взаимодействие с масс-медиа; ü выстраивание цивилизованных партнерских отношений; ü использование новых технологий и методов работы. Концепция работы с прессой Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева остро почувствовал необходимость выстраивания взаимоотношений со СМИ более трех лет назад. Отсутствие налаженных контактов проявлялось и в нехватке информации о музее, и в непрофессионализме подачи и описания тех или иных культурных событий, и, как следствие, в отсутствии должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциальных посетителей. Для решения проблемы в Радищевском музее были разработаны собственная модель прямого взаимодействия с общественностью, а также концепция работы с прессой. Основными задачами взаимодействия с общественностью были: ü создание положительного имиджа музея; ü широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее; ü стремление к удовлетворению интереса общественности к художественной жизни и искусству; ü помощь в становлении культурной журналистики в регионе. Концепция работы с прессой предполагала проведение работ в трех направлениях: ü взаимодействие и установление партнерских отношений с различными СМИ; ü подготовка и осуществление совместных проектов; ü использование новых технологий и методов в работе музея с общественностью. Для реализации этих задач была проведена необходимая подготовительная работа. Первоначально сотрудники музея структурировали все виды информации, используемой различными изданиями, на основе чего определили необходимые музейные информационные ресурсы. Затем была создана база данных всех наиболее значимых газет, журналов и телевизионных каналов, которые в той или иной мере освещают культурные события в Саратове и Саратовской области. В нее вошли местные, региональные и центральные СМИ. База данных включала следующую информацию: ü название и тип издания; ü почтовые и электронные адреса, телефоны и фамилии редакторов и журналистов, курирующих и освещающих культурные события региона; ü к основные публикации по данной тематике. Всего в базу вошло более 150 газет, журналов, радио- и телеканалов. Структурированная информация позволила провести мониторинг СМИ и их публикаций, выявить предпочтения в тематике и подаче различных событий. Эти сведения заложили основу для установления тесных контактов. В целом материал стал хорошим фундаментом для формирования музейного информационного портфеля, а в дальнейшем и информационных пакетов для редакций газет, журналов, теле- и радиоканалов, электронных изданий и т. п. В процессе изучения выявились и различные формы взаимодействия с прессой: ü проведение пресс-конференций и круглых столов; ü организация интервью и т. п. Таким образом, у музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее. Если в 2006 г. в саратовской прессе ему было посвящено около 70 публикаций и передач, то в 2007 г. их количество достигло 250, а в 2008 г. превысило 400. В настоящее время практически любое событие, проходящее в Радищевском музее или его филиалах, обязательно освещается несколькими телеканалами и большим количеством пишущих журналистов области. Регулярно стали появляться публикации о музее и в центральной печати, причем как в специализированных, так и в популярных изданиях, что еще больше способствовало привлечению к нему внимания. В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности. Наиболее удачными проектами стали: ü циклы телепередач "История одного шедевра" на телеканале ГТРК-Саратов; ü акция "Счастливый билет" на радио "Эхо Москвы в Саратове"; ü "Радищевский музей" - долговременный проект (2002-2004 гг.), реализованный в виде постоянной еженедельной рубрики в саратовских региональных выпусках газет "Известия", "Труд" и "Парламентская газета". Совместный проект Радищевского музея и названных газет вошел в число номинантов по разделу "Музей и пресса" на фестивале "Интерму-зей-2003", а журналист, курирующий проект со стороны изданий, получил почетный диплом фестиваля. Всего за два года сотрудниками музея было опубликовано более 100 различных материалов и статей музейной тематики. Не менее интересной формой сотрудничества стала и совместная организация двумя музеями (Радищевским и Государственным Русским музеем) конкурса среди журналистов, освещавших выставку "Три-века русского искусства", получившую широкий общественный резонанс в Саратове и области. Конкурс выявил новые формы и возможности взаимодействия музеев и прессы и позволил укрепить доверие и уважение партнеров друг к другу. В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом. Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web -ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее. Со временем сложилась общая схема взаимодействия учреждения с пользователями через Интернет, в которой одно из центральных мест занял сайт "Новости Радищевского музея". Именно через сайт происходит оперативное информирование прессы, специалистов, управленцев и широкого круга общественности о новостях культурной жизни. Сайт и сам во многом стал средством массовой информации, так как получил постоянных читателей (до 400 посетителей в день), а его новости регулярно транслируют десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов России: ü портал Музеи России; ü сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ; ü Яндекс; ü Рамблер; ü информационные агентства Ореанда, Росбалт, Регион.Ру, СарБК и т. д. ü Музейные информационные web - ресурсы; ü Информационный бюллетень музея; ü Архив информационного бюллетеня; ü Новостной сайт музея; ü Тематические; ü web - сайты музея; ü Информационный портал музея (проект); ü Пользователи музейной информации; Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по более тысячи адресам России, а дайджест новостей на английском языке еженедельно читают специалисты и деятели культуры из тридцати шести стран. Подтверждением того, что сайт "Новости Радищевского музея" выполняет функции СМИ, стало освещение им Всероссийского фестиваля "Ин-термузей-2007". Во время фестиваля на сайте в он-лайновом режиме, публиковались фоторепортажи о событиях, происходящих в Москве. То есть пользователи Интернета могли в любой момент получить оперативную информацию о мероприятии. В целом, за два года работы музей опубликовал на страницах своего новостного сайта более 500 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и других материалов. Термин "информационный туризм", появившийся среди пользователей и разработчиков Интернета, заставляет музеи и другие организации искать новые формы работы с интернет-ресурсами по культуре, с тем чтобы помочь виртуальным посетителям ориентироваться в информационном пространстве. Одной из таких форм может стать специализированная навигационная система. Подобная система, объединившая информацию о художественных музеях мира, создана на сайте "Новости Радищевского музея". Среди собранных в системе web - ресурсов - более 1000 сайтов музеев и галерей мира, специализированных сайтов по культуре и искусству, а также сайтов, посвященных известным художникам. Информация распределена в специальном меню по следующим рубрикам: ü музейные порталы и каталоги; ü галереи мира; а художники; ü стили искусства. Кроме того, основные ресурсы распределены по странам. На отдельных страничках представлены характеристика и описание наиболее известных учреждений той или иной страны и есть возможность быстрого перехода на сайты других музеев государства. В настоящее время можно совершить виртуальное путешествие по сайтам наиболее известных музеев и художественных галерей 24 стран. Навигационная система может легко наращиваться. Сейчас ведется разработка двух дополнительных модулей. Один из них предоставит возможность быстрого выхода на виртуальные туры по музейным залам, а второй будет вести поиск по детским развивающим играм, размещенным на сайтах художественных музеев мира. Навигационная система помогает пользователю не только выбрать виртуальный маршрут, но и получить эксклюзивную информацию о культурных и исторических достопримечательностях различных стран. Инновационность системы заключается в том, что она находит применение и внутри музея - в информационной зоне для реальных посетителей. Например, в интернет-арт-кафе Радищевского музея "Виртуальный художественный мир" посетители используют ее для виртуальных путешествий по музеям мира. В ближайшей перспективе - открытие интернет-пресс-клуба, где для журналистов и специалистов будет организована виртуальная площадка общения. Там они смогут высказывать свою точку зрения и публиковать материалы по культурной тематике. Подобный подход к организации работы дает пользователям возможность получать полную картину культурной жизни и оказывает значительное влияние на формирование положительного имиджа музея. Таким образом, у Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее. В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности. В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом. Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web-ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее. Заключение Музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью. Так, результаты деятельности французского Диснейленда ошеломительны: за год его посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею, вместе взятые, при этом очевиден и финансово-экономический результат такого сопоставления. В этих условиях необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения достопримечательностей, позволяющую сформировать современную модель функционирования объектов показа, сочетая в ней историческую преемственность культурных традиций и экономическую важность. Развитие идеи маркетинга достопримечательностей как неотъемлемой части маркетинга имиджа и маркетинга территорий заставляет по-новому взглянуть на территориальное развитие, и, прежде всего, осознать необходимость регионам опираться на собственные силы. Концепция территориального туристского маркетинга дает регионам реальную возможность найти долгосрочные источники самофинансирования, что, в свою очередь, поможет решить главную проблему регионального управления — достичь устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий. Состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние. В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию. У Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее. В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности. В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом. Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web -ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее. Список использованных источников 1. Анчишкин А.И. Наука, техника, экономика. 2-е издание. М.: Экономика, 2006. 2. Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007. 3. Глазьев СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М: ВлаДар, 2007. 4. Журавлев А.Е. К вопросу о роли государственного регулирования экономического развития. В кн. Материалы Международной научно-практической конференции. Васильевские чтения. «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре». 31 окт. .2006 г. Часть 2. М.: Изд-во РГТЭУ, 2008. 5. Журавлев А.Е. О совершенствовании государственного регулирования развития инноваций: политико-экономический аспект. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Научный журнал. М.: Изд- во РГТЭУ, 2007, № 1(17), 6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993; 7. Львов Д.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 2008. 8. Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008. 9. Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008. 10. Новиков В.С. А.Е. Развитие инноваций в России: совершенствование государственного регулирования. // Инновации и инвестиции. № 1 (9), 2007, Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М.: Изд-во МГУПИ, 2006. 11. Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007. 12. Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М.: Издательство «Палеотип». 2007. 13. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2009 года. // Российская газета. 2007. №12 14. Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52) 15. Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982;
[1] Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007.С. 277. [2] Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008. С. 17. [3] Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008.С. 311. [4] Цит по: Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М: Изд-во МГУПИ, 2008.С. 244 [5] Там же. С. 253. [6] Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007. С. 77. [7] Там же. С. 79. [8] Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М: Издательство «Палеотип». 2007. с. 157. [9] Там же. С. 172. [10] Цит по: Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52) С. 22 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |